Экспортный потенциал Республики Таджикистан: проблемы и возможные пути их решения
Икромов Д.З.1
1 Технологический университет Таджикистана, Душанбе
Скачать PDF | Загрузок: 19 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 1 (Январь-март 2021)
Цитировать:
Икромов Д.З. Экспортный потенциал Республики Таджикистан: проблемы и возможные пути их решения // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 1. – С. 391-414. – doi: 10.18334/vinec.11.1.111564.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45611394
Цитирований: 5 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В настоящей статье рассматривается практические аспекты экспортного потенциала экономики Таджикистана. Анализируется товарная структура экспорта страны. Представлен международный обзор сравнительных данных по экспорту промышленных товаров, индекса диверсификации экспорта, индекса концентрации продуктов, а также индекса покупательной способности экспортных товаров республики с рядом развивающихся стран. Подробно рассмотрен место республики в рейтинге «Трансграничная торговля». Автор особое внимание уделяет эволюции структурного преобразования экономики Таджикистана за постсоветский период и месту современной экономики республики в индексе конкурентоспособности промышленности. По результатам исследования раскрыт экспортный потенциал экономики страны и выявлены страны (рынки) и товары с наибольшим потенциалом для экспорта. Предложен ряд практических рекомендаций по наилучшему использованию экспортного потенциала страны
Ключевые слова: экспорт, экспортный потенциал, Таджикистан, экспорт промышленных товаров, индекс концентрации, индекс диверсификации, покупательная способность, структурные преобразования, торговля
JEL-классификация: F13, F14, O24
Введение
В условиях рыночных преобразований экономики Республики Таджикистан актуальное значение приобретает вопрос повышения экспортного потенциала национальной экономики и выбора направлений, обеспечивающих увеличение экспортных возможностей.
В Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года дальнейший рост экспортного производства, а также его диверсификация определены в качестве ключевой задачи экономики.
В данном контексте чрезвычайно актуальным является исследование вопроса экспортного потенциала экономики Таджикистана, а также выработка рекомендаций по дальнейшему его совершенствованию.
Исходя из этого, на основе исследования товарной структуры экспорта экономики Таджикистана автор делает попытку выявления отраслей производства, обладающих высоким экспортным потенциалом, и поиска путей диверсификаций экспортной корзины экономики Таджикистана.
Обзор научной литературы
Последовательные структурные преобразования в экономике – от производства менее сложных товаров и услуг к более сложным – свидетельствуют о том, что экономическое развитие – это не только процесс постоянного улучшения производства одних и тех же товаров и услуг, но и процесс, требующий структурных преобразований, требующий накопления производственных возможностей, необходимых для модернизации производства. Это означает, что экономическое развитие – это процесс, зависящий от выбранной модели развития, и единственным способом достичь этой цели является проведение значительных структурных преобразований в экономике.
В своих работах Хаусман Р. и Хидалго К. [20–23] (Hausmann, Hwang, Rodrik, 2007; Hausmann, Hidalgo, Yildirim, 2014; Hidalgo, Klinger, Barabasi, Hausmann,2007; Hidalgo, 2009) акцентируют внимание на роли структурных преобразований в стимулировании экономического роста и развития, эмпирическим путем показывая, как сложность экспортной корзины страны является хорошим предсказателем будущего экономического роста.
Иными словами, развитие следует понимать как процесс, который включает не только производство большего количества того же набора продуктов, но и внедрение новых, более сложных наборов возможностей.
С другой же стороны, по мнению ряда исследователей [7, 15, 16] (Arupov, 2002, Prince, Fitton 2016, Fingerman, 2017), экспортный потенциал – это сложное явление, которое включает в себя базу природных ресурсов, обеспечивающую стране научно-исследовательский и технологический прогресс, технологическое, промышленное и социально-культурное развитие для достижения устойчивых темпов экспортной переработки и высокого уровня жизни.
Е.Л. Андреева и Е.В. Малышева [1] (Andreeva, Malyşeva, 2020) придерживаются точки зрения, что под экспортным потенциалом национальной экономики следует понять способность государства создавать условия для развития национальной экономики за счет успешной реализации внешнеторговой политики, нацеленной на углубление процесса участия страны в международном разделении труда.
Д.В. Хицкова считает, что экспортный потенциал страны – это способность отраслей национальной экономики, национальных компаний создавать конкурентоспособные продукты и услуги и экспортировать их на внешние рынки [9] (Xitskova, 2017).
По мнению американских исследователей [19] (Goldstein, Pevehouse, 2008), на практике существуют два основных вида экспорта: промышленных товаров и сырья.
Экспорт промышленных товаров – наиболее часто используемая стратегия для достижения роста, обусловленного экспортом. Подобные экспортно ориентированные отрасли, как правило, конкурируют с индустриально развитыми странами, которые часто имеют лучшие технологии, более образованных рабочих и больше капитала. В этой связи страна должна найти определенные экспортно ориентированные отрасли, которые могут производить конкурентоспособные на мировом рынке товары.
Экспорт сырья – другой вариант экспортно ориентированной стратегии. Данная стратегия является рискованной по сравнению с экспортом промышленных товаров. Дело в том, что при ухудшении международной торговли подобные страны вынуждены будут экспортировать все больше и больше сырья для импорта такого же количества товаров, что, в свою очередь, приведет к затруднениям в получении прибыли [7] (Xu Han, 2018).
Истории формирования и развития экспортного потенциала экономики Таджикистана посвящены также исследования ученых-экономистов и историков республики, среди которых Н.К. Каюмов [3] (Gayumov, 2015), С.Д. Комилов [5] (Komilov , Fayzulloev, 2011), [6] (Komilov, Rakhmonov, 2013), Н.Х. Хоналиев [10] (Khonaliev, 2009.), [11] (Khonaliev, 2014), [12] (Khonaliev, 2017) и другие.
Несмотря на это, вопросы структурных преобразований, а также развития экспортного потенциала экономики Таджикистана и его практического использования остаются недостаточно исследованными. В научных работах рассматриваются, как правило, отдельные аспекты этой проблемы. Необходимость более глубокого анализа проблем в этой сфере и на основе этого выработки ряда практических рекомендаций по более полному использованию экспортного потенциала экономики Таджикистана определили тему настоящей статьи.
Постановка вопроса
Экспорт является важным показателем способности экономики производить и экспортировать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Как показывает опыт промышленно развитых государств, успешную структурную трансформацию можно провести тогда, когда экономика начинает производить и экспортировать более разнообразные и сложные продукты.
Структура и сложность экспорта несут важную информацию о потенциале экономического роста и структурных преобразований.
