Таможенно-тарифное регулирование импортного сырья из стран Евразийского экономического союза и Европейского союза для российских производителей: проблемы и перспективы
Журавлева И.А.1, Буйницкая К.В.1
, Еремеева А.Р.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 4 (Апрель 2025)
Аннотация:
В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с таможенно-тарифным регулированием импорта сырья для российских производителей из стран Евразийского экономического союза и Европейского союза. В статье представлены проблемы, возникшие в условиях санкционного давления, а так же потенциал импортозамещения. Научная проблема статьи заключается в выявлении и анализе барьеров, препятствующих эффективному импорту сырья и разработке практических рекомендаций по их преодоления в нынешних экономических и геополитических условиях. Авторы предлагают пути решения данных проблем, включая совершенствование логистики внутри Евразийского экономического союза, сотрудничество с объединением десяти государств, среди которых Бразилия, Индия, Китай и Южная Африканская Республика, а так же делается акцент на актуальную необходимость импортозамещения сырья и активной поддержки отечественного производителя, упрощения таможенно-тарифных процедур для повышения конкурентоспособности российской экономики. Данная статья может представлять интерес для тех, кто, активно участвует во внешнеэкономической деятельности, в частности для специалистов в области внешней торговли, представителям таможенных и налоговых органов, экономистам и аналитикам, а так же представляет особый интерес для российских производителей и предпринимателей, осуществляющих экспортно-импортные поставки.
Ключевые слова: импорт из ЕАЭС, импорт из ЕС, внешняя торговля, таможенный союз, ЕАЭС, оптимизация таможенного регулирования, проблемы импортозамещения
JEL-классификация: F52, F51, F13, F10
Введение
В условиях усиления глобализации и интеграционных процессов таможенно-тарифное регулирование (ТТР) приобретает особую значимость. Актуальность данной темы обусловлена изменением геополитической ситуации в мире, формированием новых торговых соглашений и изменением нормативно-правовой базы. Динамика перемен во внешней торговле и влияние антироссийских санкций оказывают деструктивное воздействие на отечественных производителей, ведущее к снижению конкурентоспособности бизнеса, снижению темпов роста экономики в стране. Научная гипотеза данного исследования состоит в определении и констатации проблем/вопросов, с которыми российские производители продолжают сталкиваются, в частности с конкуренцией, зависимостью от импортного сырья, сложностью применения таможенного законодательства, временным фактом международных транзакций. Из-за этого возникает необходимость пересмотреть законодательно подход к механизмам таможенного оформления импортного сырья, материалов в Российскую Федерацию и актуальной необходимостью внесения правок в таможенно-тарифное законодательство и регулирование.
Исследование таких ученых-экономистов, как М.А. Кулагина и В.А. Мелихова [18] и рассматривает влияние современных санкций на российский импорт, а так же влияние параллельного импорта на экономику. Более того, в работе К.Ю. Дегтярева [3] отмечается снижение влияния и эффективности санкций и их ограничений на Россию на основании финансово-экономических результатов последствий санкций. Н.П. Матыцина и Д.А. Булгакова [19] отмечали, на примере энергетического направления, что санкции сильнее повлияли на недружественные страны, которые наложили эти санкции на Россию, чем на российскую экономику.
В исследованиях Н.В. Цхададзе [31], В.В. Клюшина, И.И. Романец [16], И.Н. Поповой и Сергеевой Т.Л. [21] раскрываются плюсы и минусы импортозамещения, положительные и отрицательные моменты, а его проблемы и перспективы рассматривались в исследовании Н.И. Роговской, М.Б. Дюжевой и Т.Р. Коробкиной [26], акцентируя влияние импортозамещения в сравнении с данными по странам Азии и Европы. Л.С. Зеленцова, Е.В. Солодовник, Т.С. Ромашкина, Д.Ф. Исламутдинова и А.Ю. Борисова [11] рассматривали импортозамещение на предмет эффективности и влияние на российскую экономику как ее двигателя, находя в преодоление препятствий потенциал и рост. В работе Продченко И.А. [24] отмечалось влияние импортозамещения на суверенитет России и ее экономики.
