Рынок труда ФРГ: особенности и тенденции развития
Вешкурова А.Б.1, Соловьева Е.В.2, Кривцов А.И.3
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
2 Российский университет транспорта, Россия, Москва
3 Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 65 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 4 (Апрель 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52264003
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Демографические тенденции Германии схожи с российскими, поэтому представляется интересным изучить опыт развития передовой экономики ЕС в условиях сокращения численности трудовых ресурсов. Авторы, опираясь на данные Евростата, изучили демографические тенденции и миграционную политику Германии, влияние пандемии Covid-19 на рынок труда. Проведенный анализ позволил сделать выводы, что новая политика Германии в сфере занятости успешно справилась с финансовым кризисом 2008-2009 гг., а также вызовами пандемии covid-19. Кроме того, Германия активно внедряет цифровые технологии в экономику, являясь в настоящий момент самой автоматизированной экономикой ЕС.
Результаты исследования могут быть использованы органами исполнительной власти федерального и регионального уровней при подготовке мер по поддержке занятости. Изучение немецкого опыта регулирования занятости представляется полезным и для других стран, особенно с учетом замедления темпов экономического роста глобальной экономики на фоне энергетического кризиса.
Ключевые слова: рынок труда, занятость, безработица, реформы рынка труда, инфраструктура рынка труда, цифровая трансформация рынка труда
JEL-классификация: J21, J24, J64
ВВЕДЕНИЕ
Исследование тенденций рынка труда Германии имеет большую актуальность в настоящее время по нескольким причинам: рынок труда Германии является одним из самых крупных и значимых в Европе, поэтому его изменения могут повлиять на экономику всего континента; в настоящее время в Германии наблюдается ряд вызовов, связанных с демографическими изменениями и трансформацией экономики. В частности, население стареет, а количество молодых людей на рынке труда сокращается. Это может привести к снижению производительности и конкурентоспособности экономики Германии.
Многие страны мира сталкиваются с вызовами, связанными с covid-19 и мерами по борьбе с пандемией. Исследование тенденций рынка труда Германии может помочь понять, как эти вызовы влияют на экономику и рынок труда Германии.
Крупнейшая экономика ЕС, Германия, сумела найти эффективное и уникальное сочетание гибкости и жесткости на своем рынке труда [6].
В последнее время рынок труда Германии демонстрирует очень хорошие показатели, высокий уровень занятости и высокие темпы роста числа рабочих мест. В середине 2022 года в Германии уровень безработицы был практически минимальным среди стран ЕС - в августе 2022 года около 3,0% рабочей силы в возрасте от 15 до 74 лет, ниже уровень безработицы был только в Чехии, Польше, Мальте, в то время как в Испании -12,4, Италии- 7,9, Франции -7,5% [6].
Уровень безработицы среди молодежи Германии самый низкий в ЕС - 5,7 %, тогда как средний уровень в Евросоюзе - 13,8 % [14]. Характерной чертой немецкого рынка труда является высокий уровень неполной занятости, что снижает уровень безработицы. Последние десять лет неполная занятость в Германии держится на высоком уровне и даже растет с 25,8 % в 2012 году до 27,9 % в 2021 году [18]. Сопоставимые цифры по уровню неполной занятости наблюдаются только в Скандинавских странах, значительно выше - около 40% в Нидерландах и Великобритании. Во Франции, Италии, Испании, соответственно, 17,3, 18,2, 13,7 % [18].
Исследование тенденций рынка труда Германии имеет большую актуальность в настоящее время, и может помочь понять, как изменения на рынке труда Германии могут повлиять на экономику и на жизнь работников.
Цель работы – изучить концепцию занятости населения ФРГ и выявить основные тенденции и перспективы развития рынка труда страны.
Научная новизна проведенного исследования заключена в выявление актуальных тенденций рынка труда Германии за последние несколько лет. Германия также как и Россия столкнулась с различными вызовами, связанными с экономическими и социальными изменениями, и исследование того, как эти изменения влияют на рынок труда, может быть полезным для понимания текущей ситуации и принятия соответствующих мер.
РЕФОРМЫ РЫНКА ТРУДА ГЕРМАНИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Рынок труда Германии находился в стагнации до начала 2000-х гг., так как приоритет отдавался проведению пассивной политики занятости. Так распространенным методом снижения безработицы являлись программы досрочного выхода на пенсию и выплаты пособий по безработице, что не способствовало их быстрой реинтеграции работников на рынок труда [10].
