The impact of gender differences on employee labour values
Vinichenko V.A.1, Kochergina T.V.2, Selezneva M.V.2
1 Новосибирский государственный технический университет, Russia
2 Уральский государственный экономический университет, Russia
Download PDF | Downloads: 33 | Citations: 1
Journal paper
Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 9, Number 11 (November 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49891461
Cited: 1 by 28.06.2023
Abstract:
The results of the study of value and normative attitudes on various elements of evaluation are presented. The study involved 1,444 respondents. The sample affected three generational groups: X (1963-1982 years of birth), Y (1983-1998 years of birth) and Z (1999-2019 years of birth). The author solves the problem of staffing adaptation to changing operating conditions.
The author's differentiation of the labour values into three groups is made. These groups are as follows: the values formed under the influence of the predominantly gender factor, the values formed mainly under the influence of the generational factor and the values formed under the influence of gender and generational factors equally.
The results obtained will be useful for employees of HR services, specialists of HR management and representatives of employers who want to get an answer to the following question. How, taking into account the gender approach, to build HR management in such a way that multi-generational labour collectives are harmonious, and the inherent labour values of employees are fully satisfied?
Keywords: labour values, gender approach, generational aspect, value and normative attitudes, gender asymmetry, generational groups
JEL-classification: J16, J21, J24
Введение
Стратегически важный ресурс любого предприятия – кадры. На фоне повышения пенсионного возраста и вступления молодого поколения в трудоспособный возраст кадры сегодня существенно расширили возрастной диапазон. Принимая на работу студентов, сотрудники HR-отделов отмечают наличие у кандидатов опыта работы, который начинается еще со школы. Многие представители молодежи пробуют себя в качестве предпринимателей. Налицо изменение трудовых ценностей у вновь приходящего поколения. Многие сферы экономической деятельности используют теорию поколений, разработанную Н. Хоувом и В. Штраусом в 1991 году, чтобы учесть особенности, которые заложены периодом взросления каждого поколения. Исследования по теории поколений носят прикладной характер: журналистика [10] (Pochkay, 2013), педагогика [9] (Pomerantseva, Syrina, 2017), медицина [15] (Salama 2013), туризм [3] (Zemskova, Krasnova, 2016), психология [11] (Rostova, 2018), маркетинг [5] (Kormyagina, 2014), HR [13, 14] (Trifonov, 2016; Pereira, Malik, Howe-Walsh, Munjal, Hirekhan, 2017) и др.
Во многих отраслях поколенческие особенности помогают более качественно выстраивать бизнес-процессы [2] (Borisova, Ryazantseva, Snegirev, Koval, 2019). Особый интерес представляет теория поколений в системе управления персоналом. В настоящее время на рынке труда функционируют одновременно 4 поколения в соответствии с теорией поколений ВВ (бэби-бумеры, годы рождения: 1943–1962), X (иксы, годы рождения: 1963–1982), Y (игреки, годы рождения: 1983–1998), Z (зэты, годы рождения: 1999–2019).
Анализ научных исследований позволяет сделать вывод, что не только поколение накладывает отпечаток на протекание кадровых процессов. Особенности протекания кадровых процессов в значительной мере проявляются под влиянием гендерных различий. Принято считать, что профессиональные и личностные характеристики детерминированы социально [1] (Boldyreva, 2012) и гендерно. Работа Н.Н. Куинджи [6] (Kuindzhi, 2010) содержит обновленные данные об особенностях функционирования мозга мужчины и женщины, доказывая влияние наличия доминантности полушарий на способности человека.Ранние работы также показывают интерес со стороны российских и зарубежных исследователей к проблеме гендера сквозь призму ценностных ориентаций. Большой вклад в изучение ценностей с позиции гендерного подхода внесли К. Леви-Стросс [8] (Levi-Stros, 1985), Г. Рубин [12] (Rubin, 2000) и др. Годы перестройки и вступление России в рыночные условия хозяйствования подвергли роль мужчины и женщины серьезным изменениям. Текущее столетие открылось работами А.А. Колодиной [4], Н.Д. Мостицкой [4] (Kolodina, Mostitskaya, 2013), Г.Г. Вербиной, М.В. Лебедевой [7] (Lebedeva, Verbina, 2019) и др.
