Технолого-экономический дискурс цифровой трансформации телеиндустрии
Фомина А.Н.1
1 Филиал ФГУП ВГТРК «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Брянск», Россия, Брянск
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)
Цитировать:
Фомина А.Н. Технолого-экономический дискурс цифровой трансформации телеиндустрии // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 4. – С. 2731-2748. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116627.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50211462
Цитирований: 7 по состоянию на 31.03.2023
Аннотация:
Цифровая трансформация телеиндустрии характеризуется активным переходом на цифровые процессы сбора, производства, распространения и хранения контента, внедрение цифровых технологий в телевещательную практику. Трансформация технологических основ телеиндустрии оказывает существенное влияние как на её экономические процессы, структуру и функционирование, так и на её специфический рынок, представляющий собой сдвоенный рынок товаров и услуг. В статье автором проанализированы тенденции цифровизации медиаиндустрии в контексте глобальных информационных процессов, определено место цифровой телеиндустрии в современной экономике, выявлены и классифицированы основные направления развития телеиндустрии в контексте технолого-экономического дискурса, позволяющие определить её стратегические ориентиры, выявить перспективные направления и сформулировать задачи развития на ближайшую перспективу. Полученные результаты исследования представляют практическую ценность для органов государственной власти, бизнес-структур и организаций телепроизводства и телевещания. Теоретическая ценность исследования характеризуется системным подходом к выявлению существующих экономических и технологических направлений цифровой трансформации телеиндустрии
Ключевые слова: медиаиндустрия, телеиндустрия, цифровая трансформация, контент, каналы доставки, платформы, сервисы
Введение
Понятие «цифровая трансформация» (digital transformation) медиа в научной литературе трактуется как процесс революционной трансформации экономических моделей медиаиндустрии к условиям новой цифровой среды. По мнению большинства медиаисследователей, к основным факторам цифровой трансформации телеиндустрии относятся процессы глобализации, научно-технический прогресс, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, общественно-экономические потребности в создании современной цифровой среды. В частности, важнейшие направления цифровой трансформации телеиндустрии определили технологические возможности интернета, ключевые технологии цифровой экономики, развитие средств мобильной связи, массовое производство различных устройств доступа к контенту, появление цифровых платформ с неограниченным количеством содержания, приложений и сервисов. Совершенно очевидно, что цифровая трансформация телеиндустрии означает революционные изменения в телекоммуникациях, устройствах доступа, в контенте и навыках пользователей.
По мнению медиаисследователей, на основе интеграции медиа, интернета, телекоммуникационных сетей, информационно-коммуникационных технологий, сервисов, мобильных устройств формируется цифровая экосистема медиа (медиаиндустрия, телекоммуникационная и ИТ-индустрия), которая размывает границы между областями их деятельности, между отдельными услугами предоставления связи и контента. Конвергенция медиа, ИТ и телеком-сетей создает единую систему сбора, производства, хранения и распространения цифрового телевизионного контента [5, 7] (Vartanova, 2011; Vartanova, Vyrkovskiy, Makeenko, Smirnov, 2017).
Цифровизация телеиндустрии привела к существенным технологическим и инфраструктурным переменам: цифровые технологии коренным образом трансформируют системные характеристики, структуру, организационные формы и бизнес-модели телевизионной индустрии. При этом важно подчеркнуть, что все эти тенденции предполагают осмысление как вопросов внедрения и освоения технологических инноваций, так и их влияния на преобразования экономического характера в телеиндустрии. Как справедливо отмечает профессор С.Л. Уразова, создание и освоение новейших технологий является основным фактором трансформации индустрий, а вторым – их экономическая составляющая [32] (Urazova, 2019). В этом контексте заключен огромный и малоизученный потенциал цифровой трансформации телеиндустрии, его системное влияние на технологическую и экономическую составляющую телепроизводства и телевещания.
