Нетократия как тенденция развития интернет-бизнеса

Амелин М.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (92), Август 2014

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=30103965
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Большинство носителей воззрений на тенденции развития информационной экономики делятся на две основные группы: сторонники традиционного бизнеса и апологеты интернет-бизнеса. Также существует третья сила – нетократы (сетевые магнаты), которые обладают на данный момент самой большой властью в IT-бизнесе. При этом учет только вышеупомянутых двух точек зрения не позволяет проследить объективные закономерности развития современной интернет-экономики. Таким образом, представляется необходимым подойти к данной тематике с критической позиции и выяснить, каким образом современные IT-технологии влияют на интернет-предпринимательство и роль в нем нетократов.

Ключевые слова: информационные технологии, информационная экономика, новая экономика, постиндустриальное общество, общество, креативный класс, интернет-предпринимательство, Большие Данные, консумтариат, нетократия



Сегодня явно не хватает критического подхода к осмыслению темы развития информационной экономики. С одной стороны, мы наблюдаем группу сторонников традиционного подхода к информационным технологиям. Данная точка зрения рассматривает современные интернет-технологии как «еще один» дополнительный инструмент в арсенале предпринимателя-капиталиста. С другой стороны, мы видим противоположный подход к этому вопросу. Ярые сторонники IT-технологий, в свою очередь, считают их своеобразной «бизнес-панацеей». Однако эти два подхода при всей привлекательности не учитывают тех глубинных изменений, которые несут с собой современные информационные технологии.

Постараемся подойти к вопросу влияния интернет-технологий на бизнес-среду с нейтральной точки зрения и предпримем попытку уловить соответствующие закономерности. Рассмотрим подробно два подхода к интернет-предпринимательству.

С какой стороны подступиться?

Традиционный подход к интернет-технологиям подразумевает отношение к ним как к незначительной смене «бизнес-декораций». Вместо традиционных бизнес-писем – электронные, вместо звонка по обычному телефону – звонок по интернет-телефонии. С точки зрения маркетинга, канал интернет-распространения будет рассматриваться как «еще один канал распространения».

Говоря о традиционном подходе к ведению бизнеса, важно заметить, что он не выработал четкого отношения к современным молодым нетократам (интернет-аристократам). Для бизнесменов старой школы не совсем понятны бизнес-модели современных сетевых олигархов, таких как Марк Цукерберг (Facebook), Павел Дуров (Vkontakte), Ларри Пейдж и Сергей Брин (Google). Для них остается загадкой, каким образом вчерашние «любители» получили и поддерживают колоссальную рыночную власть. При этом, говоря о нетократии, мы не имеем в виду «акселерацию» разработок новых видов техники и ускоренное увеличение количества информации, а скорее их комбинацию и то влияние, которое они оказывают на расстановку сил в современном интернет-бизнесе.

Подход интернет-апологетов, в свою очередь, заключается в своеобразной сверхоптимистичной оценке влияния интернет-технологий на бизнес-модели. В этом случае мы слышим такие высказывания, как «за интернетом будущее», «интернет-технологии – основной двигатель прибыли», «интернет-бизнес может заменить собой традиционный» и «интернет-технологии решат все наши проблемы» [4]. По сути, этот подход сводится к тому, чтобы перевести максимум физических элементов бизнеса в виртуальную среду. Подразумевается переход от обычных магазинов к виртуальным, от взаимодействия в реальной среде к виртуальной интерактивности. В данном случае идеалом будет удачно разработанный интерфейс, благодаря которому будет осуществлен весь маркетинговый процесс.

Хотя с широким распространением интернет-технологий многие проблемы и были решены, однако далеко не все. Во многих случаях такими технологиями стали пользоваться радикальные группировки. Мы говорим о таких людях, чье мировоззрение представляет собой сплав феодально-теологических воззрений с достижениями НТП. В качестве примера можно привести теракт во Всемирном торговом центре 11 сентября 2001 г. [5].

Однако двум описанным выше подходам все же не хватает критической оценки исследований влияния информационных технологий на бизнес-среду. Таким образом, в них мы не видим объективного прогноза влияния IT-технологий на бизнес. Попытаемся выяснить, каким же образом оказывается данное влияние, сделав небольшой экскурс в историю.

Информация – это сила!

Исторически эволюция человека сложилась таким образом, что одним из главных его отличий в животном мире является развитая способность к коммуникации. Ближайшие «родственники» людей шимпанзе хотя и отличаются развитыми познавательными способностями и могут выражать свои желания, но при всех усилиях мы не можем научить шимпанзе обобщать информацию или высказывать прогнозы развития будущего. Ни один из видов приматов так сильно не зависит от количества, качества и доступа к информации, как люди.

