Assessment of the relationship between regional social security and investment and innovation development indicators

Saveleva N.K.1, Sozinova A.A.1, Saydakova V.A.1, Palesheva N.V.1, Bespyatyh A.V.1
1 Вятский государственный университет, Russia

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 6, Number 1 (January-March 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=52263888
Cited: 4 by 07.12.2023

Abstract:
The subject of the study was to determine the level of interrelation of regional social security with indicators of investment and innovative development of the territory. The following hypothesis was put forward. The level of regional social security depends on the investment and innovative development of the territory. The purpose of the study was to test the hypothesis. Following statistical methods were chosen as the main methods: correlation and regression analysis. Synthesis, generalization and comparative analysis were used in the study as well. The authors proposed a methodology for assessing regional social security and tested it on subjects of the Volga Federal District. There is no unified approach in the scientific literature both to the definition of social security and to its assessment. The authors selected indicators reflecting the investment and innovation development of the region. The interrelationships of the social security of the region with its innovative and investment development were revealed. According to the results of the study on the subjects of the Volga Federal District, the greatest correlation between regional social security and investment processes was noted.

Keywords: social security, region, correlation analysis, regression analysis, investment development, innovation

JEL-classification: R11, R12, R13



Введение. Мировые вызовы третьего десятилетия XXI века оказали воздействие на социальную сферу. В России изменялись меры социальной поддержки, формы занятости населения (например, так называемая «удаленка»). Также произошло повышение активизации цифровых процессов в экономике и социальной сфере. Современная цифровизация социально-экономического пространства субъектов РФ возвысила роль инвестиционного и инновационного развития территорий, что сказывается и на развитии социального обеспечения населения, чем и объясняется актуальность исследования.

В Стратегии экономической безопасности РФ одна из целей государственной политики определена как повышение уровня и улучшение качества жизни населения. Обеспечение социальной безопасности – это один из важнейших национальных интересов государства [1]. Повышение уровня безопасности социальной сферы государства во многом зависит от регионального развития.

В данной статье выдвигается гипотеза, что уровень региональной социальная безопасность зависит от инвестиционного и инновационного развития территории, которую необходимо либо подтвердить, либо опровергнуть, что и отображает цель исследования.

В научной литературе существует несколько дефиниций к определению социальной безопасности, которое предполагает состояние социальной сферы и инфраструктуры, которое определено стабильным развитием региональной социальной системы, наличием системы защиты от воздействия различных угроз и их нейтрализации.

В отечественной и зарубежной науке отсутствует единый подход к оценке уровня социальной безопасности региона. Вопросы обеспечения региональной социальной безопасности и нейтрализации выявленных угроз поднимаются в работах Е.А. Григорьевой [3], В.М. Караулова [7], В.М. Караулов [24], М.В. Львовой [10], И.К. Полянской, О.Е. Малых [12], О.А. Рязановой, А.Н. Тимина, А.В. Котанджян [16], Н.К. Савельевой [17], А.П. Соколова [19], Н.В. Тимофеевой [21], И.В. Караваевой, М.Ю. Льва [5], С.В. Казанцева, Е.С. Митякова [4] и других.

Вопросы инновационного и инвестиционного развития региона раскрываются в исследованиях Е.В. Караниной [6], Н.И. Кузьменко [9], Э.В. Наговициной, Е.А. Братухиной [11], А.А. Созиновой, М.В. Палкиной [18], Т.Н. Субботиной [20], В.В. Филатова [22], В.Н. Шаповаловой [23], и других.

В исследовании использовались такие методы как общенаучные (синтез, обобщение, сравнительный анализ), так и статистические (корреляционный анализ, регрессионный анализ).

Основная часть. Социальная безопасность включает в себя следующие характеристики: снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, улучшение демографической ситуации, преодоление безработицы, снижение инфляции, обеспеченность доступным и качественным образованием и здравоохранением и т.д. [8].

