Угрозы экономической безопасности в условиях роста инвестиционной активности региона
Захарова Ж.А.1, Захаров П.Н.1, Сакин Ю.В.2
1 Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 1
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 8 (Август 2024)
Цитировать:
Захарова Ж.А., Захаров П.Н., Сакин Ю.В. Угрозы экономической безопасности в условиях роста инвестиционной активности региона // Экономическая безопасность. – 2024. – Том 7. – № 8. – С. 2153-2168. – doi: 10.18334/ecsec.7.8.121523.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=72103225
Аннотация:
Инвестиционная активность является важным фактором, влияющим на обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона. Повышение уровня инвестиционной активности создает надежную основу для достижения высоких темпов экономического роста в регионе. Вместе с тем увеличение инвестиционной активности имеет неоднозначные последствия с точки зрения экономической безопасности региона. Наряду с положительными результатами, высокий уровень инвестиционной активности может порождать и негативные последствия.
На основе исследования статистической информации динамики и структуры инвестиций в основной капитал Нижегородской области делается вывод,об изменении инвестиционной активности разных секторов экономики, а именно усилении инвестирования государственного сектора и снижении частного инвестиционного капитала, наиболее нацеленного на поддержание устойчивых темпов роста экономики региона.Так же подчеркивается, что призванный снизить такого рода экономические риски и активизировать частный капитал в развитие экономики региона механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) с 2022 года претерпел изменение (отсутствие частного капитала, конкуренции и контрольной функции государства), что приводит к нарушению принципов ГЧП и снижению его способности задействовать частные инвестиции в качестве драйвера роста экономики региона. При этом повышенные обязательства региона по выплатам в рамках проектов государственно-частного партнерства формируют рост государственного внутреннего долга Нижегородской области, что впоследствии скажется на ее финансовой устойчивости.
Основной результат проведенного исследования заключается в выявленных угрозах экономической безопасности региона в условиях роста инвестиционной активности, таких как:
– снижение уровня частных инвестиций;
– нарастание государственного долга региона.
Данные тенденции связаны с повышением роли государства в процессах обеспечения высокого уровня инвестиционной активности в регионах России
Ключевые слова: инвестиции в основной капитал, экономический рост, частные инвестиции, государственно-частное партнерство, государственный внутренний долг региона
JEL-классификация: O31 O32 O 33
Введение. Инвестиции являются одним из драйверов роста экономики региона. При этом низкая инвестиционная активность как государства, так и бизнеса представляет угрозу экономической безопасности, так как недоинвестирование стратегически важных направлений деятельности приводит к усилению кризисных процессов социально-экономического развития на любом уровне экономики [19; 20].
В текущий период следует отметить об усилении инвестиционной активности как в целом по России, так и в отдельных регионах, что, несомненно, является положительным трендом.
Цель работы – выявить причины слабой положительной корреляции между темпами роста инвестиций в основной капитал и динамикой валового регионального продукта (ВРП) Нижегородской области, не характерной для данной взаимосвязи в целом по России.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Выявлена теснота связи между инвестиционной активностью и темпами экономического роста в России в целом, и в Нижегородской области, в частности;
2. Исследована динамика инвестиционной активности в Нижегородской области за период 2005-2023 гг.;
3. Проведена оценка вклада моделей концессионных соглашений в обеспечение высокого уровня инвестиционной активности в регионе;
4. Проанализирована структура и объем государственного долга Нижегородской области.
Новизна проведенного исследования заключается в рассмотрении уровня инвестиционной активности не только с точки зрения структуры источников финансирования, но и с точки зрения вклада различных моделей концессионных соглашений в обеспечение инвестиционного процесса в регионе.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что органы государственной власти региона могут внести коррективы в программные документы, определяющие принципы инвестиционной деятельности и выбор моделей государственно-частного партнерства в регионе.
Так, по данным Федеральной службы статистики объем инвестиций в основной капитал в России на 2023 год составил 34 трлн руб. [8]. После 2020 г. наблюдаются высокие темпы роста инвестирования (рис. 1).
Рисунок 1. Темпы роста ВВП и инвестиций в основной капитал в России
с 2005 по 2023 гг., в % к предыдущему году
Источник: [2; 14].
