Professional competitions in the spiral model of professional development of public officials
Sladkova N.M.1, Petrova S.A.1, Voskresenskaya O.A.2
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Russia
2 «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Download PDF | Downloads: 29
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 9 (September 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54773570
Abstract:
The article is devoted to the issues of ensuring continuous professional development and self-development of civil servants. The research relevance is justified by the need to improve the personnel work of authorities, in particular in the field of educational technologies, in the context of the introduction of the principles of client-centricity to improve the quality of personnel and the level of work with internal and external clients.
The research purpose was to determine approaches to the creation of technology for continuous professional development of state and municipal employees.
The development was carried out on the basis of an analysis of the legislative framework, methodological materials of authorities, literature, data from open sources covering issues of professional development, as well as during an experiment of the pilot project to conduct professional competitions in the state and municipal service as a technology of professional development.
The authors have developed innovative proposals for the implementation of a professional competition as a comprehensive technology of motivation and professional development. The authors propose a model of professional development in the public service system based on elements of evolutionary theory and principles of client-centricity.
The materials of the article are addressed to representatives of state and municipal authorities, as well as to a wide range of readers interested in professional development of personnel.
Acknowledgments:
The research was conducted by the research team of the Federal State Budgetary Institution "Research Institute of Labor" of the Ministry of Labor of Russia within the framework of the state task on the topic "Scientific and methodological support for the effective conduct of professional and other competitions in the state civil and municipal service".
Keywords: spiral of professional development, professional competition of state and municipal employees, client-centricity, motivation, self-development
Funding:
Исследование проводилось научным коллективом ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России в рамках выполнения государственного задания по теме «Научно-методическое обеспечение эффективного проведения профессиональных и иных конкурсов на государственной гражданской и муниципальной службе»
JEL-classification: H11, J24, M51, M54
ВВЕДЕНИЕ
Динамика изменений социально-экономической среды, коммуникативно-образовательного пространства, цифровых технологий создают новые вызовы и определяют актуальность вопроса проектирования и выбора современных образовательных технологий в профессиональной подготовке и переподготовке специалистов любой сферы деятельности, в том числе государственной гражданской и муниципальной службы.
В образовательных технологиях в 20-е годы XXI века во всем мире все больше используются визуальные средства, средства активации и моделирования реальной деятельности через геймификацию, симуляцию практических ситуаций, которые повышают интерактивность образовательного процесса. Проектная деятельность и использование исследовательских методов для поиска оптимальных решений через инструменты оценки по методике «фишбоун» и «узкого горлышка» становятся частью технологий в образовании взрослых [1, 2, 3]. Технологии все более начинают приобретать интегральный, комплексный характер сочетая очные и дистанционные формы обучения, обеспечивая условия для непрерывного обучения и самообразования (Lifelong Learning) [4, 5].
Проектирование, моделирование новых технологий за счет комбинации «старых» и новых методов и инструментов, повышающих мотивированность обучаемых и практическую ценность обучения, может обеспечивать их ключевые свойства: целостность, концептуальность, измеримость эффективности, управляемость, воспроизводимость.
Контекст стоящих перед госслужбой задач по совершенствованию кадровой работы, по внедрению клиентоцентричного подхода при работе как с внутренним, так и внешним клиентом, в сочетании с кадровым дефицитом, делает все более актуальным поиск новых решений в области профессионального развития, позволяющих реализовывать качественные изменения за непродолжительный период времени.
Цель исследования – разработка подходов к созданию технологий непрерывного профессионального развития государственных и муниципальных служащих.
В 2020 году задачей исследования в области образовательных технологий на государственной гражданской и муниципальной службе стало определение возможности проектирования и обоснования целесообразности и внедрения новой, обеспечивающей мотивацию и непрерывность профессионального развития и саморазвития служащих, образовательной технологии – «профессиональный конкурс».
В продолжении работы в 2022-2023 гг. был создан и апробирован методический комплекс по проведению профессиональных конкурсов на пилотной площадке Вологодской области, формирующий единые стандарты для федеральных и региональных органов власти.
Наконец, подходы, используемые при разработке методического комплекса, позволили коллективу авторов создать модель профессионального развития государственных служащих «Спираль профессионального развития».
Теоретическую базу исследования составили работы ученых и экспертов в области мотивации, обучения, профессионального и эволюционного развития, более подробно освещенные в нижеследующих разделах.
