Повышение эффективности управления доходами предприятий в Российской Федерации в современных условиях санкционных ограничений

Костин К.Б.1, Шимко П.Д.1, Сун Ци1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50087763
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматривается экономические преимущества и потери ТНК в Российской Федерации из-за введенных странами коллективного Запада санкционных ограничений. Определены главные проблемы и предложены пути их решения для обеспечения высокой доходности в условиях санкционного давления. Проанализированы преимущества цифровых технологий для повышения эффективности управления доходами. Выявлены угрозы санкций и скрытые опасности для цифрового развития в Российской Федерации, предложены рекомендации по их преодолению.

Ключевые слова: эффективность управления, санкции, цифровизация, искусственный интеллект, кибербезопасность, цифровая этика

JEL-классификация: F51, F23, O31, O33



Введение

На протяжении восьми лет Россия находится в эпицентре санкционного давления западных стран, когда в ответ на вхождение Крыма в состав РФ был принят первый пакет экономических контрмер, впоследствии многократно дополненный и обновленный по мере обострения ситуации вокруг Украины [1,3]. Укрепление роли России на мировой арене привело к росту напряженности во внешней политике и взаимоотношениях России с другими государствами. В сложных геополитических условиях становится необходимым проявить радикальность и решительность в отстаивании собственных внешнеполитических интересов, обеспечении национальной безопасности [2].

После введения беспрецедентных санкций со стороны Западных стран в марте 2022 против России, эксперты крайне негативно оценивали перспективы ее дальнейшего экономического развития. В частности, аналитики Центрального Банка допускали сокращение отечественной экономики практически на четверть. В Минэкономразвития прогнозировали спад ВВП порядка 10% по итогам 2022 года. Тем не менее, воздействие санкций оказалось гораздо менее болезненным [4]. Наиболее вероятным представляется сценарий, при котором падение российского ВВП составит не более 3% по итогам текущего года, а в следующем 2023 году возможен даже небольшой рост при оптимистичном прогнозе. Во многом будущее отечественной экономики будет зависеть от эффективности управления доходами, и именно поэтому актуальность данного исследования достаточно трудно переоценить.

Эксперты из Йельского университета использовали данные о потребителях и данные от международных торговых и судоходных партнеров России для измерения экономической активности в России через пять месяцев после начала спецоперации. На основе анализа соответствующих данных можно заключить, что российский импорт в значительной степени сократился с момента начала последней, и страна столкнулась с серьезными проблемами, связанными с обеспечением важнейшими ресурсами, запчастями и технологиями. По данным все того же исследования Йельского университета, из России ушли полностью или частично порядка 1000 глобальных компаний [31]. Хотя российская экономика оказалась достаточно хорошо подготовленной к санкциям, тем не менее российские компании и частные лица все же несут значимые убытки. Предпринимателям приходится одновременно перестраивать бизнес-процессы, сворачивать действующие проекты и искать новые рынки. По мнению начальника управления информационных технологий Московского государственного университета пищевых производств В. Аитова, в современных условиях санкционных ограничений, если нет продвижения вперед, значит, это уже само по себе отставание, а для развития необходимы большие дополнительные усилия [16]. Под влиянием все большей неопределенности и трудно прогнозируемых рисков повышение эффективности управления, конкурентоспособности и доходности в Российской Федерации особенно важно не только для местных компаний, но и для транснациональных корпораций, принявших решение продолжить работу на отечественном рынке.

Объект исследования — эффективность и развитие предприятий в Российской Федерации.

Предмет исследования — экономическое положение предприятий в Российской Федерации и эффективность управления в современных условиях санкционных ограничений.

Цель исследования — оценка влияния санкций на эффективность управления предприятий в Российской Федерации; выявление ключевых проблем в условиях санкционных ограничений для обеспечения высокой доходности; обсуждение возможностей и вызовов в области повышения эффективности управления в рамках цифровой трансформации.

Гипотеза исследования основана на том, что с увеличением уровня неопределенности повышение эффективности с помощью цифровых технологий является ключом к успешному развитию предприятий и компаний в Российской Федерации, несмотря на многочисленные трудности в процессе цифровой трансформации в современных условиях санкционных ограничений.

В работе используются научные методы, такие как наблюдение, сравнение, измерение, анализ и индукция.

Влияние санкционных ограничений на деятельность ТНК в Российской Федерации

На фоне введенных против России санкций со стороны западных стран во главе с Великобританией и США многие транснациональные компании навсегда или временно прекратили свой бизнес в России. При этом следует отметить, что экономические интересы указанных транснациональных корпораций значимо пострадали.

Как уже было отмечено ранее, почти тысяча иностранных компаний сократили часть своей деятельности или полностью её прекратили на отечественном рынке. Список компаний охватывает многие отрасли — от банковского дела до промышленности, ретейла, общепита и транспорта. Объем дохода и общий объем инвестиций этих компаний в российскую экономику на начало текущего года превышал 600 миллиардов долларов. При этом в конце февраля 2022 о своем уходе с российского рынка объявили только несколько десятков компаний [29,32]. Сейчас, в соответствии с данными исследования Йельского университета Yale CELI более 300 транснациональных компаний полностью прекратили свою деятельность в России [31,32,33]. Материнские компании указанных ТНК находятся в 29 юрисдикциях, большинство из них сосредоточено в США, Великобритании, Германии, Финляндии и Польше (табл. 1).