Коллективом авторов предлагается методика определения уровня социальной безопасности региона. Показатели для оценки социальной безопасности разделены на 5 категорий, которые отражают сферы социальной жизни населения (рис. 1). Выбранные показатели раскрывают особенности обеспечения социальной безопасности региона с различных аспектов: демографический, рынок труда, уровень жизни, здравоохранение, образование, жилья и городская среда, культурно-рекреационный.

Рисунок 1. Показатели для оценки социальной безопасности региона

Источник: разработано авторами.

Таким образом, представленные показатели охватывают многообразные области социальной жизни населения, что достаточно важно при определении социальной безопасности региона, потому что при акценте лишь на какую-либо отдельную группу показателей, оценка социальной безопасности не будет является в полном объеме достоверной. Следует отметить, что в процессе разработки данных показателей были исключены из исследования те, которые являются мультиколлинеарными.

Определение уровня региональной социальной безопасности сводится к применению метода линейного масштабирования, чтобы преобразовать значения всех показателей от 0 до 1, поскольку они имеют разную соразмерность, что не в «истинном» виде не позволит оценить уровень безопасности. Преобразование показателей производится с помощью так называемых референтных значений. Интегральный показатель социальной безопасности региона определяется через среднеарифметическое значение преобразованных показателей.

Согласно представленной методике была произведена оценка социальной безопасности регионов Приволжского федерального округа за 2020 год (рис. 2) [13]. Необходимо отметить, что на представленном рисунке у наименования регионов стоят коды ОКТМО согласно Приказа Росстандарта от 14.06.2013 № 159-ст [2].

Рисунок 2. Оценка социальной безопасности субъектов ПФО

Источник: составлено авторами.

Согласно представленной диаграмме, средний уровень социальной безопасности регионов ПФО равен 0,452. Именно с его значением произведено сопоставление полученных уровней безопасности. Половина субъектов ПФО имеют уровень выше среднего, при этом наибольше значение зафиксировано у Республики Татарстан. Остальные регионы, соответственно, находятся ниже среднего уровня по вопросу обеспечения социальной безопасности. Наименьшее значение на 2020 год принадлежит Саратовской области.

Для проверки гипотезы необходимы показатели, характеризующие инновационную и инвестиционную деятельность в регионе. Для этого были выбрано 10 показателей, представленных на рисунке 3. Они отражают степень развития инвестиционной и инновационной деятельности на территории субъекта.

Рисунок 3. Показатели, характеризующие инновационную и инвестиционную

деятельность в регионе

Источник: составлено авторами.

Динамика показателей, необходимых для исследования, представлена в таблице 1.

Таблица 1. Показатели, необходимые для проведения исследования

ОКТМО
Х1
Х2
Х3
Х4
Х5
Х6
Х7
Х8
Х9
Х10
80
90885
100,9
1,792
25,1
1,4
7,9
1,13
33,5
53,86
10830,80
88
54020
123,5
0,377
9,5
0,8
6,2
0,88
21,5
32,98
178,8
89
58224
81,6
0,492
20,4
2,5
20,9
0,72
36,4
44,27
1088,60
92
155384
91,1
2,474
24,9
5
18,1
1,66
37,1
68,83
19215,00
94
73098
97,1
0,716
12,6
0,9
10,4
0,99
20,2
42,66
1947,80
97
43181
76
0,634
14,6
1,9
9,3
0,91
32,6
44,59
2010,10
57
107511
91,7
1,677
10,8
2,1
11
1,37
23,1
57,51
16902,40
33
52886
86,6
0,553
13,9
2,1
8,3
0,76
26,8
41,4
4267,70
22
120104
120,6
1,871
14
9,6
14,6
1,01
28
67,52
85239,20
53
102044
91,1
0,927
7,5
1,2
3,4
0,48
12
25,77
929,5
56
72928
100,2
0,664
17,5
3,1
8,7
1,1
26
46,39
3729,10
36
87952
88,2
1,713
14,9
3,8
9,2
1,36
25,8
60,64
16723,80
63
69434
96,4
1,145
7,1
0,4
1,3
0,95
18,1
40,12
6809,40
73
65833
94,7
0,693
15,1
2,3
13,1
1,74
28,7
55,39
11049,80
Источник: составлено авторами на основании [13-15].