Очевидно, что в условиях стремительного развития цифрового общества и цифровой трансформации телеиндстрии возникает необходимость в анализе основных тенденций развития телевизионного рынка, выявлении перспективных направлений его технологического развития, определения стратегических задач. Несмотря на актуальность проблематики, научных исследований в данной области явно недостаточно, особенно малоизученными являются экономические последствия цифровой трансформации телеиндустрии. Среди значимых работ в этой области можно выделить труды Е.Л. Вартановой [5–8] (Vartanova, 2011; Vartanova, 2018; Vartanova, Vyrkovskiy, Makeenko, Smirnov, 2017; Vartanova, 2019). В междисциплинарных работах известного медиаисследователя современная медиаиндустрия рассматривается сквозь призму глобальных экономических и технологических процессов, исследуется функционирование и развитие медиаиндустрии как отрасли экономики, анализируются процессы конвергенции в медиа, особенности современного медиапотребления. Анализ цифровой трансформации медиаиндустрии под влиянием цифровых технологий представлен в работах зарубежных и отечественных ученых Бурдье П. [4] (Burde, 2002), Весселса Б. [38] (Wessels, Ragnedda, Muschert, 2013), Пикарда Р.Г. [37] (Picard, 1989), Уэбстера Ф. [36] (Uebster, 2004), Вырковского А.В. [10] (Vyrkovskiy, 2016), Деминой И.Н. [11] (Demina, 2010), Дугина Е.Я. [12] (Dugin, 2018), Самарцева О.Р. [29] (Samartsev, 2017), Коломиеца В.П. [18] (Kolomiets, 2021), Полуэхтовой И.А. [45], Уразовой С.Л. [32] (Urazova, 2019). В данных исследованиях медиаиндустрия рассматривается как новая технологическая и экономическая система, как цифровая технологическая среда, в которой формируется новое содержание, проектируются цифровые бизнес-модели, создаются цифровые платформы и сервисы, присутствует новое поколение цифровых потребителей.
Предметом нашего исследования является современное состояние цифровой трансформации телеиндустрии и ее технолого-экономический дискурс.
Цель исследования состоит в том, чтобы опираясь на результаты эмпирических исследований, статистические данные, на междисциплинарное изучение различных источников информации, на включенное наблюдение, проанализировать современное состояние телеиндустрии, ее цифровые трансформационные изменения, которые имеют как технологические, так и экономические последствия.
Методология исследования: в процессе исследования применялись общенаучные методы анализа, синтеза, аналогии, аналитического и прогностического моделирования, также использовались теоретические методы исследования: описательный, сопоставительный, интерпретация и обобщение существующих точек зрения. Теоретические методы исследования дополнялись эмпирическими методами: наблюдения, экспертных оценок, статистических данных, анализа цифровых технологий.
Научная новизна исследования заключается в уточнении роли и места телеиндустрии в современной экономике, выявлении, систематизации и актуализации ее основных технолого-экономических направлений развития, что позволяет определить научные подходы к разработке стратегии развития отрасли.
Результаты исследования: проанализированы и актуализированы тенденции цифровой трансформации телеиндустрии в контексте глобальных информационных процессов, определены место и роль цифровой телеиндустрии в сетевой экономике, выявлены и классифицированы основные направления развития телеиндустрии в контексте технолого-экономического дискурса.
Тенденции цифровизации медиаиндустрии в контексте глобальных информационных процессов
Современный этап развития медиаиндустрии характеризуется общемировыми тенденциями: процессом глобализации, технологическим прогрессом, цифровой революцией, формированием глобальной информационной среды, доступом к разнообразным знания и сведениям без границ, использованием цифровых способов передачи информации. Медиаиндустрия как сложное и многоаспектное явление находится под воздействием глобальных экономических, технологических, социально-культурных процессов, глобального рекламного рынка, она аккумулировала в себя множество изменений, вызванных цифровизацией всех сфер жизнедеятельности общества. При этом очевидно, что медиаиндустрия постепенно закрепила за собой лидирующие позиции в постиндустриальной модели развития общества, стала драйвером развития цифровой экономики.
