Методика ценового стимулирования продаж сопутствующей продукции

Могилко М.Д.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (16), Октябрь 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18051675
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Одним из важных инструментов реализации продукции является проведение акций, стимулирующих продажу определенных групп товаров. В статье рассмотрены различные варианты такого рода маркетинговых мероприятий. Особое внимание уделено варианту, когда к основному продукту «в нагрузку» предлагается дополнительный (сопутствующий) продукт по сниженной суммарной цене. В статье рассматривается подход к определению «критической» границы снижения цены на сопутствующий товар с применением основных экономико-математических методов.

Ключевые слова: ценообразование, спрос, стимулирование продаж, группы товаров, сопутствующая продукция



Существует множество методов стимулирования продаж отдельных видов продукции. Одним из наиболее часто применяемых является продажа товаров в комплектах. Наглядным примером такого способа повышения продаж могут выступать различные акции в магазинах товаров народного потребления, а также в сфере услуг.

В общем случае можно выделить несколько видов совместных продаж продукции:

Объединение продуктов в наборы:

  • продажа взаимодополняющих продуктов. В этом случае продавец «предугадывает» поведение покупателя, объединяя несколько товаров в один комплект. Яркие примеры: гель для душа и мочалка, чайная продукция и выпечка и т.д. Сформированный набор часто воспринимается покупателем как новый комплексный товар. Можно заметить, что такие наборы достаточно часто будут преподноситься как идея готового подарка (об этом будет свидетельствовать красочность и качество упаковки, соответствующие подарку украшения: ленты, банты и т.д.);
  • продажа товаров, не имеющих прямого отношения друг к другу, но представляющих одинаковой интерес для многих категорий покупателей. В качестве примера можно привести следующие варианты объединения товаров: стиральный порошок и дезодорант, лимонад и шоколадные батончики. В данном случае формирование комплекта не приводит к созданию нового комплексного товара. Об этом свидетельствует и упаковка: чаще всего товары просто будут скреплены клейкой лентой.
  • Другим способом повышения объемов продаж продукции является предложение комплекта, когда к основному продукту «в нагрузку» предлагается дополнительный продукт по сниженной суммарной цене. Наиболее эффективно данный способ продаж применяется при реализации товаров низкого спроса, предлагая их в совокупности с товарами высокого спроса. Применение данного подхода при нарушении определенных условий может привести к снижению общей доходности продаж. Обычно во время такого рода акций товары взаимосвязаны (в качестве примера приведем мойку автомобиля, к которой со скидкой предлагается обезжиривание кузова, или в массажном салоне к массажу спины со скидкой можно дополнительно заказать массаж плечевого отдела). При описанной технологии продаж важно правильно определить размер скидки на сопутствующий товар, чтобы акция одновременно стимулировала его продажи и не вела к убыткам или недополучению прибыли продавца. Именно о решении данной проблемы пойдет речь в статье.

    Предлагаемая модель ценообразования для сопутствующей продукции позволяет определить критическую границу снижения цены, при которой сохраняется (заданная) общая доходность продаж комплектов из основной и сопутствующей продукции.

    Концепция предлагаемой модели ценообразования основана на основных понятиях, которые определены ниже.

    Основной продукт — удовлетворяет основную потребность, т.е. приносит основную выгоду, которую хочет получить потенциальный покупатель (например, персональный компьютер).

    Сопутствующий продукт — услуги или товары, схожие с основными по цели применения и которые необходимы для использования основного продукта (например, компьютерная программа).

    Структура цены — удельный вес отдельных ценообразующих элементов в конечной цене товара.

    Скидка — снижение цены по сравнению с первоначально запланированной или предыдущей.

    Эластичность спроса по цене — отражает изменение уровня спроса в зависимости от изменения розничной цены. Коэффициент эластичности спроса показывает насколько изменится объем продаж при изменении цены на 1%.