Методы данного комплексного исследования включали анализ лучших отечественных практик проведения профессиональных конкурсов и технологий профессионального развития государственного и частного сектора экономики, анкетирование и наблюдение для изучения мотивации организаторов, участников профессиональных конкурсов, их непосредственных и вышестоящих руководителей, а также руководителей региональных органов власти [6]; эксперимент в виде пилотного проекта по проведению профессионального конкурса регионального уровня; разработку модели непрерывного профессионального развития и новой образовательной технологии «профессиональный конкурс», как части этой модели. Два последние вопроса раскрываются в данной статье.
Новизна работы заключается, прежде всего, в применении подходов эволюционного развития, а также принципов клиентоцентричности к технологии проведения профессиональных конкурсов и в целом к реализации программ профессионального развития в системе государственной службы, взаимодействию основных субъектов «регулятор-орган власти-госслужащий» при реализации данных программ; а также создание модели «Спираль профессионального развития» государственных служащих с определением ее ключевых компонентов (участников, технологий, типовых и адресных программ), их расстановки и соотношения.
Предпосылки проектирования новой образовательной технологии
Процесс обучения человека (в том числе взрослого человека), по мнению К. Исикавы [7], реализуется преимущественно 2 способами. Первый – когда требуемый уровень профессионализма человек достигает периодическим обучением и глубоким погружением в тему через значительные промежутки времени: так называемый «большой скачок» Второй способ: необходимый уровень профессионализма обеспечивается при организации постоянного (непрерывного) обучения «малыми дозами (модулями/частями), максимально ориентированными на текущие потребности запросы обучающегося». Исследование японского ученого показало, что время, затраченное на обучение в течение одного периода (например, 3 года) сопоставимо в первом и втором случае. Однако, мотивация участника обучения и качество результата/практическая ценность обучения выше во втором случае.
Сложившаяся нормативно-законодательная база и реальная практика в системе государственной гражданской службы предполагает обязательное и планомерное решение задачи профессионального развития государственных и муниципальных служащих. Усилия государства направлены на создание благоприятных условий по повышению квалификации, профессиональной переподготовке (как получение новой специальности) служащими разного уровня органов власти. Центральное место в данном направлении занимают программы дополнительного профессионального образования, которая построена преимущественно по первому способу, описанному Исикавой. Нельзя игнорировать факт некоторого разрыва современных требований (динамичности и яркости форматов информационно-коммуникационного пространства, новых способов получения и обработки информации, изменяющие запросы и ожидания участников обучения) и традиционных способов организации профессионального развития государственных и муниципальных служащих.
По данным исследования 2021 года, проведенного ВШГУ РАНХиГС [8] полезность образовательных программ в рамках дополнительного профессионального образования (ДПО) отметили лишь 40% – в части расширения кругозора, 7% - выразили позицию «бесполезность программы», а 43% выразили мнение, что полученные знания «не повлияют на качество моей работы». Как отмечают эксперты, «действующие сотрудники госслужбы ощущают постоянное устаревание своих навыков и компетенций» [8]. Очевидно, что данный формат повышения квалификации при всех своих достоинствах (системности, полноте информации и др.) имеет ряд недостатков:
- запаздывающий эффект, при котором программа «не успевает» за актуальными потребностями в содержании того или иного курса,
- невозможность использовать на программах, предполагающих большие аудитории участников (50 и более на программу), активные практические, игровые формы профессионального развития, направленные на развитие умений и повышения уровня осмысления полученных знаний,
- не учитывает этап жизненного цикла (зрелость) профессионального развития госслужащего,
- практически не учитывает потребности сотрудника,
- преимущественно данный формат обучения определяет участника программы в позиции «пассивный слушатель/формальный исполнитель»,
- ориентируется жестко на квоту, установленную регулятором, которую необходимо выполнить и др.
Использование кадровыми службами для профессионального развития служащих преимущественно программ ДПО, значительно сдерживает динамику профессионального роста как специалистов, так и руководителей.
Теоретические постулаты андрогогики (науки об образовании взрослых) одним из существенных факторов, влияющих на успешное профессиональное развитие, выделяют важность личного осознания взрослым человеком, имеющим специальность и некоторый больший или меньший опыт работы, необходимости в обучении [9, 10]. Зачастую, текущая работа, интенсивность загрузки госслужащего практически не позволяют включить механизм «саморефлексии» и сформировать осознанную потребность в саморазвитии. Потребность в обучении для профессионала становится очевидной иногда достаточно поздно: когда при постановке руководителем новых/нетипичных/более широких задач требуются новые знания, новые инструменты и методы, а специалист ими не владеет – как следствие, снижается скорость, качество результата, постепенно формируется классический «профессиональный кризис», растет риск профессионального «отставания» [11].