Таджикистан, располагая значительными ресурсами, имеет крайне низкий уровень реализации данного потенциала во внешнеторговой сфере. Это подтверждается тем, что удельный вес сырьевых компонентов экспорта республики с 1995 по 2020 г. так и не изменился и временами достигал около 80–90% от общего объема экспорта (табл. 1).
Таблица 1
Товарная структура экспорта
Республики Таджикистан за 1995–2020 гг.
Годы/
Показатели |
Всего экспортировано товаров
(в млн долл. США) |
Из них (в %):
| ||
Первичные товары, драгоценные камни и
немонетарное золото
|
Машины и транспортное оборудование
|
Прочие промышленные товары, прошедшие
несколько стадий обработок
| ||
1995
|
749,1
|
84,8
|
3,1
|
8,8
|
2000
|
785
|
84,9
|
5,9
|
2,2
|
2005
|
892,2
|
80,2
|
3,4
|
4,2
|
2010
|
1173,2
|
88,5
|
2,9
|
3,2
|
2015
|
874,1
|
85,5
|
3,5
|
5,6
|
2018
|
1186,5
|
81,4
|
3,8
|
10,0
|
2019
|
1174,4
|
79,5
|
4,0
|
16,5
|
9 месяцев 2020 г.
|
1189,0
|
87,3
|
1,1
|
11,6
|
В структуре экспорта республики доля минеральных продуктов составляет 31,7%, металлов – 22,7%, драгоценных металлов – 17%, в совокупности они составляют свыше 70% экспорта Таджикистана.
Экспортные промышленные товары, прошедшие несколько стадий обработок, такие как продукты текстильной промышленности, напитки, табак и пр., в структуре экспорта Таджикистана максимального значения достигли в 2019 году (в районе около 16,5%) и по сравнению с 2000-ми годами находятся в относительно благоприятном положении. Однако полагаясь на данные 1995 г., можно с уверенностью отметить, что до кризисных периодов данный показатель был в лучшем положении, чем на современном этапе, и республика все еще не достигла предкризисного периода по этому показателю.
Однако другие данные свидетельствуют о том, что экспорт продукции текстильной промышленности республики оставался на неизменном уровне в течение всего постсоветского периода. [1]
Экспорт продуктов с более высокой добавленной стоимостью («Машины и транспортное оборудование») в структуре экспорта Таджикистана максимальное значение достиг в 2000 году в районе около 6%, а в последние годы не превышает и 5%.
Экспорт промышленных товаров на душу населения с 1990 по 2018 г. оставался неизменным. За этот же период доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта не только не поднялась, но и наоборот, снизилась с 0,14 до 0,13% (табл. 2). [2]
Таблица 2
Экспорт промышленных товаров
из Таджикистана за 1990–2018 гг.
Годы/Показатели
|
2018
|
2010
|
2005
|
2000
|
1995
|
1990
|
Экспорт
промышленных товаров на душу населения
(в пост. ценах 2010 г., в долл.) |
15
|
15,4
|
15,4
|
15,4
|
15,4
|
15,4
|
Доля
экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта (%)
|
0,13
|
0,14
|
0,14
|
0,14
|
0,14
|
0,14
|
Сравнительный анализ данных Республики Таджикистан с некоторыми странами СНГ, Грузией, а также Боснией и Герцеговиной свидетельствует о том, что по вышеназванным индикаторам республика существенным образом уступает этим странам.
Если экспорт промышленных товаров на душу населения в Узбекистане и Кыргызской Республике в 2018 г. составил 89 и 148 долл. соответственно, в Таджикистане данный показатель был равен всего 15 долл. (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительный анализ данных по экспорту промышленных товаров Таджикистана с рядом стран за 2018 г.
Страны/
Индикаторы |
Экспорт промышленных товаров на душу
населения
(в пост. ценах 2010 г., в долл.) |
Доля экспорта промышленных товаров в
общем объеме экспорта, (в %)
|
Армения
|
559
|
0,76
|
Азербайджан
|
119
|
0,06
|
Бангладеш
|
198
|
0,98
|
Босния
и Герцеговина
|
1 796
|
0,83
|
Грузия
|
468
|
0,84
|
Казахстан
|
749
|
0,22
|
Кыргызская
Республика
|
148
|
0,51
|
Молдова
|
277
|
0,61
|
Таджикистан
|
15
|
0,14
|
Узбекистан
|
89
|
0,27
|
Доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта в нашей республике в 2018 г. составила всего 0,14%, в то время как соседние страны в разы больше экспортировали промышленные товары.
Другими важными индикаторами, с помощью которых можно измерить состояние промышленности страны, являются «Индекс диверсификации экспорта» и «Индекс концентрации экспорта».
Индекс диверсификации показывает, в какой степени структура экспорта или импорта по продуктам данной экономики или группы стран отличается от мировой модели и принимает значения от 0 до 1. Значение, близкое к 1, указывает на большее расхождение с мировым.
Индекс диверсификации экспорта Таджикистана является более низким по сравнению со странами-компараторами, в связи с чем республика с большей вероятностью испытывает более высокую волатильность объема производства по сравнению со странами-компараторами, у которых структура экономики является более диверсифицированной.
Таблица 4
Сравнение индекса диверсификации экспорта
Таджикистана со странами-компараторами
Годы/Страны
|
1995
|
2000
|
2005
|
2010
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
Албания
|
0,72
|
0,75
|
0,73
|
0,72
|
0,70
|
0,72
|
0,72
|
0,71
|
Армения
|
0,60
|
0,72
|
0,78
|
0,74
|
0,79
|
0,76
|
0,78
|
0,75
|
Азербайджан
|
0,71
|
0,79
|
0,77
|
0,80
|
0,81
|
0,84
|
0,84
|
0,83
|
Беларусь
|
0,70
|
0,55
|
0,57
|
0,54
|
0,55
|
0,52
|
0,52
|
0,52
|
Босния
и Герцеговина
|
0,57
|
0,66
|
0,66
|
0,58
|
0,61
|
0,61
|
0,62
|
0,59
|
Грузия
|
0,65
|
0,70
|
0,75
|
0,69
|
0,64
|
0,67
|
0,65
|
0,67
|
Казахстан
|
0,73
|
0,57
|
0,75
|
0,77
|
0,79
|
0,80
|
0,79
|
0,79
|
Киргизия
|
0,69
|
0,76
|
0,71
|
0,73
|
0,66
|
0,65
|
0,71
|
0,68
|
Северная
Македония
|
0,61
|
0,66
|
0,65
|
0,62
|
0,67
|
0,68
|
0,66
|
0,66
|
Молдова
|
0,71
|
0,72
|
0,72
|
0,67
|
0,72
|
0,73
|
0,73
|
0,73
|
Таджикистан
|
0,78
|
0,84
|
0,84
|
0,80
|
0,82
|
0,80
|
0,81
|
0,81
|
Туркменистан
|
0,78
|
0,77
|
0,80
|
0,75
|
0,84
|
0,84
|
0,84
|
0,82
|
Узбекистан
|
0,86
|
0,77
|
0,71
|
0,71
|
0,76
|
0,77
|
0,81
|
0,76
|
С другой же стороны, «Индекс концентрации экспорта» показывает, в какой степени экспорт и импорт отдельных стран или групп стран сконцентрированы на нескольких продуктах, а не распределены более однородно между несколькими продуктами.
