Актуализация системы индикаторов монетарной бедности в Казахстане
Притворова Т.П.1, Гелашвили Н.Н.1, Темирбаева Д.М.1,
1 Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)
Цитировать:
Притворова Т.П., Гелашвили Н.Н., Темирбаева Д.М. Актуализация системы индикаторов монетарной бедности в Казахстане // Экономика Центральной Азии. – 2023. – Том 7. – № 2. – С. 135-150. – doi: 10.18334/asia.7.2.117784.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54385273
Аннотация:
В социальной политике Казахстана применяются международные статистические нормы, но официально не используется ряд индикаторов, которые дают многогранную картину бедности. Целью статьи является оценка методов измерения монетарной бедности в Казахстане с позиций международной методологии для разработки рекомендаций по их совершенствованию. Объектом являются домашние хозяйства с доходом ниже прожиточного минимума. Методология исследования основана на экономико-статистических методах анализа динамики и структуры явления, которое идентифицируется в мировой статистике как абсолютная монетарная бедность. Индекс Сен-Шоррокс-Тона за последние 5 лет имеет тенденцию роста всех составляющих его показателей (уровень, глубина, острота). Его значение в 2022 году, впервые с 2013 года, больше единицы. Рост глубины бедности в 2 раза и остроты бедности в 2,5 раза за этот период говорит об увеличении неоднородности группы с доходами ниже величины прожиточного минимума. Сложилась явная диспропорция между группами с разным количеством детей по доле населения с доходами ниже прожиточного минимума. В группе многодетных семей доля домохозяйств с таким доходом в три раза больше, чем во всей генеральной совокупности:28.8% и 9,09% соответственно. Для углубления анализа официальной статистике рекомендуется рассчитывать показатели хронической и детской бедности, поскольку именно они имеют принципиальное значение для оценки результатов социальной политики. Мы планируем эмпирическое социологическое исследование для оценки этих показателей по совокупности участников программы адресной социальной помощи.
Ключевые слова: монетарная бедность, измерение, индекс, анализ динамики, регионы, домохозяйство
Финансирование:
Данное исследование финансируется Комитетом науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан (грант № BR18574225).
JEL-классификация: I32
Введение.
Государственная социальная политика в отношении группы граждан, идентифицируемых в международной методологии как «бедные», руководствуется положениями, разработанными мировым статистическим сообществом и их национальной имплементацией. Перечень используемых показателей является основой разработки и принятия управленческих решений для государственных программ и входящих в них проектов, для мониторинга и оценки результатов управленческих усилий.
После принятия в 2000 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации тысячелетия и Целей развития тысячелетия, в рамках цели «Ликвидация крайней нищеты и голода», в мировой практике были сконструированы и предложены для использования на национальном уровне комплексные показатели, учитывающие экономические и неэкономические параметры [1] (Deklaraciia…).
В 2015 году мировым сообществом были приняты Цели устойчивого развития (ЦУР), которые охватывают широкий круг вопросов благосостояния современных обществ, но вопросы бедности в этот документ включены в рамках всеобъемлющего перечня показателей и во взаимосвязи с задачами других целей. Из 229 показателей ЦУР только 119 были признаны показателями с устоявшейся методологией и технически регулярно наблюдаемыми. Неоднозначными был признан ряд индикаторов бедности, среди которых есть достаточно сложные для наблюдения [2] (Gibson, 2016).
Национальные статистические агентства, в том числе в Казахстане, придерживаются международной методологии, но многие показатели и индикаторы до сих пор на национальном уровне не рассчитываются либо по причине недостаточности данных, либо несоответствия правил их сбора международным стандартам. Это не позволяет проводить адекватную оценку некоторых социальных явлений, о чем будет сказано далее.
Целью статьи является оценка методов измерения монетарной бедности в Казахстане с позиций международной методологии для разработки рекомендаций по их совершенствованию.
Объектом являются домашние хозяйства с доходом ниже прожиточного минимума.
Методология исследования основана на экономико-статистических методах анализа динамики и структуры явления, которое идентифицируется в мировой статистике как абсолютная монетарная бедность.
Новизна нашего исследования заключается в использовании показателей более сложной структуры, типа индекса Сен-Шорокс-Тона, который позволяют повысить чувствительность реакции аналитического результата на реальные процессы изменения доходов бедного населения [3] (Xu, 2014).
Проведена оценка показателя детской бедности по косвенным индикаторам, который является важнейшим критерием социальной политики.
Основная часть.
Обзор литературы.