Система профессионального развития государственных и муниципальных служащих нуждается в дополнении новыми формами, методами и технологиями, позволяющими активировать мотивацию на профессиональное развитие еще до наступления профессионального кризиса человека при внедрении образовательных технологий профессионального развития на основе 2-го способа (непрерывного обучения в модульном формате), предложенного Исикавой.
Непрерывность профессионального развития и саморазвития становится необходимым требованием времени. Цифровизация, геймификация, клиентоцентричность (возрастание необходимости учета потребностей человека), современные тенденции в профессиональном совершенствовании специалистов и руководителей реального сектора экономики – эти и многие другие факторы побуждают пересмотреть подход к профессиональному развитию госслужащих, который рекомендует повышение квалификации государственных и муниципальных служащих 1 раз в 3 года через программы дополнительного профессионального образования, в том числе через использование образовательного сертификата.
Совокупность рассмотренных факторов – инертность, низкая ориентированность на реальные потребности в профессиональном развитии служащих и руководителей существующей практики, «запаздывающий» характер программ ДПО, существенное изменение информационной и коммуникационной среды, внедрение повсеместно в бизнесе новых образовательных технологий – определили приоритеты исследования. Задачи исследования формировались с учетом принципов андрагогики, еще в конце 20 века (70-80 гг.) сформулированных М. Ноулзом с учетом особенностей взрослого человека [12]:
- он в значительно большей степени, чем ребенок или студент, управляет своим развитием (self-directed) – он имеет право голоса в процессе выбора и реализации обучения;
- имеет жизненный и профессиональный опыт – обучение должно расширять накопленные знания и основываться на этом опыте, включать в активное действия, поиск собственных решений;
- основным мотиватором является практическая ценность обучения – образовательные программы должны включать вопросы, связанные с работой или личной жизнью;
- обучение должно быть сосредоточено не на простом запоминании содержания, а на решении практических проблем;
- роль преподавателя – фасилитатор или ментор;
- обучение не линейно, когда есть повод для обучения – человеку важно понимать, как обучение поможет изменить его деятельность к лучшему.
В основу проектирования новой технологии непрерывного профессионального развития должны быть заложены требования, предполагающие необходимость:
- изучения потребностей и мотивирующих факторов сотрудников, приближения содержания образовательных мероприятий к практическим задачам, которые решает сотрудник/подразделение, в котором он работает;
- исследования механизмов вовлечения сотрудников в саморазвитие (сбор предложений/инициатив и обратная связь по итогам обработки данных), способствующих формированию осознанной потребности (привычки) в непрерывном совершенствовании своих компетенций;
- использования в образовательной технологии набора форм и инструментов, мотивирующих сотрудников на саморазвитие.
Изменение подходов к системе профессионального развития и место в этой системе новой образовательной технологии
Запрос на высокопрофессиональных государственных служащих побуждает искать способы такой организации непрерывного профессионального совершенствования, которые, не заменяя систему ДПО, позволяют дополнять ее инструментами и технологиями, дающими возможность оперативно развивать государственному служащему профессионально-личностные компетенции, повышать свое мастерство в области информационно-аналитической, методической, организационно-регуляторной, распорядительской, проектной работы и других специфических профессиональных сферах деятельности того или иного органа власти [13, 14].
Важно учесть, что особенностью выбора кадровой службой траектории и методов профессионального развития уже сформировавшегося специалиста или руководителя, является необходимость учитывать соответствие способов профессионального развития уровню его развития и его самооценке. Исследования последних лет подчеркивают, что «процесс индивидуализации профессионального развития тесно связан с феноменом самодетерминации развития личности, являющейся внутренней движущей силой человека, позволяющей достигать высот профессионализма уникальным способом, выражающимся в индивидуальном стиле достижения профессионализма» [15].
Сегодняшние вызовы динамично изменяющихся приоритетов и содержания деятельности формируют запрос на использование преимущественно методов и технологий, направленных на развитие практических умений и навыков [16]. Назрела необходимость через создание внутриорганизацонных акселераторов профессионального развития создания новых подходов в формировании «новых» компетенций государственных и муниципальных служащих: клиентоцентричности, управление изменениями, цифровизация и других.
Психологической базой для разработки новой технологии стали практически все известные теории мотивации, в том числе теория иерархии потребностей А. Маслоу [17]; теория ERG (потребностей существования роста и связей), разработанная К. Альдерфером [17]; теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда [18]; теория двух факторов Ф. Герцберга [19]; теория ожиданий В. Врума [20]; модель Портера-Лаулера [21], диагностика мотивационной структуры личности В. Э. Мильмана [22] и другие в разных сторон выделают как сильные мотиваторы активности личности – стремление к людям и боязнь быть отвергнутыми, стремления к успеху и мотив избегания неудачи. В полной мере эти мотиваторы «срабатывают» в профессиональной деятельности служащих.