Классические технологии по управлению персоналом не учитывают гендерные особенности. На фоне продолжающейся эмансипации нередки случаи, когда женщины и мужчины занимают одинаковые должности, обладая при этом совершенно разным набором трудовых ценностей [7] (Lebedeva, Verbina, 2019). Возникает исследовательский вопрос: насколько однородны поколения внутри группы? Авторская гипотеза состоит из двух тезисов:
1) трудовые ценности работника дифференцируются в зависимости от гендерного фактора;
2) трудовые ценности работника зависят от принадлежности к поколенческой группе.
Целью настоящей работы является выявление гендерной асимметрии в формировании ценностных ориентаций (в том числе трудовых) представителей различных поколенческих групп.
Методы и материалы
Исследование проводилось по двум большим блокам. Каждый из них был наполнен несколькими элементами, которые, в свою очередь, раскрывались критериями (табл. 1).
Таблица 1
Архитектура исследования
Группа оценки 1
|
Ценностно-нормативные
установки
| |||||||||||||||||||||||||
Элемент оценки
|
Материальные
ценности
|
Условия труда
|
Содержание труда
|
Общественная
польза
| ||||||||||||||||||||||
Критерий оценки
|
приемлемость
уровня заработной платы
|
потребность
в стабильности
|
потребность
в социальных гарантиях
|
значимость
состояния оборудования рабочего места
|
равномерность
обеспечения работой
|
возможность
удаленной работы
|
безопасность
на рабочем месте
|
проявление
инициативы
|
способность
принимать на себя ответственность
|
возможность
встроиться в корпоративную культуру компании
|
возможность
карьерного роста
|
стремление
к саморазвитию
|
адаптивность
|
непринятие
теневых схем экономики
|
возможность
принятия участия в программах благотворительности
|
забота
об окружающей среде
|
уровень
владения инклюзивным этикетом
| |||||||||
Группа оценки 2
|
Ценностно-мотивационные
установки
| |||||||||||||||||||||||||
Элемент оценки
|
Массовые
установки
|
Идеология
общества
| ||||||||||||||||||||||||
Критерий оценки
|
роль
заработной платы при выборе работодателя
|
ясность
профессиональных перспектив
|
гарантии
занятости
|
восприятие
новых форм обучения
|
идеализация
представлений о работодателе
|
нетерпимость
к чужим ошибкам
|
приверженность
глобализации
|
приверженность
национальным интересам
|
доверие
новым технологиям
|
признание
авторитетов
| ||||||||||||||||
В рамках настоящего исследования будут проанализированы только ценностно-нормативные установки. В исследовании приняли участие 1444 респондента из разных регионов России. Самому младшему было 10 лет на момент проведения исследования – возраст старшего участника не ограничен рамками настоящего исследования. Было проведено три авторских опроса: первая категория – работающее население – опрос ОДВВХУ (Анкета ценности ВВ, Х, У) – 162 ответа; вторая категория – обучающиеся организаций высшего и среднего образования – опрос ОДУZ (Анкета ценности Z) – 1035 ответов; третья категория – обучающиеся образовательных организаций среднего образования (школьники) – опрос ОДα (Анкета ценности α) – 247 ответов. Сбор эмпирических данных проводился в период с 10.09.2022 по 10.10.2022 для обучающихся и с 22.09.2022 по 22.10.2022 г. Исследование с обучающимися было проведено в разных университетах России. Небольшая часть обучающихся (39 человек, или 3,8%) – родились и выросли не в России. Из них 79% – граждане Республики Казахстан (31 человек, или 3% от общего числа респондентов). Один человек (0,1%) из Луганской Народной Республики (с 30.09.2022 г. входит в состав территорий Российской Федерации). Без уточнения страны – 7 человек (0,7%) ответили, что проживали не в РФ, двое (0,2%) ответили, что они иностранцы. Все респонденты – русскоговорящие.
Учитывая особенности каждого из поколений, опросник был адаптирован для каждой категории респондентов. Адаптация диагностического материала заключалась в изменении количества вопросов, их формулировок. Терминология и сложность суждений подбиралась исходя из возрастной группы. Пилотажное исследование (на 20 анкетах) показало доступность диагностического материала после адаптации для каждой группы опрошенных.
Опрос был сформирован в формате Google Forms. Ссылка распространялась путем отправки в чаты, электронную почту, системы электронного документооборота и пр. Опрос проводился анонимно, но респондентам была предоставлена возможность оставить адрес электронный почты в случае, если им интересны результаты исследования. Адрес оставили (ОДВВХУ – 28%; ОДУZ – 60%; Одα – 44%). Всего использованы данные ответов 1176 респондентов, в том числе от 596 мужчин (50,7%) и от 580 женщин (49,3%).