Далее следует проследить роль информации в обществе и ее влияние на расстановку сил в нем. С древних времен информация начинает играть роль атрибута власти, т.е. она недоступна для обычных людей. У шумеров законы были воплощены в виде клинописи, у первых христиан источником сведений выступало Священное Писание, Римская империя управлялась посредством указов.

Если посмотреть на количество информации в социуме, то мы увидим, что информация варьируется в диапазоне от небольшой величины устных знаний доисторических народов и народностей (не более одной–двух сотен стихотворений «Илиады» Гомера) до огромного разрастания информации в настоящий момент (Big Data). Поразительно, что Большие Данные обычно включают в себя объемы информации, размеры которых превышают возможности их обработки программным обеспечением даже за разумное время. Но при этом технологии Больших Данных ставят перед собой плавающую цель по увеличению количества обрабатываемой информации (от нескольких десятков терабайт в 2013 г. до петабайт за один цикл в будущем).

Нужно отметить, что информационные технологии рассматриваются как ожидаемое слияние компьютерных технологий, масс-медиа и телекоммуникационных индустрий. В связи с волной интернет-революций, господством постиндустриального общества и «информационным взрывом» возникают новые вызовы времени, связанные с закатом капиталистической эпохи и переломом в индустриальной парадигме.

Возвращаясь к роли креативного класса и учитывая то, что информационные технологии дали возможности любому человеку легко стать публичной персоной, апологеты нетократии могут оказаться в более выигрышном положении, по сравнению со сторонниками традиционного капиталистического уклада. Это подтверждает тот факт, что веб-страница самого популярного в мире интернет-ресурса (Google) представляет собой документ, разбитый на две части: в пропорциях 80% к 20%. При этом 80% страницы занимают ресурсы, популярные за счет своей креативности и достоверности, а 20% – платные, «назойливые» объявления Google от предпринимателей-капиталистов. Пока традиционные капиталисты постиндустриального общества рассуждают «своими методами» о покупке места в сети, нетократы более мобильны в создании своего контента, который является своеобразным «сетикетом».

«Креативный класс» и его истоки

Важно пояснить, что нетократия – это понятие, изобретенное редакторским составом американского журнала о технологиях «Wired» в начале 90-х. Этот термин представляет собой объединение слов «интернет» и «аристократия» (от греч. kratos – власть). Нетократия является новым глобальным правящим классом, власть которого базируется на технологических преимуществах и сетевых умениях. При этом буржуазия теряет свои позиции в постиндустриальном обществе. Эта концепция была развита шведскими философами-экономистами Александром Бардом и Яном Зодерквистом в их книге «Нетократия – новая правящая элита и Жизнь после капитализма». В более упрощенном понимании это явление описывается Ричардом Флоридой как концепция креативного класса. При этом «низший класс» в оппозиции к нетократам определяется как консумтариат – простые обыватели, люди, не присутствующие в «сети».

Говоря о поведении нетократов, нужно сказать, что их основной задачей является привлечение как можно большего количества внимания к своему ресурсу. При этом основным проявлением их власти будет указание на то, что и как нужно делать, что потреблять, какой образ жизни вести и что сейчас модно. Нетократы становятся теневыми «законодателями стиля» и «кураторами» для политиков, бизнесменов и артистов, предоставляя им свои медиа и интерактивные возможности.

Основной задачей нетократов становится создание собственного интернет-ресурса, набора своих подписчиков (последователей) и дальнейшее руководство ими. Главным алгоритмом для руководства к действию у нетократов является «внимание = осведомленность x достоверность». Переменная «осведомленность» подразумевает количество друзей, последователей и подписчиков нетократа, а переменная «достоверность» обозначает то, насколько информация, на которую подписаны люди, верна и точна.

Как таковой начинающий предприниматель-капиталист попадает в океан интернет-информации, в котором он может утонуть, так и не поняв его скрытых течений. Нетократы же умеют быстро менять свои подходы и предлагать новые модели по ведению бизнеса и стиля жизни.

Итак, мы видим, что постиндустриальное общество становится менее зависимым от производства материальных ресурсов, но все более значимым становится то, в чьи руки попадут информационные ресурсы и как ими распорядятся. Тенденции технократии и инфократии быстро эволюционировали в нетократию, которая диктует «стиль» как сторонникам традиционного предпринимательства, так и апологетам интернет-бизнеса.

Нетократия является одной из возможных форм распределения власти в социуме, атрибутом могущества которой являются не деньги и недвижимость, а сетевая информация. При этом полноценный доступ к достоверной информации помогает ей поддерживать своеобразную власть над обществом и государством [1].

