Развитие квазиконкурентных рынков в условиях цифровизации экономики

Стрелец И.А.1
1 Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 1 (Январь-март 2024)

Цитировать:
Стрелец И.А. Развитие квазиконкурентных рынков в условиях цифровизации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – Том 14. – № 1. – doi: 10.18334/vinec.14.1.120542.

Аннотация:
В условиях цифровизации экономики происходит переосмысление существующих теоретических концепций и положений, а также модификация поведения игроков на экономическом поле. Автором были выявлены изменения в реализации монопольного положения отдельными компаниями на цифровых рынках. Показано влияние цифровизации на развитие тенденций квазиконкуренции, что демонстрируют практические примеры. В результате проведенного исследования сделан вывод об усилении конкуренции на высокотехнологичных рынках, чему способствуют низкие входные барьеры как для потребителей, так и для производителей продукта. Пандемия, создавшая преимущества для развития отдельных платформ и резкого роста ряда компаний, перестала быть решающим фактором влияния на рынке, и компании, получившие преимущества на определенном временном интервале, вынуждены искать другие решения в изменившихся условиях. Статья может быть интересна экономистам-теоретикам, которые занимаются проблематикой квазиконкурентных рынков, а также более широко – вопросами конкуренции, анализом взаимосвязи рыночной структуры и поведения компаний на рынке. Статья может также заинтересовать экономистов-практиков, работающих в сфере цифровой экономики, быть использована в учебном процессе для чтения лекций и проведения семинарских занятий по курсам «Теория отраслевых рынков», «Цифровая экономика» и др.

Ключевые слова: квазиконкурентные (соревновательные) рынки, цифровая экономика, цифровизация экономики, барьеры входа и выхода, цифровые платформы

JEL-классификация: H44, L10, L86



Введение

Актуальность темы исследования обусловлена развитием тенденций квазиконкуренции на современных рынках и необходимостью анализа влияния цифровизации экономики на данный процесс.

В данной статье автор опирался на работы зарубежных и отечественных исследователей в области изучения цифровых рынков. Прежде всего, это работы основоположников теории квазиконкурентных (соревновательных) рынков [4] и тех, кто стоял у истоков анализа подобных рыночных структур [3, с.48-64]. Кроме того, это и более поздние работы, посвященные рассмотрению специфики конкуренции на таких рынках [6, 14], а также ряд работ, которые отражают взаимосвязь рыночных структур с развитием цифровой экономики [7, с.203-207] и особенности функционирования конкрентных рынков, которые можно отнести по ряду признаков к квазиконкурентным [2, с.36-47, 5, с.1-7, 8, с. 293-311, 11, с.313-329]. Мы также опирались на некоторые работы в областях, близких к нашей теме исследования [1, с.1325-1344, 12, с.114-117]. Кроме того, были использованы статистические данные специализированных журналов [9, 10] и сайтов компаний [13, 15].

Цель исследования – показать, каким образом цифровизация экономики влияет на развитие квазиконкурентных рынков.

Научная новизна заключается в предложении авторского подхода к анализу соревновательных рынков через призму влияния цифровизации экономики на усиление квазиконкурентных тенденций.

Авторская гипотеза заключается в предположении о существенном влиянии цифровизации экономики на усиление квазиконкуренции и развитие квазиконкурентных (соревновательных) рынков.

Методология исследования включает анализ, синтез, сбор и обработку данных, аналитическое обобщение.

Квазиконкурентные рынки: теоретические аспекты

Анализ влияния структруры рынка на деятельность компании – тема, которая достаточно давно интересует экономистов. Знаменитая гарвардская парадигма «структура – поведение – эффективность» всегда утверждала определяющее влияние структуры отрасли на поведение фирм, которое в свою очередь влияет на эффективность их деятельности. Логика подсказывает, что поведение фирм на монополизированном рынке не будет соответствовать нормам совершенной конкуренции.

