Государственные гарантии как фактор развития рынка финансовых услуг и обеспечения экономического роста региона
Баталина Д.А.1
1 Омский автотранспортный колледж
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 12 (Декабрь 2023)
Цитировать:
Баталина Д.А. Государственные гарантии как фактор развития рынка финансовых услуг и обеспечения экономического роста региона // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 12. – С. 4767-4776. – doi: 10.18334/ce.17.12.119663.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59997324
Аннотация:
В настоящей статье автором предложен подход к развитию рынка финансовых услуг и обеспечению экономического роста через предоставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации организациям региона. Использование указанного инструмента позволит, не увеличивая реальную нагрузку на бюджет, содействовать ускорению экономического развития региона. Эффект от предоставления государственных гарантий заключается в возможности получать организациями региона кредиты кредитных организаций на более выгодных условиях.
Предполагается, что предпочтение при предоставлении государственных гарантий будет отдано организациям региона, реализующим инфраструктурные и социально значимые проекты. Экономическое развитие региона будет обеспечиваться за счет формирования дополнительных рабочих мест, увеличения налоговой базы региона, улучшения экологической ситуации.
Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти при разработке мер по обеспечению устойчивого развития территорий в рамках формирования стратегий социально-экономического развития регионов.
Ключевые слова: государственные гарантии, государственный долг, рынок финансовых услуг, экономический рост
JEL-классификация: F43, H63, H68, N1, O4
Введение. Актуальность выбранной темы объясняется растущей потребностью в развитии российских регионов на фоне ухудшающейся геополитической ситуации. Число регионов с дефицитным бюджетом увеличивается, ввиду чего затрудняется возможность в содействии развитию организациям и усиливается стагнация в экономике. В современных условиях немаловажная роль в регулировании рынка финансовых услуг отводится государству. В качестве инструмента регулирования могут использоваться государственные гарантии. Преимущества такого инструмента как государственные гарантии рассматриваются российскими исследователями, среди которых можно выделить И.Ю. Нестеренко [3], Л.Д. Сангинову [8]. Однако несмотря на привлекательность данного инструмента в настоящее время региональными властями он используется редко.
Одновременно с широко распространенными формами государственного долга, такими как кредиты кредитных организаций, кредиты, предоставленные бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственные ценные бумаги субъекта Российской Федерации, некоторыми регионами используется такой инструмент как государственные гарантии.
Цель работы состоит в определении направления развития рынка финансовых услуг и обеспечению экономического роста региона. Научная новизна исследования заключается в разработке мер по обеспечению устойчивого развития территории, в частности за счет предоставления государственных гарантий субъекта Российской Федерации организациям региона.
Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что предлагаемый инструмент должен быть применим для всех российских регионов. В основе исследования лежит статистический метод обработки информации для оценки результатов исследования по выбранным показателям.
Основная часть.
Роль государственных гарантий в развитии рынка финансовых услуг и обеспечении экономического роста региона. Основная цель предоставления государственных гарантий заключается в обеспечении субъектом РФ долговых обязательств заемщиков за счет средств соответствующего бюджета при наступлении гарантийного случая. Благодаря этому у заёмщика появляется возможность получить кредитные ресурсы на более выгодных условиях.
В отличии от других форм государственного долга предоставление гарантий не создаёт дополнительную нагрузку на бюджет при соблюдении должником своих обязательств. Вместе с тем экономический эффект обеспечивается за счёт поддержки приоритетных отраслей, испытывающих потребность в финансировании.
Бюджетным кодексом Российской Федерации регламентирован порядок предоставления государственных гарантий субъекта РФ [1]. На региональном уровне высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключает договоры о предоставлении государственных гарантий, финансовый орган субъекта Российской Федерации ведет учет выданных гарантий, исполнения обязательств, обеспеченных гарантиями, а также учет осуществления гарантом платежей по выданным гарантиям.
