Особенности реализации социальных проектов в период цифровой трансформации
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 1 (Январь 2025)
Введение. Одной из национальных целей развития Российской Федерации, определённых Указом Президента Российской Федерации в мае 2024 года является «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы», предполагающая решение задачи достижения «цифровой зрелости» к 2030 году [1].
Цифровые технологии проникли во все сферы деятельности, активное развитие получает искусственный интеллект, сквозные технологии, роботизация, «Интернет вещей», технологии блокчейн, финансовые инструменты онлайн-платежей; инструменты таргетированной рекламы в социальных сетях, бухгалтерские программы, CRM-системы и др. [22]. Наиболее активное применение искусственного интеллекта наблюдается в медицине [13]. Например, согласно результатам опроса «ВЦИОМ-СПУТНИК», озвученным на Круглом столе АНО «Экспертный институт социальных исследований» «Искусственный интеллект и нейросети в решении общественно-политических задач» (12 декабря 2024 г.) руководителем Департамента политических исследований М.Мамоновым [43], по данным за 2024 г. 63 % процента россиян используют искусственный интеллект. При этом среди молодых людей этот показатель выше и составляет почти 90% и воспринимается большинством как инструмент помощи в различных ситуациях.
Цифровизация проникла во все сферы социально-экономической деятельности, не стало исключением её применение организациями некоммерческого сектора (далее -НКО), реализующими социально значимые проекты. К реализации социальных проектов возрастает интерес не только со стороны НКО, социально ориентированного бизнеса, но и граждан России, желающих принять участие в таких проектах в качестве волонтёров, добровольцев. Например, на форуме Общественной палаты Российской Федерации «Сообщество» обсуждены результаты Всероссийского опроса населения, проведённого в 2024 г. Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики (далее -ВШЭ). Согласно представленным результатам, 47 % опрошенных россиян считают, что среди окружающих их людей готовность помогать можно встретить часто, 42 % - редко, 8% полагают, что она вообще не встречается. Так, россияне готовы помогать участникам специальной военной операции: 69 процентов граждан выражают готовность помогать незнакомым семьям военнослужащих и военнослужащим, находящимся в зоне СВО, а более половины россиян (56 процентов) уже помогали защитникам Отечества или их семьям [24].
Актуальность темы научной публикации связана с необходимостью анализа и осмысления препятствий и перспектив при реализации социальных проектов организациями в условиях цифровой трансформации и использования новых цифровых технологий.
Изученность темы исследования. Информация о реализации социальных проектов в современный период цифровой трансформации носит разрозненный и фрагментарный характер.
Проблемные аспекты социального проектирования носят междисциплинарный характер, и рассматриваются в работах педагогов [например,9], философов [например,7], социологов [20, 10], а также экономистов, например, некоторые аспекты цифровых социально-ориентированных проектов в рамках концепции устойчивого развития отражены в работе российских исследователей Т. Албаша, Е.Ю.Кузнецовой, О.О.Подоляк, А.А.Сметаниной, Д.Н.Терентьевой [14].
Проблемным аспектам влияния цифровизации на российскую экономику посвящены труды отечественных учёных, например, А.М. Баранова [5], Д.Е. Бекбергеневой [8], Н.В. Днепровской [11], А.А. Мироедова [15], Д.А. Нагорного [17], А.В. Пролубникова [19] и др.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей в реализации социальных проектов в современный период цифровой трансформации.
Методологической основой публикации послужили нормативно-правовые акты, федеральные проекты, диссертационные исследования, научные публикации. Методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, сравнение и обобщение, а также методы индукции и дедукции.
Теоретическая значимость научной статьи заключается в описании препятствий, возможностей и перспектив в реализации социальных проектов в период цифровой трансформации.
Практическая значимость исследования определяется выявлением препятствий при реализации социальных проектов, а также описании возможностей и перспектив социальных проектов при переходе к цифровой экономике.