Исходя из данных таблицы 1, можно сделать вывод, что среди регионов ПФО отсутствует явный аутсайдер по показателям инновационного и инвестиционного развития. Следует отметить Республику Татарстан, которая по 4 из 10 рассматриваемых показателей, имеет лучшее значение среди рассматриваемых субъектов.

Поскольку по поставленной в исследовании гипотезе уровень региональной социальная безопасность зависит от инвестиционного и инновационного развития, то был использован корреляционно-регрессионный анализ. Результаты анализа на основе данных таблицы 1 представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Результаты корреляционного анализа

Источник: составлено авторами.

Анализируя диаграмму, наиболее тесная взаимосвязь прослеживается у уровня социальной безопасности субъектов ПФО с такими показателями как инвестиции на душу населения, инвестиционный потенциал, уровень инновационной активности организаций, рейтинговый балл по научно-технологическому развитию. Наименьшее влияние на социальную безопасность оказывает индекс физического объема инвестиций.

На основе представленных результатов корреляционного анализа был сделан вывод, что с обеспечением социальной безопасности региона наиболее тесно взаимосвязано инвестиционное развитие территории.

Для регрессионного анализа были использованы переменные, оказывающие наибольшее воздействие на социальную безопасность субъекта федерации (табл. 2).

Таблица 2. Регрессионная статистика

Индикатор
Х1
Х3
Х4
Х9
Множественный R
0,846572
0,774947
0,526989
0,522809
R-квадрат
0,716684
0,600543
0,277718
0,27333
Нормированный R-квадрат
0,693074
0,63127
0,217528
0,212774
Стандартная ошибка
0,072107
0,08095
0,092111
0,092391
Наблюдения
14
14
14
14
Источник: составлено авторами.

Интерпретацию результатов регрессионного анализа начнем с описания зависимости в виде линейной функции (y = a+ x*b).

Рассмотрим зависимость между уровнем социальной безопасности регионов ПФО и объемом инвестиций в основной капитал на душу населения. Согласно результатам регрессионной статистики, изменение результативного фактора на 84,66% происходит за счет модификации независимой переменной. Через значение R-квадрат была произведена оценка адекватности регрессионной модели. В целом представленная модель адекватна, поскольку удовлетворяет требованиям достаточности аппроксимации (более 0,6).

Интерпретируя итоги дисперсионного анализа, фактическое значение критерия Фишера составило 15,11, которое позволяет оценить качество регрессионной модели. При уровне значимости α=0,05 табличное значение F-критерия равно 4,75. При сравнении двух значений критерия Фишера, был сделан вывод о признании представленного уравнения статистически значимым, вследствие превышения фактического значения над табличным.

Далее было построено уравнение регрессии с помощью полученных расчетных коэффициентов: y = 0,243942+0,000003*x1. Значимость коэффициента регрессии определяется t-критерием Стьюдента: для коэффициента b1 = 3,887. При уровне значимости 0,05 табличное значение t-критерия равно 2,1604. Следовательно, превосходство фактического t-критерия над табличным позволяет говорить о статистической значимости коэффициента регрессии. Вероятность, позволяющая определить значимость коэффициента регрессии составила 0,002, что меньше 0,05, поэтому уравнение регрессии значимо с вероятностью 95%.

Итак, произведенный регрессионный анализ позволяет сделать следующий вывод: повышение на 1 пункт объема инвестиций в основной капитал на душу населения содействует повышению уровня социальной безопасности регионов ПФО на 0,000003 п.п.

Второй переменной для анализа был выбран инвестиционный потенциал региона. Статистические инструменты были применены аналогичные, как и с фактором Х1.

Модификация зависимого фактора на 77,49% происходит за счет изменения независимой переменной. В данной модели уровень аппроксимации удовлетворительный, чтобы считать модель адекватной аппроксимации.

