Аналитический обзор рынка производителей литий-ионных аккумуляторов
Аренков И.А.1, Иванова Д.В.1, Жеребчикова П.Е.1,2
1 Санкт-Петербургский государственный университет
2 ПАО «Газпромнефть»
Скачать PDF | Загрузок: 89
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)
Цитировать:
Аренков И.А., Иванова Д.В., Жеребчикова П.Е. Аналитический обзор рынка производителей литий-ионных аккумуляторов // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 12. – С. 5963-5980. – doi: 10.18334/epp.13.12.119994.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63549258
Аннотация:
Литий-ионные аккумуляторы сегодня играют ключевую роль в электроэнергетике и мобильных технологиях. В статье проводится подробный обзор мирового рынка производителей литий-ионных аккумуляторов в разрезе регионов и отдельных компаний, а также анализ особенностей отрасли в РФ. Выявлены ключевые производители литий-ионных аккумуляторов, рассмотрены факторы макросреды, оказывающие влияние на производство, определены тенденции и перспективы развития производства литий-ионных батарей как на мировой арене, так и на российском рынке, а также рассчитан Хирш-фактор для крупнейших игроков. Исследуемая проблема включает в себя такие направления, как анализ мирового и отечественного рынка, изучение факторов воздействия на производство, прогнозирование будущего развития отрасли и оценку важности и влияния лидеров отрасли. Настоящее исследование будет интересно существующим и потенциальным производителям литий-ионных батарей, планирующим поставки продукции на российский рынок, для оценки доли рынка, конкурентных преимуществ и возможностей развития на изучаемом рынке, а также специалистам и исследователям в данной сфере знаний.
Ключевые слова: литий-ионные аккумуляторы, рынок, производители, потребители, конкуренция
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке в рамках научного проекта № GZ_MDF_2023 - 1: Практико-ориентированный подход к созданию аккумуляторов на основе органических материалов: 2023 г. этап 1
JEL-классификация: D24, L16, O47, P23
Введение
С быстрым развитием современного общества и непрерывным прогрессом промышленности традиционные источники энергии, такие как уголь, нефть и природный газ, все больше истощаются, и мир переживает невероятную энергетическую революцию, вызванную острой потребностью в решениях для устойчивой и чистой энергетики.
Глобальные мощности в области возобновляемых источников энергии быстро увеличиваются, при этом прогнозируется рост более чем на 60% по сравнению с уровнем 2020 года до более чем 4800 ГВт к 2026 году. [20] Вследствие возрастающей популярности возобновляемых источников энергии, спрос на эффективные системы хранения энергии резко увеличился. [18, 19] В этом преобразующемся ландшафте литий-ионные аккумуляторы стали одной из ведущих технологий накопления энергии и привлекают значительный интерес в качестве решения для хранения энергии в различных областях применения, включая электромобили, стационарные устройства, бытовые инструменты и бытовую электронику, благодаря их высокой энергии, удельной мощности и длительному сроку службы [16], а также преимуществам в сфере экологичности и защиты окружающей среды [21, c. 54].
Возможность устойчивого и надежного снабжения литий-ионными батареями в глобальном масштабе окажет существенное влияние на различные сектора мировой экономики, например, автомобильной промышленности, использующей новые источники энергии, и, следовательно, определит перспективы достижения необходимых целей по сокращению выбросов углекислого газа [17] и улучшению состояния окружающей среды.
В статье представлен аналитический обзор состояния мирового рынка литий-ионных аккумуляторов, представлен анализ тенденций и перспектив развития. Целью исследования является оценка рыночного потенциала и перспектив развития данного сектора экономики в контексте вывода на рынок отечественных продуктов. Особое внимание уделяется конкурентному ландшафту и возможным рискам.