Научная новизна определена выявлением особенностей реализации социальных проектов в период цифровой трансформации.
Основная часть. Согласно данным Минэкономразвития России на январь 2024 г. в России зарегистрировано почти 11 тыс. социальных предприятий. Из них - 7,8 тыс. являются индивидуальными предпринимателями, 3,2 тыс. - юридические лица [25].
Основными направлениями в деятельности НКО в 2023 г. стали: пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни, при общей задаче вовлечь в систематические занятия спортом к 2030 г. 70% граждан Российской Федерации [35], сделав спорт нормой жизни для 93 млн чел. всех возрастов и групп здоровья.
С каждым годом стремительно растёт число социальных предпринимателей, деятельность которых направлена не столько на извлечение прибыли, сколько на решение социально значимых задач, а большая часть дохода идёт на расширение и масштабирование деятельности. В декабре 2024 г. в реестре зарегистрировано 12114 социальных предпринимателей [36].
Критерии социального предпринимательства и социальных предприятий закреплены в Федеральном законе от 26.07.2019 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» [4].
Социальный проект позволяет решать социальные проблемы, консолидируя общественность, вовлекая различных социальных акторов. Участие в социальных проектах позволяет создать условия для развития лидерских качеств среди молодёжи, обучать навыкам коммуникации и управления, создаёт возможность поучаствовать в общественно-политической деятельности.
Возможности для осуществлении реализации социальных проектов зависят, прежде всего, от поддержки государства организаций, осуществляющих деятельность, направленную на социально уязвимые категории населения.
Не смотря на ведение жёсткой санкционной политики вражеских к России стран не прекращается деятельность по реализации социальных проектов, реализуемых организациями некоммерческого сектора, социально ориентированного бизнеса, а также организаций, осуществляющих научную, образовательную и учебную деятельность. Наоборот, расширены меры грантовой поддержки, совершенствуется нормативно-правовая база, что способствует росту социальных проектов в стране.
Перечень фондов и организаций, оказывающих поддержку организациям в виде грантов по разным направлениям, в том числе для осуществления реализации социально значимых проектов достаточно обширен:
- Фонд президентских грантов [29];
- Фонд содействия инновациям [40];
- Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» [42];
- «Росмолодёжь» [37];
- «Российский фонд фундаментальных исследований» [31];
- «Русское географическое общество» [39];
- «Мой бизнес» [28];
- «Российский научный фонд» [38];
- Список фондов на сайте Минобразования [41];
- Официальный сайт конкурсов [23];
- Президентский фонд культурных инициатив (далее - ПФКИ) [32].
Так, благодаря поддержке социально значимых проектов Фонда президентских грантов в 2024 г. среди 10539 общественных инициатив из 89 регионов 2916 проектов получили финансирование на общую сумму 7,8 млрд руб., а для проведения собственных региональных конкурсов для 4 некоммерческих организаций выделено 2 млрд.руб. 80 регионам [30].
Например, действующий с 2021 г. ПФКИ нацелен на поддержку проектов в сфере культуры, искусства и творчества, с 2024 г. в конкурсах активное участие приняли представители новых субъектов России.
Цифровая среда предоставляет мощные инструменты продвижения социальных проектов, так, например, веб-сайты, социальные сети, контент-маркетинг позволяют донести информацию до целевой аудитории. Во многом, от проработанности веб-сайта будет зависеть способность привлекать, удерживать и в дальнейшем осуществлять сотрудничество с благотворительными и добровольческими организациями.
Массовые инициативы россиян в последние годы продемонстрировали высокий потенциал волонтёрства как ресурса, способного оперативно реагировать на различные, в том числе, чрезвычайные ситуации, при этом снижая социальную напряжённость в российском обществе.
