Организационные аспекты реализации проектного управления в сфере экономики (на материалах Приморского края)
Волынчук А.Б.1, Волынчук Я.А.2, Рачков Д.Д.2
1 Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН
2 Владивостокский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 2
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 8 (Август 2024)
Цитировать:
Волынчук А.Б., Волынчук Я.А., Рачков Д.Д. Организационные аспекты реализации проектного управления в сфере экономики (на материалах Приморского края) // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 8. – С. 4603-4618. – doi: 10.18334/epp.14.8.121442.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69296569
Аннотация:
Проектный подход в сфере государственного и муниципального управления предполагает поиск и реализацию эффективных моделей и методов управления, позволяющих быстро реагировать на внешние и внутренние изменения.
Стимулом для реализации проектного подхода стал переход российской экономики к стабилизации ситуации и формировании инструментов и механизмов финансирования социально значимых аспектов развития хозяйственной деятельности, создания системы воздействия на регионы для стимулирования активной перестройки управления на формирование конкурентных преимуществ и факторов устойчивости вызовам внешней среды.
Авторы проанализировали такие аспекты как: иерархичность управления проектной деятельности, принципы и основы финансирования проектов в различных социально-экономических отраслях, национальные проекты как инструмент реализации целей национального развития и региональных проектов как инструментов реализации целей регионального развития, организационно-правовые проблемы реализации национальных проектов, особенности реализации национальных проектов на территории Приморского края в сфере экономики, включая основные их направления, а также осветили приоритеты развития проектной деятельности в Приморском края в целом.
Ключевые слова: проект, проектное управление, сфера экономики, Приморский край
JEL-классификация: O20, O21, O22,
Введение.
Уровень развития государства определяется равномерностью территориального развития, уровня социального обеспечения, доступности ресурсов для развития малого и среднего предпринимательства, обеспечения региона собственными доходами для обеспечения инфраструктурного и социально-экономического развития региона в отдельности и экономики страны в целом.
Региональное деление государства основывается на единообразии ресурсной базы, социального и экономического уклада. Различия в подходах к управлению регионами и достигаемая эффективность определяет усиления диспропорции уровней развития регионов.
Спецификой пространственного регионального управления России является то, что поэтапная реализация проектного управления связана с послешоковым периодом перестройки российской экономики, а проектная деятельность нацелена не на восстановление, а на перестройку и усиление социально-экономических аспектов государства как основы формирования конкурентоспособности и устойчивости на мировом рынке.
Актуальность темы исследования заключается в том, что Приморский край – это регион, который характеризуется размером и содержанием развития городской агломерации, концентрации человеческих ресурсов, ресурсов для развития традиционных видов хозяйственной деятельности. Однако, несмотря на свое выгодное экономико-географическое положение, регион не использует преимущества приграничного расположения в полной мере, а на фоне дисбаланса условий для жизни и стимулов для региона, которые должны были способствовать привлекательности для сдерживания миграционного оттока населения и формирования благоприятных социально-экономических условий развития региона.
Теоретическую основу статьи составил анализ научно-правовых трудов таких российских ученых и исследователей, как Ш.Д. Арсланов [2] (Arslanov, 2021), Е.А. Ботарева [4] (Botareva, 2021), С.А. Городкова [6] (Gorodkova, 2022), Л.В. Иваненко [8] (Ivanenko, 2020), П.А. Минакир [10] (Minakir, 2021) и др.
В работе использовались официальные материалы Постановления Правительства РФ в рамках реализации национальных проектов, а также электронные ресурсы сети Интернет по проблемам реализации проектного управления в различных сферах, в том числе в сфере экономики на территории Приморского края.
Методологию исследования составили теоретико-правовые положения и научные подходы к пониманию организационных основ реализации проектного управления в различных сферах. В статье были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез, системный подход, обобщении основных подходов к определению проектного подхода к развитию региона, а также обобщение и формализация при определении выводов.
Целью данного исследования является анализ организационных вопросов реализации проектного управления в сфере экономики на территории Приморского края и определение проблем и перспектив их реализации.
