Developing professional skills in educating marketers: forms of effective interaction between educational organizations and representatives of the business community
Rakhova M.V.1
1 Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых"
Download PDF | Downloads: 17
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 9 (September 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54773564
Abstract:
The article analyzes the supply and demand in the labor market in the professional area "Marketing, Advertising, and PR". During 2022 and in the first half of 2023, the level of competition of job seekers for jobs in this category was extremely high. This makes it necessary for candidates to have professional competencies. In this regard, the role of higher education in the training of a qualified marketing specialist is considered. Higher education is not an absolutely necessary condition for working as a marketer, but from the point of view of a significant part of employers, it contributes to the development of high-level competencies that are in demand for solving marketing tasks. Based on the survey of employers conducted by the author, the main requirements for a future marketing specialist are determined. These requirements are as follows: basic knowledge in marketing, knowledge and understanding of the main business processes, project activity skills in promoting goods or services to the market, taking into account the company's development strategy. The main approaches to the formation of professional competencies of marketers at the university are formulated. First of all, it is necessary to ensure the introduction of practice-oriented forms of educational activity into the educational process, such as participation in competitions, acceleration programs, scientific and practical conferences, internships, organization of active meetings and master classes with representatives of the business community.
The conditions of competitiveness of a marketing graduate in the labor market are determined.
Keywords: professional competencies, higher education, marketers' training, employment, labor market, educational activity practice-oriented forms
JEL-classification: I23, I26, M31, J21, J24
Введение
Исследования HeadHunter показали, что в Российской Федерации доля вакансий маркетологов в 2021 году увеличилась более чем в два раза. На начало 2022 года на рынке труда насчитывалось свыше 50 тыс. активных предложений для маркетологов. Приведём наиболее востребованные у работодателей вакансии в профессиональной области маркетинга, рекламы и PR: около четверти составляют менеджеры по работе с клиентами; чуть меньше – 22 % – PR-специалисты; по 18% – интернет-маркетологи и менеджеры по продвижению и ивент-менеджеры и др. Увеличился в 3,5 раза спрос на диджитал-маркетологов, SMM-менеджеров и медиабайеров [1]. Активный спрос на специалистов в области маркетинга в этот период был связан в первую очередь с прогрессирующим переходом деятельности ритейлеров в онлайн продажи. В связи с массовым уходом иностранных компаний с российского рынка к середине 2022 г. наблюдалось сокращение вакансий категории «Маркетинг, реклама, PR» почти на половину, при этом в 2023 году прирост составил 42%, а количество резюме сократилось на 7% [2]. Однако в целом с марта 2022 года уровень конкуренции соискателей на рабочие места в данной категории до мая 2023 года остаётся крайне высоким. Данная тенденция на рынке труда даёт возможность работодателям выбирать среди претендентов и повышать требования к компетенциям будущих сотрудников.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время необходима гибкая и адаптивная организация образовательного процесса подготовки специалистов в области маркетинга с целью своевременного формирования конкурентных профессиональных знаний и навыков. В современных условиях существует несколько вариантов получения профессии маркетолога: высшее образование, сертифицированные курсы переподготовки или повышения квалификации, самостоятельное изучение основ маркетинга посредством интернет-ресурсов, получение квалификации «в полях с нуля» от коллег или наставников.
В подобной ситуации вузы по срокам обучения и скорости изменения образовательной программы явно проигрывают краткосрочным курсам, так как высшее образование имеет продолжительность как минимум 4 года и требует соблюдения ФГОС в части наполнения программы. Никишкин В.В., Панасенко С.В., Твердохлебова М.Д. называют одной из важных «проблем маркетингового образования его недостаточную связь с реальными бизнес-процессами» [3, с. 43-46]. Необходимость поддержания актуальности и соответствия учебных программ по маркетингу бизнес-задачам эпохи цифровых технологий подтверждается и в работе Виктории Криттенден и Роберта Петерсона [4, c. 75-76]. Вариант сравнительного анализа образовательных программ для маркетологов в вузах и онлайн-университетах приведен в статье Шевченко Е.В. и Вершинина А.А. [5, с. 12-14]. В данном исследовании 2020 года отражено, что у большинства работодателей обязательным требованием является наличие высшего образования, наряду с этим описаны преимущества онлайн университетов особенно в рамках повышения квалификации, наиболее значимым из них является адаптивность программ обучения.