Опираясь на исследования отечественных ученых, выделим основные тенденции цифровизации медиаиндустрии в контексте глобальных информационных процессов:
– глобализация в сфере медиаиндустрии приводит как к размыванию традиционных границ между различными массмедиа, так и к изменению в составе и характере аудиторий, она вносит революционные изменения в практику, структуру и содержание массмедиа, приводит к заимствованию глобальных форматов контента и адаптации брендов к национальным особенностям;
– активное проникновение широкополосного и мобильного интернета на глобальном уровне, превращение интернета в основной инструмент производства, распространения, доставки каналов и информационных сервисов, повышение цифровой компетентности населения, расширенный доступ потребителей к цифровым интерактивным сетям и сервисам, к любым видам контент-продуктов в режиме реального времени;
– усиление глобализации медиабизнеса и рекламы, индустрии медиа и развлечений, трансформация бизнес-моделей отечественных производителей контента за счет использования медиаресурсов глобального медиарынка;
– глобализация информационного пространства и его доступность для всех потребителей в разных странах мира, увеличение объемов глобального медийного контента, формирующего коллективные идентичные потребительские предпочтения, общественные и культурные ценности;
– глобальный информационный рынок характеризуется высоким уровнем концентрации и интеграции, созданием глобальных медиакомпаний и формированием транснациональных медиахабов (производство и дистрибуция медиаконтента, импорт и экспорт контента медиаканалов);
– возрастает конкуренция между цифровыми платформами, конкурирующими за свободное время аудитории и за рекламные доходы, предоставляя потребителям большой объем цифрового контента и цифровых услуг;
– появление новых игроков медиабизнеса (цифровых технологических платформ) значительно повлияло на перераспределение рекламных доходов, ослабление рекламной бизнес-модели в медиаиндустрии и перераспределение аудитории;
– рост спроса на рынке труда на сотрудников, обладающих новым уровнем цифровых знаний и компетенций [5–8] (Vartanova, 2011; Vartanova, 2018; Vartanova, Vyrkovskiy, Makeenko, Smirnov, 2017; Vartanova, 2019).
Нетрудно заметить, что влияние глобализации на медиаиндустрию очевидно, поскольку данный сегмент экономики тесно связан с инновационными процессами.
Место телеиндустрии в современной экономике
В цифровой экономике информация рассматривается как важнейший экономический ресурс, что ориентирует ее на использование ключевых цифровых технологий и цифровых телекоммуникационных сетей [8, 36] (Vartanova, 2019; Uebster, 2004).
По мнению большинства зарубежных и отечественных ученых, в информационном и цифровом обществе, основанном на потреблении, телеиндустрия является движущей силой экономического роста, она стимулирует потребительский спрос, обеспечивает распространение рекламной информации [4, 11, 38] (Burde, 2002; Demina, 2010; Wessels, Ragnedda, Muschert, 2013).
Анализ развития цифровой экономики свидетельствует, что в ней значительный объем выпускаемой продукции связан с деятельностью медиа и производством контента, что превращает телеиндустрию в важнейший сегмент экономики [8] (Vartanova, 2019). Сегодня можно с уверенностью утверждать, что телеиндустрия – это развивающийся высокотехнологичный сегмент цифровой экономики, объединяющий телекоммуникации и цифровые технологии, значительный рынок рабочих мест, она превратилась в креативную индустрию, которая формирует свою уникальную долю производства в ВВП (табл. 1). В телепроизводстве используются все цифровые инструменты для создания конечного продукта – цифрового контента, который представляет собой «определенную долю национального продукта, измеряемого объемами финансовых затрат и времени» [6] (Vartanova, 2018). По мнению профессора В.П. Коломиец, цифровой контент превратился в актив, который необходимо грамотно и эффективно монетизировать в эфире телеканала и в цифровых сервисах, продавать, а также использовать в качестве залога при получении кредита [18] (Kolomiets, 2021).
Таблица 1
Основные показатели деятельности организаций телерадиовещания (2019, 2020 гг.)
|
2019
|
2020
|
Число организаций, тыс. единиц; на начало года
|
5,7
|
5,3
|
Валовая добавленная стоимость, млрд руб.
|
187,4
|
183,5
|
Численность занятых, тыс. чел
|
118,1
|
129,6
|
Инвестиции в основной капитал, млрд руб
|
71,5
|
58,8
|
Другой тенденцией является положительная динамика рынка телевизионной рекламы. При этом аналитики отмечают, что российский рынок демонстрирует высокий уровень устойчивости к кризисным ситуациям. В 2021 году максимальных объемов рекламных бюджетов за всю свою историю достигли не только тематические телевизионные каналы, но и основные каналы. Вместе с тем региональная телевизионная реклама в 2021 году продемонстрировала отрицательную динамику (-10%) и не смогла подняться до уровня 2019 года [22].
