Ресурсный потенциал аграрного сектора в системе обеспечения продовольственной безопасности России

Пронина Ю.Ю.1, Сенаторов Д.В.1, Бахтеева М.Р.1
1 Пензенский государственный университет, Россия, Пенза

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)

Цитировать:
Пронина Ю.Ю., Сенаторов Д.В., Бахтеева М.Р. Ресурсный потенциал аграрного сектора в системе обеспечения продовольственной безопасности России // Продовольственная политика и безопасность. – 2020. – Том 7. – № 2. – С. 139-148. – doi: 10.18334/ppib.7.2.110212.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43812528
Цитирований: 17 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В представленной статье рассматривается роль ресурсообеспеченности сельского хозяйства в процессах обеспечения экономической безопасности страны (продовольственный аспект). Исследованы проблемы, препятствующие развитию ресурсной базы аграрного сектора, формирующие кадровые, экологические, технологические риски, вызванные отставанием в обеспеченности отечественных сельхозпредприятий отрасли необходимыми видами ресурсов от уровня развития ресурсной базы агроформирований развитых стран. Выдвинута и доказана гипотеза о влиянии недостаточной ресурсообеспеченности сельского хозяйства на снижение уровня продовольственной безопасности страны. Даны рекомендации по разработке целостного организационно-экономического механизма управления наращиванием ресурсного потенциала отрасли с выделением конкретного инструментария направленного воздействия на сохранение и развитие имеющейся ресурсной базы, как основы продовольственной независимости России.

Ключевые слова: сельское хозяйство, ресурсообеспеченность, продовольственная безопасность, ресурсный потенциал, воспроизводство

JEL-классификация: Q13, Q18, Q19



Введение

Совершенствование, обновление и наращивание ресурсного потенциала сельского хозяйства является главной составляющей увеличения эффективности сельскохозяйственного производства и обеспечения продовольственной безопасности страны. В агропромышленном комплексе никакие организационно-экономические мероприятия не принесут положительных результатов без развития кадрового, имущественного и финансового потенциала предприятий отрасли.

В течение эволюционного развития сельского хозяйства в России сложилась многоотраслевая специализация сельскохозяйственных предприятий, предполагающая осуществление деятельности в двух базовых отраслях: растениеводство и животноводство. Данная специализация, с одной стороны, создает необходимость формирования специализированной ресурсной базы, состоящей из ресурсов, задействованных в данных отраслях, а с другой, требует ориентации материально-технических и кадровых ресурсов на все большие унифицированные характеристики, что создает возможность более широкого использования всех видов ресурсов и повышения эффективности их отдачи. Однако в настоящее время в России сложилась ситуация узкой специализации сельскохозяйственных предприятий (в особенности это касается малых форм хозяйствования), что обусловливает значительную недозагруженность сельскохозяйственной техники и, соответственно, создает условия отставания ее материального износа от морального и, кроме того, снижает эффективность производства, что обусловливает недостаток собственных средств на воспроизводство данных элементов материально-технической базы. Кроме того, узкая специализация сельскохозяйственных предприятий, в особенности в отрасли растениеводства, ведет к невозможности соблюдения агротехнических требований (формированию севооборотов), что создает необходимость дополнительных усилий к воспроизводству земельных ресурсов. Следует также отметить более высокую ресурсоемкость животноводства. Исходя из этого, можно утверждать, что многоотраслевая специализация сельскохозяйственных производителей способствует более эффективному использованию элементов ресурсной базы, сглаживанию сезонности их использования, а также формированию собственных средств, обеспечивающих расширенное воспроизводство ресурсов отрасли [1] (Dyachenko, Belchenko, Belous, 2016).

Такая специфическая особенность сельского хозяйства, как ограниченная возможность диверсификации производства, обусловлена низкой эластичностью предложения сельхозпродукции, что создает существенные сложности для того, чтобы агроформированиям приспособиться к изменившимся требованиям рынка и предложить рынку другую, более востребованную продукцию в конкретный период времени [2] (Popova, Gurnovich, Dosova, 2017). Соответственно, в условиях снижения спроса на ту или иную продукцию предприятия теряют доход, что ведет к снижению эффективности использования ресурсной базы, а также возможности формирования собственных источников для ее расширенного воспроизводства [3] (Regush, 2017).

Развитие системы банковского кредитования сельскохозяйственных организаций
Разработка и реализация нормативно-правовых и законодательных актов в сфере развития сельского хозяйства
Эффективность использования и воспроизводства ресурсной базы обусловливается не только спецификой сельского хозяйства, но и рядом факторов (рис. 1), либо нивелирующих, либо усугубляющих негативные проявления особенностей сельскохозяйственного производства. Все эти факторы обусловлены внешней средой, в которой функционируют сельхозтоваропроизводители.