Результаты обрабатывались с использованием программного продукта IBS SPSS Statistics, а также пакета MS Office (Excel). Интерпретация результатов осуществлялась с использованием методов математической статистики.
В рамках настоящего исследования была принята следующая периодизация поколенческих групп: Х (иксы) – годы рождения: 1961–1982; Y (игреки) – годы рождения: 1983–1998; Z (зэты) – годы рождения: 1999–2020.
Результаты исследования
Раскрывая блок «Ценностно-нормативные установки», были изучены материальные ценности, условия труда, содержание труда и общественная польза.
Элемент оценки «Материальные ценности» позволил раскрыть несколько критериев. Первый из них позволял определить приемлемый уровень заработной платы для человека без опыта работы (табл. 2).
Таблица 2
Оценка разными поколениями наиболее вероятного уровня заработной платы специалиста без опыта
Наиболее вероятный уровень заработной платы
специалистов без опыта работы
|
Распределение респондентов по поколениям, %
| ||
Х
|
У
|
Z
| |
Мужчины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
до 20 тыс.руб.
|
8,7
|
3,0
|
4,6
|
-
21–30 тыс. руб.
|
34,8
|
24,2
|
26,1
|
-
31–40 тыс. руб.
|
13,0
|
27,3
|
29,8
|
-
41–50 тыс. руб.
|
21,7
|
18,2
|
14,8
|
-
более 50 тыс. руб.
|
8,7
|
9,1
|
12,6
|
-
считаю, что не должно быть разницы в оплате из-за отсутствия опыта
|
13,0
|
18,2
|
12,1
|
Женщины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
до 20 тыс. руб.
|
7,7
|
7,5
|
5,9
|
-
21–30 тыс. руб.
|
26,9
|
30,2
|
36,0
|
-
31–40 тыс. руб.
|
37,2
|
28,3
|
24,2
|
-
41–50 тыс. руб.
|
10,3
|
7,5
|
6,9
|
-
более 50 тыс. руб.
|
9,0
|
9,4
|
7,4
|
-
считаю, что не должно быть разницы в оплате из-за отсутствия опыта
|
9,0
|
17,0
|
19,6
|
Подавляющее большинство женщин-иксов склонны признавать нормальной для человека без опыта заработную плату в диапазоне 31–40 тыс. руб., в то время как большинство женщин-зетов оценивают такой труд дешевле (21–30 тыс. руб.)
У мужчин ситуация складывается противоположным образом. Большинство мужчин-иксов считают, что труд без опыта должен стоить на уровне 21–30 тыс. руб. Большая часть мужчин-зетов уверены, что оплата должна быть выше и находиться в диапазоне 31–40 тыс. руб.
С уменьшением возраста респондентов для мужчин и женщин характерно (для женщин в большей степени) нивелирование возраста при начислении заработной платы. Чем ближе к поколению зет, тем больше тех, кто считает, что заработная плата не должна зависеть от опыта. В целом по всем поколениям складывается ситуация, что женщины оценивают труд работников без опыта дешевле, чем мужчины. При этом с увеличением возраста увеличивается доля респондентов женского пола, оценивающих труд работников без опыта на уровне 31 тыс. руб. и выше.
Очевидно, что влияние на критерий «Приемлемый уровень заработной платы» оказывает как гендерный, так и поколенческий фактор. Гендерный фактор выражен в большей степени.
Второй элемент оценки в блоке «Ценностно-нормативные установки» позволяет определить потребность в стабильности у различных поколений. Этот критерий оценивался через предпочтительную форму оплаты труда, где респондентам предлагалось на выбор два варианта ответа (табл. 3).