Сравнение индекса концентрации продуктов Таджикистана со странами компараторами показывает, что за 1995–2018 гг. данный показатель для Беларуси, Таджикистана и Узбекистана существенным образом снизился (табл. 5).
Таблица 5
Сравнение индекса концентрации продуктов
Таджикистана со странами-компараторами [3]
Годы/Страны
|
1995
|
2000
|
2005
|
2010
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
Албания
|
0,19
|
0,24
|
0,27
|
0,20
|
0,22
|
0,23
|
0,25
|
0,29
|
Армения
|
0,13
|
0,30
|
0,36
|
0,23
|
0,26
|
0,27
|
0,31
|
0,26
|
Азербайджан
|
0,42
|
0,57
|
0,57
|
0,87
|
0,78
|
0,81
|
0,82
|
0,83
|
Беларусь
|
0,49
|
0,17
|
0,28
|
0,25
|
0,24
|
0,17
|
0,17
|
0,10
|
Босния
и Герцеговина
|
0,16
|
0,20
|
0,14
|
0,11
|
0,10
|
0,10
|
0,10
|
0,21
|
Грузия
|
0,16
|
0,16
|
0,20
|
0,21
|
0,18
|
0,20
|
0,21
|
0,60
|
Казахстан
|
0,20
|
0,63
|
0,61
|
0,63
|
0,56
|
0,51
|
0,53
|
0,36
|
Киргизия
|
0,14
|
0,33
|
0,18
|
0,29
|
0,45
|
0,33
|
0,40
|
0,19
|
Северная
Македония
|
0,12
|
0,18
|
0,17
|
0,14
|
0,21
|
0,22
|
0,21
|
0,26
|
Молдова
|
0,22
|
0,22
|
0,25
|
0,14
|
0,17
|
0,16
|
0,17
|
0,64
|
Таджикистан
|
0,44
|
0,50
|
0,57
|
0,51
|
0,36
|
0,34
|
0,31
|
0,34
|
Туркменистан
|
0,48
|
0,47
|
0,72
|
0,34
|
0,62
|
0,60
|
0,67
|
0,29
|
Узбекистан
|
0,59
|
0,35
|
0,27
|
0,24
|
0,31
|
0,35
|
0,40
|
0,26
|
Таким образом, данное обстоятельство вновь указывает на то, что высокая концентрация и зависимость от несколько экспортных продуктов для повышения развитости экспорта лишь маскируют проблему низкой диверсификации экономики страны.
Международные данные свидетельствуют о том, что покупательная способность экспорта Таджикистана с каждым годом имеет тенденцию к снижению, у соседних с Таджикистаном стран – с каждым годом увеличивается (табл. 6). [4]
Таблица 6
Индекс покупательной способности экспорта товаров из ряда стран (2000=100)
Страны/Года
|
2000
|
2005
|
2010
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
Афганистан
|
100
|
236.8
|
184.1
|
274.4
|
300.2
|
377.1
|
401.9
|
494.1
|
Албания
|
100
|
205.9
|
383.2
|
488.8
|
516.1
|
590.9
|
706.2
|
678.3
|
Армения
|
100
|
274.9
|
220.6
|
342.1
|
439.3
|
525.3
|
530.3
|
601.5
|
Азербайджан
|
100
|
346.8
|
927.2
|
610.6
|
499.8
|
572.3
|
712.8
|
710.0
|
Босния
и Герцеговина
|
100
|
180.7
|
280.9
|
306.4
|
332.8
|
382.8
|
405.6
|
378.9
|
Казахстан
|
100
|
257.3
|
444.4
|
348.4
|
445.4
|
546.8
|
629.7
|
421.8
|
Кыргызстан
|
100
|
102.9
|
191.2
|
162.3
|
286.5
|
366.8
|
439.9
|
214.4
|
Молдова,
Республика
|
100
|
183.6
|
203.5
|
317.0
|
184.4
|
199.5
|
196.9
|
430.2
|
Таджикистан
|
100
|
84.8
|
77.9
|
59.8
|
352.4
|
399.1
|
405.3
|
66.4
|
Туркменистан
|
100
|
171.4
|
183.9
|
282.9
|
62.8
|
79.5
|
65.8
|
273.9
|
Узбекистан
|
100
|
142.0
|
281.5
|
238.0
|
201.5
|
212.6
|
262.4
|
388.8
|
Сравнение с такими странами, как Афганистан и Кыргызская Республика, которые экспортируют схожую с Таджикистаном продукцию, показывает, что за этот период у отмеченных стран покупательная способность их экспортной продукции увеличивалась в 4 и 2 раза соответственно, что свидетельствует о том, что за вырученные от экспорта товары эти страны покрывают больше импорта, чем Таджикистан.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что цены на экспортируемые из Таджикистана товары подвержены мировому колебанию, в результате чего мы с каждым годом на вырученную от экспорта сумму покрываем меньше импортируемых товаров, следствием чего также является огромный разрыв между экспортом и импортом.
Экономический рост обусловлен диверсификацией и выпуском новых продуктов, которые становятся все более сложными. С 2003 по 2018 г. Таджикистан добавил 10 новых экспортных товаров, которые в 2018 году принесли республике доход на душу населения в размере 34 долларов США. [5]
Таблица 7
Новые экспортные товары ряда стран за 2003–2018 гг.
Страны
|
Количество новых продуктов
|
Дополнительный доход на душу населения
(в долл.) |
Общая стоимость экспорта новых товаров
(в долл.)
|
Узбекистан
|
31
|
11
|
376
|
Босния
и Герцеговина
|
29
|
133
|
441
|
Кыргызская
Республика
|
25
|
10
|
62,8
|
Молдова
|
23
|
43
|
118
|
Армения
|
22
|
39
|
115
|
Казахстан
|
15
|
40
|
730
|
Таджикистан
|
10
|
34
|
306
|
Туркменистан
|
1
|
8
|
47,1
|
Несмотря на то, что количество этих товаров небольшое, тем не менее они были экспортированы в достаточно больших объемах, чтобы способствовать значительному росту доходов.