Некоторые исследователи даже считают, что представляется по меньшей мере трудным, если не сказать невозможным, эффективно воспроизвести немецкую модель [19].
В результате реформ Петера Хартца в период с 2002-2005 гг. произошло изменение концепции политики занятости – приоритетными стали такие направления, как мониторинг рабочих мест, помощь в поиске работы, программы профессионального обучения, что позволило снизить уровень безработицы, в том числе структурной [20].
Данные меры также позволили Германии успешно преодолеть кризис 2008 года, хотя решающую роль в смягчении воздействия рецессии на рынок труда Германии сыграли меры государственной поддержки – временные работы, гибкие режимы рабочего времени, а также два пакета стимулирующих мер, принятых в 2008 и 2009 годах.
В соответствии с рекомендациями комиссии Петера Хартца, в период с января 2003 года (Хартц I) по январь 2005 года (Хартц IV) поэтапно были приняты четыре закона о реформе рынка труда (или реформы Хартца). Новый пакет законов включал в себя:
1. Создание агентств персонального обслуживания (Personal-Service-Agentur) (PSA), которые должны действовать как агентства по трудоустройству безработных с работодателями (Хартц I);
2. Грант для предпринимателей, известный как «Ich-AG», для поощрения новых предприятий (Хартц II), введение понятий «Mini job» (рабочие места, предполагающие неполный рабочий день и минимальную оплату труда, с которой работники не платят подоходный налог. Работодатели выплачивают социальное страхование работникам на таких работах) и «Midi job» (рабочие места, с заработной платой выше минимальной в пределах «гибкой зоны, которая периодически пересматривается. С 1 октября 2022 года диапазон составляет от 520,01 до 1600 евро);
3. Реструктуризация Федерального агентства занятости и создание центров занятости для более эффективной помощи безработным в поиске работы (Хартц III);
4. Сокращение пособий до 30 процентов от максимальной суммы, если человек, получающий пособие по безработице, отказывается от соответствующего его квалификации предложения работы (Хартц IV); объединение социальных пособий с долгосрочными пособиями по безработице (Хартц IV).
Реформы в сфере занятости 2000-х гг. достигли своей основной цели – значительно повысили уровень экономической активности населения, уменьшили безработицу. Благодаря усилению степени зависимости работника от рынка в получении дохода [11] - больше безработных стали выполнять менее оплачиваемую работу [1], что привело к снижению давления на заработную плату в ходе коллективных переговоров.
Уровень безработицы в Германии до середины 2000-гг. был существенно выше, чем в среднем в 15 странах ЕС, однако после кризиса 2008 года стал снижаться в отличие от других стран ЕС, где наблюдалась обратная тенденция.
Данные реформы оказывали значительное влияние на рынок труда в восточной части Германии, где уровень безработицы был выше, чем в западной. После объединения Германии произошло массовое высвобождение рабочей силы в восточной Германии и, соответственно, увеличение численности безработных, во второй половине 2000-х произошло массовое вступление тех, кто был безработным в пенсионный возраст, что повлияло на снижение уровня безработицы наравне с реформами.
Реформы 2003 года привели к решающим изменениям во включении муниципальных социальных служб в содействие политики занятости. Граждане. В соответствии с Социальным кодексом выплаты пособия Sozialgesetzbuch (SGB III) и услуги от местных агентств занятости по программам, разработанными для быстрой реинтеграции безработных на рынке труда координируются с выплатой социальных пособий Sozialgesetzbuch (SGB II). Так минимальный доход Sozialgesetzbuch (SGB II) предоставляется в Центре занятости персональным менеджером, объединяющим муниципальные обязательства, такие как уход за детьми или оплата жилья и отопления, с одной стороны, и услуги по трудоустройству, ориентированные на целевую группу, с другой стороны.
Кроме того, местные центры занятости и местные агентства по трудоустройству получили право заключать договоры на выполнение определенных мероприятий, таких как услуги по обучению.
После реформ Хартца Федеральное агентство занятости (FEA) занимается получателями страхового пособия по безработице (Arbeitslosengeld I - UB I) во вновь созданных клиентских центрах, где сосредоточено управление пособиями, а также предоставление услуг на рынке труда (рис.1).
Финансируемое за счет налогов пособие по безработице II (Arbeitslosengeld II - UB II), а также активные услуги на рынке труда для всех безработных, которые не имеют права на UB I, обычно управляются в консорциумах (Arbeitsgemeinschaften - EAs), в котором Федеральное агентство занятости работает совместно с муниципалитетами. Эти ассоциации были созданы на основе договора между местным органом власти и местным агентством по труду, и ответственность за выполнение задач и финансирование в них четко разделена.