Дисперсионный анализ продемонстрировал, что фактическое значение F-критерия Фишера больше табличного показателя при уровне значимости α=0,05 (9,51>4,75). Следовательно, уравнение признается также статистически значимым.

Уравнение регрессии по рассматриваемой зависимости выглядит как y = 0,33382+0,105458*x3. Коэффициенты регрессии как уравнение признаются статистическими значимыми, что подтверждается сопоставлением табличного и фактического t-критерием Стьюдента: tтабл. < tфакт. (2,1604<3,084). Р-значение меньше 0,05, поэтому независимая переменная воздействует на зависимую переменную.

Таким образом, повышение на 1 пункт инвестиционного потенциала региона способствует увеличению уровня социальной безопасности на 0,11 п.п.

Проведенный корреляционно-регрессионный анализ свидетельствует о том, что выявленные тенденции дают возможность говорить о наличии взаимосвязи между социальной безопасностью региона и его инвестиционным развитием.

Среди показателей инновационного развития наибольшее влияние на социальную безопасность оказывают уровень инновационной активности организаций (Х4) и рейтинговый балл по научно-технологическому развитию (Х9). Данные показатели практически в равной степени взаимодействуют с результативным фактором (множественный R 52,7% и 52,28% соответственно). Однако значение R-квадрат меньше 0,6 исходя из анализа по обеим переменным, соответственно, модель требует определенных улучшений и для регионов ПФО данные критерии не имеют существенности.

Поэтому о наличии тесной взаимосвязи социальной безопасности региона и его инновационным развитием говорить не представляется возможным.

Заключение

Таким образом, исследование показало, что не все выбранные показатели инвестиционно-инновационного развития территории региона в полной мере отражают изменение социальное безопасности. Данное исследование позволяет говорить о наличии большего воздействия на региональную социальную безопасность со стороны инвестиционного развития региона, чем со стороны инновационного развития. Поэтому вопрос поиска факторов, оказывающих существенное влияние, и имеющие статистическую значимость при построении уравнений, будет отражен в дальнейших научных изысканиях. А выдвинутая в исследовании гипотеза не может быть полностью доказана, что также подтверждает необходимость последующих исследований.


References:

Filatov V.V., Dorofeev A.Yu. (2012). Otsenka razvitiya investitsionnoy privlekatelnosti regionov cherez razvitie innovatsionnogo potentsiala [Assessment of the development of investment attractiveness of regions through the development of innovation potential]. Vestnik Universiteta. (18). 45-51. (in Russian).

Grigoreva E.A. (2020). Razrabotka integralnoy modeli blagopoluchiya cheloveka, svyazannogo so zdorovem, dlya obespecheniya sotsialnoy bezopasnosti regiona [Development of an integral model of health-related human well-being to ensure the social security of the region] International Demographic Forum. 692-697. (in Russian).

Karanina E.V., Davydova Yu.V., Chuchkalova S.V. (2022). Otsenka vliyaniya faktorov na innovatsionnuyu bezopasnost Kirovskoy oblasti [Assessment of the influence of factors on the innovation security of the Kirov region]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). (6(126)). 140-146. (in Russian). doi: 10.36871/ek.up.p.r.2022.06.02.019.

Karaulov V.M., Palkina M.V. (2021). Assessment of the Innovative Development of Depressed Regions for the Sustainable Development of Their Digital Economy Research for Development. 359-368. doi: 10.1007/978-3-030-70194-9_36.

Karaulov V.M., Saydakova V.A. (2021). Otsenka sotsialnoy bezopasnosti regiona [Social security assessment of the region] Society. Science. Innovations 2021. 926-932. (in Russian).

Karavaeva I.V., Lev M.Yu. (2021). Itogi provedeniya V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Senchagovskie chteniya» «Novye vyzovy i ugrozy ekonomike i sotsiumu Rossii» [Results of the 5th International Scientific and Practical Conference]. Economic security. 4 (3). 853-887. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.4.3.112368.

