Инфраструктура рынка труда: типология и воздействие ее элементов на социально-трудовые отношения на рынке труда
Ахмедов Ф.К.1, Шубенкова Е.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 143
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 1 (Январь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59885194
Аннотация:
В статье рассмотрены основные подходы к понятию инфраструктуры рынка труда. Проанализированы исторические особенности становления различных типов инфраструктуры рынка труда, выявлены классический, индустриальный и современный тип инфраструктуры. Проведен анализ как государственных, так и негосударственных элементов инфраструктуры. В частности, в статье рассмотрены государственные центры занятости населения, центры карьеры при высших учебных заведениях, профсоюзы, кадровые агентства и цифровые платформы занятости. Указано место в системе инфраструктуры рынка труда различных его элементов
Ключевые слова: инфраструктура, рынок труда, занятость населения
JEL-классификация: J21, J23, J24
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день становится очевидным тот факт, что на рынок труда влияет огромное количество новых факторов, связанных с постоянными изменениями в формах занятости и образованием различных институтов в структуре трудовых отношений. Стоит отметить, что современные факторы оказывают влияние непосредственно на саму инфраструктуру рынка труда, которая, фактически, является одним из главных регуляторов социально-трудовых отношений. Определение этих факторов, а также выявление степени и характера их влияния на инфраструктуру рынка труда является необходимым условием корректировки экономической политики государства, а также активной и пассивной политики занятости населения. Одним из способов минимизации негативного эффекта и усиления позитивного от влияния различных экономических и институциональных факторов является создание поддерживающей системы инфраструктуры рынка труда, которая состоит из множества государственных и негосударственных элементов.
В прошлом огромное внимание в рамках анализа факторов, влияющих на элементы инфраструктуры, традиционно уделялось экономическим факторам. Стоит отметить, что этот тип факторов и сегодня имеет всеобъемлющее влияние на различные элементы государственной системы. Тем не менее, на сегодняшний день рынок труда сталкивается и с иными факторами, основа которых лежит не в вопросах экономики, но в политическом, социальном и правовом поле.
Вопросы типологии инфраструктуры рынка труда, а также воздействия ее отдельных элементов на социально-трудовые отношения сегодня поднимаются рядом исследователей. К примеру, анализ самого понятия инфраструктуры и анализ отдельных ее элементов приводится в статье Лагуновой И.И. [13, с. 181-183], а также в статье Басос Е.В. [14, с. 366-372]. Также отдельные элементы инфраструктуры, а именно кадровые агентства, анализируются в работе Скобляковой И.В. [15, с. 318-322]. На международном уровне вопросы развития отдельных элементов инфраструктуры рынка труда и выгод от процесса развития непосредственно для рынка труда освящаются в работе Хуекин Жу [16, с. 57-72] и Афина М.С. [17, с. 66-88]. Несмотря на широкую репрезентативность темы, существует научный пробел, связанный с недостаточным анализом отдельных элементов инфраструктуры рынка труда, а также недостаточным обоснованием эффекта от воздействия определенных элементов на социально-трудовые отношения на рынке труда. Исходя из этого, научная новизна работы состоит в обосновании типологии инфраструктуры рынка труда и воздействии ее элементов на социально-трудовые отношения на рынке труда. Авторская гипотеза заключается в том, что определение типологии и воздействия элементов инфраструктуры на социально-трудовые отношения может лечь в основу будущей корректировки политики занятости населения.
Целью статьи является определение типологии инфраструктуры рынка труда и воздействия отдельных ее элементов на социально-трудовые отношения. В рамках поставленной цели необходимо решение ряда задач:
1) разработать типологию инфраструктуры рынка труда;
2) выявить относительно современные элементы инфраструктуры рынка труда;
3) обосновать воздействие отдельных элементов инфраструктуры на социально-трудовые отношения.