В число основных новых разработанных товаров входят:
- цинковая руда, экспорт составил 52% от общей роста, или 159,1 млн долл.;
- медная руда: 25%, или 76,5 млн долл.;
- цементы: 15,5%, или 47,3 млн долл.;
- дубленые шкуры крупного рогатого скота или лошадей: 2,7%, или 8,3 млн долл.
Как видно, эти товары входят в категорию сырьевых товаров и являются товарами с высокой добавленной стоимостью.
В целом же количество экспортируемых Таджикистаном товаров за 1995 по 2018 г. увеличилось всего на 20 продуктов, и по данному показателю республика находится на предпоследнем месте среди выбранных автором стран (табл. 8).
Таблица 8
Сравнение количества экспортируемых товаров
Таджикистаном со странами-компараторами [6]
Годы/Страны
|
1995
|
2000
|
2005
|
2010
|
2015
|
2018
|
Албания
|
98
|
110
|
134
|
166
|
161
|
168
|
Армения
|
121
|
102
|
126
|
133
|
153
|
161
|
Азербайджан
|
138
|
137
|
172
|
165
|
155
|
170
|
Босния
и Герцеговина
|
124
|
183
|
202
|
219
|
218
|
218
|
Грузия
|
91
|
107
|
122
|
160
|
184
|
197
|
Казахстан
|
206
|
35
|
195
|
211
|
224
|
236
|
Киргизия
|
147
|
136
|
144
|
169
|
171
|
185
|
Молдова
|
159
|
132
|
162
|
178
|
178
|
185
|
Таджикистан
|
109
|
81
|
76
|
106
|
93
|
128
|
Туркменистан
|
88
|
86
|
72
|
123
|
95
|
113
|
Узбекистан
|
147
|
163
|
149
|
171
|
163
|
179
|
В то время как республика за 1995–2018 гг. увеличила количество экспортируемых товаров всего на 20 продуктов, такие страны, как Грузия, Босния и Герцеговина, а также Албания, добились существенных прогрессов в этом вопросе.
Таджикистан в исследовании «Ведение бизнеса 2020» по такому показателю, как «Трансграничная торговля», находится на 141-м месте среди 190 стран мира [7] (рис. 1).
Рисунок 1. Место ряда стран в рейтинге «Трансграничная торговля» в 2020 г.
Источник: составлено автором на основе данных «Ведение бизнеса 2020».
В 2018 г. Таджикистан упростил трансграничную торговлю, упростив, в свою очередь, таможенное оформление с Узбекистаном через «Соглашение об упрощенном таможенном коридоре». В 2019 году Таджикистан упростил процедуры экспорта скоропортящихся продуктов, что в итоге позволило экспортерам затрачивать меньше времени на выполнение всех пограничных процедур.
В результате этих реформ по времени, потраченному как на пограничные и таможенные процедуры (27 часов), так и на оформление документов (66 часов), Таджикистан уступает только Кыргызской Республике (5 часов) и Молдове (3 часов).
Таблица 9
Раскрытие показателя «Трансграничная торговля»
в исследовании «Ведение бизнеса 2020»
|
Место страны по показателю «Трансграничная
торговля»
|
Время на экспорт: пограничный и таможенный
контроль (в часах)
|
Время на экспорт: оформление документов (в часах)
|
Молдова
|
38
|
3
|
48
|
Армения
|
43
|
27
|
2
|
Грузия
|
45
|
6
|
2
|
Азербайджан
|
83
|
17
|
33
|
Кыргызская
Республика |
89
|
5
|
72
|
Казахстан
|
105
|
105
|
128
|
Таджикистан
|
141
|
27
|
66
|
Узбекистан
|
152
|
32
|
96
|
Монголия
|
143
|
134
|
168
|
Бангладеш
|
176
|
168
|
147
|
Афганистан
|
177
|
48
|
228
|
Если на пограничные и таможенные процедуры в Таджикистане требуется 27 часов, то данная процедура в Узбекистане занимает 32 часа, а в Казахстане 105 часов.
Время на оформление документов при международной торговле в Таджикистане занимает 66 часов, в то время как в Узбекистане данная процедура занимает 96 часов, в Кыргызской Республике – 72, в Казахстане – 128. В Армении и Молдове данная процедура занимает намного меньше времени: 2 и 48 часов соответственно.
Несмотря на достигнутые успехи, Таджикистан по стоимости как пограничной и таможенной процедуры (313 долл.), так и по оформлению документов (330 долл.) существенно уступает вышеотмеченным странам.
Таблица 10
Раскрытие показателя «Трансграничная торговля»
в исследовании «Ведение бизнеса 2020»
|
Место страны по показателю «Трансграничная
торговля»
|
Стоимость экспорта:
пограничный и таможенный контроль (в долл.) |
Стоимость экспорта:
оформление документов (в долл.) |
Молдова
|
38
|
76
|
44
|
Армения
|
43
|
100
|
100
|
Грузия
|
45
|
112
|
0
|
Азербайджан
|
83
|
214
|
250
|
Кыргызская
Республика |
89
|
10
|
110
|
Казахстан
|
105
|
470
|
200
|
Таджикистан
|
141
|
313
|
330
|
Узбекистан
|
152
|
278
|
292
|
Монголия
|
143
|
225
|
64
|
Бангладеш
|
176
|
408
|
225
|
Афганистан
|
177
|
453
|
334
|
Если стоимость экспорта при прохождении пограничного и таможенного контроля в Таджикистане составляет 313 долларов, то в Узбекистане – 278 долл., в Кыргызской Республике – всего 10 долл., в Казахстане – 470, в Армении и Молдове –100 и 76 долл. соответственно.
Стоимость оформления документов при международной торговле в Таджикистане составляет 330 долларов, в то время как в Узбекистане – 292 долл., в Кыргызской Республике – всего 110 долл., в Казахстане – 200 долл., в Армении и Молдове –100 и 44 долл. соответственно.
Исследование частного сектора в Таджикистане показывает, что дублирование документов стало одним из основных препятствий при экспортных операциях. [8] Например, контракты и регистрационные документы компании (всего 30–40 страниц) необходимо подавать каждый раз для каждой партии отправлений для получения сертификатов. Более того, по словам респондентов, для получения разрешений и справок также требуется большое количество вторичных документов (от 40 до 50 документов). Таким образом, количество копий документов, необходимых для подачи, часто достигает 200 и более страниц.