Опыт российских регионов в части предоставления государственных гарантий находит отражение в современных исследованиях:
- И.Ю. Нестеренко рассматривает зависимость объёмов инвестиций в регионе от размера выданных государственных гарантий, на основе чего делает заключение, что «госгарантии обладают достаточно большим потенциалом с точки зрения возможностей стимулирования привлечения инвестиций в значимые для развития территории проекты» [3, с. 57].
- Л.Д. Сангинова выделяет государственные гарантии в качестве одного из факторов экономического роста, который «позволяет обеспечивать структурные сдвиги в экономике; стимулирует развитие новых технологий, производств, строительство и обновление инфраструктуры, способствует развитию смежных видов деятельности, обеспечивает занятость населения, рост доходов и налоговых поступлений» [8, с. 84]. Одновременно с этим в исследовании раскрывается зарубежный опыт предоставления государственных гарантий, основанный на соблюдении гарантийными агентствами «концептуальных правил» при проведении конкурсного отбора инвестиционных проектов с учетом бюджетной, социальной и коммерческой эффективности.
Указанные исследователи придерживаются схожего мнения относительно необходимости проведения тщательного финансового мониторинга состояния заемщика при организации конкурсного отбора в рамках предоставления гарантий во избежание потерь, связанных с наступлением гарантийных случаев [2, с. 125].
Преимущества использования государственных гарантий раскрываются также в иностранной литературе. «From the perspective of financial market development, state guarantees allow: increasing the number of financial transactions…, improving investment projects’ financial sustainability and profitability by improving debt conditions…, ensuring the sustainability of the financial market as a whole by increasing liquidity and reducing volatility…, attracting additional sources of debt financing apart from banking financing» [9, с. 10] (с точки зрения развития финансового рынка государственные гарантии способствуют: увеличению числа финансовых операций…, повышению финансовой устойчивости и прибыльности инвестиционных проектов за счет улучшения условий кредитования…, обеспечению устойчивости финансового рынка в целом за счет повышения ликвидности и снижения волатильности…, привлечению дополнительных источников долгового финансирования, помимо банковского финансирования).
The key motivation for using state guarantees was to enhance the soundness and stability of the banking system, and, overall, to restore confidence and the proper functioning of wholesale funding markets» [10, с. 13] основной мотивацией для использования государственных гарантий было повышение надежности и стабильности банковской системы и, в целом, восстановление доверия и надлежащего функционирования оптовых рынков финансирования.
Кроме того, практика предоставления государственных гарантий в Российской Федерации обобщена Министерством финансов Российской Федерации в документе «Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг.», согласно которому сохраняется «тенденция к активному применению государственных гарантий в целях решения различных задач социально-экономического развития страны» [5]. При этом, в соответствии с указанными направлениями «структура планируемых к предоставлению государственных гарантий, в целом, ориентирована на поддержку российских предприятий, столкнувшихся с последствиями экономического кризиса, и значимых инвестиционных проектов, а также проектов, связанных с экспортом российской высокотехнологичной продукции» [5].
Спорным моментом использования указанного инструмента является предоставление гарантий на безвозмездной основе, так как в Российской Федерации отсутствует «система платности гарантийной поддержки», в отличие от зарубежной модели [5]. Это объясняется тем, что риски, связанные с предоставлением гарантий, сопровождаются издержками на проведение оценки финансового состояния заемщика и целесообразности реализации проекта в целом. Другими словами, предоставлению государственных гарантий должен предшествовать сравнительный анализ альтернативных источников покрытия государственного долга, в частности за счет кредитов кредитных организаций, эмиссии ценных бумаг и др.
По состоянию на 01.01.2023 государственные гарантии предоставляются в 18 российских регионах на общую сумму 24,9 млрд р., при этом наибольший объем выданных гарантий отмечен в Республиках Саха и Татарстан в размерах 11,3 и 5,0 млрд р. соответственно [7].
Определение оптимального объема государственных гарантий для предоставления организациям региона.