Реализация национального проекта подразумевает иерархичность управления проектной деятельностью. Во главе системы находится заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации, управление национальными проектами Правительства РФ, каждому конкретному национальному проекту определяется исполнительный куратор из числа заместителей Председателя Правительства РФ и руководитель – из числа руководителей федеральных органов исполнительной власти, являющихся членами Правительства [2] (Arslanov, 2021).
Далее в систему управления входит проектный комитет, который непосредственно осуществляет управление проектом, реализовывает все необходимые согласования, возникающие в ходе реализации проекта. В полномочия проектного комитета также входит создание базовых рабочих групп, в чьи полномочия входит разработка проектов, необходимых для реализации проекта нормативно-правовых актов.
Спецификой является система финансирования, принципами которой являются:
- планирование всех расходов, которые обосновываются достижением плановых результатов;
- многоканальность финансовых источников: привлечение средств из всех уровней бюджетной системы РФ, внебюджетных фондов как на федеральном, так и региональном уровнях;
- транспарентность (открытость) в распределении и расходовании привлеченных финансовых средств и оценка достигнутых результатов;
- возможность перераспределения финансовых ресурсов между отдельными мероприятиями, мерами, объектами, осуществляемыми на основе изменения паспортов [4] (Botareva, 2021).
Следует отметить, что федеральные проекты, входящие в один и тот же национальный проект, могут быть в составе как одной, так и нескольких программ, что может привести к усложнению системы управления реализацией такого проекта.
Национальный проект – используемый в международном опыте комплексных программ, имеющих общенациональную значимость и требующих масштабного государственного финансирования. Национальный проект является и инструментом реализации целей национального развития с использованием моделей государственно-частного партнерства.
Понятие «проект» в этом случае является не только обобщающим в некую целостную систему, но и объединяющим процедуры, действия и мероприятия по достижению поставленной цели. Сегодня методы управления проектами практически приобрели статус стандарта, потому что позволяют в полной мере удовлетворить требования заказчиков, установить взаимовлияние и взаимосвязь с внешним окружением проекта (экономическим, экологическим, политическим, социальным, культурным и др.), снизить степень неопределенности и риска, уменьшить убытки и увеличить прибыль [8] (Ivanenko, 2020).
Единого подхода к определению понятия «национальный проект» не существует, в каждой национальной экономике применяется ситуационный подход, который основан на реализации программ, имеющих общенациональную значимость и требующие крупных вливаний государственных средств (энергетики, космические исследования, поддержка выхода на новый уровень таких отраслей, как: здравоохранение, образование и др. [6] (Gorodkova, 2022).
Национальные проекты называют новой институциональной формой развития социальной устойчивости. Как правило, социальная устойчивость – это ключевая цель государственного управления.
Региональный проект как реализуемый органами власти (либо институтами развития) субъекта РФ – комплекс мероприятий, направленный на достижение к определенному моменту времени уникального результата, значимого с точки зрения приоритетов социально-экономического развития региона, за счет достаточного для достижения цели проекта комплекса мероприятий, сформированного с учетом взвешенных рисков и обеспеченного необходимым бюджетным финансированием [16] (Samkov, 2021).
Региональный проект обеспечивает достижение или вклад в достижение цели или показателей и реализацию мероприятий федерального проекта, входящего в состав национального проекта, и структурных элементов государственной программы Российской Федерации.
Проект по своей сути, включает: финансовый, стратегический, производственный, маркетинговый планы. Если в региональных проектах в государственной сфере предусмотрен стратегический и производственный план, финансовый, содержащий расходную часть, то спецификой государственных проектов является отсутствие доходной части в проекте.
Проблемой реализации проектного управления в государственной сфере является бюрократический стиль организации, который несовместим с требованиями гибкости в проектной деятельности. В современной проектной деятельности сделана попытка изменить четкую систему иерархии в совместной деятельности по решению задач и достижении целей национальных проектов.
Проектное управление в государственном секторе испытывает влияние ряда факторов, таких как жесткая организационная структура, оформление в виде проектов «текущей» деятельности ведомств, недостаточность финансирования, несочетаемость проектного подхода с консервативной моделью «управление по поручениям».