За последние годы проводилось существенное количество исследований, посвященных обзору рынка производителей литий-ионных аккумуляторов, но в разных аспектах, например: тенденции в инновациях и конкуренции на основе анализа патентов [24], сравнение конкурентоспособности по затратам и прибыльности [25], устойчивость цепочек поставок [26], оценка будущих мощностей производств [29-30]. Помимо научных статей, обзору рассматриваемого рынка посвящаются отчеты и доклады аналитических агентств и отраслевых компаний. [5,11, 15, 27-28]
Производство литиевых батарей в мире в основном сосредоточено в Японии, Южной Корее и Китае. [22, c. 50-53] С появлением более передовых технологий и патентов на литиевые батареи в Китае основная конкурентоспособность технологий становится все сильнее, а разрыв между Китаем и Японией, Южной Кореей в области литиевых батарей постоянно сокращается [23, c. 7-9].
Новизна данного исследования заключается в выявлении и систиматизации ключевых производителей литий-ионных аккумуляторов, рассмотрении факторов макросреды, оказывающих влияние на производство и определении тенденций и перспектив развития как на мировой арене, так и на российском рынке, а также расчете Хирш-фактора для крупнейших игроков.
Актуальность исследования обусловлена интересом к устойчивости и экологичности, быстрорастущим спросом на альтернативные источники энергии, используемые в автопромышленности, электронике и прочих отраслях, а также поиском более эффективных и надежных технологий со стороны производителей, потребителей и инвесторов.
Исследование проводилось на основе вторичных данных путем изучения, обобщения и систематизации данных из внешних источников – научных статей, аналитических отчетов и интернет-ресурсов.
Мировой рынок литий-ионных аккумуляторов.
Являясь одним из самых динамично развивающихся сегментов рынка технологий, рынок литий-ионных аккумуляторов оценивается в 50 миллиардов долларов (по данным на 2022 год) [6]. Если проанализировать данные по таможенным кодам, то долю России можно оценить примерно в 0,52% [3].
В последние годы спрос на литий-ионные аккумуляторы, являющиеся одними из самых эффективных устройств хранения энергии в мире, значительно вырос в связи с растущей потребностью в современных электронных устройствах и электромобилях, составляя примерно 700 гигаватт-часов в 2022 году, а развертывание производства и крупномасштабные инвестиции сделали их эффективнее и дешевле. При этом ожидается, что к 2030 году спрос достигнет 4700 гигаватт-часов, а его существенная доля придется на страны, занятые в электромобильном секторе – Китай и Европу. [4]
Ниже представлена статистика и прогноз спроса литий-ионных аккумуляторов по регионам и основным сегментам (Рисунок 1).
Рисунок 1. Статистика и прогноз спроса литий-ионных аккумуляторов по сегментам [5]
Однако рынок литий-ионных аккумуляторов сталкивается с некоторыми вызовами, включая высокую стоимость и ограниченность ресурсов лития. Тем не менее, с развитием технологий и появлением новых материалов (например, графена) ожидается, что рынок литий-ионных аккумуляторов будет продолжать расти и развиваться в будущем. По данным исследования Fortune business insight, при среднегодовом темпе роста 23,3% объем рынка литий-ионных аккумуляторов к 2028 году достигнет 193 миллиарда долларов (Рисунок 2). [6]
Рисунок 2. Объем и прогноз динамики мирового рынка литий-ионных аккумуляторов, млрд дол. США [6]
В результате влияния, оказанного пандемией коронавируса, развитие рассматриваемого рынка во многом зависит от региона – в одних странах прогнозируется огромный потенциал роста, а другие сталкиваются с низкой рентабельностью. Безусловным лидером рынка является Китай, производя более 79% всех литий-ионных батарей, поставляемых на мировой рынок, вследствие активного развития рынка электромобилей, электроники и хранения энергии. [8] Другие крупные производители включают в себя компании США, Японии, Южной Кореи, Германии.
Рассмотрим PESTEL-анализ макросреды производства литий-ионных аккумуляторов, объясняющий в некоторой мере особенности распределения производств:
1. Политические факторы:
o Регулирование: Введение строгих экологических норм и стандартов может повлиять на производственные процессы и требования к безопасности.
o Таможенные пошлины и торговые соглашения: Воздействие на цены на редкие металлы, необходимые для производства аккумуляторов.
o Импортозамещение: Отказ многих иностранных компаний от сотрудничества с российскими производителями влияет на доступ отечественных производителей к сырью и технологиям.