Таблица 1

Количество компаний, полностью прекративших свою деятельность в России, по странам и отраслям (по состоянию на 19 июля 2022 г.). Источник: составлено авторами по [33]

Table 1

Number of companies that have completely ceased operations in Russia, by country and industry (as of July 19, 2022). Source: [33]

Страна
Отрасль
Промышленность
Информационные технологии
Потребительские товары вторичной необходимости
Потребительские товары первой необходимости
Финансы
Материалы
Коммуникационные службы
НПО
Энергетика
Другие
США
36
22
13
2
16
6
11
5
2
4
Великобри-тания
16
2
1
12
3
1
3
1
2
2
Германия
6
2
5
4
1
3
1
-
-
-
Финляндия
3
3
4
5
-
3
-
1
1
1
Польша
3
1
4
2
2
1
1
-
2
1
Швейцария
2
2
-
-
2
2
-
5
1
-
Франция
2
2
2
-
1
-
2
1
-
-
Нидерланды
3
1
-
1
4
-
1
-
-
-
Швеция
3
-
2
-
2
-
-
-
-
1
Дания
3
-
2
1
-
-
-
-
-
-
Ирландия
3
1
-
-
-
2
-
1
-
-
Канада
1
1
-
-
-
1
-
1
-
-
Норвегия
-
-
-
2
2
-
-
-
1
-
Австралия
2
1
-
-
-
1
-
-
-
-
Люксембург
3
-
-
-
-
2
-
-
-
-
Япония
1
1
-
-
-
-
-
-
1
-
Латвия
1
1
1
-
-
-
-
-
-
-
Литва
-
-
-
3
-
-
-
-
-
-
Индия
-
1
-
-
-
1
-
-
-
-
Италия
-
-
-
-
1
-
-
-
-
1
Австрия
1
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Беларусь
-
-
1
-
-
-
-
-
-
-
Бельгия
-
-
-
1
-
-
-
-
-
-
Чешская Республика
-
1
-
-
-
-
-
-
-
-
Исландия
-
-
-
-
-
1
-
-
-
-
Новая Зеландия
-
-
-
1
-
-
-
-
-
-
Панама
-
-
-
-
-
-
-
1
-
-
Португалия
-
-
-
-
-
-
-
-
1
-
Словакия
1
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Исследователь Джеффри Зонненфельд и эксперты Йельского университета составили список компаний с оценкой уровня развития транснациональных компаний в России, используя как общедоступные источники, такие как правительственные нормативные документы, налоговые документы, отчеты компаний, отчеты финансовых аналитиков, Bloomberg, FactSet, MSCI, S&P Capital IQ, Thomson Reuters и деловых СМИ из 166 стран; а также непубличные источники [31,32,33]. Данный список по-прежнему постоянно обновляется.

Последнее обновление было сделано 17 октября 2022 года. В текущей версии списка было исследовано в общей сложности 1387 компаний [32,33]. Среди них 499 транснациональных корпораций временно сократили большую часть или весь свой бизнес в России, сохраняя при этом открытыми варианты для возобновления деловой активности. 320 компаний полностью ушли с российского рынка. 172 компании сократили часть бизнес процессов. 159 компаний отложили запланированные инвестиции в развитие и на маркетинг, при этом продолжая основной бизнес. Только 17% компаний продолжают работать в России в обычном режиме. Соответствующие данные представлены графически на рисунке 1.

Рис. 1. Данные о работе зарубежных ТНК на российском рынке в 2022 г.: количество компаний (единиц); процентное соотношение. Источник: составлено авторами по [32]

Fig.1 International corporations on the Russian market in 2022: number of companies, percentage. Source: [32]

В частности, американская ТНК Exxon Mobil понесла убыток в размере $3,4 млрд после выхода из нефтегазовых проектов на Дальнем Востоке; Budweiser потеряла около $1,1 млрд после решения продать свою долю в СП с Россией; французский энергетический гигант Total Energies SE сообщил в своем отчете о прибылях и убытках, что его выручка от продаж упала на 4,1 млрд долларов США из-за сокращения запасов природного газа вследствие антироссийских санкций; сеть ресторанов быстрого питания McDonald's потеряла 1,2-1,4 млрд. долларов США с момента прекращения своей деятельности в России. Общие потери иностранных компаний в России на фоне санкций составили более 59 млрд долларов, и ожидается, что эта цифра еще увеличится, сообщила The Wall Street Journal [34]. Очевидно, что транснациональные компании во многих странах понесли убытки, и вопрос о том, как повысить эффективность управления доходами, является неотложным и актуальным вопросом в современных условиях санкционных ограничений.

Несмотря на то, что многие компании прекратили работу на территории России и закрыли свои производства, они продолжают продвигать свою продукцию через социальные сети и онлайн-магазины на отечественном рынке. Например, в сфере моды GCDS, Calvin Klein, люксовые бренды Emporio Armani, Max&Co, и компании премиум-класса Maison Margiela продолжают свою деловую активность на шоппинг-платформе Lamoda [17].

Бизнес-омбудсмен Борис Титов в своем телеграм-канале опубликовал результаты мониторинга статус-кво компаний в условиях санкций. Этот мониторинг основан на опросах руководителей и владельцев 5995 компаний, которые распределены в 85 регионах Российской Федерации. 84% респондентов сочли, что на них повлияли новые санкции, а до начала спецоперации только 26% респондентов полагали, что внешние санкционные ограничения затрагивают (затронут) их компанию [10].

С другой стороны, уход этих транснациональных компаний с российского рынка открывает и новые возможности для развития российских брендов, производителей, а также малых и средних предприятий. На сегодняшний день в России парфюмерно-косметическая отрасль обеспечивает попадание на полки магазинов продукции на сумму до 0,5 трлн. рублей. Нетрудно посчитать, что в ближайшие три года отечественное производство как минимум удвоится, а при благоприятном прогнозе даже утроится. В этом случае объем продукции, эквивалентный более чем 1 трлн. рублей, окажется «на полках». Министр промышленности и торговли Денис Мантуров подчеркнул, что в текущее время для бизнеса открыто «окно возможностей» [18]. Это особенно актуально для малых и средних предприятий, поскольку они как правило более гибкие и могут своевременно корректировать направление развития своего бизнеса, и в меньшей степени подвержены влиянию изменений обменного курса и конъюнктуры внешнего рынка. По данным цифровой платформы МСП число субъектов малых и средних предприятий на территории Российской Федерации по состоянию на 10.09.2022 составило 5,88 млн, увеличившись на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [19].