Рисунок 1 - Инфраструктура рынка труда ФРГ после
реформирования [8]
Кроме того, 69 муниципалитетов получили лицензию на самостоятельное управление - так называемые муниципалитеты, отказавшиеся от участия (Optionskommunen).
Бюджет FEA формируется в основном за счет взносов работодателей и работников в фонд страхования по безработице. Другой крупный источник средств - это федеральный бюджет. Две трети бюджета расходуются на так называемую пассивную политику на рынке труда, а именно на пособия по безработице и социальную помощь. Остальные средства расходуются на проведение активной политики на рынке труда (ALMPs).
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Демографические изменения приводят к сокращению численности населения Германии. Население стареет и становится более неоднородным по своему этническому составу. Эти события оказывают большое влияние на рынок труда.
Согласно текущим прогнозам, пик численности населения Германии ожидался в конце 2021 года - 83,9 миллиона человек [13], а к концу 21-го века население Германии значительно сократится до 74,73 миллиона человек [13].
С 1970-х годов уровень смертности в Германии превышает уровень рождаемости. В Германии высокий средний возраст населения - 47,4 года. Согласно прогнозам, к 2040 году численность населения старше 60 лет вырастет на 4 млн. чел. (рис. 2)
Рисунок 2 - Прогноз численности населения Германии по возрастным группам в 2018-2040, млн. чел. [17]
На рисунке 3 представлены сценарии будущего развития потенциальной рабочей силы за счет трех движущих сил: демографии, миграции и участия в занятости.
Рисунок 3 - Прогнозная численность рабочей силы Германии до 2050 года с учетом миграции из третьих стран, тыс. чел. [16]
Что касается влияния увеличения рождаемости и снижения смертности, то в ближайшие 15 лет они вряд ли сыграют какую-либо роль в изменении основных тенденций в увеличении рабочей силы [22]. Пройдут десятилетия, прежде чем изменения в рождаемости окажут существенное влияние на численность рабочей силы - даже несмотря на то, что наблюдается некоторый рост суммарного коэффициента рождаемости женщин в Германии (так он вырос с 1,33‰ в 1991 году до 1,57‰ в 2018 году) [22]. При отсутствии эффекта миграции и повышения участия в занятости, численность рабочей силы до 2035 года может сократиться на 7,5 миллионов человек или на 16% [22].
ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РЫНОК ТРУДА ГЕРМАНИИ
По оценкам Федерального статистического управления Германии пандемия Covid-19 привела к одной из самых серьезных рецессий в послевоенной истории в Германии. Ограничительные меры, предпринятые во время пандемии, привели к серьезному экономическому спаду [21]. Кризис, вызванный распространением COVID-19, стал беспрецедентным шоком для немецкой экономики [26].
Рынок труда находился под сильным давлением с марта 2020 года. Уровень занятости значительно сократился, уровень безработицы и неполная занятость резко возросли, все больше людей зависели от финансовых пособий (рисунок 4). Лишь в начале лета 2021 года началось восстановление экономики и рынка труда. В начале 2022 года наследием пандемии стала лишь долгосрочная безработица, уровень занятости преодолел спад и растет.
Отметим такие меры социальной поддержки как введение пособия на одного ребенка и увеличение налогового пособия для родителей-одиночек) в смягчении последствий кризиса COVID-19. Эти меры играют решающую роль в стабилизации доходов малообеспеченных работников, противодействуя тем самым ожидаемому росту неравенства и риску бедности в 2020 году [7].
Удержать рынок труда от еще большего падения в период локдаунов смогло увеличение неполной занятости. Значительно выросла неполная занятость в отраслях наиболее пострадавших от пандемии - культура, торговля, туризм. На предприятиях этих отраслей численностью до 99 человек численность работников с неполной занятостью возросла на 60%. Неполная занятость и число получающих пособия более точно отражают кризисные явления на рынке труда, нежели уровень безработицы.
Рисунок 4 - Статистические данные по уровню безработицы и неполной занятости в Германии в июле 2020г., 2021г., 2022 г.(%) [2]
Государственная поддержка бизнеса оказалась решающей для стабилизации рынка труда. Количество безработных в 2020 г. выросло только на 429 тыс. человек [23].