Напротив, результаты обследования государственного сектора показывают, что с момента введения в действие нового Таможенного кодекса 2012 года документальные требования для экспорта и импорта (статья 131 Таможенного кодекса Таджикистана) были сведены к минимуму. [9]
Экономическое развитие требует накопления производственных знаний и их использования во все более сложных отраслях. Гарвардская лаборатория роста оценивает текущее состояние производственных знаний страны с помощью индекса экономической сложности (ИЭС), рассчитываемого на основе разнообразия экспортных товаров, производимых страной, и их повсеместного распространения или количества стран, способных их производить (и сложности этих стран).
Индекс экономической сложности (ИЭС) Республики Таджикистан показывает, что за 23 года, с 1995 по 2018 г., страна опустилась на 31-ю позицию: с 85-го на 116-е место. [10]
За этот же период Албания и Узбекистан, с которым Таджикистан в 1995 году находился практически на одном уровне, поднялись с 84-го на 76-е и с 87-го на 80-е места соответственно.
В глобальном индексе конкурентоспособности промышленности (ИКП) Таджикистан опустился со 112-го места в 1990 году на 129-е место в мире в 2018 г.
Таблица 11
Место ряда стран в индексе
конкурентоспособности промышленности
Страны/Года
|
1990
|
2018
|
Албания
|
115
|
118
|
Бангладеш
|
101
|
70
|
Боливия
|
104
|
102
|
Босния
и Герцеговина
|
103
|
80
|
Гондурас
|
103
|
95
|
Грузия
|
99
|
96
|
Черногория
|
113
|
127
|
Непал
|
126
|
135
|
Парагвай
|
108
|
100
|
Таджикистан
|
112
|
129
|
Группа стран с низким
уровнем дохода [11]
|
135
|
137
|
Республика Таджикистан с 1990 года и вплоть до 1995 года в ИКП считалась страной со средним уровнем развития промышленности. Более того, в 1990 г. республика занимала 21-е место в списке 30 среднеразвитых промышленных стран. [12] Начиная с 1995 года и по настоящее время республика входит в группу 30 слаборазвитых промышленных стран (табл. 12).
Таблица 12
Таджикистан в глобальном индексе конкурентоспособности промышленности за 1990–2018 гг.
Годы/ Показатели
|
2018
|
2010
|
2005
|
2000
|
1996
|
1995
|
1990
|
Индекс
конкурентоспособности в промышленности (ИКП)
|
129
|
129
|
125
|
124
|
123
|
118
|
113
|
Уровень
развития промышленности
|
Низкое
|
Низкое
|
Низкое
|
Низкое
|
Низкое
|
Ниже среднего
|
Ниже среднего
|
За вышеотмеченный период некоторые страны достигли значительного успеха в развитии своей промышленности. Так, Босния и Герцеговина, которая в начале 1990-х годов по уровню ВВП (в текущих ценах, $) была почти на одном уровне с Таджикистаном [13], в глобальном индексе конкурентоспособности промышленности поднялась на 34 пункта: со 114-го места в 1990 г. до 80-го места в 2018 г. [14]
Чтобы проанализировать развитие и структурную трансформацию, в коллективной работе Хидалго К. и др. [22] (Hidalgo, Klinger, Barabasi, Hausmann, 2007) был разработан новый аналитический инструмент, названный «пространство продукции», который формализует идею взаимосвязи между продуктами, продаваемыми в мировой экономике, и помогает выяснить, почему некоторые страны испытывают устойчивый экономический рост, в то время как другие становятся сторнирующими и неспособными развиваться.
«Пространство продукции» содержит 775 узлов и 1525 ссылок. Каждый узел (кружок) представляет продукт в соответствии с четырехзначной классификацией «Международная стандартная торговая классификация». Цвет ссылки, соединяющей любые два и более узла, показывает, насколько схожи возможности, необходимые для производства и экспорта этих двух товаров, если судить по их близости.
Визуализация отображает местоположение страны в «пространстве продукции» и ее экспортной корзины и позволяет понять, что они могут производить, какие продукты находятся поблизости (на небольшом расстоянии), которые зависят от ноу-хау, тем самым определить пути к промышленной диверсификации.
Неоднородная структура пространства продуктов имеет важные последствия для структурных изменений. Продукты, отображенные на периферии, как правило, менее сложны и имеют более низкую эластичность спроса на экспорт по доходу.
В этой связи переход на производство других продуктов будет более сложным для страны, специализирующейся на периферийных продуктах.
Стране, производящей товары в плотном ядре продуктового пространства, проводить структурную трансформацию намного проще, так что набор приобретенных возможностей можно легко использовать для производства других продуктов.
Продукты, находящиеся в центре, являются наиболее сложными и хорошо связаны с остальной частью продуктового пространства, то есть эти продукты предоставляют больше возможностей для повторного развертывания возможностей, которые они воплощают, что облегчает экспорт большого числа других продуктов.
Следовательно, страны, экспортирующие значительную долю сырьевых товаров из «ядра», сталкиваются с совершенно другими перспективами, чем страны с низким уровнем присутствия в «ядре» товарах.
Иными словами, если продукция страны находится в центре пространства, тогда набор этих возможностей можно с легкостью переместить к близлежащей продукции, тем самым ускоряя процесс структурных преобразований в экономике.
Если карта показывает на продукцию из периферии, то ее перемещение является проблематичным, поскольку ни один ближайший товар невозможно произвести с существующим набором возможностей страны.
Пространство продуктов очень неоднородно. «Периферийные продукты», такие как овощи, фрукты, одежда и пр., слабо связаны с другими продуктами. В центре сети находится «ядро» тесно связанных продуктов, в основном машин, химикатов и капиталоемких (металлических) продуктов.
Существуют также кластеры продуктов, например кластер одежды и кластер электроники, где продукты тесно связаны внутри каждого кластера, но не очень хорошо связаны с остальной частью продуктового пространства.
Хидалго К. и др. [22] (Hidalgo, Klinger, Barabasi, Hausmann, 2007) улавливают это понятие сходства между двумя продуктами, наблюдая за результатами торговли, а не рассматривая физическое сходство между продуктами или их вводимыми ресурсами. Они утверждают, что производство (и экспорт) различных продуктов требует разных и очень специфических возможностей, таких как человеческий или физический капитал, знание рынков, правовых систем, институтов и т.д. Например, возможности, необходимые для успешного экспорта овощей и фруктов, существенно отличаются от тех возможностей и навыков, которые требуются для производства и экспорта компьютеров или программного обеспечения.
Таким образом, древовидная карта экспорта товаров из Таджикистана показывает, что преобладающее большинство выпускаемых Таджикистаном товаров расположены на периферии «Пространство продукции», которое подразумевает, что данные продукты не связаны друг с другом и в возможностях для производства близких товаров ограничены (рис. 2).
Рисунок 2. Таджикистан в сети «Пространство продукции» в 2018 г.