Теоретико-методологической основой исследования выступили научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области рынка труда. Также были использованы общенаучные методы исследования, методы системного, сравнительного анализа, экспертных оценок, систематизации.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Исторически инфраструктуру рынка труда определяли как совокупность институтов, обеспечивающих содействие распределению и использованию человеческого капитала, согласованию спроса и предложения. [1, с. 184] Как правило, инфраструктура представлена рядом государственных и негосударственных, коммерческих структур, которые также являются и элементами поддержки рынка труда. Помимо этого, инфраструктура необходима для повышения гибкости рынка труда, что в условиях постоянных экономических шоков является необходимым условием стабильности национального рынка труда. [2, с. 198] Очевидным фактом является то, что самые устойчивые модели рынка труда в развитых странах объединяет грамотное регулирование, которое заключается в реализации эффективной политики занятости населения. Реализуемая политика в том числе направлена на поддержку и защиту молодых специалистов и социально уязвимых слоев населения, но для успешной реализации необходима развитая и многофункциональная инфраструктура, включающая различные организационные методы по обеспечению занятости населения и учитывающая региональный аспект, так как в большинстве крупных стран существуют регионы с негативной социально-экономической динамикой. Инфраструктура как поддерживающий элемент рынка труда должна охватывать и депрессивные регионы.
Развитая инфраструктура рынка труда на сегодняшний день также должна включать институты, реализующие не только экономические, но и правовые и финансовые механизмы государственного регулирования рынка труда. Несмотря на то, что неоклассическая экономическая теория базируется на стихийном саморегулировании рынка, государственное регулирование сегодня является необходимым элементом функционирования рынка труда, что находит свое место в создании государственных элементов инфраструктуры. Содержащиеся в системе инфраструктуры организации и институты должны создавать благоприятные условия для функционирования и развития рынка труда даже в условиях экономической нестабильности. [3, с. 95]
Инфраструктура рынка труда в разные исторические периоды имела определенные различия, что в первую очередь продиктовано разным доминирующим характером трудовых отношений. К примеру, классический тип инфраструктуры функционировал в условиях неразвитого и слабо регулируемого рынка труда, в котором основной тип отношений был прост: работник – работодатель без включения каких-либо субъектов, а также слабым воздействием институтов защит прав и свобод. Подобный тип инфраструктуры находил свою реализацию практически во всем мире в период до начала 20 века, до начала процесса индустриализации, конвейерного производства и создания международных организаций, целью которых было создание международных стандартов условий труда. Одной из таких организаций, несомненно, стала Международная организация труда, созданная в 1919 году.
Технический прогресс и создание международных организаций повлекло за собой развитие нового типа инфраструктуры – индустриального, в основу которого лег новый характер трудовых отношений: субъект рынка труда – организация представитель. В первую очередь процесс характеризовался созданием новых представительских организаций – профсоюзов работников и организаций-представителей работодателей, или же объединений работодателей. Процесс организации профсоюзных движений помог добиться признания со стороны властей и понимания того, что их существование полезно для рынка труда и защиты прав работников. Стоит отметить, что этот процесс наблюдается и сегодня и связан с сильно увеличивающимся числом забастовок по всему миру, особенно в западных странах. К тому же необходимо обратить внимание не только на число забастовок, но и на их характеристику. Большинство современных забастовок носят массовый и систематический характер. К тому же многие характеризуются стихийным процессом и от одной сферы перетекают в другую, охватывают работников в различных сферах, а не только в одной.
В современное время развитие новых, нестандартных и не всегда поддающихся регулированию новых типов занятости требует от государства создания новых элементов инфраструктуры, призванных осуществлять контроль функционирования рынка труда. Фактически, это означает трансформацию трудовых отношений в модель «субъект рынка труда – государство». [4, с. 108] В рамках такой модели необходимо поддержание молодежного рынка труда и создание новых элементов инфраструктуры, носящих как государственный, так и негосударственный характер, что также влечет за собой активное вмешательство государства в процессы регулирования рынка труда. На рисунке 1 представлены типы инфраструктуры рынка труда.
