Анализ состояния инвестиционной безопасности в России в условиях мировых санкционных вызовов
Фуфаев М.Д.1![]()
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 8 (Август 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83094673
Аннотация:
В статье проводится комплексный анализ текущего состояния инвестиционной безопасности России в условиях повышенного санкционного давления, возникшего с 2022 года. Научная новизна работы по сравнению с существующими публикациями состоит в анализе всех составляющих инвестиционной безопасности России и оценки их динамики в условиях внешних ограничений. При этом учитываются исторические тенденции развития её инвестиционной, инновационной и производственных элементов за период последних 15 лет. Уделено также внимание смещению точки притяжения мировых потоков прямых иностранных инвестиций в Азиатский регион. Помимо количественного анализа показателей, проведен качественный анализ через рассмотрение мер, принимаемых Правительством РФ. По итогам работы предложено принятие Правительством РФ и Банком России мер поддержки и повышения привлекательности инструментов долгосрочных внутренних инвестиций в стране. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности законодательных и исполнительных органов власти при разработке мер по привлечению долгосрочных инвестиций. Также предложения могут быть применены предприятиями при принятии решений о выборе направлений инвестирования собственных средств.
Ключевые слова: инвестиционная безопасность, инвестиции, инновации, инновационная активность, Азия, санкции
Финансирование:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету на 2025 год.
JEL-классификация: E22, F51, F52, F62, O31
Введение
Тенденции развития современной мировой экономики характеризуются наличием активной турбулентности и неустойчивости темпов экономического роста. Экономическое давление западных стран на Российскую Федерацию (РФ) в последние время нарастает с точки зрения введения большого числа пакетов санкций и ухода иностранного капитала. В этих условиях высокую значимость приобретает национальная безопасность государства и его защищенность от внешних угроз. В этой связи вопрос повышения инвестиционной безопасности (или ИБ), как одной из составляющих национальной и экономической безопасности (или ЭБ) приобретает особую актуальность.
Для противостояния возросшим рискам и укрепления национальной и экономической безопасности России, её устойчивости к внешним шокам, Президентом была утверждена в 2021 г. Стратегия национальной безопасности [17]. Принятие указанного документа высшими органами власти страны дополнительно обосновывает значимость, необходимость и актуальность повышения уровня экономической и инвестиционной безопасности нашей страны.
Дополнительно отметим, что в стратегии, в рамках задач, поставленных для экономической безопасности, приведены также те, что должны способствовать инвестиционной безопасности. Выделим среди них значимые и влияющие на уровень инвестиционной безопасности: 1) рост инвестиций в основной капитал; 2) доступность долгосрочного кредитования; 3) зависимость от третьих стран (в части иностранного капитала); 4) усиление контроля за иностранными инвестициями.
Разработанность компонентов обсуждаемой темы представлена достаточно широко в научных публикациях. Активная научная работа над данной тематикой проводится с 1997 года, а один из наиболее значимых трудов относится к члену Академии РАН - Абалкину Л.И. [1]. Он в своей работе впервые обосновал значимость экономической безопасности и её составляющих, а также необходимость её повышения.
В публикациях последних лет активно ведется анализ различных сторон или компонентов инвестиционной безопасности страны в целом и регионов России по отдельности. Также достаточно часто обсуждаются меры поддержки с стороны государства, направленные в конечном итоге на повышение инвестиционной безопасности. В работе Махотаевой М.Ю. и Николаева М.А. [10] проведен анализ и оценка инвестиционной безопасности в России, но при этом не учитывается периоды повышенных санкций на РФ в период с 2022 г. Рычкова Е.С. и Грибаускас О.Е. [13] сконцентрировались на анализе инвестиционной безопасности региона, определении и обосновании факторов её повышения. В тоже время период анализа ограничен 2019 годом.
При анализе релевантных публикаций 2022-2023 гг. по текущей тематике, большинство из них рассматривают только составляющие инвестиционной безопасности. Все компоненты ИБ (инвестиции, инновации, производство) не рассматриваются комплексно. Так, например, работы Смешко О.Г., Плотникова В.А., Вертаковой Ю.В. [15], Наговициной Э.В., Тусина Д. С. [8], а также Черняева А.М. [18] уделяют больше внимания количественному анализу инвестиционной составляющей ИБ, инвестициям в инновации, предлагаются меры повышения в условиях санкционных вызовов.
