Анализ взаимосвязи подходов к маркетингу и современных трендов потребительского поведения
Суздалева Г. Р.1, Боровых Е.С.1
1 Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 11 (Ноябрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50051427
Аннотация:
Ключевая задача маркетинга – обеспечение эффективных долгосрочных взаимоотношений с потребителями. В силу стремительного темпа изменений внешней макро- и микросреды функция своевременного анализа изменений, трендов в потребительском поведении усложняется необходимостью выбора все новых и новых стратегий для обеспечения конкурентного преимущества. Именно оперативный анализ трендов, сбор данных о рынке, оптимизация ресурсов способствуют в современных условиях стабильному развитию бизнеса. При этом, маркетинг постоянно меняется, возникают новые подходы с учетом специфики компаний, современных технологий, изменений в потребительском поведении. В связи с этим статья посвящена анализу соотнесения исторических подходов к маркетингу и современных трендов. Именно стыковка трендовых изменений и знание оптимального на данный момент маркетингового подхода для конкретной компании позволит более гибко выстраивать весь процесс взаимодействия с потребителем. Соотнесение подходов к маркетингу, последних трендов потребительского поведения и результатов опроса действующих маркетологов и является новым походом к обоснованию оптимального комплекса маркетинговых инструментов для конкретной компании. В работе решается такая научная проблема, как выбор наиболее оптимального для компании варианта организации и управления маркетингом с учетом анализа трендов, отрасли, специфики потребительского поведения. Статья будет полезна практикующим специалистам в сфере маркетинга, работы с клиентами, предпринимателей разных отраслей деятельности
Ключевые слова: тренды, подходы к маркетингу, теории маркетинга, потребительское поведение, опрос маркетологов
JEL-классификация: M31, M37, M38
ВВЕДЕНИЕ
Постановка маркетинга в компании требует понимания особенностей потребительского поведения на рассматриваемом рынке. Решение этой задачи позволяет понять целевую аудиторию, причины потребительского поведения, определить инструменты влияния на это поведение. Это является актуальным вопросом, поскольку именно изменения в потребительском поведении формируют рыночные тренды, анализ которых дает руководству компаний возможность снизить неопределенность и рискованность принимаемых маркетинговых решений. Квалифицированный анализ трендов, знание специфики маркетинговых подходов с учетом особенностей сферы, в которой работает компания, позволяет предпринимателям быть не только на шаг впереди конкурентов, но и предугадывать желания и нужды потребителей. Поэтому в рамках данного исследования была сформулирована следующая гипотеза – современные тренды соответствуют исторически сложившимся маркетинговым подходам, знание которых и может позволить управленцам принимать более взвешенные маркетинговые решения, соотнося уровень развития маркетинга и влияющие на поведение потребителей тренды.
Целью исследования является выявление последних трендов маркетинговой деятельности и потребительского поведения, а также соотнесение их с существующими подходами к маркетингу. Ключевые задачи статьи - проанализировать подходы к маркетингу, начиная с начла 20 века, изучить современные тренды потребительского поведения и маркетинга,проверить, насколько современные компании изучают тренды и придерживаются определенного подхода к ведению маркетинговой деятельности. В рамках работы с помощью кабинетного метода была проведена классификация существующих подходов к маркетингу, а также изучены ключевые маркетинговые тренды 2020-2022г.г.; были проведены глубинные интервью с действующими маркетолгами г. Перми. Сроки проведения исследования – январь – июнь 2022 г. По результатам научно-прикладного исследования был сформулирован вывод о том, тренды соответствуют принципам исторического развития подходов к маркетингу, и наоборот. Также знание трендов и подходов к маркетингу способствует повышению результативности решений маркетологов и снижению рискованности их действий.