Активное развитие волонтёрской деятельности привело к тому, что были приняты изменения в законодательные акты, касающиеся вопросов добровольчества (волонтёрства). В Федеральный закон № 15 от 05.02.2018 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтёрства)» [3] были окончательно уравнены понятия «волонтёрство» и «добровольчество».
Факторами, повлиявшими на развитие цифрового волонтёрства стали: период пандемии COVID19, распространение интернет, рост цифровой грамотности населения, развитие цифровых платформ, предоставляющих свои ресурсы для осуществления деятельности волонтёрами. В социальных сетях появились добровольческие сообщества со значительными человеческими ресурсами и способностью быстро мобилизовать волонтёров [18]. Например, благотворительный фонд «Друзья» создал и запустил платформу для онлайн-волонтёрства «ProCharity», объединив студентов, специалистов, независимых профессионалов, заинтересованных в работе с некоммерческими организациями.
Цифровое волонтёрство способно дать возможность проявить социальную активность тем, чей профессиональный опыт или стиль жизни связан с интернет-средой, цифровыми технологиями, а также людям с ограниченными возможностями [18].
Президент Российской Федерации В.В.Путин анонсировал новый национальный проект «Молодёжь и дети» [26], стартующий с конца декабря 2024 г.. Данный проект направлен на становление и развитие поколения российских граждан патриотически настроенного, высоконравственного и ответственного, способного обеспечить суверенитет, конкурентоспособность и дальнейшее развитие России. Так, участие в реализации социальных проектов способствует формированию гражданской позиции как студентов так и школьников.
Федеральный проект «Социальная активность» входящий в национальный проект «Образование» направлен на создание условий для развития и поддержки добровольчества (волонтёрства) как ключевого элемента социальной ответственности развитого гражданского общества. К концу 2024 г. 10,5 россиян вовлечены центрами (сообществами, объединениями поддержки добровольчества (волонтёрства) в добровольную (волонтёрскую) деятельность, 3,5 млн чел. используют единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтёрства) [27],
В связи с переходом к «цифре» возможности осуществления благотворительной деятельности онлайн растут:
- появились сервисы, обеспечивающие возможность пользователям осуществлять онлайн-пожертвования (например, платформы «Благо.ру», «Добро Mail.ru», «Planeta.ru», «СберВместе» и др.
- любой зарегистрированный пользователь может оказать помощь одним кликом мыши;
- использование социальных сетей и официальных сайтов значительно повышает эффективность работы благотворительных организаций;
- использование персонифицированного сторителлинга - повествование историй о конкретных лицах, как ещё преодолевающих, так и уже преодолевших трудности, а также о сотрудниках фондов и организаций.
Платформа «Добро.ру» [44] реализуется при поддержке государства и объединяет волонтёрские проекты и некоммерческие организации. Государственные структуры помогают с координацией и ресурсами, а бизнес и гражданские активисты предоставляют идеи и реализуют проекты. Реализация социальных проектов с помощью платформы «Добро.ру» является ярким примером межсекторного сотрудничества для решения социальных задач. Таким образом, сетевизация стала возможной благодаря развитию платформ цифрового взаимодействия.
Основными приоритетами государственной политики в сфере реализации государственной программы «Развитие образования» до 2030 г. являются: вовлечение молодёжи в социальную практику и её информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки талантливой, научной, творческой и предпринимательской активности молодёжи; повышение эффективности реализации мер по поддержке молодёжи, находящейся в трудной жизненной ситуации; формирование инструментов по гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодёжи [2].
Так, программа «Обучение служением» способствует достижению пункта 1б Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития о Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [1] о «реализации потенциала каждого человека, развитии его талантов, воспитании патриотичной и социально ответственной личности.
Модуль «Обучение служением» с 1 сентября 2024 г. реализуется во всех вузах страны. Обучение служением представляет инновационный подход в образовании для решения актуальных социальных задач, помогающий студенту получить практико-ориентированный опыт, так необходимый в современное время как в бизнесе, так и государственном управлении, а также это способ развития межсекторального взаимодействия, межсоциального партнёрства, развития третьего сектора в регинах, патриотизма, выработки навыков командообразования, лидерства и многих др.