Источник: Tajikistan in Product Space, 2018 // Atlas of Economic Complexity. – URL: https://atlas.cid.harvard.edu/countries/217/paths (дата обращения: 10.01.2021).
Подобными товарами для республики являются:
- сельхозтовары (отображенные желтым цветом), такие как овощи, фрукты и сухофрукты, доля которых в экспортной корзине республики в 2018 г. составила 3,4%;
- текстиль (зеленый цвет) в виде хлопка-сырца, пряжи хлопчатобумажной, мужские костюмы и брюки, и пр., совокупная доля которого в 2018 г. составила 8,3% экспортной корзины республики.
Что же касается химических товаров (сиреневый цвет), машин, оборудования (фиолетовый) и металлов (коричневый цвет), то они, судя по сети, слишком далеко расположены и не связаны друг с другом.
Республика обладает набором производственных возможностей, которые нелегко перераспределить для производства неиспользованных возможностей.
Для наглядного примера возьмем Боснию и Герцеговину. Эта страна также приобрела суверенитет в начале 90-х годов и также сталкивалась с политическим кризисом, который также был окончен в середине 90-х годов, как и в Таджикистане.
Данные Всемирного банка указывают на то, что Таджикистан вначале, в 1994 году, имел примерно такой же объем ВВП, что и Босния и Герцеговина. Однако после окончания политической нестабильности в середине 90-х годов объем ВВП в Боснии и Герцеговине рос намного быстрее, чем в Таджикистане. [15] Так же обстоят дела и со структурным преобразованием в этой стране (рис. 3).
Рисунок 3. Босния и Герцеговина в сети «Пространство продукции» в 2018 г.
Источник: Bosnia and Herzegovina's Product Space // Atlas of Economic Complexity URL: https://atlas.cid.harvard.edu/countries/26/paths (дата обращения: 15.01.2021).
Босния и Герцеговина имеет хорошо диверсифицированную экспортную корзину, разбросанную по сети «Пространство продукции» в различных секторах, но в основном в правой части этой сети, а именно:
- агропродовольственные товары (желтый цвет);
- одежда и текстиль (зеленый цвет);
- полезные ископаемые (коричневый и малиновый цвета).
Продукты, основанные на природных ресурсах, такие как необработанный алюминий и необработанные железные слитки (коричневый цвет), составляют самую большую долю экспортной корзины (13,4%) Боснии и Герцеговины.
Страна также экспортирует продукты, расположенные в центре сети «Пространство продукции», такие как химикаты (16,5% экспорта), машины (9,4% экспорта) и компоненты транспортных средств (7,3% экспорта), а также электроника (4,7% экспорта). В целом же эти товары представляют собой крупный узел в центре сети «Пространство продукции» Боснии и Герцеговины, общий объем экспорта которых в 2018 году составил около 2,18 млрд долл., или свыше 23% доли экспорта страны.
Как показывает вышеприведенная карта, Боснии и Герцеговине за период своего суверенитета удалось провести существенные структурные изменения в производстве и экспорте товаров. Республика смогла перейти к более плотной части «пространства продукции», которая охватывает высокоразвитые и тесно связанные виды товаров.
Что нельзя сказать о Таджикистане, где большая часть выпускаемых товаров находится на периферии, что свидетельствует о «задержке» страны на стадии выпуска тех товаров, которые тесно не связаны и имеют ограниченные возможности для производства «близлежащих» товаров.
Кроме того, как свидетельствует анализ «Пространство продукций Таджикистана», несмотря на то, что республика имеет ряд возможностей и экспортирует несколько относительно развитых товаров (табл. 13), тем не менее в их досягаемости отсутствуют другие товары. Иными словами, экспортные возможности этих товаров трудно перенести на другие товары.
Таблица 13
Экспортные товары Таджикистана,
прошедшие несколько стадий обработок
Код
|
Название товара
|
Сумма экспорта
(в млн долл.) |
9028
|
Счетчики
подачи или производства газа, жидкости или электроэнергии, в том числе их поверочные;
их части и принадлежности
|
37,3
|
6203
|
Мужские или
мужские костюмы, комплекты, пиджаки, блейзеры, брюки, комбинезоны, бриджи и
шорты (кроме купальных)
|
13,6
|
2826
|
Фториды;
фторсиликат, фторалюминат и другие комплексные фторидные соли
|
2,45
|
6211
|
Спортивные
костюмы, лыжные костюмы и купальники; другая одежда
|
1,58
|
С учетом положения республики в сети «Пространство продукции» перед экономикой страны стоит вопрос о поиске неиспользованных возможностей для выпуска продукции, имеющей сравнительные преимущества.
Чтобы выявить подобные товары, международный торговый центр (МТЦ) разработал «Индикатор экспортного потенциала» (ИЭП), основанный на принципах гравитации. ИЭП определяет продукты, в отношении которых страна-экспортер уже доказала свою конкурентоспособность на международном уровне и которые имеют хорошие шансы на успех в экспорте на данном целевом рынке. [16]
Анализ данного показателя по Таджикистану показывает, что из 10 выбранных продуктов наибольшим экспортным потенциалом обладают алюминий и алюминиевые сплавы (потенциал 273,8 млн долл.) хлопок (потенциал 100,9 млн долл) и цемент (потенциал 99,4 млн долл).
Таблица 14
Неиспользованный экспортный потенциал экономики Таджикистана в 2019 г., в млн долл.
№
|
Название товара
|
Экспортный потенциал продукта
|
Объем экспорта в 2019 г.
|
Неиспользованный потенциал
|
Объем мирового экспорта (млрд долл.)
|
1.
|
Алюминий и
алюминиевые сплавы
|
273,8
|
146,2
|
127,6
|
24,5
|
2.
|
Хлопок
|
100,9
|
99,2
|
0,7
|
14,2
|
3.
|
Цемент
|
99,4
|
61,2
|
38,2
|
6,2
|
4.
|
Сплавы
алюминиевые
необработанные |
30,8
|
26,6
|
4,2
|
27,9
|
5.
|
Мужские брюки
и шорты из хлопка
|
18,4
|
14,0
|
4,4
|
25,1
|
6.
|
Одинарная
пряжа
|
13,4
|
13,3
|
0,1
|
3,7
|
7.
|
Разные
конструкции и их части
|
10,1
|
7,6
|
2,5
|
34,7
|
8.
|
Лук и
лук-шалот свежие
|
9,4
|
8,3
|
1,1
|
3,6
|
9.
|
Необработанные
шкуры крупного рогатого скота и других животных
|
8,7
|
7,7
|
1,1
|
2,1
|
10.
|
Абрикосы
сушеные
|
8,2
|
4,8
|
5,0
|
0,363
|
ИТОГО
|
573,1
|
388,7
|
184,4
|
142,3
|
В целом же из 10 выбранных продуктов неиспользованный экспортный потенциал экономики Таджикистана по результатам 2019 года составил 184 млн долл.