Kazantsev S.V., Mityakov E.S. (2022). Otsenka znachimosti faktorov dinamiki zhiznesposobnosti subektov Rossiyskoy Federatsii [Assessing the significance of the viability dynamics factors of the subjects of the Russian Federation]. Economic security. 5 (1). 155-174. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.1.114267.

Kolotova N.S. (2013). Sotsialnaya bezopasnost kak element natsionalnoy strategii [Social security as an element of national strategy]. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN. (1). 60-82. (in Russian).

Kuzmenko N.I. (2017). Indeks innovatsionnogo razvitiya regionov i ego znachimost dlya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regionov RF [The index of innovative development of regions and its significance for the socio-economic development of the regions of the Russian Federation]. Trends in the development of science and education. (25-1). 33-34. (in Russian). doi: 10.18411/lj-30-04-2017-1-11.

Lvova M.V., Krasnov V.K. (2022). Vliyanie sotsialnoy sfery na ekonomicheskuyu bezopasnost regiona [The impact of the social sphere on the economic security of the region]. Management accounting. (2-1). 100-105. (in Russian). doi: 10.25806/uu2-12022100-105.

Nagovitsyna E.V., Tusin D.S., Bratukhina E.A. (2021). Otsenka investitsionnoy privlekatelnosti otrasley ekonomiki regiona na primere Kirovskoy oblasti [Assessment of the investment attractiveness of the regional economic sectors on the example of the Kirov region]. Vestnik Universiteta. (9). 122-129. (in Russian). doi: 10.26425/1816-4277-2021-9-122-129.

Polyanskaya I.K., Malyh O.E. (2021). Sotsialnaya bezopasnost regiona: novye podkhody k ee otsenke i opredeleniyu porogovyh indikatorov [Social security of the region: new approaches to its assessment and the definition of threshold indicators]. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (4(45)). 19-27. (in Russian). doi: 10.34022/2658-3712-2021-45-4-19-27.

Ryazanova O.A., Timin A.N., Kotandzhyan A.V. (2022). Otsenka sotsialnoy bezopasnosti Kirovskoy oblasti [Assessment of social security of the Kirov region]. Problemy analiza riska. (2). 18-29. (in Russian). doi: 10.32686/1812-5220-2022-19-2-18-29.

Saveleva N.K., Saydakova V.A. (2022). Sotsialnaya obespechennost zhiteley na regionalnom urovne [Social security of residents at the regional level]. Industrialnaya ekonomika. (3). 51-55. (in Russian). doi: 10.47576/2712-7559_2022_3_1_51.

Saveleva N.K., Sozinova A.A., Palkina M.V., Karaulov V.M. (2020). Otsenka innovatsionnogo razvitiya depressivnyh regionov [Assessment of the innovative development of depressed regions]. Theoretical economy. (11(71)). 42-60. (in Russian).

Shapovalova V.N. (2020). Otsenka vliyaniya investitsionnyh i innovatsionnyh faktorov na uroven sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Assessment of the impact of investment and innovation factors on the level of socio-economic development of the region]. Sovremennaya nauka: aktualnye problemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i pravo. (11). 86-92. (in Russian). doi: 10.37882/2223-2974.2020.11.38.

Sokolov A.P., Sadykova A.I., Rutskoy R.A. (2022). Analiz sotsialno-ekonomicheskikh problem v obespechenii ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva [Analysis of socio-economic problems in ensuring the economic security of the state]. Innovatsionnaya ekonomika: informatsiya, analitika, prognozy. (3). 44-49. (in Russian). doi: 10.47576/2411-9520_2022_3_44.

Subbotina T.N., Kozhina O.A. (2020). Innovatsionnoe razvitie regiona kak faktor ustoychivogo razvitiya [Innovative development of the region as a factor of sustainable development]. Vectoreconomy. (12(54)). 49. (in Russian).

Timofeeva N.V., Puchkova N.V. (2021). Diagnostika sotsialnyh riskov v sisteme ekonomicheskoy bezopasnosti regiona [Diagnostics of social risks in the system of economic security of the region]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (11(136)). 551-555. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2021.11.136.109.

Страница обновлена: 27.04.2025 в 04:20:53