Например, Ульяновский государственный университет стал одним из пилотных вузов, внедрив с 1 сентября 2023 г. образовательный модуль обучения служением на базе кафедры экономики и предпринимательства у студентов 2 курса. По приглашению Агентства социальных инвестиций и инноваций (далее - АСИИ) опорный вуз региона участвует в реализации проекта «Профессиональные компетенции - для общества, направленного на внедрение и реализацию методики обучения служения в вузы. Данный проект был поддержан Фондом Президентских грантов на развитие гражданского общества, реализуется совместно с НИУ «Высшая школа экономики», Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Югорского государственного энергетического университета, Казанского государственного энергетического университета, Вятского государственного университета.
В 2024 г. в Ульяновском государственном университете реализованы социальные проекты, осуществляемые в рамках дисциплины «Обучение служением» через цифровую платформу «Добро.ру», став партнёрами с организациями некоммерческого сектора. Так, например, социально значимый проект «Крылья надежды» [33] был направлен на исследование причин вторичного сиротства и реализован студентами по направлению «Социальная работа» при сотрудничестве с Ассоциацией приёмных семей Ульяновской области. Проект «ЭКОЛЮЦИЯ» [34] студентов Экологического факультета был направлен на привлечение внимания к проблемам экологии среди молодёжи и популяризацию решения экологических проблем, реализованного при поддержке Регионального информационно-ресурсного фонда.
В связи с цифровой трансформацией отраслей и сфер деятельности всё большую актуальность приобретают виртуальные команды, представляющие собой небольшую группу людей, объединённых общей целью и задачами, но разделённых в пространстве и (или) времени и взаимодействующих друг с другом посредством компьютерных технологий.
Факторами, влияющими на развитие цифровой трансформации и цифровой экономики в России являются цифровая грамотность, цифровая компетентность [12]. Конечно, социально ориентированные организации должны следовать трендам, обучая членов проектных команд новым и необходимым компетенциям, уделяя должное внимание цифровым инструментам, иначе, без грамотного подхода к управлению знаниями, существование самой организации будет под большим вопросом.
Актуальным является освоение новых компетенций в области digital-технологий для создания и оптимизации процессов в рамках цифровой трансформации организации. Чтобы быть на шаг впереди конкурентов и максимально использовать потенциал интегрируемых технологий, например, СБЕР УНИВЕРСИТЕТ готовит руководителей проектов цифровой трансформации для решения задач цифровизации бизнеса, овладения инструментами реализации цифрового проекта и формирования команды. Современные методики Agile, Scrum, Lean, Kanban, Six Sigma, PRINCE2, возникшие на базе Agile-идеи имеют своё ноу-хау и дают огромнейший потенциал для развития организаций, обладающих небольшими трудовыми ресурсами. Практика показывает, что для внедрения инноваций в приоритете оказывается именно проектное управление [16].
Основная тенденция в последнее время тяготеет к гибридной форме организации виртуальных команд, когда бизнес реагирует на изменения в мире, мировой экономике и преобразуется одновременно с этими изменениями [6].
Впечатляющий рост организационных отношений, опосредованных сетью, вызвал дополнительный интерес к тому, как успешно управлять виртуальными командами.
Самым главным мотивом в работе человека в виртуальной команде является результат, который показывает его работу и его ценность как специалиста с получением соответствующего материального вознаграждения. В такие команды чаще всего идут сотрудники, предпочитающие свободу и планирующие своё время самостоятельно, а работодатель преследует цель поиска квалифицированной рабочей силы, при сохраняющемся дефиците кадров в стране, виртуальная команда даёт возможность привлечь к социальному проекту участников, имеющих нужный опыт и квалификацию.