Н.А. Бударина и М.К. Горохова [2] акцентируют внимание на том, как изменилась динамика товаропотоков на фоне нестабильной геополитической ситуации, в том числе и изменение импорта. В работе М.Е. Косова [17] отмечалось влияние перехода развития отечественного производства к промышленно-инновационному развитию, акцентируя внимание на финансовом стимулировании импортозамещения и его влиянии на другие аспекты развития отечественного производства.
Среди зарубежных авторов так же рассматривалось влияние внешнеэкономической ситуации/санкций разного уровня и экономического смысла на российский импорт. Например, в работе М. Иссабиева и К. Молдашева [33], исследователей из Казахстана, отмечается, что, несмотря на введенные санкции, Россия обрела достаточно твердую почву для стабилизации экономики в стране посредством обхода санкций и сотрудничества с другими странами, кроме ЕС.
Важно так же отметить, что на импорт довольно сильно влияет законодательство страны и союза, в рамках которого происходит импорт. Вопросы нормативно-правового обеспечения Евразийского Экономического Союза (далее ЕАЭС) и его дальнейшего совершенствования рассматривались в исследования У.С. Ишенова и Б.К. Сыдыкова [13]. В рамках исследования П.А. Поповой [22] акцентировалось внимание на проблемах таможенно-тарифного регулирования в рамках Европейского союза (далее ЕС), на основании которого можно выделить/определить различия законодательства ЕАЭС и ЕС. Сравнение законодательств и таможенного контроля вышеупомянутых союзов рассматривалось в работе В.П. Кириленко и Т.А. Абрамова [15]. На основании анализа данных работ можно отметить, что, в целом, таможенное регулирование в обоих союзах достаточно схоже между собой – отсутствие сильных ограничений между странами союза, общие тарифы и правила. С другой стороны, ярким отличием таможенно-тарифного регулирования ЕС и ЕАЭС является уровень интеграции. Исследование А.А. Ишукова и Е.Б. Бедриной [14] показывает, насколько сильно отличается интеграция ЕАЭС таможенных систем от интеграции ЕС – и, не имеет позитивной тенденции. Таможенное законодательство и регламенты ЕАЭС требуют достаточно большого количества изменений с целью экономического сближения и взаимодействия стран-участниц ЕАЭС, так и стран за пределами союза.
Несмотря на все существующие экономически проблемы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, импорт в России стал, напротив, увеличиваться. Однако, изменилась география импорта. Рассмотрим это на примере статистических данных (рис.1).
Рисунок 1. Основные торговые показатели стран – участниц ЕАЭС в 2000–2023 годах [25].
Несмотря на количество санкций (по аналогии с 2014-м годом), после внешнеторговых санкций, введенных против России в 2022 году, товарооборот внутри ЕАЭС значительно вырос, страны стали намного активнее сотрудничать как в рамках импортозамещения, так и торговли в целом, а интеграция таможенных и торговых систем стала более активной по сравнению с предыдущими годами. Рост индекса экспортно-импортных операций на 15 процентных пунктов это доказывает. Введение электронного документооборота среди стран-членов ЕАЭС также ускорило интеграционный процесс. Этот график – яркое доказательство того, что сегодняшняя внешнеэкономическая ситуация России не привела к серьезным ухудшениям. Напротив, она повлияла на смену отношения России к импорту и взаимоотношения со странами, позволила построить более крепки контакты в рамках экономического союза и искать внутристрановой потенциал импортозамещения.
Кроме того, стоит упомянуть, что, несмотря на активное изменения импорта из стран ЕС и Соединенных штатов Америки (США), многие страны продолжают активно сотрудничать с Россией. Рассмотрим это на примере изменения товарооборота на начало специальной военной операции (далее СВО) (рис. 2).
Рисунок 2. Изменение товарооборота России на момент 2022 года. Составлено авторами [32].