Таблица 2
Объем отечественной телевизионной рекламы в 2021 году
Сегменты
|
2021 год,
млрд руб. |
Динамика
к 2020 году, % |
Динамика
к 2019 году, % |
Общенациональное эфирное ТВ
- в том числе: основные каналы - тематические каналы |
197,3
188,1 9,2 |
17%
17% 22% |
13%
12% 28% |
Региональное телевидение
|
21,9
|
0%
|
-10%
|
Положительную динамику демонстрирует и рынок платного телевидения, но в отличие от рекламного рынка, его объемы незначительны.
Таблица 3
Выручка телевизионной индустрии России от основных направлений коммерческой деятельности, млрд руб. (2018–2021 гг.)
Статьи дохода
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Реклама, эфирное ТВ:
в том числе региональная/локальная |
179,7
|
175,0
|
169,0
|
197,3
|
26,0
|
24,5
|
21,9
|
21,9
| |
Подписка на платное ТВ
|
94,3
|
102,4
|
104,6
|
106,2
|
Статистические данные свидетельствуют, что доля федеральной рекламы на телевидении составляет примерно ¾ всех телерекламных бюджетов, на региональную – немногим менее 20%, на тематические каналы – 4,5%. В условиях кризиса лучшие показатели демонстрирует сегмент тематического телевидения, его рекламный бюджет за последние шесть лет увеличился втрое, а его доля в совокупном объеме телерекламных бюджетов выросла в 2,4 раза (табл. 4).
Таблица 4
Объем и доля рекламных бюджетов тематического (платного) телевидения на российском телерекламном рынке
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
Рекламные бюджеты, млрд
руб.
|
2,6
|
3,9
|
5,3
|
7,3
|
7,2
|
7,6
|
Доля тематических каналов в совокупном объеме телерекламных
бюджетов, %
|
1,9
|
2,6
|
3,1
|
3,9
|
4,1
|
4,5
|
По мнению экспертного сообщества, главными тенденциями рынка ТВ-рекламы в 2021−2022 гг. стало значительное усиление сплита телевидения с интернетом, значительно углубляется сплит ТВ + Digital, его доля в рекламных затратах в 2020 году достигла 89%.
Объем российского рынка платного ТВ в конце 2021 года составил 106,2 млрд руб., что примерно на 1,5% больше предыдущего года (самый низкий показатель за всю историю развития российского рынка платного ТВ). Для сравнения: по итогам 2019 года объем рынка увеличился на 10,5%. В условиях пандемического кризиса в 2021 году российский рынок платного ТВ практически остановился в своем росте: по оценкам «ТМТ Консалтинг», абонентская база увеличилась всего на 0,6% (против 1,8% в 2020 году) и достигла 46,5 млн, проникновение услуги составило 82,5%. Единственной растущей технологией является IPTV: по итогам 2020 года, согласно данным «ТМТ Консалтинг», доля абонентов IPTV в общей абонентской базе составила 22%, обеспечивая при этом 33% выручки рынка, прирост числа IPTV-пользователей составил свыше 700 тыс. человек [27].
Таблица 5
Рынок платного ТВ в 2020, 2021 гг.
|
2020 год
|
2021 год
|
Динамика
|
Абоненты, млн
|
46,2
|
46,5
|
+ 0,6
|
Доходы, млрд руб.
|
104.6
|
106,2
|
+1,5
|
По мнению экспертов, прогнозируемый объем российского рынка платного телевидения в 2025 году составит 113 млрд руб. Важно подчеркнуть, что телеиндустрия, занимая важное место в современной экономике, оказывает значительное влияние на рекламный и потребительский рынки. Рекламный рынок ТВ, сливаясь с телевидением, превращается в центр экономики индустрии развлечений, которая призвана обслуживать свободное время современных потребителей. Совершенно очевидно, что рекламодатели стремятся расширить аудиторию в целях максимизации доходов, используя современные цифровые маркетинговые и кросс-медийные рекламные инструменты, дающие возможность выстраивать таргетинг на основе характеристик потребителей определенной товарной категории. Инновационные технологические решения также позволяют создавать интерактивную ТВ-рекламу, которая с помощью искусственного интеллекта анализирует находящиеся на телеэкране объекты и предлагает зрителям релевантные товары, отображая QR-код и промокод на покупку [13].