При этом разрекламированные краткосрочные курсы зачастую создают иллюзию возможности быстрого получения высокооплачиваемой профессии, которая не требует обширных знаний и специализированных навыков. Так, Симакина М.А. [6, с. 162-172], Татаринов К.А. [7, с. 258-260] отмечают, что существующая ситуация на образовательном рынке, с одной стороны, даёт будущим специалистам возможность выбора образовательной программы, платформы и организации, с другой стороны, способствует появлению недособросовестных исполнителей данных услуг. Тогда как преимущества программ высшего образования далеко не всегда очевидны тем, кто принимает решение о выборе формы обучения для входа в профессию маркетолога, рассматривая как альтернативы высшее образование или набор краткосрочных курсов.
Галеева Р.Б. также исследует проблемы обучения маркетологов и приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда и предлагает модель профессиональной деятельности маркетолога [8, с. 1528-1537]. Отдельные аспекты практической подготовки специалистов в области маркетинга также являются весьма актуальными в исследованиях таких зарубежных авторов, как Тони Вудалл, Кристофер Пич, Гуджа Арманнсдоттир [9]. Гилмор А., МакОли A., Майлз M. П., Паттинсон Х. анализируют вопросы разработки и организации обучения предпринимательскому маркетингу в университетах [10, c. 189-197].
Цель исследования – определить основные аспекты подготовки специалистов в области маркетинга и оценить перспективы формирования профессиональных компетенций в процессе получения высшего образования посредством реализации различных форм взаимодействия вузов. Настоящее исследование позволяет закрыть ряд существующих пробелов в вопросе подготовки маркетологов, поскольку, с одной стороны, аргументирует состав наиболее значимых навыков и компетенций маркетолога, востребованных работодателями, а с другой стороны – показывает, за счет каких форматов работы эти компетенции могут быть сформированы в процессе освоения программ высшего образования.
Практическая значимость исследования обусловлена необходимостью внесения корректировок и дополнений в образовательный процесс в вузах с учётом требований работодателей и быстроменяющихся условий рынка труда и внешней среды.
Высшее образование как один из важных критериев отбора на вакансии маркетологов: позиции работодателей и факторы, которые их обусловливают
В конце декабря 2022 года Министерство труда и социальной защиты РФ утвердило перечень профессий, не требующих документов об образовании [11], в состав которого входят в основном рабочие профессии и некоторые специалисты по страхованию, кредитованию, аналитики рынка недвижимости и др. По данным обследования сервиса HeadHunter, проводимого летом 2020 года, лишь треть работодателей публикуют вакансию с обязательным наличием высшего образования, 61% – не требуют образования; 12% фирм необходимы сотрудники со средним специальным либо профессиональным образованием [12].
В свою очередь отметим, что в последнее время среди работодателей растёт спрос на специалистов в области маркетинга именно с дипломом о высшем образовании.
В первом полугодии 2023 года методом телефонного интервьюирования нами было проведено аналитическое экспресс-исследование мнения работодателей ЦФО, разместивших информацию о вакансиях маркетолога на сайте hh.ru. Объём выборки составил 12,9% от общего числа обозначенных вакансий в ЦФО (4,6% - по России). Центральный округ был выбран как имеющий наибольшую долю по количеству предложений (35,9%) среди остальных округов РФ [13]. Репрезентативность выборки определялась следующими критериями: соответствие структуре работодателей по регионам и отраслям, условие полной занятости, применение метода простого случайного бесповторного отбора. Основными вопросами являлись: отношение к наличию высшего образования у кандидатов; навыки отличающие специалистов с высшим образованием; обязательные и желаемые компетенции маркетолога; существующие и возможные варианты взаимодействия фирмы с вузом в вопросе подготовки кадров.
Результаты проведенного опроса показали, что предприниматели отмечают фундаментальность подхода вузов при подготовке по образовательным программам. Работодатели назвали следующие важные навыки, присущие работникам с высшим образованием: наличие системного мышления (70%), наличие базовых знаний классического маркетинга (65%), способность разрабатывать оперативные программы маркетинга (55%), умение реализовывать маркетинговый план с учётом существующей стратегии (45%), умение работать в команде (40%).