С началом военной операции многие страны ЕС, а так же США, максимально сократили внешнеторговое сотрудничество с Россией: рисунок 2 это наглядно демонстрирует. Данный факт послужил отправной точкой переориентации внешнеторговой деятельности России, набирающей свои экономические обороты, и усиливающей процессы торговых операций/отношений со странами-членами БРИКС, Африки и Азии. За счет этого уровень импорта и экспорта в стране снизился не так значительно, и экономическая стабильность относительно сохранилась. С другой стороны, российское производство встретилось с большим количеством проблем на фоне санкций и экономической нестабильности/запретов на сотрудничество стран ЕС. Поиск новых поставщиков, возникающие проблемы с импортозамещением, барьеры в во внешней торговле, проведение финансовых операций/транзакций с иностранными контрагентами, поиск новых торговых путей поставки и реализации товаров – все это вопросы остаются актуальными и по настоящий момент, и требуют эффективной проработки на уровне нормативно-правовой базы, решения финансовых вопросов во внешнеторговых расчетах. На фоне этих вопросов существует и очень сильный научных пробел – начиная с 2022 года, таможенные органы и Федеральная служба государственной статистики стали России намного реже публиковать статистическую информацию о результатах внешнеторговой деятельности, в том числе импорта и экспорта, во избежание негативного анализа экономической ситуаций. Большое количество данных либо недоступно для изучения, либо не обновлялось в последние годы. Подобные барьеры в анализе критически блокируют тщательное изучение ситуации на рынке и анализ проблем импорта в России становится затруднительным, как и выработка соответствующих направлений совершенствования, это в свою очередь создает научный пробел в исследовании.
Цель данной работы – проанализировать ситуацию на рынке импортного сырья и выяснить наиболее подходящий способ обеспечения сырьем российских производителей в условиях импортозамещения. Для ее достижения были поставлены задачи изучения и анализа законодательства ЕАЭС по отношению к странам Союза и странам за его пределами, а так же провести анализ и сравнить импорт сырья из стран ЕАЭС и ЕС, в том числе гипотетически определить импортовыгодность для российских производителей.
Для выполнения целей и задач настоящего исследования и подтверждения выстроенной гипотезы были использованы рецензируемые научные публикации, нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов импорта, таможенно-тарифного регулирования, таможенная номенклатура и статистические данные внешнеэкономической деятельности и импорта. В качестве основ методологии были использованы анализ статистических данных об импорте в Россию, сравнение правовой информации для определения особенностей импорта из стран ЕАЭС и ЕС, синтеза полученных данных.
Новизна исследования заключается в глубоком сравнительном анализе импорта сырья из стран ЕС и ЕАЭС, в условиях существующих санкций и внедрение процесса импортозамещения по изменению направления торговых потоков. Авторами предложены пути решения проблем, возникающих у российских производителей в отношении импортируемого сырья, акцентируя внимание на развитие сотрудничества со странами ЕАЭС и другими потенциальными торговыми партерами, а так же на необходимость актуализации и совершенствования торговой политики России и ЕАЭС. Также, проведенное авторами исследование вносит вклад в понимание перспектив сотрудничества между странами ЕАЭС, в частности России, и ЕС.
Таможенные тарифы и правила импорта из ЕАЭС и ЕС. Анализ таможенных пошлин и правил импорта.
Таможенные правила и тарифы ЕАЭС регулируются национальными правовыми актами и унифицированными нормами, установленными союзом. Сюда входит контроль таможенных пошлин, налогов, функциональность специальных (льготных)таможенных режимов, а также выбор таможенной процедуры. Все это регулируется таможенным кодексом ЕАЭС и отдельными федеральными законами, которые дополняют информацию или ход действий при импорте товаров, описанных в ТК ЕАЭС. Как еще один вспомогательный документ для предварительного ознакомления с пошлинами и акцизами, а также для предполагаемого расчета таможенных выплат, участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) используется товарная номенклатура (ТН ВЭД).
Процедура импорта в зависимости от страны-импортера имеет ряд различий. В частности, особые различия применения данной процедуры наблюдаются при импорте из стран-членов ЕАЭС и из стран, находящихся за пределами ЕАЭС (таблица 1).
Таблица 1
Сравнение таможенных платежей для импорта внутри ЕАЭС и из-за её пределов.
