Финансовые войны: возникновение, логика развития и возможные варианты завершения

Колесов А.С.1
1 Петрозаводский государственный университет

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы ведущихся в мире финансовых войн (ФВ), которые играют важную роль в происходящем переходе мира к многополярному устройству. Актуальность исследования определяется тем, что начавшаяся много лет назад деструктивная деятельность Соединенных Штатов Америки, государств Европейского Союза и некоторых других стран, нацеленная на дестабилизацию финансовой стабильности Российской Федерации, в настоящее время продолжается. Поэтому требуется постоянное реагирование на все их агрессивные действия, отражение которых, по нашему мнению, может быть наиболее результативным на основе всестороннего анализа содержания ФВ. Основные цели статьи состоят в том, чтобы понять генезис финансовых войн, постигнуть логику их развития, а также на данной базе сделать обоснованное предположение о возможных вариантах их завершения. В результате проделанной работы можно считать, что поставленные цели удалось достигнуть. Тем самым в рассмотрении данной важной и сложной проблемы сделан шаг, который, как мы надеемся, дает возможность продвинуться вперед в ее решении, а также создает предпосылки для дальнейшего ее исследования.

Ключевые слова: финансовые войны (ФВ), генезис ФВ, эволюция ФВ, завершение ФВ

JEL-классификация: C60, C62, C69



Введение. В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. имеется 12 пункт, в котором указываются основные вызовы и угрозы финансовой стабильности страны. Среди них перечислены такие, как:

– использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации (РФ);

– ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам;

– создание различных глобальных рисков для финансовой системы РФ, в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала на фондовом рынке;

– осуществление действий, направленных на формирование уязвимости ее информационной инфраструктуры;

– совершение попыток дестабилизировать национальную бюджетную систему [1].

Данные вызовы в настоящее время являются реальной действительностью и свидетельствуют об агрессивных действиях против финансовой системы России. Все они генерируются на основе решений соответствующих органов управления Соединенных Штатов Америки (США), Европейского Союза (ЕС) и других недружеских стран. Поэтому можно говорить о ведущейся финансовой войне (ФВ) против РФ. При этом, по нашему мнению, финансовая война – это, как правило, бескровное противоборство двух и более государств, которые стремятся к тому, чтобы нарушить чужой и (или) защитить свой суверенитет в осуществлении финансовой политики государства, стараясь при этом получить односторонние преимущества за счет другой страны (или других стран). В этой связи уточним, что в данном случае суверенитет означает независимость от существенного воздействия других стран и (или) международных организаций. Незначительное же взаимовлияние является естественным [11, с. 51].

Только с 2000 г. по 2021 г. США, ЕС и другие страны применили различные экономические, в том числе финансовые, санкции примерно 20 раз против ряда государств [12].

Однако подобные войны, не редко, происходят без их объявления и носят скрытый характер. Например, в результате действий Дж. Сороса 16 сентября 1992 г. была атакована финансовая система Великобритании, что привело к падению курса фунта стерлинга и других европейских валют. В результате тщательно продуманной операции данному мошеннику удалось на валютных биржах «заработать» миллиарды долларов. Казалось бы, причем здесь ФВ между государствами. Ведь это было сделано частным лицом. Однако тем самым создание общей валюты ЕС было отложено примерно на шесть лет. Одновременно американские компании скупили ставшие значительно дешевле европейские ценные бумаги. Тем самым США увеличило влияние на экономику Европы [5]. К этому следует добавить, что Дж. Сорос, как известно, воспользовался инсайдерской информацией, полученной им от президента Бундесбанка Г. Шлезингера. В этой связи возникает вполне обоснованное предположение, что данная операция была проведена с молчаливого согласия каких-то заинтересованных органов власти государства, а может быть даже по их «просьбе».

Поэтому возникает необходимость проведения исследований данного экономического феномена для получения знаний, которые помогут лучше его понять и несомненно будут востребованы для повышения результативности реагирования при отражении различных нападений на сферу финансов Российской Федерации.