Измерение бедности представляет интерес с точки зрения обязательств социального государства перед своими гражданами, что обуславливает требования со стороны общества делать это правильно с позиций отражения интересов социальной группы бедных и, учитывая полезность этих показателей для регулирования сокращения этой группы А. Сен, В.Клинов, А.Сидоров [4,5] (Sen, 2016; Klinov, Sidorov, 2018).
В связи с постоянным вниманием к этому вопросу показатели бедности подвержены постоянной эволюции, в основе которой лежат работы статистиков, инициируемые международными организациями.
Обилие методических подходов к оценке социальных последствий бедности в научных исследованиях пока плохо сочетается с практикой, в которой бедность, как правило, измеряется уровнем доходов или доходов, использованных на потребление С. Бычкова [6] (Bychkova, 2016).
Измерение может быть основано на абсолютном и относительном подходе к доходу [7] (Rukovodstvo…).
Первый имеет физиологическую природу, т.к. измеряется количеством продовольствия и минимумом непродовольственных товаров и услуг, необходимых для выживания человека. Бедность, основанная на абсолютном монетарном измерении, не учитывает, что её результатом является социальное отчуждение, которое представляет более серьезную проблему для общества, поскольку упущенные возможности, например в образовании, очень трудно впоследствии исправить [8] (Evaluation…).
Простота исчисления по этому методу не избавляет его от недостатков, к которым относятся: необходимость периодического пересмотра структуры продовольственной корзины, отсутствие реального расчета стоимости непродовольственных потребностей (при применении правила Энгеля, как это делается в Казахстане), необходимость разработки и применения шкал эквивалентности в сложно-составленных домохозяйствах. В связи с этим некоторые страны, используя в абсолютный показатель как базовый, применяют дополнительные показатели [9] (World Bank. Making …).
Относительная монетарная черта бедности применяется в большинстве развитых стран мира и заключается в привязке к законодательно установленному проценту от располагаемого медианного дохода (чаще всего это 60%). Эта черта в развитых странах Европы сегодня применяется в связке с двумя немонетарными критериями (показатель AROPE): семья не позволяет себе 4 из 19 позиций товаров/услуг первой необходимости и есть трудоспособные члены семьи, которые в предшествующий год были заняты менее чем на 20% рабочего времени в неделю [10] (Paola, Tonkin, 2017).
Общепризнанным направлением исследований является анализ социального явления бедности в динамике, поскольку период пребывания в этом состоянии формирует дистанцию между человеком и обществом. Показатели хронической бедности и детской бедности являются важнейшими индикаторами благосостояния общества [11] (World Bank. Monitoring…).
Приоритетным подходом для стран мирового сообщества является разработка национальных индексов многомерной бедности, методическая основа для которых была заложена в работах Alkire- Foster и совершенствуется до сих пор [12] (Alkire, Robles, 2017). Гибкость формирования совокупности показателей и их удельных весов для каждой страны обеспечила привлекательность разработки и применения этого метода оценки бедности, соединяющего монетарные и немонетарные индексы [13] (Azpitarte, Gallegos, Yalonetzky, 2020).
В Казахстане применяются два варианта черты бедности:
- для расчета социальных пособий применяется прожиточный минимум; [14].
- для выплат адресной социальной помощи используется «черта бедности», трактуемая как минимальная величина денежного дохода на 1 человека. В настоящее время определяется в размере 70% от прожиточного минимума [15].
Статистические органы ведут наблюдение по показателями монетарной бедности, основанным на величине дохода в размере прожиточного минимума. Но некоторые показатели, которые было бы целесообразно использовать при оценке и корректировке мер социальной политики в настоящее время не рассчитываются. В связи с этим, нами предпринято данное исследование для расширения спектра основных индикаторов бедности, которые могут быть приняты во внимание при разработке мер социальной политики.
Основные результаты.
Нами реализованы возможности обработки официальных статистических показателей монетарной бедности по следующим пунктам:
- Индекс Сен-Шоррокс-Тона;
- Особенности регионального профиля бедности;
- Число лиц, число детей в домашнем хозяйстве и бедность, диспропорции между городом и деревней.
Индекс Сен-Шоррокс-Тона.
Одним из комплексных методов измерения масштаба бедности и её качественно-количественных характеристик является индекс, предложенный Амартией Сеном и дополненный другими исследователями. Индекс Сен-Шоррокс-Тона исчисляется как произведение значений уровня бедности, глубины бедности и её остроты. [3] (Xu, 2014) Индекс в казахстанской статистической отчетности не рассчитывается, но провести такую процедуру можно, используя официальные статистические данные. Ценность индексного подхода в данном случае заключается в том, что можно сравнивать динамику каждой компоненты отдельно и оценивать факторы, повлиявшие на конечную величину индекса. (Таблица 1).
