Financing small and medium-sized businesses through crowdfunding: challenges and prospects

Materova E.S.1, Yubkin M.A.1, Safiullin L.N.2,3, Gayzatullin R.R.2
1 Самарский государственный экономический университет, Russia
2 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Russia
3 Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, Russia

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 17, Number 5 (May 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=53965165

Abstract:
The article discusses the key problems of SME financing. The features, advantages and disadvantages of raising funds through crowd platforms as an alternative way of SME financing are analyzed. The models and forms of the main types of crowd technologies are examined. A comparison of the largest investment crowd platforms and their conditions for companies is given. The current state of the Russian crowd market, limitations and prospects for its further development are considered.

Keywords: crowdfunding, crowdlending, crowdinvesting, SME financing, alternative funding sources

JEL-classification: G21, G23, L26, M21



Введение

Финансирование субъектов малого и среднего предпринимательства является одной из ключевых проблем для экономик многих стран. Даже несмотря на огромный потенциал МСП в создании инновационных продуктов, услуг, рабочих мест и повышения экономического благосостояния в целом, такой бизнес часто сталкивается с проблемой нехватки финансирования для своих проектов. Одним из решений подобной проблемы являются крауд-технологии, которые на сегодняшний день становятся все более значимыми инструментами для развития предпринимательства. Данные технологии стали широко применяться сравнительно недавно, однако вызывают существенный интерес как среди инвесторов, так и среди других людей, не обладающих большими капиталами, но имеющих другие немаловажные для бизнеса ресурсы. И хотя краудфинансирование как альтернативный способ привлечения средств уже доказало свою эффективность в мире кино, музыки, видеоигр и др., оно обладает рядом специфических черт и ограничений, которые необходимо учитывать субъектам МСП в целях повышения эффективности использования таких инструментов в своей деятельности, чем и обусловливается актуальность исследуемой тематики.

Среди исследований последних лет в области изучаемой тематики необходимо отметить труды таких российских авторов, как А. В. Кожевиной [1], Л. А. Степановой, Е. А. Андрюшиной [2], М. А. Мирошниченко, И. А. Гаджиева, А. А. Бондаренко [3], К. В. Глухова, М. В. Куликова [4], О. О. Корнышева [5], И. А. Езангиной, А. В. Евстратова [6]. При этом остаются пробелы в части исследования проблем и перспектив использования крауд-технологий субъектами МСП с учетом текущей экономической обстановки и существующим на данный момент законодательством.

Целью данного исследования является изучение существенных проблем и перспектив применения различных крауд-инструментов в деятельности субъектов МСП.

Научная новизна исследования заключается в выявлении основных специфических черт применения крауд-технологий в деятельности субъектов МСП с учетом текущей экономической реальности и существующей законодательной базы.

Авторская гипотеза состоит в следующем: крауд-технологии являются одним из наиболее перспективных способов финансирования малого и среднего бизнеса в отличие от традиционных инструментов привлечения средств.

Методологической основой исследования выступают методы анализа, синтеза, сравнения дедукции и индукции.

Основная часть

Крауд-технологии представляют собой объединение ресурсов граждан с целью поддержки различных организаций и их проектов. Иными словами — это определенный вид вложений материальных и нематериальных средств группой людей.

Подобные явления сами по себе не новы: в истории есть множество примеров, когда люди общими усилиями реализовывали строительство и возведение различных объектов культурного наследия. Однако считается, что свое широкое распространение крауд-технологии получили именно с появлением и развитием Интернета. Уже к началу 2000-х годов стали появляться первые специализированные интернет-платформы для сбора общественными организациями средств на достижение различных целей. [7] Позднее такие технологии стали набирать популярность не только как вариант финансирования творческих и социальных проектов, но и как способ фондирования стартапов и малого бизнеса. [8] Важную роль в развитии крауд-технологий сыграли набравшие популярность социальные сети. Выступая в качестве платформ для обмена информацией между пользователями, такие сети стали эффективным способом привлечения граждан и их ресурсов к реализации бизнес-проектов. [9]