Основная цель исследования заключается в том, чтобы понять генезис финансовых войн, постигнуть логику их развития, а также на данной базе сделать обоснованное предположение о возможных вариантах их завершения.

Актуальность исследования определяется тем, что, начавшаяся много лет назад деструктивная деятельность США, государств ЕС и некоторых других стран, нацеленная на дестабилизацию финансовой стабильности РФ, в настоящее время продолжается.

Научная новизна содержится в том, что, во-первых, предполагается определить совокупность причин, которые привели к возникновению финансовых войн. Во-вторых, необходимо постичь логику их развития. В-третьих, важно понять и сформулировать обоснованные предположения о возможных вариантах завершения ФВ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что, несмотря на большую работу, которую осуществляют Правительство РФ, Министерство финансов РФ и другие ведомства, направленную на отражение агрессивных действий против сферы финансов нашей страны, ФВ продолжаются. При этом она распространяется на новые направления финансовой деятельности государства. Поэтому результаты фундаментальных и прикладных работ в области изучения проблем ведения ФВ будут становиться все более востребованными для отражения агрессии.

Изучению рассматриваемой темы, включая смежные с ней вопросы, посвящен ряд работ [2; 4-8; 11-16 и др.]. Тем не менее, автор считает, что она еще не исследована достаточно. Изучаются хотя и важные, но все-таки только ее отдельные вопросы. Поэтому пока отсутствует фундаментальное представление о содержании многих существенных моментов возникновения, развития и окончания таких войн.

Генезис финансовых войн между государствами. В публикациях можно найти три подхода к пониманию процесса зарождения финансовых войн.

Первый состоит в том, что ФВ возникли как часть экономических войн (ЭВ), которые в свою очередь являются острой фазой обострения международной конкуренции [3]. ЭВ между государствами могут включать в себя пять главных секторов: сырьевой, технологический, рыночный (или торговый), миграционный и финансовый. При этом противоборство может осуществляться как на одном из участков ЭВ, так и на нескольких одновременно. Каждый из них можно и нужно считать не только в качестве специфического сектора ЭВ, но и одновременно рассматривать их как отдельные («самостоятельные») войны. В тоже время центральное место среди них по объективным причинам занимают финансовые войны. Ведь их результаты могут оказывать решающее воздействие на получение доступа ко всем без исключения важнейшим ресурсам развития любого государства (сырью, технологиям, рынкам, человеческому капиталу и самим финансам). Действительно, итоги ФВ для каждой страны положительно или отрицательно скажутся на возможностях обеспечения всеми указанными выше ресурсами.

Второй подход предполагает, что финансовые войны возникают как дополнение войн между вооруженными силами двух или более государств. Другими словами, автор утверждает, что вооруженное противоборство всегда ведет к различным противоречиям, а затем и к столкновениям в сфере финансовой деятельности враждующих сторон. Так, к примеру, аналитик Credit Suisse З. Позар считает, что «военные конфликты всегда переворачивают с ног на голову сложившееся господство каких-то валют», а также «служат повивальными бабками для рождения новых денежных систем» [2; 8; 16].

Третий существующий подход к пониманию возникновения финансовых войн состоит в том, что изначально возникшие разногласия в экономических отношениях постепенно перерастают в устойчивые противоречия между государствами, но их еще можно решать путем переговоров [12]. Когда же попытки дипломатического решения споров терпят неудачу, тогда ряд государств в качестве оружия борьбы за свои интересы все чаще обращаются к «финансовым санкциям» [14].

Из рассмотренных трех подходов к пониманию генезиса финансовых войн автор полагает, что интерпретация данного процесса и как дополнение экономических войн, и как части «обычных» войн между вооруженными силами государств, и как следствие неудавшихся решений принципиальных противоречий в сфере финансов путем переговоров, также является объективными вариантами объяснения происхождения ФВ. При этом следует отметить, что в реальной действительности все три процесса могут иметь место как отдельно, так и одновременно.