2. Экономические факторы:
o Стоимость энергии: Зависимость от стоимости электроэнергии в производстве.
o Финансирование и инвестиции: Доступность капитала для расширения производства и внедрения новых технологий.
3. Социокультурные факторы:
o Повышенный спрос на электромобили: Рост интереса к экологически чистым транспортным средствам может увеличить спрос на литий-ионные аккумуляторы.
o Ожидания потребителей: Требования к безопасности, долговечности и эффективности аккумуляторов, рост интереса к устойчивой и экологически чистой технологии способствует росту спроса на литий-ионные аккумуляторы как более экологически дружественную альтернативу.
4. Технологические факторы:
o Инновации в производстве: Развитие новых технологий и методов производства аккумуляторов для повышения их эффективности и снижения стоимости. Автоматизация производства и оптимизация процессов могут повышают эффективность производства, что впоследствии приведет к снижению стоимости аккумуляторов.
o Интенсивность конкуренции в отрасли: Влияние конкуренции на внедрение новых технологий и улучшение качества продукции.
5. Экологические факторы:
o Устойчивость и утилизация: Развитие экологически устойчивых методов производства и возможности утилизации аккумуляторов.
6. Юридические факторы:
o Законодательство об электронных устройствах: Соблюдение нормативов и стандартов безопасности для электронных устройств и аккумуляторов.
o Патентные права: Защита интеллектуальной собственности и урегулирование споров о патентах.
o Стандарты безопасности: Соблюдение требований по безопасности производства и использования литий-ионных аккумуляторов.
Производство литий-ионных аккумуляторов в Китае является одним из крупнейших в мире. Китайская промышленность литий-ионных аккумуляторов быстро развивается благодаря поддержке правительства, инвестициям и технологическому прогрессу. Китайские производители – CATL, BYD, Lishen, CALB (China Aviation Lithium Battery) и другие – активно участвуют в развитии батарей для электромобилей, хранения энергии, портативной электроники и других областях применения. Однако китайский рынок сталкивается с такими вызовами, как устойчивое снабжение литием, улучшение экологических стандартов в производстве и международные торговые споры, которые могут повлиять на развитие отрасли. Зависимость от импорта ключевых материалов, дисбаланс спроса и предложения делает отрасль уязвимой к колебаниям цен и несбалансированному развитию внутренней цепочки поставок. [7]
На данный момент большинство литий-ионных аккумуляторов в Европе поставляются из Азии, где находятся основные производители, такие как CATL, LG Chem, Samsung SDI и Panasonic. Однако, с увеличением спроса на электромобили и хранение энергии страны Европы нацелены расширять свои производственные мощности, делая ставку на экологичность и эффективность аккумуляторов, понимая, что превзойти Китай по цене им невозможно. К 2025 году Германия планирует стать вторым по величине производителем литий-ионных батарей с 11% мировых производственных мощностей, о чем свидетельствуют запланированные инвестиции в соответствующие проекты. [8] Например, немецкий автопроизводитель Volkswagen объявил о планах по строительству завода в Германии для производства литий-ионных аккумуляторов. Также в Германии проект по строительству завода под наименованием "Northvolt" уже находится в стадии разработки.
Европейские компании активно развивают производство аккумуляторов, чтобы уменьшить зависимость от импорта из-за геополитических и экономических рисков. Снижение зависимости от поставщиков из Азии может обеспечить большую независимость и безопасность снабжения аккумуляторами, а развитие собственного производства может создать новые рабочие места и способствовать росту экономики. Кроме того, производство аккумуляторов на месте может помочь снизить экологическую нагрузку, связанную с их транспортировкой из-за рубежа.
Однако, развитие производства литий-ионных аккумуляторов в Европе сталкивается и с некоторыми препятствиями. Некоторые из них включают высокие затраты на строительство заводов, конкуренцию с производителями в Азии и технологические проблемы, связанные с производством высококачественных аккумуляторов.