В 2023 году по сравнению с 2022 годом рост инвестиций в основной капитал составил практически 10%. Однако, рост инвестиций не достигает темпов инвестирования, наблюдаемых до кризиса 2008-2009 гг.
При этом темпы роста инвестиций коррелируют с темпами роста ВВП России. Рассчитанный коэффициент корреляции между динамикой инвестиций в основной капитал и аналогичным показателем по ВВП составляет 0,898, что свидетельствует о наличии устойчивой связи между анализируемыми переменными. Таким образом объем инвестиций в основной капитал является существенным факторным признаком, определяющим динамику ключевого макроэкономического показателя.
Следует отметить, что в регионах России данная взаимосвязь является неустойчивой. Аналогичные расчеты по Нижегородской области (расчет коэффициента корреляции между темпами роста инвестиций в основной капитал и динамикой ВРП региона) свидетельствуют о слабой положительной корреляции между данными показателями. Коэффициент корреляции, рассчитанный за период 2005-2022 гг. составил всего 0,454.
Анализ структуры инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в целом по России, показывает высокую долю инвестирования в отраслях: специализации (добыча полезных ископаемых); с благоприятной рыночной конъюнктурой (операции с недвижимым имуществом); транспортной, коммунально-энергетической и социальной инфраструктуры (транспортировка и логистика, обеспечение электрической энергией, водоснабжение, водоотведение, образование, спорт и культура и др.) [7]. При этом инфраструктурные проекты финансируются преимущественно за счет государственных инвестиций как в рамках реализации механизмов государственно-частного партнерства (контракты, концессии), так и за счет новых инструментов федерального финансирования (инфраструктурных кредитов).
Несомненно, что государственные инфраструктурные инвестиции, за счет снятия инфраструктурных ограничений частного бизнеса, выступают одним из источников поддержания высоких темпов экономического роста [21]. Однако, на экономическую динамику регионов в большей степени оказывают влияние, что и подтверждают отдельные исследования, непосредственно такие источники финансирования инвестиций как: региональные бюджетные средства и частный, в том числе иностранный капитал.
Так, расчеты, проводимые Р.М. Мельниковым, показывают с одной стороны невысокую эффективность федеральных бюджетных инвестиций с точки зрения их вклада в решение задач повышения темпов экономического роста и стимулирования инвестиционной активности частного бизнеса регионов России, с другой стороны – повышенную отдачу от иностранных инвестиций и инвестиций регионального бюджета. То есть, наибольшее стимулирование частных инвестиций в регионах России вызвано не столько федеральными инвестициями, сколько инвестициями из регионального бюджета и прямыми иностранными инвестициями [4; 10].
Таким образом, с точки зрения обеспечения экономической безопасности региона и поддержания устойчивых темпов экономического роста необходимо создание возможностей инвестирования за счет региональных бюджетов и активизации частного инвестиционного капитала.
Результаты исследования. Для Нижегородской области, как и в целом по России, характерно увеличение инвестиционной активности. Так, объем инвестиций в основной капитал региона в 2023 году по сравнению с 2022 годом вырос на 36,6% и составил 686,9 млрд рублей [8].
Высокие темпы инвестирования Нижегородской области наблюдаются в 2007 и 2008 гг. до кризиса конца 2008 года и начала 2009 года (рис. 2). Сильное падение инвестиций отмечается в 2015 году, что связано с последствиями кризиса 2014 года и началом санкций. В 2020 году, в отличие от общероссийской тенденции наблюдается рост инвестиционной активности региона, обусловленный вливанием федеральных бюджетных ресурсов в связи с подготовкой к 800-ю в 2021 году г. Нижнего Новгорода.
Рисунок 2. Темпы роста ВРП и инвестиций в основной капитал Нижегородской области за 2005-2022 гг., в % к предыдущему году
Источник [3; 14].
Усиление инвестиционной активности региона в 2022 и 2023 гг. связано как с реализацией федеральных проектов (трасса М12), региональных проектов (строительство новых станций метро города Нижний Новгород), а также с развитием государственно-частного партнерства Нижегородской области. В связи с чем в 2022 году по сравнению с предыдущими периодами существенно изменилась структура источников финансирования инвестиций в основной капитал региона (табл. 1).