В теоретических исследованиях понятия «приоритетный национальный проект» предполагает комплексную систему мероприятий с четко обозначенными социально-экономическими ориентирами и государственным контролем [5] (Volynchuk, 2020). Национальный проект используется как механизм программно-целевого решения задач развития страны.
Приоритетные национальные проекты являются тактическими единицами реализации стратегии РФ. Национальные проекты России включают развитие человеческого капитала, условий жизнедеятельности населения и направления развития экономики с учетом специфики регионального развития и ресурсообеспеченности. Наука, цифровизация процессов и инфраструктура являются элементами, которые обеспечивают взаимосвязь трех направлений, обеспечивая их реализацию. Эффективность обеспечивается созданием модели управления и системы взаимоотношений участников проектов [17] (Solodilov, 2021).
Национальные проекты становятся государственными инструментами выведения приоритетных отраслей на совершенный уровень развития, отвечающий потребностям общества и государства в целом. Особую роль сложившийся механизм национального проекта сыграл в условиях политического кризиса, в которых Россия вынуждена проводить политику протекционизма и импортозамещения. Сформированный механизм аккумулирования ресурсов для решения отдельной задачи – это безусловный.
Экономический эффект реализации национального проекта определяется его мультипликативным вкладом, так как все экономические сферы в той или иной степени взаимосвязаны, напрямую влияют на социальные изменения и развитие региона в целом. Основной проблемой реализации национальных проектов является оценка мультипликативного эффекта.
Кроме того, масштаб замысла и широта отражения существующих проблем развития страны не затрагивает источники экономического роста, все показатели являются объектами статистического учета [10] (Minakir, 2021). Формирование региональных проектов осуществляется с помощью декомпозиции задач национальных проектов для решения региональных проблем в рамках региональных проектов.
Для развития экономики в современных реалиях требуется использование финансово-правовых стимулов, внедряющих и применяющих цифровые продукты:
1) отбор направлений экономики, где коммуникационные технологии предоставляют конкурентные преимущества российским организациям, их эффективность, рост производительности труда;
2) увеличение объема несырьевого российского экспорта, в т.ч. на потребительском рынке с помощью применения новых технологий [9] (Menkov, 2022).
Национальный проект представляет собой механизм стимулирования государственного территориального управления, его реализация должна быть направлена на создание градообразующих предприятий, производящих продукцию, удовлетворяющую спрос на внутреннем и международном рынке и развития человеческого потенциала.
Следует отметить, что национальные проекты – это механизмы, стимулирующие органы местной власти к привлечению дополнительных инвестиций и ресурсов для реализации проектов.
Таким образом, организационно-правовые проблемы реализации национальных проектов определяются показателями эффективности:
- структуры и иерархии управления с учетом разветвленности и многоуровневой системы государственного управления;
- низкий уровень вовлеченности муниципальных властей в реализацию проектов;
- показатели общих достижений выполнения программ и проектов, не характеризующих устойчивость реализованных мероприятий, перспективность мероприятий;
- отсутствие эффективных механизмов государственно-частного партнерства;
- неиспользование перспективных направлений развития региона (транспортно-логистическая система, приграничное сотрудничество и др.);
- отсутствие уровня квалификации на уровнях муниципального управления для проектной деятельности;
- отсутствие прослеживаемости и прозрачности в нормативно-правовом регулировании всех групп и уровней документов единой системы;
- противоречия целей и задач проектов, в том числе в сфере экологии, развития рынка труда и образования, миграционной политики, развития секторов экономики и др.;
- отсутствие единообразного подхода к организации и проведению правовой экспертизы нормативно-правовых актов в субъектах РФ;
- реализация потенциала инвестиционной привлекательности региона.
Реализация национальных проектов в Приморском крае в сфере экономики сконцентрировано на снижении уровня безработицы, в том числе за счет привлечения населения к коммерческой деятельности в форме самозанятости, предоставлении консультативных услуг для обеспечения поддержки инициатив, а также развития инновационной экономики и экспорта производимой продукции.