Гаджиев Н.Г. и соавторы [3] в своем исследовании проанализировали и составили классификацию современных угроз России в сфере экономической безопасности в том числе с учетом положений Стратегий национальной и экономической безопасности, утвержденных Президентом. В классификации и ранжировании также рассмотрены инвестиции в реальный сектор экономики и уровень инновационной активности, обладающие высоким риском. Авторами выделены недостатки на законодательном уровне для ЭБ. Одним из ключевых среди них является формирование, развитие и инвестиций в человеческий капитал.
В публикации Степнова И.М. [16] системно проведён больше теоретико-методологический анализ подходов к поиску баланса между привлечением иностранных инвестиций и избеганию угроз. В тоже время указанная работа уже в некотором плане учитывает стратегический аспект развития (на перспективу) инвестиционной безопасности в РФ, необходимость её усиления в условиях внешнего давления.
Рассмотренные работы сосредоточены в большей степени на анализе компонентов инвестиционной безопасности, их развитии в динамике с учетом влияния санкций на Россию. Некоторые из публикаций проводят качественный анализ внешний угроз и их влияние на экономическую безопасность. В недостаточной степени проработанным остается вопрос комплексного рассмотрения всех составляющих инвестиционной безопасности и их взаимосвязей в условиях повышенного санкционного давления на РФ в период с 2022 г. по н. в.
Учитывая пробелы существующих научных работ целесообразно провести анализ инновационной, инвестиционной и производственных элементов инвестиционной безопасности в условиях ограничений последних лет и исторических тенденций развития РФ в указанных областях. Также необходимо сделать выводы по результатам анализа и предложить возможные пути повышения уровня ИБ.
Современные научные публикации единогласно утверждают о неудовлетворительном состоянии экономической и в т.ч. инвестиционной безопасности. Основной пул таких работ был опубликован в 2019-2022 гг. В настоящее время экономическая и политическая ситуация в мире подвержена кардинальным изменениям. В этих условиях перед Россией встают новые задачи в области ИБ и её повышения. Тем самым возможно предположить, что под воздействием санкций состояние ИБ не демонстрирует положительной динамики, несмотря на низкий эффект от их воздействия.
При написании данной научной статьи использовались общенаучные методы исследования. Среди них были использованы сравнительный анализ, обобщение, синтез, анализ. Также были использованы эмпирические методы, такие как расчеты и статистико-математический анализ.
Материалами для исследования являлись открытые официальные статистические данные, нормативно-правовые акты, научные публикации, открытые обзоры и доклады зарубежных организаций.
В рамках текущего исследования состояние инвестиционной безопасности было рассмотрено в динамике основных показателей, используемых учеными в публикациях и отражающих её составляющие. В научной публикации Ильясовой Ю.В. [4] продемонстрирована взаимосвязь трех ключевых составляющих инвестиционной безопасности: инноваций, инвестиций и производства. Проблемы с инвестициями в капитальные активы по цепочке влекут за собой сложности в производстве и затем инновационной деятельности. В конечном счете это приводит по кругу к снижению потока средств от инвесторов.
Для инвестиционной составляющей ИБ были рассмотрены показатели инвестиций в основные фонды и доступности долгосрочного кредитования (цена на рынке, динамика объемов), притоки и оттоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В части анализа инновационной составляющей были проанализированы уровень инновационной активности, затраты промышленных производств на НИОКР. Производственная составляющая оценивалась через удельный вес инновационной продукции в общем объеме производимой продукции, рентабельность проданной продукции.
Основная часть
Для оценки текущего состояния ИБ проведем анализ показателей, приведенных в введении. За последние 3 года Россия как частичный член-государство азиатского региона становится в перспективе наиболее вероятным получателем иностранных инвестиционных вливаний. Например, из Китая, Кореи или других стран Азии. В этой связи вопрос наращивания мер инвестиционной безопасности и осуществления контроля за ними обретает дополнительную значимость.
Статистические данные из докладов мировой организации UNCTAD 2022 и 2025 гг. подтверждают значительный приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страны Азии (рисунок 1). В то же время в странах с развитыми экономиками (в том числе США, Европейский союз (ЕС)) фиксируются большие объемы оттоков таких средств.
