Human capital as a factor of strategic development of the Russian regions: analysis of the regulatory framework
Terentyeva T.V.1, Arnaut M.N.1
1 Владивостокский государственный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 43
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 17, Number 11 (November 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=56568090
Abstract:
The strategic development of the Russian regions is an urgent socio–economic task. According to the analysis, the main factor determining the strategic development of Russian territories is a person and human capital, which is formed, developed and implemented together with a person. However, the conditions that ensure the formation and development of human capital are not always prescribed in long-term projects and programs for the development of territories. There is a gap between the declared development priorities and what takes place in regulatory documents. The novelty of the study lies in the fact that the authors analyzed the regulatory framework for the strategic development of the constituent entities of the Russian Federation, taking into account the synthesis of aspects of the vital activity of the regions for the purpose of building a quality environment that provides a person with conditions under which the formation and development of human capital is possible.
In addition, the authors have developed classifications of regions based on the reflection in their strategic development documents of information about human capital, human potential and socio–economic conditions for the population.
The results obtained are of interest to researchers in the field of regional strategic development, demography (in particular, internal migration), and in the field of problems of providing regions (especially remote ones) with the necessary human capital and human resources.
Keywords: strategic development of territories, region, human capital, factor, regulatory framework
JEL-classification: E24, J24, O15
Введение
Стратегическое развитие регионов – актуальная задача, определенная современными социально - экономическими вызовами: миграция населения, инфляция, санкционное давление, нестабильная политическая обстановка и т.д. При этом, на стратегическое развитие регионов оказывают как положительное, так и отрицательное влияние ряд взаимосвязанных и разнообразных факторов, среди которых можно выделить международное взаимодействие, демографическую обстановку, муниципальные программы, стратегическое партнерство власти и бизнес-структур, экологические факторы, образование, молодежную политику и многие другие [1; 3; 6-8; 10; 13; 20; 25]. Обобщенно по направлениям влияния факторы можно классифицировать на следующие основные группы: экономические, социальные, политические, инновационные, экологические, географические, институциональные, информационные, организационно – структурные, имиджевые, административные [2; 5; 9; 12; 14-17; 21; 23-24].
При этом, современные исследователи особую роль в стратегическом развитии регионов отводят человеческому капиталу, определяя его как главный фактор, определяющий возможности стратегического развития территории. О влиянии человеческого капитала на регион говорят многочисленные исследователи, среди которых можно выделить труды Стрябковой Е.А., Кулик А.М., Герасимовой Н.А., Тебекина М.В., Зацарининой Ю.В., Бондарской Т.А., Серебряковой Н.А., Волковой С.А., Волковой Т.А. и многих других [4; 11; 19; 22; 26].
Также, интерес к человеческому капиталу проявляют и органы государственной власти, о чем свидетельствуют обсуждения в СМИ [27-28; 30-32]. К примеру, еще в 2016 году в послании к федеральному собранию президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил человеческий капитал как главное богатство России. Одной из ключевых тем ПМЭФ-2019 стало обсуждение роли человеческого капитала в национальном развитии страны, о которой говорила Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко. Премьер-министр Российской Федерации М.В. Мишустин 26.04.2023 выступил на федеральном просветительском марафоне «Знание.Первые», на котором объявил человеческий капитал основой развития экономики. Не обошел стороной роль человека в развитии территорий и Председатель Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации В.В. Володин, который в своем интервью прямо указывает на зависимость развития территорий от человека и его возможностей. Помимо представителей федеральных органов власти, активно поддерживают роль человеческого капитала и региональные органы власти.
Опираясь на высокую актуальность темы исследования, необходимо обозначить тот факт, что без действующего нормативно – правового регулирования в области обеспечения формирования и развития человеческого капитала вопросы его роли в развитии региона останутся без конкретных действий и контроля за ними. Также стоит отметить тот факт, что человеческий капитал как фактор аккумулирует в себе различные направления влияния на развитие региона. Его невозможно строго отнести только к одному признаку классификации факторов (к примеру, только к экономической области), поскольку человеческий капитал формируется, развивается и реализуется на базе отдельного человечка (как его носителя), который участвует во всех областях жизнедеятельности региона.