Таблица 3
Предпочтительная форма оплаты труда
Предпочтительная
форма оплаты труда в зависимости от пола
|
Распределение
ответов по поколениям, %
| ||
X
|
Y
|
Z
| |
Мужчины, из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
- гарантированная, но умеренная
ежемесячная заработная плата
|
17,4
|
70,6
|
39,3
|
- высокая, но не гарантированная
ежемесячная заработная плата
|
82,6
|
29,4
|
60,7
|
Женщины, из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
- гарантированная, но умеренная
ежемесячная заработная плата
|
22,2
|
76,5
|
49,5
|
- высокая, но не гарантированная
ежемесячная заработная плата
|
77,8
|
23,5
|
50,5
|
Женщины и мужчины поколений икс и зэт предпочитают высокую, но не гарантированную заработную плату, которая будет зависеть от результатов труда. Причем доля выше у представителей поколения икс, и со снижением возраста респондентов доля сокращается. Следует отметить, что женщины поколения зэт практически в равных долях отдали свой голос за обе формы оплаты труда. Две трети респондентов поколения игрек предпочитают гарантированный размер оплаты труда примерно в одинаковой пропорции у мужчин и женщин (у женщин доля несколько выше). Рассматривая гендерный аспект, можно судить о наличии значительного влияния на критерий «Потребность в стабильности». Так, диапазон ответов в зависимости от пола колеблется от 1:6 (мужчины икс) до 1:3 (женщины икс, мужчины и женщины иск и игрек). Поколенческий фактор также явно выражен (разница в долях составляет 2 и более раза).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на критерий «Потребность в стабильности» оказывает влияние поколенческий и гендерный фактор. Гендерный выражен в большей степени.
Третий критерий «Потребность в социальных гарантиях» раскрывается через значимость социальных гарантий при выборе работодателя (табл. 4).
Таблица 4
Распределение респондентов поколений Х, Y и Z по значимости соблюдения социальных гарантий работодателем
Вариант ответа
|
Распределение респондентов по поколениям, %
| ||
Х
|
У
|
Z
| |
Мужчины, из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
считают, что соблюдение социальных гарантий работодателем является важным
|
31,8
|
58,3
|
78,6
|
-
считают, что соблюдение социальных гарантий работодателем не является
важным
|
68,2
|
41,7
|
21,4
|
Женщины, из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
считают, что соблюдение социальных гарантий работодателем является важным
|
62,3
|
62,3
|
87,1
|
-
считают, что соблюдение социальных гарантий работодателем не является
важным
|
37,7
|
37,7
|
12,9
|
В целом по поколениям сохраняется общая тенденция: чем моложе респондент, тем важнее для него соблюдение социальных гарантий. Гендерные различия по этому критерию существенные: две трети мужчин-иксов считают социальные гарантии не важными, в противовес этому такое число женщин поколения икс считают рассматриваемый критерий важным. Доли ответов респондентов женского пола поколений икс и игрек идентичны.
Влияние на критерий «Потребность в социальных гарантиях» оказывает как гендерный (диапазон изменения 28,4–85,2%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения 32,5–60,4%). Гендерный фактор выражен в большей степени.
Второй элемент оценки «Условия труда» раскрывается четырьмя критериями:
- значимость состояния оборудования рабочего места;
- равномерность обеспечения работой;
- возможность удаленной работы;
- безопасность на рабочем месте.
Первый критерий «Значимость состояния оборудования рабочего места» позволяет оценить готовность сотрудника навести комфорт на рабочем месте вне зависимости от базовых условий, предложенных работодателем (табл. 5).
Таблица 5
Требования к рабочему месту, предъявляемые представителями различных поколений
Потребность в комфорте в зависимости от пола
|
Распределение респондентов по поколениям, %
| ||
X
|
Y
|
Z
| |
Мужчины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
буду работать только на оборудованном рабочем месте / смогу работать только в
комфортных условиях / комфорт зависит от работодателя
|
30,4
|
31,4
|
53,5
|
-
самостоятельно организую комфорт / комфорт зависит от работника
|
65,2
|
62,9
|
42,0
|
-
буду плохо работать на плохом месте, не прилагая никаких усилий
|
4,3
|
2,9
|
0,9
|
-
пожалуюсь в трудовую инспекцию
|
0,0
|
2,9
|
3,6
|
Женщины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
буду работать только на оборудованном рабочем месте / смогу работать только в
комфортных условиях / комфорт зависит от работодателя
|
27,8
|
42,3
|
12,8
|
-
самостоятельно организую комфорт / комфорт зависит от работника
|
64,6
|
48,1
|
73,3
|
-
буду плохо работать на плохом месте, не прилагая никаких усилий
|
7,6
|
1,9
|
3,5
|
-
пожалуюсь в трудовую инспекцию
|
0,0
|
7,7
|
10,5
|
Женщины в качестве терминальной ценности считают наличие рабочего места как такового, где они самостоятельно смогут организовать комфорт. Женщины-игреки комфорту на рабочем месте придают значительное внимание, однако половина из них согласятся работать, только если рабочее место будет оборудовано при участии работодателя.