Характеристика
|
Внутри ЕАЭС
|
За пределами ЕАЭС
|
Таможенные пошлины
|
Отсутствуют
|
Применяются в полном
объёме
|
Таможенные сборы
|
Низкие, связанные с
оформлением
|
Более высокие,
многочисленные
|
Внутренние налоги
|
Применяются
|
Применяются
|
Общая стоимость
импорта
|
Значительно ниже
|
Значительно выше
|
При импорте из стран ЕАЭС процедура импорта значительно проще, быстрее и, чаще всего, менее затратная/экономичная. Данная экономия – ключевой фактор при принятии решений для выбора поставщика сырья. В общей сложности, процесс импорта товаров из стран ЕАЭС в Россию представляет собой процесс из подачи документов и упрощенной системы оплаты налогов и таможенных сборов и пошлин.
Схема №1. Процесс импорта сырья из стран ЕАЭС в Россию. Составлено авторами [1].
Импорт из зарубежных стран является более затратным: по временном лагу на оформление таможенной документации и в финансовом плане (суммарный объем таможенных и налоговых платежей). Отметим, что так же требуется намного большего таможенного документооборота, необходимо учитывать особенности правил ввоза товаров и сырья, которые меняются не только в зависимости от типа возимых товароматериальных ценностей и таможенной процедуры (из какой страны мира импортируется товар).
Схема №2. Импорт товаров на территорию ЕАЭС из других стран. Составлено авторами [30].
Стоит уточнить, что система прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС представляет собой маркировку определенного списка товаров со всеми их особенностями, и создана она с целью контроля уплаты налогов и таможенных пошлин/сборов. Данная система пока что является экспериментальной и требует дальнейшего совершенства своих механизмов действия, но есть уже положительные результаты, и намечены тенденции преобразования и адаптивности.
Контроль товаров, импортируемых из-за пределов ЕАЭС, отличается от контроля товаров, перемещающихся внутри ЕАЭС, повышенной строгостью и многоаспектностью. Такой подход к импорту из других стран необходим для защиты потребителей и отечественного производства стран-членов ЕАЭС. Более того, это способствует более грамотной «фильтрации» товаров, как в плане их качества и безопасности, так и в плане защиты стран ЕАЭС от демпинга тех или иных товаров/сырья/материалов. Ключевые особенности контроля включают в себя:
Схема №3. Ключевые особенности контроля импорта товаров/сырья/материалов в ЕАЭС. Составлено авторами [20, ст. 314].
В зависимости от страны-импортера могут поменяться условия таможенной пошлины: для некоторых стран она может значительно уменьшиться, а для других – увеличиться. Более того, могут даже возникнуть ситуации с ограничением ввоза ряда товаров/сырья/материалов из определенных стран. Чтобы разобрать разницу импорта из стран ЕАЭС и стран за пределами ЕАЭС, рассмотрим гипотетически контроль импорта на примере компании, занимающейся изготовлением мебели с тканевой обивкой. В качестве страны-импортера из-за пределов ЕАЭС возьмём Турцию – страну-члена таможенного союза ЕС.
Таблица 2
Сравнение импорта из стран ЕАЭС и Турции.
Импорт
из стран ЕАЭС
|
Импорт
из Турции
| ||
Преимущества
|
Недостатки
|
Преимущества
|
Недостатки
|
Упрощение
процедур
|
Недостаток
контроля
|
Строгий
контроль
|
Сложные
процедуры
|
Отсутствие
пошлин
|
Особенности
национальных правил
|
Защита
внутреннего рынка
|
Высокие
издержки
|
Снижение
рисков
|
Ограниченный
охват
|
|
Риск
задержек
|
Повышение
предсказуемости
|
|
|
Непредсказуемость
|
Несмотря на преимущества импорта из стран ЕАЭС, ограниченность в видах товаров и недостаток контроля за внутрисоюзным импортом часто становятся причиной поиска выбора импорта за рамками стран-членов ЕАЭС. Однако и такой выбор может привести к возможным задержкам в поставках и проблемах с импортом, оплатой – даже если страна активно сотрудничает с ЕАЭС.
