Проблема внедрения инноваций в систему администрирования при публичном управлении общественно-хозяйственными процессами

Ватлина Л.В.1
1 Сибирский университет потребительской кооперации (СибУПК), Россия, Новосибирск

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право
Том 11, Номер 3 (Март 2021)

Цитировать:
Ватлина Л.В. Проблема внедрения инноваций в систему администрирования при публичном управлении общественно-хозяйственными процессами // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 3. – С. 735-742. – doi: 10.18334/epp.11.3.111572.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45068355

Аннотация:
В современном развивающемся мире мы должны стремиться создать государственное управление научным, справедливым, инновационным. Чтобы это сделать необходимо подобрать инструменты, с помощью которых государственное управления может стать более широким, современным и цифровым, так как взаимозависимость и интенсивное взаимодействие на всех уровнях власти является необходимым залогом хорошего управления всеми сферами общественно-хозяйственной жизнью общества. В широком смысле государственное управление охватывает всю деятельность правительства, а в современном государстве всеобщего благосостояния люди ожидают гораздо большего от своего правительства, от предоставления разнообразных услуг до личной безопасности. Таким образом, рассмотрение различных подходов к публичному управлению государственного администрирования, в том числе при использование цифровых продуктов и инновационных решений на сегодняшний день является актуальным.

Ключевые слова: администрация, администрирование, государственное управление, инновационное развитие, инновации, трансформация, социально-экономическое развитие, публичное управление

JEL-классификация: O31, O32, O33, M11, M21



Введение

Прежде чем рассуждать о государственном управлении, в первую очередь необходимо разобраться в значение термина «администрация». Этот термин произошел от двух латинских слов ad и ministare, которые означают служить, проще говоря, заботиться о людях, управлять делами [11]. Администрация во-первых — это исполнительный орган местного самоуправления [12]. Во-вторых, отрасль публичного права, в которой закреплены права и обязанности граждан и юридических лиц. Вопрос настолько сложный, что административное право является одной из важнейших отраслей правовой системы государства, а административное законодательство служит правовой основой построения и функционирования исполнительной ветви власти [10, с. 13] (Petukhova, 2011, р. 13).

Цель исследования. Основной целью исследования является раскрытие сущности управления «администрированием» в системе публичного управления социально-экономического регулирования общества, а также понять, способно ли внедрение инноваций в государственный сектор способствовать повышению качества государственных услуг.

Актуальность исследования. Жизнь людей тесно связана с администрацией аппарата управления своей страны, региона, города, областного центра, а взаимодействие между хозяйствующими субъектами — это всегда сложный процесс, включающий много законодательных нюансов. Но если описать процесс простым языком, то люди живут в системе, в соответствии с политикой и действиями, проводимыми представителями администрации, и поэтому общественное доверие к представителям государственной власти на сегодняшний день является очень актуальным.

Практическая значимость. Мониторинг зарубежного и российского опыта администрирования публичного механизма управления как целостной системы является актуальным, а также достаточно новым в области методологии управления.

Администрация как вид деятельности стара, как само общество, она является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Пища, которую мы едим, одежда, которую мы носим, товары, которые мы покупаем, улицы и шоссе, по которым мы путешествуем, автомобили, в которых мы едем, и многие услуги, которыми мы пользуемся, – образование, медицинское обслуживание, жилье и многие другие – регулируются, возможно, администрацией. Таким образом, администрация присутствует с нами повсюду, от «чрева до гроба» [3. с. 5]. Администрация может быть определена как «групповая деятельность, которая включает сотрудничество и координацию для достижения желаемых целей или задач» [6] (Vatlina, 2020). Любые совместные человеческие усилия по достижении некоторых общих целей также известны как администрирование. Таким образом, каждая групповая деятельность включает своего рода администрацию, будь то ведение домашнего хозяйства, работа на заводе, посещение больницы, учеба в университете и т. д. Администрация пронизывает всю организованную человеческую деятельность. «Государственное управление» – это правительство в действии [8] (Petukhova, 2011). «Государственная администрация» – детальное и систематическое применение закона. Каждое конкретное применение закона является актом администрации. Например, Британская энциклопедия определяет государственное управление как «применение политики государства через свое правительство». Следовательно, государственное управление относится к той части администрирования, которое относится к административной деятельности правительства.

Сущность государственного управления включает линейные функции или услуги, предназначенные для людей. Государственное управление занимается не только регулированием процессами, но и существенными вопросами управления, такими как оборона, закон и порядок, образование, общественное здравоохранение, сельское хозяйство, общественные работы, социальное обеспечение, правосудие, благосостояние и т. д. Государственное управление включает два важных аспекта: это принятие решений и их выполнение на практике.