В 2017 году был создан «Европейский альянс по батареям» (European Battery Alliance), в рамках которого в 2018 году составлен План действий по производству аккумуляторов, подразумевающий согласованные усилия стран ЕС в данной сфере. Целью альянса, объединяющего более 180 компаний, включая автопроизводителей, производителей аккумуляторов, сырьевые компании и учебные заведения, является создание инновационной и конкурентоспособной промышленности аккумуляторных технологий в Европе. [9]
Планируемые к 2030 году производства, их мощности и расположение отражены на рисунке 3. В 2020 году только четыре из них были действующими: объект Envision AESC в Сандерленде (Великобритания), завод Samsung в Гёде (Венгрия), завод LG Energy Solution во Вроцлаве (Польша), фабрика Leclanché в Вильштетте (Германия). Еще, как минимум, 20 заводов находятся на стадии строительства, например, завод компании Saft, дочерней компании Total (Франция), крупный завод компании Northvolt (Швеция). [10]
Рисунок 3. Карта будущего производства аккумуляторных батарей в Европе (к 2030 году) [10]
С развитием технологий и поддержкой правительств, производство литий-ионных аккумуляторов в Европе продолжит расти и развиваться, что будет способствовать электрификации транспорта и развитию обновляемых источников энергии.
Подытожим вышесказанное картой крупнейших фабрик по производству литий-ионных аккумуляторов на 2025 год с прогнозируемыми мощностями (Рисунок 4). Как и было указано выше, лидерами в ближайшем будущем останутся Китай (65% мирового производства Li-Ion аккумуляторов), Европа (25%), а также США, Южная Корея, Япония. [11]
Рисунок 4. Прогнозируемые мощности крупнейших фабрик по производству литий-ионных аккумуляторов на 2025 год [2]
Говоря непосредственно о производителях, в начале 2023 года на портале Statista [12] были опубликованы доли рынка крупнейших компаний. Крупнейшим производителем литий-ионных аккумуляторов в первом квартале 2022 года с долей рынка 35% стала китайская компания CATL. Обогнав своего главного конкурента LG Energy Solution, занявшую второе место с долей рынка 15,9 процентов, CATL уже объявила о планах увеличить производство литий-ионных аккумуляторов, как минимум, до 100 гигаватт-часов. В тройку лидеров также вошла китайская компания BYD с долей рынка 11,1 процентов (Рисунок 5).
Рисунок 5. Доли производителей ионно-литиевых аккумуляторов на мировом рынке по состоянию на 1 квартал 2022 г. [12]
Индекс Херфиндаля-Хиршмана составляет 1776,39, что говорит об умеренно концентрированном рынке.
Рассматривая финансовую характеристику мировых лидеров по производству литий-ионных аккумуляторов (табл.1), можно отметить, что среднемировые значения P/E по отрасли «Производство электрооборудования» составляет 51.5, что говорит о более высоких рисках ниши литий-ионных аккумуляторов.
Таблица1. Финансовая характеристика мировых лидеров в 2022 году
Компания
|
Доля на рынке литий-ионных аккумуляторов
|
P/E
|
ROE
|
ROA
|
CATL
(Китай)
|
35,0%
|
30,5
|
24,70%
|
6,76%
|
LG
Energy Solution (Южная Корея)
|
15,9%
|
13,2
|
5,32%
|
2,47%
|
BYD
(Китай)
|
11,1%
|
29,8
|
16,10%
|
4,21%
|
Panasonic
(Япония)
|
9,9%
|
10,4
|
7,80%
|
3,93%
|
SK On
(Южная Корея)
|
6,6%
|
8,3
|
8,49%
|
2,69%
|
CALB
(Китай)
|
4,4%
|
36,2
|
2,36%
|
1,07%
|
Samsung
SDI (Южная Корея)
|
3,8%
|
20,2
|
12,60%
|
6,96%
|
Средневзвешенное
|
20,0
|
13,19%
|
4,10%
| |
Медиана
|
20,2
|
8,49%
|
3,93%
|
Таким образом, конкуренция в анализируемой отрасли достаточно высока, и состав крупнейших игроков может меняться со временем, однако важно отметить, что конкуренция, инновации и разнообразные направления и сферы применения продукции являются ключевыми факторами успеха.