Ключевые направления реализации национальных проектов в сфере экономики в Приморском крае представлены в таблице 1. [11, 12, 15].
Таблица 1 – Направления реализации национальных проектов в сфере экономики в Приморском крае
Региональный
проект
|
Ответственный
|
Целевой
сегмент
|
Поддержка
занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста
производительности труда в Приморском крае (2020-2027 гг.)
|
Министерство
профессионального развития и занятости населения
|
-
соискатели;
- получатели услуг по подбору вакансий; - работодатели, пользующиеся услугами центров занятости; - уязвимые группы населения (инвалиды, женщины, вышедшие с декретного отпуска, военнослужащие, уволенные в запас). |
Экономическое
развитие и инновационная экономика Приморского края
(2020-2030 гг.) |
Министерство
экономического развития Приморского края
|
-
самозанятые;
- субъекты МСП. |
Международная
кооперация и экспорт «Экспорт продукции агропромышленного комплекса
Приморского края
(2019-2025 гг.) |
Департамент
сельского хозяйства и продовольствия Приморского края
|
-
самозанятые;
- субъекты МСП; - производители с/х продукции, рыболовства. |
Следует отметить, что федеральные проекты в сфере экономики направлены на создание благоприятных условий для осуществления деятельности, включающих доступность консультаций по организации деятельности юридического лица, самозанятого, ведения налогового учета, документооборота, проводятся обучающие мероприятия в разных форматах.
Доступность микрозаймов, грантовая поддержка, поддержка добросовестных индивидуальных предпринимателей обеспечивает доступность для участников малого предпринимательства финансовых средств для старта деятельности, развития основных средств. ФП «Создание цифровой платформы» позволяет участнику малого предпринимательства получить информацию о мерах поддержки и специальных сервисах.
Поддержка экономики с помощью НП «Производительность труда» позволяет объединить сервисы по дистанционной диагностике производственных процессов, образовательных программ, повысить производительность, доступ к ресурсам для анализа своих производственных процессов и выявления «узких» мест [7] (Dyakonova, 2021).
Исследования проблем реализации национальных проектов в сфере экономики акцентируют внимание на систему проектного управления, состоящую из элементов: информационные технологии, обучение, нормативно-регламентная документация, организация.
В Приморском крае действует аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей Приморского края. Сейчас ведомство чаще всего работает с проблемами, связанными с земельными, имущественными и арендными отношениями. Особенно остро стоят они перед Владивостоком: прежде всего потому, что в дальневосточной столице расположены преференциальные режимы, на территории которых предпринимателям, не имеющим статус резидента, нельзя арендовать землю. Кроме того, многие участки в городе находятся в ведении минобороны и лесного фонда.
Основной вид деятельности Агентства проектного управления Приморского края – деятельность органов государственного управления и местного самоуправления по вопросам общего характера. Агентство координирует следующие процессы:
- реализацию национальных проектов в Приморском крае, стратегических и ведомственных проектов;
- достижение показателей эффективности деятельности Губернатора Приморского края;
- реализацию Национальной программы по развитию Дальнего Востока в Приморском крае;
- улучшение инвестиционного климата в регионе;
- внедрение Национальной социальной инициативы [1].
Координационная деятельность агентства осуществляется по следующим направлениям (рисунок 1):
Рисунок 1. Основные направления координационной деятельности Агентства проектного управления Приморского края
Источник: составлено авторами
ГИС «Управление проектами в Приморском крае» состоит из серверного оборудования, размещенного на базе центра обработки данных краевого государственного казенного учреждения «Информационно-технологический центр Приморского края», интернет-портала и автоматизированного рабочего места в органе исполнительной власти Приморского края, подключаемое к центральному сегменту [13].
Одним из ключевых инструментов реализации национальных проектов является цифровизация информационной среды. За выработку единой политики в области информатизации органов исполнительной власти, в том числе защиты информации, мероприятий по развитию информационного общества и электронного правительства в Приморском крае, создания и эксплуатации информационных систем, установлении требований к аппаратным и программным средства, а также организации работ по внедрению современных информационных систем отвечает Министерство цифрового развития и связи Приморского края.