Ключевые проблемы в условиях санкционных ограничений и пути их решения, направленные на обеспечения высокой доходности

Как уже было отмечено, санкции, введенные западными странами, вызвали ряд серьезных последствий для развития предприятий в различных отечественных отраслях. Можно с уверенностью утверждать, что компании, занятые практически во всех сферах деятельности ощутили это влияние. На основе анализа результатов мониторинга «Оценка бизнесом текущего положения компаний и влияния санкций», проведенного уполномоченным при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, совместно с Институтом экономики роста им. П.А. Столыпина можно сделать ряд выводов. В мониторинге приняли участие руководители и владельцы 5995 компаний из 85 субъектов РФ, 37.7% респондентов из сектора торговли, 10.6% – общественного питания, 8% – бытовых услуг населению, 6.6% – строительства и стройматериалов и 4.6% – обрабатывающего производства, а также респонденты из сферы образовательной деятельности, гостиничного и туристического бизнеса, сельского хозяйства, пассажирских перевозок, медицинских услуг и других сфер, общая доля которых не превышает 30% [10].

На основе анализа результатов мониторинга, опубликованного Бизнес-омбудсменом Борисом Титовым в своем Телеграм-канале, можно сделать следующие выводы: ключевой проблемой в связи с новыми санкциями является рост закупочных цен, с этим согласились 86,6% респондентов; для 62.1% респондентов падение спроса также представляется одной из главных проблем, для 60.9% респондентов – падение курса рубля, для 39.6% респондентов – разрыв цепочек поставок, и для 15.2% респондентов – невозможность импорта являются основными последствиями санкционных ограничений. В мониторинге приняли участие руководители и владельцы 5995 компаний из 85 субъектов РФ [10]. Соответствующие данные представлены на рис. 2. Несомненно, вышеуказанные проблемы приведут к увеличению издержек бизнеса и в некоторых случаях, возможно, и к его остановке. Последнее может привести к резкому снижению конкурентоспособности компаний.

Рис. 2. ТОП-10 проблем, с которыми столкнулись компании на отечественном рынке вследствие санкционных ограничений. Источник: составлено авторами по [10].

Fig.2. Main problems for companies on the Russian market as a result of imposed economic sanctions. Source: [10]

Под двойным ударом пандемии Covid-19 с одной стороны, и санкций с другой, «ликвидность» капитала, а также доступность ряда товаров и услуг оказались существенно ограничены. И хотя не все компаний занимаются прямым импортом, на них, тем не менее, оказывается косвенное влияние. У каждого десятого респондента бизнес полностью зависит от импорта, у 26.4% — более половины бизнеса зависит от импорта, у 36.9% — 10%-50% бизнеса связано с импортом. Доля бизнеса, связанного с импортом, и составляющая менее 10% — лишь у 26.8% респондентов. Соответствующие данные представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Оценка импортной составляющей в отечественном бизнесе. Источник: составлено авторами по [10]

Fig. 3. Import share assessment on the Russian market. Source: [10]

Стоит уделить особое внимание вопросам стабильности предпринимательской деятельности. Следует отметить, что высокая зависимость от импорта уже оказала негативное влияние на уровень ее стабильности. В качестве примера можно привести сектор ИКТ, где в первом квартале 2022 года из-за ограничений импорта производство и оптовые продажи ИКТ-товаров сократились соответственно на 11,5% и 22,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [20].

Согласно данным Центра макроэкономического анализа и кракосрочного прогнозирования, наиболее тяжелые последствия санкций заключаются в проблеме импорта и экспорта продукции, трудностях с логистикой, инфляции и приостановке деятельности иностранных компаний в России [21].

На основе проведенных исследований, санкционные ограничения привнесли следующие проблемы, которые в разной степени повлияют на эффективность управления и дальнейшее развитие предприятий в Российской Федерации:

1. Психологическое давление;

2. Нестабильные поставки импортируемой продукции;

3. Транспортно-логистические проблемы;

4. Снижение конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.

Полученные данные подтверждаются результатами авторского опроса, проведенного в сентябре-ноябре 2022 г. на выборке из 14 предприятий среднего и крупного бизнеса среди 23 представителей топ-менеджмента. Большинство респондентов (порядка 80% от общего числа ответивших на вопрос «Затронули ли Вас или Вашу компанию введенные в 2022 г. внешние санкционные ограничения?») ощутили на себе давление санкций, которое может повлиять на ожидания предпринимателей в отношении инвестиций и развития в Российской Федерации. Именно поэтому фактор психологического давления вынесен на первое место. Более 50% респондентов отметили нестабильность поставок импортируемой продукции в рамках проведенного исследования. В новых экономических условиях компании сталкиваются с беспрецедентным уровнем неопределенности и нестабильности, которые в дальнейшем могут привести к кризису. Практически все компании, в которых проводился опрос, в той или иной степени оказались затронутыми импортными ограничениями в отношении нашей страны. Транспортно-логистические проблемы в качестве основных были отмечены 40% респондентов. Проблема связана с вынужденным уходом ключевых игроков, нарушением цепочки поставок, энергокризисом, трудностями с трансграничными платежами и так далее. Снижение конкурентоспособности в долгосрочной перспективе беспокоит чуть более 20% опрошенных. В нынешних условиях ограничение поставок технологий, приостановление научного сотрудничества, отсутствие иностранных инвестиций, ограничение доступа российских ученых к общедоступным базам данных и т.д. создают для некоторых компаний, в особенности высокотехнологичных, беспрецедентные трудности. Все отмеченные факторы уже влияют на процесс НИОКР, и с высокой степенью вероятности приведут к тому, что российские компании будут отставать от других глобальных конкурентов с точки зрения долгосрочного развития.