Рисунок 1 – Притоки и оттоки ПИИ по азиатскому региону, ЕС и США, 2016-2024 гг., млрд долларов США
Источник: составлено автором на основе данных [21, 22]
Указанная тенденция может являться следствием снижения лидирующих позиций западных стран в мировой экономике. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала свежие данные о значительном росте с 2020 года числа новых и обновленных механизмов инвестиционных политик, направленных на защиту развитых экономик. За последние 5 лет их количество ежегодного составляло порядка 5-15 шт. [19]. Об этом также свидетельствует инвестиционные политики и меры, принимаемые для защиты их компаний (таблица 1). Их цель, вероятно, в первую очередь состоит в восполнении дефицита инвестиционных ресурсов от ушедших иностранных инвесторов. На основе базы данных UNCTAD по инвестиционным политикам стран ЕС, Франции, Германии, США и Канады составлена сравнительная таблица 1.
Таблица 1 – Примеры актуальных инвестиционных политик или мер, принимаемых западными странами для поддержки их компаний в условиях оттока ПИИ, 2023–2025 гг.
|
Страна / Объединение
|
Год принятия
|
Инвестиционная политика / введенные меры
|
|
Европейский союз
|
2023
|
Разработка
государственной программы поддержки секторов экономик. Программа расширяет и
пересматривает предыдущую Временную рамочную программу действий в условиях
кризиса, позволяя государствам-членам предоставлять адресную инвестиционную
помощь в ключевых областях.
|
|
Франция
|
2025
|
- Прямая грантовая
поддержка промышленного сектора;
- Расширение сферы применения контроля за иностранными инвестициями и введения постоянного режима проверок поступающих средств от иностранных инвесторов; |
|
Германия
|
2023
|
Европейская комиссия
одобрила программу государственной помощи Германии в размере 3 млрд евро для
поддержки частных инвестиций в стратегические товары, необходимые для
перехода к экономике с нулевым уровнем выбросов. Помощь будет предоставляться
в виде прямых грантов, налоговых льгот, субсидируемых процентных ставок по
кредитам или гарантий по кредитам.
|
|
Канада
|
2025
|
Канада обновила
Руководство по проверке иностранных инвестиций в целях инвестиционной
безопасности. Документ дополняет «Закон об инвестициях». Он позволяет лучше
реагировать на меняющиеся геополитические и экономические угрозы.
|
|
США
|
2025
|
Учрежден «The United States Investment Accelerator». Новая структура призвана содействовать привлечению иностранных
инвестиций на сумму свыше 1 млрд долларов США за счет помощи в развитии и
расширении НИОКР, помощь в прохождении законодательных проверок и контролей и
пр.
|
Повышение уровня инвестиционной безопасности может проявляться через доступность кредитования, что является внутренним источником средств в стране. Доступность кредитных ресурсов в обобщённом виде предлагается кратко оценить через их цену на рынке, а также через динамику объемов.
Последние несколько лет, начиная с 2019 г. денежно-кредитные условия в России характеризуются повышенным уровнем ставок. Жесткая денежно-кредитная политика Банка России делает кредит менее доступным для компаний и населения (рисунок 2). Статистические данные по процентным ставкам и объемам, предоставленных кредитов подтверждают выраженную стагнацию. Крайне высокая ключевая ставка отразилась на стоимости кредитных ресурсов, что привело к фиксации объемов выданных кредитов не выше 7–8 трлн рублей за период 2022–2025 гг.
Рисунок 2 – Показатели, характеризующие доступность кредитования и денежно-кредитные условия в РФ, 2019-2025 гг.
Источник: составлено автором на основе данных [5, 12, 14]
Краткий анализ денежно-кредитных условий в РФ показывает ухудшение доступности кредитования. В то же время не наблюдается активно выраженного снижения.
Доля инвестиций в основной капитал от ВВП по России остается в течении последних 9 лет на уровне 20-21%. Общепринятый допустимый минимальный уровень инвестиций в основной капитал от ВВП или ВРП установлен в 25%. Таким образом, отсутствие существенного роста инвестиций выражается в росте степени износа основных фондов в обрабатывающей промышленности (рисунок 3). Это в свою очередь оказывает негативное или нейтральное (то есть не приводит ни к росту, ни к падению) влияние на развитие инновационной деятельности российских компаний.
Рисунок 3 – Инвестиции и степень износа основных фондов по РФ и обрабатывающим производствам, проценты, 2011–2023 гг.
Источник: составлено автором на основе данных [9]
Инвестиционная безопасность неразрывно связана с развитием инновационной деятельности российских организаций. Инвестиционная поддержка производства оказывает положительное влияние на повышение объемов производимой продукции, на уровень инновационной активности.