Несмотря на привлекательность государственных гарантий необходимо отметить, что данный инструмент не используется 80% регионов, что, в свою очередь, негативно сказывается на их инвестиционном климате.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Закона Омской области от 22.12.2022 № 2537-ОЗ «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» государственные гарантии Омской области не предоставляются (с 2010 года) [4]. Важно также отметить, что вплоть до 2009 года в Омской области указанный инструмент активно использовался: на 01.01.2006 г. объем выданных гарантий составлял 2,3 млрд р., на 01.01.2009 г. – 144 млн р. [7]. В таблице 1 представлена динамика объема выданных государственных гарантий в Омской области в период с 2006 по 2009 годы, а также о прекращении их выдачи с 01.01.2010 [7].
Таблица 1
Объем выданных государственных гарантий в Омской области, тыс р.
01.01.2006
|
01.01.2007
|
01.01.2008
|
01.01.2009
|
01.01.2010
|
01.01.2011
|
01.01.2012
|
01.01.2013
|
01.01.2014
|
01.01.2015
|
01.01.2016
|
2 306 717,32
|
144 000,27
|
144 000,27
|
144 000,27
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Указом Губернатора Омской области от 28.06.2007 № 84 была утверждена Концепция управления государственным долгом Омской области на период до 2010 года в целях качественного и эффективного управления государственным долгом, при этом основной задачей управления являлось повышение эффективности государственных заимствований Омской области.
В настоящее время в структуре государственного долга Омской области наибольший удельный вес составляют бюджетные кредиты, предоставленные Министерством финансов РФ. Тенденция к росту доли бюджетных кредитов в структуре государственного долга (с 38 % до 75 %) с одновременным сокращением кредитов, привлеченных от кредитных организаций (с 50 % до 16 %), наблюдается на протяжении последних трех лет. В таблице 2 показана динамика структуры государственного долга Омской области с 2017 по 2023 гг.
Таблица 2
Динамика структуры государственного долга Омской области, тыс р.
Наименование
|
01.01.2017
|
01.01.2018
|
01.01.2019
|
01.01.2020
|
01.01.2021
|
01.01.2022
|
01.01.2023
|
1. Бюджетные кредиты (МФ РФ)
|
16 448 013,2
|
17 205 839,2
|
16 384 744,1
|
15 563 649,0
|
21 263 649,0
|
28 316 005,9
|
43 008 710,5
|
2. Кредитные соглашения и договоры
|
19 874 700,0
|
20 773 000,0
|
20 056 035,0
|
20 912 000,0
|
14 200 000,0
|
12 506 548,0
|
9 300 000,0
|
3. Государственные гарантии
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
4. Ценные бумаги
|
8 000 000,0
|
7 000 000,0
|
6 000 000,0
|
5 000 000,0
|
8 500 000,0
|
5 000 000,0
|
5 000 000,0
|
Государственный долг, всего
|
44 322 713,2
|
44 978 839,2
|
42 440 779,1
|
41 475 649,0
|
43 963 649,0
|
45 822 553,9
|
57 308 710,5
|
В целях развития рынка финансовых услуг Омской области и, как следствие, обеспечения экономического роста региона предлагается органам власти субъекта Федерации осуществить выдачу государственных гарантий. Для определения возможного размера предоставленных гарантий следует обратиться к нормам, действующим в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать утвержденный законом субъекта о бюджете на очередной финансовый год и плановый период общий объем доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений [1]. Так, предельный объем государственного долга Омской области на 2023 год установлен в размере 92,22 млрд р. (объем доходов областного бюджета (136,05 млрд р.) - объем безвозмездных поступлений (43,83 млрд р.)) [4].
Таким образом, с учетом показателей, утвержденных на 2023 год, рассчитаем объем средств, который можно направить на предоставление государственных гарантий в 2023 году (в целях соблюдения ограничений по предельному размеру государственного долга в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации).
В соответствии со структурой государственного долга Омской области, утвержденной Министерством финансов Омской области по состоянию на 01.01.2023, объем государственного долга составляет 57,31 млрд р. [6]. Следовательно, в 2023 году на предоставление государственных гарантий Омской области за счет средств областного бюджета с учетом ограничений бюджетного законодательства можно направить не более 34,91 млрд р., включая расходы на обслуживание государственного долга в связи с наступлением гарантийных обязательств (предельный объем государственного долга Омской области на 2023 год (92,22 млрд р.) - объем государственного долга Омской области по состоянию на 01.01.2023 (57,31 млрд р.)) [6].