Важным следствием влияния пандемии на бизнес стало ускорение внедрения цифровых технологий и резкий рост объема онлайн-услуг, включая Интернет-торговлю, проведение конференций и пр. [24]
Пандемия по-разному сказалась на региональных рынках труда, некоторые регионы, в основном западные, уже справились с кризисом на рынке труда. Это можно увидеть из следующей таблицы, показывающей положительную динамику в Баварии, Баден-Вюртемберга по сравнению с Берлином, Бременом и другими восточными регионами.
Таблица 1 - Уровень безработицы и неполной занятости в регионах Германии (июль 2022 года), % [3]
Регионы
|
Уровень безработицы
|
Уровень неполной
занятости, исключая краткосрочную работу
|
Баден-Вюртемберг
|
3,6
|
4,7
|
Бавария
|
3,2
|
4,1
|
Берлин
|
9,0
|
11,4
|
Бранденбург
|
5,7
|
7,2
|
Бремен
|
10,3
|
13,4
|
Гамбург
|
7,1
|
9,4
|
Гессе
|
4,9
|
6,3
|
Мекленбург-Передняя Померания
|
7,5
|
9,4
|
Нижняя Саксония
|
5,4
|
6,9
|
Северный Рейн-Вестфалия
|
7,0
|
8,9
|
Рейнланд-Пфальц
|
4,7
|
6,1
|
Саар
|
6,3
|
8,4
|
Саксония
|
5,6
|
7,2
|
Саксония-Анхальт
|
7,2
|
9,7
|
Шлезвиг Гольштейн
|
5,3
|
6,8
|
Тюрингия
|
5,4
|
6,9
|
Для стабилизации рынка труда в период пандемии были выделены значительные бюджетные субсидии на пособия, размер которых существенно превзошел те, которые выделялись в кризис 2008-2009 годов.
В настоящее время идет увеличение занятости несмотря на увеличивающиеся сложности в экономике, связанные с Украиной. Но в последние месяцы барометр рынка труда Германии показывает положительные значения, составив в июле 2022 года 102% (прогноз безработицы 98,3% и занятости - 105,7%, среднее значение - 102%). Барометр рынка труда — это индикатор, основанный на ежемесячном опросе, проводимом Федеральным агентством занятости среди всех агентств по трудоустройству, дающий возможность прогнозировать ситуацию на рынке труда. Он состоит из двух компонентов: данные по безработице с учетом сезонных колебаний на следующие три месяца и динамика занятости. Среднее значение компонентов «безработица» и «занятость» формирует суммарное значение барометра рынка труда. значение выше 100% означает положительную динамику на рынке труда. Актуальные показатели барометра приведены на сайте Института исследования рынка труда и профессий [14].
Несмотря на экономические потери в период пандемии кризис на рынке труда имел и положительный эффект - это значительное ускорение цифровой трансформации и усиление проникновения цифровых технологий во всю инфрастуктуру рынка труда и цифровизацию рабочих мест. К положительным эффектам пандемии можно также отнести расширение возможностей домашнего офиса и оптимизацию защиты здоровья работников.
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РЫНКА ТРУДА ГЕРМАНИИ
Цифровые технологии оказывают все более сильное влияние на рынки труда, и данное влияние будет возрастать. В то же время прогнозы десятилетней давности о значительном росте безработицы из-за широкого применения цифровых технологий не подтвердились. В Германии ввод и сокращение рабочих мест будут находиться в равновесии в результате автоматизации по крайней мере в течение следующих 10-15 лет. Однако остается важным условием – соответствие навыков рабочей силы потребностям работодателей.
Германия вплоть до недавнего времени считалась цифровым аутсайдером, что было обусловлено низкой скоростью и низким качеством Интернета, завышенными ценами за доступ в Сеть, усилением цифрового неравенства. Эти и другие вызовы побудили Федеральное правительство Германии разработать множество стратегий для улучшения ситуации [25].
Германия — одна из первых стран, сформировавших свое видение методологических подходов к определению цифровых рынков и установившая правила поведения для онлайн-платформ на законодательном уровне [26].
Разработка и использование нового оборудования, программного обеспечения и алгоритмов, анализ больших данных, автоматизация рутинных задач, удаленная работа, массовая кастомизация промышленного производства, а также этические аспекты обращения с новыми технологиями - вот лишь несколько примеров существенного изменения спроса на навыки рабочей силы. Некоторые из существующих знаний и навыков уже устаревают, большинство же по-прежнему востребованы, но нуждаются в обновлении.
Германия - самая автоматизированная экономика в Европе: Плотность роботизации - количество роботов на 10 000 работников - выросла до нового рекорда в 371 единицу (2020 год). Доля Германии от общего числа действующих промышленных роботов в Европе - 38% (230 600 единиц) [15]. Таковы результаты отчета IFR World Robotics 2021 Report.
