System of indicators and performance targets for stakeholders on financing investment projects in the solid waste management
Kandokhova M.M.1
1 Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Russia
Download PDF | Downloads: 28
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 3 (March 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=50792822
Abstract:
In connection with the constant increase in the accumulation of municipal solid waste both in Russia as a whole and in all regions, negative trends arise that adversely affect the socio-economic development of the country and various spheres of society. As a result, there is a need to conduct a comprehensive assessment of various target performance indicators.
This will help to solve existing problems and modernize the existing system of state regulation in the field of solid waste management. This, in turn, requires the implementation of high-quality monitoring of the waste accumulation in all regions of our country, taking into account its potential for recycling and processing, since these activities will have to play a key role in the field of solid waste in the near future.
The presented article is devoted to the development of a system of indicators and performance targets for the effectiveness of financing investment projects in the municipal solid waste management at different stages of the organizational and technological chain. The proposed system of indicators allows not only to rank synthesized models that require financial support, but also to determine the effectiveness of the entire solid waste financing system, to adopt the right financing strategy in the face of limited investment resources. The developed system of indicators will allow stakeholders to make an economically sound approach to the choice of a financial instrument, investments and financial model, as well as to form the necessary ecosystem. The article will be of interest to all participants coordinating the sphere of waste management.
Keywords: regional operator, municipal solid waste operator, financing performance indicators
JEL-classification: Q53, Q58, M11
Введение
Новая реформа обращения с твердыми городскими отходами (далее ТБО) обязала все субъекты Российской Федерации к 1 января 2019 года перейти на модернизированную систему обращения с (далее ТКО). В рамках этой системы подразумевается выделение региональных операторов по обращению с отходами, которые развивают свою деятельность в соответствии с региональной программой обращения с ТКО и в рамках установленного территориального режима обращения с ТБО. Деятельность региональных операторов ТКО включает в себя основные этапы системы обращения с отходами в России: накопление и сбор, транспортировку, захоронение, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов.
Построение эффективной системы обращения с ТКО в России является важной составляющей устойчивого развития, охватывающей технические, социально-экономические, правовые, экологические, финансовые, политические и даже культурные компоненты [10].
Эффективное обращение с твердыми коммунальными отходами является фактором устойчивого развития экономики страны и регионов, для обеспечения которого в России реализуются законодательные инициативы, представленные Федеральным законом от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ-7) [13], Стратегией обращения с ТКО в Российской Федерации до 2030 г. [9], Стратегией развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г. [8] и Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [16], предусматривающие трансформацию существующих механизмов финансирования системы обращения с ТКО и создание соответствующих бизнес-моделей и платформ.
Целью исследования является разработка системы показателей и целевых индикаторов эффективности финансирования моделей ТКО для стейкхолдеров. Новизна научных результатов, полученных в исследовании, определяется тем, что поставлена и решена научная задача обоснования научно-методических подходов к развитию финансовых инструментов, используемых для финансирования инвестиционных проектов в системе обращения с ТКО в современных российских условиях на основе системы показателей.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» твердые коммунальные отходы представляют собой отходы потребления и утратившие свои потребительские свойства товары в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях для удовлетворения личных и бытовых нужд, а также аналогичные по своему составу отходы, образующиеся в процессе деятельности хозяйствующих субъектов [13].
Безусловно, финансирование системы ТКО строится на общеметодологических принципах финансирования экономических систем (целевое использование капитала, распределение рисков и выгод, срочности, разделение финансовых потоков, поддержание финансовой устойчивости), а также на принципах, учитывающих особенности функционирования отходоперерабатывающей отрасли и реализуемых в ней инвестиционных проектов:
‒ финансирование инвестиционных проектов в системе ТКО должно строиться с учетом максимальной отдачи от эксплуатации привлеченного капитала.
‒ необходимость оценки эффективности финансирования на разных этапах цепочки системы обращения с ТКО.
‒ соответствие инструмента финансирования, встроенного в соответствующую модель, этапам организационно-технологической цепочки системы обращения с ТКО.