Импорт товаров и сырья в Россию регулирует Закон РФ о «Таможенном тарифе» [7]. Закон отвечает за определение ставок и правил уплаты таможенных платежей, особенности применения ставок, случаи предоставления тарифных преференций и квот, а также регулирует ставки на импорт посредством единого таможенного тарифа (ЕТТ). В ЕТТ ЕАЭС установлены специальные коды и ставки пошлин на импорт, которые меняются в зависимости от товара. Для примера рассмотрим импорт ткани под кодом 5809000000 (Ткани из металлических нитей). Контракт на товар стоимостью 700 000 рублей.
Таблица 3
Ставки таможенных тарифов при ввозе ткани из Турции в ЕАЭС.
№
|
Вид тарифа
|
Ставка
|
1
|
Таможенный сбор –
зависит от стоимости контракта
|
4269 ₽
|
2
|
Таможенная пошлина
|
10%
|
3
|
Акциз
|
Не облагается
|
4
|
НДС
|
20%
|
При ввозе из Турции, как и из большинства стран мира, импорт облагается рядом платежей – таможенный сбор, пошлина, НДС, а в некоторых случаях – акциз. Из-за этого увеличивается стоимость ввозимого товара, что становится невыгодным как для импортера, так и для российского производителя, который заказал его. Для сравнения итоговой стоимости импорта возьмем ввоз точно такой же/идентичной ткани из Беларуси – страны-члена ЕАЭС. По отношению к странам ЕАЭС, при торговле между данными странами не взымаются таможенные сборы, акцизы и пошлины. Импортер будет обязан уплатить только НДС – 20% от контракта, которые оплачиваются через ФНС. Сравним затраты компании на импорт ткани из Беларуси и Турции [9]:
Таблица 4
Сравнение импорта ткани из Беларуси в Россию и из Турции в Россию
№
|
Показатель
|
Из
Беларуси
|
Из
Турции
|
1
|
Таможенный
сбор
|
0
₽
|
4 269
₽
|
2
|
Таможенная
пошлина
|
0
₽
|
70 000
₽
|
3
|
НДС
|
140 000
₽
|
154 000
₽
|
4
|
Итоговая
стоимость контракта
|
840 000
₽
|
928 269
₽
|
5
|
Цена
за 1 метр ткани
|
470
₽ в среднем
|
700
₽ в среднем
|
6
|
Количество
ткани (м)
|
1490
м
|
1000
м
|
7
|
Процент
экономии
|
9,5%
контракт и 32,9% за метр ткани
|
Ввоз тканей в Россию для национального производителя значительно выгоднее из стран-членов ЕАЭС – цена за метр ткани дешевле на 32,9%, при этом российская компания получает за счет экономии намного больше ткани. Также, в целом, итоговая таможенная стоимость выходит на 9,5% дешевле ввоза товара из Турции. Полученная экономическая выгода позволяет сэкономленные средства вложить в развитие производства или приобретение других материалов, решения социальных вопросов в самой компании. Кроме того, процедура импорта (или же ввоза товаров для внутреннего потребления) обладает своими особенностями/приоритетами/ простотой и актуальностью в рамках работы с сопровождающими документами.
В частности, особая разница выражается в процедуре и методике оформления документов. При импорте товаров из стран-членов ЕАЭС предусмотрена более упрощенная форма документооборота. Требуется меньшее количество подтверждающих документов, как и отраженной/представленной информации в них, так как большая часть операций происходит через электронный обмен информацией на основе регистрации компании на сайте Федеральной Таможенной службы (ФТС). Этот подход помогает ускорить таможенные процедуры, сокращая задержки в процессе импорта и экспорта и снизить барьеры между странами ЕАЭС, а унифицированный свод правил и стандартов способствует более легкой интеграции систем таможенных органов стран-членов ЕАЭС, минимизировать таможенно-тарифные риски и расходы.
Схема №4. Документооборот при упрощенном таможенном оформлении: импорт из стран-членов ЕАЭС. Составлено авторами [10].