Рынок литий-ионных аккумуляторов в РФ
Рынок аккумуляторов в РФ в 2020 году составлял 44 миллиона долларов (0,19 ГВт ч). И несмотря на геополитические события, исследователи прогнозируют его среднегодовой темп роста, в среднем, на уровне 38% - до 500 миллионов долларов к 2025 году и до 1,2 миллиардов долларов (17,7 ГВт ч) к 2030 году. [13] При этом основным драйвером роста называют электротранспорт.
Таким образом, в настоящее время Россия является одним из крупнейших потребителей лития в мире, но большая часть его поставляется из-за рубежа. Однако правительство России признает важность развития собственной производственной базы аккумуляторов для поддержки технологий, которые используют литий-ионные аккумуляторы, включая растущий рынок электромобилей. Так, в 2022 году в мире было продано более 10 млн электромобилей. По прогнозу МЭА, в 2023-м продажи вырастут на 35% и достигнут 14 млн. Если в 2020 году доля новых электромобилей на рынке составляла 4%, в 2021-м — 9%, в 2022-м — 14%, то в 2023 году увеличится до 18%, подсчитали аналитики МЭА. [15] Мировые расходы на электромобили в 2022 году превысили $425 млрд, что на 50% больше, чем в 2021-м. Лишь 10% из них можно отнести на господдержку, остальное потратили сами потребители. Венчурные инвестиции в стартапы, разрабатывающие технологии электромобилей и аккумуляторов, достигли в 2022 году $2,1 млрд, что на 30% выше, чем годом ранее.
Рис. 7. Перспективы мировых продаж электротранспорта согласно сценарию развития, млн
Источник: Bloomberg
Рассмотрим факторы макросреды, оказывающие влияние на производство литий-ионных аккумуляторов в России:
Положительные:
1. Растущий рынок электромобилей: Переход на электромобили становится всё более актуальным в мире. Россия может развивать производство аккумуляторов, чтобы удовлетворить растущий спрос на электротранспорт.
2. Энергетическая независимость: Развитие отечественного производства аккумуляторов укрепит энергетическую независимость страны, сокращая зависимость от импорта.
3. Инновационные технологии: Инвестиции в исследования и разработки могут способствовать созданию собственных технологий производства литий-ионных аккумуляторов, что повысит конкурентоспособность.
4. Экологические выгоды: Производство электромобилей и аккумуляторов способствует снижению выбросов углерода, что соответствует стратегии экологической устойчивости.
5. Государственная поддержка: Политическая воля и государственные меры поддержки могут способствовать росту отрасли.
Отрицательные:
1. Высокие затраты на инфраструктуру: Строительство современных производственных мощностей и инфраструктуры для производства аккумуляторов требует значительных финансовых вложений.
2. Зависимость от поставок сырья: Россия может столкнуться с зависимостью от импорта редких металлов и других материалов, необходимых для производства литий-ионных аккумуляторов.
3. Конкуренция с мировыми лидерами: Существующие лидеры в отрасли могут представлять серьезную конкуренцию, и для достижения устойчивого успеха российским производителям нужно бороться за долю на мировом рынке.
4. Технологическая отсталость: Необходимость инвестиций в исследования и разработки для достижения передовых технологий в производстве аккумуляторов.
5. Экологические и социальные вопросы: Производство аккумуляторов требует внимания к вопросам утилизации и воздействия на окружающую среду, а также обеспечения социальной ответственности в производстве.
В результате влияния этих и многих других факторов на российском рынке литий-ионных аккумуляторов сформировалась импортоориентированная модель, более 90% рынка представлена продукцией зарубежных производителей. В 2021 году сальдо торгового баланса было отрицательным и составляло 12,8 миллионов штук. [14] Основными импортерами в том же году являлись Microvast (7,5%), Toshiba (4,5%), Huawei (4%), Samsung (3,3%). [3]
Безусловно, Россия имеет потенциал развивать собственное производство литий-ионных аккумуляторов, а успешное преодоление ограничений требует комплексного подхода и внимания к различным аспектам развития отрасли. Кроме того, новые возможности по развитию отечественного производства открыли санкции ЕС, вследствие которых с российского рынка ушли крупнейшие мировые производители литий-ионных аккумуляторов.