Свою популярность крауд-технологии получили за счет относительной простоты привлечения финансирования. В условиях, когда невозможно привлечь средства так называемыми традиционными способами (к примеру, банковское кредитование), использование крауд-технологий становится мощным инструментом поиска таких средств при сравнительно невысоких материальных и временных затратах. К основным же проблемам, с которыми сталкиваются субъекты МСП при привлечении средств традиционными способами, относятся: [10]

1. Отсутствие необходимого кредитного рейтинга: малые и средние предприятия на первых этапах своего существования не имеют кредитной истории, из-за чего убедить кредитора в своей состоятельности и получить кредит для них становится довольно затруднительным;

2. Отсутствие необходимого имущества: большинство малых и средних предприятий не могут предоставить достаточные гарантии в виде имущества, которое банки могли бы использовать в качестве залогового обеспечения при выдаче кредита;

3. Высокие процентные ставки: процесс кредитования банками субъектов МСП характеризуется повышенным риском, из-за чего стоимость кредита для такого бизнеса становится выше;

4. Длительный процесс рассмотрения заявок и одобрения кредита: долгое принятие решения банком создаёт для бизнеса дополнительные издержки по времени, которое могло быть использовано для реализации иных возможностей и поиска наиболее выгодных предложений;

5. Сложная процедура сбора документов: в процессе рассмотрения заявки банки требуют предоставления таких документов, как справки о доходах, финансовые отчеты, бизнес-планы и др. – это может быть достаточно затруднительно для бизнеса, который находится только в начале своего пути;

6. Ограничения по сумме и времени кредитования: для субъектов МСП не доступны большие суммы и длительные сроки выплаты кредита, из-за чего бизнес вынужден искать дополнительные источники финансирования для покрытия всех своих потребностей.

Таким образом вышеперечисленные проблемы могут значительно затруднить доступ малым и средним предприятиям к традиционным кредитным институтам и именно поэтому поиск альтернатив становится для них особенно актуальным. Рассмотрим основные виды крауд-технологий, их особенности, преимущества и недостатки:

Таблица 1- Разновидности крауд-технологий и их особенности

Тип инструмента
Особенности
Преимущества
Недостатки
Краудфандинг – объединение денежных средств с целью поддержки социальных и коммерческих проектов. [11]
Имеет следующие модели:
1. Безвозмездная (donation-based crowdfunding) – модель, не предполагающая вознаграждения, так как изначально краудфандинг был связан с бесплатной помощью некоммерческим проектам
2. Наградная (reward-based crowdfunding) – модель предполагающая, нефинансовое (подарки и призы) или денежное вознаграждение за оказанную помощь добровольцами;
1. Для спонсоров: возможность вкладывать небольшие суммы в интересующие проекты;
2. Для разработчиков проектов: в первую очередь — это бесплатно предоставленные средства для реализации и развития;
3. Широкая доступность для всех: нет необходимости поиска займов, банковских кредитов с подходящими условиями или крупных инвесторов. Для осуществления краудфандинга также не требуются специалисты (бухгалтеры, юристы или какие-либо бизнес-эксперты).
1. Высокая конкуренция проектов на площадке, из-за которой становится трудно привлечь средства именно в свой проект;
2. Частичная утрата контроля над проектом – на краудфандинговой площадке вкладчики получают некоторую форму контроля над проектом, оказывая влияние на итог реализации проекта
Краудлендинг - процесс кредитования компаний группой лиц через специализированные платформы. Иногда краудлендинг рассматривается как разновидность краудфандинга: цель – привлечение больших объемов средств от неограниченного круга лиц. [12]
Выделяют следующие виды краудлендинга:
1. P2P-кредитование (peer-to-peer) – предоставление займов физическими лицами физическим лицам.
2. B2B-кредитование (business-to-business) – предоставление займов юридическими лицами юридическим лицам.
3. P2B-кредитование (peer-to-business) – предоставление займов физическими лицами юридическим лицам.
1. Для кредиторов: возможность вложения средств под высокие процентные ставки;
2. Для заемщиков: возможность получения займов в силу слабой доступности банковского кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства.
1. Высокие уровни рисков для кредиторов. Они обусловлены тем, что заемщик может не вернуть ссуженные средства. При этом краудлендинговая площадка в таком случае является лишь посредником, и, соответственно нет никакой гарантии компенсации убытков (однако, некоторые платформы могут брать на себя ответственность – это зависит от условий конкретной площадки).
2. Некоторые краудлендинговые платформы могут попросту оказаться мошенническими. В связи с этим в мировой практике существуют специальные реестры, куда регуляторами вносятся площадки, которые соответствуют требованиям этих регуляторов.
Краудинвестинг - способ привлечения денежных средств в компании (преимущественно в стартапы и в малый бизнес) от широкого круга инвесторов. [13]
Имеет несколько разновидностей:
1. Роялти – модель, при которой инвестор имеет возможность получения процента от будущей прибыли вследствие реализации какого-либо продукта
2. Акционерный краудфандинг – модель, при которой инвестор имеет возможность получения в будущем доли в компании, её акций, дивидендов, права голоса на общем собрании.
1. Возможность быстрого привлечения финансирования;
2. Возможность таким образом обойти выход на IPO, а вместе с этим, больших затрат как времени, так и средств;
3. Маркетинговая составляющая – это своего рода реклама компании и ее продукта;
4. Мобилизация свободных денег граждан внутри страны.
1. Риск невыполнения компанией своих обязательств;
2. Высокий риск мошенничества;
3. Не всегда проводится экспертная оценка проектов на крауд-площадках;
4. Возможность потери информации, утечки идей.
Источник: составлено авторами