За реализацией в Приморье национальных проектов следят более 40 общественных наблюдателей. Вместе с администрациями муниципалитетов они контролируют ход работ на возводимых социальных объектах, участвуют в их приемке и оценивают качество выполненных мероприятий. В муниципалитетах определены сотрудники, ответственные за взаимодействие с наблюдателями [14].
В настоящее время у агентства управления проектами на сопровождении находится 99 проектов. В 2024 г. требование по минимальному объему инвестиций для приоритетных инвестиционных проектов региона планируется снизить до 50 млн. рублей. Для таких проектов будут доступны все положенные приоритетным инвестиционным проектам льготы, однако прежде чем попасть на рассмотрение в инвестиционном совет при Губернаторе, проект должен будет пройти Совет при главе территории, на которой он запланирован к реализации [3].
Спецификой реализации национальных проектов в сфере экономики является взаимосвязь отраслей экономики и проектов, которые решают социальные задачи, инфраструктурные проекты, демографические проблемы, образование, рынок труда. Важно учитывать, что в каждом проекте содержится блок решения экономических задач.
Для развития предпринимательских инициатив используется механизм системы управления и методической поддержки. Агентство проектного управления Приморского края, которое, обеспечивает внедрение государственной информационной системы управления проектами, сбор и передового опыта управления проектами, участие в контрольных мероприятиях, обеспечение методологического сопровождения реализации региональных проектов, в том числе разработка и развитие нормативно-правовых актов и методических документов по проектной деятельности в Приморском крае.
В стратегии развития Приморского края до 2030 г. отражены экономические риски (таблица 2).
Таблица 2 – Экономические риски экономики Приморского края
Риск
|
Характеристика
|
Деградации
существующего научно-технологического комплекса
|
разрыв
поколений исследователей;
исчезновение научных школ; высокий темп миграции молодых научных кадров из Приморского края. |
Снижение
спроса на высококвалифицированный труд и творческие профессии.
|
структура
рынка труда;
рост доли низкотехнологичных сегментов; падение платежеспособного спроса в высокотехнологичных и наукоемких сегментах. |
Развитие
неформальной экономики
|
неконкурентоспособные
условия труда на крупных предприятиях;
низкий уровень производительности труда; неблагоприятные условия для перевода бизнеса в рамки правового поля. |
Ограничения
темпов развития экономики края
|
недостаточно
конкурентоспособный уровень оплаты труда;
уровень производительности труда; отток квалифицированных кадров и перспективной рабочей силы. |
Снижение
инвестиционной привлекательности
|
Результат
ужесточения антироссийских санкций.
|
Снижение
конкурентоспособности местных производственных компаний в результате перехода
наиболее перспективных кадров к инвесторам, анклавам, слабо встроенным в
экономику края
|
отсутствие
новых производственных комплексов с рабочими местами для местного населения;
привлекательность условий представительств компаний, зарегистрированных за пределами Приморского края. |
Потеря
конкурентоспособности и банкротство местных предприятий, ориентированных на
внутренний рынок
|
Приход
в ТОСЭР крупных инвесторов, деятельность которых будет ориентирована на
реализацию продукции не на внешний рынок, а на внутренний.
|
Утрата
конкурентоспособности местных сельскохозяйственных производителей
|
скупка
земель новыми инвесторами – крупными индустриальными аграрными производителями;
открытие границ для импорта продукции, которая является конкурентной для местных производителей. |
Потеря
экспортных рынков
|
-
|
Структура и основные направления проектной деятельности в Приморском крае ориентированы на решение основных проблем в сфере экономики: снижение воздействия рисков на стабильность традиционных секторов экономики, поддержка входящих в экономику региона анклавов, которые формируют группу компаний для выхода на внешний рынок, поддержку населения для создания новых рабочих мест и самозанятости для создания рынка субъектов предпринимательства и самозанятых, что позволяет снизить напряженность на рынке труда, создать базу для стабилизации экономики в условиях неблагоприятной экономической и политической среды.