На данный момент в России действуют не так много предприятий по производству Li-Ion аккумуляторов и деятельность каждого из них заключается в сборке продукции из импортного сырья, основными импортерами которого считаются Китай и Боливия. К ним также причислялись Аргентина и Чили до того, как в марте 2022 года прекратили поставки и ввели санкции.
К крупнейшим отечественным заводам по производству литий-ионных аккумуляторов можно отнести следующие:
· «Лиотех» (Новосибирская область)
· Aspil Energy (Пятигорск)
· ОАО «НИАИ «Источник» (Санкт-Петербург)
· «Уралэлемент» (Челябинск)
· «Сатурн» (Красноярск)
Доля отечественных производителей в гражданском секторе применения литий-ионных аккумуляторов невелика – менее 3 процентов, поскольку российские компании представлены в основном в секторе спецтехники. [1, c. 5-11]
В целом, Россия стремится увеличить свою производственную базу для удовлетворения растущего спроса на литий-ионные аккумуляторы в стране и за ее пределами.
Заключение
Несмотря на динамичный рост мирового рынка, вызовы, такие как зависимость от импорта технологий и необходимость соблюдения экологических стандартов, остаются актуальными. Стремительные темпы развития, соперничество с мировыми лидерами и влияние геополитических факторов добавляют сложности в этот перспективный сектор.
Российские производители сталкиваются с вызовом сокращения разрыва в технологическом развитии и укрепления конкурентоспособности. Государственная поддержка, инновации и стратегический фокус на ключевых отраслях применения могут сыграть ключевую роль в формировании устойчивого и успешного будущего для российской промышленности литий-ионных аккумуляторов. Следовать этим трендам и эффективно реагировать на вызовы сможет определить долгосрочный вклад России в мировой ландшафт производства аккумуляторных технологий.
Источники:
2. Lukas Mauler, Fabian Duffner, Jens Leker Economies of scale in battery cell manufacturing: The impact of material and process innovations // Applied Energy. – 2021. – p. 116499. – doi: 10.1016/j.apenergy.2021.116499.
3. Lebedev I. TOP 50 brands. Component market in Russia: lithium cells, batteries and accumulators. Commarketru.com. [Электронный ресурс]. URL: https://commarketru.com/en/top-50-brands-component-market-in-russia-lithium-cells-batteries-and-accumulators/ (дата обращения: 10.11.2023).
4. Projected lithium-ion battery cell demand worldwide 2022-2030. Statista.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/1419502/global-lithium-ion-battery-demand-forecast/ (дата обращения: 10.11.2023).
5. Fleischmann J., Hanicke M. et al. Battery 2030: Resilient, sustainable, and circular. Mckinsey.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/industries/automotive-and-assembly/our-insights/battery-2030-resilient-sustainable-and-circular/ (дата обращения: 09.11.2023).
6. Fortune Business Insights. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fortunebusinessinsights.com/.
7. Huld A. China’s Lithium-Ion Battery Industry – Overcoming Supply Chain Challenges. China-briefing.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.china-briefing.com/news/chinas-lithium-ion-battery-industry-overcoming-supply-chain-challenges/ (дата обращения: 12.11.2023).
8. EV lithium-ion battery production capacity shares worldwide 2021-2025, by country. Statista.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/1249871/share-of-the-global-lithium-ion-battery-manufacturing-capacity-by-country/ (дата обращения: 10.11.2023).
9. European Battery Alliance. Single-market-economy.ec.europa.eu. [Электронный ресурс]. URL: https://single-market-economy.ec.europa.eu/industry/strategy/industrial-alliances/european-battery-alliance_en (дата обращения: 08.11.2023).
10. How Europe will beat China on batteries. Bigthink.com. [Электронный ресурс]. URL: https://bigthink.com/strange-maps/gigafactories-in-europe/ (дата обращения: 08.11.2023).
11. Lithium-ion batteries - statistics & facts. Statista.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/topics/2049/lithium-ion-battery-industry/#topicOverview (дата обращения: 11.11.2023).
12. Global market distribution of lithium-ion battery makers between January and August 2023. Statista.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/235323/lithium-batteries-top-manufacturers/ (дата обращения: 09.11.2023).