Фактически существует еще один «подход» к пониманию генезиса финансовых войн. Он подразумевает, что данные войны являются неким «стихийным бедствием», а не заранее подготовленными и целенаправленно осуществленными действиями [5]. Другими словами, их считают результатом стечения неких обстоятельств, которые случайно сложились и могут сами собой прекратиться. Такое иррациональное отношение к данной проблеме начинается с учебников, в которых эта тема полностью игнорируется. Видимо, в том числе поэтому у многих экономистов почти полностью отсутствует понимание сути и значения ФВ и их роли в осуществлении финансовой политики современной России. Такой ошибочный «подход» демобилизует усилия по отражению агрессии и может привести к большому ущербу для экономики. В связи с чем необходимо изменить такую позицию.

Таким образом, было рассмотрено происхождение финансовых войн, которые возникают естественным путём и их нельзя повернуть вспять. Поэтому ФВ были в прошлом, есть в настоящем и будут происходить в будущем.

В тоже время можно обратить внимание на то, что все финансовые войны после своего возникновения имеют определенную последовательность их эволюции.

Логика развития финансовых войн

Перейдем к исследованию логики развития ФВ. При этом особо обратим внимание на то, что их существует две. Одна – у агрессора, а другая – у страны, подвергшейся атаке. Они, конечно, отличаются друг от друга, хотя частично могут и совпадать.

Логика развития финансовой войны с позиций нападающей стороны включает в себя следующие взаимосвязанные между собой основные составляющие:

– цель, поставленная в начале ФВ;

– этапы ее осуществления.

Цель проведения ФВ в немногочисленных публикациях имеет различные трактовки. Так, А. Горохов считает, что цель финансовых войн заключается в подчинении всего государства или в установлении контроля над частью его территории [5]. В. Поп, С. Флеминг и Дж. Полит утверждают, что целью ФВ является нанесение существенного ущерба экономике [14; 16]. Можно привести и некоторые другие точки зрения по обсуждаемому вопросу. Однако, большого смысла в этом нет, так как цели агрессора в финансовых войнах могут быть различными. В тоже время кое-что их объединяет. Прежде всего они все и всегда предполагают обеспечение реализации собственных интересов в сфере финансов за счет ухудшения возможностей подвергнувшегося нападению государства.

Достижение намеченной цели финансовой войны, конечно не может произойти одномоментно. Для этого требуется осуществить определенную последовательность ее этапов. Их количество и качество могут быть разными. Существование ряда из них можно заметить при изучении практики ведения ФВ. Кроме того, в публикациях, в которых рассматриваются вопросы их осуществления, также можно встретить прямое или косвенное упоминание о тех или иных этапах данных войн.

В этой связи, прежде всего, следует отметить наличие первого, «подготовительного» этапа [5]. Данный процесс, по мнению отдельных экспертов, может занять продолжительное время [14].

Не редко отдельно выделяется также этап планирования основных мероприятий ведения финансовой войны. Хотя, по мнению А. Горохова [5], которое разделяет автор, он является составной частью ее подготовительного периода. Данную точку зрения подтверждает современная практика ведения ФВ. К примеру, президент США Дж. Байден поручил министру финансов Дж. Йеллен разработать «план» мер против России в ответ на ее ожидаемые действия на Украине еще в ноябре» 2021 г. [14; 16].

Выделение необходимых ресурсов (кадровых, организационных, денежных, информационных и других) на осуществление финансовых войн является их вторым этапом. Относительно кадрового обеспечения агрессии следует отметить, что могут привлекаться специалисты как из государственных структур, так и из частных. Однако на практике нередко в этой работе участвуют и те, и другие одновременно.

Организационный ресурс войн изыскивается в органах власти, в государственных учреждениях и частных компаниях. Кроме того, к данной работе могут подключить практически любые организации, которые находятся в юрисдикции США и всех стран Запада.