Перечисленные инструменты являются не единственными. Особый интерес вызывает и еще один, «неденежный» вид крауд-технологий, который так же может быть полезным для субъектов МСП, а именно – краудсорсинг. Краудсорсинг представляет собой привлечение людей в проекты с целью использования их навыков, творческих компетенций и рабочей силы для создания каких-либо продуктов в основном на добровольных началах. Преимуществом краудсорсинга является дешевизна используемых ресурсов и их разнообразие. Для предпринимателя это в первую очередь возможность найти единомышленников и прочих заинтересованных людей, обладающих необходимыми умениями и знаниями для реализации проекта. В России основными подобными площадками являются сервисы Яндекса и Mail.ru, а также Хабр и Сбербанк-Краудсорсинг. [14]

Рассмотрим основные российские крауд-платформы, при помощи которых субъекты МСП могут привлечь финансирование:

Таблица 2 - Основные российские крауд-платформы и их особенности

Вид крауд-технологии
Площадка и год ее основания
Входит/не входит в реестр платформ под контролем ЦБ РФ
Особенности
Краудфандинг
Planeta.ru, 2012 [15]
Не входит
Наградная модель краудфандинга. Реализуются творческие и благотворительные проекты, а также финансируются стартапы. Проект получает деньги, если собрано не менее 50% от целевой суммы за фиксированное время, в противном случае деньги возвращаются обратно вкладчикам. Сервис снимает 10–15% комиссию от поступающих платежей. Привлечено в совокупности более 800 млн рублей на различные проекты.

Boomstarter, 2012 [16]
Не входит
Наградная модель краудфандинга. В основном реализуются проекты в сфере образования, спорта, культуры и туризма. Сервис не берет комиссию с поступающих средств, но взимает оплату за размещение проекта на платформе. Привлечено в совокупности более 500 млн руб. на различные проекты.
Kroogi, 2007 [17]
Не входит
Площадка для распространения творческой продукции в виде фильмов и музыки. Пользователи получают доступ к контенту как только вносят пожертвования по принципу «заплати, сколько считаешь нужным». Комиссия с поступающих платежей составляет 15%, размер займа до 50 млн руб
Краудлендинг и краудинвестинг
MoneyFriends, 2018 [18]
Входит
P2B и B2B модели кредитования. Возможность получения быстрого займа для проекта без залога и целевого назначения, альтернатива возобновляемым кредитным линиям.
Город Денег, 2012 [19]
Входит
P2B и B2B модели кредитования. Размер займа от 100 тыс. руб. до 15 млн руб., ставки по кредиту рассчитываются индивидуально для каждого проекта.
Поток, 2015 [20]
Входит
P2B модель кредитования. Размер займа до 10 млн руб., ставки по кредиту от 3% в месяц.
Penenza, 2015 [21]
Входит
P2B и B2B модели кредитования. Стоимость займа составляет от 3,5%, быстрые сроки рассмотрения заявок.
CrowdMoney, 2020 [22]
Входит
Одна из самых молодых площадок, средние займы на площадке составляют 1,5 млн руб., ставки по займам от 1,25% месяц, а основными сферами деятельности заемщиков является оптовая торговля и строительство. Быстрая процедура получения займа, удобный способ мониторинга проектов через Telegram-канал.
АтомИнвест, 2017 [23]
Входит
Одна из передовых краудинвестинговых площадок, созданная для финансирования компаний малого и среднего бизнеса. Всем компаниям назначается рейтинг, порог входа – 10 тыс руб., доступны инструменты кредитования, а также есть возможность покупки облигаций быстрорастущих стартапов через данную площадку.
Источник: составлено авторами

