Цифровые технологии в глобальных цепочках создания стоимости
Костин К.Б.1, Субоч А.Н.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)
Цитировать:
Костин К.Б., Субоч А.Н. Цифровые технологии в глобальных цепочках создания стоимости // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – Том 14. – № 2. – С. 361-374. – doi: 10.18334/vinec.14.2.120813.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67903421
Аннотация:
В статье рассмотрено место и роль интернет-бизнеса в традиционных бизнес-моделях, изучено его влияние на глобальные цепочки создания стоимости. Проанализированы технологии Индустрии 4.0: интернет вещей, большие данные и аналитика; определены их ключевые особенности, а также разработана схема управления большими данными при помощи интернета вещей. В структуре бизнес-модели схематично представлен блок финансовых технологий в общей цепочке создания стоимости, исследованы бизнес-модели финансовых технологий и определены оптимальные. Определены и изучены проблемы обмена данных, вследствие которых наблюдается значимая угроза для безопасности и утечки данных, связанная с логистикой. Для нивелирования данной угрозы рассмотрена роль кибербезопасности в глобальных цепочках создания стоимости
Ключевые слова: компании интернет-бизнеса, бизнес-модель, интернет вещей, глобальные цепочки создания стоимости, Индустрия 4.0, большие данные и аналитика
JEL-классификация: L26, M11, M21
Введение
Электронная коммерция становится драйвером роста современной глобальной экономики благодаря возможностям моментальной генерации денежных средств. Кроме того, важной особенностью глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС) в Индустрии 4.0 является возможность оперативного реагирования на спрос и предложение, т.е. в режиме реального времени. Ряд исследований отечественных ученых посвящены воздействию цифровизации на глобальные цепочки создания стоимости. В частности, в работе Миллер Я.В. представлены основные результаты анализа взаимосвязей между цифровизацией и построением новой архитектуры ГЦСС, учитывающие как изменение ее субъектной структуры, так и новые направления интернационализации и интеграции в ГЦСС для компаний разных типов [4]. По мнению ученого Е.В. Дробот, в современных условиях можно говорить о появлении новых вариантов и векторов развития цепочек создания стоимости [1]. Платформенные бизнес-модели, ориентированные на данные, активно внедряются в традиционные бизнес-модели, которые стали предметом исследования многих ученых, например, М. Якобидеса [10,11], М. Ван Олстайна, Г. Паркера и С. Чоудари [17], Ж.-К. Роше и Ж. Тироль [15,16], Дж. Кима [13]. Ввиду того, что соответствующие интернет-платформы, взаимодействуя между собой, совместно создают стоимость, тем самым образуя экосистему, были изучены работы следующих ученых, являющихся пионерами в этой области: Р. Аднера [8], и Р. Капура [12]. В большинстве работ рассмотрены составляющие и ключевые особенности цифровых бизнес-моделей. В исследовании Т. Купревич из Белорусского государственного экономического университета проанализированы основные возможности и риски цифровизации глобальных цепочек добавленной стоимости [3].
В данной работе авторами предпринята попытка изучения различных способов создания стоимости в бизнес-моделях электронной коммерции, таких, как цифровая платформа в частности, для вертикально-интегрированных компаний, принявших методологию создания цифровых платформ с целью получения конкурентных преимуществ на мировом рынке. В процессе интеграции с цифровыми платформами, глобальные цепочки создания стоимости фактически не имеют границ, так как цифровые технологии развиваются с большой скоростью под влиянием творческих идей, а основная цель заключается в оптимизации производственных процессов, сервисного обслуживания и получения прибыли для компаний. В основе цифровых платформ лежат механизмы технологий Индустрии 4.0, ориентированные на анализ больших данных, основная задача которых заключается в оптимизации реагирования на потребительский спрос путем установления взаимовыгодных отношений между участниками международной торговли. Технологии Индустрии 4.0 в глобальных цепочках создания стоимости формируют основу для всевозрастающего применения нематериальных активов, что ведет к повышению эффективности соответствующих производственных процессов за счет роста их технологичности и универсальности.
Некоторые бизнес-модели цифровых платформ, являются, по сути, продолжением глобальной цепочки создания стоимости, поскольку ориентированы на получение рентоориентированного дохода путем защиты прав интеллектуальной собственности на собственные сервисные разработки и интеллектуальные активы [9].
Целью данной работы является анализ цифровых цепочек создания стоимости субъектов интернет-бизнеса для их технологической интеграции с традиционными цепочками создания стоимости.
Научная новизна исследования заключается в определении механизмов, лежащих в платформенных бизнес-моделях, и определении роли (автономный бизнес-субъект или часть ТНК) платформ в глобальных цепочках создания стоимости Индустрии 4.0.
