Технолого-экономический дискурс цифровой трансформации телеиндустрии

Фомина А.Н.1
1 Филиал ФГУП ВГТРК «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Брянск», Россия, Брянск

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать:
Фомина А.Н. Технолого-экономический дискурс цифровой трансформации телеиндустрии // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 4. – С. 2731-2748. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116627.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50211462
Цитирований: 7 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
Цифровая трансформация телеиндустрии характеризуется активным переходом на цифровые процессы сбора, производства, распространения и хранения контента, внедрение цифровых технологий в телевещательную практику. Трансформация технологических основ телеиндустрии оказывает существенное влияние как на её экономические процессы, структуру и функционирование, так и на её специфический рынок, представляющий собой сдвоенный рынок товаров и услуг. В статье автором проанализированы тенденции цифровизации медиаиндустрии в контексте глобальных информационных процессов, определено место цифровой телеиндустрии в современной экономике, выявлены и классифицированы основные направления развития телеиндустрии в контексте технолого-экономического дискурса, позволяющие определить её стратегические ориентиры, выявить перспективные направления и сформулировать задачи развития на ближайшую перспективу. Полученные результаты исследования представляют практическую ценность для органов государственной власти, бизнес-структур и организаций телепроизводства и телевещания. Теоретическая ценность исследования характеризуется системным подходом к выявлению существующих экономических и технологических направлений цифровой трансформации телеиндустрии

Ключевые слова: медиаиндустрия, телеиндустрия, цифровая трансформация, контент, каналы доставки, платформы, сервисы



Введение

Понятие «цифровая трансформация» (digital transformation) медиа в научной литературе трактуется как процесс революционной трансформации экономических моделей медиаиндустрии к условиям новой цифровой среды. По мнению большинства медиаисследователей, к основным факторам цифровой трансформации телеиндустрии относятся процессы глобализации, научно-технический прогресс, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, общественно-экономические потребности в создании современной цифровой среды. В частности, важнейшие направления цифровой трансформации телеиндустрии определили технологические возможности интернета, ключевые технологии цифровой экономики, развитие средств мобильной связи, массовое производство различных устройств доступа к контенту, появление цифровых платформ с неограниченным количеством содержания, приложений и сервисов. Совершенно очевидно, что цифровая трансформация телеиндустрии означает революционные изменения в телекоммуникациях, устройствах доступа, в контенте и навыках пользователей.

По мнению медиаисследователей, на основе интеграции медиа, интернета, телекоммуникационных сетей, информационно-коммуникационных технологий, сервисов, мобильных устройств формируется цифровая экосистема медиа (медиаиндустрия, телекоммуникационная и ИТ-индустрия), которая размывает границы между областями их деятельности, между отдельными услугами предоставления связи и контента. Конвергенция медиа, ИТ и телеком-сетей создает единую систему сбора, производства, хранения и распространения цифрового телевизионного контента [5, 7] (Vartanova, 2011; Vartanova, Vyrkovskiy, Makeenko, Smirnov, 2017).

Цифровизация телеиндустрии привела к существенным технологическим и инфраструктурным переменам: цифровые технологии коренным образом трансформируют системные характеристики, структуру, организационные формы и бизнес-модели телевизионной индустрии. При этом важно подчеркнуть, что все эти тенденции предполагают осмысление как вопросов внедрения и освоения технологических инноваций, так и их влияния на преобразования экономического характера в телеиндустрии. Как справедливо отмечает профессор С.Л. Уразова, создание и освоение новейших технологий является основным фактором трансформации индустрий, а вторым – их экономическая составляющая [32] (Urazova, 2019). В этом контексте заключен огромный и малоизученный потенциал цифровой трансформации телеиндустрии, его системное влияние на технологическую и экономическую составляющую телепроизводства и телевещания.