    В основе модели определения цены на сопутствующую продукцию лежит принцип временной стоимости денег и непрерывности генерирования доходности (прибыли) в процессе операционной деятельности предприятия. При этом в предположении годового процента доходности D деятельности предприятия ежедневный сложный процент d (коэффициент дисконтирования) определяется по формуле: (1)

    Например, при доходности бизнеса предприятия D = 100 (% годовых) ежедневный сложный процент составит d = 0,19 (%).

    Графически упрощенная модель денежного потока от продажи основного и сопутствующего продуктов (в единичном количестве) может быть представлена следующим образом (см. рис.):

    Рис. Модель денежного потока от продажи основного и сопутствующего продуктов (в единичном количестве)

    На приведенном рисунке используются следующие обозначения:

    С1 — выручка от продажи сопутствующего продукта со скидкой;

    С2 — выручка от продажи сопутствующего продукта без скидки;

    VC — переменные затраты в стоимости сопутствующего продукта (отток в момент производства);

    FC — постоянные затраты (доля) в стоимости сопутствующего продукта (отток в момент продажи);

    t1 — период реализации (математическое ожидание) основного продукта;

    t2 — период реализации (математическое ожидание) сопутствующего продукта.

    Тогда,

    приведенная стоимость денежного потока при продаже сопутствующего товара со скидкой определяется по следующей формуле: (2)

    приведенная стоимость денежного потока при продаже сопутствующего товара без скидки определяется по следующей формуле: (3) .

    С учетом приведенных формул может быть определено условие экономически выгодных продаж сопутствующего товара со скидкой: (4).

    Тогда, в результате преобразований минимально возможная цена сопутствующего товара (со скидкой) рассчитывается по формуле: (5),

    например, для t 1 = 10 дней, t 2 = 20 дней, С 2 = 100 рублей, получим С 1 = 98,11 рублей.

    Наличие отличного от 0 коэффициента эластичности спроса на сопутствующий продукт позволяет дополнительно снизить цену продукта (повысить скидку) за счет уменьшения доли постоянных затрат в себестоимости продукта (в результате их распределения на большее количество продаж на временном интервале t 2). При этом коэффициент ценовой чувствительности на сопутствующий продукт для приведенной модели денежного потока определяется выражением: (6),

    где n1 — количество дополнительных продаж сопутствующего продукта (в комплекте с основным), обозначение квадратных скобок приводится для определения целого значения от деления временных интервалов.

    В результате, ранее приведенное выражение приведенного денежного потока при продаже сопутствующего товара со скидкой примет следующий вид: (7).

    Тогда в результате преобразований минимально возможная цена сопутствующего товара (со скидкой) рассчитывается по формуле: (8),

    например, для t 1 = 10 дней, t 2 = 20 дней, С 2 = 100 рублей, const = 30 рублей, получим С 1 = 82,83 рублей.

    Вывод

    Описанная методика позволяет рассчитать максимальную величину скидки на сопутствующий продукт при продаже в комплекте с основным, в том числе и для случая наличия ценовой чувствительности спроса.

    В приведенном примере показано экономическое оправданное снижения цены на сопутствующий продукт, что в общем случае позволяет увеличить объем продаж без снижения доходности (и даже ее повышения).

    Данная методика основана на одном из самых важных показателей функционирования предприятия — чистой приведенной стоимости (NPV). Также приведенные формулы позволяют автоматизировать расчет ценовых скидок и как следствие более полно и точно осуществить моделирование стратегии ценообразования.


    Источники:

    1. Никишкин В.В. Маркетинг розничной торговли. Теория и методология. – М.: Экономика. – 2003. – 210 с.
    2. Эстерлинг С., Флоттман Э., Джерниган М., Маршалл С. Мерчандайзинг в розничной торговле. – СПб.: Питер. – 2004. – 304 с.
    3. Лукасевич И.Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений. – М.: Финансы, ЮНИТИ. – 1998. – 400 с.
    4. Система моделирования «Business Studio. Методика: Функционально-стоимостной анализ и имитационное моделирование». ГК «Современные технологии управления».

    Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:01:48