Актуальность обучения студентов по различным профилям со специализацией «Маркетинг» направления «Менеджмент» подтверждается данными статистики рынка труда: прирост вакансий в профобласти «Маркетинг, реклама, PR» в первой половине 2023 года составил более 50% по сравнению с предшествующим годом. Из представленных на сайте HeadHunter объявлений о вакансии лишь 25% содержали требование высшего образования [13]. Однако по итогам проведенного нами интервьюирования с целью уточнения условий вакансии 79% опрошенных работодателей отметили необходимость наличия высшего образования, из них 68% отдавали предпочтение экономическому или управленческому профилю.
Данная практика обуславливается тем, что подготовка студентов в вузе предполагает формирование компетенций выпускников на основе базовых знаний экономической, организационной и управленческой теории. Согласно ФГОС, основными общепрофессиональными компетенциями выпускников по направлению «Менеджмент» являются не только способность осуществлять сбор, обработку и анализ данных, но и разрабатывать обоснованные организационно-управленческие решения с учетом специфики деятельности компании; выявлять и оценивать новые рыночные возможности [14].
Требования к компетенциям маркетолога с позиций работодателей
Непосредственные контакты с предпринимателями в ходе нашего исследования выявили определенные требования к компетенциям, которыми должен обладать маркетолог.
Обобщенно специалист должен:
1. владеть теоретическими основами маркетинга;
2. знать и понимать основные бизнес-процессы предприятия;
3. знать, как правильно анализировать конкурентов;
4. проводить анализ продуктов-аналогов;
5. учитывать политическую и экономическую ситуацию при прогнозировании спроса на тот или иной товар или группу товаров;
6. формировать положительный имидж предприятия;
7. координировать и проводить рекламные кампании и презентации;
8. осуществлять прогревы аудитории, которые в последующем скажутся на результатах рекламной кампании;
9. уметь проводить опросы и работать с фокус-группами;
10. обладать стрессоустойчивостью и умением работать с крайними сроками.
Перечисленные знания и умения в достаточной мере формируются в ходе теоретического обучения и практических форматов работы. В рамках практических занятий, семинаров студенты участвуют в аналитической и проектной деятельности, учатся эффективно работать в командах. Отметим, что такие важные качества, как стрессоустойчивость и умение работать в сжатые сроки, у студентов эффективно формируются в период сдачи курсовых работ, зачётов и экзаменов.
Одна из главных компетенций, названная работодателями в ходе проведенного нами опроса, – умение готовить проекты продвижения по реализации товара или услуги с учётом стратегии развития компании и рынка. Для этого современному маркетологу необходимо:
- знать основы формирования воронки продаж; основы таргет-продвижения в социальных сетях; основы графического дизайна и копирайта;
- выявлять современные тенденции в мире рекламы и точно определять аудиторию, на которую рассчитана реклама;
- уметь просчитывать результат;
- иметь опыт в использовании инструментов цифрового маркетинга;
- быть компетентным в сфере оффлайн рекламы;
- понимать особенности коммуникации и продвижения с помощью социальных сетей и мессенджеров.
Формирование вышеперечисленных навыков осуществляется в большей степени на практических занятиях, в рамках производственной практики и стажировок.
Как показывает практический опыт, отсутствие у маркетолога глубоких знаний о своей фирме не обеспечит необходимых продаж. Если маркетолог не имеет полного представления о фирме, не учитывает специфику товара и его рынка, то эффективных продаж у компании не будет. При этом именно программа высшего образования даёт полноценный объём знаний с точки зрения специфики различных бизнес-процессов фирмы и возможность изучить экономику организации, планирование, финансовый анализ, бухгалтерский и управленческий учёт.
Практикоориентированные формы учебной деятельности студентов-маркетологов, нацеленные на выработку необходимых компетенций в ходе освоения программ высшего образования
На основе анализа учебно-методического опыта подготовки студентов маркетологов, нами выявлено, что, помимо обязательного в соответствии с ОПОП прохождения производственной практики на предприятии, важными составляющими, формирующими практические навыки, следует назвать участие в конкурсах, научно-практических конференциях, акселерационных программах и хоздоговорных НИР, написание выпускной квалификационной работы как стартап проекта, стажировки, активные встречи и мастер-классы с предпринимателями, smm-специалистами и другими представителями бизнес-сообщества. В настоящем разделе охарактеризуем возможности и особенности каждой из этих форм работы.