Очевидно, что в условиях стремительного развития цифрового общества и цифровой трансформации телеиндстрии возникает необходимость в анализе основных тенденций развития телевизионного рынка, выявлении перспективных направлений его технологического развития, определения стратегических задач. Несмотря на актуальность проблематики, научных исследований в данной области явно недостаточно, особенно малоизученными являются экономические последствия цифровой трансформации телеиндустрии. Среди значимых работ в этой области можно выделить труды Е.Л. Вартановой [5–8] (Vartanova, 2011; Vartanova, 2018; Vartanova, Vyrkovskiy, Makeenko, Smirnov, 2017; Vartanova, 2019). В междисциплинарных работах известного медиаисследователя современная медиаиндустрия рассматривается сквозь призму глобальных экономических и технологических процессов, исследуется функционирование и развитие медиаиндустрии как отрасли экономики, анализируются процессы конвергенции в медиа, особенности современного медиапотребления. Анализ цифровой трансформации медиаиндустрии под влиянием цифровых технологий представлен в работах зарубежных и отечественных ученых Бурдье П. [4] (Burde, 2002), Весселса Б. [38] (Wessels, Ragnedda, Muschert, 2013), Пикарда Р.Г. [37] (Picard, 1989), Уэбстера Ф. [36] (Uebster, 2004), Вырковского А.В. [10] (Vyrkovskiy, 2016), Деминой И.Н. [11] (Demina, 2010), Дугина Е.Я. [12] (Dugin, 2018), Самарцева О.Р. [29] (Samartsev, 2017), Коломиеца В.П. [18] (Kolomiets, 2021), Полуэхтовой И.А. [45], Уразовой С.Л. [32] (Urazova, 2019). В данных исследованиях медиаиндустрия рассматривается как новая технологическая и экономическая система, как цифровая технологическая среда, в которой формируется новое содержание, проектируются цифровые бизнес-модели, создаются цифровые платформы и сервисы, присутствует новое поколение цифровых потребителей.

Предметом нашего исследования является современное состояние цифровой трансформации телеиндустрии и ее технолого-экономический дискурс.

Цель исследования состоит в том, чтобы опираясь на результаты эмпирических исследований, статистические данные, на междисциплинарное изучение различных источников информации, на включенное наблюдение, проанализировать современное состояние телеиндустрии, ее цифровые трансформационные изменения, которые имеют как технологические, так и экономические последствия.

Методология исследования: в процессе исследования применялись общенаучные методы анализа, синтеза, аналогии, аналитического и прогностического моделирования, также использовались теоретические методы исследования: описательный, сопоставительный, интерпретация и обобщение существующих точек зрения. Теоретические методы исследования дополнялись эмпирическими методами: наблюдения, экспертных оценок, статистических данных, анализа цифровых технологий.

Научная новизна исследования заключается в уточнении роли и места телеиндустрии в современной экономике, выявлении, систематизации и актуализации ее основных технолого-экономических направлений развития, что позволяет определить научные подходы к разработке стратегии развития отрасли.

Результаты исследования: проанализированы и актуализированы тенденции цифровой трансформации телеиндустрии в контексте глобальных информационных процессов, определены место и роль цифровой телеиндустрии в сетевой экономике, выявлены и классифицированы основные направления развития телеиндустрии в контексте технолого-экономического дискурса.

Тенденции цифровизации медиаиндустрии в контексте глобальных информационных процессов

Современный этап развития медиаиндустрии характеризуется общемировыми тенденциями: процессом глобализации, технологическим прогрессом, цифровой революцией, формированием глобальной информационной среды, доступом к разнообразным знания и сведениям без границ, использованием цифровых способов передачи информации. Медиаиндустрия как сложное и многоаспектное явление находится под воздействием глобальных экономических, технологических, социально-культурных процессов, глобального рекламного рынка, она аккумулировала в себя множество изменений, вызванных цифровизацией всех сфер жизнедеятельности общества. При этом очевидно, что медиаиндустрия постепенно закрепила за собой лидирующие позиции в постиндустриальной модели развития общества, стала драйвером развития цифровой экономики.

Опираясь на исследования отечественных ученых, выделим основные тенденции цифровизации медиаиндустрии в контексте глобальных информационных процессов:

– глобализация в сфере медиаиндустрии приводит как к размыванию традиционных границ между различными массмедиа, так и к изменению в составе и характере аудиторий, она вносит революционные изменения в практику, структуру и содержание массмедиа, приводит к заимствованию глобальных форматов контента и адаптации брендов к национальным особенностям;

– активное проникновение широкополосного и мобильного интернета на глобальном уровне, превращение интернета в основной инструмент производства, распространения, доставки каналов и информационных сервисов, повышение цифровой компетентности населения, расширенный доступ потребителей к цифровым интерактивным сетям и сервисам, к любым видам контент-продуктов в режиме реального времени;

– усиление глобализации медиабизнеса и рекламы, индустрии медиа и развлечений, трансформация бизнес-моделей отечественных производителей контента за счет использования медиаресурсов глобального медиарынка;

– глобализация информационного пространства и его доступность для всех потребителей в разных странах мира, увеличение объемов глобального медийного контента, формирующего коллективные идентичные потребительские предпочтения, общественные и культурные ценности;