В отличие от импорта из стран ЕАЭС, ввоз товаров из стран за пределами ЕАЭС требует полного таможенного оформления – а, следовательно, требуются все необходимые документы и сведения, которые обязаны предоставить участник ВЭД при ввозе товаров или сырья на Таможенную Территорию Таможенного Союза. Так, при импорте из Турции, декларанту понадобится полный пакет документов, сертификаты и документы о происхождении товара (при необходимости), и при их подаче необходимо четко отслеживать любые проблемы с документами, которые могут возникнуть при импорте товаров из стран-членов ЕС, иначе возникнут проблемы с процедурой ввоза товаров, следовательно, произойдет увеличение расходов на оформление импорта и времени доставки.
Проблемы, с которыми сталкиваются российские производители при импорте сырья из ЕАЭС и ЕС. Перспективы развития таможенно-тарифного регулирования для российских производителей
Последние два года антироссийские санкции негативно повлияли на товарооборот компаний и как следствие, привели к образованию ряда проблем:
1. Логистические: рост цен на фрахт из-за дефицита транспорта и поставщиков. Многие поставщики значительно повысили цены на свои услуги, а некоторые в целом отказываются работать с российскими производителями. Из-за этого же страдает и транспортная сторона логистики – не хватает возможностей для обновления или ремонта транспорта из-за отсутствия активного его импорта и импорта необходимых для ремонта запчастей.
2. Финансовые: курс рубля на сегодняшний день сильно нестабилен – малейшие изменения внешней ситуации в мире практически моментально влияют на его рост или падение. Параллельно растет инфляция, которая влияет на удорожание сырья и его импорта.
3. Таможенные: ужесточения правил таможенного оформления и различия в законодательствах ЕАЭС и стран за его пределами;
4. Проблемы с качеством сырья и возможностью его импортозамещения;
5. Нестабильная работа международных платежных системам и блокировка международных финансовых траншей.
Решение всех перечисленных проблем необходимо, но является сложным многогранным/многоаспектным процессом. С каждым годом появляются новые сложности для импорта сырья и материалов, что влияет на положительную динамику российского производства: с одной стороны, процесс импортозамещения товаров не быстрый, но решаемый: нужно новое оборудование, соответствующие технологии; с другой стороны – у компаний не всегда есть возможность, и в первую очередь – финансовая, чтобы заменить иностранные товары на отечественные, или приобрести новое оборудование, или взять его в лизинг.
Несмотря на это, часть данных проблем решается программой импортозамещения, которая регулируются Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 328 [23]. Поиск поставщиков в России и ЕАЭС для компании является самым оптимальным решением за счет снижения издержек, различных способов поддержки местного производства на региональном уровне страны [8].
Из иных способов, России следует искать сотрудничество с теми странами ЕС (или Европы в целом), которые сохраняют относительный нейтралитет к России, либо желающие экономически сотрудничать на новых паритетных началах. Возможна, в перспективе, концентрация роста положительной динамики внешнего товарооборота на странах Азии и странах-участниках БРИКС. Важно также поддерживать в стране адекватную кредитную политику с целью модернизации оборудования, открытия новых производств с применением цифровых технологий, осуществить внедрение новейших банковских платежных систем с применением цифровых активов или цифровых технологий. Нельзя исключать и такую возможность, как возобновление в новой финансово-экономической реальности гибких переговоров со странами ЕС – особенно сейчас, когда ситуация во внешней политике начинает медленно, но уверенно меняться в другую сторону, – чтобы понять, имеются ли возможности для нового формата международной торговли между странами-членами ЕАЭС и ЕС.
Таможенно-тарифное регулирование сегодня играет ключевую роль в развитии внешней экономики России и ЕАЭС. Перспективы его развития включают в себя:
1. Развитие логистики внутри ЕАЭС;
2. Переход на цифровизацию оформления документов участниками ВЭД;
3. Развитие свободных экономических зон;
4. Совершенствование тарифной политики;
5. Инвестиции в развитие производств;
6. Сотрудничество и интеграция с другими странами;
7. Обучение новым технологиям и господдержка технологий импортозамещения.
Реализация этих мер укрепит позиции компаний, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, независимо от их членства в различных экономических союзах. Основное внимание должно быть уделено поддержке отечественного производителя, упрощению таможенно-тарифных процедур и интеграции в международную экономику.