Инновации в общественном секторе

Принято считать, что инновации лежат в основе экономического роста и процветания, по крайней мере в бизнесе. Инновации часто создаются в процессе «созидательного разрушения», что обусловлено предпринимательской деятельностью. Нет сомнения в необходимости внедрения инноваций в экономической деятельности, а целесообразно ли их внедрение в государственный сектор в качестве механизма, призванного улучшить механизм управления, ведь государственный сектор имеет иную институциональную структуру, чем частный сектор, и следовательно, различный набор целей, рисков, вознаграждений, стимулов и ограничений. Бытует мнение, что внедрение инноваций при создании общественных благ может способствовать экономическому росту и процветанию страны [1].

Начало изучения применение инноваций в государственном секторе было положено еще в 1970-х годах с исследованием Рознера [2] (Roessner, 1977), который, возможно, был первым исследователем, непосредственно занимавшимся изучением инноваций в этой сфере. Потенциальная выгода от инноваций в государственном секторе огромна. Хотя размер государственного сектора варьируется в зависимости от страны, исследования показывают, что размер государственного сектора в средней стране составляет треть экономики этой страны [1, с. 2]. Такой размер предполагает, что инновации в государственном секторе вносят значительный вклада в экономический рост и процветание страны за счет снижения стоимости предоставления государственных услуг и повышения их качества и разнообразия тех же услуг и косвенно – за счет повышения производительности частного сектора за счет расширения и улучшения государственной инфраструктуры.

Несмотря на распространенное мнение, что государственный сектор не поддается инновациям, недавние исследования (Sahni, Wesson, & Christensen, 2019; Leyden & Link, 2020) показывают, что на самом деле инновации в государственном секторе не новость и характер предпринимательства в государственном секторе такой же, как у предпринимательства в частном. Предприниматель государственного сектора – это тоже новатор, который видит неиспользованные возможности, но отличие должно быть в выгоде. Если у предпринимателя выгода в чистой прибыли, то мотивацией государственного предпринимателя должно стать признание общественности и карьерный рост. Желание творить и вносить определенный вклад в общее дело может быть меньше, чем у предпринимателя, так как существуют определенные конституционные и правовые нормы, которые могут ограничить доступ к финансированию, а также к определенным действиям, подвергаясь общественному контролю, запрещая должностным лицам в принципе вести предпринимательскую деятельность.

Однако несмотря на такие ограничения, диапазон предпринимательской деятельности в государственном секторе достаточно большой. Такая деятельность может быть разделена на прямую или косвенную государственную предпринимательскую деятельность. Прямое предпринимательство в государственном секторе осуществляется внутри и проявляется в новаторских подходах, связанных с улучшением механизма обслуживания граждан (создание новых правительственных услуг, улучшение качества существующих, повышение эффективности производства государственных товаров и услуг и улучшение управления государственными процессами. Как пример, можно привести практику в Новой Зеландии, где в качестве инновации предоставлена возможность граждан регистрировать в онлайн-формате факт рождения ребенка. Правительство тем самым сэкономило время и снизило расходы на оказание таких услуг. Этой услугой уже воспользовались 75% родителей [4] (Koval, 2020).

Косвенное предпринимательство в государственном секторе действует путем новаторского изменения экономической среды частного сектора, чтобы упростить их деятельность опять же на благо общества, то есть изменения в законах, положениях и т. д., которые часто фокусируются на повышении экономического роста частного сектора и стимулировании производства в частном секторе государственных товаров и услуг через такие инновации, как приватизация и социальное предпринимательство.

Уже 7 лет назад был запущен крупномасштабный проект ОЭСР – «Обсерватория инноваций в государственном секторе», который представляет собой государственную онлайн-платформу для оказания государственных услуг, от образования и здравоохранения до оплаты коммунальных услуг и охраны окружающей среды. Такая платформа помогает установить тесное сотрудничество представителей публичной власти со своими гражданами [4] (Koval, 2020).

В свете последних событий, с которыми столкнулся мир, в виде пандемических ограничений, инвестиции в инновации в государственном секторе, могли бы принести пользу и упростить жизнь многим гражданам. В то время как частные инвестиции, включая расходы на НИОКР, как правило, следуют циклическим закономерностям по отношению к росту ВВП, государственные или бюджетные инвестиции в НИОКР, как правило, должны следовать антициклической тенденции. В конечном счете это приведет к стимулированию экономического роста и будет способствовать поощрению частных инвестиций в развитие инноваций.