Гипотеза исследования основана на включении информационных технологий и компаний интернет-бизнеса в ГЦСС транснациональных компаний с целью повышения эффективности их работы и акционерной стоимости.
В работе использованы такие методы научного познания как наблюдение, сравнение, измерение, анализ и синтез, индукция и дедукция.
ОЦЕНКА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕСА В ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕПОЧКАХ СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ
Основой практически любой бизнес-модели цифровой платформы выступают нематериальные активы, позволяющие, например, предлагать услуги в области облачных вычислений и др.; на основе платформы создаются сетевые эффекты. Основные возможности платформы – анализ цифровых данных транзакций, полученных посредством обратной связи в циклическом порядке.
Транснациональные корпорации участвующие в глобальных цепочках создания стоимости Индустрии 4.0, которые применяют или автономно работают по платформенным бизнес-моделям, можно рассматривать как:
- Отдельные транснациональные компании, предоставляющие услуги продвижения и продаж, которые, используя свои уникальные предложения, создают новые рынки сбыта.
- Подразделения вертикально интегрированной компании, увеличивающие свою стоимость и конкурентоспособность на мировом рынке.
В первом случае ТНК, использующие экосистемные бизнес-модели в виде онлайн-платформ являются автономными предприятиями. Например, Alibaba Group, это торговая платформа, которая завоевывает новые международные рынки, увеличивая при этом импорт и экспорт. Наличие маркетингового инструментария в целях стимулирования продаж на платформе формирует спрос и предложение для продавцов и покупателей, а также создает новые возможности роста малого и среднего предпринимательства. Платформа формирует здоровую конкуренцию и предоставляет возможность покупателям получать выгоду за счет минимизации транзакционных издержек, а продавцы имеют возможность пользоваться маркетинговыми услугами в целях освоения новых рынков и повышения эффективности продаж. Для безопасного обеспечения транзакций ТНК используют новые финансовые технологии, что повышает уровень лояльности и доверия со стороны пользователей платформы.
Во втором случае транснациональные компании формируют стоимость за счет внедрения платформенной бизнес-модели дополнительно к своим существующим традиционным бизнес-моделям с целью продвижения и продаж товаров и услуг, и данное направление становится полноценным подразделением бизнеса.
Глобальная цепочка создания стоимости продолжается до непосредственно момента оказания услуг в мобильном приложении, при этом на пути ее реализации формируются дополнительные услуги и тем самым увеличивается стоимость компании [9].
Основой для реализации платформенных моделей ТНК как по первому, так и по второму сценариям, описанным выше, является инновационная деятельность, и именно объем финансирования, выделяемый на соответствующие инновации. На рис. 1 представлены данные по затратам отечественных предприятий с 2018 по 2022 г. на инновационную деятельность.
Рисунок 1 – Динамика показателя затрат на инновационную деятельность отечественных предприятий с 2018 по 2022 гг., млрд. рублей. Составлено авторами по [6,7].
На основе анализа данных, представленных на рис. 1 можно заключить, что рост затрат на инновационную деятельность отечественных предприятий за последние пять лет составил почти 50%, что, с одной стороны, говорит об увеличении доли использования нематериальных активов в бизнесе, а с другой создает еще больше предпосылок для продолжения процессов повсеместной цифровизации бизнес процессов и успешной практической реализации отечественных платформенных бизнес-моделей.
РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНДУСТРИИ 4.0 В ГЦСС.
В данном разделе кратко рассмотрены основные особенности Интернета вещей, больших данных и аналитики, а также результаты внедрения вышеуказанных технологий в глобальные цепочки создания стоимости.
Индустрия 4.0 это термин, который широко используется в разработках и развитии ряда новых цифровых промышленных технологий, таких как [2,5]:
- Интернет вещей, представляющий собой встроенные датчики, благодаря которым соответствующие умные устройства взаимодействуют между собой;
- Большие данные и аналитика, которые подразумевает сбор и оценку данных в режиме реального времени, и позволяют оптимизировать затраты и повысить качество производства и сервисных услуг;
- Робототехника и автоматизация;
- Возможности 3Д печати и обработки и др. [14].
Интернет вещей. Как уже было отмечено, роль интернета вещей в современной бизнес-среде трудно преувеличить. Его основой выступают данные: ключевую роль играет скорость получения информации, способ получения и анализа данных, отладка механизмов эффективной обратной связи для повторного использования данных в дальнейшем. В частности, на основе технологии интернета вещей информация от умных устройств поступает в виде, удовлетворяющем условиям их хранения и дальнейшей обработки. Выверка, фильтрация и все требуемые преобразования совершаются на этапе их поступления с целью унификации. Таким образом данные, представленные в унифицированной форме легко доступны и читаемы всеми информационными системами производственной сети. Данный процесс схематично представлен на рис. 2.