Анализ подходов к маркетингу
Появление стратегического маркетинга, как новейший подход рыночного воздействия на предприятие, возник на стыке развитиядвухнаучных сфер – маркетинга и менеджмента [7, c.56-67; 10, c.53-39; 14, с. 523-554; 15, с. 17-50; 24, с. 22-94].Во второй половине 70-х годов на сегодняшний день две теории осуществляли иные стратегии. Во второй половине 19 века и до 30-х годов 20 века теория маркетинга занималась исследованием стратегии «Развитие элементов маркетинга», теория менеджмента была «ориентирована на производство». С 30-х годов 20 века до середины 50-х годов теория маркетинга занималась исследованием стратегии «распределительная теория», теория менеджмента давала «ориентацию на продажу». С середины 50-х до конца 70-х годов теория маркетинга занималась исследованием «информационной теории маркетинга», теория менеджмента была «ориентирована на маркетинг». По окончании 70-х годов по текущий момент обе теории исследуют подходы стратегического маркетинга - таблица 1.
Таблица 1. Развитие концепции стратегического [7, c.56-67; 10, c.53-39; 14, с. 523–554; 15, с. 17-50; 24, с. 22-94].
|
Теория маркетинга
|
Теория менеджмента
(внутрифирменное управление производством)
|
Вторая половина 19
века и до 30-х годов 20 века
|
Улучшение элементов
маркетинга
|
Направленность на
производство
|
С 30-х годов 20
века до середины 50-х годов
|
Распределительная
теория маркетинга
|
Направленностьна
продажу
|
С середины 50-х до второй
половины 70-х годов
|
Информационная
теория маркетинга
|
Направленностьна
маркетинг
|
Вторая половина
70-х годов по текущий момент
|
Концепция
стратегического маркетинга
|
Более детально были проанализированы подходы двадцати двух научных деятелей в области стратегического маркетинга [3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28]. В рамках анализа подходы были классифицированы в несколько групп. По итогам объединения в группы можно сформулировать вывод о том, что в большинстве высказываний стратегический маркетинг определялся как решение поставленных задач, реализация целей, увеличение прибыли компании.
ФатхутдиновР.А. [23, с. 187–205] и Дж. О’Шонесси [19, с. 351–373] соотносили понятие стратегического маркетинга с эффективным, но дорогим набором инструментов для продвижения компании и прогнозирования.
О. Уолкер [22, с. 108-115], Марченко С. [16, с.181-186], Михайлиной В.В. [18, с. 62-66], Поповой И.М. [18, с. 62-66] Гайдаенко Т.А. [8, с. 96-104] и Асон Т.А. [3, с. 27-31] дают определения стратегическому маркетингу как лидирующее место в общей стратегии развития предприятия, которое является базой для этого развития.
Для Шауберт О.Ю. [27, с. 60–64], Минко И.С. [17, с. 55-58], Степанова А.А. [17, с. 55-58], Идрисов Ш.А. [12, с. 37-53] и Волкова Л.А. [12, с. 37-53] стратегический маркетинг – это инструмент долгосрочного планирования, в рамках которого определяются цели, разрабатываются стратегии.
Звездова А.Б. [11, с. 17-21], Туровской М.С. [11, с. 17-21], С.Е. Чернов [25, с. 104-113], Атаяр С.Р. [4, с. 23-24], Ходжян Р.С. [4, с. 23-24], Смирнова Е.А. [21, с. 61-65] и Пашкус Н.А. [20, с. 124-132] определяют стратегический маркетинг как особый вид человеческой деятельности, представленный средством воплощения своих целей и максимизации прибыли.
Жан-Жак Ламбен [15, с. 17–50], Жарков Г.А. [9, с. 152–164] и Ким А.Р. [13, с. 21-23] дали определение стратегическому маркетингу как удовлетворение потребностей клиента.
Ф. Котлер [14, с. 523–554] и Чувакова С.Г. [26, с. 117-122] определили маркетинг как иерархическую систему маркетинговых мероприятий, в которой компания должна решать поставленные задачи и реализовать рыночные стратегии.
Ширшов Д.С. [28, с. 13–17] и Куликова Е.С. [28, с. 13-17] дают определение маркетинговой стратегии как элемент маркетингового плана фирмы.
