Модель «четверной спирали» как инструмент развития малого и среднего предпринимательства Республики Казахстан

Зарубина В.Р.1, Зарубин М.Ю.1
1 Рудненский индустриальный институт, Казахстан, Рудный

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 5 (Май 2021)

Цитировать:
Зарубина В.Р., Зарубин М.Ю. Модель «четверной спирали» как инструмент развития малого и среднего предпринимательства Республики Казахстан // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 5. – С. 1167-1180. – doi: 10.18334/epp.11.5.112102.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45849455

Аннотация:
В статье обосновано применение концепции «четверной спирали» как инструмента для развития малого и среднего предпринимательства (МСП) Республики Казахстан. Рассматриваемый подход направлен на активизацию сетевых взаимодействий составляющих бизнес-государство-наука-гражданское общество для создания эволюционного, «умного», устойчивого предпринимательства, роста экономики регионов и страны в целом. Доказана необходимость роста производства инновационной продукции с учетом максимального взаимодействия всех составляющих сетевых взаимодействий. Проведена оценка и классификация регионов по уровню производства валового регионального продукта с использованием АВС-анализа. Предложена специализация предприятий МСП для монопрофильных регионов. Разработаны этапы реализации умной специализации для МСП. Представлены направления по дальнейшему развитию МСП в Республике Казахстан.

Ключевые слова: модель «четверной спирали», инновационное развитие, малое и среднее предпринимательство, умная специализация, сетевые взаимодействия

JEL-классификация: L26, M21, O33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Устойчивость малого бизнеса зависит не только от окружающей среды, места расположения производства, конкурентной среды, качества трудового и физического капитала, но также от еще одного очень важного фактора, который определяет различные темпы роста видов бизнеса, а именно развития инновационных систем субъектов экономики. На долю предприятий МСП в Казахстане в 2005 году приходилось 10,5 % валового регионального продукта, в первом полугодии 2020 года – 28,4 % [1]. В современных условиях развития экономики для поддержания своих позиций на рынке приходится сталкиваться с растущей конкуренцией. Научно-технический прогресс стал важнейшим фактором роста производства, являясь совокупной возможностью приобретения новых знаний, информации и обмена опыта, необходимых при производстве конкурентоспособной продукции и оказании услуг. Без активного внедрения инновационных технологий предприятие неизбежно окажется в большой зависимости от условий на рынке, которые приведут производство к экономической отсталости, а также значительному снижению его экономического потенциала

Уровень развития предпринимательства в регионах различен. Это может быть объяснено как рядом объективных причин, так и эффективностью поддержки бизнеса в данном регионе. Известно, что проблема развития МСП достаточно широко изучена, однако современное осмысление требует дополнительного изучения влияния актуализированных факторов.

Целью статьи является анализ концепции «четверной спирали» как инструмента для развития малого и среднего предпринимательства Республики Казахстан.

Научная новизна заключается в предложенной классификации регионов Казахстана по уровню производства валового регионального продукта для инновационного территориального развития, разработке этапов реализации умной специализации для малого и среднего предпринимательства.

Применение модели «четверной спирали» для smart-развития МСП в регионах Республики Казахстан позволит определить приоритетные области инвестирования, ориентируясь на его сильные стороны и сравнительные преимущества.

Основная часть

По данным Министерства национальной экономики Республики Казахстан, доля инновационной продукции к ВВП в 2019 году составляла всего 1,41 % [2]. По оценкам Европейской комиссии, в ЕС доля ВВП МСП составляет более 30 % [3].

Совершенствование механизма поддержки регионального развития малого и среднего предпринимательства, стимулирующего экономический рост на основе инноваций в целях повышения его конкурентоспособности, позволит определить стратегические направления развития МСП в регионах Республики Казахстан с учетом состояния природно-ресурсного потенциала, использования трудовых ресурсов по основным отраслям экономики, уровня и качества жизни населения, уровня экономического развития региона, его промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры, экологии.