– глобальный информационный рынок характеризуется высоким уровнем концентрации и интеграции, созданием глобальных медиакомпаний и формированием транснациональных медиахабов (производство и дистрибуция медиаконтента, импорт и экспорт контента медиаканалов);

– возрастает конкуренция между цифровыми платформами, конкурирующими за свободное время аудитории и за рекламные доходы, предоставляя потребителям большой объем цифрового контента и цифровых услуг;

– появление новых игроков медиабизнеса (цифровых технологических платформ) значительно повлияло на перераспределение рекламных доходов, ослабление рекламной бизнес-модели в медиаиндустрии и перераспределение аудитории;

– рост спроса на рынке труда на сотрудников, обладающих новым уровнем цифровых знаний и компетенций [5–8] (Vartanova, 2011; Vartanova, 2018; Vartanova, Vyrkovskiy, Makeenko, Smirnov, 2017; Vartanova, 2019).

Нетрудно заметить, что влияние глобализации на медиаиндустрию очевидно, поскольку данный сегмент экономики тесно связан с инновационными процессами.

Место телеиндустрии в современной экономике

В цифровой экономике информация рассматривается как важнейший экономический ресурс, что ориентирует ее на использование ключевых цифровых технологий и цифровых телекоммуникационных сетей [8, 36] (Vartanova, 2019; Uebster, 2004).

По мнению большинства зарубежных и отечественных ученых, в информационном и цифровом обществе, основанном на потреблении, телеиндустрия является движущей силой экономического роста, она стимулирует потребительский спрос, обеспечивает распространение рекламной информации [4, 11, 38] (Burde, 2002; Demina, 2010; Wessels, Ragnedda, Muschert, 2013).

Анализ развития цифровой экономики свидетельствует, что в ней значительный объем выпускаемой продукции связан с деятельностью медиа и производством контента, что превращает телеиндустрию в важнейший сегмент экономики [8] (Vartanova, 2019). Сегодня можно с уверенностью утверждать, что телеиндустрия – это развивающийся высокотехнологичный сегмент цифровой экономики, объединяющий телекоммуникации и цифровые технологии, значительный рынок рабочих мест, она превратилась в креативную индустрию, которая формирует свою уникальную долю производства в ВВП (табл. 1). В телепроизводстве используются все цифровые инструменты для создания конечного продукта – цифрового контента, который представляет собой «определенную долю национального продукта, измеряемого объемами финансовых затрат и времени» [6] (Vartanova, 2018). По мнению профессора В.П. Коломиец, цифровой контент превратился в актив, который необходимо грамотно и эффективно монетизировать в эфире телеканала и в цифровых сервисах, продавать, а также использовать в качестве залога при получении кредита [18] (Kolomiets, 2021).

Таблица 1

Основные показатели деятельности организаций телерадиовещания (2019, 2020 гг.)


2019
2020
Число организаций, тыс. единиц; на начало года
5,7
5,3
Валовая добавленная стоимость, млрд руб.
187,4
183,5
Численность занятых, тыс. чел
118,1
129,6
Инвестиции в основной капитал, млрд руб
71,5
58,8
Источник: [15] (Abdrakhmanova, Vishnevskiy, Gokhberg, 2021). По мнению медиаисследователей, в постиндустриальном, сетевом обществе важнейшим продуктом, товаром и основным социальным результатом деятельности медиа выступает массовая аудитория [5, 37] (Vartanova, 2011; Picard, 1989). Телевизионная аудитория стала для рыночной экономики важнейшим продуктом, массовым рынком потребителей, который необходим рекламодателям современного постиндустриального общества. В данном контексте необходимо отметить, что в условиях цифровой трансформации телеиндустрии возрастает роль телевизионной рекламы. Анализ рынка телерекламы свидетельствует о том, что отечественное телевидение традиционно ориентируется на рекламную бизнес-модель, опираясь на заложенную в ней тенденцию к увеличению и коммерциализации аудитории [5] (Vartanova, 2011). Важнейшими источниками дохода для российского телевидения является традиционная реклама (доходы от рекламы на эфирном, кабельном и онлайн-телевидении (просмотры на сайтах телеканалов), абонентская плата операторам неэфирного телевидения и государственное финансирование (прямое бюджетное финансирование, гранты, договоры на информационное обслуживание и другие варианты поддержки). Эксперты Ассоциации коммуникационных агентств России отмечают, что телевидение в последние годы занимает прочные позиции на российском рекламном рынке (второй по величине сегмент) – каждый третий рекламный рубль приходится на ТВ: объем телевидения на российском рекламном рынке составляет 35% [2].