За последние 10 лет уровень инновационного развития в РФ не показывает в основном ощутимой положительной динамики. Несмотря на скачок уровня инновационной активности в 2016–2017 гг., последние несколько лет наблюдается стагнация. В тоже время наблюдается рост внутренних затрат промышленного производства на научные исследования и разработки (НИОКР). При этом положительные тенденции указанных двух показателей не позволяют российским компаниям получить итоговый положительный финансовый результат. Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров по-прежнему сохраняется на уровне 6-7% (рисунок 4), а рентабельность проданной продукции в основном стагнирует (рисунок 4А, отрезки 1 и 2) за исключением периода роста уровней между 2020 и 2021 гг.
Рисунок 4 – Показатели, характеризующие инновационную деятельность в России, 2010-2023 гг.
Источник: составлено автором на основе данных [9]
Выделим также некоторые меры качественного характера, принимаемые Россией по повышению инвестиционной безопасности. В 2022 году с ухудшением геополитической ситуации и наложением санкций Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций была наделена Указами Президента РФ дополнительными полномочиями. В условиях санкций она начала осуществлять рассмотрение вопросов и выдачу разрешений для совершения и исполнения сделок (операций) в рамках контрсанкционного законодательства России с вложения в стратегические предприятия в случае участия в них иностранных активов и (или) инвесторов [11].
Министерством экономического развития (МЭР) проводится разработка национальной модели целевых уровней ведения бизнеса, которая должная способствовать повышению уровня внутреннего инвестиционного климата в РФ. Модель состоит из двух уровней: федерального и регионального. На федеральном уровне определено 11 приоритетных направлений развития, которые включают в себя меры поддержки от регистрации бизнеса до его выхода на внешние рынки. На региональном уровне «Агентство стратегических инициатив совместно с субъектами прорабатывает сформированные на базе национального рейтинга по инвестиционному климату предложения по целевым показателям регионального уровня и их значениям» [2, 7].
Отдельно необходимо выделить большой перечень мер поддержки инвестиционных проектов внутри России. МЭР опубликованы 5 группы мер по направлениям: развитие инфраструктуры и стабилизация законодательства; финансирование; налоговые льготы и тарифные льготы; преференциальные режимы, внешнеэкономическая деятельность.
Принимаемые меры Правительством РФ в настоящий момент не оказывают значимого влияния на уровень инвестиционной безопасности исходя из проанализированных выше данных и статистики. Вероятно, необходимы меры, которые будут направлены на повышение привлекательности инвестиций в долгосрочные проекты, а также на привлечение именно «длинных» денег в экономику. Среди них можно выделить такие инструменты как проведение публичного размещения акций на бирже (IPO), долгосрочное кредитование, льготы и поддержка долгосрочных инвестиционных проектов государством.
Заключение
Текущее состояние проработанности темы оценки уровня инвестиционной безопасности России в условиях мировых санкционных вывозов остается недостаточно полным.
Проведенный в статье анализ текущего состояния инвестиционной безопасности России в условиях санкционного давления восполняет пробелы данной тематики с точки зрения проведения системного взгляда на ИБ, взаимосвязь её элементов и влияние санкций. Полученные результаты свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии инвестиционной безопасности в стране. Инновационное развитие не показывает должного роста и развития, несмотря на положительную динамику внутренних затрат на НИОКР. Уровень инновационной активности и удельный вес инновационной продукции сохраняются на уровне 20% и 6-7% соответственно.
Причинами возникновения указанной ситуации является, отсутствие или низкий уровень инвестиций в основной капитал, что негативно отражается на степени износа основных фондов. Таким образом, недостаточность капитальных вложений в производство по кругу приводит к проблемам с оборудованием, в производстве, что затем приводит к отсутствию инноваций.
Доступность кредитования в настоящее время можно оценить, как слабое, ввиду затяжной жесткой денежно-кредитной политики Банка России. Рост инфляции привел регулятор к необходимости сохранять длительное время высокий уровень ставок в экономике РФ.
Для укрепления и повышения текущего уровня инвестиционной безопасности в России мы предлагаем следующие меры и пути решения выявленных проблем. Необходимо обновление основных фондов в первую очередь промышленных организаций за счет активных инвестиционных вливаний. В перспективе поток иностранных инвестиций из соседнего азиатского региона может возрасти, что станет одним из источников средств. В контексте инвестиционной безопасности следует контролировать такие денежные потоки из-за рубежа.