Оценка эффективности современного предпринимательства представлена в трудах российских ученых А. Ю. Чепуренко [4] (Chepurenko, 2012), Е. В, Дробот, И. Н. Макарова, С. М. Манасян, В, С, Назаренко [5] (Drobot, Makarov, Manasyan, Nazarenko i dr., 2020), Е. М. Медякова [6] (Medyakova, 2016), поддержки предпринимательства в сфере стратегического планирования Е. М. Бухвальда [7] (Bukhvald, 2016), А. В. Виленского [8] (Vilenskiy, 2013). Оценка инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства рассмотрена в трудах Л. Г. Руденко, [9] (Rudenko, 2016), В. М. Караулова [10] (Karaulov, 2016), маркетинговых проблем инновационного развития в работах И. В. Долгова [11] (Dolgova, 2015).

Инновации широко признаны в качестве основного двигателя экономического роста и развития. Согласно глобальному индексу инноваций, Казахстан занял в 2019 году 79 место в общем рейтинге, ухудшив свои позиции на 5 пунктов [12]. Лидерами рейтинга являются Швейцария, Швеция, США, Нидерланды и Великобритания. Основополагающими факторами экономического развития являются человеческий капитал, конкурентный бизнес, инфраструктурная база, эффективная институциональная среда. Чем больше эффективно работающих конкурентоспособных малых и средних предприятий в промышленности, строительстве и инновационной сфере, тем больше вклад сектора малого и среднего предпринимательства в ВВП и выше темпы экономического роста. В связи с этим укрепление экономического и инновационного потенциала государства начинается с регионов.

В Казахстане вопросы развития национальной инновационной системы рассмотрены в трудах Ф. М. Днишева, Ф. Г. Альжановой [13] (Dnishev, Alzhanova, 2013), Н. К. Нурлановой [14] (Nurlanova, 2018), А. А. Алимбаева [15] (Alimbaev, Aymagambetov, Pritvorova i dr., 2010) и других. Вопросы развития социального предпринимательства рассмотрены в трудах Н. Н. Гелашвили, Б. К. Спанова [16] (Gelashvili, Spanova, 2019), Е. С. Петренко, Н. О. Столярова, К. А. Витер [17] (Petrenko, Stolyarov, Viter, 2019), Т. П. Притворовой, Е. С. Петренко, М.П. Аяганова [18] (Pritvorova, Petrenko, Ayaganova, 2017).

Необходимость дифференцированной политики в отношении малых и средних предприятий рассмотрена в трудах А. Ю. Чепуренко [4] (Chepurenko, 2012). Концепция «четверной спирали», предложенная в 2009 г. зарубежными исследователями Э. Караяннисом и Д. Кэмпбеллом [19] (Carayannis, Campbell, 2009), направлена на формирование и интенсификацию сетевых взаимодействий составляющих бизнес-государство-наука-гражданское общество.

Эта стратегия может входить в структуру региональной или национальной научной и инновационной политики, либо реализовываться в данной форме. При этом в концепции «четверной спирали» главной движущей силой и ядром инноваций являются пользователи (т.е граждане), которые выполняют функции потребителей, со-разработчиков и со-создателей. Сбалансированная модель концепции «четверной спирали представлена на рисунке 1. Из представленной модели следует, что концепцию «четверной спирали» можно применять как инновационную архитектуру, в среде, в которой можно сразу внедрять четыре сектора, применяя при этом динамически сбалансированные подходы «сверху вниз» и «снизу верх». «Сверху вниз» – правительство, университеты, промышленность; «снизу вверх» – гражданское общество. При этом эффективность и устойчивость данной модели определяют встроенные в архитектуру интерфейсы знаний и обучения. Комбинация данных четырех звеньев направлена на создание эволюционного, «умного», устойчивого предпринимательства, роста экономики регионов и страны в целом.

Рисунок 1. Сбалансированная модель концепции «четверной спирали»

Источник: составлено авторами по [19].