Другой тенденцией является положительная динамика рынка телевизионной рекламы. При этом аналитики отмечают, что российский рынок демонстрирует высокий уровень устойчивости к кризисным ситуациям. В 2021 году максимальных объемов рекламных бюджетов за всю свою историю достигли не только тематические телевизионные каналы, но и основные каналы. Вместе с тем региональная телевизионная реклама в 2021 году продемонстрировала отрицательную динамику (-10%) и не смогла подняться до уровня 2019 года [22].

Таблица 2

Объем отечественной телевизионной рекламы в 2021 году

Сегменты
2021 год,
млрд руб.
Динамика
к 2020 году, %
Динамика
к 2019 году, %
Общенациональное эфирное ТВ
- в том числе: основные каналы
- тематические каналы
197,3
188,1
9,2
17%
17%
22%
13%
12%
28%
Региональное телевидение
21,9
0%
-10%
Источник [22].

Положительную динамику демонстрирует и рынок платного телевидения, но в отличие от рекламного рынка, его объемы незначительны.

Таблица 3

Выручка телевизионной индустрии России от основных направлений коммерческой деятельности, млрд руб. (2018–2021 гг.)

Статьи дохода
2018
2019
2020
2021
Реклама, эфирное ТВ:
в том числе региональная/локальная
179,7
175,0
169,0
197,3
26,0
24,5
21,9
21,9
Подписка на платное ТВ
94,3
102,4
104,6
106,2
Источник: составлено автором по [1, 13, 21, 22, 31].

Статистические данные свидетельствуют, что доля федеральной рекламы на телевидении составляет примерно ¾ всех телерекламных бюджетов, на региональную – немногим менее 20%, на тематические каналы – 4,5%. В условиях кризиса лучшие показатели демонстрирует сегмент тематического телевидения, его рекламный бюджет за последние шесть лет увеличился втрое, а его доля в совокупном объеме телерекламных бюджетов выросла в 2,4 раза (табл. 4).

Таблица 4

Объем и доля рекламных бюджетов тематического (платного) телевидения на российском телерекламном рынке


2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
Рекламные бюджеты, млрд руб.
2,6
3,9
5,3
7,3
7,2
7,6
Доля тематических каналов в совокупном объеме телерекламных бюджетов, %
1,9
2,6
3,1
3,9
4,1
4,5
Источник [23] (Vartanova, Kolomiets, 2021).

По мнению экспертного сообщества, главными тенденциями рынка ТВ-рекламы в 2021−2022 гг. стало значительное усиление сплита телевидения с интернетом, значительно углубляется сплит ТВ + Digital, его доля в рекламных затратах в 2020 году достигла 89%.

Объем российского рынка платного ТВ в конце 2021 года составил 106,2 млрд руб., что примерно на 1,5% больше предыдущего года (самый низкий показатель за всю историю развития российского рынка платного ТВ). Для сравнения: по итогам 2019 года объем рынка увеличился на 10,5%. В условиях пандемического кризиса в 2021 году российский рынок платного ТВ практически остановился в своем росте: по оценкам «ТМТ Консалтинг», абонентская база увеличилась всего на 0,6% (против 1,8% в 2020 году) и достигла 46,5 млн, проникновение услуги составило 82,5%. Единственной растущей технологией является IPTV: по итогам 2020 года, согласно данным «ТМТ Консалтинг», доля абонентов IPTV в общей абонентской базе составила 22%, обеспечивая при этом 33% выручки рынка, прирост числа IPTV-пользователей составил свыше 700 тыс. человек [27].

Таблица 5

Рынок платного ТВ в 2020, 2021 гг.


2020 год
2021 год
Динамика
Абоненты, млн
46,2
46,5
+ 0,6
Доходы, млрд руб.
104.6
106,2
+1,5
Источник [27].

По мнению экспертов, прогнозируемый объем российского рынка платного телевидения в 2025 году составит 113 млрд руб. Важно подчеркнуть, что телеиндустрия, занимая важное место в современной экономике, оказывает значительное влияние на рекламный и потребительский рынки. Рекламный рынок ТВ, сливаясь с телевидением, превращается в центр экономики индустрии развлечений, которая призвана обслуживать свободное время современных потребителей. Совершенно очевидно, что рекламодатели стремятся расширить аудиторию в целях максимизации доходов, используя современные цифровые маркетинговые и кросс-медийные рекламные инструменты, дающие возможность выстраивать таргетинг на основе характеристик потребителей определенной товарной категории. Инновационные технологические решения также позволяют создавать интерактивную ТВ-рекламу, которая с помощью искусственного интеллекта анализирует находящиеся на телеэкране объекты и предлагает зрителям релевантные товары, отображая QR-код и промокод на покупку [13].