Цель настоящей статьи - анализ нормативно – правовой базы стратегического развития субъектов Российской Федерации с учетом синтеза аспектов жизнедеятельности регионов для цели построения качественной среды, обеспечивающей человека условиями, при которых возможно формирование и развитие человеческого капитала.
Новизна исследования состоит в том, что впервые авторами была проанализирована нормативно – правовая база стратегического развития субъектов Российской Федерации с учетом синтеза аспектов жизнедеятельности регионов для цели построения качественной среды, обеспечивающей человека условиями, при которых возможно формирование и развитие человеческого капитала. Помимо этого, авторами разработана классификации регионов на основе отражения в их стратегических документах развития информации про человеческий капитал, человеческий потенциал и социально – экономические условия для населения.
Гипотеза исследования состоит в том, что только при определении необходимых условий для развития человека в нормативных документах стратегического развития регионов возможно выстроить базу для формирования и развития человеческого капитала как главного фактора социально - экономического развития региона.
Основными методами исследования выступили: теоретический анализ региональных нормативно – правовых актов в области стратегического развития, синтез нормативной базы, метод экстраполяции, обобщения и аналогии.
Методология исследования: анализ нормативно – правовых актов 85 субъектов Российской Федерации (без учета Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей в виду отсутствия зарегистрированных нормативных документов по данным субъектам на текущий период времени) [29; 33].
Основная часть
Упоминание человеческого капитала как фактора стратегического развития региона можно отметить в нормативно – правовом акте стратегического развития 43 регионов, что составляет 50,6% от всех субъектов РФ. Среди них: Республика Башкортостан, Республика Алтай, Республика Калмыкия, Республика Коми, Краснодарский край, Ставропольский край, Архангельская область, Волгоградская область, Камчатский край, Костромская область и другие (рисунок 1).
Рис. 1. Упоминание человеческого капитала (ЧК) как фактора стратегического развития региона в нормативно – правовых актах стратегического развития субъектов РФ
Источник: составлено авторами на основе анализа стратегических документов развития регионов
Примечательно отметить основные идеи, которые определены в нормативно – правовых актах стратегического развития субъектов, ориентирующихся в своих программах развития на человеческий капитал (таблица 1).
Таблица 1
Основные характеристики нормативных документов стратегического развития регионов РФ, определяющих человеческий капитал как фактор своего развития (пример 5 выборочных субъектов).
Регион РФ
|
Документ стратегического развития
|
Выдержка из документа, определяющая
место человеческого капитала
|
Краткий вывод
|
Республика
Башкортостан
|
Стратегия
социально-экономического развития республики Башкортостан на период до 2030
года
|
Стратегическими
приоритетами Республики Башкортостан являются:
1) человеческий капитал, включая направления: «Демографическое развитие. Семья, материнство, отцовство и детство», «Охрана здоровья и медицинская помощь», «Образование», «Культурные ценности, искусство и духовное развитие человека», «Физическая культура и спорт», «Трудовые отношения», «Социальная защита», «Жилище», «Экологическое благополучие», «Национальная политика». |
Документ
определяет человеческий капитал как фактор развития региона и нацелен на
формирование благоприятной среды для человека (здравоохранение, жилищные
условия, труд и т.д.)
|
Республика Калмыкия
|
Стратегия социально-экономического развития республики Калмыкия
на период до 2030 года
|
Социальная политика. Приоритеты, обеспечивающие всестороннее
развитие человека и приумножение человеческого капитала: самореализация,
благосостояние, комфортная среда
Экономическая политика. Для достижения высокого качества жизни и наращивания
человеческого капитала необходима эффективная экономическая политика на базе
умной индустриализации традиционных сфер деятельности, в свою очередь,
обеспечивается предпосылками экономического роста инновационного типа за счет
наращивания человеческого капитала.