Теория детерминации человека/личности выделяет «решающую роль феномена внутренней мотивации человека в автономии, которая означает потребность в осуществлении и переживании выбора, в стремлении самостоятельно контролировать собственные действия и поведение, быть их независимым инициатором» [23].
Создание условий для вовлечения человека, мотивации пробуждения его активной к созидательно-преобразовательной позиции в профессиональной деятельности может быть залогом его профессионального саморазвития, достижения уровня мастерства и эффективности. Только погружение человека в среду и механизмы, побуждающие/мотивирующие его активно действовать на грани уровня своей компетентности, может стать двигателем нового уровня компетенций/мастерства.
При проектировании современной модели системы профессионального развития государственных служащих необходимо учитывать важность мотивационной сферы сотрудников, их карьерных притязаний, уровня компетенций, а таже запрос и ожидания руководителей сотрудников, специфику современной информационно-коммуникативной среды и новых технологий. Учет данных параметров позволит изменить структуру и соотношение элементов системы/подсистем профессионального развития (табл.1).
Таблица 1. Проект структуры модели профессионального развития
Подсистемы/вид ПР
|
Форма
|
Сейчас, %
|
С учетом изменений (проект), %
|
Личный кабинет:
потребности, приоритеты на год в ПР, результаты ПР за год (самооценка и оценка руководителем умений и результатов) |
ДПО, в т.ч. по общеобразовательным сертификатам
|
Лекции/практикумы,
текстовые и презентационные материалы для изучения в дистанционном формате |
80–90
|
25-30
| |
Целевые программы
|
Лекции/практикумы,
Деловые игры, проекты |
0-5
|
5-10
| |
Иные образовательные мероприятия
|
Семинар, тренинг, микрообучение, вебинар
|
5-15
|
35-40
| |
Стажировка
| ||||
Проект
| ||||
Наставничество
| ||||
Конференции, круглые столы, мероприятия по обмену опытом и
др.
| ||||
Профессиональные конкурсы
| ||||
Самообучение
|
Вебинары, изучение учебно-методических материалов в базе органов
власти, профсообщество
|
0–10
|
10-30
|
Теория «спиральной динамики» К. Грейвза и его последователей Д. Бека и К. Кована [24] рассматривает биопсихосоциальные системы и их институты как живой организм, который по определению не может быть статичным – он изменчив и адаптивен под воздействием внешних обстоятельств и факторов. Принципиально, что развитие этих социальных систем предполагает и динамику социума, человека, коллективных общностей в непрерывных быстрых или медленных изменении ценностей и предпочтений «вверх» или «вниз» по уровням спирали, которые Грейвз обозначил как «мем»: способ мышления при получении знаний, информации, совокупность жизненных приоритетов, в также правил действий в тех или иных обстоятельствах (поведение).
Если применить логику подходов «спиральной динамики» относительно института профессионального развития государственных и муниципальных служащих, можно смоделировать возможный вектор изменений. Построение модели профессионального развития должно быть реализовано с учетом изменения доли «включенности» и влияния на процесс профессионального развития служащих 3-х участников: органов власти, осуществляющих управление и нормативно-правовое регулирование в сфере государственной службы (Регулятора), кадровых служб органов власти и главных действующих лиц, «клиентов» процесса профессионального развития – служащего и его непосредственного руководителя (рис.1).
Рисунок 1. Модель «Спираль профессионального развития государственных и муниципальных служащих» в контексте клиентоцентричности
Источник: составлено авторами
На текущий момент доминирующую роль в модели профессионального развития играет Регулятор (в первую очередь, Минтруд России) – не только с точки зрения нормативно-правового обеспечения, но и определения приоритетных направлений, утверждения программ ДПО, формирования госзаказа и отбора образовательных структур, реализующих программы ДПО, определения квот на обучение по образовательным сертификатам для органов власти и др. Роль органов во многом ограничена формированием списков участников, организацией направления на обучение и контролем за участием в обучении служащих. Роль руководителя служащего и служащего преимущественно формально-пассивная, когда нет прямой личностной мотивации в обучении – преобладающей является позиция «ты должен».
Предлагаемая модель развития профессионального развития предполагает необходимость изменения пропорций «включенности» указанных ролей на каждом новом уровне развития, начиная с «красного» и «синего» – «культуры силы» и «культуры правил» соответственно, преобладающих в органах власти.