Беляев В.И. [5, с. 156-159] и ряд других авторов дали определение стратегическому маркетингу как сложная экономическая категория, исследование которой требует учета специфики конкретных рынков и проведения глубокого анализа их состояния и развития.
Если ранее, предприятие интересовало лишь производство, то сейчас первоначальной заботой является ориентация на маркетинг как средство достижения цели.
Таким образом, можно сделать вывод, что чем современнее утверждение авторов, тем больше фирма проявляла интерес к своему клиенту. Ранее фирмам было интересно лишь изготовление товара и оперативное получение прибыли. В более современных подходах повышается значимость человека – потребителя, сотрудника и их деятельность. Маркетинг стал устанавливать цели и задачи компании, а не ограничиваться лишь их реализацией.
Анализ трендов 2020-2022г.г. в маркетинге и потребительском поведении.
Вследствие детального исследования трендов маркетинга и потребительского поведения были выявлены и выделены следующие тенденции - таблица 3.
Таблица 3. Современные тренды маркетинга и потребительского поведения [1; 2; 6, c. 3–4; 29].
ПЕРИОД
|
ТРЕНД
|
2019/20
|
Более
тесно взаимодействие с элементами микросреды за счет цифровизации и
автоматизации процессов
|
2019
|
Все
участники - предприятие, потребитель, партнер – стремятся повысить
экспертность. Этому способствует открытый доступ разных источников информации
|
2019
|
Замена
концепции FOMO («синдрома упущенной выгоды») подходом JOMO («радость
упущения»)
|
2019/20
|
Повышается
ценность времени. Потребитель стремится получить желаемое здесь и сейчас,
стремится сократить временные потери.
|
2019/20
|
Антисоциализация
– стремление находиться в одиночестве из-за переизбытка информационного шума
|
2020
|
Экологичность
в самых разных ее проявлениях, в разных сферах жизни потребителя – от еды до
одежды
|
2020
|
Популяризация
типичных образцов поведения – рост роли авторитетов, выстраивание в сознании
аватаров в разных ситуациях
|
С 2017
|
Стремление
владеть новыми современными товарами, тяга к инновациям
|
2020
|
Выгорание
в разных аспектах – как в эмоциональном, так и в профессиональном ключе
|
2020
|
Формирование
микросообществ, реализация целее и задач в рамках организации нетворкинга
|
2019/2020
|
Гипер
персонализация предложений относительно конкретного клиента
|
2019
|
Интеграция
и объединение разных форматов, элементов маркетингового процесса, его
участников для увеличения синергетического эффекта.
|
2019
|
Интеграция
и оптимальное сочетание онлайн и оффлайн инструментов, нежелание абсолютного
перехода в онлайн
|
2019
|
Поддержка
и выстраивание социальных связей, рост значимости лидеров мнений и
референтных групп
|
2019
|
Рост
востребованности получения услуг и товаров на дому, стремление минимизировать
передвижения по местам торговли оффлайн
|
2021/2022
|
Возрастание
значимости миссии и общественного предназначения компании, их наличие важно
для потребителя
|
2021/2022
|
Инклюзия
– сочетание разных форматов, взаимопроникновение
«потребитель-производитель-продавец», рост степени вовлечения клиентов в
процесс оказания услуг и производства товаров, процессы продаж
|
2022
|
Отказ
отcookies, нежелание нарушать свои личные границы
|
2022
|
Стремление
пользоваться новыми, но при этом удобными и легко масштабируемыми
технологиями
|
2022
|
Формирование
доверительных отношений с целью повышения лояльности потребителей
|
2021/22
|
Под
воздействием больших информационных потоков потребитель стремится к запоминанию