|
Документ
определяет векторы социальной и экономической политики (условия) для
приумножения и наращивания человеческого капитала
|
Краснодарский край
|
Стратегия
социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года
|
Основные направления развития социальной сферы - развитие
человеческого капитала: Регион-лидер в накоплении
человеческого капитала как ключевого актива - основы долгосрочной
конкурентоспособности; созданы лучшие условия для жителей края - открытых,
мотивированных, ценящих здоровье, семью и дружеское общение, наслаждающихся
долголетием и умеющих находить баланс консервативного и прогрессивного.
|
Документ
определяет развитие человеческого капитала как основное направление
социальной сферы и нацелен на формирование лучших условий для жителей края
|
Ставропольский край
|
Стратегия
социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года
|
К 2035 году предстоит преодолеть отставание края от
среднероссийского уровня по следующим направлениям:
- развитие человеческого капитала (за счет переориентации
приоритетов населения края от лечения к здоровому образу жизни через занятия
спортом, качественное питание, профилактику заболеваний, раннюю диагностику
заболеваний, увеличения охвата населения края ежегодными профилактическими
осмотрами, а также за счет развития в крае технологической грамотности и
цепочек непрерывного образования в ключевых сферах экономики)
|
Документ
определяет недостатки в области развития человеческого капитала и
устанавливает условия, при которых данные недостатки могут быть нивелированы.
|
Архангельская
область
|
Стратегия
социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года
|
Приоритет:
сохранение и развитие человеческого капитала.
Цели приоритета:
сформированная культура и система здоровьесбережения, развитие системы
оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной, в том числе
высокотехнологичной, медицинской помощи; качественное и доступное
образование, повышение связанности рынка труда и системы профессионального
образования; развитие Архангельской области как центра культуры с богатым
историческим наследием; развитая система физкультурно-спортивного воспитания;
благосостояние, доступное для каждого и т.д.
|
Документ
направлен на сохранение и развитие человеческого капитала за счет необходимой
формирования среды для населения (здоровьесбережение, культура, рынок труда и
т.д.).
|
Таким образом, данные таблицы 1 доказывают, что развитие человеческого капитала стоит одним из самых главных факторов социально-экономического развития регионов в нормативных актах субъектов РФ. Все без исключения документы стратегического развития определяют человеческий капитал как ресурс, как условие, как основу для социально – экономического развития региона. При этом, в каждом рассмотренном нормативном документе особое внимание уделяется условиям, среде, требованиям для формирования, развития, наращивания человеческого капитала. Ставятся во главу угла потребности и нужды самого человека, проживающего на конкретной территории. Это важный момент, который позволяет выделить человекоцентричный подход в стратегиях развития территорий РФ.
Согласно региональным программам развития, для цели построения качественной среды, обеспечивающей человека условиями, при которых возможно формирование, развитие и наращивание человеческого капитала, необходимо задействовать следующие аспекты жизнедеятельности конкретного субъекта РФ, представленные на рисунке 2.
Рис. 2. Аспекты жизнедеятельности региона, для цели построения качественной среды, обеспечивающей человека условиями, при которых возможно формирование, развитие и наращивание человеческого капитала
Источник: составлено авторами на основе анализа стратегических документов развития регионов
Согласно обозначенных аспектов в региональных программах развития выделяются необходимые ресурсы и производится соответствующий контроль.
Примечательно также отметить тот факт, что в стратегических программах развития регионов имеется упоминание не только о человеческом капитале как основном факторе социально – экономическом развитии территории, но и о человеческом потенциале, его развитии (рисунок 3).