Пока существенного влияния цифровизации на рост безработицы не произошло. Исследования показали, что каждый робот уничтожает примерно два рабочих места в обрабатывающей промышленности [8]. Общая потеря рабочих мест в обрабатывающей промышленности в период с 1994 по 2014 год составила 275 000, что составляет примерно 23% от общего количества ликвидированных рабочих места [8]. Однако эта потеря была полностью компенсирована за счет дополнительных рабочих мест в секторе услуг.
Численность занятых в экономике в Германии за последние 13 лет демонстрировала стабильный рост, за исключение 2020 года, что можно объяснить пандемией коронавируса.
Cогласно выводам исследования Deutsche Telekom «Индекс цифровизации для средних предприятий 2021/2022» в 2021 году цифровизация средних предприятий Германии продолжала набирать обороты [9]. Так уровень цифровизации компаний, участвовавших в исследовании, вырос в среднем до 59 баллов из 100. Предприятия инвестировали в укрепление своей ИТ-безопасности и защиту данных. Сравнение отраслей показало, что промышленность и логистика продолжают лидировать. Промышленность, розничная торговля, торговля и строительство увеличили свой индекс на один пункт.
Весной 2020 г. уже около половины всех немецких работников (в основном офисных) была переведена на дистанционное выполнение своих обязанностей. Весьма быстро изменилось отношение к сложившейся немецкой культуре обязательного присутствия на рабочем месте. Многие предприниматели закупили для своих сотрудников ноутбуки и программное обеспечение [20].
На второй год пандемии цифровизация средних предприятий Германии продолжала набирать обороты, согласно выводам исследования Deutsche Telekom "Индекс цифровизации для средних предприятий 2021/2022" (только на немецком языке): в 2021 году уровень цифровизации компаний, участвовавших в исследовании, вырос в среднем до 59 баллов из 100. Предприятия инвестировали в основном в расширение своей ИТ-безопасности и защиту данных [9].
По 27 странам ЕС средний уровень доли занятых в экономике с цифровыми навыками выше базовых составил в 2022 году 34,5%. Минимальный показатель составляет 11% для Болгарии и Румынии, а максимальный - 59% для Нидерландов. Германия находится в средней группе с уровнем владения цифровыми навыками в 23% (рисунок 5).
Рисунок 5 - Доля всех занятых в экономике ЕС27 в 2021 году с цифровыми навыками выше базового уровня, % [4]
Как видно из таблицы 2 цифровые навыки пользуются спросом у работодателей, однако социальные навыки, а также применение цифровых навыков для облегчения коммуникаций между работниками, обучения и установления связей более востребованы. Вышеописанное свидетельствует о том, что автоматизация не повлияет отрицательно на занятость в значительной степени, так как сфера услуг растет более значительными темпами, чем производство, строительство.
Таблица 2 - Наиболее востребованные навыки в онлайн объявлениях о работе в Германии в 2021 году [5]
Наименование
|
Доля,%
|
Умение
устанавливать связи и поддерживать контакт с бизнес-партнерами
|
35,6
|
Анализ
массивов цифровых данных
|
21,8
|
Использование
цифровых инструментов для совместной работы, создания контента и решения задач
|
18,1
|
Создание
художественных, визуальных или обучающих материалов
|
11,7
|
Создание
и поддержка связей между сотрудниками
|
8,3
|
Решение
сложных задач
|
8,3
|
Коммуникативность,
работа в команде и креативность
|
8,0
|
Продвижение
продуктов (услуг), продажи и закупки
|
6,8
|
Контроль
выполнения задач
|
5,7
|
Разработка
компьютерных систем
|
4,8
|
Предоставление
информации и техподдержки
|
4,6
|
Анализ
и оценка данных
|
4,4
|
Настройка
и обеспечение безопасности компьютерных систем
|
4,0
|
Организация
и планирование
|
3,8
|
Распределение
и контроль ресурсов
|
3,6
|
Защита
данных
|
3,5
|
Необходимо отметить, что прогнозируемые темпы роста занятости в высокотехнологичных производствах в Германии до 2030 года опережают средние темы роста по ЕС: 6,3% против 5,6% [4].
КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА ФРГ
Немецкий рынок труда характеризуется высоким уровнем участия рабочей силы, в том числе работающих женщин. Это объясняется тем, что на рынке существует множество мест с занятостью на неполный рабочий день.