Таким образом, из анализа сети «Пространство продукции» напрашивается вывод о том, что Таджикистан обладает таким набором производственных, технологических и прочих возможностей, которые нелегко развивать для выпуска более развитых товаров. Выпускаемые и экспортируемые республикой товары разбросаны по сети «Пространство продукции», которое свидетельствует о предстоящих проблемах на пути структурных преобразований, так как производственные возможности этих товаров нелегко применить для выпуска других товаров.
В этой связи стране необходимо как можно быстрее перейти к более плотной части сети «Пространство продукции», сосредоточившейся на выпуске более сложных товаров с высокой долей добавочной стоимости.
Более глубокий анализ сети «Пространство продукции» показывает, что у республики на данный момент мало возможностей для выпуска подобных товаров (табл. 15).
Таблица 15
Список товаров Таджикистана с относительно высоким сравнительным преимуществом
№
|
Название товара
|
Выявленные сравнительные преимущества
|
Индекс сложности продукта (ИСП)
|
1.
|
Хлопок
|
78.5
|
-2.56
|
2.
|
Цемент
|
73.5
|
-1.24
|
3.
|
Алюминий и
алюминиевые сплавы
|
54.1
|
-1.01
|
4.
|
Одинарная
пряжа
|
51.6
|
-1.77
|
5.
|
Абрикосы
сушеные
|
47.5
|
-1.03
|
6.
|
Лук и
лук-шалот свежие
|
26.6
|
-1.66
|
7.
|
Бобы рожкового
дерева, морские водоросли и прочие водоросли, сахарная свекла и сахарный
тростник, свежие, охлажденные, замороженные или сушеные, молотые или
немолотые; косточки и ядра плодов и другие овощные продукты (включая
необжаренные корни цикория разновидности Cichorium intybus sativum)
|
20.4
|
-1.77
|
8.
|
Необработанные
шкуры крупного рогатого скота и других животных
|
8.56
|
-1.23
|
9.
|
Виноград,
свежий или сушеный
|
5.64
|
-1.24
|
10.
|
Мужские брюки
и шорты из хлопка
|
5.41
|
-1.24
|
11.
|
Орехи прочие,
свежие или сушеные, без скорлупы или без кожуры
|
2.74
|
-1.86
|
12.
|
Прутки и
стержни прочие из других легированных сталей; уголки, фасоны и профили из
других легированных сталей; полые буровые штанги и штанги из легированной или
нелегированной стали
|
1.13
|
0.316
|
13.
|
Алюминиевые
прутки, прутки и профили
|
1.04
|
-0.029
|
14.
|
Автомобили для
перевозки грузов
|
0.0138
|
0.697
|
|
Разные
конструкции и их части
|
0.0024
|
0.365
|
15.
|
Машины
автоматической обработки данных и их агрегаты; магнитные или оптические
считывающие устройства, машины для записи данных на носители данных в
закодированной форме и машины для обработки таких данных, в другом месте не
поименованные или не включенные
|
0
|
0.969
|
Atlas of Economic Complexity.
Несмотря на то, что республика обладает относительно высоким сравнительным преимуществом по выпуску ряда товаров (хлопок, цемент, алюминий и алюминиевые сплавы, одинарная пряжа, сушеные абрикосы и пр.), тем не менее индекс сложности этих продуктов находится на очень низком уровне, и для их производства не требуется высоких технологических возможностей и ноу-хау.
Заключение
Таким образом, совокупная производительность экспортной структуры экономики Таджикистана свидетельствует о том, что республика так и не смогла переключиться на экспорт продуктов с более высокой добавленной стоимостью.
Таджикистан еще не начал традиционный процесс структурных преобразований. Этот процесс, являющийся ключевым источником экономического роста, перераспределяет экономическую активность с секторов с низкой производительностью на сектора с высокой производительностью, переводя деятельность из сельского хозяйства в текстильную промышленность, а затем в производство электроники и (или) оборудования.
Доля мирового рынка текстильного экспорта в Таджикистане за предыдущее десятилетие не изменилась, а электроника и оборудование в Таджикистане еще не получили широкого распространения, что ограничивает рост его доходов.
Учитывая, что цены на большинство экспортных товаров Таджикистана определяются на мировом рынке, совершенствование экспортной корзины республики в ближайшем будущем является затруднительным.
Вместе с тем низкая диверсификация экономики и ее сильная зависимость от нескольких сырьевых товаров делают республику чрезвычайно уязвимой к волатильности цен на сырьевые товары и резким изменениям мирового спроса.
Экспортная корзина Таджикистана имеет небольшое разнообразие. Республика за годы суверенитета так и не смогла провести структурные преобразования в производстве и экспорте продукции, в которой имела сравнительные преимущества. Более того, страна, к сожалению, так и не обладает разнообразием производственных ноу-хау, которые помогли бы производить большое разнообразие сложных продуктов.
Высокие финансовые затраты на осуществление экспорта могут свидетельствовать о том, что приоритеты реформ в области «Трансграничной торговли» в Таджикистане лежат в областях, где отмечается относительно низкая результативность: стоимость экспорта при прохождении пограничного и таможенного контроля (313 долл.) и стоимость оформления документов (330 долл.).
Кроме того, в расширении экспортного потенциала экономики страны целесообразной также является активизация экономической дипломатии, направленной на использование транзитной инфраструктуры соседних республик, а именно: Узбекистана, Кыргызской Республики, Афганистана и даже Пакистана и Туркменистана, с целью минимизации барьеров на пути экспорта продукции.
Поскольку все большее внимание уделяется повышению конкурентоспособности, а также расширению масштабов и потенциала экспортной деятельности в республике, важно, чтобы анализ, основанный на «пространстве продукции», также стал частью обсуждения политики, улучшающей показатели экспорта, что в настоящее время подчеркивается правительством Таджикистана.
[1] What did Tajikistan export between 1995 and 2018? // Atlas of Economic Complexity. – URL: https://atlas.cid.harvard.edu/explore/stack?country=217&year=2018&startYear=1995&productClass=HS&product=undefined&target=Product&partner=undefined (дата обращения: 20.12.2020).
[2] Competitive Industrial Performance Rank // UNIDO. – URL: https://stat.unido.org/database/CIP%202020?fbclid=IwAR1li0205Q8HNz9sl6ETCuuLCHsuWpyWg_opOgzy65Nb7ESWLii-pP9A_M4 (дата обращения: 10.09.2020).