Основные источники финансирования и финансовые рычаги поддержки реализации инвестиционных проектов в системе ТКО определены в законодательно-нормативной базе (табл. 1). Проведенный анализ показал:
- использование бюджетных средств (прежде всего, федерального бюджета), а также внебюджетных источников в качестве источников финансирования инвестиционных проектов в системе обращения с ТКО во всех документах;
- использование ГЧП в качестве механизма финансирования инвестиционных проектов в системе обращения с ТКО;
- использование финансово-экономических рычагов стимулирования реализации инвестиционных проектов в системе обращения с ТКО (плата, льготы налоговые и таможенные).
Однако следует отметить, что федеральные законы, стратегии, а также Указы Президента Российской Федерации носят концептуальный характер. Конкретные объемы финансирования определены в Федеральном проекте «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»(далее – ФП ТКО) (рис. 1), где преобладают внебюджетные источники финансирования (в целом составляют 80 %) [3]. Объемы финансирования ФП ТКО из федерального бюджета ежегодно уточняются при утверждении федерального бюджета на соответствующий год по статье государственной программы «Охрана окружающей среды» [15].
Таким образом, всех стейкхолдеров, участвующих в финансировании инвестиционных проектов в системе обращения с ТКО, можно поделить на следующие группы:
Рисунок 1 ‒ Структура финансирования ФП ТКО
Источник: подготовлено автором по результатам [3]
Таблица 1
Законодательно-нормативное регулирование инвестирования и финансового обеспечения в системе обращения с ТКО
№ п/п
|
Законодательно-нормативный документ
|
Объекты
реализации инвестиционных проектов в системе обращения с ТКО
|
Источники финансирования
|
Финансово-экономические рычаги
поддержки
|
1
|
Основы
государственной политики в области экологического развития Российской
Федерации на период до 2030 года [2]
|
строительство зданий и сооружений,
сертифицированных по международ-ным «зеленым» стандартам [4]
|
средства федерального
бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, а также внебюджетные
источники, в том числе в рамках государственно-частного партнерства [1]
|
-
плата за негативное воздействие на
окружа-ющую среду с учетом затрат, связанных с осуществлением природоохранных
мероприятий [5]
- замена практики взимания платы за сверхлимитное загрязнение окружа-ющей среды на практику возмещения вреда, при-чиненного окружающей среде [5] |
внедрение и применение малоот-ходных и
ресурсосберегающих технологий и оборудования
| ||||
создание и развитие инфраструктуры экологически
безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения [12]
| ||||
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы 1
№ п/п
|
Законодательно-нормативный документ
|
Объекты
реализации инвестиционных проектов в системе обращения с ТКО
|
Источники финансирования
|
Финансово-экономические рычаги
поддержки
|
2
|
Федеральный
закон «Об охране окружающей среды» [13] (ред. от 21.07.2014 №219-ФЗ)
|
внедрение наилучших доступных технологий (далее
– НДТ) и реализация иных мер по снижению негативного воздействия на
окружающую среду
|
средства федерального
бюджета и бюджетов субъектов РФ в соответствии с бюджетным законодательством
РФ [14]
|
- предоставление
нало-говых льгот
- предоставление льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду |
3
|
Федеральный
закон «Об отходах производства и потребления» (ред. от 31.12.2017 г. №503-ФЗ)
|
инвестиционная программа в области обращения с
ТКО утверждается уполномоченным органом
исполни-тельной власти субъекта РФ на основании территориальной схемы в
области обращения с отходами
|
объем
финансовых потребностей и источники финансирования опреде-ляются в
инвестиционной программе
|
‒
|
4
|
Указ
Президента Российской Федерации «О Стратегии экологической безопасности
Российской Федерации на период до 2025 года» [12]
|
создание индустрии утилизации, в том числе
повторного применения ТКО
|
-
средства федерального бюджета
- средства консолидированных бюджетов РФ - внебюджетные источники |
‒
|
внедрение НДТ для размещения, утилизации,
переработки и обезвреживания ТКО, увеличение объема повторного применения ТКО
|
субсидирование