Однако в условиях цифровой трансформации рекламная бизнес-модель постепенно уступает место другим источникам дохода. Телевидение постепенно начинает ориентироваться на модель, основанную на продаже контента, особенно активно платное телесмотрение начинает реализовываться нишевыми платными телеканалами. Постепенно формируется новая бизнес-модель, которая ориентируется в первую очередь не на рекламодателей, а на аудиторию с очень активным выбором программ и интерактивными правилами поведения, внедряются интерактивные формы оплаты: подписка, пакетные предложения, оплата по минутам и т. д.

В контексте экономического дискурса важно отметить, что под воздействием цифровых технологий коренным образом изменяются взаимоотношения производителей контента и аудитории в сторону взаимодействия, появляются новые практики и привычки потребления контента, которые влияют на традиционные бизнес-модели:

– возрастание роли аудитории как потребителя и как распространителя контента, потребительское поведение характеризуется нелинейностью, самостоятельным выбором программ, сервисов «видео по заказу» (ОТТ, Smart TV и т. д.), использованием разных экранов и разных способов телесмотрения, отличительной чертой видеопотребления становится кросс-платформенность и одновременное использование нескольких экранов; 80% аудитории смотрят ТВ через смартфон, около 70% – через персональный компьютер и ноутбук;

– активная вовлеченность аудитории в процесс потребления и создания контента, потребитель становится основным стейкхолдером телерынка;

– усиливается стирание границ между медиа: растущее взаимодействие ТВ и digital, интенсивный рост и просмотр прямого ТВ-эфира в интернете, рост пользователей пакетных продуктов (интернет + мобильные услуги + ТВ); активное использование мобильной связи с подключением Интернета;

– монетизация ОТТ-сервисов постепенно формирует у пользователей привычку легально потреблять контент и платить за него, что является хорошим индикатором для перспектив развития телерынка, подписчики становятся более требовательными к набору получаемых услуг;

– происходит перераспределение абонентской базы от крупных операторов к небольшим компаниям за счет большей персонализации сервисов и контента.

В контексте экономического дискурса отметим, что возрастающая коммерциализация собственности в телеиндустрии приводит к концентрации собственности, направленной на корпоративный рост и кросс-медийное расширение телекомпаний, федеральные телекомпании стремятся закрепиться на региональных телерынках [5, 9, 19, 26, 31] (Vartanova, 2011; Lukyanova, 2018). По прогнозам экспертов, будет уменьшаться доля крупнейших федеральных телеканалов, которые могут рассчитывать на значительный рост рекламных доходов. Совершенно очевидно, что цифровые технологии усиливают интерес к телепросмотру в различных средах. Сегодня 80% аудитории имеют опыт просмотра ТВ через смартфон, порядка 70% – через персональный компьютер и ноутбук [13].

Основные направления развития телеиндустрии в контексте технолого-экономического дискурса

В процессе исследования нами выявлены основные технолого-экономические направления развития телеиндустрии (табл. 6).