Зарезервировано: Факторы использования и воспроизводства ресурсной базы 
сельскохозяйственных предприятий

Рисунок 1. Система факторов использования и воспроизводства ресурсной базы сельскохозяйственных организаций

Большинство факторов в настоящее время благоприятствуют развитию ресурсной базы сельского хозяйства, снижают угрозы, воздействующие как на ресурсообеспеченность и воспроизводство ресурсного потенциала, так и на продовольственную безопасность страны [4] (Popova, Gurnovich, Dosova, 2017). Наиболее благоприятствующими можно считать административно-правовые факторы, направленные на активизацию расширенного воспроизводства ресурсной базы сельского хозяйства [5, 6, 7]. Так, в качестве приоритетных направлений в системе национальных целей и стратегических задач развития страны Президентом РФ обозначено создание в агропромышленном комплексе высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами [8]. С этой целью государство ежегодно предусматривает бюджетные ассигнования федерального бюджета, которые направляются в том числе по целевым федеральным и региональным государственным программам на мероприятия, способствующие наращиванию ресурсного потенциала сельского хозяйства.

Особое место в системе административных факторов занимает «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2025 годы» [7], в рамках которой определены приоритетные направления расширенного воспроизводства всех элементов ресурсной базы сельскохозяйственных предприятий для достижения основной цели программы – обеспечения продовольственной независимости России в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности РФ [6]. Так, в рамках подпрограммы «Техническая модернизация агропромышленного комплекса» предполагается достичь к 2020 году коэффициента обновления тракторов в 2,9%, а зерноуборочных комбайнов – в 4,7%. Значительные финансовые средства в рамках данной государственной программы предполагается направить на расширенное воспроизводство земли, а именно на мелиоративные мероприятия (более 417 млрд руб.). Для достижения еще одной цели госпрограммы – ускоренного импортозамещения в отношении мяса (свинины, мяса птицы, мяса крупного рогатого скота), молока, овощей открытого и закрытого грунта, семенного картофеля и плодово-ягодной продукции – по отраслевым программам предусмотрено финансовое обеспечение мероприятий по объектам капитального строительства, недвижимого имущества, крупных инвестиционных проектов. В целях поддержания и улучшения качества важнейшего для отрасли ресурса – земли – разработана целевая подпрограмма «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России».

С учетом всех выполненных мероприятий обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации с учетом экономической и территориальной доступности продукции агропромышленного комплекса по индексу производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2025 году должен составить 116,3% по отношению к уровню 2017 года.

Важным экономическим фактором, определяющим ресурсообеспеченность сельского хозяйства, является высокая степень монополизации рынка средств производства для АПК. В настоящее время в большинстве отраслей, «обслуживающих» сельское хозяйство (машиностроение, химическая промышленность, газовая, нефтеперерабатывающая), представлено ограниченное число производителей, а в некоторых случаях и единственный, все это создает возможности устанавливать цены на товары исходя из собственных интересов. При этом эффективность работы Федеральной антимонопольной службы пока нельзя назвать высокой, поскольку, используя судебную систему, предприятия-монополисты ограничивают направления ее действий. Таким образом, монополизация отраслей, являющихся поставщиками ресурсов для аграрного сектора, выступает дополнительным фактором, отрицательно воздействующим на обеспечение средствами производства в сельском хозяйстве [9] (Polukhin, 2018).

Цены внутри страны на материально-технические ресурсы, как известно, складываются под влиянием внешних мировых цен, которые, в свою очередь, зависят от конъюнктуры рынка на определенный момент времени. Чем выше цены на мировом рынке, тем больший доход получает государство, применительно к России – на продукты нефтегазового сектора и минеральных удобрений. Однако высокие внутренние цены на продукты данных отраслей, обусловленные мировыми, не являются залогом успешного развития сельскохозяйственного производства, так как в сельском хозяйстве в структуре затрат на материально-технические ресурсы горюче-смазочные материалы, например, занимают большую долю (до 30%).

Технико-технологические факторы определяют в первую очередь возможность интенсивного расширенного воспроизводства ресурсной базы сельскохозяйственных предприятий, так как предполагают возможности применения достижений аграрной науки и техники в воспроизводственном процессе. В последнее время эта группа факторов становится приоритетной, так как значительная часть объектов имущества (пассивной части материально-технических ресурсов) была введена в эксплуатацию еще в прошлом веке и с тех пор значительно устарела как в физическом, так и в моральном плане. Вследствие этого многие объекты неликвидны, что следует принимать во внимание при принятии управленческих решений об их дальнейшем использовании. Следует также отметить, что агропромышленные предприятия ведущих стран мира уже работают на пятом и шестом технологических уровнях, способствующих внедрению биотехнологий и информатики в производственный процесс.

Мировой опыт показывает, что производительность сельского хозяйства увеличивается при внедрении инноваций, а качество и скорость воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве напрямую зависят от финансирования сельскохозяйственной науки [10] (Ushachev, Maslova, Chekalin, 2017). Исследования научно-технического потенциала России показывают, что агарный сектор располагает необходимыми резервами организации и проведения научных разработок, основанных на высокопрофессиональных научных трудовых ресурсах. Однако финансирование сельскохозяйственных исследований остается на низком уровне, и хотя материально-техническая база исследования медленно, но обновляется, она слабо учитывает потребности научных работников сельского хозяйства.