Одним из относительно новых и набирающим популярность источников «длинных» денег для бизнеса может стать проведение публичных размещений акций (IPO). Государство активно создает благоприятные условия для повышения активности компаний в части выхода на биржу ценных бумаг и достижения капитализации рынка до 66% ВВП к 2030 г. Практика размещений последних лет демонстрирует, что есть спрос даже на небольшие объемы, например, в 150–500 млн рублей [6]. Привлеченные средства следует направить на обновление основных фондов, проведение НИОКР, создание инновационной продукции.
Отдаленные перспективы, по крайней мере, стабилизации геополитической ситуации, а также эффект от жесткой денежно-кредитной политики может привести к снижению уровня инфляции, что потребует снижения ключевой ставки. В этих условиях должно произойти повышение доступности долгосрочного кредитования.
Реализация указанных мер, поспособствует повышению уровня инновационного развития и инвестиционной безопасности в России в условиях санкционных вызовов.
Источники:
2. Более 150 мероприятий по улучшению делового климата разработали в рамках нацмодели целевых условий ведения бизнеса. Министерство экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/bolee_150_meropriyatiy_po_uluchsheniyu_delovogo_klimata_razrabotali_v_ramkah_nacmodeli_celevyh_usloviy_vedeniya_biznesa.html (дата обращения: 23.07.2025).
3. Гаджиев Н.Г., Алклычев А.М., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н., Корнилович Р.А. Нейтрализация современных угроз в сфере обеспечения экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 433-456. – doi: 10.18334/ecsec. 5.2.11.
4. Илясова Ю.В. Современное состояние и проблемы обеспечения инвестиционной безопасности в Российской Федерации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. – 2019. – № 3. – c. 89-100. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-problemy-obespecheniya-investitsionnoy-bezopasnosti-v-rossiyskoy-federatsii.
5. Ключевая ставка Банка России. Банк России: офиц. сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/hd_base/KeyRate/ (дата обращения: 20.07.2025).
6. Ключевые результаты и тенденции на рынке IPO в 2024 году: первый обзор Банка России. Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/press/event/?id=23520 (дата обращения: 25.07.2025).
7. Меры поддержки инвестпроектов. Министерство экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://invest.economy.gov.ru/ (дата обращения: 23.07.2025).
8. Наговицына Э.В., Тусин Д.С. Обеспечение экономической безопасности России на основе привлечения инвестиций в развитие агропромышленного комплекса // Вестник НГИЭИ. – 2022. – № 4. – p. 90-102. – doi: 10.24412/2227-9407-2022-4-90-102.
9. Наука, инновации и технологии. Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science (дата обращения: 17.07.2025).
10. Николаев М.А., Махотаева М.Ю. Основные составляющие инвестиционной безопасности и их оценка // Научно-технические ведомости санкт-петербургского государственного политехнического университета. экономические науки. – 2017. – № 5. – c. 34-45. – doi: 10.18721/JE.10503.
11. Правительственная комиссия: тренды контроля за иностранными инвестициями. Право ru. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.ru/story/257108/ (дата обращения: 26.07.2025).
12. Процентные ставки по кредитам и депозитам и структура кредитов и депозитов по срочности. Банк России: офиц. сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/int_rat/ (дата обращения: 21.07.2025).
13. Рычкова Е.С, Грибаускас О.Е. Оценка инвестиционной безопасности Амурской области // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. – № 3 (35). – c. 189-193. – doi: 10.24412/2309-4788-2021-11152.
14. Сведения о размещенных и привлеченных средствах. Банк России: офиц. сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/sors/ (дата обращения: 21.07.2025).
15. Смешко О. Г., Плотников В. А., Вертакова Ю. В. Государственная инвестиционная политика как инструмент преодоления угроз национальной экономической безопасности, вызванных антироссийскими санкциями // Экономика и управление. – 2023. – № 7. – c. 747-762. – doi: 10.35854/1998-1627-2023-7-747-762.
16. Степнов И.М. // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2025. – № 2 (152). – url: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-napravleniya-usileniya-investitsionnoy-bezopasnosti-v-rossii.
17. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 02.07.2021 № 400. Официальный интернет-портал правовой информации. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?ysclid=me6thu3j0742192479.
18. Черняев А.М. Инвестиции в инновационную деятельность России как инструмент обеспечения экономической безопасности государства // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 511–524. – doi: 10.18334/ecsec. 5.2.114586.