Укрепление доверия к государственным службам, улучшение взаимодействия с гражданским обществом помогают укреплению и развитию общественных процессов как к функциональному ядру публичного управления. Именно в сфере публичного управления от специалистов требуется профессионализм, ответственность, основанная на знании и обладании специальными компетенциями, а также особая гибкость и терпение, позволяющие вовремя менять способы взаимодействия с людьми, и в этом может помочь развитие новых инструментов, основанных, возможно, на внедрения цифровых технологий.

Но существуют также и трудности при внедрении инноваций в государственный сектор, мы попытались выделить главные и связать их с возможными последствиями и сопротивлениями к развитию инноваций (рис. 1).

Рисунок 1. Проблемы внедрения инноваций и их последствия для личности, группы, организации

Источник: составлено автором.

Таким образом, в целом внедрение инноваций в государственное управление по замыслу призвано повысить качество предоставления государственных услуг и улучшить общественное доверие к государственным служащим и органам власти, но часто замысел далек от реальности, и инновации сталкиваются на своем пути с субъективными и объективными препятствиями. Очень важно отслеживать общественное мнение по поводу удобства от внедрения инноваций и цифровых решений, так как все новшества в целом призваны качественно улучшить жизнь людей [9] (Plotnikov, 2020). Такой проводимый мониторинг общественного мнения позволит добиться желаемого результата, и граждане страны будут чувствовать свое присутствие в этом процессе, видеть, что к ним администрация прислушивается. Ведь только совместными усилиями мы способны сделать этот мир лучше [5] (Borkova, 2020).

Заключение

Таким образом, в данной статье были рассмотрены возможности и проблемы внедрения инноваций и их влияние на трансформацию государственного публичного управления. Можно сказать, что процессы внедрения инноваций в государственный сектор не стоят на месте, экономика государства развивается и преодолевает описанные в статье проблемы. Также скачок инноваций в цифровизацию был замечен во время всплеска коронавирусной инфекции, индекс цифровизации в государственном секторе России резко пошел вверх.


Источники:

1. Innovation in the Public Sector. United Nations Economic Commission for Europe. United Nations publication issued by the Economic Commission for Europe. [Электронный ресурс]. URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/ceci/publications/Innovation_in_the_Public_Sector/Public_Sector_Innovation_for_web.pdf.
2. Roessner J.D. Incentives to Innovate In Public and Private Organizations // Administration & Society. – 1977. – № 9. – p. 341-365.
3. Theories and concepts of public administration study material first semester core course: For M.A. Political science (2017 Admission onwards). http://14.139.185.6/website/SDE/sde539.pdf
4. Коваль А. Инновации в государственном секторе как ключ к увеличению национального доверия. Российский центр компетенций и анализа стандартов ОЭСР. [Электронный ресурс]. URL: https://oecd-russia.org/analytics/innovatsii-v-gosudarstvennom-sektore-kak-klyuch-k-uvelicheniyu-natsionalnogo-doveriya.html (дата обращения: 10.01.2021).
5. Боркова Е.А. Организационные аспекты реализации государственной политики устойчивого развития // Креативная экономика. – 2020. – № 4. – c. 431-444. – doi: 10.18334/ce.14.4.100802 .
6. Ватлина Л.В. Специфика взаимодействия органов публичной власти с образовательными организациями // Актуальные вопросы развития современного общества: Сборник научных статей 10-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2020. – c. 76-79.
7. Ватлина Л.В. Цифровые технологии и модернизация государственного управления // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2020. – № 5(125). – c. 88-93.
8. Петухова М.В. История государственного управления в России. / Учебное пособие. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2011. – 166 c.
9. Плотников В.А. Перспективы трансформации социально-экономической системы под воздействием цифровизации // Современное состояние экономических систем: экономика и управление: Сборник научных трудов II Международной научной конференции. Тверь, 2020. – c. 6-11.
10. Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. / Учебник - 4-е изд., пересмотр, и доп. - М.: Норма, 2009. – 13 c.
11. Руководство по переводу и редактированию документов ООН. (ООН, Служба русского письменного перевода Секретариата ООН: Нью-Йорк. 1987. Неофициальный документ для внутреннего пользования RTRS/1. С. 134-148)
12. Энциклопедический справочник. Совет Федерации Федерального Собрания РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/services/reference/9503 (дата обращения: 18.01.2021).

Страница обновлена: 21.09.2021 в 21:09:24