Рисунок – 2. Управление соответствующими данными интернета вещей. Составлено авторами.
По сути, технологии Индустрии 4.0 уже привели к переходу от изолированной производственной деятельности к открытому автоматизированному производству, и интегрированным потокам информации в глобальных цепочках создания стоимости [2].
Развитие цифровых технологий Интернета вещей постоянно увеличивает функциональность цифровых платформ электронной коммерции, что снижает количество посредников между поставщиками и клиентами, оптимизируя при этом цепочку создания стоимости. В бизнес-моделях цифровых платформ Интернет вещей позволяет более точно управлять глобальными цепочками создания стоимости, оптимизируя логистику и потоки общей информации. Интернет вещей также снижает транзакционные издержки и способствует более глубокому разделению труда в глобальном производстве.
Однако, следует обратить и на недостатки данной технологии. С перспективой внедрения Интернета вещей расширяется и уровень совместимости встроенных датчиков, обеспечивающих операционную эффективность и результативность финансовой хозяйственной и другой деятельности организаций. В данном случае, возрастают возможности несанкционированному подключению к большему количеству датчиков и коммуникационных устройств, и, таким образом, повышаются не только риски системных нарушений, но и риски кибербезопасности.
Большие данные и аналитика. В результате развития информационных технологий и внедрения интеллектуальных датчиков Интернета вещей, с целью повышения производительности и оптимизации затрат была разработана система Больших данных и аналитики, что привело к улучшению финансовых показателей ТНК [2].
Следует выделить следующие причины, по которым растет спрос на системы Больших данных и аналитики:
- Постоянно увеличивается количество информационных источников ценной информации.
- Низкая стоимость хранения большого количества архивных данных.
- Возрастают возможности аналитических систем, способных анализировать данные для выявления закономерностей, событий и потенциальных возможностей.
- Созданы системы мониторинга состояния объектов и процессов с уведомлением о текущем состоянии и о необходимости принятия соответствующих мер.
- Растет скорость передачи данных [22].
Система больших данных и аналитики позволит компаниям отслеживать соответствующие тренды на международных рынках, без необходимости дополнительных затрат на маркетинговые исследования местных маркетинговых агентств. Так как системы больших данных и аналитики предоставляют более точную информацию, компании смогут более эффективно разработать стратегию по цепочкам поставок и создания стоимости, - см. схему, представленную на рис 3.
Рисунок - 3 Схема ГЦСС с применением облачных вычислений. Составлено авторами.
Широкое внедрение роботизированных технологий в производственном цикле, их доступность и сравнительно невысокая стоимость окажет влияние на географию (размещение) промышленных производств, опираясь не на производственные затраты, а на отдаленность рынка сбыта. На фоне всестороннего развития цифровых технологий, влияющих на глобальные цепочки создания стоимости, необходимо также дальнейшее развитие и совершенствование механизмов регулирования международной торговли и инвестиций [23].
Финансовые технологии в цифровых бизнес-моделях
Оптимальная бизнес-модель для финансово-технологического бизнеса является основой структурного роста и капитализации любой ТНК. На рисунке 4 схематично представлен блок финансовых технологий в общей цепочке создания стоимости.
Рисунок - 4 Схема ГЦСС с применением финансовых технологий. Составлено авторами.
Финтех-компании совершают революцию в индустрии финансовых услуг, предоставляя возможности бесшовного осуществления регулярных платежей, обмена валюты и реализации услуг по управлению активами в цифровом виде — без затрат на физическую инфраструктуру или человеческие ресурсы, в отличии от их традиционных аналогов. В результате фитнех-компании могут обслуживать более широкий круг пользователей при значительно меньших затратах.
К возможностям финтех-компаний следует отнести:
1) Регулярные платные финансовые услуги
- Цифровые кошельки
- Услуги по обработке платежей
- Необанки и цифровые банковские услуги
- Услуги по управлению активами и данными
- Альтернативные услуги кредитного скоринга
- Услуги «Купи сейчас, заплати потом»
- Бизнес-услуги на основе блокчейна
Следует особо отметить масштабируемые финтех-продукты, которые позволяют пользователям платить, инвестировать и управлять финансами самостоятельно с наименьшим вмешательством человека. База пользователей, которые выбирают эти финансовые продукты «сделай сам», чтобы получить больше контроля над своими финансовыми решениями, быстро растет с каждым годом.