Таблица 1. Структура инвестиций в основной капитал Нижегородской области
за счет источников финансирования с 2016 по 2023 гг., %
Источники
финансирования
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Собственные
средства
|
53,0
|
55,6
|
63,0
|
57,3
|
62,4
|
68,5
|
41,7
|
45,2
|
Привлеченные
средства, в том числе:
|
47,0
|
44,4
|
37,0
|
42,7
|
37,6
|
31,5
|
58,3
|
54,8
|
кредиты
банков
|
10,2
|
5,6
|
7,1
|
8,0
|
11,8
|
7,4
|
7,2
|
10,6
|
бюджетные
средства
|
23,2
|
26,1
|
19,5
|
12,9
|
16,5
|
19,2
|
46,1
|
37,9
|
До 2022 года большую часть инвестиций составляли собственные средства предприятий. Учитывая, что организации могут инвестировать за счет прибыли и заемного капитала, доля частных инвестиций в Нижегородской области по данным на 2021 год составила 75,9 % (291,8 млрд руб.), а в 2022 году эта цифра – 48,9% (228,7 млрд руб.). Несомненно, что снижение инвестирования за счет частного капитала было вызвано в том числе и оттоком средств предприятий из страны в результате санкционного давления. Вместе с тем, сокращение частных инвестиций в развитии экономики Нижегородской области является одной из угроз экономической безопасности, так как именно эти инвестиции нацелены на поддержание устойчивых темпов роста экономики региона [9]. При этом следует отметить о недоиспользовании потенциала частного инвестирования, поскольку за период 2021 и 2022 гг. наблюдается рост прибыли организаций Нижегородской области. Так, по данным Федеральной службы статистики сальдированный финансовый результат деятельности организаций региона составил: в 2020 году – 140,4 млрд руб.; в 2021 – 335,0 млрд руб. и в 2022 - 347,3 млрд руб. [17, с. 533]. Рост прибыли в пандемийный 2021 год – более 240%.
Вместе с тем в структуре инвестиций в основной капитал Нижегородской области значительно выросла доля привлеченных бюджетных средств с 19,2% в 2021 году до 46,1% в 2022 году и в большей части за счет инвестиций федерального центра (рис. 3).
Рисунок 3. Доля бюджетных средств в структуре инвестиций в основной капитал
по источникам финансирования, в %
Источник: [17, с. 488].
На 2022 год доля средств федерального бюджета в структуре инвестиций в основной капитал региона составила 38,8%, увеличившись по сравнению с 2021 годом примерно в 4 раза. Вместе с тем, невысокую долю составляют средства регионального бюджета, что также является негативной тенденцией, поскольку данные инвестиции имеют наибольшую отдачу в обеспечении темпов роста экономики региона. Скорее всего повышенные полномочия регионов в решении национальных задач ограничивают возможности их бюджета развития и соответственно возможности инвестирования за счет регионального бюджета.
Одним из механизмов, способных обеспечить активизацию частного капитала призвано государственно-частное партнерство. Однако и этот механизм в условиях санкционных ограничений также претерпел изменения, трансформировался [18].
Согласно данным платформы «Росинфа» в России на 2023 год реализуется более 3,5 тыс. проектов государственно-частного партнерства с общим объемом инвестиций 5,4 трлн руб. (16% от общего объема инвестиций в основной капитал). В 963 проектах (3,9 трлн руб.) предусмотрены капитальные гранты и возмещения из бюджета. Следует отметить, что в 2023 году по сравнению с 2022 годом число проектов снизилось с 346 (877,6 млрд руб.) до 116 (765,5 млрд руб.) и увеличился средний объем инвестиций на 1 проект с 2,5 до 6,8 млрд руб. [16].
Нижегородская область в 2022 году в рейтинге по уровню развития ГЧП заняла первое место с общим объемом инвестиций более 70 млрд руб. (15% общего объема инвестиций в основной капитал региона). В перечень действующих концессионных соглашений входит 25 проектов с объемом инвестирования более 155 млрд руб. Наиболее крупные проекты на основе концессии представлены в таблице 2.