Но в конце ХХ века формируется теория квазиконкурентных рынков которая выдвигает утверждения, противоречащие стандартным выводам исследователей рыночных структур. Квазиконкурентный рынок, или соревновательный рынок, - это такой рынок, на котором действуют сильные компании, обладающие характеристиками монопольных компаний, но при этом их поведение напоминает поведение игроков на рынке совершенной конкуренции. Главное отличительной чертой, присущей квазиконкурентному рынку, является полное отсутствие рыночных барьеров, нулевые издержки входа на рынок и выхода с рынка. Крупная компания, обладающая всеми признаками потенциального лидера, может быстро войти на рынок, и те фирмы, которые уже находились на рынке, не имеют возможности оперативно среагировать на такой вход: не могут ни препятствовать входу, ни как-то изменить собственное поведение. Но и лидер, понимая в полной мере простоту входа и высокий уровень конкуренции, начинает вести себя не так, как обычно ведут себя монополисты. Крупная компания устанавливают низкую цену, приближающуся к уровню средних издержек. Другие компании вынуждены тоже поддерживать низкий уровень цен в отрасли. В итоге все фирмы ведут себя как ценополучатели, а равновесие на таком рынке напоминает равновесие на рынке совершенной конкуренции.

Данная теория была разработана У.Баумолем, Дж.Панзаром, Р.Виллингом [4]. Cобственно, мысль о том, что сильноконцентрированная рыночная структура может приводить его участников к ситуации совершенной конкуренции высказывалась и ранее (парадокс Бертрана в конце XIX в.), но теория соревновательных рынков подает эту мысль несколько иначе: во-первых, речь идет не о дуополии, как у Бертрана, а о любой достаточно концентрированной структуре, во-вторых, детально анализируется сам процесс конкуренции на таком рынке. Теория квазиконкурентных (соревновательных) рынков получила развитие в работах многих других ученых, причем если в ранних работах внимание уделяется в большей степени самому механизму конкуренции [3, с.48-64], в более поздних работах делаются попытки найти способ повышения привлекательности таких рынков для компании: это может быть рост эффективности производства [14] или потенциальная возможность сохранения монопольной ренты в условиях квазиконкурентного рынка [6, с.89-92].

Для того, чтобы можно было говорить о существовании квазиконкурентного рынка, необходимо наличие у такого рынка определенных характеристик. Стандартные характеристики квазиконкурентного рынка: низкие (даже нулевые) барьеры входа и выхода на рынок, минимальные невозвратные издержки (фирма не принимает их во внимание), отсутствие асимметричности в доступе к информации и технологиям, небольшое количество игроков, высокая конкуренция. Последняя характеритсика очень важна, поскольку именно высокий уровень конкуренции заставлят крупные фирмы вести себя не так, как это происходит на обычном монополизированном рынке.

Если равновесие в условиях монополии предполагает максимизацию прибыли на основе равенства предельного дохода и предельных издержек MR=MC, что приводит к занижению объема продаж и завышению цены, то в данном случае крупные компании наоборот приходят к необходимости увеличения объема продаж и снижения цены, что отражено на рис.1.

Рис.1. Равновесие на квазиконкурентном рынке.

Если бы мы отталкивались от необходимости достижения монопольного равновесия, то есть следовали правилу MR=MC, была бы установлена монопольно высокая цена Р1 и монопольно низкий объем производства Q1. Но в условиях квазиконкурентного рынка фирмы устанавливают цены на уровне средних издержек (P2) или на уровне предельных издержек (P3), чему соответствуют объемы выпуска Q2 и Q3, которые больше объема Q1. Такие равновесия гораздо больше напоминают условия равновесия на конкурентном рынке.

В экономической литературе присутствует огромное количество работ, посвященных исследованиям конкретных квазиконкурентных рынков: рынки авиаперевозок [2, с.36-47], банковских услуг [11, с.313-329], азотных удобрений [5, с.1-7], цифровых музыкальных плееров [8, с.293-311] и т.д. Кроме того, появляются работы, в которых поднимаются вопросы относительно взаимосвязи рыночных структур и цифровой экономики [7, с.203-207].

Мы предполагаем проанализировать влияние цифровизации экономики на развитие квазиконкурентных рынков, а также привести конкретные примеры таких рынков.

Цифровизация экономики и ее влияние квазиконкуренцию

Учитывая вышеизложенное, признаками квазиконкуренции будут обладать такие рынки, которым одновременно с ограниченным количеством основных игроков присущ высокий уровень конкуренции, что прямо или косвенно подтвеждают следующие особенности: низкая дифференцированность предлагаемых товаров, высокая динамика выхода новых компаний на рынок и ухода с рынка, частая смена лидера, относительно низкие, стабильные (или даже снижающиеся) цены.