Потенциал сотрудничества между странами-членами ЕАЭС и ЕС для актуализации и совершенствования импортных процедур
Несмотря на санкционное давление на Россию, товарооборот между ЕАЭС и ЕС активно развивается. Однако импортные процедуры, созданные для сохранения сотрудничества, требуют глобальной оптимизации, особенно в условиях нынешнего кризиса [7].
Таможенное законодательство ЕС и ЕАЭС облает схожими чертами. Обе системы соответствуют международным конвенциям, применяют риск-ориентированный подход, имеют унифицированную классификацию товаров, и предоставляют упрощение процедур. Тем не менее, различия в развитии таможенных систем стран, их технических стандартах и требованиях приводят к конфликтам при импорте из-за слабой интеграции между ЕАЭС и ЕС.
Однако, Россия, как страна-член ЕАЭС, активно расширяет сотрудничество в рамках БРИКС, и посредством торговых соглашений способствует повышению авторитета ЕАЭС и входящих в него государств. Так, в случае стагнации сотрудничества с ЕС, ЕАЭС имеет огромный потенциал для углубления интеграционных процессов с государствами БРИКС и другими экономическими партнерами.
Заключение
Импорт товаров внутри ЕАЭС характеризуется упрощенными процедурами и отсутствием импортных пошлин, что приводит к снижению затрат и ускорению доставки, таким образом способствуя развитию внутрисоюзной торговли и повышению конкурентоспособности предприятий участников. Однако система таможенного регулирования ЕАЭС нуждается в постоянном совершенствовании контроля за перемещением товаров для минимизации злоупотреблений и таможенных рисков. Несмотря на упрощение процедур, необходимо достигнуть оптимального баланса между скоростью оформления и эффективным контролем, используя современные цифровые технологии.
Импорт из третьих стран сопряжен с более сложными процедурами, тарифным регулированием и рисками задержек пропуска и поставки товаров при пересечении ТТ ТС, что повышает издержки и снижает конкурентоспособность. Совершенствование регулирования должно обеспечивать прозрачность и предсказуемость процедуры импорта при импорте из любой страны, с максимальной минимизацией рисков.
Таким образом, оптимизация таможенного регулирования как в ЕАЭС, так и во внешнеторговых операциях с другими странами мира, является ключевой задачей для стимулирования экономического роста и повышения конкурентоспособности конкретного производителя и страны в целом. Для этого необходим сбалансированный подход, который будет сочетать в себе упрощение процедур и эффективный контроль на основе современных цифровых технологий и опыта других государств на данном направлении решения проблем.
Источники:
2. Бударина Н.А., Горохова М.К. Динамика экспорта и импорта России в условиях локализации и перемен в направлениях глобальных товаропотоков // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – № 6-1(100). – c. 60-64. – doi: 10.24412/2411-0450-2023-6-1-60-64.
3. Дегтярев К.Ю. Снижение эффективности санкций: анализ влияния санкционных ограничений 2022–2024 гг // Государственное управление. Электронный вестник. – 2025. – № 108. – c. 27-36. – doi: 10.55959/MSU2070-1381-108-2025-27-36.
4. Договор о зоне свободной торговли (Подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121497/ (дата обращения: 13.12.2024).
5. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года(ред. от 01.10.2019). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172976/ (дата обращения: 13.12.2024).
6. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (ред. от 14.04.2020). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169854/ (дата обращения: 13.12.2024).
7. Журавлева И.А. Анализ антиуклонительных мер в налоговой системе стран постсоветского пространства // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2023. – № 1. – c. 58-75. – doi: 10.18184/2079-4665.2023.14.1.58-75.
8. Журавлева И.А. Потенциал таможенных платежей в современных реалиях торговых отношений со странами ЕАЭС и ЕС // Экономика управления: проблемы, решения. – 2021. – № 2(110). – c. 149-156. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.02.02.026.
9. Закон о специальном налоге на потребление Турции. Mevzuat.gov.tr. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mevzuat.gov.tr/mevzuat?MevzuatNo=4760&MevzuatTur=1&MevzuatTertip=5 (дата обращения: 09.01.2025).
10. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 26.12.2024). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1995/ (дата обращения: 13.12.2024).