Таблица 6

Основные технолого-экономические направления развития телеиндустрии

Группы основных направлений развития
Содержательные характеристики основных направлений развития телеиндустрии
Технологические направления
-углубление интеграции между телевидением и Интернетом на базе использования различных каналов доставки контента – мобильное телевидение, Smart TV, OTT, IPTV и др.;
-производство различных типов профессионального контента роботизированным образом;
– рост рынка мобильных устройств, мобильных приложений, развитие мобильного телевидения, смартфоны будут опережать широкополосный интернет по объему потребления контента;
- рост числа потребителей, которые взаимодействуют с технологией искусственного интеллекта в формате голосовых ассистентов, встроенных в мобильные устройства;
- развитие «большого телевидение» (Big TV), используемого для просмотра телеконтента независимо от среды/платформы его дистрибуции, способа его потребления и экрана;
- развитие гибридных медиа, создаваемых на базе конвергенции, гибридизация различных видов контента;
- развитие технологических решений, позволяющих формировать персональный профиль потребителя, осуществлять персонализацию подбора и доставки контента в соответствии с интересами пользователя;
- создание и развитие цифровых визуальных решений, обеспечивающих эффект присутствия;
- дальнейшая интеграция в телевизионный эфир технологии виртуальной и дополненной реальности; - развитие метавселенных, посетители которых смогут взаимодействовать между собой в виртуальном пространстве;
- массовое проникновение методик работы с «большими данными» (big data), использующих качественные возможности облачных технологий;
- распространение доступа к 5G-соединению позволит потребителям получать большое количество контента высокого качества, игр и различных сервисов;
- привлечение аудитории к созданию пользовательского контента (UGC-модели), развитие разных форматов для свободного авторства;
Экономические направления
- укрупнение существующих телекомпаний, создание разнообразных холдингов, партнерств и объединений, состоящих из множества локальных, мелких компаний, развитие интеграции со смежными видами бизнеса;
- превращение телекомпаний в крупные фабрики контента, который будет распространяться с помощью различных цифровых каналов доставки, интернет-технологий, Smart TV, социальных сетей, мобильных устройств и др.;
-государственные структуры, телевизионные холдинги будут контролировать основную часть рынков и их сегментов, значительная часть финансовых средств будет аккумулироваться у лидирующих телекомпаний;
- углубление разделения телевизионной системы на два сектора – платный и бесплатный, увеличение потребления высококачественного платного контента, предоставляемого онлайн;
– трансформация рынка контента, его разделение на две части: большую (под контролем телевизионных холдингов) и меньшую (представленную множеством мелких телекомпаний);
- увеличение роли онлайн-агрегаторов контента, создание специализированных площадок, где будут агрегироваться нишевые компании;
- изменения в принципах продаж каналов – от традиционных пакетов к продажам a la carte (предоставлению абонентам возможности выбирать только те каналы, которые им интересны и за которые они готовы платить);
- увеличение продаж цифровых продуктов– онлайн-просмотры, отложенное смотрение, VOD, возможности Smart TV, данные цифровых операторов неэфирного доступа и т.д.;
- переход телекомпаний с долгосрочного планирования на более динамичный краткосрочный формат, чтобы иметь возможность оперативно реагировать на изменения в конъюнктуре экономики;
- максимальная кастомизация медиаконтента и рекламы, развитие нативной рекламы;
- развитие подписной модели с ежемесячными платежами за доступ к полной библиотеке контента вместо разовой оплаты просмотра или прослушивания;
- обострение конкурентной борьбы между традиционными каналами и новыми медиа: платформами, социальными сетями, стриминговыми сервисами и т. п. за внимание и свободное время аудитории и за деньги рекламодателей

Источник: составлено автором по [5, 6–9, 12, 13, 16, 24, 25, 29, 32] (Vartanova, 2011; Vartanova, 2018; Vartanova, Vyrkovskiy, Makeenko, Smirnov, 2017; Vartanova, 2019; Dugin, 2018; Petukhov, 2019; Poluekhtova, 2018; Samartsev, 2017; Urazova, 2019).

Проведенное исследование свидетельствует о том, что влияние технологического прогресса на экономические процессы в телеиндустрии значительно возросло, возникло новое понимание стратегии телекомпаний, организации бизнеса, результатов экономической деятельности, переосмысление роли информации как важнейшего экономического ресурса.

Заключение

Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что в последние годы произошли революционные изменения в структуре и принципах экономической деятельности телеиндустрии, телевизионных практиках, в отношениях между каналами и платформами. Телеиндустрия коренным образом трансформировалась под воздействием глобальных процессов, технологического прогресса и масштабной цифровизации общества. Цифровая трансформация телеиндустрии создала широкий спектр технологических и экономических возможностей для производства, распространения, хранения и потребления телепродуктов, для развития средств коммуникации и снижения их стоимости, для структурных и операционных изменений бизнес-моделей.

Анализ цифровых трансформаций в телеиндустрии позволяет определить ее стратегические ориентиры, выявить перспективные направления и сформулировать задачи развития на ближайшую перспективу:

– адаптироваться к быстро меняющимся внешним и внутренним изменениям, экономическим условиям, диверсифицировать свою деятельность, отказываться от старых неэффективных моделей, смелее внедрять цифровые бизнес-модели, формировать привлекательный образ своего бренда, проявлять гибкость в стратегиях экономического развития и в стратегиях инвестиций, развивать свое присутствие во всех экосистемах, усиливать коллаборацию с онлайн-платформами, развивать цифровые стратегии продвижения и потребления контента, переводить фокус на потребителя и его роль в бизнесе, учиться максимально монетизировать новые возможности цифровой среды;