Выделение средств на конкретные мероприятия таких войн осуществляется из разных открытых и закрытых источников, в том числе бюджетных и заинтересованных частных финансовых фондов. Ведение ФВ является, как правило, мало затратными проектами, так как для этого используются уже имеющиеся организационные структуры и уже выделенные средства на их содержание. Дополнительные же расходы вполне можно выделить из резервных фондов.

Другие ресурсы, также необходимые для ведения таких войн, изыскиваются в каждом конкретном случае без особых затруднений.

Следующий, третий этап – реализация намеченного плана. Исходя из уже известного опыта проведения ФВ, руководство таких войн осуществляют назначенные государственные служащие под непосредственным руководством первых лиц государства. Так, например, подготовкой и реализацией американских санкций в 2021-2022 гг. руководили Д. Сингх, работавший в то время заместителем советника по национальной безопасности Администрации президента Дж. Байдена и У. Адеймо, который занимал на тот момент должность заместителя руководителя Федерального казначейства США. Они же координировали все действия с ЕС, Британией и другими странами Запада. Оба ранее работали в Администрации президента США Б. Обамы в период разработки аналогичных санкций после воссоединения Крыма с Россией [14].

Последний, четвертый этап – подведение итогов. Как правило, оно происходит отдельно по каждому направлению ведущейся войны. При этом, конечно так же, как и начало ФВ, так и ее течение, и особенно достигнутые результаты широко не оглашаются. Однако, можно предположить, что какой-то критический анализ все-таки проводится и на его основе в стратегию и тактику осуществления ФВ вносятся коррективы.

Относительно логики финансовой войны для страны, которая подверглась нападению, можно заметить следующее. В первую очередь стоит отметить, что такой подход в статьях практически не рассматривается. Однако он может включать в себя следующие основные элементы:

– цели защиты от агрессии;

– возможные этапы ее отражения.

Цели обороны от действий против сферы финансов подвергнувшегося нападению государства могут быть двух видов:

– превентивные, связанные с укреплением финансовой сферы страны;

– ситуативные, вызванные необходимостью реакции на полученные вызовы.

При этом в отличие от агрессора, у защищающейся страны меньше времени на анализ сложившейся ситуации, принятие решений о необходимых действиях для оказания противодействия и утверждения конкретных целей навязанной ей ФВ.

С учетом выбранных целей отражения нападения определяется целесообразность необходимой последовательности конкретных действий. В тоже время здравый смысл подсказывает, что в этом случае должны быть такие этапы ФВ, как:

– осознание факта нападения;

– определение размеров ресурсов, необходимых для отпора и определение источников их получения;

– организация работы по отражению агрессии;

– осуществление постоянного мониторинга ее текущих результатов.

На первом этапе должны быть выявлены объективные признаки враждебных действий против финансовой сферы страны, которые как правило носят скрытый характер, проанализированы направления угрозы и уровень их опасности. На этой основе также необходимо разработать цели приложения усилий для реагирования на полученные вызовы.

Второй этап предусматривает определение ресурсов, которые требуются для отражения агрессии с минимальным ущербом для экономики и финансов государства, поиск источников их получения и порядок их использования.

Третий этап представляет собой организацию, включая координацию всех действий по борьбе со всеми деструктивными акциями стран-агрессоров. Данной деятельностью занимаются такие органы управления, как Администрация Президента РФ, Совет безопасности РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу и ряд других. В тоже время целесообразно изучить вопрос о возможном усилении данной работы.

На четвертом этапе должен происходить непрерывный мониторинг хода ФВ и, в случае необходимости, осуществляться внесение уточнений в цели отражения агрессии, в количество и (или) качество требующихся для этого ресурсов, а также в организацию обороны.

Предполагается, что в перспективе, по мере совершенствования практики осуществления ФВ, перечень этапов может увеличиться. В будущем в данном перечне могут выделяться такие этапы, как: предоставление средств на разработку целей и задач, формирование такого дерева, создание базы данных, проведение прогнозирования, подготовка плана действий, управление реализацией намеченного, подведение итогов, стимулирование, а также мониторинг процесса на всем его протяжении [9].