Однако в условиях цифровой трансформации рекламная бизнес-модель постепенно уступает место другим источникам дохода. Телевидение постепенно начинает ориентироваться на модель, основанную на продаже контента, особенно активно платное телесмотрение начинает реализовываться нишевыми платными телеканалами. Постепенно формируется новая бизнес-модель, которая ориентируется в первую очередь не на рекламодателей, а на аудиторию с очень активным выбором программ и интерактивными правилами поведения, внедряются интерактивные формы оплаты: подписка, пакетные предложения, оплата по минутам и т. д.
В контексте экономического дискурса важно отметить, что под воздействием цифровых технологий коренным образом изменяются взаимоотношения производителей контента и аудитории в сторону взаимодействия, появляются новые практики и привычки потребления контента, которые влияют на традиционные бизнес-модели:
– возрастание роли аудитории как потребителя и как распространителя контента, потребительское поведение характеризуется нелинейностью, самостоятельным выбором программ, сервисов «видео по заказу» (ОТТ, Smart TV и т. д.), использованием разных экранов и разных способов телесмотрения, отличительной чертой видеопотребления становится кросс-платформенность и одновременное использование нескольких экранов; 80% аудитории смотрят ТВ через смартфон, около 70% – через персональный компьютер и ноутбук;
– активная вовлеченность аудитории в процесс потребления и создания контента, потребитель становится основным стейкхолдером телерынка;
– усиливается стирание границ между медиа: растущее взаимодействие ТВ и digital, интенсивный рост и просмотр прямого ТВ-эфира в интернете, рост пользователей пакетных продуктов (интернет + мобильные услуги + ТВ); активное использование мобильной связи с подключением Интернета;
– монетизация ОТТ-сервисов постепенно формирует у пользователей привычку легально потреблять контент и платить за него, что является хорошим индикатором для перспектив развития телерынка, подписчики становятся более требовательными к набору получаемых услуг;
– происходит перераспределение абонентской базы от крупных операторов к небольшим компаниям за счет большей персонализации сервисов и контента.
В контексте экономического дискурса отметим, что возрастающая коммерциализация собственности в телеиндустрии приводит к концентрации собственности, направленной на корпоративный рост и кросс-медийное расширение телекомпаний, федеральные телекомпании стремятся закрепиться на региональных телерынках [5, 9, 19, 26, 31] (Vartanova, 2011; Lukyanova, 2018). По прогнозам экспертов, будет уменьшаться доля крупнейших федеральных телеканалов, которые могут рассчитывать на значительный рост рекламных доходов. Совершенно очевидно, что цифровые технологии усиливают интерес к телепросмотру в различных средах. Сегодня 80% аудитории имеют опыт просмотра ТВ через смартфон, порядка 70% – через персональный компьютер и ноутбук [13].
Основные направления развития телеиндустрии в контексте технолого-экономического дискурса
В процессе исследования нами выявлены основные технолого-экономические направления развития телеиндустрии (табл. 6).
Таблица 6
Основные технолого-экономические направления развития телеиндустрии
Группы основных направлений развития
|
Содержательные характеристики основных направлений развития
телеиндустрии
|
Технологические направления
|
-углубление интеграции между
телевидением и Интернетом на базе использования различных каналов доставки
контента – мобильное телевидение, Smart TV, OTT, IPTV и др.;
-производство различных типов профессионального контента роботизированным образом; – рост рынка мобильных устройств, мобильных приложений, развитие мобильного телевидения, смартфоны будут опережать широкополосный интернет по объему потребления контента; - рост числа потребителей, которые взаимодействуют с технологией искусственного интеллекта в формате голосовых ассистентов, встроенных в мобильные устройства; - развитие «большого телевидение» (Big TV), используемого для просмотра телеконтента независимо от среды/платформы его дистрибуции, способа его потребления и экрана; - развитие гибридных медиа, создаваемых на базе конвергенции, гибридизация различных видов контента; - развитие технологических