Несмотря на то, что государственное управление в настоящее время направлено на стимулирование социально-экономической сферы Приморского края как стратегического региона для создания устойчивости экономики страны в рамках направления «разворота на Восток», качество жизни в регионе имеет рейтинг – 46 место из 86 регионов, при этом рост позиций не происходит.
Специфика расположения Приморского края определяет направленность производства на внутренний рынок и рынок стран АТР. Однако проблемы устойчивой миграции населения из края, не способствует стабилизации ситуации, а отсутствие программ отраслевого развития с четкой программой действий не решает проблем.
Следует отметить, что в настоящее время на территории Приморского края отсутствуют технопарки, бизнес-инкубаторы, иные центры, которые должны стимулировать отдельные направления научно-проектной деятельности, представляющие собой территории инновационного развития и привлечения квалифицированных кадров, подготовка и развитие кадров. Следует отметить, что международная практика, показывает, что технопарк или иная форма территориального инновационного развития, основывается на участии представителя бизнеса, имеющего ресурсный потенциал, компания должна быть участником государственного проекта и иметь коммерческий стимул для создания и развития технопарка, результативность.
Таким образом, в сфере приоритетов реализации национальных проектов является снижение факторов рисков стагнации региональной экономики с учетом сохранения экспортного потенциала, транспортной инфраструктуры и снижения напряженности на рынке труда. Проекты не содержат направлений развития высокотехнологичных отраслей, привлечения квалифицированных кадров с рынка Приморского края, что определяет миграционный отток, распределение вакансий на рынке труда, низкие позиции края в рейтинге по качеству жизни населения.
Заключение.
Национальный проект представляет собой документ, который решает вопросы совершенствования механизма взаимодействия ведомств и уровней государственной власти, целеполагание управления для достижения поставленных целей развития страны и региона на определенный период.
Национальный проект в развитии экономики Российской Федерации представляет собой инструмент, обеспечивающий согласованность участников отрасли и региона, обеспечивающий развитие социально-экономической сферы, планирование всех расходов для достижения целевых показателей, обеспечение многоканальности финансовых источников.
Противоречивость проектного подхода и бюрократической системы государственного управления снижается за счет выделения приоритетных направлений для развития отрасли экономики и вовлечении всех участников для достижения результата.
Предполагается, что проектная деятельность в системе государственного управления стимулирует деловую активность в регионе за счет усилий местных и региональных властей по созданию благоприятных комфортных условий жизнедеятельности населения, среды для бизнеса и повышения потенциала конкурентоспособности на локальном, региональном и международном рынках. Цифровая трансформация является не только элементом реализации национальных проектов, но и целевым показателем достижения установленных показателей.
Нормативно-правовое регулирование реализации национальных проектов имеет поступательный характер. Так, корректируется не только методика реализации национальных проектов, но и происходит уточнение или объединение в соответствии с поставленными целями на последующие периоды.
На настоящий период не решены следующие проблемы: низкий уровень вовлеченности муниципальных властей в реализацию проектов, неиспользование перспективных направлений развития региона, отсутствие прослеживаемости в нормативно-правовом регулировании всех групп и уровней документов единой системы. Отсутствие ранжированности мероприятий по степени важности определяет результативность развития региона за периоды.
Анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность органов власти Приморского края в реализации национальных проектов в сфере экономики показал, что большинство положений дублируют тексты федеральных документов, а полномочия органов государственной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства дублируют содержание, не имеют конкретных задач.
Схема реализации национальных проектов основана на иерархии методики, составлении отчетности. В методике отсутствуют показатели достижений отраслевого развития, которые формируют конкурентоспособность региона, устойчивость отрасли в целом, влияние на сопутствующие отрасли (мультипликативный эффект).
Разработанные предложения направлены на решение следующих задач:
- поддержка инициатив в определенной отрасли, не только конкретного предпринимателя, но и развития отрасли;
- разработка бизнес-идеи для решения определенных проблем в Приморском крае, муниципалитете;
- маркетинговая поддержка для каждого проекта;
- создание инфраструктуры для отрасли, которая получит отклик у предпринимателей;
- создание условий для справедливой конкуренции;
- использование представителей бизнес-среды Приморского края для формирования инициатив, экспертного совета, попечительского совета;
- привлечение местного населения для выбора направлений решения задач, а также участия в проектах.