Центральной, важнейшей частью остается вертикаль Регулятора. Однако, при ее сохранении повышается задача обеспечения Регулятором баланса типовых и адресных программ (левая и правая сторона модели соответственно), актуальных для определенной категории и отдельных служащих (рис.1).
Постепенно повышается роль и «объем» вовлеченности кадровых служб – до 50% реализации обязательных для данного органа власти программ, учитывающих специфику его сферы деятельности, стратегические приоритеты, а также наличие образовательной инфраструктуры (центр оценки, корпоративный университет или его виртуальные аналоги и др.) и, конечно же, увеличение финансовых ресурсов для реализации данных программ.
Необходимость реализации клиентоцентричного подхода определяют рост вовлеченности в процесс мотивированного профразвития, активного саморазвития самого служащего, его руководителя – максимально до 30%. Условием положительной динамики изменения данного вектора развития профессионального развития помимо необходимых ИТ и финансовых ресурсов является уровень компетенций специалистов кадровых подразделений, отвечающих за создание условий и мотивацию служащих на непрерывное профессиональное развитие.
Разработанная модель предполагает, что, сохраняя достижения предшествующего уровня, каждый следующий уровень наполняет деятельность по профразвитию новыми методами, инструментами, обеспечивая рост компетенций в логике «знаю –> понимаю –> мотивирован –> делаю/моделирую –> пробую/проверяю –> достигаю результата».
Для успешной реализации модели «Спираль профессионального развития» необходим учет закономерностей, заложенных в нее: необходимость баланса типовых и адаптивных программ, смещение акцента на «привязку» программ к запросам органа власти и служащего, повышение важности мотивации и вовлечения служащего в осознание необходимости саморазвития, его поддержка в этой деятельности, а также повышение ответственности кадровых служб за реализацию образовательных программ относительно целей и приоритетов органов власти с использованием современных образовательных технологий в ходе «иных образовательных мероприятий».
К сожалению, часть органов власти даже не рассматривает для профессионального развития своих сотрудников потенциал так называемых «иных образовательных мероприятий», предполагающих создание среды «активных действий/вовлеченности» госслужащих, к которым в полной мере можно отнести малые целевые формы обучения: семинары, тренинги, микрообучение, наставничество, деловые игры, а также формы образовательной деятельности, имеющие элементы стимулирующего характера (в т.ч. сравнения себя с другими): конференции, профессиональные конкурсы.
Последние (профессиональные конкурсы) в настоящее время вообще не рассматриваются большинством участников профессионального развития служащих как образовательная технология. В силу сложившихся, стереотипов воспринимается данный формат в профессиональном сообществе в лучшем случае как оценочное, но в основном как единичное публичное праздничное шоу/мероприятие для очень ограниченной части служащих, в основном включенных в конкурс практически по решению непосредственного руководителя, а не за счет собственной мотивации. Не учитываются возможности конкурса как совокупности форм профессионального развития, а также комплекса методов и инструментов оценки и развития компетенций, объединенных в единую технологическую цепочку. Значительно сдерживает внедрение в систему профессионального развития данной технологии отсутствие культуры соревновательности сотрудников в профессиональной сфере.
По данным проведенного исследования ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России (2020-2023 гг.) профессиональные конкурсы обладают значительным потенциалом для профессионального развития служащих [6], чтобы занять свое отдельное место в перечне инновационных образовательных технологий.
Преимущество профессиональных конкурсов как образовательной технологии заключается в том, что для них характерна:
- уникальная мотивационная составляющая для участников: меня научат, я научусь, я смогу, я достигну – организованное образовательное пространство и публичное признание профессиональных достижений сотрудника, побуждает его к профессиональному саморазвитию;
- протяженность во времени (до 2-х лет) мотивационной доминанты позволяет сформировать привычку сотрудника в непрерывном развитии и саморазвитии за счет включенности в образовательные мероприятия (групповые и индивидуальные, очные и дистанционные, исследовательские и проектные, генерационные и симуляционные, микрообучение и наставничество);
- максимальная включенность текущих профессиональных задач и проектов участника в содержание и методы образовательных треков (высокая практикоориентированность);
- активное формирование профессиональных контактов: между подразделениями, межведомственных и наработка новых форматов коммуникаций;
- высокая клиентоцентричность технологии: изучение потребностей, запросов всех участников, руководителей, наставников и обратная связь.
Проведенное исследование и пилотный проект в 2022-2023 гг. [1] на базе органов государственной и муниципальной власти Вологодской области позволяет описать данную технологию, направленную на включение детерминирующих стимулов профессионального развития большого сообщества государственных и муниципальных служащих.
Пилотный проект подтвердил, что важнейшим моментом является определение места профессиональных конкурсов в проекте новой модели системы профессионального развития государственных и муниципальных служащих.