В условиях цифровизации возникает необходимость стандартизации многих видов продукции, что в то же время дает возможность им активно конкурировать на рынке. Существуют стандарты на способы кодирования и сжатия, на форматы аудиоматериалов и видеоматериалов в цифровой форме, на цифровое телевидение и на телевидение высокой частности, на сетевые протоколы, на технологии мобильной связи и т.п. Компания в условиях цифровизации экономики должна принимать во внимание существующие стандарты и следовать им, что снижает степень дифференцированности товаров и услуг на таких рынках.

Цифровизация значительно расширяет возможности квазиконкурентных рынков и содействует их развитию, снижая входные барьеры (в отдельных отраслях практически до нуля), причем как для потребителя (один-два клика – и потребитель уже в новой сети), так и для производителя. Цифровизация обесценивает значимость гравитационной модели и географического фактора в целом, повышая информированность потребителя о товарах и услугах, тем самым наращивая степень рыночной конкуренции.

Цифровизация помогает не только появлению новых компаний на рынках, но и появлению новых рыночных структур со свойствами квазиконкурентных рынков, чему способствует распространение электронных торговых площадок, выход на которые отличается низкими входными барьерами.

На высококонкурентных рынках игроки увеличивают и понижают свои доли в объеме продаж, зачастую при этом динамично меняется лидер. Цифровые компании могут очень быстро, буквально стремительно расти. Яркий пример – резкий взлет сервиса Zoom в 2020 г. В результате пандемии количество пользователей сервиса выросло с 10 млн в начале 2020 г. до 300 млн в апреле 2020 г. [15]. Сегодня у компании, по данный Forbes, более полумиллиона клиентов и более 1 млрд. долл выручки [10]. Но ситуация стремительно меняется: завершение самоизоляции и растущая конкуренция со стороны других цифровых платформ (Microsoft Teams, Webex) заставляет компанию искать новые источники роста. Рынок видеоконференций очень быстро превратился в весьма конкурентный и даже перенасыщенный.

Еще один аргумент в подтверждение гипотезы о влиянии новых технологий на развитие квазиконкуренции, – это многочисленные преимущества сетевой монополии для потребителя, которые связаны как с сильными сетевыми экстералиями, так и с возможностью осуществлять комплементарные продажи. Сетевой монополист достаточно часто не повышает цену или даже снижает ее при условии нарастания спроса на продукт. В принципе ценовая сторона закона Мура [12, с.114-117]. является косвенным подтверждением стремления таких рынков к квазиконкуренции.

Разумеется, мы не сможем проследить снижение цен абсолютно во всех сегментах работы таких компаний, но на отдельных рынках такое снижение заметно. Яркий пример – игровой сегмент.

Крупнейшие компании рынка (по объему выручки от игрового бизнеса): Tencent, Sony, Apple, Microsoft, NetEase, Google, Activision Blizzard, Electronic Arts, Nintendo, Take-Two Interactive, Warner Bros. Entertainment, а общий доход мирового рынка гейминга составил около 187,7 млрд долл в 2023 г . [13]. При этом цены на продукцию не отличаются сильным ростом, а иногда даже снижаются. Так, компания Microsoft в 2023 г. снизила цену на SSD для Series X/S на 32 %, что повышает конкурентоспособность карт расширения по сравнению с NVMe-накопителями [9]. Компания Tencent (КНР), занимающая первую строчку, поддерживает работу условно-бесплатной игры PUBG Mobile.

Возвращаясь к примеру компании Zoom, несмотря на такой колоссальный рост спроса со стороны потребителей, компания даже в периоды стремительного роста продаж не повышала существенно цены на свои услуги.

Высокая конкуренция, низкие издержки репликации и относительно низкие входные барьеры заставляют компании проводить нетипичную для монополий ценовую политику. Большое влияние на формирование цены имеет «готовность платить» со стороны потребителя, которая имеет свои региональные особенности, а также – цены конкурентов. Динамичные изменения, происходящие под влиянием жесткой конкуренции, заставляют производителей применять гибкую систему скидок и развивать относительно новые направления, включая игры с эффектами виртуальной реальности, с эффектами дополненной реальности, облачные игры и т.п.