Благоприятные изменения на рынке труда в Германии после финансового кризиса 2008-2009 гг. обусловлены значительным ростом уровня занятости и снижением уровня безработицы среди пожилых работников.
Для немецкого рынка труда характерен высокий уровень социальной защищенности работников, что показывает размер социальных пособий на душу населения.
Отличительной чертой немецкого рынка труда можно назвать и развитие профессионального обучения работников. Среди всех стран ЕС выделяется группа стран с явным доминированием программ обучения безработных в структуре мер политики на рынке труда - Германия, Италия, Австрия, Финляндия, Португалия, Франция [28].
В 2019 году принят Закон о квалификационных возможностях, который предусматривает дополнительное финансирование работодателей и работников при повышении квалификации. Размер финансирования зависит от размера компании, наличия квалификационных соглашений с социальными партнерами, а также возраста и социального статуса работника (для людей старше 45 лет и инвалидов, а также при отсутствии квалификации - до 100 % компенсируются затраты работников на обучение).
Наряду с существующей обширной системой профессиональной подготовки по традиционным направлениям обширное развитие получило так называемое SТEM - образование, по наиболее важным профессиональным областям инновационных технологий будущего - робототехника, 3D-печать, нанотехнологии, генетические технологии, биотехнологии, информационные технологии. Несмотря на то, что пандемия в последние два года резко сократила количество обучающихся и курсов в профессиональном образовании, нынешний рост спроса на квалифицированные кадры и финансовая поддержка позволит преодолеть этот кризис в системе профессионального обучения.
Нехватка квалифицированных работников наблюдается во многих отраслях немецкой экономики. В связи с этим квалифицированные работники находятся в зоне особого внимания политики на рынке труда. Помимо широкой системы профессионального образования Германия прогнозирует пополнение числа квалифицированных работников за счет миграции из других европейских стран, в первую очередь, Украины, России.
Положительное влияние на рынок труда, конечно же, оказывает рост немецкой экономики (первой в Евросоюзе), увеличивая количество рабочих мест.
В целом, можно сказать, что «немецкое чудо» рынка труда Германии действительно демонстрирует на протяжении почти двух десятилетий стабильность в своем развитии, увеличение занятости и снижение безработицы, что показал и кризис 2008-2009 годов, пандемия Covid-19. Такое состояние подтверждает эффективность политики, механизмов и инструментов немецкого рынка труда. На протяжении двух десятилетий можно отметить, что основные принципы рынка труда ФРГ - развитие человеческого капитала, сильная роль производственного сектора, низкий уровень производственной конфликтности, высокие отчисления на социальное обеспечение, защита от увольнения, сравнительно высокая внутрифирменная гибкость, относительно низкая дифференциация заработной платы, остаются неизменными и эффективными.
Проведенные реформы и настоящая политика рынка труда, основываясь на этих принципах, демонстрируют гибкость в поощрении занятости, в выплате социальных пособий, в активизации поиска безработными рабочих мест, в миграционной политике, в создании новой инфраструктуры рынка труда, цифровизации поиска и предложения работы. Комплексность мер, постоянный мониторинг и корректировка инструментов позволяет немецкому рынку труда долгие годы демонстрировать стабильность, обеспечивая экономическое развитие. Регулирование рынка труда Германии представляет собой успешное применение инструментов, обеспечивающих сочетание ригидности и гибкости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время рынок труда Германии демонстрирует очень хорошие показатели: высокий уровень занятости и высокие темпы роста числа рабочих мест. Однако в Германии особенно остро ощущается старение населения: более трети трудоспособного населения составляют люди в возрасте 50 лет и старше. Ожидается, что в будущем занятость несколько увеличится, и спрос на рабочие места будет формироваться для замены работников, выходящих на пенсию. В период до 2030 года наибольший рост занятости ожидается в сфере размещения и питания, услуг энергоснабжения и транспорта и хранения. Большинство востребованных рабочих мест потребуют квалификации среднего уровня.
Еще одна проблема, с которой может столкнуться экономика Германии в целом и рынок труда в частности – замедление темпов экономического роста из-за грядущей рецессии мировой экономики. В настоящее время немецкие предприятия уже страдают от роста производственных затрат и замедления внутреннего и внешнего спроса. Данные по сектору услуг также неблагоприятны, хотя и менее негативны. С другой стороны, рынок труда по-прежнему устойчив. Уровень безработицы медленно снижается и вернулся на допандемический уровень, а количество вакансий резко возросло и значительно превысило допандемический уровень, поэтому в ближайшей перспективе роста безработицы не произойдет.
