Идентификация категории образовательного пространства в отраслевых науках

Молокова Е.Л.1
1 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 9 (Сентябрь 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=41144215
Цитирований: 3 по состоянию на 26.03.2022

Аннотация:
В условиях интенсификации осмысления учеными развития национальной экономики в координатах пространства, представляет интерес изучение системы высшего образования в рамках пространственного подхода. Актуальность исследования обусловлена отсутствием единообразия в теоретических подходах к понятию образовательного пространства, которое в исследовании рассматривается в разрезе ряда дисциплинарных наук: философии, социологии, педагогике, юриспруденции. Обобщение и оценка научных подходов позволила выделить наиболее важные аспекты природы образовательного пространства, объединяющие большинство научных взглядов: образовательное пространство рассматривается как общественное отношение, поле взаимодействий акторов, имеющих общие интересы, институты, взаимосвязи. Сложность исследования образовательного пространства обусловлена не только отсутствием теоретического единообразия научных подходов, но и критериев оценки, а также устойчивых характеристик. Таким образом, осмысление концепта «образовательное пространство» обладает определенным научным потенциалом и перспективой дальнейшего изучения и уточнения.

Ключевые слова: система образования, образовательное пространство, пространственный подход, дисциплинарные науки

JEL-классификация: I25, I21, I26

Источники:

Балмасов О.В. Обеспечение единого правового пространства как функция современного Российского государства. / дис. - Н. Новгород, 2006.
2. Барциц И.Н. Правовое пространство: основные признаки и закономерности развития // Журнал российского права. – 2000. – № 5.
Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. / пер. с франц.; отв. ред. перевода, сост. и послесл. Н. А. Шматко М. - М. – СПб.: Институт экспериментальной социологии; Алетейя, 2005. – 576 с.
Бурдье П. Социология социального пространства. - М. – СПб.: Институт экспериментальной социологии; Алетейя, 2007. – 288 с.
5. Виленский М.Я., Мещерякова Е.В. Образовательное пространство как педагогическая категория // Педагогическое образование и наука. – 2002. – С. 8-18.
6. Гранберг А.Г. О программе фундаментальных исследований пространственного развития России // Регион: экономика и социология. – 2009. – № 2. – С. 166-178.
7. Касторнова В.А. Единое информационное образовательное пространство и его компоненты // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. – № 40-3. – С. 109-112.
Малахов В.П. Концепция философии права. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Даниленко В.И. Общая теория права. - М.: Издательский дом NOTA BENE, 2000. – 576 с.
Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018 - 2020 годы (утв. Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 06.12.2017). Консультатнт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.03.2011 N 20237). Консультатнт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638). Консультатнт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
Приказ Минобрнауки России от 11.06.2014 N 657 (ред. от 13.02.2017) "Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2014 N 33570). Консультатнт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
Приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 N 955 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.10.2017 N 48516). Консультатнт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
Сорокин П.А. Система социологии. - М.: Астрель, 2008. – 1008 с.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992. – 543 с.
17. Терентьев И.А. Правовое пространство как форма социальной реальности: к постановке проблемы // Общество: философия, история, культура. – 2015. – № 6. – С. 30-32.
Фролов И.Т. Философский словарь. / 7-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Республика, 2001. – 719 с.

Страница обновлена: 12.08.2025 в 13:22:41

 

 

Identification of categories of educational space in the industrial sciences

Molokova E.L.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 9 (September 2019)

Citation:

Abstract:
In the context of intensification of scientists' understanding of the development of the national economy in the coordinates of space, it is of interest to study the system of higher education within the spatial approach. The relevance of the study is due to the lack of uniformity in theoretical approaches to the concept of educational space, which is considered in the context of a number of disciplinary sciences: philosophy, sociology, pedagogy, law. Generalization and evaluation of scientific approaches allowed to highlight the most important aspects of the nature of the educational space, uniting most scientific views: educational space is considered as a social relationship, as the field of interaction of actors with common interests, institutions, relationships. The complexity of the study of educational space is due not only to the lack of theoretical uniformity of scientific approaches, but also evaluation criteria, as well as sustainable characteristics. Thus, the understanding of the concept of "educational space" has a certain scientific potential and the prospect of further study and clarification.

Keywords: education system, educational space, spatial approach, disciplinary sciences

JEL-classification: I25, I21, I26