Профессиональные конкурсы как самостоятельная технология могут войти в перечень так называемых «иных образовательных мероприятий», реализуемых органом власти, являясь связующим звеном между программами дополнительного профессионального образования различной тематики. Данная технология за счет вовлечения значительного числа мотивированных участников, а также косвенно их коллег и руководителей (формируется дополнительный эффект, когда высокомотивированный специалист транслирует в окружение новые знания и навыки в свою рабочую среду и распространяет новые идеи), имеет значительный потенциал повышения умений и навыков непрерывного саморазвития.
Субъектами новой технологии являются госслужащий и кадровая служба, которые в данном случае выступают как общая команда, работающая на результат как непосредственно для профессионального роста сотрудника, так и создающих реальный продукт в интересах внутреннего и внешнего клиента.
Подтверждением повышения личной заинтересованности по участию в программе конкурсных мероприятий при проведении исследования стало увеличение численности заявок по сравнению с предыдущим опытом более чем в 1,5 раза.
В ходе исследования потребности и целей участников была выявлена важная характеристика – 50 % подтвердили востребованность предоставляемых в ходе конкурсных мероприятий возможностей для своего профессионального развития (освоения новых знаний, умений). Как следствие, отмечается высокая активность участия в специальных образовательных мероприятиях на всех этапах конкурса – не менее 90–95% от всего состава участников.
Изначально в парадигму профессионального развития в процессе конкурсных оценочно-образовательных мероприятий закладывается активация у участника мотивации «реального действия» и с «реальной пользой» для населения, жителей региона, отдельного гражданина или коллеги-государственного служащего. В новом подходе к проведению конкурсов значительно расширяется возможность самостоятельной инициации госслужащим своего участия в конкурсе (мотивационная составляющая) с обоснованием цели/результатов для клиентов и идеей проекта улучшений (рис.2).
Рисунок 2. Основные субъекты взаимодействия конкурса
Источник: составлено авторами
Кроме того, инновационным элементом в технологии является проведение специального мотивационного мероприятия для руководителей всех уровней при участии высших должностных лиц органа власти: разъяснение ценности данного проекта для повышения компетенций сотрудников при минимальном отвлечении от текущих задач, так как содержанием кейсов для развития практических навыков и проектной работы будут задачи, приоритетные для конкретного подразделения, в котором работает участник.
В отношении участников конкурса стратегической перспективой организаторов-технологов конкурса была установка: «измени мышление – изменишь поведение» (на клиентоцентричное, вне зависимости от специфики деятельности и уровня рабочего места)
Акселерация профессионального развития была реализована комплексом методов: информационно-инструктивных, проективных, моделирования и проектирования (разработка и реализация собственного проекта или участие в проекте), самоконтроля.
Каждый из методов использовался с учетом той группы номинации, которую выбрал конкурсант. Принцип клиентоцентричности в организации образовательно-оценочных процедур был залогом удовлетворенности участников на каждом этапе конкурса.
Профессиональный конкурс в пилотном проекте стал стимулом к самообучению и саморазвитию. По факту проект «профессиональный конкурс» является связующим звеном актуального, практико-ориентированного профессионального развития между периодами в реализации программам ДПО, систематизирующим полученные за 3 года знания и умения (рис. 3).
Рисунок 3. Место профессиональных конкурсов в работе по профессиональному развитию
Источник: составлено авторами
Использование в ходе конкурса комплекса методов и инструментов оценки компетенций, мотивации, управления карьерой и клиентоцентричной корпоративной культурой, управления эффективностью деятельности служащих на благо граждан и Отечества, позволяет охарактеризовать ее как новую технологию профессионального развития, последовательность и комплекс методов которой (рис. 4) подробно отражены в плане управления данной технологией в пилотном проекте Вологодской области.
Рисунок 4. Этапы, методы оценки и образовательные мероприятия
Источник: составлено авторами
Апробированная в ходе пилота образовательная технология «профессионального конкурса» показывает обоснованность длительности – 2 года, включая подготовительный период, период профразвития между оценочными процедурами и период постконкурсного сопровождения участников конкурса.
Постконкурсное сопровождение включает решение 2-х задач:
1. Продолжается поддержка профессионального развития по индивидуальным траекториям всех участников завершенного конкурса (на основе персональной Карты успеха).
2. Реализуется мотивационная поддержка в развитии карьеры и профессиональной самореализации победителей и призеров конкурса.