Участие в конкурсах способствует проявлению творческих способностей, позволяет становиться более открытым для новых идей, развивает гибкость мышления. В настоящее время проводится значительное количество и региональных, и всероссийских конкурсов и олимпиад, в которых студенты могут проявить свои таланты, умения и знания. Например, Всероссийский студенческий конкурс «Твой Ход», Всероссийский конкурс «Моя страна – моя Россия», Всероссийская научная олимпиада по маркетингу в Оренбургском государственном университете, конкурс «Маркетинг в координатах цифровой экономики» Хабаровского государственного университета и др. Основным преимуществом участия в подобных конкурсах является возможность работы в команде, получение нового опыта и знаний, повышение мотивации к развитию. Необходимость маркетингового сопровождения в студенческой проектной деятельности обоснована в работах А. А. Максаева, И. А. Шумаковой, Д. А. Шевченко [15, с. 3-7].
Опыт участия студентов в акселерационных программах также показывает положительные результаты в виде возможности совместного участия над проектами студентов из различных отраслей, с разным уровнем подготовки и мышления. В период проведения акселераторов студенты обучаются навыкам взаимодействия, командного и стратегического мышления в процессе непосредственной работы над проектами, получают консультации от специалистов-практиков и наставничество профессионалов широких сфер деятельности. Важным аспектом обратной связи в процессе реализации подобных программ становится формирование умения слушать и воспринимать критику, а также умения замечать, признавать и исправлять допущенные ошибки.
Участие в научно-практических конференциях является одним из доступных и наименее трудозатратных для студентов способов получения и обмена знаниями и опытом в области маркетинга. Эффективным способом проведения научно-практических конференций является приглашение действующих маркетологов и предпринимателей провести мастер-классы или принять участие в дискуссионных площадках. Реальные профессионалы-практики, глубоко погруженные в своё дело, с энтузиазмом готовы делиться опытом, рассказывать о компании и в то же время находить для себя перспективные молодые кадры, которые могут стать кадровым резервом для организации.
Согласно п. 4.4.4 ФГОС ВО бакалавриат по направлению подготовки «Менеджмент», доля работников практиков в образовательном процессе должна составлять не менее 5% от общего числа ставок [14]. Зачастую преподаватели, привлеченные из бизнес-среды, приводят примеры и дают задания из практики, но ограничены своей дисциплиной и встречаются с обучающимися в основном на старших курсах. В свою очередь, встречи и выполнение заданий в рамках мастер-классов позволяют лучше познакомиться с профессией студентам всех курсов.
Отметим, что повышению компетентности именно в области digital-маркетинга способствует проектная деятельность, прикладные практические задания, полученные от преподавателей-практиков или приглашенных предпринимателей.
Определенно следует указать, что комплексный подход с сочетании вышеперечисленных форм взаимодействия образовательных организаций и представителей бизнеса позволит повысить эффективность и качество подготовки специалистов маркетологов, что также подтверждается в работе Рукселя Де Вийера и Александры Клаудии Хесс [16, с. 140-156].
Активное стимулирование студентов к участию в указанных мероприятиях помогает активизировать и наполнить образовательную программу, открывает возможности к развитию. При этом для использования потенциала перечисленных форматов образовательной работы важную роль играет собственный интерес и мотивация студентов, чему также необходимо уделять большое внимание в ходе обучения, но данный вопрос выходит за рамки настоящей статьи.
Заключение
Проведенный анализ данных о вакансиях сервера HeadHunter и опрос предпринимателей показали, что, с одной стороны, высшее образование не является обязательным условием для работы маркетологом. Современные способы получения знаний в области маркетинга в виде краткосрочных курсов в некоторой степени являются серьёзными конкурентами для вузовских программ бакалавриата. С другой стороны, наличие знаний, которыми будущие специалисты овладевают в процессе получения высшего образования в области маркетинга и смежных сферах, зачастую становится преимуществом для кандидатов на должность маркетолога и повышает их конкурентоспособность на рынке труда. Высшее образование позволяет получить глубокое понимание маркетинговых стратегий, анализа данных, управления проектами и других особенностей работы, развивает системное аналитическое мышление. При формировании и развитии отдела маркетинга средние и крупные компании чаще заинтересованы именно в выпускниках вузов нежели в специалистах, освоивших только отдельные краткосрочные курсы.
При этом следует учесть, что маркетинг – это быстроменяющаяся сфера деятельности, и получение высшего образования не гарантирует стопроцентное трудоустройство. Во-первых, сама образовательная программа вуза должна обладать определенной гибкостью, формироваться не только с учётом требований ФГОС, но и совершенствоваться с учётом интересов работодателей [17, с. 2439-2456; 18, с. 74-96]. Во-вторых, только мотивация к постоянному развитию и повышению квалификации на курсах, посредством программ дополнительного образования, онлайн-платформах [19, с. 57-65] позволит специалисту оставаться конкурентоспособным на рынке труда и профессионалом в своём деле.