Таблица 1
Индикаторы бедности и Индекс Сен-Шоррокс-Тона за период 2013-2022гг.
Пе-
ри- од |
Уровень бедности, %
|
Глубина бедности,
% |
Острота бедности,
% |
Индекс Сен-Шоррокс-Тона, ед
| ||||||||
Макс
|
Мин
|
Сред
нее |
Макс
|
Мин
|
Сред
ее |
Макс
|
Мин
|
Сред
нее |
Макс
|
Мин
|
Сред
нее | |
2013-2017
|
2,90
|
2,50
|
2,70
|
0,12
|
0,08
|
0,40
|
0,10
|
0,10
|
0,10
|
0,12
|
0,08
|
0,10
|
2018-2022
|
5,30
|
4,30
|
4,90
|
0,90
|
0,70
|
0,80
|
0,20
|
0,30
|
0,25
|
1,43
|
0,60
|
0,98
|
Темп роста, разы
|
1,83
|
1,72
|
1,81
|
7,50
|
8,75
|
2,00
|
2,00
|
3,00
|
2,50
|
11,92
|
7,50
|
9,80
|
Источник: Составлено авторами на
основе https://stat.gov.kz/
|
Если провести анализ двух временных отрезков 2013-2017 и 2018-2022 годов по характеру трендов, то можно убедиться в существенных различиях между этими двумя отрезками времени.
Первый период отличается стабильностью значений всех показателей бедности и соответственно индекса Сен-Шоррокс-Тона. Уровень бедности в среднем за период составляет 2,7%, спектр колебания нормы бедности составляет 0,5%. Показатель глубины бедности практически не меняется и среднее отклонение от черты бедности составляет 0,4%. Аналогично уровень остроты бедности стабилен и все годы имеет уровень 0,1, говоря о том, что различие между группами бедных по уровню недопотребления является незначительным, т.е. отклонение от среднего значения дохода среди бедных составляет 10%. Индекс Сен-Шоррокс-Тона за период имеет среднее значение 0,1 и варьируется в пределах 0,04.
Второй период можно охарактеризовать как нестабильный с тенденцией к ухудшению всех показателей бедности и роста индекса. Слом основных тенденций очевиден в 2018 году. Средний уровень бедности за период составил 4,9%. Скачкообразный рост на 1,6% в 2018 году обусловлен ростом величины прожиточного минимума. Одновременно с повышением значения прожиточного минимума глубина и острота бедности сформировали однонаправленные вектора движения. Среднее значение глубины бедности увеличилось до 0,8%. На начало периода бедным не хватало в среднем 0,7% дохода до прожиточного минимума, а на конец периода 0,9%. Что касается остроты бедности, то дифференциация в период с 2018 до 2022 года увеличилась в два раза с 0,1% до 0,2%, а в 2022 году составляла уже 0,3%.
Индекс Сен-Шоррокс-Тона за период 2018-2022 годы имеет среднее значение 0,98 и варьируется в пределах 0,83. В 2022 году индекс впервые за 10 лет стал больше единицы. Столь значительное увеличение связано не только с нормативно-правовыми нормами, но с характеристиками расширенного контингента, который под влиянием этих изменений попал в группу бедных.
Если увеличение уровня бедности в 1,81 раза связано с нормативно-правовым изменением величины прожиточного минимума, то рост глубины бедности в 2 раза и остроты бедности в 2,5 раза говорит об увеличении неоднородности группы, т.е. изменении качественных характеристик совокупности. Внутри группы бедных дифференциация по среднему отклонению дохода от величины прожиточного минимума (глубина) увеличилась в 2 раза, а по среднему отклонению от среднего дохода внутри группы (острота) возросло в 2,5 раза.
То есть одновременно с повышением прожиточного минимума растет неоднородность группы по доходам, в нее попадают субъекты с разными профилями бедности, факторы вхождения которых в группу могут иметь разную природу, что потребует от государственной политики совершенно разных мер преодоления бедности.
Бедность и размер домохозяйства.
Доля бедных домохозяйств, состоящих из одного человека, в 2022 году составила 0,19%. Домохозяйства из 2 лиц с аналогичной характеристикой доходов заявлены в 8 регионах, и совокупная их доля в населении Казахстана среди домохозяйств такого типа составляет 0,5%.