за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ
- внебюджетные источники |
-
налоговые льготы
- тарифные льготы | ||
5
|
Стратегия
развития промыш-ленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов
производства и потребления на период до 2030 года [8]
|
создание:
- экотехнопарков - производственно-технических комп-лексов по ОУОО - мусоросортировочных комплексов ТКО - многофункциональных комплексов по промышленному обезвреживанию отходов - многофункциональных сортировоч-ных комплексов - производства оборудования для ОУОО |
-
ассигнования федерального бюджета в рамках реализации государственных
программ РФ
- средства региональных программ в области обращения с отходами - средства хозяйствующих субъектов - средства государственных институтов развития РФ, регио-нальных, включая государственные фонды развития промышленности - заемные средства кредитных организаций, в том числе в рамках ГЧП |
‒
|
6
|
Федеральный
проект «Комп-лексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» [11]
Национального проекта «Экология» [3]
|
создание мощностей по обработке (сортировке),
утилизации и размещению ТКО, включая комплексные объекты обращения с отходами
|
-
средства федерального бюджета
- средства консолидированных бюджетов РФ - внебюджетные источники |
‒
|
|
|
|
|
|
№ п/п
|
Законодательно-нормативный документ
|
Объекты
реализации инвестиционных проектов в системе обращения с ТКО
|
Источники финансирования
|
Финансово-экономические рычаги
поддержки
|
7
|
Федеральный проект «Разви-тие
технологий энергетичес-кой утилизации отходов производства и потребления»
Национального проекта «Экология»
|
развитие технологий энергетической
утилизации отходов производства и потребления
|
‒
|
‒
|
8
|
Постановление
Правительства РФ "Об утверждении государственной программы Российской
Федерации "Охрана окружающей среды" [6] (ред. от 20.05.2022)
|
- закупка
контейнеров для раздельного накопления ТКО при наличии территориальной схемы
обращения с отходами производства и потребления, а также регионального
проекта по внедрению раздельного накопления отходов
|
субсидии из федерального бюджета
бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств
субъектов РФ по реализации федерального проекта «Комплексная система
обращения с твердыми коммунальными отходами»
|
‒
|
1. Субъекты, осуществляющие бюджетное финансирование [1].
В системе обращения с ТКО таким субъектом является ППК «Российский экологический оператор» (далее – ППК РЭО), на которого в соответствии с паспортом Национального проекта «Экология» возложено руководство реализацией ФП ТКО.
Исходя из этого, оценку эффективности бюджетного финансирования системы обращения с ТКО для ППК РЭО необходимо проводить:
1) в целом по ФП ТКО.
Следует отметить, что в ряде нормативных документов, определяющих государственную политику в системе обращения с ТКО, определены целевые показатели и индикаторы (табл. 2), которые можно использовать для оценки эффективности бюджетного финансирования в целом системы обращения с ТКО (формула 1).
Таблица 2
Показатели эффективности государственной политики в системе обращения с ТКО
№
п/п
|
Нормативный документ
|
Показатели оценки эффективности
| ||
субъекта
|
целевые показатели
| |||
1
|
Основы
государствен-ной политики в области экологического развития Российской
Федерации на период до
2030 г. [1] |
деятельность органов государствен-ной власти
|
состояние окружающей среды и экологической
безопасности на соответствующих территориях, определяемое на основе системы
объективных показателей и индикаторов
| |
деятельность
органов госу-дарственной власти и
хозяй-ствующих субъектов
|
снижение удельных показателей образования
отходов до уровня в экономически развитых странах
| |||
сокращение образования отходов, их вовлечение в
повторный хозяйственный оборот
| ||||
2
|
Федеральный
проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»
|
субъект
РФ
|
-
доля направленных на захоронение ТКО, в том числе прошедших обработку, в
общей массе образованных ТКО
- доля направленных на утилизацию ТКО в общей массе образованных ТКО - доля ТКО, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО | |
3
|
Стратегия
развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов (далее
– ОУОО) производства и потребления на период до 2030 г.