Параллельно с постконкурсными процедурами начинается подготовительный период следующего цикла профессионального конкурса (рис. 5), задачами которого являются:
1. Актуализация методов и инструментов оценки и профессионального развития, мотивации, корпоративной культуры участников с учетом анализа всех сложностей и несовершенств прошедшего конкурса, а также обратной связи от участников конкурса, а также других внутренних и внешних клиентов (от руководителей – по тому насколько изменился профессиональный уровень подчиненного; от граждан – об удовлетворенности результатами реализованных проектов).
2. Проектирование, актуализация и/или разработка новых кейсов. Изучение потребностей и приоритетов руководителей подразделений по новым проектам и задачам на следующий год
3. Разработка (на базе типового технологического плана проведения конкурса) поэтапного плана реализации нового цикла конкурса.
Рисунок 5. Пересечение этапов 2-х последовательных конкурсов
Источник: составлено авторами
Основными инструментами-активаторами персонифицированного и практико-ориентированного профессионального развития специалистов и руководителей, профессиональных команд проектов на основном этапе и этапе постконкурсного сопровождения являются:
1. Паспорт профессионального развития участника Конкурса (для определения приоритетов профессионального развития в ходе образовательных мероприятий конкурса и саморазвития).
2. Карта успеха участника/команды конкурса (для фиксации достижений и областей профессионального развития по итогам оценочных мероприятий).
Большое значение на этих этапах придается активным форматам развития: наставничество на рабочем месте, деловые игры, обмен идеями и находками, совместное решение проблем через профессиональное сообщество конкурсантов и их добровольных помощников (которые по сути также реализуют программу развития своих компетенций). За счет комплексного подхода в выборе методов профессионального развития, оттачивается мастерство участников в области: комплексного сбора и анализа данных, в том числе в контексте клиентоцентричности; управления рисками при внедрении изменений, талант аргументации и убеждения, управления отклонениями при большом количестве непредвиденных факторов, стрессоустойчивость; привычка уважать мнение коллег и клиентов при решении сложных ситуаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изменение социально-экономической среды, технологического уклада, развитие цифровых технологий, изменение образовательных технологий в том числе и при работе со взрослыми, подчеркивает важность вопроса по изменению подходов к структуре системы профессионального развития государственной и муниципальной службы, пропорций ее элементов. Должен быть значительно увеличен объем работы по профессиональному развитию внутри органа власти, смещен акцент с текущей схемы «обучаю редко по ДПО, очно или дистанционно при ограниченных возможностях учета реальных потребностей обучающихся и особенностей сферы деятельности из органа власти» на новую – «создаю условия для непрерывного профессионального развития и саморазвития служащих при максимальном учете их потребностей, оценки их потенциала, а также особенностей сферы деятельности данного органа», реализуя «иные образовательные мероприятия» актуально и гибко.
Назрела потребность в изменении доминанты в деятельности кадровой службы в сторону организации и проведения «иных образовательных мероприятий», в том числе с использованием «длинных» и комплексных образовательных технологий типа «профессиональные конкурсы», направленных на повышение вовлеченности и осознание ценности самих служащих в непрерывном профессиональном развитии.
Следует отметить, что как любое нововведение, изменение «принятого порядка» и осознание участниками развития государственной гражданской службы в России ценности профессиональных конкурсов как образовательной технологии требует времени и специального обучения. При всей кажущейся сложности, технология имеет четкую структуру, алгоритм действий и использования определенных методов и при условии апробированных в ходе пилота типовых регламентов и документов может быть воспроизведена/тиражирована в органах власти прежде всего субъектов Российской Федерации, а также муниципальном уровне, а при небольших доработках и в органах федеральной власти.
Результаты исследования в части проведения подготовительного и основного этапов пилотного проекта «профессиональный конкурс», реализованного Администрацией Вологодской области в 2022-2023 гг., убедительно показывают результативность новой технологии. Высокая мотивация и более высокий уровень компетенций участников конкурса и вовлеченных в процесс конкурсных социально-экономических проектов коллег и руководителей создают хорошую основу для решения новых сложных задач региона Вологодской области в целом в условиях постоянно меняющегося мира при соблюдении интересов и запросов жителей региона.
[1] Научно-методическое обеспечение эффективного проведения профессиональных и иных конкурсов на государственной гражданской и муниципальной службе. ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России. 2022-2024. Рег. номер НИОКТР № 223020600202-7
References:
Armstrong M., Teylor S. (2018). Praktika upravleniya chelovecheskimi resursami. 14-e izd [Human resource management practice] (in Russian).
Babkina T.A. (2013). Sovremennye tekhnologii obrazovaniya vzroslyh [Modern technologies of adult education] (in Russian).