– интегрировать в телеиндустрию прорывные цифровые технологии: виртуальную и дополненную реальность, облачные технологии, искусственный интеллект, нейронные сети и Big Data для анализа больших массивов данных и алгоритмов, позволяющих изучать аудиторию, ее потребности и желания и на этой основе создавать персонализированный контент, таргетированную рекламу и расширять возможности монетизации телепроизводства и телевещания; – осваивать и расширять новые каналы и форматы коммуникаций с аудиторией, развивать концепцию близости к зрителю, создавать привлекательную и доступную пользовательскую среду, постоянно находиться с аудиторией в диалоге, используя для этого все сетевые инструменты, развивать с потребителями субъектно-субъектные отношения, так как они становятся активными субъектами медиапространства, распространителями информации, ее интерпретаторами и оценщиками;

– развивать портфель мультимедийных продуктов, создавать качественный профессиональный, брендообразующий контент, ориентированный на ценностные ориентации и потребности зрителей, развивать нелинейную (VoD) и платную модели предоставления контента, расширять объемы нишевого тематического контента, активно внедрять короткоформатное видео, поддерживать полиэкранные модели потребления контента;

– развивать трансмедийные проекты: размещение контента не только в прямом эфире, но и на онлайн-платформах, сайтах и аккаунтах телеканалов в социальных сетях, в мобильных приложениях, творчески использовать различные цифровые инструменты, масштабировать успешные проекты;

– повышать эффективность и адресность телевизионной рекламы, развивать перспективные проекты: shoppable TV/content, адресная, релевантная, интерактивная реклама; кроссмедийные измерения, расширять тематическое спонсорство, брендирование контента, различные формы интеграции (ТВ+digital как новый стандарт индустрии и др.);

– развивать сервисы, которые непосредственно направлены на удовлетворение потребностей рекламодателей, развитие «адресного» телевидения под более глубокий рекламный таргетинг на основе характеристик потребителей определенной товарной категории;

– внедрять новые формы взаимодействия с рекламодателями, разрабатывать креативные модели рекламного телевидения, адекватные современной цифровой бизнес-среде и запросам потребителей.


Источники:

1. АКАР: объём рекламного рынка в 2021 году достиг 578 млрд рублей. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sostav.ru/publication/akar-ob-m-reklamnogo-rynka-v-2021-godu-53230.html (дата обращения: 09.09. 2022).
2. Беляев А. В. Состояние и перспективы российского рынка рекламы. [Электронный ресурс]. URL: //www. webexpert.by/wp-content/uploads/ (дата обращения: 09.09.2022).
3. Барсуков Д.П. Медиаэкономика и основные тенденции развития современного телевидения // Петербургский экономический журнал. – 2017. – № 4. – c. 84-93.
4. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. – 2002. – № 5. – c. 60 – 74.
5. Вартанова Е.Л. Цифровое телевидение и трансформация медиасистем. О необходимости междисциплинарных подходов к изучению современного ТВ // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2011. – № 4. – c. 6-26.
6. Вартанова Е. Л. Российская медиасистема: драйверы и барьеры цифровой трансформации // Медиасоставляющая цифровой экономикиМедиасоставляющая цифровой экономики: Тезисы докладов. Москва, 2018. – c. 18-22.
7. Вартанова Е.Л., Вырковский А.В., Макеенко М.И., Смирнов С.С. Индустрия российских медиа: цифровое будущее. - М.: МедиаМир, 2017. – 160 c.
8. Вартанова Е. Л. Теория медиа: отечественный дискурс. - М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во МГУ, 2019. – 224 c.
9. Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2017–2021 годы Ключевые тенденции мирового и российского рынков. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/assets/media-outlook-2017-rus.pdf (дата обращения: 21.09. 2022).
10. Вырковский А.В. Теоретичекие представления о медиаменджменте: основные подходы и проблемные зоны // Вопросы теории и практики журналистики. – 2016. – № 1. – c. 29-44.
11. Демина И. Н. Трансформация медиасистемы: общие подходы и технологический аспект // Известия Байкальского государственного университета. – 2010. – № 2 (70). – c. 159—163.
12. Дугин Е.Я. Медиасоставляющая цифровой экономики // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2018. – № 4. – c. 159-175.
13. Ежегодный обзор мировой и российской индустрии развлечений и медиа. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/publication s/collection/media-outlook-2021-2025.pdf (дата обращения: 29.09. 2022).
14. Иваницкий В.Л. Модернизация журналстики: методологический этюд. - М: Изд-во МГУ, 2010. – 358 c.
15. Абдрахманова Г.И. Вишневский К.О., Гохберг Л.М. Индикаторы цифровой экономики: 2021. / Стат.сб. - М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 380 c.
16. Какие задачи стоят перед рынком ТВ-рекламы на 2021 год? Каких новых инструментов и решений рекламодатели ждут от этого медиа? Итоги 2020. ТВ-рекламы. AdIndex. [Электронный ресурс]. URL: https://adindex.ru/specprojects/talks/tv2020/questions/164805.phtml (дата обращения: 18.10. 2022).
17. Колобова Е..Ю. Особенности функционирования российского медиарынка в условиях глобализации информационного пространства // Петербургский экономический журнал. – 2018. – № 4. – c. 70-82.
18. Коломиец В.П. Индустриальная трансформация телевидения // Социологические исследования. – 2021. – № 6. – c. 92-101.
19. Лукьянова М. Н. Взаимодействие телевидения и Интернета в ракурсе обратной связи с аудиторией // Вестник науки Сибири. – 2018. – № 2. – c. 88-98.
20. Медиаиндустрия в 2020–2024 гг. Ежегодный обзор мировой и российской индустрии развлечений и медиа. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/mediaindustriya-v-2020-2024 (дата обращения: 24.09. 2022).
21. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2019 году. Акар. [Электронный ресурс]. URL: https://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id9112 (дата обращения: 13.10. 2022).
22. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2021 году. Акар. [Электронный ресурс]. URL: https://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id10015 (дата обращения: 18.10. 2022).
23. Вартанова Е. Л., Коломиец В.П. Отраслевой доклад. Телевидение в России в 2020 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. - М.: ФАПМК, 2021. – 107 c.
24. Петухов А. Как меняется телевидение благодаря интернет-среде: взгляд со стороны технологий. [Электронный ресурс]. URL: https://adindex.ru/publication/opinion/media/2019/07/25/274094.phtml (дата обращения: 16.10. 2022).
25. Полуэхтова И. А. Телевидение и его аудитория в эпоху Интернета. - М.: Изд-во Моск. гуманит. Ун-та, 2018. – 184 c.
26. Прогноз рынка телевидения в России —перспективы развития от ГидМаркет. [Электронный ресурс]. URL: https://gidmark.ru/cat1/prognoz-rynka-televideniya-v-rossii (дата обращения: 18.10. 2022).
27. Российский рынок платного ТВ остановился. Кабельщик. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cableman.ru/content/rossiiskii-rynok-platnogo-tv-ostanovilsya (дата обращения: 09.09. 2022).
28. Рынок платного ТВ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/mediaindustriya-v-2020-2024/rynok-platnogo-tv.html (дата обращения: 03.09. 2022).
29. Самарцев О.Р. Цифровая реальность: журналистика информационной эпохи: факторы трансформации, проблемы и перспективы. - М.: Издательские решения, 2017. – 120 c.
30. Смирнов С. С. Медиахолдинги России: национальный опыт концентрации СМИ. - М.: МедиаМир, 2014. – 160 c.
31. Телекоммуникационный рынок России: влияние пандемии и перспективы развития. [Электронный ресурс]. URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/ (дата обращения: 22.10. 2022).
32. Уразова С.Л. Медиаконтент в цифровой проекции: метаморфозы реальности // Медиасоставляющая цифровой экономики: Тезисы докладов. Москва. Академия медиаиндустрии. Москва, 2019. – c. 41-48.
33. Фомина А.Н. Управление инновациями в телеиндустрии в условиях цифровизации экономики. / дис.,.. канд. экон. наук: 08.00.05. - Н.-Новгород, 2021. – 243 c.
34. Фомина А.Н. Перспективные направления развития технологий искусственного интеллекта в телеиндустрии // Креативная экономика. – 2022. – № 3. – c. 1081-1100.
35. Фомина А.Н. Развитие инновационных технологий 5G в телеиндустрии: проблемы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – c. 449-462.
36. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект Пресс, 2004. – 400 c.
37. Picard R. G. Media Economics: Concepts and Issues. Newbury Park; London; New Delhi // Sage Publications & Mass Communication Quarterly. – 1989. – № 37 (4). – p. 563-572.
38. Wessels B., Ragnedda M., Muschert G. W. The Reproduction and Reconfiguration of Inequality: Differentiation and Class, Status, and Power in the Dynamics of Digital Divides. / The Digital Divide: The Internet and Social Inequality in International Perspective. - New York, NY: Routledge, 2013. – 17—28 p.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:09:49