Столкнувшись с проблемами долгосрочного развития, вызванными санкциями, а также резкими изменениями потребительского спроса, компаниям приходится корректировать свои стратегии и менять методы реагирования на кризисные проявления. По мнению авторов, для повышения эффективности управления, компаниям необходимо обратить внимание на следующие аспекты: диверсификацию производства, формирование новых источников дохода и снижение затрат. По мнению авторов, для снижения рыночных рисков, повышения стабильности, и улучшения показателей эффективности, необходимо увеличивать ассортимент востребованной выпускаемой продукции с высокой добавленной стоимостью. Как следствие, показатели рентабельности вырастут. Это также поможет хеджировать риски, поскольку, даже если вследствие негативного влияния санкций какое-то из направлений бизнеса становится убыточным, компания будет продолжать получать прибыль от других направлений своей деятельности. Именно поэтому диверсификация производства видится действенным механизмом противостояния санкционному давлению. В качестве примера целесообразным представляется привести опыт Группы "Автокомпонент". Чтобы предотвратить негативные последствия ухода западных заказчиков с российского рынка и введения ограничительных мер со стороны Европейского Союза, Группа "Автокомпонент" еще в 2015 году начала сотрудничество с ведущими отечественными научно-исследовательскими институтами. Первые шаги в направлении диверсификации показали свою эффективность. После нескольких лет совместной работы нижегородская Группа "Автокомпонент" стала ведущей отечественной компанией в области разработки и производства деталей интерьера и экстерьера автомобилей [22].

В отношении новых путей формирования источников дохода, наиболее действенным авторам представляется расширение каналов продаж. В частности, продажи через интернет становятся неотъемлемой частью успешной работы практически любой компании. В настоящее время данные он-лайн каналы продвижения товаров и услуг очень популярны. Следует отметить, что сложности могут возникнуть именно с построением эффективной модели продвижения товаров и услуг через Интернет, поскольку даже для компаний старожилов данные модели все еще находятся в стадии развития, и очень многие аспекты нуждаются в совершенствовании. Тем не менее, рост доходов за счет он-лайн продаж, выстроенных оптимальным образом, обладает серьезным потенциалом для многих компаний. Излишним представляется говорить о важности управления затратами с целью повышения эффективности. Сокращение затрат должно быть целью любого предприятия в долгосрочной перспективе. Но это не означает постоянного снижения затрат. Некоторое временное увеличение соответствующих затрат может быть вполне оправданным. В качестве примера можно привести увеличение инвестиций в исследования и разработки в области импортозамещения и налаживание партнерских отношений с новыми контрагентами из дружественных стран. Конечной целью должна быть оптимизация затрат и эффективное управление.

Повышение эффективности управления доходами на основе цифровых технологий

В настоящее время практически во всех сферах жизни наблюдается всевозрастающее присутствие цифровых и информационных технологий. Последние два года борьбы с пандемией COVID-19 только ускорили эти процессы. В документе ООН «Общественные средства: использование цифровых технологий для устойчивого развития финансовой системы» отмечено, что цифровые финансы оказывают мощную поддержку людям и предприятиям, страдающим от последствий пандемии, обеспечивая трудоустройство [23].

Что касается цифровой трансформации, авторы предлагают сконцентрировать соответствующие усилия на модернизации внутренней организации и функционирования предприятия. В настоящее время цифровизация бизнес-процессов становится важным и действенным способом повышения эффективности предприятий. В частности, компании могут активно использовать цифровые технологии / продукты для модернизации своих внутренних систем управления с целью снижения затрат и повышения операционной эффективности. Например, целесообразным представляется создание своих собственных систем анализа деятельности организации (англ. Organization Analysis Systems – OA) и CRM-систем, или же приобретение различных сторонних сервисов облачных вычислений и облачного тестирования.

Кроме того, предприятия также могут интегрировать цифровые технологии в свои собственные бизнес-модели для повышения конкурентоспособности на рынке и увеличения доходов. Современная и эффективная бизнес-модель, основанная на использовании цифровых технологий, может помочь компаниям выйти на мировой рынок с наименьшими затратами. Благодаря цифровому маркетингу многие компании обращаются к стратегиям продвижения продуктов и брендов в Интернете. Для того, чтобы быть конкурентоспособным в современных условиях, современные цифровые технологии просто необходимы [5].

Наконец, с помощью цифровых технологий можно разрабатывать новые или модернизировать существующие продукты. Цифровизация помогает компаниям расширять масштабы своего бизнеса. С развитием информационных технологий и инноваций появились новые технические инструменты и модели управления данными, позволяющие странам и предприятиям прогнозировать будущие вызовы и сложности, с тем чтобы оперативно на них реагировать. В ходе этого процесса создаются новые рабочие специальности, профессии и формируются соответствующие кадры, появляются новые отрасли, такие как мета-вселенная, умный город и др. на основе использования систем искусственного интеллекта [5,6].

К основным видам цифровых технологий относят интернет вещей (IoT – Internet of Things), большие данные (Big Data), машинное обучение, искусственный интеллект (Machine Learning, Ml and Artificial intelligence, Al) и блокчейн (Blockchain). По мнению авторов, глобальная цифровизация приведет к соответствующим изменениям во всех сферах деятельности, и в экономике в особенности. Эти изменения необратимы, независимо от наличия или отсутствия санкционного давления. В частности, в Китае уже сформировался один из крупнейших мировых рынков электронной коммерции. По данным ресурса eMarketer, в 2021 году 52,1% розничных продаж в Китае приходились на электронную торговлю [35]. Цифровизация имеет характеристики ускоренного развития, именно поэтому цифровая трансформация стала одной из важнейших корпоративных стратегий в новую эпоху.