Перечисленные платформы являются не единственными, которыми могут воспользоваться субъекты МСП. По состоянию на март 2023 года в реестр Банка России всего входит более 70 операторов инвестиционных платформ, каждая из которых предлагает разнообразные возможности к привлечению средств под наиболее удобные для бизнеса условия. [24] Стоит подчеркнуть, что самыми распространёнными видами деятельности МСП, привлекающих средства на таких площадках, является строительство жилых и нежилых зданий, ремонт, оптовая и розничная торговля, общественное питание, перевозки. [25, 2 с.]

Рассматривая состояние рынка краудфинансирования в России особое внимание стоит уделить краудлендингу и краудинвестингу. С 2020 по 2022 год объем рынка краудлендинга составил более 12 млрд руб., а краудинвестинга – более 7 млрд руб. Необходимо отметить также, что в этом периоде около 70% средств, привлеченных через инвестиционные платформы, приходилось именно на субъекты МСП, что говорит о довольно высокой популярности данного инструмента у такого бизнеса. Примечательно также, что структура заемщиков на 20% состоит из индивидуальных предпринимателей, а в целом за рассматриваемый период более 800 компаний МСП воспользовались инструментами краудфинансирования. Средняя стоимость займа находилась в диапазоне 15–35% годовых, а средний размер комиссии платформ в диапазоне 2–15% от объема привлеченных средств. Также за рассматриваемый период было реализовано более 30 сделок с размещением ценных бумаг через крауд-платформы на общую сумму более 2 млрд руб. [25, 4 с.]

Даже несмотря на сложную геополитическую ситуацию 2022 года и последовавшее за ней кризисное состояние экономики, российский крауд-рынок демонстрировал устойчивое развитие, причем и в части увеличения числа организаций, и в части увеличения числа инвесторов. Более того, его популярность возросла вследствие уменьшения доли рынка капитала и других возможностей вложения и привлечения средств экономическими субъектами. Помимо этого, возникшие экономические ограничения позитивно отразились на развитии клиентских сервисов инвестиционных платформ, а высокий уровень конкуренции субъектов МСП на этом рынке подтолкнул платформы к усовершенствованию моделей скоринга и отбора наиболее качественных проектов для привлечения средств. [25, 7 с.]

На современном этапе развитие крауд-технологий в России ограничивается из-за отсутствия четкого законодательства в отношении всей отрасли в целом и исчерпывающей нормативно-правовой базы относительно конкретных видов таких технологий. Для регулирования крауд-рынка и деятельности соответствующих платформ в 2019 году был принят Федеральный Закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ», которым была ограничена сфера правового регулирования данной деятельности (а именно, коммерческий краудфандинг) и определены её участники, в связи с чем появились существенные пробелы в организации крауд-технологий. [26]

Говоря о коммерческом краудфандинге, закон имеет в виду следующую деятельность:

1. Предоставление займов

2. Приобретение долевых ценных бумаг, размещаемых через инвестиционную платформу

Таким образом, закон, определив границы деятельности, убрал с поля наградный и безвозмездный краудфандинг, которые занимают значительную долю в привлечении средств малыми и средними предприятиями. Это говорит о том, что Банк России не сможет включать в свой реестр такие популярные и пользующиеся успехом в России платформы, как, например, Planeta.ru и Boomstarter. В этой связи справедливая оценка российского рынка краудфандинга и возможностей для субъектов МСП может быть несправедливой и искаженной.