В последнее время предпринимались попытки регулирования цифровых рынков как на страновом, так и на межстрановом уровне. В этом отношении особенно известны предложения по применению в качестве одного из антимонопольных законов Американского закона об инновациях и онлайн-выборе AICO (American Innovation and Choice Online Act) и уже принятого европейского Закона о цифровых рынках DMA (Digital Markets Act). Оба закона направлены на поддержание конкуренции и борьбу с монополизацией цифровых рынков. Однако, принимая во внимание квазиконкурентную природу многих таких рынков, возникает справедливый вопрос о том, насколько такие законы будут полезны, не будут ли они препятствовать естественному развитию рынков.

Выводы

Таким образом, цифровизация экономики меняет наше представление о приоритетном влиянии характера рыночной структуры на поведение компании. Разумеется, невозможно утверждать, что все цифровые рынки являются конкуретными, но процессы цифровизации явно содействуют развитию квазиконкуренции рынков.

Вопрос относительно степени вмешательства государства в регулирование цифровых рынков остается пока сложным и очевидно должен решаться по мере наблюдения за подобными рынками и учитывать квазиконкурентную природу многих из них.


Источники:

1. Абрамов И.В., Абрамов В.И. Центры аддитивных технологий – драйверы цифровой трансформации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1325-1344. – doi: 10.18334/vinec.12.3.115107.
2. Селиверстов Д.А. Квазиконкуренция на рынке воздушных перевозок // Современная конкуренция. – 2016. – № 6(60). – c. 36-48.
3. Bailey E.E., Kaplan D.P., Sibley D.S. On the Contestability of Airline Markets: Some Further Evidence. Palgrave Macmillan Books. [Электронный ресурс]. URL: https://ideas.repec.org/h/pal/palchp/978-1-349-17099-9_3.html (дата обращения: 20.01.2024).
4. Baumol W.J., Panzar J.C.,Willig R.D. Contestable Markets and the Theory of Industry Structure. - New York: Harcourt Brace Jovanovich Inc., 1982. – 510 p.
5. Bekkernan A., Brester G., Ripplinger D. The History, Consolidation, and Future of the U.S. Nitrogen Fertilizer Production Industry // Choices. – 2020. – № 2. – p. 1-7. – doi: 10.22004/ag.econ.304123.
6. Braido L.H.B., Shalders F.L. Monopoly rents in contestable markets // Economics Letters. – 2015. – p. 89-92. – doi: 0.1016/j.econlet.2015.03.008.
7. Breznitz D., Kenney M., Rouvinen P., Zysman J., Yla-Anttila P. Value Capture and Policy Design in a Digital Economy // Journal of Industry, Competition and Trade. – 2011. – № 3. – p. 203-207. – doi: 10.1007/s10842-011-0108-3.
8. Dai W., Yu K. Contestability in the Digital Music Player Market // Journal of Industry, Competition and Trade. – 2019. – № 2. – p. 293-311. – doi: 10.1007/s10842-018-0284-5.
9. Ferra.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ferra.ru/news/games/microsoft-oficialno-snizila-cenu-na-ssd-dlya-xbox-series-x-s-07-05-2023.htm (дата обращения: 10.01.2024).
10. Forbes. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/finansy/438675-bolee-1-mlrd-vyrucki-i-500-000-pol-zovatelej-pocemu-akcii-zoom-upali-posle-otceta (дата обращения: 02.02.2024).
11. Lapteacru I., Nys E. L'impact de la concurrence sur l'efficience des banques. Le cas des peco // Revue Economique. – 2012. – № 2. – p. 313-329. – doi: 10.2307/27975866.
12. Moore G.E. Cramming More Components onto Integrated Circuits // Electronics. – 1965. – № 8. – p. 114-117.
13. Newzoo. Global Games Market Report 2023. Daelab.cn. [Электронный ресурс]. URL: http://www.daelab.cn/wp-content/uploads/2023/09/2023_Newzoo_Free_Global_Games_Market_Report.pdf (дата обращения: 31.01.2024).
14. Ponssard J.-P. Productive Efficiency and Contestable Markets. Working Papers hal-00243066, HAL. [Электронный ресурс]. URL: https://ideas.repec.org/p/hal/wpaper/hal-00243066.html (дата обращения: 12.01.2024).
15. Zoom Video Communications, Inc. [Электронный ресурс]. URL: https://zoom.us (дата обращения: 30.01.2024).

Страница обновлена: 11.02.2024 в 19:15:21