Рисунок 1 – Типы инфраструктуры рынка труда и их характеристика
Источник: составлено автором
Одним из базовых, государственных элементов инфраструктуры рынка труда являются центры занятости населения. Очевидно, что основная функция у подобных центров – поддерживающая, так как деятельность центров направлена преимущественно на социально незащищенные слои населения. Наравне с поддерживающей также очевидна регулирующая функция, так как центры занятости как государственный элемент позволяют регулировать уровень безработицы на национальном рынке труда. Фактически, система центров занятости на сегодня является просто необходимым элементом в рамках системы инфраструктуры рынка труда для большинства стран с развитой или развивающейся экономикой, что доказал опыт большинства западных стран и государств азиатского региона. Исключительным условием, при котором не столь обязательно создание подобной системы, можно назвать лишь отсутствие рынка труда как такового, что представляется возможным при плановой экономике. Тем не менее, в современных реалиях это сложный механизм, реализация которого является условием для создания стабильного и гибкого рынка труда. [5, с. 906] Также необходимо учитывать, что функции служб занятости не ограничиваются лишь помощью при трудоустройстве безработных, а также включают психологическую поддержку, профессиональное обучение и переобучение, повышение квалификации и социальную адаптацию на рынке труда.
Наряду с государственными элементами инфраструктуры рынка труда, стоит отметить и существование негосударственных элементов, которые в первую очередь представлены кадровыми агентствами, оказывающими услуги как по подбору персонала, так и по аудиту, кадровому консалтингу и функционально-стоимостному анализу. В целом, коммерческие кадровые агентства можно разделить на несколько типов: специализированные на внутрифирменном разделении труда и специализированные по типам найма персонала. Исходя из специализации, они, как правило, оказывают услуги либо по массовому подбору персонала, либо на услуги исполнительного поиска, хэдхантинга, а также услуг аутсорсинга и аутстаффинга. Отдельно можно выделить кадровые агентства, которые специализируются на услугах прелиминаринга, что означает подбор в компанию на базовые позиции либо выпускников, либо студентов старших курсов вузов. Функции кадровых агентств перечислены в таблице 1.
Таблица 1
Основные функции кадровых агентств
Название функции
|
Сущность функции
|
Хэдхантинг
|
Поиск
ключевых и редких сотрудников с высокой квалификацией, в большинстве случаев
на руководящие позиции
|
Исполнительный
поиск
|
Технология
поиска персонала, обладающего опытом работы и развитыми компетенциями на
линейные позиции
|
Массовый
подбор
|
Поиск,
отбор и прием на работу большого количества кандидатов. Как правило,
характеризуется быстротой процесса и зачастую низкой квалификацией
подобранного персонала
|
Аутсорсинг
|
Передача
организацией на основании договора определенных функций сторонней компании
|
Аутстаффинг
|
Способ
организации работы, при которой часть сотрудников одной компании юридически
оформляются в штат компании-аутстаффера
|
Прелиминаринг
|
Стратегия
привлечения молодых и перспективных специалистов в организацию
|
Несомненно, кадровые агентства сегодня являются важным элементом инфраструктуры рынка труда, который необходим для регулирования спроса и предложения, а также уровня занятости и безработицы на рынке труда, причем как на рынке труда в целом, так и в частности на молодежном рынке труда, игнорирование которого сегодня не представляется возможным. Основной проблемой развития кадровых агентств как элемента инфраструктуры можно назвать региональный аспект, при котором коммерческая организация предпочитает осуществлять свою деятельность в развитых регионах страны с устойчивым рынком труда, но зачастую опасается вести деятельность в экономически неблагополучных регионах, которые на регулярной основе подвергаются экономическим шокам. Другой проблемой может стать недостаточно проработанная законодательная база. Примером этой проблемы служит российское законодательство, которое не в полной мере охватывает понятие «аутстаффинг», который является одним из основных видов деятельности для многих кадровых агентств. Трудовой кодекс Российской Федерации не охватывают это понятие, встречается лишь синонимичное понятие «заемный труд», причем, согласно закону, в России он запрещен. Однако, статья 18.1 закона «О занятости населения» позволяет передавать сотрудников юридическому лицу на время для выполнения определенных задач. Очевидно отсутствие единообразия в понимании «аутстаффинга» как функции и вида деятельности.