Помимо рисков, связанных с экономической и политической нестабильностью в Европе и за ее пределами, рынок труда Германии сталкивается с четырьмя основными проблемами внутри страны:
Необходимость сокращения времени поиска работы безработными. Все чаще вакансии и набор навыков соискателей не соответствуют друг другу. Долгосрочным безработным мешают низкая квалификация, проблемы со здоровьем или незнание языка. Поэтому все более важным становится предложение обучения, возможности получения новой квалификации, а в случае молодежи - индивидуальное профессиональное и карьерное консультирование.
Улучшение вертикальной мобильности и повышение качества занятости. Низкая заработная плата и нестабильная занятость могут стать проблемой, когда определенные группы населения продолжают трудиться в таких условиях в течение длительного времени. По этой причине важно повышать качество занятости в нижнем сегменте рынка труда. Кроме того, крайне важно расширить возможности карьерного роста для людей с нетипичными трудовыми отношениями и низкооплачиваемой работой, особенно посредством обучения на рабочем месте или неполного рабочего дня.
Старение населения и сокращение численности трудовых ресурсов. Тот факт, что немецкий рынок труда сокращается и стареет, становится все более очевидным, что будет расти спрос на рабочую силу, особенно квалифицированную. Очень важно управлять демографическими рисками, привлекая больше людей на рынок труда и повышая качество квалифицированной рабочей силы. Данные меры должны включать в себя поощрение женщин и пожилых людей оставаться на работе, проведение активной иммиграционной политики и улучшение интеграции иммигрантов в трудовую деятельность.
Рост потребности в квалифицированных кадрах Германия будет испытывать и дальше, больше профессий будет в дефиците, увеличится количество вакансий со сроком поиска более 90 дней. Часть профессий, в первую очередь, ИТ-специальности, трейдинг, будут перенасыщены предложением в связи с бурным ростом сегодня. Прогноз заставляет еще больше совершенствовать систему профессионального обучения, для корректировки потребности в квалифицированных работниках.
Интеграция беженцев в рынок труда. С 2014 года резко возросло число просителей убежища и беженцев из охваченных кризисом и войной регионов. Основными препятствиями для их интеграции на рынке труда являются низкая квалификация и незнание немецкого языка. Поэтому крайне важно оказывать этой группе людей своевременную и всестороннюю поддержку. В долгосрочной перспективе новая когорта иммигрантов может внести значительный вклад в укрепление внутреннего предложения рабочей силы в Германии.
Источники:
2. Zeitreihen. Bundesagentur fur Arbeit. Statistik. [Электронный ресурс]. URL: https://statistik.arbeitsagentur.de/DE/Navigation/Statistiken/Interaktive-Statistiken/Zeitreihen/Lange-Zeitreihen-Nav.html (дата обращения: 12.08.2022).
3. Eckwerte Arbeitsmarkt. Bundesagentur fur Arbeit. Statistik. [Электронный ресурс]. URL: https://statistik.arbeitsagentur.de/DE/Navigation/Statistiken/Interaktive-Statistiken/Eckwerte-Arbeitsmarkt/Dashboard-Eckwerte-Arbeitsmarkt-Nav.html (дата обращения: 12.08.2022).
4. Digital skills use. Cedefop. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cedefop.europa.eu/en/tools/skills-intelligence/digital-skills-use?year=2021#1 (дата обращения: 12.08.2022).
5. Most requested skills in online job ads in Germany in Skills in 2021. Cedefop. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cedefop.europa.eu/en/tools/skills-intelligence/countries?country=DE&occupation=§or=#7 (дата обращения: 12.08.2022).
6. Christian Hutter, Enzo Weber Labour market effects of wage inequality and skill-biased technical change // Applied Economics. – 2022. – p. 1-22. – doi: 10.1080/00036846.2022.2108751.
7. Christl M., De Poli S., Hufkens T. et al. The role of short-time work and discretionary policy measures in mitigating the effects of the COVID-19 crisis in Germany // International Tax and Public Finance. – 2022. – doi: 10.1007/s10797-022-09738-w.
8. Dauth Wolfgang, Findeisen Sebastian, Südekum Jens, Wößner Nicole German robots: The impact of industrial robots on workers. IAB-Discussion Paper, No. 30/2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/172894/1/dp3017.pdf (дата обращения: 15.08.2022).
9. Digitization Index for Businesses 2021/2022: German Companies focus on Security, Sustainability and New Wor. Deutsche Telekom. [Электронный ресурс]. URL: https://www.telekom.com/en/media/media-information/archive/digitization-index-for-businesses-2021-2022-1003532 (дата обращения: 01.08.2022).