19. Investment and national security. Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/en/topics/investment-and-national-security.html (дата обращения: 29.07.2025).
20. Investment Policy Monitor. Unctad. [Электронный ресурс]. URL: https://investmentpolicy.unctad.org/investment-policy-monitor (дата обращения: 23.07.2025).
21. World Investment Report 2022. Unctad. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/publication/world-investment-report-2022 (дата обращения: 24.07.2025).
22. World Investment Report 2025: International investment in the digital economy. UNCTAD: Investment Policy Hub. [Электронный ресурс]. URL: https://investmentpolicy.unctad.org/publications/1310/world-investment-report-2025-international-investment-in-the-digital-economy (дата обращения: 25.07.2025).
Страница обновлена: 29.10.2025 в 15:10:47
Download PDF | Downloads: 8
Analysis of investment security in Russia amid global sanctions challenges
Fufaev M.D.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 8 (August 2025)
Abstract:
The article provides a comprehensive analysis of the current state of Russia's investment security amid increased sanctions pressure since 2022.
The article examines all the components of Russia's investment security and assessing their dynamics under external constraints. At the same time, historical trends in the development of its investment, innovation and production elements over the past 15 years are taken into account. Attention is also paid to the shift in the point of attraction of global flows of foreign direct investment to the Asian region.
In addition to the quantitative analysis of the indicators, a qualitative analysis was carried out through consideration of measures taken by the Government of the Russian Federation. Based on the research results, it is proposed that the Government of the Russian Federation and the Bank of Russia should take measures to support and increase the attractiveness of long-term domestic investment instruments in the country. The research results can be used in the activities of legislative and executive authorities in developing measures to attract long-term investments. The proposals can be applied by companies when making decisions on the choice of investment areas for their own funds.
Keywords: investment security, investment, innovation, innovation activity, Asia, sanctions
Funding:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету на 2025 год.
JEL-classification: E22, F51, F52, F62, O31
References:
Abalkin L.I. (1997). Russia's economic security. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk. 67 (9). 771-776.
Chernyaev A.M. (2022). Investments in innovative activity in russia as a tool for ensuring the state's economic security. Ekonomicheskaya bezopasnost. 5 (2). 511–524. doi: 10.18334/ecsec. 5.2.114586.
Gadzhiev N.G., Alklychev A.M., Konovalenko S.A., Trofimov M.N., Kornilovich R.A. (2022). Neutralization of modern threats to Russia's economic security. Economic security. 5 (2). 433-456. doi: 10.18334/ecsec. 5.2.11.
Ilyasova Yu.V. (2019). The current state and problems of ensuring investment security in the Russian Federation. Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Ekonomika i upravlenie. (3). 89-100.
Investment Policy MonitorUnctad. Retrieved July 23, 2025, from https://investmentpolicy.unctad.org/investment-policy-monitor
Investment and national securityOrganisation for Economic Co-operation and Development (OECD). Retrieved July 29, 2025, from https://www.oecd.org/en/topics/investment-and-national-security.html
Nagovitsyna E.V., Tusin D.S. (2022). Obespechenie ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii na osnove privlecheniya investitsiy v razvitie agropromyshlennogo kompleksa Bulletin NGII. (4). 90-102. doi: 10.24412/2227-9407-2022-4-90-102.
Nikolaev M.A., Makhotaeva M.Yu. (2017). Basic components of investment safety and their assessment. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti sankt-peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. ekonomicheskie nauki. (5). 34-45. doi: 10.18721/JE.10503.
Rychkova E.S, Gribauskas O.E. (2021). Assessment of investment security in the amur region. Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. (3 (35)). 189-193. doi: 10.24412/2309-4788-2021-11152.
Smeshko O. G., Plotnikov V. A., Vertakova Yu. V. (2023). State investment policy as a tool to overcome threats to national economic security caused by anti-russian sanctions. Economics and management. (7). 747-762. doi: 10.35854/1998-1627-2023-7-747-762.
Stepnov I.M. (2025). Strategic directions for strengthening investment security in Russia. Bulletin of the Saint Petersburg State University of Economics. (2 (152)).
World Investment Report 2022Unctad. Retrieved July 24, 2025, from https://unctad.org/publication/world-investment-report-2022
World Investment Report 2025: International investment in the digital economyUNCTAD: Investment Policy Hub. Retrieved July 25, 2025, from https://investmentpolicy.unctad.org/publications/1310/world-investment-report-2025-international-investment-in-the-digital-economy