Научно-технический прогресс предъявляет требования, провоцирующие резкий рост интереса к инновациям. Ведь именно с помощью внедрения инноваций можно добиться «умного», постоянного и стабильного роста предприятия, а также его устойчивости на современном рынке. Концепция «четверной спирали» расширяет известную парадигму «тройной спирали» (triple helix), обозначая, что вместе с наукой, промышленностью и государством одну из основных ролей в инновационном развитии малого предпринимательства и экономики страны в целом играет общество, поскольку именно оно является конечным пользователем инноваций и в связи с этим оказывает существенное влияние на разработку инноваций, технологий и знаний своим спросом и реализацией функции потребителя продукции и услуг.

Умная специализация – это максимальное сочетание всех факторов, которые сложились в регионе и позволяют быть заметно эффективнее в том или ином направлении развития и сделать это конкурентным преимуществом субъекта.

Идея умной специализации регионов заложена в Стратегии пространственного развития и подразумевает комбинацию существующих и новых компетенций в производственной и научно-технической сферах. Имплементация умной специализации для принятия государственных решений возможна при условии сближения подходов инновационной, отраслевой и региональной политик.

Последовательность работы с умной специализацией может быть представлена следующим образом:

- определение широкого набора и эффективной отраслевой специализации; - анализ инновационной активности;

- оценка затрат на НИОКР;

- локальные знания, диверсификация, межотраслевые связи.

Для определения приоритетных областей эффективной отраслевой специализации нами использована структура валового регионального продукта (ВРП), определены отрасли, обеспечивающие 80 % его производства в общей совокупности (табл. 2). В основе определения принят ABC-анализ – метод, позволяющий классифицировать ресурсы по степени их важности. В его основе лежит принцип Парето, в данном случае определены отрасли, обеспечивающие 80 % ВРП региона. Значительную роль в развитии регионов играет уровень развития обрабатывающей промышленности, горнодобывающей промышленности и разработка карьеров. Составлен рейтинговый список отраслей по убыванию значения параметра ВРП. Рассчитана доля параметра ВРП от общей суммы ВРП с накопительным итогом. На основании полученных данных можно выделить монопрофильные регионы с долей промышленной продукции в ВРП региона более 40 %, диверсифицированные регионы с долей промышленной продукции в ВРП региона менее 40% (табл. 1).

По данным комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, доля инновационной продукции к ВВП в 2015 году составляла 0,92%, в 2019 году – 1,6% [2]. Среди проблем низкого инновационного развития можно отметить отсутствие или недостаток трансферта передовых технологий; доминирование традиционных технологий; высокую стоимость внедрения инновационных технологий; недостаток квалифицированных кадров.

Процесс инновационного развития, начиная с трансферта технологий, их адаптации и последующего создания собственных технологий, достаточно долгий. Необходимо формирование инновационных центров в коллаборации с имеющимися институтами развития и компаниями. Государство может обеспечить финансирование исследований через предоставление грантов для приоритетных отраслей экономики региона.

Таблица 1

Классификация регионов Республики Казахстан по уровню производства ВРП

Область
Монопрофильный регион (доля промышленной продукции в ВРП региона более 40 0% ) / Диверсифицированный регион
Акмолинская
Диверсифицированный регион
Актюбинская
Монопрофильный регион
Алматинская
Диверсифицированный регион
Атырауская
Монопрофильный регион
Западно-Казахстанская
Монопрофильный регион
Жамбылская
Диверсифицированный регион
Карагандинская
Монопрофильный регион
Костанайская
Диверсифицированный регион
Кызылординская
Монопрофильный регион
Мангистауская
Монопрофильный регион
Павлодарская
Монопрофильный регион
Северо-Казахстанская
Диверсифицированный регион
Туркестанская
Диверсифицированный регион
Восточно-Казахстанская
Диверсифицированный регион
г. Нур-Султан
Диверсифицированный регион
г. Алматы
Диверсифицированный регион
г. Шымкент
Диверсифицированный регион

Источник: составлено авторами по [2].

Для анализа национальных и региональных инициатив по развитию смарт-технологий использованы данные Государственной программы «Цифровой Казахстан» [20]. Программа направлена на «Создание инновационной экосистемы» – формирование условий для развития технологического предпринимательства и инноваций с устойчивыми горизонтальными связями между бизнесом, научной сферой и государством. Ключевая роль государства активизация экосистемы, генерирование, адаптация и внедрение в производство инноваций.