2) Финансовые продукты «сделай сам»
- Робо-советники
- Индивидуальные пенсионные счета
- Приложения для управления деньгами
Двусторонние торговые площадки — это разновидность финтех-модели, которая связывает кредиторов и заемщиков. Они облегчают транзакции традиционных финансовых учреждений. В обмен на содействие они получают комиссию за транзакции, совершаемые на их платформе.
3) Транзакционные рынки с большим потенциалом комиссионного вознаграждения
- Платформы однорангового (P2P) кредитования
- Криптобиржи и рынки
4) Инновационные модели страхования
Инновационные страховые предложения, использующие страховые технологии (InsurTech) и потребительские данные, способны привлечь клиентов, вне рамок традиционных моделей страхового андеррайтинга. В результате они могут взимать более высокие комиссии за счет более широкого круга клиентов
5) Агрегаторы данных, взимающие с пользователей плату за доступ
Некоторые компании собирают важные финансовые данные от нескольких пользователей и источников и агрегируют их. Затем они взимают с других финтех-стартапов и финансовых учреждений плату за доступ к сформированному общему ресурсу [19,20].
Роль кибербезопасности в ГЦСС
В связи с развитием цифровых технологий глобальные цепочки создания стоимости становятся всё более зависимы от поставщиков цифровых услуг, партнеров и сотрудников. Ввиду большого охвата стран и соответствующего контингента в своей цепочке новая система требует конфиденциальности обмена данными. Использование цифровых инструментов и методов для обмена данными влечет за собой глобальное расширение цифровой цепочки поставок, бросая при этом серьезный вызов системам безопасности в связи с потенциальной утечкой данных.
Чтобы выявить соответствующие проблемы в сфере безопасности с учетом быстроменяющегося технологического ландшафта, необходимы гибкие стратегии кибербезопасности. К основным, по мнению авторов, следует отнести создание комплексов надежных методов шифрования данных, а также усиленного контроля цифровых цепочек поставок.
Комплексные методы шифрования данных ужесточают контроль и управление привилегированным доступом по всей цифровой цепочке создания стоимости, обеспечивая при этом кибербезопасность. В постоянно меняющемся мире цифровых технологий необходимы более эффективные средства контроля в многоуровневых моделях кибербезопасности с микросегментацией, которые жестко контролируют доступ и бизнес-процессы.
К важнейшим инструментам для обеспечения конфиденциальности данных в цифровых цепочках создания стоимости, лежащих в основе бизнес-моделей ТНК, следует отнести: конвергенцию практик киберустойчивости; программы управления рисками; эффективность процессов соблюдения соответствующих требований по обеспечению кибербезопасности [21]. Кроме того, необходимо учитывать разрыв между возможностями ИТ специалистов и уровнем операционных технологий. Это достаточно актуальная проблема, в частности, для производственного сектора, несущая в себе как внутренние, так и внешние риски. В целях мониторинга и нивелирования угроз в реальном времени, компаниям необходимо: внедрять общепринятые стандарты кибербезопасности, а также использовать автономную систему обнаружения киберугроз, а также когнитивную безопасность [18].
Заключение
На основе проведенных исследований можно заключить, что благодаря использованию цифровых технологий Индустрии 4.0, роль нематериальных активов (например, НИОКР, дизайна, маркетинговых исследований и брендинга) в формировании дохода и акционерной стоимости ТНК повышается. По результатам исследований на рисунке 5, схематично представлена цепочка создания стоимости и обозначена соответствующая роль цифровых технологий.
Рисунок 5 - Схема ГЦСС с применением цифровых технологий. Составлено авторами.
На основе анализа данных, представленных на рис. 5 можно заключить:
1) Облачные вычисления и финансовые технологии играют сервисную роль как в традиционной бизнес-модели, так и в любом производственном цикле.
2) Бизнес-модели облачных вычислений и финансовых технологий в свою очередь являются продолжением традиционной бизнес-модели или любого производственного цикла.
Ключевой особенностью в разрезе всех технологий является высокая скорость и качество передачи данных, в том числе полученных при помощи обратной связи в циклическом порядке, а также необходимость проведения омниканального маркетингового анализа для принятия оптимальных управленческих решений, а также решений, направленных на выявление соответствующих проблем и угроз. Для этого очень важно выделить три составляющие:
- Датчики и устройства.
- Интернет-вещей.
- Большие данные и аналитика.
Для избежания проблем утечки данных, необходимо концентрировать основное внимание на кибербезопасности данных, а именно на поиске уязвимостей в быстроменяющимся мире технологий. Необходимы гибкие стратегии кибербезопасности, к приоритетам следует отнести: создание комплексов надежных методов шифрования данных, а также усиление контроля за всеми этапами цифровых цепочек поставок.