и восприятию коротких отрывков, поверхностному изучению вопроса- так
называемая клиповость мышления
|
2021
|
Рост
значимости социально-ориентированного бизнеса, стремление к взаимной
поддержке
|
2020
|
Наряду
с клиповым мышлением потребители растет востребованность аудио-контента. Это
позволяет экономить ценный временной ресурс и параллелить процессы
|
2019
|
Автоматизация
и диджитализация рекламно-информационного контента
|
2021
|
Индивидуализация
и адресность телевидения за счет применения современных технологий при
производстве ТВ
|
2022
|
Рекламная
модель просмотра видео контента набирает популярность, потребители стремятся
к экономии
|
2020/21
|
В
качестве наиболее результативных инструментов потребители называют вебинары,
онлайн-мероприятия и медиаконтент
|
2022
|
Рост
значимости уровня экспертности контента, его функциональности и полезности
|
2022
|
Упрощение
продаж, консультаций, взаимодействия с потребителем посредством социальных
сетей
|
2022
|
Стремление
к омниканальности в разных аспектах взаимодействия с потребителем
способствует повышению надежности и релевантности необходимой для принятия
решения о покупке информации, в частности через соц. сети
|
2022
|
Социальная
составляющая процесса продаж обеспечивается через вирусные продукты
(потребители стремятся к взаимодействию друг с другом)
|
По итогам обзора можно сделать вывод, что существующие тренды на рынке за последние 5 лет совпадают с теориями нескольких учёных, но в особенности Звездовой А.Б. [11, с. 17-21], Туровской М.С. [11, с. 17-21], ЧерноваС.Е. [25, с. 104-113], Атаяра С.Р. [4, с. 23-24], Ходжян Р.С. [4, с. 23-24], Смирновой Е.А. [21, с. 61-65]и Пашкуса Н.А. [20, с. 124-132] В связи с тем, что с каждым годом мир становится всё более изменчивым, появляются новые технологии и разработки, маркетинг также не стоит на месте, как и потребитель с его потребностями, поэтому они также превращаются в более сложную систему. Для того, чтобы совершить повторную продажу товара или услуги, или возможно дальнейшую продажу сопровождающих товаров, необходимо преодолеть длительный путь по взаимодействию и коммуникации с потребителем. Необходимо также понимать, что без знания и понимания того, кем является твой потребитель, его интересов, хобби и увлечений, не будет действовать даже теория 7 касаний, так как вы не имеете представления, как правильно настроить коммуникацию со своим клиентом. Стратегический маркетинг жизненно необходим для наблюдения за появляющимися трендами на рынке.
Для того, чтобы подтвердить достоверность вывода, который был сделан, основываясь на теоретических данных, были проведены 30 интервью с маркетологами разных по величине компаний города Перми. В ходе интервью были заданы 5 вопросов. А именно:
1. Какие отличительные особенности маркетинга присутствуют в вашей компании? В чём заключается отраслевая специфика маркетинга?
2. Какие маркетинговые функции выполняются Вами/Вашим отделом? Кто отвечает за их выполнение?
3. Как вы считаете, какие маркетинговые функции необходимо добавить в компанию для её дальнейшего развития?
4. Можете ли вы выделить три тренда в поведении вашего потребителя? Если да, то какие?
5. Как изменился маркетинг вашей компании спустя 5 лет? Что изменилось и почему? Что подтолкнуло к его изменению и стал ли он работать лучше?
Исследование было проведено в срок с января по июнь 2022 г. В выборку попали компании таких отраслей, как: автосалоны, магазины одежды, производство и продажа мебели, строительная отрасль, спортивная одежда, общественное питание.