28 июля 2017 года российское правительство утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации» [11], целью которой является создание необходимых условий и оказание поддержки развитию цифровой экономики и цифровизации субъектов предпринимательской деятельности. Кроме того, для наращивания темпов цифровизации и поддержки малых и средних предприятий с 1 февраля 2022 года в России заработала цифровая платформа МСП. Новая система позволяет создавать новую базу данных, анализировать данные на каждом этапе производства и своевременно корректировать стратегии функционирования предприятия и управления [12]. Эта платформа также предоставляет релевантную информацию для самозанятых и граждан, планирующих начать собственный бизнес.

Степень использования цифровых технологий в бизнес-практике сильно различается в разных странах. В Группе Двадцати (G20) Китай был бессменным лидером в области цифровых технологий, в то время позиции России несколько ослабли. Рейтинг отечественной цифровой конкурентоспособности за три года опустился в соответствующем рейтинге на 67 позиций (см. рис. 4). Об этом свидетельствуют данные Европейского центра цифровой конкурентоспособности, которые были обнародованы в начале сентября 2021 года.

Рис. 4. Изменения в рейтинге цифровой конкурентоспособности стран G20 в период с 2017 по 2020 гг. Источник: составлено авторами по [30]

Fig. 4. Changes in the digital competitiveness of the G20 countries from 2017 to 2020. Source: [30].

Данные представлены в динамике относительно исходного уровня на 2017 г. Их можно интерпретировать следующим образом. Цифровая конкурентоспособность страны определяется через два ключевых измерения – конкурентоспособность и образ мышления. Каждое измерение, в свою очередь, описывается следующими переменными. Для измерения экосистемы это: доступность венчурного капитала, стоимость открытия бизнеса, временные затраты на открытие бизнеса, простота подбора международного персонала, навыки сотрудников. Образ мышления определяется с помощью таких переменных: цифровые навыки среди экономически активного населения, толерантность к риску, разнообразие на рынке труда, доступность широкополосной связи, компании, внедряющие прорывные идеи.

Внедрение цифровых технологий в отдельные функциональные направления положительно сказывается на эффективности всего предприятия. Залогом процветания в современных экономический условиях является своевременный переход к цифровому и инновационному развитию. В качестве примера следует привести опыт таких технологических лидеров, как Google, Microsoft др. (табл. 2) [6].

Таблица 2

Опыт внедрения цифровых технологий в определенных сферах деятельности предприятия. Источник: составлено авторами по [7]

Table 2. Experience in implementing digital technologies in certain areas of the enterprise. Source: [7]

Функциональная сфера
Влияние цифровых технологий
Менеджмент
Сбор, обработка и анализ больших данных, применение экономических моделей и соответствующих алгоритмов для принятия решений
Управление человеческими ресурсами
Интеллектуальный отбор резюме, оптимизация методов обучения и стимулирование персонала
Производство
Использование цифрового программного обеспечения для проведения исследований и производства продукции, автоматизация производственных процессов, уменьшение количества ошибок, повышение комплексной эффективности производства
Маркетинг
Выявление потенциальных клиентов и прогнозирование потребностей клиентов на основе анализа больших данных, использования интернет-технологий для продвижения продукта

Несмотря на весь комплекс проблем, затрудняющий процесс цифровой трансформации предприятий, цифровизация бизнеса приобретает всё большую актуальность. Исследования КПМГ «Цифровые технологии в российских компаниях» показали, что 77% компаний, участвовавших в исследовании, считают, что цифровизация процессов может повысить операционную эффективность и снизить затраты. Кроме того, было выявлено, что наибольший экономический эффект для российских компаний дает роботизация бизнес-процессов, а также анализ на основе больших данных [13]. Соответствующие данные по эффективности использования цифровых технологий представлены на рис. 5.

Рис. 5. Эффект от использования цифровых технологий. Источник: составлено авторами по [13]

Fig. 3. Digital technologies’ implementation effect. Source: [13]

Некоторые компании уже получили отдачу от цифровизации. Например, дочерние компании "СибурТюменьГаз" внедрили в работу более 10 цифровых инструментов, позволяющих постоянно совершенствовать производственные и технологические процессы, добиваться новых достижений в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды. В 2021 году дополнительный экономический эффект компаний от внедрения цифровых инструментов превысил 314 миллионов рублей, что превышает показатель предыдущего года на 10% [24].

Анализ влияния санкционных ограничений на уровень развития цифровизации в Российской Федерации

Российский ИТ-сектор в последние годы рос достаточно быстрыми темпами, но в то же время существенно возросла и его зависимость от импорта. Эксперты НИУ ВШЭ, проводившие исследование «Цифровая трансформация: ожидания и реальность» сделали выводы о том, что в России почти все приложения, такие как ERP, CAD/CAM/CAE, PLM и MES-системы, базовые операционные системы, управление базами данных и др. сильно зависят от иностранного программного обеспечения. В современных условиях санкционных ограничений такая зависимость ставит процесс цифровизации страны под угрозу. Согласно докладу, опубликованному в апреле 2022 года, ограничения для ИКТ-импорта затронули 70% от валовой добавленной стоимости сектора ИКТ. Ограничения импорта и санкции усугубляют глобальный кризис технологических цепочек поставок, что неизбежно замедлит процесс цифровизации соответствующих отраслей. Соответствующие результаты анализа представлены на рис. 6. Локальным российским компаниям потребуется много времени, чтобы адаптироваться к технологическим и бизнес-процессам, и найти новых поставщиков [14].

Рис. 6. Соотношение импорта информационно-коммуникационных технологий к валовой добавленной стоимости сектора ИКТ в 2019–2021 гг. Источник: составлено авторами по [14]

Fig. 6. Ratio of imports of information and communication technologies to the gross value added of the ICT sector in 2019-2021. Source: [14].