[3] Индекс концентрации // ЮНКТАД. – URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx (дата обращения: 12.12.2020).
[4] Merchandise: Trade value, volume, unit value, terms of trade indices and purchasing power index of exports, annual // ЮНКТАДСТАТ. – URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx (дата обращения: 12.12.2020).
[5] Diversification into New Products // Atlas of Economic Complexity. – URL: https://atlas.cid.harvard.edu/countries/217/new-products (дата обращения: 21.12.2020).
[6] Количество экспортируемых товаров // ЮНКТАД. – URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx (дата обращения: 12.12.2020).
[7] Таджикистан: Ведение бизнеса 2020 // Всемирный банк. – URL: https://www.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/country/t/tajikistan/TJK.pdf (дата обращения: 13.12.2020).
[8] The National Trade Facilitation Roadmap for Exports Enhancement and Diversification: 2019–2024. Geneva. С. 21.
[9] Там же.
[10] Country & Product Complexity Rankings // Atlas of Economic Complexity. – URL: https://atlas.cid.harvard.edu/rankings (дата обращения: 13.12.2020).
[11] Low income Countries in Competitive Industrial Performance Index 2020 // UNIDO. – URL: https://stat.unido.org/database/CIP%202020 (дата обращения: 06.12.2020).
[12] Tajikistan Competitive Industrial Performance Rank // UNIDO. – URL: https://stat.unido.org/database/CIP%202019 (дата обращения: 26.12.2020).
[13] GDP (current US$) – Tajikistan, Bosnia and Herzegovina // World Bank Data. – URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?contextual=min&locations=TJ-BA (дата обращения: 07.12.2020).
[14] Bosnia and Herzegovina Competitive Industrial Performance Index 2020 // UNIDO. – URL: https://stat.unido.org/country/BIH.pdf (дата обращения: 06.12.2020).
[15] GDP (current US$) - Tajikistan, Bosnia and Herzegovina // World Bank Open Data. – URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=TJ-BA (дата обращения: 15.01.2021).
[16] Export Potential Assessments // Export Potential Map. – URL: https://umbraco.exportpotential.intracen.org/media/1089/epa-methodology_141216.pdf (дата обращения: 17.012021).
Источники:
2. Индекс концентрации // ЮНКТАД URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx (дата обращения: 06.12.2020).
3. Каюмов Н.К. Предпосылки и потенциальные возможности формирования индустриально-инновационной экономики в условиях Таджикистана // Выход постсоветского пространства из системной кризисной цикличности: формирование эволюционной модели экономического развития и расширения ЕАЭС. М.: Центральный экономико-математический институт РАН, 2015.
4. Количество экспортируемых товаров // ЮНКТАД URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx (дата обращения: 12.09.2020).
5. Комилов С.Д., Файзуллоев М.К. Формирование национальной инновационной системы Республики Таджикистан как условие обеспечения модернизации экономики страны // Проблемы современной экономики. 2011. №(2)38. С. 216-219.
6. Комилов С.Д., Рахмонов Д.Р. Основы институционализации инновационного развития промышленности Республики Таджикистан // Вестник университета. 2013. №2 (41). С. 48-57.
7. Сюй Хань. Экспортное кредитование в Китае. Спб. 2018- С.5.
8. Таджикистан: Ведение бизнеса 2020 // Всемирный банк URL: https://www.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/country/t/tajikistan/TJK.pdf (дата обращения: 06.12.2020).
9. Хицкова Д.В. Реализация экспортного потенциала российских отраслей // Вестник науки и образования. —2017. — № 5(29). — Т. 1. — С. 47.
10. Хоналиев Н. История развития и размещение промышленности Таджикистана в 1924-2005 гг.: дис. ... д-р экон. наук: 08.00.01. Душанбе, 2009.
11. Хоналиев Н. Обзор современных проблем развития отраслей тяжелой промышленности Таджикистана за 1991-2011 г. // Современные проблемы развития отраслей тяжелой промышленности Таджикистана. Душанбе: Дилшод Б.Б., 2014. С. 8-47.
12. Хоналиев Н. Промышленность Таджикистана: вопросы модернизации. Коллективная монография. Душанбе, 2017. - 270 с.
Англоязычная литература
13. Arupov A.A. Foreign economic relations of the country in transition period: Regulation, problems and prospects. 2002. Almaty: Gylym.
14. Tajikistan in Product Space, 2018 // Atlas of Economic Complexity URL: https://atlas.cid.harvard.edu/countries/217/paths (дата обращения: 10.01.2021).
15. Bosnia and Herzegovina Competitive Industrial Performance Index 2020 // UNIDO URL: https://stat.unido.org/country/BIH.pdf (дата обращения: 06.12.2020).
16. Competitive Industrial Performance Rank // UNIDO URL: https://stat.unido.org/database/CIP%202020?fbclid=IwAR1li0205Q8HNz9sl6ETCuuLCHsuWpyWg_opOgzy65Nb7ESWLii-pP9A_M4 (дата обращения: 06.12.2020).
17. Country & Product Complexity Rankings // Atlas of Economic Complexity URL: https://atlas.cid.harvard.edu/rankings (дата обращения: 06.12.2020).
18. GDP (current US$) - Tajikistan, Bosnia and Herzegovina // World Bank Data URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?contextual=min&locations=TJ-BA. (дата обращения: 06.12.2020).
19. Goldstein J. S., Pevehouse J. C. International Relations. New York: Pearson Longman, 2008.
20. Low income Countries in Competitive Industrial Performance Index 2020 // UNIDO URL: https://stat.unido.org/database/CIP%202020 (дата обращения: 06.12.2020).
21. Merchandise: Trade value, volume, unit value, terms of trade indices and purchasing power index of exports, annual // ЮНКТАДСТАТ URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx (дата обращения: 06.12.2020).
22. Prince D.D.C. & Fitton O.J. The North West cyber security industry: Export potential assessment. 2016.
23. Fingerman K.R., et al. Opportunities and risks for sustainable biomass export from the south‐eastern United States to Europe. Biofuels, Bioproducts and Biorefining. 2017
24. Selected Database: CIP 2020: // Competitive Industrial Performance Index 2020 URL: https://stat.unido.org/database/CIP%202020 (дата обращения: 06.12.2020).
25. Tajikistan Competitive Industrial Performance Index 2020 // UNIDO URL: https://stat.unido.org/country/TJK.pdf (дата обращения: 06.12.2020).
26. The National Trade Facilitation Roadmap for Exports Enhancement and Diversification: 2019-2024. Geneva. P.21
Страница обновлена: 26.07.2024 в 09:15:04