При организации сотрудничества в виртуальной команде необходимо учитывать культурные различия между членами команды, разность интересов, методов работы, удалённое месторасположение и разницу во времени.
Для успешного менеджмента, как в традиционной, так и в виртуальной командах, необходимо определять и оценивать риски и возможности. В случае виртуальной команды управление рисками значительно усложнено в связи с применением цифровых технологий, которые могут нивелировать общую информационную поддержку и принятием решений в условиях неопределённости. Конфликты вероятнее возникают в традиционных командах [21].
Для эффективного управления виртуальными командами необходимы инвестиции в технологии, системы, программы, а также регулярное обучение сотрудников работе с новыми технологиями.
Формирование новой, «цифровой» культуры чрезвычайно важно при работе с социальными проектами. Существующую культуру необходимо видоизменять, выстраивая заново взаимоотношения в проектной команде, регламентируя правила с помощью этического кодекса.
Заключение
Реализация социальных проектов в период цифровой трансформации имеет особенности, связанные с применением новых цифровых технологий, что, с одной стороны, создаёт препятствия для развития, а с другой является драйвером, открывающим новые для неё возможности, и от того сможет ли организация воспользоваться новыми открывающимися возможностями будет зависеть успех и устойчивость самой организации.
Итак, основными препятствиями в реализации социальных проектов с применением цифровых технологий являются: недостаточный уровень цифровой грамотности всех участников социальных проектов, а также важное значение имеет цифровая компетентность сотрудников. Полагаем, что для улучшения ситуации необходимо формировать «цифровую» культуру, способную придать устойчивое развитие организациям, осуществляющим реализацию социальных проектов. Неосведомлённость о возможностях для развития деятельности НКО с помощью грантовой деятельности и отсутствие опыта составления заявок на гранты, отсутствие «грантовой истории» также является препятствием для участия организаций в социально значимых проектах. Таким образом, цифровая среда предоставляет новые возможности для организаций, реализующих социальные проекты, но они же (открывающиеся возможности), и обязывают развивать у участников проектной деятельности цифровую грамотность, повышать уровень цифровой компетентности, владеть навыками социального проектирования, использовать новые цифровые технологии, что требует финансовых вложений организаций в обучение сотрудников, закупку оборудования, программного обеспечения и пр.
Таким образом, реализация масштабных социальных проектов возможна только при поддержке государства, предоставляющего, прежде всего, возможности участия в грантовой деятельности НКО. С каждом годом количество поддержанных грантов на реализацию социальных проектов растёт, что говорит о необходимости дальнейшей популяризации грантовых мер поддержки среди НКО, а также обучения сотрудников организаций, студентов, школьников социальному проектированию для дальнейшей реализации социально значимых проектов.
Проведённое нами исследование позволило выделить некоторые особенности при реализации социальных проектов в современный период, характеризующийся цифровой трансформацией.
Во-первых, в современный период реализация социальных проектов с помощью цифровых платформ позволяет формировать межсекторное взаимодействие между всеми участниками социального проекта (акторами), обеспечивая сетевизацию в цифровой среде, создавая при этом неограниченные возможности и перспективы для развития организаций.
Во-вторых, популярными становятся «гибридные команды», а также «виртуальные команды» что помогает решить «кадровый вопрос», связанный с дефицитом высококвалифицированных кадров.
В-третьих, активное привлечение молодёжи к социальным проектам с помощью инструментов волонтёрства и добровольчества, в том числе с помощью цифровых площадок способствует популяризации социальных проектов среди молодёжи и знакомит участников с проектно-ориентированной деятельностью.
Знание особенностей реализации социальных проектов необходимо при формировании стратегии цифровой трансформации организаций.
Дальнейшие направления исследований связаны с проектным управлением в период цифровой трансформации, формированием цифровой культуры как одного из главных факторов для придания устойчивости организаций.
Страница обновлена: 13.01.2025 в 11:47:18