В многоуровневых санкциях против России стратегия США по использованию цифровой инфраструктуры в качестве политического оружия в основном отражена на следующих трех уровнях:

1. Цифровая война, основанная на преимуществах цифровых технологий, включая информационную войну;

2. Целенаправленные удары по ключевым российским предприятиям и технологическим областям;

3. Вытеснение России из цепочек научно-технической промышленности, с целью систематического ослабления долгосрочных возможностей отечественного развития в области науки и технологий.

4 апреля 2022 года в США было официально создано Бюро киберпространства и цифровой политики (CDP, Bureau of Cyberspace and Digital Policy) с целью внедрения новейших технологий во внешнюю политику Госдепартамента и процессы принятия соответствующих решений, а также для комплексной интеграции цифровых технологий в дипломатические процессы.

В дополнение к угрозам, создаваемыми вышеупомянутыми санкциями, необходимо обратить внимание на такие важные аспекты, как кибербезопасность и цифровая этика, поскольку они непосредственно влияют на эффективность процессов цифровой трансформации.

По сравнению с результатами прошлогоднего опроса руководителей компаний, проводимого PwC, значимость киберрисков и изменений климата поднялись в списке основных угроз, отмечаемых региональными бизнес-лидерами. Все большее число руководителей понимает, что в современном цифровом мире успех бизнеса будет в значительной степени зависеть от обеспечения кибербезопасности и конфиденциальности на должном уровне. Нельзя игнорировать угрозу информационной безопасности, а усилия и ресурсы, направляемые на развитие бизнеса и его безопасность должны быть сбалансированы. Как показывает данные глобального опроса 4446 руководителей, опубликованного PwC в 2022 году, именно кибер-риски больше всего беспокоят руководителей (49%) [15]. Результаты соответствующего исследования представлены на рис. 7.

Рис. 7. Результаты глобального опроса руководителей, опубликованного PwC, 2022 г. Источник: составлено авторами по [15]

Fig. 7. PwC global executive survey results. Source: [15]

Как уже было указано ранее, из-за санкций многие западные поставщики вынужденно ушли с российского рынка. Таким образом, актуальность проблемы кибербезопасности для многих отечественных предпринимателей существенно возрасла. 06 апреля 2022 года ресурс Anti-Malware.ru провел онлайн-конференцию на тему кибербезопасности в России в условиях санкционного давления в прямом эфире, а также опрос зрителей AM Live на выборке 4224 респондентов в октябре 2022 [25]. По результатам специально проведенного опроса более половины (51%) респондентов считают, что кибербезопасность находится под угрозой, при этом 36% респондентов не слишком беспокоятся об уходе западных поставщиков. Таким образом, это может рассматриваться как возможность поступательного развития для отечественных поставщиков, которые уже накопили определенный опыт, а также для новых участников рынка. Остальные 13% респондентов затруднились с ответом [25]. Результаты соответствующего исследования представлены на рис. 8.

Рис. 8. Ответы респондентов в рамках исследования «Что будет с кибербезопасностью России после ухода из страны зарубежных поставщиков?» Источник: составлено авторами по [25]

Fig. 8. Answers of respondents in the study “What will happen to Russia’s cybersecurity after foreign suppliers leave the country?”. Source: [25]

Права интеллектуальной собственности на продукцию некоторых российских поставщиков телекоммуникационного и серверного оборудования, в том числе Элтекс, QTech, Полигон, Yadro, Аквариус и др. принадлежат иностранным компаниям, что усложняет деятельность вышеуказанных отечественных компаний под давлением санкций. Кроме того, с начала пандемии COVID-19 глобальные цепочки поставок полупроводников столкнулись с серьезными логистическими трудностями, а ситуация на Украине еще больше усугубила глобальную нехватку чипов и ухудшила и без того непростую ситуацию в цепочке поставок [26].

В стремительно меняющемся современном мире информационные технологии позволяют собирать и анализовать все большее количество ценной информации, которая влияет на повседневную жизнь и национальную безопасность. Кроме того, киберпространство стало неотъемлемой частью арены военных действий, а обеспечение кибербезопасности возможно не только благодаря технической оснащенности, но и за счет когнитивной составляющей. С момента начала российско-украинского конфликта между Россией и западным миром развернулась ожесточенная война общественного мнения, которая заслуживает более детального анализа. Чтобы ограничить распространение информации из России, американские социальные платформы, такие как Youtube, Twitter и Facebook скорректировали свои алгоритмы, снизив доступность российских СМИ. Под предлогом борьбы с неугодной информацией Европейский союз запретил вещание основных российских СМИ, таких как Russia Today и Агентство спутниковых новостей в ЕС (включая онлайн-трансляции на таких платформах, как Twitter). В ответ Россия также запретила использование Twitter и Facebook в России. При этом укрепление и консолидация концепции киберсуверенитета становится все более актуальным. «Суверенитет» в «цифровой» сфере, это суверенитет в связке с такими терминами как «цифровой», «данные» и «технологии» [8]. Для его обеспечения необходимо создать национальное киберпространство, способное работать независимо от сети Интернет. Россия давно к этому готовилась, и российский сегмент всемирной сети RuNet уже в 2019 году был готов к работе. Поэтому, в случае отключения России от сети Интернет, будет доступна вышеуказанная локальная экосистема. Таким образом, можно сделать вывод о том, что кибербезопасность является основой поступательного цифрового развития и то, каким образом Россия будет реагировать на вопросы кибербезопасности в условиях западных санкций, неизбежно повлияет на цифровую трансформацию предприятий.

С широким применением технологий искусственного интеллекта и автоматизации на производстве, в жизни людей возникло также множество проблем, одной из которых является вопрос этики цифрового пространства. Данный аспект становится все более важным в условиях стремительного развития и внедрения технологий искусственного интеллекта.