|
деятельность органов государст-венной власти
|
- доля утилизированных и обезвреженных в общем
объеме образованных отходов
- доля ТКО, направленных на обработку, в общем объеме вывезенных с мест накопления отходов - количество созданных экотехнопарков - количество созданных производственно-технических комплексов по ОУОО - количество созданных мусоросортировочных комплексов ТКО - количество созданных многофункциональных комплексов по промышленному обезвреживанию отходов - количество созданных многофункциональных сортировочных комплексов - уровень локализации производства оборудо-вания для ОУОО - доля отрасли промышленности по ОУОО в ВВП - доля импорта оборудования для ОУОО | |
4
|
Государственная
программа РФ «Охрана окружа-ющей среды»
|
деятельность органов государствен-ной власти
|
создание устойчивой системы обращения с ТКО,
обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100% и снижение в два раза объема
захоронения отходов
| |
(1)
где ЭФБТКО ‒ эффективность бюджетного финансирования в целом системы обращения с ТКО, %,
ЦИф – целевой индикатор ФП ТКО, полученный фактически за отчетный год,
ЦИп – целевой индикатор, установленный на отчетный год в ФП ТКО,
Фп – объем финансирования, установленный на отчетный год в ФП ТКО,
Фц – фактические бюджетные ассигнования ФП ТКО за отчетный год.
2) по инвестиционной деятельности ППК РЭО.
В соответствии с Государственной программой РФ «Охрана окружающей среды» бюджетные ассигнования из федерального бюджета на финансирование ФП ТКО ежегодно направляются ППК РЭО, в том числе на финансирование им инвестиционных проектов, направленных на введение в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке (сортировке), утилизации и размещению ТКО, включая комплексные объекты обращения с отходами. Эти расходы должны составлять в 2022 г. 14,2 %, в 2023 г. – 42,3 %, в 2024 г. – 56,17 % всего объема бюджетных ассигнований на финансирование ФП ТКО.
Исходя из этого, целесообразно оценивать:
- процент фактически профинансированных ППК РЭО инвестиционных проектов за отчетный год;
- экономическую эффективность каждого профинансированного инвестиционного проекта на предмет соответствия минимальным критериям эффективности: NPV>0; PI>1; IRR>WACC (где WACC – средневзвешенная стоимость всех источников финансирования проекта).
2. Субъекты, осуществляющие внебюджетное финансирование (частные инвесторы).
Для каждого частного инвестора оценка эффективности инвестирования в проект имеет свои особенности (табл. 3).
Таблица 3
Показатели и индикаторы экономической эффективности инвестиционных проектов для различных видов частных инвесторов в системе обращения с ТКО
№ п/п
|
Виды частных инвесторов
|
Показатели и индикаторы экономической
эффективности
|
Финансовая реализуемость
| |
проекта
|
участия в проекте
| |||
1
|
Региональный
оператор по обращению с ТКО
|
NPV>0
PI>1 IRR>WACC [7] |
‒
|
Положитель-ный
кумулятивный денежный поток в течение периода реализации проекта
|
2
|
Операторы
ТКО
|
NPV>0
PI>1 IRR>WACC |
‒
| |
|
|
|
|
|
3
|
Кредитные
организации
|
NPV > 0
IRR > WACC (по NCF) (M)IRR > максимальной ставки по кредиту (по NCFDEBT) PP – в соответствии с кредитной политикой банка |
Д
> Дmin
Д >Дбезриск ЭМ >ЭМа* |
Положитель-ный
кумулятивный денежный поток в течение периода реализации проекта
|
4
|
Финансовые
организации**
|
NPV>0
PI>1 IRR>WACC |
NPV>0
PI> требуемой доходности инвестора IRR>требуемой ставки доходности инвестора | |
5
|
Частные
инвесторы, осуществляющие прямые инвестиции в уставные капиталы
регионального оператора и операторов ТКО
|
NPV>0
PI>1 IRR>WACC |
NPV>0
PI>1 IRR>требуемой ставки доходности инвестора | |
6
|
Лизинговые
компании
|
-
|
-
|
Примечание к таблице
NPV – чистая приведенная стоимость инвестиционного проекта в сфере ТКО;
PI – индекс рентабельности инвестиционного проекта в сфере ТКО;
IRR – внутренняя стоимость доходности инвестиционного проекта в сфере ТКО;
WACC – средневзвешенная стоимость всех источников финансирования инвестиционного проекта в сфере ТКО;
*Д - доходность вложений, Дmin – минимальный уровень доходности, Дбезриск – доходность безрисковых вложений, ЭМ – эффективная маржа, ЭМа – эффективная маржа по аналогичным активам;
**Специализированные общества проектного финансирования, ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Российский фонд прямых инвестиций.