Помимо кадровых агентств, стоит отметить такой элемент инфраструктуры, как цифровые платформы, создание которых тесно связано с возникновением новых типов занятости в структуре социально-трудовых отношений. В первую очередь речь идет о неформальной и платформенной занятости. Оба типа схожи тем, что являются неустойчивой занятостью. Согласно методологии МОТ, неустойчивой занятостью можно назвать тип занятости, для которой характерны следующие особенности:
1) низкий уровень заработной платы;
2) незащищенность от прекращения трудовых отношений;
3) отсутствие доступа к механизмам социальной защиты и благам, которые соотносятся со стандартными формами занятости;
4) отсутствие доступа или неполномерный доступ к реализации своих прав на рабочем месте. [6]
Действительно, работники, осуществляющие деятельность с помощью цифровых платформ, к сожалению, часто сталкиваются с перечисленными проблемами. В первую очередь это связано с недостаточно проработанной законодательной базой, которая не охватывает нестандартные формы трудовых отношений. Особенно явно эта проблема выделяется в процессе регулирования цифровых платформ, так как трудовые отношения не регламентируются ТК РФ по причине отсутствия между работником и заказчиком трудового договора, как срочного, так и бессрочного. В лучшем случае может быть заключен договор подряда, который будет регламентирован лишь Гражданским кодексом РФ. Все это ведет к недоступности механизмов социальной защиты и отсутствию доступа к каким-либо социальным благам. Тем не менее, стоит отметить и позитивный эффект от развития цифровых платформ занятости и платформенной занятости в целом. В первую очередь стоит выделить региональный аспект, особенно актуальный для России, в которой инфраструктура рынка труда развита крайне разнородно. Кадровые агентства, осуществляющие деятельность на территории РФ, предпочитают работать в развитых регионах, характеризующихся положительной экономической и социальной динамикой, но не спешат открываться в депрессивных регионах. Цифровые платформы могут использоваться в любом регионе, так как используют современные облачные технологии. Также стоит отметить, что цифровые платформы позволяют осуществлять плавный переход к гибкому графику труда, который уже давно стал одной из главных современных тенденций социально-трудовых отношений. С другой стороны, бесконтрольное развитие цифровых платформ и платформенной занятости ведет к снижению стандартов условий труда по причине масштабирования рынка. С учетом монополизации или олигополизации многих рынков (доставка еды, такси) и привлечения большого числа соискателей с низкой квалификацией, это приводит к созданию «рынка покупателя», при котором финансовый капитал начинает диктовать труду свои условия. Опасность этого процесса множество раз была описана с помощью марксисткой теории формирования прибавочной стоимости и отчуждения труда.
Стоит отметить, что различные элементы инфраструктуры могут быть характерны для определенных экономических моделей. В индустриальных странах, к примеру, как правило, исторически присутствует мощное профсоюзное движение, защищающие права рабочих. Явным примером является Великобритания в первой половине 20 века. В условиях существования крупных мировых промышленных центров в Манчестере, Лидсе и Ливерпуле, в стране происходил массовый подъем профсоюзов. Подъем со временем был встречен неолиберальной политикой кабинета министров Маргарет Тэтчер, в рамках которой происходила борьба с профсоюзным движением. Итогом борьбы стал ряд экономических и социальных реформ, направленных на улучшение эффективности рынка труда Великобритании путем ограничения прав профсоюзов. Ограничения в первую очередь проявлялись в реформах, запрещающих «забастовки солидарности», а также в навязывании тайных голосований. Кроме того, обязательным становилось предварительное предупреждение работодателей о начале забастовки. [7, с. 121] Примечательно, что сегодня в западных странах можно наблюдать результаты консервативной политики в рамках «тэтчеризма» и «рэйганомики» по отношению к профсоюзам. Самым ярким примером служит бурный рост профсоюзного движения, начавшийся еще 2012-2014 годах со стихийного развития движения «Fight for 15 dollars». Целью движения было повышение минимальной федеральной заработной платы, которая на тот момент в большинстве штатов была на среднем уровне в 7 долларов в час. Результатами забастовочного движения стали повышение минимальной почасовой заработной платы до 15 долларов в большинстве штатов и одновременное сокращение занятости в перспективе до 1,5 миллиона рабочих мест. [8] Тем не менее, развитое профсоюзное движение не характерно для всех стран с индустриальной экономикой. Свидетельством этого является Российская Федерация, в которой деятельность профсоюзов характеризуются целым рядом проблем. Также стоит обратить внимание, что профсоюзный орган как элемент инфраструктуры не может быть подконтролен государству, следовательно, должен относиться к типу негосударственных элементов.