решений, позволяющих формировать персональный профиль потребителя, осуществлять персонализацию подбора и доставки контента в соответствии с интересами пользователя; - создание и развитие цифровых визуальных решений, обеспечивающих эффект присутствия; - дальнейшая интеграция в телевизионный эфир технологии виртуальной и дополненной реальности; - развитие метавселенных, посетители которых смогут взаимодействовать между собой в виртуальном пространстве; - массовое проникновение методик работы с «большими данными» (big data), использующих качественные возможности облачных технологий; - распространение доступа к 5G-соединению позволит потребителям получать большое количество контента высокого качества, игр и различных сервисов; - привлечение аудитории к созданию пользовательского контента (UGC-модели), развитие разных форматов для свободного авторства; |
Экономические направления
|
-
укрупнение существующих телекомпаний, создание разнообразных холдингов,
партнерств и объединений, состоящих из множества локальных, мелких компаний,
развитие интеграции со смежными видами бизнеса;
- превращение телекомпаний в крупные фабрики контента, который будет распространяться с помощью различных цифровых каналов доставки, интернет-технологий, Smart TV, социальных сетей, мобильных устройств и др.; -государственные структуры, телевизионные холдинги будут контролировать основную часть рынков и их сегментов, значительная часть финансовых средств будет аккумулироваться у лидирующих телекомпаний; - углубление разделения телевизионной системы на два сектора – платный и бесплатный, увеличение потребления высококачественного платного контента, предоставляемого онлайн; – трансформация рынка контента, его разделение на две части: большую (под контролем телевизионных холдингов) и меньшую (представленную множеством мелких телекомпаний); - увеличение роли онлайн-агрегаторов контента, создание специализированных площадок, где будут агрегироваться нишевые компании; - изменения в принципах продаж каналов – от традиционных пакетов к продажам a la carte (предоставлению абонентам возможности выбирать только те каналы, которые им интересны и за которые они готовы платить); - увеличение продаж цифровых продуктов– онлайн-просмотры, отложенное смотрение, VOD, возможности Smart TV, данные цифровых операторов неэфирного доступа и т.д.; - переход телекомпаний с долгосрочного планирования на более динамичный краткосрочный формат, чтобы иметь возможность оперативно реагировать на изменения в конъюнктуре экономики; - максимальная кастомизация медиаконтента и рекламы, развитие нативной рекламы; - развитие подписной модели с ежемесячными платежами за доступ к полной библиотеке контента вместо разовой оплаты просмотра или прослушивания; - обострение конкурентной борьбы между традиционными каналами и новыми медиа: платформами, социальными сетями, стриминговыми сервисами и т. п. за внимание и свободное время аудитории и за деньги рекламодателей |
Источник: составлено автором по [5, 6–9, 12, 13, 16, 24, 25, 29, 32] (Vartanova, 2011; Vartanova, 2018; Vartanova, Vyrkovskiy, Makeenko, Smirnov, 2017; Vartanova, 2019; Dugin, 2018; Petukhov, 2019; Poluekhtova, 2018; Samartsev, 2017; Urazova, 2019).
Проведенное исследование свидетельствует о том, что влияние технологического прогресса на экономические процессы в телеиндустрии значительно возросло, возникло новое понимание стратегии телекомпаний, организации бизнеса, результатов экономической деятельности, переосмысление роли информации как важнейшего экономического ресурса.
Заключение
Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что в последние годы произошли революционные изменения в структуре и принципах экономической деятельности телеиндустрии, телевизионных практиках, в отношениях между каналами и платформами. Телеиндустрия коренным образом трансформировалась под воздействием глобальных процессов, технологического прогресса и масштабной цифровизации общества. Цифровая трансформация телеиндустрии создала широкий спектр технологических и экономических возможностей для производства, распространения, хранения и потребления телепродуктов, для развития средств коммуникации и снижения их стоимости, для структурных и операционных изменений бизнес-моделей.