К этому также следует добавить, что современная финансовая война против Российской Федерации с учетом ее расширения на все направления финансовой политики (банковское, бюджетное, налоговое, таможенное и другие), усиления ее целенаправленности и повышения логичности ее осуществления приобретают всесторонний характер, в силу которого ее можно признать тотальной ФВ,

Таким образом, можно утверждать, что финансовые войны имеют определенную логику развития, как с позиций нападающей стороны, так и обороняющейся, которая включает в себя формирование цели ФВ и последовательную цепочку конкретных этапов их проведения.

К этому следует добавить, что все ФВ, как было отмечено выше, направлены на достижение их конечных целей.

Возможные варианты финалов финансовых войн

Итоги финансовых войн могут быть разными. Среди них могут быть: победа, поражение, «ничья» и ещё возникновение ситуации, когда ее завершение не представляется возможным в ближайшем будущем. Рассмотрим эти варианты.

Победа в ФВ имеет два значения. Одно дело, когда ее добьется напавшая сторона и другое – подвергшегося атаке государства (государств). В первом случае она означает достижение целей, которое подразумевает получение полностью или частично запланированных результатов. Во втором случае могут быть существенные нюансы в зависимости от ущерба, полученного агрессором.

Поражение также может быть разным. Первая опция – фиаско подвергнувшейся нападению страны, а вторая – альтернативная, заключается в таком же исходе для атакующей стороны. При этом в первом случае государство может частично отстоять свои позиции, но нанесенный урон все равно является неудачей. Ею же следует признать ситуацию, когда агрессор полностью не достиг своих целей.

«Ничья» видится как официально оформленное замирение сторон на определенных условиях, которые устраивают обе стороны конфликта. Хотя, может быть, что достигнуто всего на всего временное затишье перед возможным продолжением войны, которая с высокой долей вероятности может возобновиться из-за неудовлетворенности амбиций агрессора или из-за жажды реванша другой стороны.

Отсутствие фактического окончания ФВ – это создание такой ситуации, когда обе стороны не могут ни одержать победу, ни потерпеть поражение. При этом мир не заключен и в перспективе не видно возможности изменить сложившейся статус-кво. Поэтому война продолжится перманентно в обозримом будущем. При этом она будет то затухать, то обостряться.

Между тем каждый из приведенных выше четырех вариантов завершения финансовых войн возникает не случайно и не спонтанно, а является результатом действий всех сторон конфликта. Помимо этого, ее результат зависит от различных факторов, которые влияют на него. При этом под ними понимаются определенные импульсы, воздействующие прямо или косвенно на ее подготовку и осуществление [10].

К факторам победы любой из сторон относится:

– максимально возможная обоснованность принимаемых решений;

– целенаправленность деятельности;

– организация и координация действий;

– компетентность ключевых руководителей и основных исполнителей;

– наличие достаточных финансовых резервов;

– ряд других.

В авторской версии перечня факторов, способствующих поражению, кроме то, что в нем полностью или частично отсутствуют факторы победы, отмечается:

– принятие решений на основе преимущественно интуиции;

– излишнюю рискованность действий;

– отсутствие необходимых ресурсов;

– некоторые другие.

Сочетание влияния всех этих факторов на ход финансовых войн отражается на достижении их итогов. Поэтому при ведении ФВ их наличие необходимо обязательно учитывать.

В тоже время результаты ФВ во многом зависят от применяемых способов противоборства, в качестве которых выступают приемы осуществления действий по достижению целей финансовой войны.

К таким способам можно отнести:

– концентрацию усилий на развитии основных направлениях финансовой деятельности;

– ведение разведки:

– введение противника в заблуждение;

– нарушение логистики движения денежных потоков;

– проведение диверсий, в том числе под «чужим флагом»;

– установление различных дискриминационных санкций;

– другие.

Кроме того, большое значение в финансовых войнах имеет учет условий, в которых протекает ФВ, так как они также сказываются на их итогах. В этой связи внешняя среда обладает следующими свойствами.