Важно отметить, что до сих пор не определены единые стандарты оценки и сравнения инвестиционных платформ, что мешает инвесторам и заемщикам прогнозировать и оценивать потенциальные риски. Также не определены общие стандарты профессиональной деятельности таких платформ, из-за чего у инвесторов и лиц, привлекающих средства, нет четкого понимания в том, как действовать в случае нарушения собственных прав. [27]

Другим фактором, мешающим эффективному привлечению средств через краудфинанасирование субъектами МСП, может быть недоверие физических лиц к непривычным на данный момент способам инвестирования, недоверие к электронным платежным системам, а также низкая осведомленность населения о краудфандинге и его формах как таковом. Центральный Банк РФ всё еще не предоставляет исчерпывающей информации (в особенности статистики) о состоянии крауд-рынка. Сложно отследить объемы сделок в данный момент из-за отсутствия сводной статистики, а также спрогнозировать эти объемы конкретно для нашей страны на будущие периоды в условиях экономической неопределенности. Дополнительными факторами, мешающими эффективному привлечению средств субъектами МСП через крауд-платформы, являются: низкая доходность относительно ожидаемой для вкладчиков; отсутствие знаний о механизме работы платформ и навыков анализа проектов у розничных инвесторов; информационная асимметрия, мешающая инвесторам принимать эффективные решения в отношении инвестиций в размещаемые на платформе проекты.

Выводы

На современном этапе крауд-технологии являются активно развивающимся сегментом альтернативных способов инвестирования и финансирования бизнеса. С каждым годом объем этого рынка существенно увеличивается, показывая высокую доходность для инвесторов и эффективность для предпринимателей.

По сравнению с другими экономически развитыми странами российский рынок крауд-технологий, по сути, только начинает свое формирование. Это во многом объясняется невысоким интересом и доверием инвесторов, а также поздним началом (по сравнению с зарубежными странами) своего функционирования. Однако, как и за рубежом, с каждым годом растет количество публикуемых проектов и число инвесторов. В этой связи компаниям и, в частности, субъектам МСП необходимо изучать возможности привлечения финансирования через такие технологии и заниматься подбором наиболее удобных и подходящих для бизнеса платформ.

В ходе данного исследования были выявлены следующие группы проблем:

1. Недостаточная популярность крауд-технологий среди населения и слабая применяемость данных инструментов среди субъектов МСП из-за отсутствия просветительской повестки относительно данной тематики;

2. Невысокая информационная прозрачность данного сегмента, которая мешает эффективному отбору платформ как субъектам МСП, так и будущим вкладчикам;

3. Пробелы в законодательной базе, которые не позволяют четко регламентировать некоторые формы крауд-технологий.

Возможными путями решения данных проблем могут служить:

1. Расширение границ деятельности краудфандинговых платформ: необходимо создание правовых нормативов для регулирования безвозмездного и наградного краудфандинга;

2. Создание системы профессиональных стандартов работы инвестиционных платформ;

3. Определение платформами способов взаимодействия инвесторов и лиц, привлекающих инвестиции в случае форс-мажорных обстоятельств.

Государству при этом необходимо интенсивно развивать инфраструктуру данного рынка и формировать наиболее четкое и понятное законодательство, которое могло бы максимально полно охватить данный сегмент и эффективно его регулировать.

Возможными направлениями дальнейших исследований являются вопросы повышения качества и развитости инфраструктуры, обслуживающей крауд-рынок с целью привлечения новых проектов и притоков средств на платформы.


References:

Abaltusova E.I., Lebedenko V.S., Samsonova P.V., Tkachenko A.V. (2022). Privlechenie deneg na novye proekty cherez internet - ploshchadki (kraudfanding) [Attracting money for new projects through internet platforms (crowdfunding)]. Skif. Voprosy studencheskoy nauki. (5(69)). 417-426. (in Russian).

Beketov R.V. (2020). Kraudfanding kak odin iz vidov finansirovaniya [Crowdfunding as a type of funding]. Nauchnyy aspekt. 2 (2). 222-225. (in Russian).

Ezangina I.A., Evstratov A.V. (2019). Novye instrumenty finansirovaniya malogo i srednego predprinimatelstva v Rossii: kraudinvesting [New instruments for financing small and medium enterprises in Russia: crowdinvesting]. Finance. 23 (3(111)). 122-136. (in Russian). doi: 10.26794/2587-5671-2019-23-3-122-136.