По результатам опроса были сделаны следующие выводы:
· в сфере спортивного клуба необходимо было построить работу и задачи таким образом, чтобы привлечь не только инвесторов и спонсоров заинтересованных данной деятельность, но также и болельщиков;
· важную роль при выборе фирмы играет её репутация;
· без жалости и сожаления нужно избавляться от неэффективных каналов продвижения, какими бы привлекательными они не были, а большую часть маркетинговых средств направлять на онлайн-продвижение;
· для привлечения максимального трафика нельзя ограничивать себя чем-то одним, нужно также задействовать и оффлайн-продвижение;
· необходимо лучше изучать своего потребителя (нужно понимать, чем он дышит и чем живёт);
· для того, чтобы сэкономить время для потребителя, что является его главной болью в современном мире, стоит организовать выезд на дом, если это позволяет услуга или товар предоставляемой компании;
· чтобы удерживать своих клиентов в компании, необходимо постоянно подогревать их интерес анонсами и специальными предложениями, предлагать сопутствующие товары к их выбору;
· добавились digital-инструменты, повысилась активность с их участием;
· преимущество в любой области даёт обладание навыком убеждения;
· наблюдается тренд на снижение важности фирменной упаковки для клиента;
· бенчмаркинг – обязательная функция маркетинга;
· для того, чтобы полностью угодить клиенту, нужно знать о нем всё: его возможности и его потребности, чтобы точно понимать и знать, нужен ли ему продукт, который мы предлагаем;
· внимательно отслеживать все тенденции, которые присутствуют на рынке. В чём потенциальный потребитель сейчас заинтересован больше всего;
· для демонстрации общественной важности покупаются доказательства в виде строчек в рейтингах и берутся реальные практические случаи, на которых разбираются теоретические идеи;
· явная демонстрация смены влияния между продавцом и покупателем;
· важность несения идеологии, миссии и целей, которые несёт бренд. Именно он и запоминает больше всего в голове у потребителя;
· важно напоминать о себе всегда и присутствовать во всех форматах жизни: от личных встреч с потребителем, до публичной;
· возрастание популярности ботов по звонкам и смс-рассылкам, так как этот способ становится всё более практичным и удобным;
· важность в продвижении приобрели личные бренды, нежели целые компании, так как именно от развития личного бренда зависит репутация бренда компании;
· всё больший акцент на экологию и важность переработки. Строгое отношение к составу продукта, как со стороны покупателя, так и со стороны продавца
Опираясь на выводы, которые были сформулированы на основе опроса маркетологов Пермских компаний, можно сказать, что одной из главных функций и задач маркетолога является – анализ и отслеживание появления новых трендов на рынке. Это является ключевой функцией, так как без этого невозможно понимать и знать своего потребителя, чем он дышит, живёт и интересуется. Также, это является ключевым моментом для формирования доверия потребителя. Ведь именно доверие – ключ построения здоровых отношений «компания-клиент», именно на основе доверия клиент готов вновь возвращаться в компанию за её услугами и товаром. Это подтверждают и Пермские маркетологи – огромную доли их работы занимает выстраивание доверия с потребителем. Именно бренд откладывается в создании потребителя, его отношение к потребителю и сервис. Потребитель не потерпит допущения ошибок. Даже малейшая оплошность, а тем более отсутствие попытки её исправить, надолго запомнятся для потребителя.
Также, можно сделать вывод, что проведённый опрос маркетологов полностью подтверждает результаты анализа теоретических подходов, изложенных в данной статье, а также сопоставление взаимосвязи между стратегическим маркетингом и трендами. Выдвинутые тренды существуют уже не первый год и продолжают свое проникновение в маркетинг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Анализ маркетинговых трендов показал, что они полностью соответствуют исторически складывающимся изменениям в маркетинговых подходах. Это говорит о том, что предприятия, с учетом трендов и изменений в потребительском поведении, трансформируют подходы и инструменты маркетинга. Тем самым обеспечивается гибкость современных конкурентоспособных компаний на рынке. Этот вывод подтвердился по результатам опроса действующих маркетологов - компании настроены на формирование долгосрочных взаимовыгодных взаимоотношений с потребителем. Современный маркетинг характеризуется направленностью вовне, нежели на внутренние процессы и оптимизацию. Именно за счет выстраивания внешних связей, заботе о клиентах, оптимизируются и внутренние процессы. Большая часть опрошенных маркетологов и предпринимателей подтвердили более высокую результативность своих решений за счет применения устоявшихся подходов с учетом современных трендов.
Источники:
2. 5 trends for 2020 (and 22 for 2022!). [Электронный ресурс]. URL: https://www.trendwatching.com/quarterly/2019-11/5-trends-2020 (дата обращения: 18.03.2022).