К этим проектам можно отнести концессии: в отношении модернизации трамвайной сети (замена 170 ед. трамваев, 149,3 км путей, реконструкция трамвайных депо) с общим объёмом инвестиций 51 млрд руб. в рамках программы модернизации городского транспорта с участием ГК ВЭБ.РФ [15]; строительства IT-кампуса на 34 млрд руб.; строительства спорткомплекса с искусственным льдом на 15 млрд руб.; медицинского хаба в Выксе стоимостью 5,3 млрд руб., в том числе 3,8 частные инвестиции и др. [13].
Таблица 2. Основные реализуемые проекты на основе концессий
Нижегородской области
Название проекта
|
Концес-сионер
|
Общая
стоимость проекта, млрд рублей
|
Объем
частных инвестиций,
млрд рублей |
Объем
бюджетных инвестиций, млрд рублей
|
Срок
кон-цессии
|
Объем
обяза-тельств регио-нального бюджета, млрд рублей
|
Реконструкция трамвайной сети г.
Нижний Новгород
|
ООО
«Эколо-гические проекты»
|
51,35
|
35,94,
в том числе 98% кредит ГК ВЭБ РФ
|
15,4
- капита-льный грант
|
25
|
126,63
до 2027 года |
Строительство спорткомплекса с
искусственным льдом
|
ООО
«Ледовый дворец»
|
15,0
|
10,0
|
5,0
- капита-льный грант
|
10
|
26,0
|
Строительство IT-кампуса «Неймарк»
|
ООО
«РИП»
|
41,0
|
21,7
|
19,3
– капи-тальный грант
|
27
|
76,5
|
Строительство медицинского хаба в
Выксе
|
ООО
«Медси Выкса»
|
5,3
|
3,8
|
1,5
капи-тальный грант
|
25
|
Н.д.
|
При этом в 2022 и 2023 году значительно усилилась степень государственного участия в данных проектах, преимущественно за счет средств федерального бюджета (межбюджетные трансферты, инфраструктурные кредиты, выделяемые федеральным центром для стимулирования ГЧП). Также используются механизмы поддержки в ряде отраслей в сочетании с иными инструментами, например, инфраструктурными облигациями и фабрикой проектного финансирования. Концессионерами в основном выступают компании, учрежденные корпорацией развития Нижегородской области. При этом региональный бюджет возложил на себя обязательства по возврату всех инвестиционных, эксплуатационных и операционных расходов, понесенных концессионером. Так, например, по проекту реконструкции наземного электрического транспорта г. Нижний Новгород размер инвестиционного и эксплуатационного платежа, выплачиваемого концессионеру из бюджета Нижегородской области ежеквартально до 2027 года, в общей сумме составит 126,63 млрд руб.
Однако, такая трансформация противоречит принципам государственно-частного партнерства [5; 6], так как в данных проектах практически отсутствует частный капитал, в отдельных проектах государством устанавливается концессионер без проведения конкурсных процедур, что нарушает принцип конкуренции, не понятно как государство контролирует организации, созданные им же и на сколько это эффективно для бюджета региона, ведь преимущественно объектами выступают сферы не генерирующие значительного объема прибыли.
Таким образом, несмотря на рост инвестиционной активности и государственно-частного партнерства, усиление государственного участия в этих проектах, при низкой бюджетной составляющей, развитие приводит к росту государственного долга региона, что в итоге может отразится на снижении устойчивости финансовой системы Нижегородской области и формированию одной из угроз экономической безопасности региона.
По данным Министерства финансов РФ на 1 января 2024 года объем госдолга субъектов РФ составил 3,192 трлн руб., увеличившись по сравнению с 1 января 2023 года (2,789 трлн руб.) на 403 млрд руб. Основную долю в структуре госдолга субъектов РФ, а именно 77% (2,462 трлн руб.) составляют бюджетные кредиты федерального центра [12]. Нижегородская область наряду с Москвой, Татарстаном, Новгородской и Архангельской областями показала существенный рост объема госдолга в 2023 году. Однако, в этой структуре не отражаются долги регионов по концессионным соглашениям, составившие по данным Минфина на 2023 год 2,5 трлн руб.
За период 2016-2022 гг. объем государственного внутреннего долга Нижегородской области увеличился на 210% с 73,703 до 155,216 млрд руб. (табл. 3).