По данным рисунка 3 можно сделать вывод, что ряд регионов, таких как Калужская область, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Республика Дагестан, Смоленская область, Тульская область, Ульяновская область, Ямало-Ненецкий автономный округ стратегическими приоритетами своего развития ставят развитие и формирование человеческого потенциала. Определенно, имеются и регионы, где человеческий капитал и потенциал тесно связаны со стратегическим развитием территории.
Рис. 3. Упоминание человеческого потенциала (ЧП) и человеческого капитала (ЧК), а также их роли в развитии региона в нормативно – правовых актах стратегического развития регионов РФ
Источник: составлено авторами на основе анализа стратегических документов развития регионов
При этом, во всех стратегических программах развития регионов, вне зависимости от наличия или отсутствия в них упоминания о человеческом капитале или потенциале, особая роль отводится социально – экономическим условиям для населения, их улучшении. В виду этого, можно сделать вывод об ориентации стратегического развития регионов на человека и для человека.
Сводный анализ стратегических документов развития регионов РФ представлен в таблице 2.
Таблица 2
Сводный анализ стратегических документов развития регионов РФ Источник: составлено авторами
Классификационный признак для анализа
|
Регион
|
Учет
человеческого капитала как фактора стратегического развития территории
|
Магаданская
область, Мурманская область, Орловская область, Ростовская область, Рязанская
область, Саратовская область, Сахалинская область, Тюменская область,
Забайкальский край, г. Москва, Санкт-Петербург, Еврейская автономная область,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Республика Башкортостан, Республика
Алтай, Республика Калмыкия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика
Мордовия, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан
(Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия,
Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чувашия, Краснодарский край,
Красноярский край, Ставропольский край, Архангельская область, Астраханская
область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область,
Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская
область, Иркутская область, Камчатский край, Костромская область, Республика
Крым, Севастополь
|
Учет
человеческого потенциала как фактора стратегического развития территории
|
Республика
Алтай, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Республика Коми, Республика
Марий Эл, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чувашская Республика –
Чувашия, Краснодарский край, Красноярский край, Ставропольский край,
Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Вологодская область,
Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калужская
область, Кировская область, Костромская область, Нижегородская область,
Саратовская область, Смоленская область, Тульская область, Тюменская область,
Ульяновская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий
автономный округ
|
Учет
человеческого капитала и человеческого потенциала как фактора стратегического
развития территории
|
Саратовская
область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Республика
Алтай, Республика Калмыкия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Удмуртская
Республика, Республика Хакасия, Чувашская Республика – Чувашия, Краснодарский
край, Красноярский край, Ставропольский край, Астраханская область,
Белгородская область, Брянская область, Вологодская область, Воронежская
область, Ивановская область, Иркутская область, Костромская область
|
Учет
социально – экономических условий для населения
|
Все
регионы
|
Выводы
Таким образом, анализ региональной нормативной базы, определяющей стратегическое развитие регионов РФ, показал наличие действующего нормативно – правового регулирования в области обеспечения формирования и развития человеческого капитала. Большинство из регионов РФ прямо указывают на высокую роль человеческого капитала в своих стратегиях развития, определяют его как главный фактор, оказывающий влияние на социально – экономическое развитие территории и как главный ориентир формирования необходимых условий для человека; иные регионы не приводят в своих нормативных документах упор на человеческий капитал, но при этом косвенно определяют приоритет его развития улучшением социально – экономических условий для населения. Опираясь на данные проведенного анализа, возможно заключить, что вопросы обеспечения формирования и развития человеческого капитала и его роли в развитии региона имеют действующую нормативную основу и определенно высокие шансы для реализации. Направление дальнейших исследований авторов лежит в определении регионального юнита, применимого к вопросу формирования человеческого капитала с учетом территориальных особенностей и стратегических приоритетов развития территории, определенных локальной нормативной базой.
