Роль систем менеджмента качества в формировании «тройной спирали» инновационного развития
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 12
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 2 (50), Февраль 2011
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15578246
Цитирований: 12 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В рамках развития теории «тройной спирали» и теории управления качеством раскрыты возможные направления взаимодействия университетов, бизнес-структур и органов государственной власти в контексте реализации управленческих инноваций. Выработаны рекомендации по изменению систем менеджмента качества университетов для улучшения деловой практики.
Ключевые слова: инновации, высшее образование, управление, социальная ответственность, вуз, стратегическое развитие, система менеджмента качества, университет, управленческие инновации, взаимодействие, тройная спираль
На современном этапе актуальным направлением инновационного развития является формирование так называемой «тройной спирали» (ТС) – «университет – бизнес – государство». Модель ТС показывает включение во взаимодействие названных институтов на каждом этапе создания инновационного продукта.
На начальном этапе генерации знаний взаимодействуют государство и университет, затем в ходе трансфера технологий университет сотрудничает с бизнесом, а на рынок результат выводится совместно государством и бизнесом. В модели ТС каждая спираль (компонента) представляет собой самостоятельный процесс, для каждого из которых существуют объясняющие его развитие теории.
Разнородность взаимодействию не помеха
Возникновение ТС имеет пороговый характер. В работе [1] обосновывается первичность траектории развития U – компоненты (university – университет). При значительном выходе за порог развивается активность B- и G-компонент (business – бизнес и government – государство). В силу качественной разнородности спиралей, каждая из них доопределяется, в том числе, через свое иное, например, университеты через посредство промышленности, правительство через лоббирующие структуры бизнеса и т.д. [2].
Анализ состояния основных субъектов инновационной системы в России показывает, что пока существуют и развиваются только двойные, а не тройные спирали взаимодействия компонент (рис. 1).
Рис. 1. Спирали взаимодействия компонент ТС
На рис. 1 «двойная спираль» взаимодействия университета и бизнеса обозначена ДС1, университета и государства – ДС2, бизнеса и государства ДС3.
Рис. 1 позволяет выдвинуть гипотезу, что одним из путей формирования ТС может стать обеспечение такого управляемого взаимодействия «двойных спиралей» ДС1, ДС2, ДС3, что его синергетический эффект будет сравним с предполагаемым эффектом ТС. Для подтверждения гипотезы необходимо выявить механизмы реализации такого взаимодействия.
Система менеджмента качества и «тройная спираль»: эффект от взаимодействия
В публикациях, касающихся модели ТС, основное внимание уделено техническим и технологическим инновациям и недостаточно освещены проблемы образовательных и управленческих инноваций.
Образовательные инновации должны быть включены в рассмотрение по той причине, что для реализации эффективного взаимодействия компонент ТС необходимо выработать новые требования к качеству образования на основе компромисса между текущими и будущими потребностями всех компонент модели таким образом, чтобы студенты и выпускники университетов могли стать драйверами инноваций. Наиболее перспективной образовательной инновацией в контексте формирования ТС, на взгляд автора, является сетевое взаимодействие в образовательном процессе в рамках реализации инновационных сетевых образовательных программ (отметим, что сетевое взаимодействие возможно и в бизнесе, и в политике – а значит, может быть одной из форм взаимодействия компонент ТС).
В модели ТС практически не отражены аспекты, связанные с управленческими инновациями, которые могут быть реализованы во всех компонентах ТС. Причем такая управленческая инновация, как система менеджмента качества (СМК), может стать основой для усиления синергетического эффекта взаимодействия компонент (рис. 2).
Рис. 2. Сечения ТС и ее проекций на области взаимодействия СМК
Целесообразно выявить изменения в СМК государственных университетов, бизнес-структур, органов государственного и муниципального управления, необходимые для создания предпосылок возникновения ТС и формирования управляемого взаимодействия двойных спиралей ДС1, ДС2, ДС3, показанные на рис. 2, как процессы аут- и инсорсинга и механизмы совместного управления функционированием и развитием СМК университета, СМК бизнес-структур, СМК органов региональной власти.
Что касается государственных университетов, то проведенные автором исследования показали целесообразность изменения не СМК государственных университетов, а механизма управления их функционированием и развитием. Для этого проведена идентификация процессов, необходимых для управления функционированием и развитием СМК, цель которой определена как содействие процессам принятия управленческих решений в отношении СМК социальной ответственности в контексте улучшения деловой практики университета.