Таблица 2
Отрасли, обеспечивающие 80 % валового регионального продукта Республики Казахстан (за 9 месяцев 2019 года)
Отрасль
РК
Акмолинская
Актюбинская
Алма-Атинская
Атырауская
Западно-Казахстанская
Жамбылская
Карагандинская
Костанайская
Кызылординская
Мангистауская
Павлодарская
Северо-Казахстанская
Туркестанская
Восточно-Казахстанская
Нур-Султан
Алматы
Шымкент
Сельское, лесное и рыбное хозяйство
4,28
13,62

14,46




7,69


4,79
26,44
20,40
6,82



Промышленность
29,21
25,49
39,47
22,38
47,23
51,15
20,19
46,67
30,96
34,92
56,98
44,11
11,57
18,82
36,43


28,03
Строительство
5,57
6,67
5,35
9,71
7,92
4,65
6,52
5,94
6,40
8,21
4,86
5,91
5,23
5,02
6,79
6,22


Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей
15,55
10,10
15,31
9,98

6,71
10,03
12,94
12,51
7,37

9,41
13,21

13,73
22,22
31,83
17,96
Транспорт и складирование
7,71
10,03
8,64
13,09
4,68
6,40
16,53
5,67
12,16
14,24
6,21
10,86
12,63
5,45
6,60
7,21
5,14
13,39
Финансовая и страховая деятельность















9,86
7,68

Операции с недвижимым имуществом
6,79
8,79
6,56
5,86


7,34
5,66
8,07
5,34
5,51

8,27
11,91
6,23
9,94
9,20
8,99
Профессиональная научная и техническая деятельность
3,94



8,03










6,63
7,38

Деятельность в области адм. и вспомогательного обслуживания




5,34

3,42








4,26


Информация и связь















4,41
4,59

Образование






6,94


5,18



11,28



4,91
Здравоохранение и социальные услуги






3,30











Предоставление прочих видов услуг















4,06
9,48

Налоги на продукты
8,06
7,45
8,04
7,45
9,48
10,47
7,45
7,45
7,45
8,88
9,58
8,04
6,09
7,63
7,46
7,58
7,46
7,45
Всего
81,12
82,14
83,36
82,93
82,66
79,38
81,71
84,32
85,25
84,14
83,14
83,12
83,44
80,51
84,05
82,39
82,76
80,73
Источник: составлено авторами по [2].
В таблице 3 систематизированы основные задачи программы и целевые ориентиры.

Таблица 3

Задачи и целевые ориентиры Государственной программы «Цифровой Казахстан»

Задачи программы
Целевые ориентиры
1. Цифровизация промышленности и электроэнергетики.
2. Цифровизация транспорта и логистики.
3. Цифровизация сельского хозяйства.
4. Развитие электронной торговли.
5. Поддержка площадок инновационного развития.
6. Развитие технологического предпринимательства, стартап-культуры и НИОКР.
Рост производительности труда в 2022 году:
- горнодобывающая промышленность и разработка карьеров – 38,9 %;
- транспорт и складирование – 21,2 %;
- сельское, лесное и рыбное хозяйство – 82 %;
- обрабатывающая промышленность – 49,8 %;
-доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли – 2,6%.

Источник: составлено авторами по [20].

Поскольку государство должно обеспечить достижение поставленных целей, оно принимает на себя функции инвестора, определяющего ключевые, наиболее перспективные направления финансирования, исходя из оценки долгосрочного возврата на инвестиции, конкурентной позиции, трендов.

Недропользование на текущий момент составляет основу реального сектора экономики Казахстана. Однако до сих пор недостаточно развит сектор обрабатывающей промышленности высокого передела. Электроэнергетика обеспечивает потребности населения и производства, но требует перехода на более технологичный и ресурсосберегающий уровень. Стимулирование инновационной деятельности является актуальной задачей для развития регионов. Пространственная близость и локальные факторы играют существенную роль в производстве знания и его преобразовании в инновационный продукт: исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) зафиксировали максимально интенсивное взаимодействие между участниками инновационной деятельности в радиусе приблизительно 200 км [21].