References:
Bakhorina Ya.S., Samylina V.G. (2019). Obespechenie ekologicheskoy bezopasnosti vologodskoy oblasti kak faktor strategicheskogo razvitiya regiona [Ensuring environmental safety of the Vologda region as a factor of strategic development of the region] Problems and prospects of Russia's development: a youth perspective on the future. 314-317. (in Russian).
Bezrukova T.L., Kakou N.R. (2021). Monitoring effektivnosti klyuchevyh faktorov sbalansirovannogo razvitiya innovatsionno-investitsionnoy deyatelnosti territoriy [Monitoring the effectiveness of key factors for the balanced development of innovation and investment activities in the territories]. Aktualnye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika. (1(52)). 35-48. (in Russian).
Bikeeva M.V. (2019). Strategicheskoe partnyorstvo vlasti i biznes-struktur kak faktor sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Mekhanizm vzaimodeystviya vlasti i biznesa v protsesse regionalnogo razvitiya]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (6-1). 27-33. (in Russian).
Bondarskaya T.A. (2015). Sovremennye usloviya dlya upravleniya ekonomikoy regiona [Modern conditions for management of region economy]. Socio-economic phenomena and processes. (10). 12-16. (in Russian).
Bulatova N.N. (2019). Klassifikatsiya faktorov vliyayushchikh na transportno-infrastrukturnoe razvitie regiona [Slassification of factors affecting transport and infrastructure development of the region]. Russian economic online journal. (2). 11. (in Russian).
Demina N.K., Demin A.A., Lugacheva N.R. (2018). Konkurentosposobnost regiona: strategicheskie faktory sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya [Competitive ability of the region: strategic factors of social and economic development]. Bulletin of the South Ural State University. Series: economics and management. (2). 30-36. (in Russian).
Dubravskaya E.I. (2020). Klassifikatsii regionov Rossii s uchetom struktury neformalnoy zanyatosti i urovnya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya [Classification of russian regions taking into account the structure of informal employment and the level of socio-economic development]. Statistika i Ekonomika. (6). 31-43. (in Russian).
Dvas G.V., Busheneva Yu.I., Shumilova A.Yu. (2023). Mezhdunarodnye pobratimskie svyazi rossiyskikh regionov kak faktor ikh strategicheskogo ekonomicheskogo razvitiya (na primere Leningradskoy oblasti) [International twinning of Russian regions as a factor in their strategic economic development (on the example of the Leningrad region)]. Economics and management. (6). 611-620. (in Russian).
Ermolaeva M.E., Nakopiya L.G. (2018). Chelovecheskiy potentsial kak faktor strategicheskogo razvitiya regionov Rossii [Human potential as a factor of strategic development of Russian regions] Russia in the global world: new challenges and opportunities. 366-372. (in Russian).
Geraschenkova T.M., Domogatskiy K.I. (2019). Upravlenie obrazovaniem kak faktor strategicheskogo razvitiya regiona i obshchestva [Education management as a factor of strategic development of the region and society] Modern approaches to the transformation of concepts of state regulation and management in socio-economic systems. 93-96. (in Russian).
Ibragimov R.N. (2019). Sovremennye problemy finansovoy ustoychivosti regionalnoy ekonomiki Rossii [Contemporary problems of financial stability of Russia\'s regional economy]. Regional Economics: Theory and Pactice. (10 (469)). 1942-1955. (in Russian).
Kostenkova T.A. (2019). Kadrovyy potentsial regiona: sushchnost i osnovnye faktory formirovaniya [The personnel potential of the region: the essence and main factors of formation]. Russian Journal of Labor Economics. (3). 1149-1158. (in Russian).
Kovaleva I.V. (2020). Demograficheskiy faktor kak strategicheskiy element sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Demographic factor as strategic element of social and economic development of the region]. Sotsialno-ekonomicheskiy i gumanitarnyy zhurnal. (1 (15)). 23-34. (in Russian).