Bayteryakov S.V., Baryshnikova A.V., Kopytok V.K., Filippova A., Shubina D.O. (2021). Kadrovaya politika na gossluzhbe: tekushchie problemy i neobkhodimye izmeneniya [Personnel policy in the civil service: current problems and necessary changes] (in Russian).
Bryukhova O.Yu., Startseva N.N. (2022). Setevoy podkhod k proektirovaniyu korporativnoy obrazovatelnoy sredy sovremennoy organizatsii [Network approach to the corporate educational environment]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (4). 1271-1286. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.4.114214.
Chernyshenko E.A. (2023). Samodeterminatsionnyy aspekt professionalnogo razvitiya lichnosti: sovremennye metody issledovaniya [Motivational aspect of professional personality development: modern research methods]. Mir pedagogiki i psikhologii: mezhdunarodnyy nauchno-prakticheskiy zhurnal. (04 (81)). 363-370. (in Russian).
Don Bek, Kris Kovan (2010). Spiralnaya dinamika: upravlyaya tsennostyami, liderstvom i izmeneniyami [Spiral Dynamics: Managing Values, Leadership and Change] (in Russian).
Evarovich S.A., Martynova S.E. (2020). Metody professionalnogo razvitiya gosudarstvennyh sluzhashchikh v kontekste sovremennogo publichnogo upravleniya [Methods of professional development of civil servants in the context of modern public administration]. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski. (4). 11-17. (in Russian). doi: 10.22394/2079-1690-2020-1-4-11-17.
Herzberg F. (1968). Work and the nature of man
Isikava K. (1988). Yaponskie metody upravleniya kachestvom [Japanese quality management methods] (in Russian).
Knowles M.S., Holton III E.E., Swanson R.A. (2005). The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. – 6th edition
Kukuev A. I. (2008). Andragogika v izlozhenii posledovateley Malkolma Sh. Noulza [Andragogy as presented by the followers of Malcolm S. Knowles]. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. (4-1). (in Russian).
Maslou A. (2008). Motivatsiya i lichnost [Motivation and personality] (in Russian).
McClelland D. C. (1987). Human motivation
Milman V.E. (1990). Metod izucheniya motivatsionnoy sfery lichnosti [Method of studying the motivational sphere of personality] (in Russian).
Mitina L.M. (2018). Professionalnaya evolyutsiya i karernyy rost sovremennogo cheloveka: sistemnyy lichnostno-razvivayushchiy podkhod [Professional evolution and career growth of a modern person: a systematic personal development approach] (in Russian).
Moskvicheva N. L., Zinoveva E. V., Kostromina S. N. (2022). Fenomen samodeterminatsii: psikhologicheskie istoki i sovremennoe ponimanie. Chast 1 [The phenomenon of self-determination: psychological origins and modern understanding. Part 1]. Novye psikhologicheskie issledovaniya. (4). 90-116. (in Russian).
Sladkova N.M., Vashalomidze E.V., Voskresenskaya O.A. (2022). Professionalnye konkursy na gosudarstvennoy i munitsipalnoy sluzhbe kak instrument motivatsii professionalnogo razvitiya gosudarstvennyh i munitsipalnyh sluzhashchikh [Professional skills competitions in public administration as a tool to motivate the professional development of public civil servants]. Russian Journal of Labour Economics. 9 (12). 2091-2110. (in Russian). doi: 10.18334/et.9.12.116699.
Suptelo N.P. (2020). Primenenie kolichestvennyh metodov otsenki kachestva professionalnogo razvitiya gosudarstvennyh sluzhashchikh [Application of quantitative methods for assessing the quality of professional development of public servants]. Hr. (3). 90-99. (in Russian).
Topilskaya A.N., Trifonov Yu.N. (2018). Sistema professionalnogo razvitiya gosudarstvennyh grazhdanskikh sluzhashchikh: novelly zakonodatelstva i dalneyshie perspektivy [The system of professional development of state civil servants: legislative innovations and future prospects]. Sovremennoe obschestvo i vlast. (2 (16)). 128–134. (in Russian).
Vanous D., Lauler E. (2001). Klassiki menedzhmenta [Management Classics] (in Russian).
Vrum V. (1964). Trud i motivatsiya [Work and motivation] (in Russian).
Yudin I., Polyakova V., Fursov K. (2020). Praktiki samoobrazovaniya sredi vzroslogo naseleniya Rossii [Self-education practices among the adult population of Russia]. Monitoring ekonomiki obrazovaniya. Informatsionno-analiticheskie materialy po rezultatam statisticheskikh i sotsiologicheskikh obsledovaniy. (39). (in Russian).
Страница обновлена: 21.03.2025 в 04:12:40