Анализ цифровых трансформаций в телеиндустрии позволяет определить ее стратегические ориентиры, выявить перспективные направления и сформулировать задачи развития на ближайшую перспективу:
– адаптироваться к быстро меняющимся внешним и внутренним изменениям, экономическим условиям, диверсифицировать свою деятельность, отказываться от старых неэффективных моделей, смелее внедрять цифровые бизнес-модели, формировать привлекательный образ своего бренда, проявлять гибкость в стратегиях экономического развития и в стратегиях инвестиций, развивать свое присутствие во всех экосистемах, усиливать коллаборацию с онлайн-платформами, развивать цифровые стратегии продвижения и потребления контента, переводить фокус на потребителя и его роль в бизнесе, учиться максимально монетизировать новые возможности цифровой среды;
– интегрировать в телеиндустрию прорывные цифровые технологии: виртуальную и дополненную реальность, облачные технологии, искусственный интеллект, нейронные сети и Big Data для анализа больших массивов данных и алгоритмов, позволяющих изучать аудиторию, ее потребности и желания и на этой основе создавать персонализированный контент, таргетированную рекламу и расширять возможности монетизации телепроизводства и телевещания; – осваивать и расширять новые каналы и форматы коммуникаций с аудиторией, развивать концепцию близости к зрителю, создавать привлекательную и доступную пользовательскую среду, постоянно находиться с аудиторией в диалоге, используя для этого все сетевые инструменты, развивать с потребителями субъектно-субъектные отношения, так как они становятся активными субъектами медиапространства, распространителями информации, ее интерпретаторами и оценщиками;
– развивать портфель мультимедийных продуктов, создавать качественный профессиональный, брендообразующий контент, ориентированный на ценностные ориентации и потребности зрителей, развивать нелинейную (VoD) и платную модели предоставления контента, расширять объемы нишевого тематического контента, активно внедрять короткоформатное видео, поддерживать полиэкранные модели потребления контента;
– развивать трансмедийные проекты: размещение контента не только в прямом эфире, но и на онлайн-платформах, сайтах и аккаунтах телеканалов в социальных сетях, в мобильных приложениях, творчески использовать различные цифровые инструменты, масштабировать успешные проекты;
– повышать эффективность и адресность телевизионной рекламы, развивать перспективные проекты: shoppable TV/content, адресная, релевантная, интерактивная реклама; кроссмедийные измерения, расширять тематическое спонсорство, брендирование контента, различные формы интеграции (ТВ+digital как новый стандарт индустрии и др.);
– развивать сервисы, которые непосредственно направлены на удовлетворение потребностей рекламодателей, развитие «адресного» телевидения под более глубокий рекламный таргетинг на основе характеристик потребителей определенной товарной категории;
– внедрять новые формы взаимодействия с рекламодателями, разрабатывать креативные модели рекламного телевидения, адекватные современной цифровой бизнес-среде и запросам потребителей.
Источники:
2. Беляев А. В. Состояние и перспективы российского рынка рекламы. [Электронный ресурс]. URL: //www. webexpert.by/wp-content/uploads/ (дата обращения: 09.09.2022).
3. Барсуков Д.П. Медиаэкономика и основные тенденции развития современного телевидения // Петербургский экономический журнал. – 2017. – № 4. – c. 84-93.
4. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. – 2002. – № 5. – c. 60 – 74.
5. Вартанова Е.Л. Цифровое телевидение и трансформация медиасистем. О необходимости междисциплинарных подходов к изучению современного ТВ // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2011. – № 4. – c. 6-26.
6. Вартанова Е. Л. Российская медиасистема: драйверы и барьеры цифровой трансформации // Медиасоставляющая цифровой экономикиМедиасоставляющая цифровой экономики: Тезисы докладов. Москва, 2018. – c. 18-22.
7. Вартанова Е.Л., Вырковский А.В., Макеенко М.И., Смирнов С.С. Индустрия российских медиа: цифровое будущее. - М.: МедиаМир, 2017. – 160 c.
8. Вартанова Е. Л. Теория медиа: отечественный дискурс. - М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во МГУ, 2019. – 224 c.
9. Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2017–2021 годы Ключевые тенденции мирового и российского рынков. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/assets/media-outlook-2017-rus.pdf (дата обращения: 21.09. 2022).
10. Вырковский А.В. Теоретичекие представления о медиаменджменте: основные подходы и проблемные зоны // Вопросы теории и практики журналистики. – 2016. – № 1. – c. 29-44.
11. Демина И. Н. Трансформация медиасистемы: общие подходы и технологический аспект // Известия Байкальского государственного университета. – 2010. – № 2 (70). – c. 159—163.
12. Дугин Е.Я. Медиасоставляющая цифровой экономики // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2018. – № 4. – c. 159-175.
13. Ежегодный обзор мировой и российской индустрии развлечений и медиа. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/publication s/collection/media-outlook-2021-2025.pdf (дата обращения: 29.09. 2022).
14. Иваницкий В.Л. Модернизация журналстики: методологический этюд. - М: Изд-во МГУ, 2010. – 358 c.
15. Абдрахманова Г.И. Вишневский К.О., Гохберг Л.М. Индикаторы цифровой экономики: 2021. / Стат.сб. - М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 380 c.