Задачи СМК и взаимодействия в форматах «спиралей»
Метод идентификации процессов, необходимых для управления функционированием и развитием СМК государственных университетов, построен на базе методологии развертывания функции качества СМК при понимании качества как соответствия установленным и предполагаемым требованиям. В первую очередь использованы требования стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и рекомендации стандарта ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности».
В ходе идентификации процессов управления функционированием и развитием СМК должны быть решены следующие задачи:
1) обеспечение прозрачности и управляемости СМК;
2) определение перечня процессов управления и их атрибутов;
3) обеспечение гибкой адаптации системы процессов управления функционированием и развитием СМК к изменениям внешних и внутренних условий ее функционирования и развития.
Задача обеспечения прозрачности и управляемости СМК может быть решена на основе развертывания рекомендаций п. 6.2 «Организационное управление» стандарта ISO 26000:2010. При этом обеспечена реализация принципов социальной ответственности и синергетических принципов управления.
Задача определения перечня процессов и их атрибутов может быть решена с учетом архитектуры системы управления функционированием и развитием СМК, направленной на реализацию следующих функций управления: планирование, прогнозирование, интерпретация, организация, мотивация персонала, диагностика, совершенствование (с обеспечением реализации принципов управления инновационными проблемными ситуациями).
Дополнительные процессы для управления функционированием и развитием СМК
В рамках развертывания рекомендаций п. 6.6 «Добросовестные деловые практики» стандарта ISO 26000:2010 дополнительно выделены следующие процессы, необходимые для управления функционированием и развитием СМК:
1) «Противодействие коррупции в рамках СМК университета» (для решения проблемы добросовестных практик 1: противодействие коррупции);
2) «Ответственное вовлечение в политику в области качества университета» (для решения проблемы добросовестных практик 2: ответственное вовлечение в политику);
3) «Обеспечение честной конкуренции в области качества» (для решения проблемы добросовестных практик 3: честная конкуренция);
4) «Пропаганда социальной ответственности в рамках СМК университета» (для решения проблемы добросовестных практик 4: пропаганда социальной ответственности в рамках сферы влияния);
5) «Обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности работников университета, созданной для поддержания и улучшения СМК» (для решения проблемы добросовестных практик 5: уважение прав собственности).
Задача обеспечения гибкой адаптации системы процессов управления функционированием и развитием СМК к изменениям внешних и внутренних условий может быть решена в рамках создания механизма управления функционированием и развитием СМК на основе модели жизнеспособной системы С. Бира [5] (с обеспечением реализации эволюционных принципов управления). При этом необходимо в каждом конкретном случае выявлять, каким образом в подсистемах модели жизнеспособной системы С. Бира обеспечиваются взаимодействия в формате «двойной спирали» и как выйти на взаимодействие в формате ТС.
Наиболее перспективной представляется синхронизация работы ситуационных центров университета, бизнес-структур и органов государственного и муниципального управления. Это обеспечит выявление потребности в ресурсах (ДС1 и ДС2), выявление потребности в изменении нормативной базы (ДС2 и ДС3), эффективную поддержку малого бизнеса (ДС1 и ДС2), управление организационно-управленческими знаниями в формате открытых инноваций (ДС1), управление рейтингами университета по версии Министерства образования и науки РФ (ДС2) и по версии независимых бизнес-структур (ДС1).
Вывод
Таким образом, одним из путей формирования «тройной спирали» в регионах России является обеспечение синергетического эффекта взаимодействий в форматах «двойных спиралей» на основе механизма взаимодействия СМК университетов, бизнес-структур и органов государственного и муниципального управления. В этой связи необходимы разработка концепции инновационного управления функционированием и развитием СМК государственных университетов и уточнение стратегий их развития.
Источники:
2. Киященко Л. «Тройная спираль» трансдисциплинарности: университет-правительство-бизнес [Электронный ресурс] // http://www.courier-edu.ru/cour1067/7100.htm (дата 2.01.2011).
3. Дежина И. «Тройная спираль» в инновационной системе России [Электронный ресурс] / И. Дежина, В. Киселева // http://institutiones.com/innovations/265-q-q-.html (дата 2.01.2011).
4. Качалов В.А. Что такое целостность СМК и как ее сохранять? [Текст] // Методы менеджмента качества? 2010. – № 2. – С. 26-30.
5. Бир С. Мозг фирмы [Текст]. – М.: Либроком, 2009.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:02:33