Проблема развития этого элемента инфраструктуры рынка труда в первую очередь лежит в несоответствии целей и задач элемента и капиталистической идеологии. В условиях существования свободного рынка коммерческие организации заинтересованы в создании максимальной прибавочной стоимости продукта, которая, как известно из марксистской экономической теории, реализуется путем эксплуатации работника и отчуждения его от результатов труда. Профсоюз же, как элемент инфраструктуры, необходим для защиты прав и свобод этого работника. Естественно, что коммерческая организация не заинтересована в развитии профсоюза.
Также одним из важнейших элементов инфраструктуры рынка труда являются центры трудоустройства и карьеры при вузах. Опыт западных стран показал, гибкий рынок труда, способный адекватно реагировать на экономическую нестабильность, возможен только при поддержке молодежного рынка труда. Ввиду ряда проблем выпускникам вузов зачастую бывает сложно быстро найти свое место на рынке труда. Самой явной проблемой является нестабильность в экономике, по причине которой работодатели начинают скептически относиться к соискателям без опыта работы. Экономическая нестабильность может также повлиять на уменьшение бюджетов на обучение персонала в компаниях, ведь, как известно, обучение является одним из самых дорогостоящих направлений в HR менеджменте. На проблему трудоустройства выпускников может также влиять такой феномен, как «эйджизм», который означает дискриминацию по возрасту. Центры трудоустройства и карьеры при вузах ставят перед собой задачу поиска первого места работы студентам старших курсов, как в рамках производственных и преддипломных практик, так и в рамках стажировок.
Таким образом, основные элементы инфраструктуры рынка труда можно разделить на государственные и негосударственные. Основные элементы представлены в таблице 2.
Таблица 2
Государственные и негосударственные элементы инфраструктуры рынка труда
Государственные элементы
| |
Элемент
|
Характеристика
|
Государственные
центры занятости населения
|
Центры
поддержки социально незащищенных слоев населения, занимающиеся как поиском
работы для граждан, вставших на учет, так и реализующие программы подготовки,
переподготовки, повышения квалификации и адаптации на рынке труда.
|
Центры
карьеры при высших учебных заведениях
|
Центры
поддержки при вузах для молодых соискателей на рынке труда, помогающих в
поиске стажировок и мест производственной и преддипломной практики
|
Негосударственные элементы
| |
Элемент
|
Характеристика
|
Профсоюзные
организации
|
Добровольные
объединения работников, занимающиеся защитой прав и свобод работников
|
Кадровые
агентства
|
Коммерческие
организации, занимающиеся подбором персонала в организации с помощью
различных методик
|
Цифровые
платформы
|
Агрегаторы
вакансий, позволяющие реализовывать новые, нестандартные формы трудовых
отношений. [9, с. 3]
|
Определение основных элементов инфраструктуры является необходимым шагом к выявлению современных факторов, влияющих на рынок труда. Это также необходимо для корректировки политики занятости населения и реализации программ поддержки социально незащищенных слоев населения, так как, как видно из анализа государственных и негосударственных элементов, инфраструктура рынка труда фактически является регулятором самого рынка. Таким образом, успешное развитие инфраструктуры является необходимым условием функционирования рынка труда.