16. Какие задачи стоят перед рынком ТВ-рекламы на 2021 год? Каких новых инструментов и решений рекламодатели ждут от этого медиа? Итоги 2020. ТВ-рекламы. AdIndex. [Электронный ресурс]. URL: https://adindex.ru/specprojects/talks/tv2020/questions/164805.phtml (дата обращения: 18.10. 2022).
17. Колобова Е..Ю. Особенности функционирования российского медиарынка в условиях глобализации информационного пространства // Петербургский экономический журнал. – 2018. – № 4. – c. 70-82.
18. Коломиец В.П. Индустриальная трансформация телевидения // Социологические исследования. – 2021. – № 6. – c. 92-101.
19. Лукьянова М. Н. Взаимодействие телевидения и Интернета в ракурсе обратной связи с аудиторией // Вестник науки Сибири. – 2018. – № 2. – c. 88-98.
20. Медиаиндустрия в 2020–2024 гг. Ежегодный обзор мировой и российской индустрии развлечений и медиа. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/mediaindustriya-v-2020-2024 (дата обращения: 24.09. 2022).
21. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2019 году. Акар. [Электронный ресурс]. URL: https://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id9112 (дата обращения: 13.10. 2022).
22. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2021 году. Акар. [Электронный ресурс]. URL: https://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id10015 (дата обращения: 18.10. 2022).
23. Вартанова Е. Л., Коломиец В.П. Отраслевой доклад. Телевидение в России в 2020 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. - М.: ФАПМК, 2021. – 107 c.
24. Петухов А. Как меняется телевидение благодаря интернет-среде: взгляд со стороны технологий. [Электронный ресурс]. URL: https://adindex.ru/publication/opinion/media/2019/07/25/274094.phtml (дата обращения: 16.10. 2022).
25. Полуэхтова И. А. Телевидение и его аудитория в эпоху Интернета. - М.: Изд-во Моск. гуманит. Ун-та, 2018. – 184 c.
26. Прогноз рынка телевидения в России —перспективы развития от ГидМаркет. [Электронный ресурс]. URL: https://gidmark.ru/cat1/prognoz-rynka-televideniya-v-rossii (дата обращения: 18.10. 2022).
27. Российский рынок платного ТВ остановился. Кабельщик. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cableman.ru/content/rossiiskii-rynok-platnogo-tv-ostanovilsya (дата обращения: 09.09. 2022).
28. Рынок платного ТВ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/mediaindustriya-v-2020-2024/rynok-platnogo-tv.html (дата обращения: 03.09. 2022).
29. Самарцев О.Р. Цифровая реальность: журналистика информационной эпохи: факторы трансформации, проблемы и перспективы. - М.: Издательские решения, 2017. – 120 c.
30. Смирнов С. С. Медиахолдинги России: национальный опыт концентрации СМИ. - М.: МедиаМир, 2014. – 160 c.
31. Телекоммуникационный рынок России: влияние пандемии и перспективы развития. [Электронный ресурс]. URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/ (дата обращения: 22.10. 2022).
32. Уразова С.Л. Медиаконтент в цифровой проекции: метаморфозы реальности // Медиасоставляющая цифровой экономики: Тезисы докладов. Москва. Академия медиаиндустрии. Москва, 2019. – c. 41-48.
33. Фомина А.Н. Управление инновациями в телеиндустрии в условиях цифровизации экономики. / дис.,.. канд. экон. наук: 08.00.05. - Н.-Новгород, 2021. – 243 c.
34. Фомина А.Н. Перспективные направления развития технологий искусственного интеллекта в телеиндустрии // Креативная экономика. – 2022. – № 3. – c. 1081-1100.
35. Фомина А.Н. Развитие инновационных технологий 5G в телеиндустрии: проблемы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – c. 449-462.
36. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект Пресс, 2004. – 400 c.
37. Picard R. G. Media Economics: Concepts and Issues. Newbury Park; London; New Delhi // Sage Publications & Mass Communication Quarterly. – 1989. – № 37 (4). – p. 563-572.
38. Wessels B., Ragnedda M., Muschert G. W. The Reproduction and Reconfiguration of Inequality: Differentiation and Class, Status, and Power in the Dynamics of Digital Divides. / The Digital Divide: The Internet and Social Inequality in International Perspective. - New York, NY: Routledge, 2013. – 17—28 p.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:09:49