Таблица 3. Объем и структура государственного внутреннего долга
Нижегородской области на 1 января 2016-2024 гг. (млрд руб.)
Период
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
Государственные
ценные бумаги
|
28,9
|
31,6
|
38,3
|
42,7
|
45,3
|
41,5
|
49,6
|
41,5
|
34,0
|
Кредиты
от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых
организаций
|
28,6
|
22,0
|
5,11
|
9,96
|
10,3
|
15,2
|
0,0
|
0,0
|
7,5
|
Бюджетные
кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
|
15,6
|
19,4
|
31,9
|
19,9
|
18,9
|
28,6
|
54,9
|
91,2
|
113,2
|
Государственные
гарантии
|
0,46
|
0,4
|
0,26
|
0,21
|
0,19
|
0,19
|
0,142
|
0,22
|
0,49
|
Общий
объем государственного долга региона
|
73,7
|
73,4
|
75,5
|
72,8
|
74,7
|
85,5
|
104,6
|
132,9
|
155,2
|
Темпы
роста государственного внутреннего долга региона, в % в предыдущему периоду.
|
1
|
0,95
|
1,03
|
0,93
|
0,95
|
1,14
|
1,129
|
1,135
|
1,087
|
Структура госдолга Нижегородской области с 2022 года претерпела существенные изменения. До 2022 года основную часть составляли государственные ценные бумаги в 2021 году – 48,5%, 33,5% – бюджетные кредиты, в том числе инфраструктурные, 17,8% – кредиты кредитных организаций. В 2022 году основную часть составили бюджетные кредиты более 52% объема госдолга региона, в 2023 – 68,6%, а на 2024 г. – 72,9%. По состоянию на 1 февраля общий размер госдолга Нижегородской области, по данным минфина, составил 147,6 млрд руб. С учетом инфраструктурных кредитов долговые обязательства перед федеральным бюджетом составили 113,1 млрд руб. [11]. Согласно с. 107 Бюджетного Кодекса РФ предел устойчивости долговой нагрузки региона должен составлять 100% общего объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений [1]. В 2022 году объем государственного долга Нижегородской области составил 50% от общего объема доходов бюджета региона за вычетом объема безвозмездных поступлений. Однако, с учетом долговой нагрузки по концессионным соглашениям Нижегородской области эта цифра составит – 104,9%, то есть выходит за предел. Несмотря на то, что по поручению Президента РФ государством планируется списание 2/3 долгов регионов при условии, что эти средства используются на развитие инфраструктуры, как уже отмечалось, росту долговой нагрузки в перспективе будут способствовать весьма существенные долги региона по концессионным соглашениям, которые никак не отражаются в структуре внутреннего долга Нижегородской области.
Заключение
Возрастание доли государства в структуре инвестирования и реализации инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства (государственный капитализм), с одной стороны, позволяет реализовать проекты способствующие развитию человеческого капитала, в тоже время генерирующие не значительную долю прибыли (социальная сфера, спортивные объекты, городской транспорт и др.), с другой стороны, данный факт приводит к вытеснению и подавлению частной инвестиционной активности, являющейся одним из драйверов экономического роста региона. В связи с чем, необходим поиск оптимальной модели финансирования такого рода проектов.
Трансформация механизмов государственно-частного партнерства (практически отсутствие частного капитала, нарушение принципа конкуренции и контрольной функции государства) приводит к искажению основной роли ГЧП в развитии экономики региона: повышении инновационного потенциала региона; расширении мотивов экономической деятельности и долгосрочной ориентации частного капитала и др.
Рост инвестиционной активности региона за счет усиления государственного участия с применением новых инструментов финансирования (инфраструктурных кредитов) при невысокой составляющей бюджета развития способствует нарастанию государственного долга региона, что в итоге может отразится на снижении устойчивости финансовой системы Нижегородской области и формированию одной из угроз экономической безопасности региона. Для адекватного отражения долговой нагрузки региона необходимо включение долгов по концессионным соглашениям в структуру внутреннего долга региона и проведение постоянного мониторинга этой нагрузки.