Предприятия МСП в монопрофильных регионах для обеспечения роста производительности труда градообразующих предприятий должны обеспечить удовлетворение потребностей последних с учетом факторов их развития, диверсификации, социальных, экономических, экологических последствий их реструктуризации.

Согласно РГП «Национальный институт интеллектуальной собственности» Министерства юстиции Республики Казахстан, рост количества выданных патентов национальным заявителям (компаниям/физическим лицам-резидентам Республики Казахстан) в сфере информационно-коммуникационных технологий должен возрасти с 53 в 2020 году до 93 в 2022 году, количество стартапов, прошедших программу акселерации, в технопарке «Astana Hub» должно увеличиться со 150 в 2020 году до 298 в 2022 году [20].

Следует отметить, что внутренние затраты на НИОКР в процентном отношении к ВВП составили в 2019 году 82333,1млн тенге или 0,12 % [2]. Удельный вес затрат на НИОКР, как и доля инновационной продукции, в структуре ВВП остаются низкими величинами. На основании проведенного исследования поэтапную реализацию умной специализации для предприятий малого и среднего предпринимательства авторами предлагается представить следующим образом.

Рисунок 2. Этапы реализации умной специализации для малого и среднего предпринимательства

Источник: составлено авторами.

Государство должно обеспечить поддержку стартап-проектов, инициируемых предприятиями малого и среднего предпринимательства.

Стартапы являются инструментами трансформации общественного сознания, зарождения новой культуры технического предпринимательства. Целевая господдержка стартапов может быть эффективной, при этом основное внимание следует сохранить на стимулировании спроса и обеспечении доступа к нему малых предприятий.

Также следует отметить, что наличие открытой цифровой платформы для малого и среднего предпринимательства, предоставление базового пакета IT-услуг позволит вывести предприятия на новый уровень функционирования.

Заключение

Применение модели «четверной спирали» является действенным инструментом территориального развития малого и среднего предпринимательства для государства. Инновационного развития и увеличения доли МСП можно добиться путем гармоничного сетевого взаимодействия составляющих государство - организации научной сферы - бизнес - активное гражданское общество. Для определения отраслевой специализации МСП региона предлагается использование АВС-анализа. Стратегические приоритеты развития региона базируются на государственных программах и целевых ориентирах. При этом рост доли инновационной продукции МСП – целевой ориентир. Использование научно-технического потенциала региональных вузов при разработке инновационных проектов обеспечит тесное взаимодействие науки и бизнеса. Государство должно обеспечить поддержку инновационных стартап-проектов, инициируемых предприятиями малого и среднего предпринимательства. Участие активного гражданского общества в развитии региона позволит учесть мнение людей, сформировать обратную связь, получить оценку предлагаемых мероприятий.

БЛАГОДАРНОСТИ:
Авторы выражают благодарность руководителю Центра стратегических исследований социально-экономического развития Юга России Ростовского государственного экономического университета, к.э.н., доценту кафедры финансов Андреевой Ольге Валентиновне за рецензирование и оказанную помощь в подготовке статьи.

Источники:

1. Отчет о развитии малого и среднего предпринимательства в Казахстане за 1 полугодие 2020 года в разрезе регионов. Atameken.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://atameken.kz/uploads/content (дата обращения: 16.04.2021).
2. Официальный интернет-ресурс Комитета по статистике МНЭ РК. Stat.gov.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://stat.gov.kz/official/industry/23/statistic/8 (дата обращения: 02.04.2021).
3. Пойти на прорыв: как в России развивается инновационная среда. Icss.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://icss.ru/novosti/poyti-na-proryv-kak-v-rossii-razvivaetsya-innovatsionnaya-sreda (дата обращения: 16.04.2021).
4. Чепуренко А.Ю. Что такое предпринимательство и какая политика в отношении предпринимательства нужна России? (Заметки на полях работ современных зарубежных классиков) // Журнал новой экономической ассоциации. – 2012. – № 2(14). – c. 102-124.
5. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Манасян С.М., Назаренко В.С. и др. Малый и средний бизнес в России: как жить во время и после кризиса? // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2413-2430. – doi: 10.18334/ce.14.10.110897.
6. Медякова Е.М. Протекционизм политики публичных закупок для малого и среднего бизнеса в процессе реверсии мировых экономических отношений // Экономика, предпринимательство и право. – 2016. – № 4. – c. 461-471. – doi: 10.18334/epp.6.4.36873.
7. Бухвальд Е.М. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года: амбиции и реалии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2016. – № 1(43). – c. 66-80. – doi: 10.15838/esc/2016.1.43.4 .
8. Виленский А.В. Возможности оценки результатов поддержки российского малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровне // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2013. – № 17(206). – c. 2-8.
9. Руденко Л.Г. Социально-экономическая роль малого предпринимательства сферы услуг в поступательном развитии России // Актуальные проблемы экономики и права. – 2016. – № 1. – c. 62-70.
10. Караулов В.М. Оценка инфраструктурной поддержки малого предпринимательства в субъектах России // Современные проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем: материалы международной научной конференции: в 4х ч.– Ч. 2. М., 2016. – c. 521-532.
11. Долгова И.В. Маркетинговые проблемы инновационного малого и среднего предпринимательства и пути их решения // Экономика, предпринимательство и право. – 2015. – № 1. – c. 39-50. – doi: 10.18334/epp.5.1.305.
12. Казахстан упал в рейтинге глобального инновационного индекса. Kursiv.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://kursiv.kz/news/ekonomika/2019-07/kazakhstan-upal-v-reytinge-globalnogo-innovacionnogo-indeksa (дата обращения: 01.05.2021).
13. Днишев Ф.М., Альжанова Ф.Г. Развитие инноваций и технологий в условиях глобализации: мировой опыт и Казахстан. - Алматы: Институт экономики КН МОН РК, 2013. – 62 c.
14. Нурланова Н.К. Технологическая модернизацияэкономики регионов Казахстана на основе smart специализации: сценарии и механизмы реализации // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2018. – № 13-1.
15. Алимбаев А.А., Аймагамбетов Е.Б., Притворова Т.П. и др. Инновационное развитие экономики. - Караганда: Типография КЭУК, 2010. – 435 c.
16. Гелашвили Н.Н., Спанова Б.К. Некоммерческий сектор как базис для социального предпринимательства в Казахстане: оценка экономических показателей на основе системы национальных счетов // Экономика. – 2019. – № 2. – c. 89-106. – doi: 10.18334/asia.3.2.40762.
17. Петренко Е.С., Столяров Н.О., Витер К.А. Компаративный анализ ментальных моделей восприятия социального предпринимательства в России и Казахстане // Экономические отношения. – 2019. – № 1. – c. 107-122. – doi: 10.18334/eo.9.1.40501.
18. Притворова Т.П., Петренко Е.С., Аяганова М.П. Стратегический анализ бизнес-моделей социального предпринимательства в Казахстане // Экономика. – 2017. – № 2. – c. 75-90. – doi: 10.18334/.37975.
19. Чепуренко А.Ю. Что такое предпринимательство и какая политика в отношении предпринимательства нужна России? (Заметки на полях работ современных зарубежных классиков) // Журнал новой экономической ассоциации. – 2012. – № 2(14). – c. 102-124.
20. Carayannis E.G., Campbell D.F.J. «Mode 3» and «Quadruple Helix»: toward a 21st century fractal innovation Ecosystem // International Journal of Technology Management. – 2009. – № 3/4. – p. 201-234. – doi: 10.1504/IJTM.2009.023374.
21. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года № 827 Об утверждении Государственной программы «Цифровой Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.10.2020 г. Online.zakon.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=37168057 (дата обращения: 26.04.2021).
22. Regions and Innovation: Collaborating across Borders. - Paris: OECD, 2013. – 13(229) p.

Страница обновлена: 15.09.2023 в 01:49:16