Взаимозависимость друг от друга всех участников финансовой деятельности. Влияние работы банков на деятельность страховых компаний и наоборот. Зависимость доходов бюджетов государств от объема продаж и от котировок экспортной продукции. И так далее и тому подобное. Поэтому, участвуя в ФВ, следует учитывать, какая страна, исходя из собственной выгоды, вынуждена будет стать союзником вашего противника, а какое государство, учитывая также свои интересы, может стать на вашу сторону.

Инерционность говорит о наличии такого свойства больших экономических систем. К примеру, финансовые ресурсы сначала нелегко направить на развитие новых отраслей и (или) регионов, а потом не менее трудно прекратить эти потоки.

И одновременно в современной мировой экономике существует неустойчивость, которая выражается в том, что происходит преобразование сложившихся тенденций развития экономики, а также сопутствующих им финансовых потоков. Если еще недавно преобладали те, которые складывались и действовали столетия, то в последние десятилетия рождаются новые. К примеру, цифровая экономика.

Неоднородность экономического пространства означает тот факт, что в современном мире развитие регионов, государств и даже континентов крайне неравномерно. Есть мегаполисы, где финансовые ресурсы в избытке, а есть места, где их не хватает даже на обеспечение выживания населения. Поэтому данное очевидное противоречие также стимулирует создание напряженности между странами, желание сделать мироустройство более справедливым, в том числе, не исключая активного сочувствия или содействия одной из сторон в ФВ.

Наличие нескольких десятков триллионов виртуальных долларов на счетах в банках и в золотых слитках, которые принадлежат финансовым холдингам и богатейшим семействам мира. Временно находящиеся вне оборота, они предназначены для их вложения в реальные активы, имеющиеся в мире в ограниченном объеме. В зависимости от интересов их владельцев они могут также принять участие в той или иной финансовой войне.

К этому следует добавить, что приведенный перечень различных характеристик внешней среды, в которых происходят финансовые войны, конечно, не является исчерпывающим. Важное значение также имеют политическая ситуация в мире или в конкретном регионе, проходящие нередко глобальные пандемии различных болезней и ряд других.

Таким образом, можно констатировать, что каждая конкретная финансовая война может иметь присущее только ей окончание. При этом любая ФВ происходит в некоем реальном пространстве, где находятся не только враждующие стороны. Всесторонний и полный анализ внешних обстоятельств, в которых они происходят, должен способствовать достижению максимальных результатов тому участнику конфронтации, который сможет лучше их учесть и использовать.

Итак, автор провёл краткое исследование генезиса финансовых войн, логики их развития и возможных вариантов их окончания. Данные знания, в случае их применения на практике могут дать дополнительный шанс на успех в текущих ФВ.

Однако в настоящее время достоверно не известны факты использования теоретических знаний при разработке планов текущих финансовых войн и при их реализации. В том числе, по этой причине итоги войн являются непредсказуемыми, так как они зависят не только от желаний нападающей стороны, но и от не всегда непредвиденной реакции обороняющейся, а также ряда других обстоятельств. К примеру, победа может быть завоевана и при недостаточных усилиях для ее достижения. Просто противник ещё приложил мало усилий. Несмотря на принятие всех возможных мер для защиты, поражение может произойти, если агрессор сумел сделать больше для достижения своей цели.

Выводы

Исходя из краткого анализа прошедших и ведущихся финансовых войн, учитывая доступные публикации по данной теме и суммируя итоги настоящего исследования, можно прийти к следующим выводам.

Во-первых, к сожалению, финансовые войны происходят не из-за случайного стечения обстоятельств, а являются неизбежным следствием постоянно ведущихся ЭВ, в основе которых лежат объективные межгосударственные противоречия. Из разовых и уникальных явлений они превратились в новую нормальность международных отношений и экономической деятельности.

Во-вторых, по мере накопления опыта ведения ФВ увеличивается объем знаний о логике их развития, на базе которых происходит усиление ее целеполагания, повышение качества разработки и реализации этапов ее осуществления.