31 августа 2022 года созданная искусственным интеллектом картина «Пространственный театр оперы» заняла первое место в конкурсе цифрового искусства на ярмарке в американском штате Колорадо, что вызвало много споров. Некоторые участники прокомментировали это так: "Мы стали свидетелями того, как искусство умирает прямо у нас на глазах" [27]. Нет сомнений в том, что процесс рисования, основанный на машинном обучении, чрезвычайно эффективен по сравнению со способностями одного человека, но споры о том, защищены ли авторские права на работы ИИ, также усилились.

Технологии искусственного интеллекта начали играть важную роль в творческой деятельности, такой как музыка, архитектура и изобразительное искусство. В 2022 году архитектор и дизайнер Манас Бхатия использовал искусственный интеллект для проектирования утопического города будущего. Инструменты рисования с использованием искусственного интеллекта могут помочь архитекторам эффективнее планировать здания, генерировать и тестировать несколько решений одновременно, существенно снижая при этом временные и финансовые затраты [28].

Как и в вышеупомянутом случае, внедрение цифровых технологий, таких как искусственный интеллект и большие данные в производство крайне актуально для большинства традиционных отраслей. Предприятиям необходимо уделять большее внимание таким вопросам, как цифровая этика, особенно при развитии бизнеса на основе цифровых технологий. Соблюдение и продвижение принципов цифровой этики также является одной из важных задач для компаний-разработчиков программного обеспечения и цифровых платформ. Только завоевав доверие граждан, производство, основанное на цифровых технологиях, таких как искусственный интеллект, может быть устойчивым, что помогает повышать качества принятия решений и продвигать высокотехнологичное промышленное производство [9].

Заключение

В современных условиях глобальной неопределенности многие компании столкнулись с трудностями в своей деятельности. Именно поэтому повышение эффективности, конкурентоспособности и доходности являются ключевыми для успешного развития предприятий и компаний, особенно в условиях влияния пандемии COVID-19 и санкций.

Внедрение современных цифровых технологий поможет ускорить разработку и запуск новых продуктов, облегчить появление новых бизнес-моделей, повысить конкурентоспособность производителей. В условиях санкционных ограничений анализ больших данных поможет компаниям делать более точные прогнозы и избегать определенных рисков за счет прогнозирования и моделирования данных. На основе проведенных исследований можно с уверенностью заключить, что внедрение инновационных цифровых технологий может значительно повысить эффективность управления предприятиями. Таким образом, рабочая гипотеза получила свое подтверждение. При этом следует также отметить, что процесс цифровизации является достаточно сложным и длительным. Для современной России чрезмерная зависимость от импорта ставит под угрозу процесс цифровой трансформации, что делает еще более актуальным проводимую политику импортозамещения и всестороннего сотрудничества с дружественными странами. Важными представляются вопросы информационной безопасности и цифровой этики. Для российских компаний цифровое развитие также сопряжено с такими проблемами, как неопределенность финансовых результатов, несовершенная законодательная база и с рисками для безопасности данных. Несмотря на множество препятствий, отечественные компании все больше осознают важность цифровизации бизнес процессов для повышения эффективности управления и обладают достаточными ресурсами для поступательного развития.

Угрозы, создаваемые цифровыми технологиями, также подчеркивают важность и срочность современного цифрового управления. Полное импортозамещение не может быть достигнуто в краткосрочной перспективе, и российская суверенная сеть Рунет не может избежать всех внешних киберугроз. В этом случае российские компании должны не только обратить внимание на мировых технологических лидеров из дружественных стран, но и уделить особое внимание вопросам безопасности в этот непростой период. Соответствующие бизнес-модели и направления развития должны соответствовать национальным интересам и приниматься большинством граждан для достижения устойчивого развития.


Источники:

1. Бегларян Г.А., Иванов Г.Н., Калугина П.П., Половинчикова А.В. Санкционная политика США и европейских стран в отношении России: поворот начала 2022 года // Экономические отношения. – 2022. – № 3. – c. 367-388. – doi: 10.18334/eo.12.3.115086.
2. Дробот Е.В., Гудович Г.К., Макаров И.Н., Бахмутская В.С. Экономическая безопасность России и Евразийского экономического союза в условиях санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1671-1682. – doi: 10.18334/eo.9.3.41004.
3. Дробот Е.В., Батарин И.В., Пекки В.Д. Анализ условий внешней торговли России и стран Запада в условиях санкционных войн // Экономические отношения. – 2017. – № 1. – c. 27-40. – doi: 10.18334/eo.7.1.37392.
4. Расковалов Е. Эксперты: влияние санкций на экономику России переоценили. Экономика: MKRU. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/amp/economics/2022/09/02/eksperty-vliyanie-sankciy-na-ekonomiku-rossii-pereocenili.html (дата обращения: 03.11.2022).
5. Бианкина А.О. Цифровые технологии и их роль в современной экономике // Экономика и социум: современные модели развития. – 2017. – № 16. – c. 15-25.
6. Юшан К.А. Цифровизация как средство повышения эффективности предприятия // Инновации и инвестиции. – 2018. – № 9. – c. 220-222.
7. Апханова Е.Ю., Бирюкова Л.В. Цифровизация бизнеса в России: возможности и вызовы // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. – 2021. – № 1. – c. 21-27. – doi: 10.38161/2618-9526-2021-1-021-027.
8. Кутюр С., Тоупин С. Что означает понятие «суверенитет» в цифровом мире? // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2020. – № 4. – c. 48-69. – doi: 10.17323/1996-7845-2020-04-03.
9. Кожевина О.В. Цифровая этика и технологии искусственного интеллекта // Модернизация россии: приоритеты, проблемы, решения: Россия: тенденции и перспективы развития: ежегодник : материалы XX Национальной научной конференции с международным участием. Том Выпуск 16. Часть 1. Москва, 2021. – c. 565-566.
10. Результаты опроса «Оценка бизнесом текущего положения компаний и влияния санкций». Телеграм-канал Борис Титов. [Электронный ресурс]. URL: https://ombudsmanbiz22.ru/news/1312 (дата обращения: 23.09.2022).
11. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. Распоряжение Правительства России от 28 июля 2017 г. №1632-р). Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/28653 (дата обращения: 25.09.2022).
12. Правительство одобрило проведение эксперимента по предоставлению услуг малому и среднему бизнесу на базе цифровой платформы МСП (утв. Распоряжение Правительства России от 21 декабря 2021 года №2371-р). Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/44249 (дата обращения: 27.09.2022).
13. Цифровые технологии в российских компаниях. Kpmg. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.investinrussia.com/data/files/sectors/ru-ru-digital-technologies-in-russian.pdf (дата обращения: 27.10.2022).
14. Цифровая трансформация: ожидания и реальность. Ниу вшэ. [Электронный ресурс]. URL: https://conf.hse.ru/2022/papers (дата обращения: 27.09.2022).
15. PwC’s 25th Annual Global CEO Survey. Pwc.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.com/gx/en/ceo-agenda/ceosurvey/2022.html (дата обращения: 04.10.2022).
16. «Цифра» под санкциями, или Вопросы импортозамещения. Unkniga.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unkniga.ru/vishee/13520-tsifra-pod-sanktsiyami-ili-voprosy-importozamescheniya.html (дата обращения: 23.09.2022).
17. Где покупать брендовую одежду в 2022 году в России. Мода и стиль. Dzen.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/media/id/62a1a18fd2d1335b3d2678c4/gde-pokupat-brendovuiu-odejdu-v-2022-godu-v-rossii-moda-i-stil-62a480335b218312b645d549 (дата обращения: 23.09.2022).
18. Министр промышленности и торговли провел совещание по развитию парфюмерно-косметической отрасли. Minpromtorg.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!ministr_promyshlennosti_i_torgovli_provel_soveshhanie_po_razvitiyu_parfyumernokosmeticheskoy_otrasli (дата обращения: 23.09.2022).
19. Цифровая платформа МСП. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--l1agf.xn--p1ai/analytics (дата обращения: 23.09.2022).
20. Российский сектор ИКТ в I квартале 2022 года. Issek.hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/712235034.html (дата обращения: 24.09.2022).
21. Эксперты назвали самые уязвимые для санкций отрасли экономики России. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/18/03/2022/623323de9a79475581a199ea (дата обращения: 23.09.2022).
22. Как диверсифицировать производство в период санкций?. Spb.media. [Электронный ресурс]. URL: http://spb.media/blogt/kak-diversificirovat-proizvodstvo-v-period-sankciy (дата обращения: 25.09.2022).
23. Доклад ООН: цифровые финансы стали «спасательным кругом» в борьбе с последствиями пандемии. News.myseldon.com. [Электронный ресурс]. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/236552985 (дата обращения: 25.09.2022).
24. Эффект от внедрения цифровых решений в «СибурТюменьГазе» превысил 314 миллионов рублей. Old.sibur.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://old.sibur.ru/SiburTumenGaz/press-center/news/effekt-ot-vnedreniya-tsifrovykh-resheniy-v-siburtyumengaze-prevysil-314-millionov-rubley (дата обращения: 04.10.2022).
25. Как санкции повлияли на российский рынок информационной безопасности. Anti-malware.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.anti-malware.ru/analytics/Market_Analysis/How-sanctions-affected-Russian-infosec-market (дата обращения: 27.09.2022).
26. Никитин А.В. Санкции в сфере информационных технологий: последствия и риски. Imemo.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imemo.ru/publications/relevant-comments/text/sanctions-in-the-field-of-information-technology-consequences-and-risks (дата обращения: 27.09.2022).
27. The New York Times: Картина, созданная искусственным интеллектом, получила премию. Художники недовольны. Rg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2022/09/04/the-new-york-times-kartina-sozdannaia-iskusstvennym-intellektom-poluchila-premiiu-hudozhniki-nedovolny.html (дата обращения: 11.10.2022).
28. ИИ спроектировал небоскребы будущего. Naked-science.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://naked-science.ru/community/496654 (дата обращения: 11.10.2022).
29. Business Retreats and Sanctions Are Crippling the Russian Economy. Yale School of Management. [Электронный ресурс]. URL: https://yale.box.com/s/7f6agg5ezscj234kahx35lil04udqgeo (дата обращения: 23.09.2022).
30. Digital riser report 2021. European Centre for Digital Competitiveness by ESCP Business School. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/images/2/29/Digital_Riser_Report-2021.pdf (дата обращения: 03.10.2022).
31. Yale study shows sanctions are crippling Russia's economy. Dw.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/en/yale-study-shows-sanctions-are-crippling-russias-economy/a-62623738 (дата обращения: 23.09.2022).
32. Over 1,000 Companies Have Curtailed Operations in Russia—But Some Remain. Som.yale.edu. [Электронный ресурс]. URL: https://som.yale.edu/story/2022/over-1000-companies-have-curtailed-operations-russia-some-remain (дата обращения: 23.09.2022).
33. Yale CELI List of Companies Leaving and Staying in Russia. Yalerussianbusinessretreat.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.yalerussianbusinessretreat.com (дата обращения: 23.09.2022).
34. Business Losses From Russia Top $59 Billion as Sanctions Hit. Wsj.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wsj.com/articles/business-losses-from-russia-top-59-billion-as-sanctions-hit-11654853400 (дата обращения: 23.09.2022).
35. In global historic first, ecommerce in China will account for more than 50% of retail sales. Insiderintelligence.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.insiderintelligence.com/content/global-historic-first-ecommerce-china-will-account-more-than-50-of-retail-sales (дата обращения: 07.10.2022).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:39