Кроме того, в целях обеспечения стабильных условий функционирования субъекта РФ необходимо формировать резерв по возможным потерям в связи с предоставлением мер гарантийной поддержки. Так, с учетом потенциального риска неисполнения заемщиками обязательств заложен максимальный размер резерва – 100 %, в результате чего максимально допустимый объем долга по государственным гарантиям Омской области в 2023 году составит 17,46 млрд р. [6]. Важным условием предоставления государственных гарантий будет являться получение организациями кредита на инвестиционные цели, предполагающего привлечение средств на строительство или реконструкцию объектов социально значимой инфраструктуры. Использование указанного инструмента направлено на стимулирование социально-экономического развития, так как при предоставлении государственных гарантий организациям преимущественно в целях строительства или реконструкции социально-значимых объектов, в регионе будет развиваться современная инфраструктура и одновременно сформирует потребность в создании дополнительных рабочих мест, что в конечном итоге приведет к росту поступлений в доход бюджета.В ходе исследования определен возможный размер средств для предоставления государственных гарантий: максимально допустимый объем долга по государственным гарантиям Омской области в 2023 году составляет 17,46 млрд р.
Выводы. Таким образом, в проведенном исследовании сделан вывод о том, что в целях развития рынка финансовых услуг Омской области необходимо использовать такой инструмент, как предоставление государственных гарантий.
Предоставление государственных гарантий предполагает принятие регионом на себя обязательств по погашению долгов организаций-заемщиков при наступлении банкротства. Преимуществами данного инструмента при управлении государственным долгом являются, с одной стороны, стимулирование развития экономики в виде дополнительной поддержки организаций, с другой – минимизация затрат, связанных с обслуживанием государственного долга, по сравнению с использованием кредитных ресурсов, так как при надлежащем исполнении организациями-заемщиками своих обязательств расходование средств из бюджета не предусматривается.
С учетом ограничений, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации в отношении предельного объема государственного долга, определен оптимально возможный размер средств для предоставления государственных гарантий. Вместе с тем, ввиду потенциальной возможности наступления гарантийных обязательств предлагается сформировать резерв по возможным потерям при неисполнении организациями-заемщиками обязательств по кредитам.
Источники:
2. Завьялова Д.А., Полтораднева Н.Л. Повышение эффективности использования государственных заимствований Омской области в целях обеспечения социально- экономического развития региона // Актуальные тренды в экономике и финансах: Материалы международной научно-практической конференции. Омск, 2019. – c. 124-127.
3. Нестеренко И.Ю. Практика предоставления государственных гарантий субъектами Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2013. – № 34(562). – c. 51-57.
4. Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов: Закон Омской области от 22.12.2022 № 2537-ОЗ
5. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг. Minfin.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/02/main/Dolgovaya_politika_2017-2019.pdf (дата обращения: 23.09.2023).
6. Официальный сайт Министерства финансов Омской области. [Электронный ресурс]. URL: https://mf.omskportal.ru/oiv/mf/otrasl/otrasl2 (дата обращения: 23.09.2023).
7. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subj/subdbt/arch (дата обращения: 23.09.2023).
8. Сангинова Л.Д. Государственные гарантии при реализации инвестиционных проектов как инструмент обеспечения экономического роста: зарубежный и отечественный опыт // Экономика. Налоги. Право. – 2017. – № 1. – c. 83-90.
9. State Guarantees for Economic and Infrastructure Development: overview of contemporary international practice / National center for public private partnership. – 2021. – P. 58
10. Patrice Muller, Shaan Devnani, Rasmus Flytkjaer January. The impact of state guarantees on banks´ debt issuing costs, lending and funding policy. / Study on behalf of EC DG Economic and Financial Affairs Prepared by London Economics. - 2011. p. 179
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:29:03