Бедные домохозяйства из 4 и 5 лиц представлены в 19 и 20 регионах Казахстана соответственно, а доля бедных домохозяйств в данном типе составляет 3,09% и 9,29% соответственно.
Учитывая фактор размера домохозяйства, нами реализован сравнительный анализ распределения домохозяйств с разным числом детей, имеющих среднедушевые доходы, использованные на потребление ниже 40 тысяч тенге, т.е. приблизительного аналога прожиточного минимума (Рисунок 1).
Рисунок 1. Распределение домашних хозяйств с детьми по размеру среднедушевого дохода, использованного на потребление, менее 40 тысяч тенге, 2022.
Источник: Составлено авторами по данным https://stat.gov.kz/
В связи с тем, что официальные статистические данные о доходе, использованном на потребление, в разрезе прожиточного минимума и численности детей в домохозяйстве ответствуют, нами для анализа использована близкая величина дохода в 40 тысяч тенге. (Официальный прожиточный минимум в 2022 году 36 016 тенге).
Сложилась явная диспропорция между группами с разным количеством детей по доле населения с доходами ниже 40 тысяч тенге. Во всей совокупности она равна 9,09%, в группе с тремя детьми 14,29%, а в группе многодетных 28,8%.
Оценка диспропорций в экономическом положении семей с городской и сельской местности позволяет увидеть, значимые различия между этими типами домохозяйств (Таблица 2).
Таблица 2
Доля семей с детьми со среднедушевыми доходами ниже 40 тысяч тенге в соответствующей доходной группе, в % в 2022г.
Все д\х
с детьми до 16 лет
|
Д/х с 1
ребенком
|
Д/х с 2
детьми
|
Д/х с 3
детьми
|
Д/х с 4
и более детьми
| |
Все
|
9,09
|
3,33
|
7,11
|
14,29
|
28,78
|
Город
|
6,79
|
2,34
|
6,35
|
9,93
|
25,4
|
Село
|
13,17
|
5,33
|
8,74
|
19,90
|
32,24
|
|
Соотношение со всей группой домохозяйств с детьми, коэффициент
| ||||
Все
|
1,0
|
0,4
|
0,8
|
1,5
|
3,2
|
Город
|
1,0
|
0,3
|
0,9
|
1,5
|
3,7
|
Село
|
1,0
|
0,4
|
0,7
|
1,5
|
2,4
|
Источник: Составлено авторами по данным https://stat.gov.kz/
|
Если во всей группе домохозяйств с детьми 9,09% имеют среднедушевые доходы ниже 40 тысяч тенге, то среди городских хозяйств таких 6,79%, а среди сельских 13,17%, что почти в два раза больше.
Для всех четырех подгрупп доля домохозяйств с одним и двумя детьми в своих социальных группах меньше среднего значения для совокупности всех казахстанских домохозяйств с детьми. В социальных группах домохозяйств с тремя и четырьмя детьми доля домохозяйств, живущих на среднедушевой доход меньшего размера, чем в среднее домохозяйство с детьми по стране, выше.
Сравнение со всей группой домохозяйств с детьми через соотношение долей, показывает, что:
- семьи с одним ребенком меньше других присутствуют в рассматриваемой совокупности с доходом менее 40 тысяч тенге, коэффициенты во всех группах 0,3 и 0,4.
- семьи с двумя детьми больше других групп соответствуют генеральной совокупности. Заметны различия между городской и сельско местностью: 0,7 и 0,9 соответственно.
- семьи с тремя детьми имеют долю в 1,5 раза большую, чем в среднем по стране. Городские и сельские домохозяйства по этой группе не имеют различий.
- семей с четырьмя и более детьми в своей подгруппе для всех домохозяйств в 3 раза больше, чем в среднем по стране. Необходимо отметить, что на селе бедных домохозяйств больше, но коэффициент для них меньше, равен 2,4.
Обсуждение.
Мы согласны с [17,18] (Alkire, Kanagaratnam et al., 2022; Li, Zemin, 2022) , которые отдают приоритет в исследованиях индексу многомерной бедности, который сочетает монетарные и немонетарные факторы и является комплексным показателем, способным охватить все грани, характерные для конкретной страны. Гибкость данного подхода в сведении оценок всех возможностей индивида к единому агрегированному показателю создают базис для международных сравнений. В то же время, такой показатель является только сравнительным инструментом, хорошо поддается моделированию, но с его помощью можно ответить только на макро-вопросы. В статье [19] (Jindra , Vaz, 2019) главный вывод касается 71 страны и заключается в том, что только реструктуризация управления в области бедности не оказывает статистически значимого влияния на значение индекса в развивающихся странах, скорее оказывает некоторое воздействие в развитых странах.