11. Зеленцова Л.С., Солодовник Е.В., Романишина Т.С., Исламутдинова Д.Ф., Борисова А.Ю. Импортозамещение в экономической политике России // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 8. – c. 310-312.
12. Импорт товаров из стран ЕАЭС. Правовэд.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://правовэд.рф/articles/import-tovarov-iz-eaes (дата обращения: 09.01.2025).
13. Ишенов У.С., Сыдыков Б.К. Нормативно-правовое обеспечение деятельности ЕАЭС // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 10-1(92). – c. 182-185. – doi: 10.24412/2411-0450-2022-10-1-182-186.
14. Ишуков А.А., Бедрина Е.Б. Европейская и Евразийская интеграции: сходства и различия // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2020. – № 4. – c. 80-95.
15. Кириленко В.П., Абрамова Т.А. Таможенный контроль в Евразийском экономическом союзе и Европейском союзе: сравнительный анализ // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2023. – № 3(45). – c. 92-100. – doi: 10.22394/2073-2929-2023-03-92-100.
16. Клюшин В.В., Романец И.И. Перспективы импортозамещения в России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2023. – № 2(68). – c. 102-107.
17. Косов М.Е. Финансовое стимулирование импортозамещения // Вестник экономической безопасности. – 2024. – № 3. – c. 201-209. – doi: 10.24412/2414-3995-2024-3-201-209.
18. Кулагин М.А., Мелихов В.А. Изменения в импорте России в условиях современных санкций // Экономика и социум. – 2025. – № 1(128). – c. 1041-1045.
19. Матыцина Н.П., Булгаков Д.А. Экономические санкции в отношении России, последствия и перспективы // Символ науки. – 2023. – № 7–1. – c. 39-41.
20. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.11.2024). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 13.12.2024).
21. Попова И.Н., Сергеева Т.Л. Импортозамещение в современной России: проблемы и перспективы // Beneficium. – 2022. – № 2(43). – c. 73-84. – doi: 10.34680/BENEFICIUM.2022.2(43).73-84.
22. Попова П.А. Таможенно-тарифное регулирование в зарубежных странах на примере Европейского союза // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 1-2(59). – c. 80-87. – doi: 10.24411/2411-0450-2020-10052.
23. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 328 (ред. 20.12.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162176/ (дата обращения: 13.12.2024).
24. Продченко И.А. Импортозамещение в контексте обеспечения экономического суверенитета Российской Федерации // Проблемы рыночной экономики. – 2021. – № 3. – c. 47-61. – doi: 10.33051/2500-2325-2021-3-47-61.
25. Рекордный рост взаимной торговли ЕАЭС: на пути к углублению интеграции?. Globalaffairs.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://globalaffairs.ru/articles/eaes-livinczeva-zajczev/ (дата обращения: 09.01.2025).
26. Роговская Н.И., Дюжева М.Б., Коробкина Т.Р. Импортозамещение в России: проблемы и перспективы // Естественно-гуманитарные исследования. – 2023. – № 4(48). – c. 290-293.
27. Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 «О создании зоны свободной торговли». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3635/ (дата обращения: 13.12.2024).
28. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 13.12.2024).
29. ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС. Eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/catr/ett/ (дата обращения: 09.01.2025).
30. Ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/uchastnikam-ved/spravochnaya-informacziya/sxemy-proxozhdeniya-proczedur-importa-i-eksporta/sxema-i.-vvoz-tovarov-na-tamozhennuyu-territoriyu-evrazijskogo-ekonomicheskogo-soyuza (дата обращения: 09.01.2025).
31. Цхададзе Н.В. Выгоды и риски импортозамещения в экономике // Вестник Московского университета МВД России. – 2024. – № 3. – c. 262-270. – doi: 10.24412/2073-0454-2024-3-262-270.
32. How Russia pays for war. Nytimes.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/interactive/2022/10/30/business/economy/russia-trade-ukraine-war.html (дата обращения: 09.01.2025).
33. Issabayev M., Moldashev K. Sanction Busting Within and Outside Regional Integration // Journal of Economic Integration. – 2024. – № 3. – p. 671-687. – doi: 10.11130/jei.2024035.
Страница обновлена: 11.04.2025 в 11:36:05