Среди факторов, препятствующих внедрению инноваций в сельскохозяйственное производство, ученые называют следующее: недостаток у сельхозорганизаций денежных средств, необходимых для создания фонда развития научных разработок; недостаточное финансирование науки со стороны государственных органов; невысокий платежеспособный спрос на инновационные продукты; высокие инновационно-инвестиционные риски; недостаток квалифицированных работников сельхозпредприятий, способных управлять инновационным оборудованием; невосприимчивость сельхозпредприятий к инновациям; длительный срок окупаемости инновационных разработок и другие [10] (Ushachev, Maslova, Chekalin, 2017).

Большую роль в уровне ресурсообеспеченности сельского хозяйства играют социокультурные факторы. Значимость данных факторов обусловлена тем, что производство осуществляется не само по себе, а в результате решения, принятого предпринимателем, главой сельскохозяйственного предприятия, фермером, владельцем КФХ и ЛПХ [11] (Pronina, Senatorov, 2019). В этой связи в социальной аграрной среде должна циркулировать идея, что интенсификация производства – залог эффективной конкурентоспособной деятельности. При этом данные решения возможны только при наличии высокого уровня аграрного образования у руководителей сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм собственности и возможностей его постоянного повышения. За последние годы при общей миграции из сельской местности наблюдается рост качественного состава работников сельскохозяйственных организаций, в особенности руководителей.

Возрастная структура руководителей сельскохозяйственных организаций также оказывает влияние на принимаемые решения. Как отмечает ряд исследователей, руководители в возрасте до 45 лет более склонны к интенсификации производственного процесса, чем руководители старшего возраста. Стоит отметить, что за последние 20 лет средний возраст руководителей сельскохозяйственных организаций сократился с 53 до 44 лет, что является положительной тенденцией и характеризует улучшение кадровой составляющей ресурсного потенциала сельского хозяйства. Особо это важно в связи с ориентирами аграрной политики на организацию «умного» производства, цифровизацию производственных процессов, чему в немалой степени будет способствовать соответствие компетенций кадрового потенциала АПК [12] (Anishchenko, 2019). Производственно ориентированные инвестиции, обуславливающие успех развития отрасли, обеспечиваются отношением инвесторов ко всем составляющим объекта капиталовложений, в том числе и к управляющей команде, способной на основе инновационных решений добиться конкурентоспособного производства в стране и за ее пределами.

Специфические особенности ресурсной базы агропромышленного комплекса, а также факторы, определяющие его направление, обусловливают необходимость государственного регулирования данного процесса.


Источники:

1. Дьяченко О.В., Бельченко С.А., Белоус И.Н. Материально-техническая база сельского хозяйства – основа развития аграрного сектора России (на примере Брянской области) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2016. – № 6. – c. 27-31.
2. Попова Л.В., Гурнович Т.Г., Досова А.Г. Воспроизводство основных фондов в сельском хозяйстве: причины нестабильности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2017. – № 2(200). – c. 96-104.
3. Регуш В.В. Трансформация системы формирования источников инвестиций как условие воспроизводства ресурсов в агропромышленном производстве // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2017. – № 2(31). – c. 24-31.
4. Саушева О.С., Кузьмин В.В. Диагностика угроз продовольственной безопасности в сфере развития материально-технической базы сельского хозяйства в условиях политики импортозамещения // Финансовая экономика. – 2018. – № 4. – c. 370-375.
5. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2017 г. № 996 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71755402.
6. Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. №20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации «ТЕХЭКСПЕРТ». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/564161398 i.
7. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 в ред. от 08.02.2019 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (С изменениями и дополнениями от 18 декабря 2019 г.). Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70210644/paragraph/1:0.
8. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71937200.
9. Полухин А.А. Экономическая оценка потенциала развития российского сельскохозяйственного машиностроения // Техника и оборудование для села. – 2018. – № 3. – c. 45-47.
10. Ушачев И.Г., Маслова В.В., Чекалин В.С. Экономические проблемы импортозамещения в условиях научно-технологического развития АПК России // АПК: Экономика, управление. – 2017. – № 11. – c. 4-11.
11. Пронина Ю.Ю., Сенаторов Д.В. Анализ процессов ресурсообеспеченности малого аграрного предпринимательства Пензенской области // Региональная экономика: теория и практика. – 2019. – № 9(468). – c. 1754-1767. – doi: 10.24891/re.17.9.1754 .
12. Анищенко А.Н. «Умное» сельское хозяйство как перспективный вектор роста аграрного сектора экономики России // Продовольственная политика и безопасность. – 2019. – № 2. – c. 97-108. – doi: 10.18334/ppib.6.2.41384.

Страница обновлена: 22.07.2024 в 14:02:00