Источники:
2. Арсланов Ш.Д. Актуальные направления развития системы управления государственными программами: региональный аспек // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2021. – № 10(132). – c. 148-153. – doi: 10.26726/1812-7096-2021-10-148-153.
3. Более 50 проектов признал приоритетными инвестсовет Приморья. Dalnegorsk-mo.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://dalnegorsk-mo.ru/about/news/media/2023/12/22/bolee-50-proektov-priznal-prioritetnyimi-investsovet-primorya/ (дата обращения: 14.07.2024).
4. Ботарева Е.А. Национальные проекты в инструментах реализации территориальной социально-экономической политики РФ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 1-2(52). – c. 74-78. – doi: 10.24411/2500-1000-2021-1085.
5. Волынчук А.Б., Волынчук Я.А. Позиционирование как экономическая категория в рамках реализации региональной политики: теоретический аспект // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2020. – № 3(32). – c. 102-105. – doi: 10.26140/anie-2020-0903-0022.
6. Городкова С.А., Макарова М.В., Малышев Е.А. Национальные проекты России как механизм устойчивого промышленного развития // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2022. – № 8. – c. 114-123. – doi: 10.21209/2227-9245-2022-28-8-114-123.
7. Дьяконова В.А. Анализ текущего состояния малого бизнеса и его основных проблем на территории Приморского края // Научные междисциплинарные исследования: Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Саратов, 2021. – c. 157-167.
8. Иваненко Л.В., Тимощук Н.А. Процесс реализации национальных проектов в регионе. Проектное управление // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2020. – № 3(33). – c. 103-109. – doi: 10.17122/2541-8904-2020-3-33-103-109.
9. Меньков В.В. Целевые ориентиры финансово-правового стимулирования внедрения цифровых технологий коммерческими организациями // Теория и практика общественного развития. – 2022. – № 2(168). – c. 77-82. – doi: 10.24158/tipor.2022.2.11.
10. Минакир П.А., Прокапало О.М. Национальные проекты на Дальнем Востоке: проблемы и перспективы развития // Регионалистика. – 2021. – № 1. – c. 39-55. – doi: 10.14530/reg.2021.1.39.
11. О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 19 декабря 2019 года № 860-па «Об утверждении государственной программы Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2020 – 2027 годы». Постановление правительства Приморского края от 27.12.2021 г. №861-пп. КонсорциумКодекс. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/578019469 (дата обращения: 16.07.2024).
12. О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 24 декабря 2019 года № 870-па «Об утверждении государственной программы Приморского края «Содействие занятости населения Приморского края на 2020 – 2027 годы». Profzan.primorsky.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://profzan.primorsky.ru/content (дата обращения: 11.07.2024).
13. О создании государственной информационной системы Приморского края «Управление проектами в Приморском крае». Постановление Администрации Приморского края от 18.01.2016 №12-па. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/432869466 (дата обращения: 16.07.2024).
14. Реализацию в Приморье нацпроектов контролируют общественные наблюдатели. Primgazeta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://primgazeta.ru/news/realizaciyu-v-primor-e-nacproektov-kontroliruyut-obschestvennye-nablyudateli-21-12-2019-12-27-56 (дата обращения: 15.07.2024).
15. Региональный проект Приморского края «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» в составе национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Agrodv.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://agrodv.ru/content/natsionalnye-proekty (дата обращения: 18.07.2024).
16. Самков К.Н. Финансирование реализации национальных и региональных проектов: проблемы и направления устойчивого развития // Финансы: теория и практика. – 2021. – № 4(25). – c. 24-36. – doi: 10.26794/2587-5671-2021-25-4-24-36.
17. Солодилов А.В., Бруз В.В., Кузнецова И.В. Приоритетные национальные проекты как инструмент социально-экономического развития (на примере Московского региона) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2021. – № 4. – c. 95-103. – doi: 10.18384/2310-6646-2021-4-95-103.
Страница обновлена: 25.09.2024 в 20:02:22