В-третьих, поскольку победа, поражение и другие варианты завершения таких войн прямо зависят от дальнейшего совершенствования учета факторов, влияющих на их результаты, от улучшения использования всех способов достижения намеченных рубежей в конфликте и от анализа внешних условий данных противоборств необходимо расширять и углублять исследования всех аспектов ФВ.

Автор мог бы сделать еще несколько выводов, однако, с учетом целей исследования ограничился только тремя из них.

В завершение работы можно констатировать, что автор уточнил генезис возникновения такого феномена как финансовые войны, обратил внимание на наличие логики их развития и заострил внимание на важности учета внешних обстоятельств, которые могут повлиять на их исход. При этом, конечно, все размышления являются дискуссионными и могут быть оспорены. Тем не менее, автор сделал шаг вперед в изучении проблем финансовых войн, который поможет в дальнейшем их исследовании.


Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения: 09.08.2024).
2. Викулов С.Ф., Коновалов В.Б., Хрусталёв Е.Ю. Финансовые и экономические войны в эпоху сетевого мироустройства // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2015. – № 111. – c. 1549-1565.
3. Глазьев С.Ю. Санкции США и Банка России: двойной удар по национальной экономике // Вопросы экономики. – 2014. – № 9. – c. 13-29. – doi: 10.32609/0042-8736-2014-9-13-29.
4. Голубовский Д., Отырба А. Азбука финансового суверенитета // Эксперт. – 2011. – № 39(772).
5. Горохов А. Финансовые войны: лучшая оборона – это нападение. Oko-planet.su. [Электронный ресурс]. URL: http://oko-planet.su/finances/financesday/175152-finansovye-voyny-luchshaya-oborona-eto-napadenie.html/ (дата обращения: 09.08.2024).
6. Казанцева Е.Г. Экономическая безопасность государства как стратегический приоритет в условиях глобальной трансформации // Экономическая безопасность. – 2022. – № 3. – c. 739-756. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.114819.
7. Кайгородцев А.А. Влияние санкций на экономическую безопасность России // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 479-496. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117685.
8. Капканщиков С.Г., Капканщикова С.В. Причины гибридной войны Запада против России и ее ведущие инструменты // Экономическая безопасность. – 2020. – № 2. – c. 155-170. – doi: 10.18334/ecsec.3.2.110268.
9. Колесов А.С. Эффективность финансовой политики государства: вопросы теории и практики. - М.: Финансы, 2012. – 309 c.
10. Колесов А.С. Финансовая политика государства: одновременное влияние объективных и субъективных факторов // Актуальные проблемы экономики и права. – 2022. – c. 31-43.
11. Колесов А.С. Финансовые войны: основные тенденции // Финансы. – 2023. – № 6. – c. 50-54.
12. Лакшманан И Финансовая война. Приговоренные к санкциям. Bloomberg. [Электронный ресурс]. URL: https://inosmi.ru/20140501/219965667.html (дата обращения: 09.08.2024).
13. Павлов В.И. Проблемы и противоречия реализации стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года // Экономическая безопасность. – 2019. – № 1. – c. 39-45. – doi: 10.18334/ecsec.2.1.100621.
14. Поп В., Флеминг С., Полит Дж. Мировая финансовая война. Financial Times. [Электронный ресурс]. URL: https://www.turkishnews.com/ru/content/2022/04/12/ (дата обращения: 09.08.2024).
15. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. / Общий курс, учебник – 4-е изд. (эл). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 815 c.
16. Politi James, Fleming Sam, Pop Valentina Weaponisation of finance: how the west unleashed ‘shock and awe’ on Russia. Miércoles. [Электронный ресурс]. URL: https://www.almendron.com/tribuna/weaponisation-of-finance-how-the-west-unleashed-shock-and-awe-on-russia/ (дата обращения: 09.08.2024).

Страница обновлена: 04.12.2024 в 17:15:54