ВЫВОДЫ
Подводя итог, можно отметить, что типология инфраструктуры рынка труда включает в себя классический, индустриальный и современный тип, которые зависят как от временного периода, так и от доминирующего типа социально-экономических отношений на рынке труда. Современная инфраструктура включает в себя как государственные, так и негосударственные элементы, оказывающие позитивное и негативное влияние на социально-трудовые отношения на рынке труда.
Источники:
2. Ванкевич Е. В. Гибкость рынка труда: единство макро- и микроподходов. - Витебск : Витебский государственный технологический университет, 2014. – 198 c.
3. Кашепов А.В.,Трубин В.В., Утинова С.С. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования. / Монография. Под ред. Микульского К.И.; Рос. акад. наук. Ин-т проблем занятости. - Москва. – 1995 c.
4. Ермолаева С. Г. Рынок труда. - Екатеринбург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2015. – 108 c.
5. Соколова К. И. Биржи труда как составной элемент инфраструктуры рынка труда, ее роль в экономической сфере // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: Сборник статей по материалам 75-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2019 год, Краснодар, 02–16 марта 2020 года / Отв. за выпуск А.Г. Кощаев. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина. Краснодар, 2020. – c. 906.
6. Резолюция Международной конференции труда. 103 сессия. [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/39504646-Rezolyucii-prinyatye-na-103-y-sessii-mezhdunarodnoy -konferencii-truda.html (дата обращения: 16.11.2023).
7. Яшкова Т.А. Административные реформы и роль «Тэтчеризма» в управлении // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2014. – № 3 (125). – c. 118-122.
8. $15 Minimum Wage Would Reduce Poverty But Cost Jobs, CBO Says. [Электронный ресурс]. URL: https://www.npr.org/2021/02/08/965483266/-15-minimum-wage-would-reduce-poverty-but-cost-jobs-cbo-says (дата обращения: 15.11.2023).
9. Плахин А. Е., Огородникова Е. С., Ростовцев К. В. Функции цифровых платформ занятости населения // Цифровые модели и решения. – 2023. – № 1. – c. 6.
10. Руденко Г. Г., Долженкова Ю.В. Дистанционная занятость: современные тенденции трансформации // Социально-трудовые исследования. – 2020. – № 4(41). – c. 50-56. – doi: 10.34022/2658-3712-2020-41-4-50-56.
11. Синявская О.В., Бирюкова С.С., Горват Е.С. Платформенная занятость в России: масштабы, мотивы и барьеры участия : аналитический доклад. - Москва : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2022. – 30 c.
12. Подождите на платформе: как защитить права фрилансеров и самозанятых. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/cmrm/60b494449a7947202aa63cc1 (дата обращения: 16.11.2023).
13. Лагунова И. И. Сущность и роль инфраструктуры рынка труда в рыночной экономике // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2006. – № 4(19). – c. 181-183.
14. Басос Е. В. Инфраструктура рынка труда как вид специальной инфраструктуры предпринимательства // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2022. – № 4. – c. 366-372.
15. Скоблякова И. В., Пинаева Н. Н. Молодежные кадровые агентства как инфраструктура регионального рынка труда // Менеджмент современных технологий в интегрированных структурах: Материалы XIV Международной научно-практической конференции, Орел, 26–27 апреля 2018 года. – Орел: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева. Орел, 2018. – c. 318-322.
16. Zhu Xueqin, Ommeren Jos, Rietveld Piet Indirect benefits of infrastructure improvement in the case of an imperfect labor market // Transportation Research Part B: Methodological. – 2009. – № 43. – p. 57-72.
17. Son, Athena & Pineda, Chelsea. (2023). LABOR MARKET TRENDS FROM 2016-2022: PROSPECTS AND CHALLENGES
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:59