Glukhov K.V., Kulikov M.V. (2022). Razvitie kraudinvestinga kak alternativnoy formy finansirovaniya subektov malogo i srednego predprinimatelstva: zarubezhnyy opyt i rossiyskaya praktika [Development of crowding-in as an alternative form of small and mediumsized businesses financing: foreign experience and russian practice]. Vestnik Universiteta. (6). 169-179. (in Russian). doi: 10.26425/1816-4277-2022-6-169-179.

Kazachenok O.P. (2020). Privlechenie investitsiy s ispolzovaniem investitsionnyh platform (kraudfanding): Napravleniya razvitiya pravovogo regulirovaniya [Raising investments on the investment platforms (crowdfunding): directions of development of legal regulation]. Vestnik Universiteta. (8(72)). 74-85. (in Russian). doi: 10.17803/2311-5998.2020.72.8.074-085.

Kornyshev O.O. (2019). Tendentsii razvitiya kraudfandinga kak alternativnogo mekhanizma privlecheniya investitsiy MSP [Trends in crowdfunding as an alternative mechanism for attracting SME investment]. Innovation and Investment. (4). 42-44. (in Russian).

Kozhevina O.V. (2021). Tsifrovizatsiya kak faktor stimulirovaniya rosta segmenta MSP i razvitiya kraudekonomiki [Digitalisation as a driver of SME growth and the crowdsourcing economy] 12th International Scientific and Practical Conference Russian Regions: Development Strategies and Mechanisms for Implementing Priority National Projects and Programmes, Conference Scientific and Technological Development of Russia: Priorities, Problems, Solutions. 317-319. (in Russian).

Kurochkin N.S. (2018). Problemy finansirovaniya malogo i srednego predprinimatelstva v Rossii [Problems of financing small and medium-sized enterprises in Russia]. Voprosy nauki i obrazovaniya. (9(21)). 25-29. (in Russian).

Litvinova D.A. (2017). Kraudinvesting kak novaya forma investirovaniya [Crowdinvesting as a new form of investment]. Global Markets and Financial Engineering. 4 (2). 73-81. (in Russian). doi: 10.18334/grfi.4.2.38035.

Miroshnichenko M.A., Gadzhiev I.A., Bondarenko A.A. (2020). Kraudfanding - instrument investirovaniya proektov malogo i srednego biznesa v krizisnoy situatsii [Crowdfunding is a tool for investing in small and medium business projects in a crisis situation]. Vestnik Akademii znaniy. (39(4)). 272-276. (in Russian). doi: 10.24411/2304-6139-2020-10475.

Pinkovetskaya Yu.S. (2021). Nekotorye instrumenty alternativnogo finansirovaniya malyh i srednikh predpriyatiy: opyt zarubezhnyh stran [Alternative financing of small and medium businesses: experience of foreign countries]. Bulletin of Kemerovo State University. 6 (1(19)). 109-122. (in Russian). doi: 10.21603/2500-3372-2021-6-1-109-122.

Planeta.ru. Retrieved March 17, 2023, from https://planeta.ru/about

Smolnikova A.V., Kuzbenova E.R. (2021). Kraudfanding kak mekhanizm narodnogo finansirovaniya: istoriya i sovremennost [Crowdfunding as a public financing mechanism: history and modernity]. Nauchnye zapiski molodyh issledovateley. 9 (1). 5-12. (in Russian).

Stepanova L.A., Andryushina E.A. (2022). Issledovanie zakonodatelstva v sfere kraudfandinga i vliyanie ego na razvitie malogo biznesa v Rossii [Research of legislation in the field of crowdfunding and its impact on the development of small business in Russia]. Moscow Economic Journal. 7 (6). (in Russian). doi: 10.55186/2413046X_2022_7_6_336.

Sumkina O.V., Mokina L.S. (2017). Kraudlending kak instrument alternativnogo finansirovaniya: rossiyskiy opyt [Crowdfunding as an alternative finance tool: the Russian experience] Youth and the 21st Century 2017. 292-297. (in Russian).

Страница обновлена: 10.04.2025 в 09:14:55