Мы отмечаем, что при всем разнообразии концепций и подходов к измерению бедности самые простые показатели (уровень бедности, глубина и острота бедности, черта бедности) и составленные из них индексы остаются в поле зрения политиков и управленцев, поскольку они служат индикаторами мониторинга и оценки мер борьбы с бедностью при оперативном управлении. Поэтому мы поддерживаем мнение исследователей [20] (Desmond, Bruce, 2018) которые опираются в своих выводах на эти показатели как индикаторы первого уровня.
Как показано в работах [21,22] (Brandy, Burton, 2016; Castleman et al., 2015) такие показатели позволяют оценить масштабы монетарной бедности с учетом характеристик глубины и остроты, охарактеризовать региональные различия внутри страны, выявить особенности разных социальных групп. Поэтому, не умаляя значение индикаторов многомерной бедности, базисные показатели нуждаются в регулярном мониторинге, оценке и только после этого перехода к более сложным агрегированным индикаторам
Заключение.
Анализ и оценка статистических индикаторов монетарной бедности в Казахстане позволяет сделать следующие выводы.
Индекс Сен-Шоррокс-Тона исчисляемый как произведение значений уровня бедности, глубины бедности и её остроты за последние 5 лет имеет тенденцию роста, причем растут все составляющие его показатели, что обусловило в 2022 году, впервые за 10 лет, значение больше единицы: 1,43. Это связано как с изменением методики расчета прожиточного минимума в 2018 году, так и в последние три года с факторами эмпирического характера, формируемыми в реальном экономическом и социальном пространстве. Если увеличение уровня бедности за период с 2013 по 2022 годы в 1,81 раза связано с нормативно-правовыми изменениями и факторами экономики, то рост глубины бедности в 2 раза и остроты бедности в 2,5 раза говорит об увеличении неоднородности группы. В нее попадают субъекты с разными профилями бедности, факторы вхождения которых в группу могут иметь разную природу, что потребует от государственной политики совершенно разных мер преодоления бедности.
Показатели глубины и остроты бедности в региональном разрезе с высокой степенью достоверности аппроксимации 0,93 демонстрируют тренд линейной функциональной зависимости с положительным коэффициентом, т.е. чем выше показатель глубины бедности в регионе, тем выше показатель остроты бедности.
Значимой характеристикой домохозяйства является его состав. Бедные домохозяйства из 4 и 5 лиц представлены в 19 и 20 регионах Казахстана соответственно, а доля бедных домохозяйств в данном типе составляет 3,09% и 9,29% соответственно.
Сложилась явная диспропорция между группами с разным количеством детей по доле населения с доходами ниже 40 тысяч тенге. Во всей совокупности она равна 9,09%, в группе с тремя детьми 14,29%, а в группе многодетных 28,8%. В группе многодетных семей доля домохозяйств с таким доходом в три раза больше, чем во всей генеральной совокупности.
В сельской местности Казахстана доля бедных домохозяйств больше, но размах вариации в доходах между разными группами семей с детьми меньше.
Дальнейшие исследования целесообразно провести по следующим направлениям:
- Социологический опрос получателей адресной социальной помощи за период с 2017 по 2021 годы будет предпринят для оценки социального эффекта программы государственной адресной социальной помощи, оцениваемого как удельный вес закончивших пребывание в программе и не вернувшихся в нее в течение года. Исследование даст приближенное значение показателя хронической бедности, который официально в Казахстане не рассчитывается. Оценка результативности программы адресной социальной помощи и сопряженных с ней мер по расширению возможностей человеческого развития через призму хронической бедности позволит увидеть реальный пролонгированный эффект программы.
- Полевое исследование, планируемое нами в текущем году, позволит дать эмпирическую оценку показателя детской бедности, который отсутствует в официальной статистике Казахстана.
Источники:
2. Gibson J. Poverty Measurement: We Know Less than Policy Makers Realize // Asia & the Pacific Policy Studies. – 2016. – № 3. – p. 430-442.
3. Xu K. Sen-Shorrocks-Thon Index. Encyclopedia of Quality of Life and Well-Being Research. [Электронный ресурс]. URL: https://link.springer.com/referenceworkentry/10.1007/978-94-007-0753-5_2697 (дата обращения: 10.04.2023).