10. Eichhorst W., Grienberger-Zingerle M., Konle-Seidl R. Activation Policies in Germany: From Status Protection to Basic Income Support. Docs.iza.org. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.iza.org/dp2514.pdf.
11. Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. - Cambridge: Polity Press, 1990. – 260 p.
12. Gartner H., Weber E. Einschätzung des IAB zur wirtschaftlichen Lage – Juli 2022. Iab-forum.de. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iab-forum.de/einschaetzung-des-iab-zur-wirtschaftlichen-lage-juli-2022/ (дата обращения: 10.08.2022).
13. Germany Population. Worldpopulationreview.com. [Электронный ресурс]. URL: https://worldpopulationreview.com/countries/germany-population (дата обращения: 12.08.2022).
14. IAB-Arbeitsmarktbarometer. [Электронный ресурс]. URL: https://iab.de/daten/iab-arbeitsmarktbarometer-2/ (дата обращения: 12.08.2022).
15. IFR presents World Robotics 2021 reports. Ifr.org. [Электронный ресурс]. URL: https://ifr.org/ifr-press-releases/news/robot-sales-rise-again (дата обращения: 12.08.2022).
16. Sabine Klinger, Johann Fuchs Johann Fuchs Effects of population changes on the labour market in Germany. Iab-forum.de. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iab-forum.de/en/effects-of-population-changes-on-the-labour-market-in-germany/ (дата обращения: 15.08.2022).
17. Jantz Bastian, Jann Werner Mapping accountability changes in labour market administrations: From concentrated to shared accountability? // International Review of Administrative Sciences. – 2013. – № 2. – p. 227-248. – doi: 10.1177/0020852313477764.
18. Part time employment, total (% of total employment) – Germany. Data.worldbank.org. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SL.TLF.PART.ZS?locations=DE (дата обращения: 15.08.2022).
19. Population forecast for Germany from 2018 to 2060, by age group. Statista.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/1127731/population-forecast-by-age-group-germany/ (дата обращения: 07.08.2022).
20. Rinne U., Zimmermann K. F. Is Germany the north star of labor market policy? // IMF Economic Review. – 2013. – № 4. – p. 702-729. – doi: 10.1057/imfer.2013.21.
21. Schneider H. Reformpolitik und institutioneller Wandel: Neue Chancen für benachteiligte Gruppen auf dem Arbeitsmarkt?. / In book: Zeitenwende auf dem Arbeitsmarkt: Wie der demografische Wandel die Erwerbsgesellschaft verändert. - Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung, 2013. – 142-163 p.
22. Wirtschaftliche Auswirkungen Statistiken mit Bezug zu COVID-19. Destatis.de. [Электронный ресурс]. URL: https://www.destatis.de/DE/Themen/Querschnitt/Corona/Wirtschaft/kontextinformationen-wirtschaft.html (дата обращения: 10.08.2022).
23. Белов В.Б. Коронакризис versus cоциальное рыночное хозяйство и экономическое пространство германии // Современная Европа. – 2021. – № 4(104). – c. 58-70. – doi: 10.15211/soveurope420215870.
24. Белов В.Б. Цифровая трансформация Германии в условиях коронакризиса // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. – 2021. – № 3(21). – c. 84-93. – doi: 10.15211/vestnikieran320218493.
25. Вороненкова Г.Ф., Гапонова Е.М., Маслина М.Г., Христенко А.В., Юдов М.А. Цифровизация в Германии: вызовы и перспективы (к постановке проблемы) // Меди@льманах. – 2021. – № 3(104). – c. 104-115. – doi: 10.30547/mediaalmanah.3.2021.104115.
26. Гагарина И., Князева И. Государственная конкурентная политика Германии: ответы на вызовы цифровизации экономики, уроки для России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2022. – № 4. – c. 551-580. – doi: 10.21638/spbu05.2022.404.
27. Зарицкий Б.Е. Германская экономика: наследство А. Меркель // Мировая экономика и международные отношения. – 2021. – № 9. – c. 34-42. – doi: 10.20542/0131-2227-2021-65-9-34-42.
28. Синдяшкина Е.Н. Государственная политика на рынке труда в странах ЕС: основные тенденции и направления трансформации // Социально-трудовые исследования. – 2022. – № 3(48). – c. 67-80. – doi: 10.34022/2658-3712-2022-48-3-67-80.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 12:45:06