3. Асон Т. А. Антикризисные маркетинговые стратегии Российских и зарубежных кампаний // Инновации в научных исследованиях современного общества. 2013. – c. 27-31.
4. Атаяр С.Р. Ходжян Р.С. Маркетинговые стратегии в индустрии моды // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 11. – c. 23-24.
5. Беляев В. И., Кротова М.В. Маркетинговые стратегии развития предприятий в сфере услуг: методы обоснования и формирования // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2015. – № 1 (123). – c. 156-159.
6. Бережливое правительство: как и для чего внедряют LEAN за рубежом. - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, 2019. – 3-4 c.
7. Гавриленко Я.И. Роль стратегического маркетинга в управлении предприятиями в условиях рыночных отношений. Часть 2 // Финансы и кредит. – 2005. – № 22.
8. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика. / учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2006. – 496 c.
9. Жарков Г.А., Становкин С.К. Маркетинг и его особенности в России. / монография. - М.: Издательство Прометей, 2014. – 254 c.
10. Замятин Б., Семенов И. О сущности стратегического маркетинга // Российский экономический журнал. – 1999. – № 7. – c. 53.
11. Звездова А.Б., Туровская М.С. Стратегия и организация. / учеб. пособие. - СПб.: Институт дополнительного профессионального образования службы занятости, 2006. – 91 c.
12. Идрисов Ш.А., Волкова Л.А. Маркетинг. / учеб. пособие. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2013. – 337 c.
13. Ким А.Р. Оценка маркетинговых стратегий предприятий и основные направления их усовершенствования // Наука и образование сегодня. – 2018. – № 2(25). – c. 21-23.
14. Котлер Ф., Армстронг Г.,Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. / Учебник. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 944 c.
15. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. / Учебник. - СПб.: Наука, 1996. – 17-50 c.
16. Марченко С. Место шоппер-маркетинга в разработке маркетинговой стратегии // Наука и современность. – 2016. – № 45. – c. 181-186.
17. Минко И.С., Степанова А.А. Маркетинг. / учеб. пособие. - СПб.: НИУ ИТМО, 2013. – 155 c.
18. Михайлина В.В., Попова М.М. Разработка маркетинговой стратегии // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2015. – № 45. – c. 62-66.
19. О’Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход. / монография. - СПб.: Питер, 2002. – 864 c.
20. Пашкус Н.А., Пашкус В.Ю. Стратегический маркетинг. / учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.:Юрайт, 2016. – 224 c.
21. Смирнова Е.А. Маркетинговая стратегия страховой компании // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2014. – № 4(29). – c. 61-65.
22. Уолкер, О. Уолкер О.мл., Бойд Х. мл., Ларше Ж.- К., Маллинз Дж. Маркетинговая стратегия: курс MBA. / Учебник. - М.: Вершина, 2006. – 492 c.
23. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг. / Учебник. - М.: ЗАО.
24. Цлаф В.М. Реформирование промышленного предприятия. / методическое пособие для руководителей предприятий. - Самара, 1999. – 22-94 c.
25. Чернов С.Е. Стратегический маркетинг информационно-консультационных услуг. / монография. - М.: ИПКгосслужбы, 2006. – 304 c.
26. Чувакова С.Г. Стратегический маркетинг. / Учебник. - М.: Дашков и К., 2010. – 272 c.
27. Шауберт О.Ю. Разработка маркетинговой стратегии предприятия // Проблемы экономики и менеджмента. – 2016. – № 2 (54). – c. 60-64.
28. Ширшова, Д.С. Маркетинговая стратегия ПАО ГАЗПРОМ: монография [Текст] / Д.С. Ширшова, Е.С. Куликова // Молодежь и наука. – 2016. – No 1. – С.53 (дата обращения 06.03.2022); монография
29. Top Global Consumer Trends 2020. Euromonitor International. [Электронный ресурс]. URL: https://www.euromonitor.com/video/can-you-guess-the-top-consumer-trends-in-2020 (дата обращения: 19.03.2022).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:49:47