4. Сен А. Идея справедливости. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2016. – 517 c.
5. Клинов В.Г., Сидоров А.А. Мировые тенденции в распределении доходов и проблемы социально-экономического развития // Вопросы экономики. – 2018. – № 7. – c. 30-44. – doi: 10.32609/0042-8736-2018-7-30-44.
6. Бычкова С.Г. Проблемы и возможности статистической оценки неравенства и бедности в Российской Федерации и ее регионах // Вестник университета. – 2016. – № 1. – c. 226-232.
7. Руководство по измерению бедности. Европейская экономическая комиссия ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/stats/publications/2018/ECECESSTAT20174_ru.pdf (дата обращения: 10.04.2023).
8. Evaluation of the regional programme for Europe and the commonwealth of independent states 2006-2010. Oecd.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/derec/undp/46808824.pdf (дата обращения: 10.04.2023).
9. Making transition work for everyone: poverty and inequality in Europe and Central Asia. World Bank. [Электронный ресурс]. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/571801468037741599/Making-transition-work-foreveryone-poverty-and-inequality-in-Europe-and-Central-Asia (дата обращения: 10.04.2023).
10. Serafino Paola, Richard P. Tonkin Comparing poverty estimates using income, expenditure and material deprivation. In Monitoring Social Europe. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/documents/3217494/8031566/KS-05-14-075-EN-N.pdf/c3a33007-6cf2-4d86-9b9e-d39fd3e5420c (дата обращения: 10.04.2023).
11. Monitoring global poverty. Report of the Commission on Global Poverty. World Bank. [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldbank.org/en/programs/commission-on-global-poverty (дата обращения: 10.04.2023).
12. Alkire S., Robles G. Multidimensional Poverty Index Summer 2017: Brief Methodological Note and Results. OPHI Briefing 44. OPHI, Oxford University. [Электронный ресурс]. URL: https://ophi.org.uk/multidimensional-poverty-index-summer-2017-brief-methodological-note-and-results/ (дата обращения: 10.04.2023).
13. Azpitarte F., Gallegos J., Yalonetzky G. On the Robustness of Multidimensional Counting Poverty Orderings // Journal of Economic Inequality. – 2020. – № 7-8. – p. 339-364. – doi: 10.1007/s10888-019-09435-5.
14. Закон Республики Казахстан от 19 мая 2015 года № 314-V ЗРК. «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.08.2022 г.). Continent-online.com. [Электронный ресурс]. URL: https://continent-online.com/Document/?doc_id=37608800#pos=3;-140 (дата обращения: 10.04.2023).
15. Закон Республики Казахстан от 17 июля 2001 года № 246-II «О государственной адресной социальной помощи» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2023 г.). Online.zakon.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1023553&pos=3;-88#pos=3;-88 (дата обращения: 10.04.2023).
16. «Об определении размера черты бедности». Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 августа 2017 года № 290. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 сентября 2017 года № 15766. Adilet.zan.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1700015766 (дата обращения: 10.04.2023).
17. Alkire S., Kanagaratnam U., Nogales R., Suppa N. Revising the Global Multidimensional Poverty Index: Empirical Insights and Robustness // Review of Income and Wealth. – 2022. – p. 347-384. – doi: 10.1111/ roiw.12573.
18. Li Mengyao, Zemin Wu Power and poverty in China: Why some counties perform better in poverty alleviation? // Journal of Chinese Political Science. – 2022. – № 27. – p. 319-340. – doi: 10.1007/s11366-021-09765-0.
19. Jindra C., Vaz A. Good governance and multidimensional poverty: A comparative analysis of 71 countries // Governance. – 2019. – № 4. – p. 657-675. – doi: 10.1111/gove.12394.
20. Desmond M., Bruce W. Poverty in America: New directions and debates // Annual Review of Sociology. – 2018. – № 44. – p. 305-318. – doi: 10.1146/annurev-soc-060116-053411.
21. Brady D., Linda M. Burton, eds. The Oxford handbook of the social science of poverty. - New York, NY: Oxford University, 2016.
22. Castleman T., Foster J., Smith S. Person Equivalent Headcount Measures of Poverty. Institute for International Economic Policy Working Paper Series. The George Washington University. [Электронный ресурс]. URL: https://www2.gwu.edu/~iiep/assets/docs/papers/2015WP/CastlemanFosterSmithIIEPWP201510.pdf (дата обращения: 10.04.2023).
Страница обновлена: 25.07.2024 в 16:10:13