Таким образом, гипотеза исследования, основанная на включении информационных технологий и компаний интернет-бизнеса в ГЦСС транснациональных компаний с целью повышения эффективности их работы и акционерной стоимости, получила свое подтверждение.
Источники:
2. Костин К.Б., Субоч А.Н. Современные бизнес-модели электронной коммерции // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1623-1642. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110593.
3. Купревич Т. Возможности и риски цифровизации глобальных цепочек добавленной стоимости // Наука и инновации. – 2023. – № 6 (244). – c. 31-45.
4. Миллер Я.В. Воздействие цифровизации на глобальные цепочки создания стоимости // Российский внешнеэкономический вестник. – 2021. – № 12. – c. 50-59.
5. Доклад о торговле и развитии, 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/tdr2016_ru.pdf (дата обращения: 16.03.2024).
6. Российский статистический ежегодник. / Стат.сб./Росстат. – Р76. - М., 2020. – 700 c.
7. Российский статистический ежегодник. 2023. / Стат.сб./Росстат. – Р76. - М., 2023. – 515 c.
8. Adner R. Ecosystem as Structure: An Actionable Construct for Strategy // Journal of Management. – 2017. – № 43(1). – p. 39-58.
9. Balanova М., Bodiagin О., Mezinova I., Zhelev P. I-Business Firms in the Industry 4.0 Global Value Chains. International Conference on Economics, Management and Technologies 2020 (ICEMT 2020). [Электронный ресурс]. URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/icemt-20/125940104 (дата обращения: 21.03.2024).
10. Jacobides M.G. Internet of Things 2019. IoT Lab, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/AmjOlblbjwE (дата обращения: 16.03.2024).
11. Jacobides M., Cennamo C., Gawer A. Towards a Theory of Ecosystems // Strategic Management Journal. – 2018. – № 39 (8). – p. 2255-2276.
12. Kapoor R. Ecosystems: broadening the locus of value creation // Journal of Organization Design. – 2018. – № 7 (12).
13. Kim J. The Platform Business Model and Strategy: A Dynamic Analysis of the Value Chain and Platform Business, Doctor of Science Thesis, Manchester Business School, 2015. [Электронный ресурс]. URL: https:// pure.manchester.ac.uk/ws/portalfiles/portal/54581969/FULL_TEXT.PDF (дата обращения: 21.03.2024).
14. Lema R., Rabellotti R. The Green and Digital Transition in Manufacturing Global Value Chains in Latecomer Countries, UNCTAD Background Paper, United Nations Conference on Trade and Development, Geneva, 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/non-official-document/tir2023_background1_en.pdf (дата обращения: 21.03.2024).
15. Rochet J.-C., Tirole J. Platform Competition in Two-Sided Markets // Journal of the European Economic Association. – 2003. – № 1. – p. 990–1029.
16. Rochet J.-C., Tirole J. Two-Sided Markets: Where We Stand, The Rand // Journal of Economics. – 2006. – № 37 (3). – p. 645–667.
17. Van Alstyne M.W., Parker G.G., Choudary S.P., Pipelines, platforms, and the new rules of strategy, Harvard Business Review. 62. 2016. 54-60
18. Cybersecurity in Supply Chains: Securing the Business ecosystem. [Электронный ресурс]. URL: https://www.neumetric.com/cyber-security-in-supply-chains/ (дата обращения: 18.03.2024).
19. Fintech business models. [Электронный ресурс]. URL: https://upplabs.com/blog/fintech-business-models/ (дата обращения: 17.03.2024).
20. Maintaining Cybersecurity in a Growing Digital Supply Chain. [Электронный ресурс]. URL: https://www.scmr.com/article/maintaining-cybersecurity-in-a-growing-digital-supply-chain (дата обращения: 18.03.2024).
21. Manufacturers ramp up cyber defenses as supply-chain bottlenecks—and vulnerabilities—deepen. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.com/us/en/industries/industrial-products/library/cyber-supply-chain.html (дата обращения: 18.03.2024).
22. Opening green windows. Technological opportunities for a low-carbon world // Twin transitions for global value chains – Green and Digital. Technology and innovation report 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/tir2023 (дата обращения: 21.03.2024).
23. Top 5 Fintech Business Models: Why They Work and Successful Examples. [Электронный ресурс]. URL: https://getstream.io/blog/fintech-business-models/ (дата обращения: 17.03.2024).
Страница обновлена: 15.08.2024 в 16:18:40