References:
Bobkova E.Yu., Grigoryants I.A., Krivtsov A.I. (2019). Problemy i perspektivy povysheniya kvalifikatsii i professionalnoy perepodgotovki bukhgalterov i marketologov v sootvetstvii s trebovaniyami professionalnogo standarta [Problems and prospects of professional development and retraining of accountants and marketers in accordance with the requirements of the professional standard]. Professionalnaya orientatsiya. (1). 57-65. (in Russian).
Crittenden V.L., Peterson R.A. (2019). Keeping the Marketing Curriculum Current in an Era of Digital Disruption Journal of Marketing Education. 41 (2). 75-76. doi: 10.1177/0273475319849652.
De Villiers Rouxelle, Hess Alexandra Claudia (2018). Melding traditional and progressive andragogy in marketing education, using the hermeneutic competency development strategy Australasian Marketing Journal. 26 (2). 140-156. doi: 10.1016/j.ausmj.2018.05.004.
Galeeva R.B. (2015). Marketing Specialists’ Professional Activities Model as a Foundation For Training Content Design Procedia - Social and Behavioral Sciences. 191 1528-1537. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.04.708.
Gilmore A., McAuley A., Miles M.P., Pattinson H. (2020). Four questions of entrepreneurial marketing education: Perspectives of university educators Journal of Business Research. 113 189-197. doi: 10.1016/j.jbusres.2018.12.016.
Maksaev A.A., Shumakova I.A., Shevchenko D.A. (2020). Marketingovoe soprovozhdenie proektnoy deyatelnosti v vysshem uchebnom zavedenii [Marketing support for project activities in higher education]. Practical Marketing. (3(277)). 3-7. (in Russian). doi: 10.24411/2071-3762-2020-10012.
Nikishkin V.V., Panasenko S.V., Tverdokhlebova M.D. (2015). Osobennosti podgotovki marketologov v usloviyakh perekhoda na novye obrazovatelnye standarty [Peculiarities of marketing training in new conditions of educational standarts transition]. Practical Marketing. (1(215)). 43-46. (in Russian).
Panasyuk E.A., Glukhova E.A. (2023). Sistema obrazovaniya Rossii v kontekste sovremennoy ekonomicheskoy situatsii [The Russian education system in the context of the current economic situation]. Creative Economy. 17 (7). 2439-2456. (in Russian). doi: 10.18334/ce.17.7.118361.
Shevchenko E.V., Vershinin A.A. (2020). Rol vladeniya instrumentami analiza i programmirovaniya v deyatelnosti marketologa [The role of possession of analysis and programming tools in the activities of a marketer]. Globus: Ekonomika i yurisprudentsiya. (4(40)). 12-14. (in Russian).
Simakina M.A. (2020). Professionalnye kompetentsii internet-marketologa: istochniki formirovaniya i opredeleniya [Professional competencies of an internet marketer: sources of formation and definition]. Znanie. Ponimanie. Umenie. (1). 162-172. (in Russian). doi: 10.17805/zpu.2020.1.14.
Tatarinov K.A. (2019). Trebovaniya k kompetentsiyam i osobennosti obucheniya marketologov v rossiyskom vuze [Competence requirements and features of teaching marketologists in the Russian university]. Journal “ASR: Pedagogy and Psychology”’. 8 (1(26)). 258-260. (in Russian). doi: 10.26140/anip-2019-0801-0064.
Ternikov A.A., Blyakher M.L. (2023). Spros na znaniya, umeniya i navyki v vakansiyakh: kogo gotovit universitet? [The demand for skills in vacancies: who is the university preparing?]. Mir Rossii. Sotsiologiya. Etnologiya. 32 (2). 74-96. (in Russian). doi: 10.17323/1811-038X-2023-32-2-74-96.
Woodall T., Pich C., Armannsdottir G., Allison S., Howarth R., Poorrezaei M. (2022). To be a marketer or to do what marketers do? Using a mixed methods approach to explore the aspiring marketer mind-set Journal of Vocational Behavior. 135 103716. doi: 10.1016/j.jvb.2022.103716.
Страница обновлена: 04.05.2025 в 19:19:34