Нужно сказать, что в разных странах процесс нетократизации находится на различных этапах развития. В таких постиндустриальных государствах, как США, Швеция, Израиль, и некоторых странах Азии уже достигнута точка перелома в распределении сетевых ресурсов власти. Там нетократы оказались, в какой-то мере, наследниками буржуазной парадигмы [3].

Необходимо отметить, что нетократы еще не вполне осознают свою роль в обществе. Они не пытаются захватить власть в государственных структурах, хотя и оказывают переломное воздействие на них. Во многом политики становятся «пешками в теневой игре» нетократов-кураторов [2].

Далее, подводя итоги, будет уместным напомнить, что вначале была лишь устная речь, затем письменность, изобретение книгопечатания, позже появились масс-медиа. В начале ХХI в. появляется новый интерактивный способ общения – «сетевой». Письменность была основой власти феодалов. Книгу ценят капиталисты, а интернет захватывают нетократы.

Настоящий нетократ, в отличие от капиталиста, не собирается продавать открытый доступ к своему ресурсу. Он скорее будет распределять его лишь в рамках своей сети. Деньги как таковые нетократам не нужны. Им нужна власть над «низшим классом» потребителей (консумтариатом). Нетократы считают, что интерактивность – это ведение блога, собственного форума и социальной сети [6].

Это отличает их от консумтариата, для которого верхом собственного самовыражения является просмотр кабельного телевидения и общение по мобильному телефону без доступа в интернет. Консумтариат, находящийся в «тумане» огромного количества информации, остается в растерянном состоянии, становясь легко управляемым нетократами, обладающими сетевыми знаниями. Настоящий нетократ контролирует поступление людей в сеть и дает доступ к эксклюзивной информации лишь кругу избранных.

В современном обществе существует разделение людей на апологетов «капиталократии» и сторонников интернет-бизнеса. Но ближе всех к наследованию рыночной власти у буржуазии находятся сторонники нетократии. Это подтверждает и ход развития интернет-экономики, который определяется новым правящим креативным классом. Здесь необходимо сказать, что этика некоторых нетократов находится на уровне «эгоистов-эпикурейцев», что не мешает им овладевать сознанием людей и пространством интернет-экономики.

Теоретически, конечно, предполагалось, что сетевые технологии позволят уйти от классической иерархии власти в виде пирамиды. На практике же большинство сетевых ресурсов оказывается в том же положении, что и в буржуазной парадигме. Новый главный ресурс, а именно сетевые знания, скапливается на вершине пирамиды. Несущие блоки пирамиды, с самым большим количеством людей получают лишь крохи сетевых знаний. Новым правящим классом – нетократией – выставляются новые же требования в виде ускоренных темпов освоения навыков сетевого общения. Но, как и ранее, в допостиндустриальном обществе, не хватает темпа роста компьютерных навыков. Лишь единицы нетократов обучают свой контингент стратегически верным умениям. Они делают это путем передачи своих знаний через некоммерческие проекты, нацеленные на увеличение уровня образованности не обученных сетевым коммуникациям людей. В качестве примера можно назвать ряд бесплатных сетевых каналов – «You tube» и т.д.

Выводы

1. Мы не задавались целью выяснить, какова же структура предпринимательской активности в интернет-бизнесе и как на нее влияют современные тенденции IT-менеджмента. Такие виды предпринимательства в киберпространстве, как интернет-торговля, интернет-лицензии, интернет-предприятия, реклама, продвижение веб-страниц и интернет-партнерство, заслуживают отдельного рассмотрения.

2. Важно не игнорировать анализ различных стратегий управления интернет-предпринимательством и то, каким образом они развиваются в свете постиндустриальной сетевой парадигмы бизнеса [5].


Источники:

1. Денисов А.А. Нетократия как стратегический субъект 21 века // Проблема субъектов российского развития. Материалы Международного форума «Проекты будущего: междисциплинарный подход», 16–19 октября 2006, г. Звенигород / Под ред. В. Е. Лепского. М.: Когито-Центр, 2006.
2. Бард А., Зодерквист Я. Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма / Перевод со шведского. – СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004.
3. Гильбо Е. Цикл «Нетократия». Ч. I. «Форма склоки». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stringer-news.com/publication.mhtml?Part=46&PubID=5132.
4. Махров П.Н. Организационно-методические проблемы реализации инновационных интернет-проектов // Креативная экономика. – 2012. – № 6 (66). – c. 48-53. – http://www.creativeconomy.ru/articles/23799/.
5. The New Radicals, Time (magazine), April 24, 2000.
6. Московский проект «Нетократия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://netocracy.us/publ/.

Страница обновлена: 28.10.2024 в 22:31:05