Расширение возможностей инвестирования за счет региональных бюджетов, а также мотивация и повышение заинтересованности органов государственного управления на местах в результатах реализуемых инновационно-инвестиционных проектов требуют оптимизации системы налогообложения, то есть децентрализации бюджетных доходов.
Источники:
2. Динамика инвестиций в основной капитал. [Электронный ресурс]. URL: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F% (дата обращения: 24.04.2024).
3. Динамика инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах. [Электронный ресурс]. URL: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Frosstat.gov.ru%2Fstorage% (дата обращения: 24.04.2024).
4. Драпкин И.М., Лукьянов С.А., Боков А.А. Влияние прямых иностранных инвестиций на внутренние инвестиции в российской экономике // Вопросы экономики. – 2020. – № 5. – c. 69–85.
5. Захарова Ж.А. О принципах построения теоретической модели организационных форм по типу концессий // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. – 2016. – № 1(27). – c. 30-35.
6. Захарова Ж.А. Мотивы осуществления предпринимательской деятельности в регионах с недостаточным потенциалом саморазвития // Проблемы развития территории. – 2020. – № 1(105). – c. 22-36. – doi: 10.15838/ptd.2020.1.105.2.
7. Захарова Ж.А., Сакин Ю.В. Государственно-частное партнерство в реализации планов по импортозамещению в России в условиях санкций // Развитие и безопасность. – 2023. – № 3(19). – c. 64-79. – doi: 10.46960/2713-2633_2023_3_64.
8. Инвестиции в основной капитал. [Электронный ресурс]. URL: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Frosstat (дата обращения: 05.05.2024).
9. Лапаев Д. Н., Лапаева О.Н. Многокритериальное сравнение альтернатив в экономике. / монография /М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВОП "Волжский гос. инженерно-пед. ун-т". - Нижний Новгород: ВГИПУ, 2011. – 215 c.
10. Мельников Р.М. Влияние государственных и частных инвестиций на экономическую динамику российских регионов // Экономический анализ: теория и практика. – 2021. – № 8(515). – c. 1438-1461. – doi: 10.24891/ea.20.8.1438.
11. Министерство финансов Нижегородской области. Оперативная информация по государственному долгу Нижегородской области на 01.02.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Fmf.nobl.ru%2Ffiles%2Fbudget%2FGos (дата обращения: 05.05.2024).
12. Министерство финансов РФ. Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subj/subdbt/?ysclid=ltx5crx7si403281964 (дата обращения: 05.05.2024).
13. Минэкономразвития. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://minec.nobl.ru/upload/uf/5e1/aec720mx13ak3au9osgdxqq9jffp0z5a (дата обращения: 05.05.2024).
14. Национальные счета. ВВП России: годы. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения: 24.04.2024).
15. Основные тренды и статистика рынка ГЧП по итогам 2022 года. С. 7. [Электронный ресурс]. URL: https://pppcenter.ru/upload/iblock/2a0/2 (дата обращения: 05.05.2024).
16. Основные тренды и статистика рынка ГЧП по итогам 2023 года. [Электронный ресурс]. URL: https://pppcenter.ru/upload/iblock/ (дата обращения: 05.05.2024).
17. Регионы России. Социально-экономические показатели. / 2023: Р32 Стат. сб./ Росстат. - М., 2023. – 1126 c.
18. Семенов А.В., Бургонов О.В. Трансформация государственных и корпоративных бизнес-моделей концессии в условиях санкций и ограничений // Управление активами - 2023: Бизнес-модели в эпоху изменения делового климата: Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем рынка Российской академии наук. Москва, 2023. – c. 355-360.
19. Руденко М.Н., Чернявский С.В., Аликина Е.Б., Иванова О.Г. Теоретические аспекты экономической безопасности: критерии и индикаторы // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2019. – № 48. – c. 38-49. – doi: 10.17223/19988648/48/4.
20. Митяков С.Н., Лапаев Д.Н., Митяков Е.С. Экономическая безопасность регионов России. / монография – 3-е издание, переработанное и дополненное. - Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2019. – 299 c.
21. Городецкий А.Е., Караваева И.В., Коломиец А.Г. Экономическая безопасность России: теоретическое обоснование и методы регулирования. - Москва: Институт экономики РАН, 2023. – 361 c.
Страница обновлена: 09.10.2024 в 10:52:25