Nikitskaya E.F., Mkhitaryan S.V., Astapenko M.S. (2019). Analiz faktorov razvitiya innovatsionnoy deyatelnosti v ekonomicheskom prostranstve makroregiona [Analysis of factors of innovation activity development in the economic space of the macro-region]. Federalizm. (2(94)). 116-137. (in Russian).
Nosov A.L. (2019). Sotsialnoe prognozirovanie razvitiya goroda i regiona [Social forecasting of the development of the city and region] Development of innovative economy: achievements and prospects. 297-307. (in Russian).
Oborin M.S. (2020). Setevoe vzaimodeystvie kak instrument effektivnogo upravleniya ekonomicheskoy stabilnostyu regionalnogo rynka istoriko-kulturnogo turizma [Networking as a tool for effective management of the economic stability of the regional market of historical and cultural tourism]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 21: Upravlenie (gosudarstvo i obschestvo). (1). 57-74. (in Russian).
Rebrova N.P. (2018). Territorialnyy marketing kak faktor strategicheskogo razvitiya regiona [Territorial marketing as a factor of strategic development of the region] Current issues of economic development. 32-35. (in Russian).
Serebryakova N.A., Volkova S.A., Volkova T.A. (2019). Metodika integralnoy otsenki chelovecheskogo kapitala regiona [The methodology of the integral assessment of the human capital of the region]. Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies. (3(81)). 375-380. (in Russian).
Shaposhnikova B.D., Avadaeva I.V., Chuzhaeva N.B., Sharova I.Yu. (2023). Munitsipalnye programmy kak strategicheskiy faktor sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Municipal programs as a strategic factor in the socio-economic development of the region]. Regional problems of transforming the economy. (3(149)). 35-45. (in Russian).
Siptits S.O. (2019). Ognitivnoe modelirovanie i ego mesto v metodologii strategicheskogo planirovaniya razvitiya agroprodovolstvennyh sistem regionov s uchetom klimaticheskogo faktora [Cognitive modeling and its place in the methodology of strategic planning of development of agricultural food systems of regions with account of climatic factor]. International Agricultural Journal. (6). 71-74. (in Russian).
Sochneva E.N., Voronin E.A., Zyablikov D.V. (2017). Social and economic policy of krasnoyarsk territory as a region of innovative development Siberian Journal of Science and Technology. (3). 680-689.
Stroeva O.A., Lyapina I.R. (2022). Innovatsionnye biznes-modeli kak faktor ustoychivogo razvitiya regiona [Innovative business models as a factor in the sustainable development of the region]. Central Russian Journal of Social Sciences. (5). 152-171. (in Russian).
Stryabkova E.A., Kulik A.M., Gerasimova N.A., Tebekin M.V. (2022). Otsenka usloviy prostranstvennoy neodnorodnosti raspredeleniya chelovecheskogo kapitala regiona s uchetom tsifrovoy transformatsii [Assessment of the conditions of spatial heterogeneity of the distribution of human capital in the region, taking into account digital transformation]. Nauchnyy rezultat. Ekonomicheskie issledovaniya. (3). 69-84. (in Russian).
Timerkhanov R.Sh., Bolonina E.V., Khafizova G.R., Akhmadullina A.A. (2019). Neravenstvo dokhodov naseleniya. Regionalnyy aspekt [Inequality of population incomes. Regional aspect]. Kazanskiy ekonomicheskiy vestnik. (1 (39)). 64-70. (in Russian).
Tumgoev M.U. (2019). Strategicheskiy analiz razvitiya ekonomiki regiona [Strategic analysis of the regional economy development]. Global scientific potential. (9(102)). 135-139. (in Russian).
Zatsarinina Yu.V. (2022). Chelovecheskiy kapital kak effektivnyy resurs, sposobstvuyushchiy vyhodu regiona na traektoriyu sbalansirovannogo razvitiya [Human capital as an effective resource contributing to the region's entry into the trajectory of balanced development]. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie. (3). 123-130. (in Russian).
Страница обновлена: 28.04.2025 в 12:31:30