Таким образом, все показатели экономической эффективности инвестиционных проектов для всех потенциальных инвесторов определяются на основе WACC. При этом для регионального оператора и операторов в системе обращения с ТКО задача заключается в минимизации стоимости привлекаемого капитала для реализации инвестиционных проектов. Для других потенциальных инвесторов задача заключается в оценке рисков, повлияющих на фактическую доходность инвестированного капитала от реализации инвестиционного проекта.
Следует отметить, что в минимизации стоимости источников финансирования инвестиционных проектов заинтересованы и другие участники инвестиционных проектов в системе ТКО (подрядчики и пользователи создаваемых объектов) [17] (табл. 4).
Таблица 4
Стейкхолдеры-участники реализуемых инвестиционных проектов
№ п/п
|
Участники
финансового механизма |
Виды получаемых эффектов
| |
I
|
Подрядчики
| ||
1.1
|
Транспортные организации
|
повышение финансовой устойчивости в
результате обеспечения своевременных расчетов за выполненные услуги
| |
1.2
|
Организации-разработчики
специализированного оборудования и техники
|
повышение финансовой устойчивости в
результате обеспечения своевременных расчетов за выполненные услуги
| |
рост объемов продаж
специализированного оборудования и техники
| |||
II
|
Пользователи объектов капитальных
вложений
| ||
2.1
|
Собственники ТКО (УК, ТСЖ, ТСН, ЖСК,
хозяйствующие субъекты)
|
снижение оплаты за коммунальные услуги
(обращение с ТКО), соответственно сокращение доли оплаты коммунальных услуг
в личных доходах семьи
| |
повышение качества жизни в результате
улучшения состояния окружающей среды
| |||
2.2
|
Потребители вторсырья
|
повышение конкурентоспособности в
результате реализации принципов устойчивого развития
| |
2.3
|
Покупатели на оптовом рынке
электроэнергии
|
повышение конкурентоспособности в
результате реализации принципов устойчивого развития
| |
Заключение
Таким образом, для разработки моделей финансирования системы обращения с твердыми коммунальными отходами, необходимы разработанные показатели и целевые индикаторы эффективности финансирования инвестиционных проектов для стейкхолдеров, по значению которых происходит ранжирование моделей финансирования и включение их в организационно-технологические цепочки системы обращения с ТКО.
Для отдельных участников финансового механизма (общества в целом) получаемый эффект выражается в повышении качества жизни в результате улучшения состояния окружающей среды, повышении инвестиционного климата страны в результате реализации концепции устойчивого развития, а также энергоэффективности и энергосбережения. Для правительственных корпоративных структур, а также региональных операторов эффекивность будет выражаться в росте объемов продаж специализированного оборудования и техники, повышении конкурентоспособности и финансовой устойчивости. Получаемые ими эффекты обусловлены тем, что при минимизации стоимости источников финансирования увеличиваются денежные потоки, остающиеся в распоряжении реализующего проект субъекта. Это позволяет полностью выполнять свои расходные обязательства перед подрядчиками и снижать стоимость предоставляемых покупателям услуг. В качестве дальнейших исследований целесообразно данные системы показателей и их индикаторы не только имплантировать в отдельных этапы системы ТКО, но и разработать частные показатели эффективности и для других стейкхолдеров, например для организаций создающих мощности по обработке (сортировке), утилизации и размещению ТКО, а также и для смежных видов экономической деятельности.
[1]Участие субъектов РФ в финансировании ФП ТКО было предусмотрено только в 2022 и 2021 годах.
References:
Sukhorukov A.I., Zakharova E.A. (2020). Sistema obrashcheniya s tverdymi kommunalnymi otkhodami [Solid municipal waste management system] Contemporary issues of project management in investment, construction and environmental management. 306-311. (in Russian).
Страница обновлена: 25.04.2025 в 14:20:07