13. Ильюшенков Д., Волобуев А. Российский рынок аккумуляторов к 2030 году вырастет до $1,2 млрд. Vedomosti.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2022/02/15/909489-rinok-akkumulyatorov (дата обращения: 10.11.2023).
14. Анализ рынка литий-ионных аккумуляторов в России - 2022. Показатели и прогнозы. Marketing.rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://marketing.rbc.ru/research/47529/ (дата обращения: 10.11.2023).
15. Global EV Outlook 2023. Iea.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iea.org/reports/global-ev-outlook-2023 (дата обращения: 09.11.2023).
16. Lal A., You F. Will Reshoring Manufacturing of Advanced Electric Vehicle Battery Support Renewable Energy Transition and Climate Targets? // Science Advances. – 2023. – № 24. – doi: 10.1126/sciadv.adg6740.
17. Youping Miao, Lili Liu, Kaihua Xu et al. High Concentration Heightens Risk for Power Lithium-ion Battery Supply Chains Globally // Research Square. – 2022. – doi: 10.21203 / rs.3.rs-2083016 /v1.
18. Gawusu S., Zhang X., Ahmed A., et al. Renewable energy sources from the perspective of blockchain integration: From theory to application // Sustainable Energy Technologies and Assessments. – 2022.
19. Vezzoli C, Ceschin F, Osanjo L, et al. Energy and sustainable development. / In book: Designing Sustainable Energy for All. - Cham: Springer, 2018. – 3-22 p.
20. Renewable electricity growth is accelerating faster than ever worldwide, supporting the emergence of the new global energy economy. International Energy Agency. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iea.org/news/renewable-electricity-growth-is-accelerating-faster-than-ever-worldwide-supporting-the-emergence-of-the-new-global-energy-economy.
21. Liu Y.J., Sun G.Y., Cai X.H., Yang F., Ma C., Xue M., Tao X.Y. Nanostructured strategies towards boosting organic lithium-ion batteries // Journal of Energy Chemistry. – 2020. – p. 179-193. – doi: 10.1016 /j.jechem.2020.05.021.
22. Xue H.B., Wu W.L., Cheng X.Y. Research on the foreign science and technology cooperation mode of China’s lithium battery industry Energy Research and Utilization. - 2018
23. Chen M. Research on the Development Strategy of ND Company: An Enterprise of Lithium Battery Powered by New Energy (Zhejiang University of Technology). - 2019
24. Baumann M., Domnik T. et al. Comparative patent analysis for the identification of global research trends for the case of battery storage, hydrogen and bioenergy // Technological Forecasting and Social Change. – 2021. – p. 120505. – doi: 10.1016/j.techfore.2020.120505.
25. Brodd R. J., Helou C. Cost comparison of producing high-performance Li-ion batteries in the U.S. and in China // Journal of Power Sources. – 2013. – p. 293-300. – doi: 10.1016/j.jpowsour.2012.12.048.
26. Elsa A. Olivetti, Gerbrand Ceder, Gabrielle G. Gaustad, Xinkai Fu Lithium-Ion Battery Supply Chain Considerations: Analysis of Potential Bottlenecks in Critical Metals // Joule. – 2017. – № 2. – p. 229-243. – doi: 10.1016/j.joule.2017.08.019.
27. Lithium-ion Battery Market - Industry Dynamics, Market Size, And Opportunity Forecast To 2027. Astuteanalytica.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.astuteanalytica.com/industry-report/lithium-ion-battery-market (дата обращения: 16.11.2023).
28. Lithium-ion Battery Market - North America, Europe, EMEA, APAC: US, Canada, China, Germany, UK - Forecast 2023-2027. Technavio.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.technavio.com/report/lithium-ion-battery-market-industry-analysis (дата обращения: 16.11.2023).
29. Hofer J. The future of energy storage: cobalt and lithium markets strategic view. - 2020
30. Duffner F., Kronemeyer N., Tübke J. et al. Post-lithium-ion battery cell production and its compatibility with lithium-ion cell production infrastructure // Nature Energy. – 2021. – № 2. – p. 123-134. – doi: 10.1038/s41560-020-00748-8.
Страница обновлена: 07.08.2024 в 17:22:54