В меньшей степени гендерное влияние проявляется в поколении икс. Женщины и мужчины-иксы солидарны в отношении комфорта: каждый третий будет работать только на оборудованном рабочем месте. Не собираются прилагать никаких усилий менее 10% респондентов поколения икс. Близки по значению доли мужчин-иксов и мужчин-игреков. Женщины-игреки уже значительно отличаются от предыдущего поколения. На треть увеличилось число респондентов, способных работать только в комфортных условиях. Респонденты-игреки готовы жаловаться в трудовую инспекцию в случае отсутствия необходимых условий труда. Причем женщины будут делать это чаще, чем мужчины. Зэты чаще, чем игреки, будут прибегать к жалобам в соответствующие инстанции. Примечательно, что среди трех поколений мужчины-зэты в большей степени не готовы организовывать комфорт, в то время как женщины-зэты готовы заниматься организацией комфорта на рабочем месте чаще, чем женщины других поколений.
Влияние на критерий «Значимость состояния оборудования рабочего места» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 0,9–76,1%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 0,78–10,00%). Гендерный фактор выражен в большей степени.
Второй критерий в условиях труда позволяет оценить значимость равномерного обеспечения работой (табл. 6).
Таблица 6
Предполагаемые действия респондентов при нарушении равномерности обеспечения работой
Действия респондентов при нарушении равномерности
обеспечения работой
|
Распределение респондентов по поколениям, %
| ||
X
|
Y
|
Z
| |
Мужчины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
отнесусь с пониманием, а пока буду экономить
|
28,6
|
25,0
|
15,1
|
-
отнесусь с пониманием, найду подработку
|
38,1
|
46,4
|
28,0
|
-
это их проблемы, у меня в договоре прописано, поэтому заработную плату мне
заплатят
|
28,6
|
28,6
|
41,1
|
-
обращусь в трудовую инспекцию
|
4,8
|
0,0
|
7,8
|
-
уволюсь
|
0,0
|
0,0
|
8,0
|
Женщины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
отнесусь с пониманием, а пока буду экономить
|
46,7
|
22,5
|
11,3
|
-
отнесусь с пониманием, найду подработку
|
26,7
|
25,0
|
31,8
|
-
это их проблемы, у меня в договоре прописано, поэтому заработную плату мне
заплатят
|
24,0
|
42,5
|
38,6
|
-
обращусь в трудовую инспекцию
|
2,7
|
5,0
|
9,2
|
-
уволюсь
|
0,0
|
5,0
|
9,2
|
Респонденты предполагали, какими будут их действия в случае возможной задержки заработной платы по причине неравномерности загрузки производственного процесса. Большая часть мужчин поколений X и Y готовы подождать, в то время как молодые мужчины поколения Z ждать не готовы. Более 40% из них ответили, что это проблемы работодателя и они не собираются в них вникать. Аналогичным образом примерно в такой же пропорции ответили женщины поколения Z. Однако у женщин неготовность войти в положение работодателя отмечается и у поколения Y. Только женщины-иксы готовы экономить, чтобы работодатель решил временные трудности. Мужчины-иксы экономить не согласны, но для выхода из сложившейся ситуации могут найти подработку.
Влияние на критерий «Равномерность обеспечения работой» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 6,1–46,1%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 13,8–68,7%). Поколенческий фактор выражен в большей степени.
Третий критерий в условиях труда позволяет оценить допустимость выполнения порученной работы удаленно (табл. 7).
Таблица 7
Распределение респондентов поколений Х, Y и Z по допущению возможности работать удаленно
Готовность
работать удаленно
|
Распределение
респондентов по поколениям, %
| ||
Х
|
У
|
Z
| |
Мужчины, из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
- готовы
|
95,2
|
88,6
|
88,5
|
- не готовы
|
4,8
|
11,4
|
11,5
|
Женщины, из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
- готовы
|
81,3
|
96,1
|
82,5
|
- не готовы
|
18,8
|
3,9
|
17,5
|
Готовность работать удаленно одинаково показали представители всех поколений. Степень готовности выражается диапазоном 81,3–96,1%. Характерно, что для зэтов этот показатель самый низкий среди мужчин. Примерно одинаковая доля согласных работать удаленно у женщин-иксов (81,3%) и зэтов (82,5%). Наибольшая доля согласных работать удаленно среди женщин у игреков (96,1%), среди мужчин – у иксов (95,2%).
Влияние на критерий «Возможность удаленной работы» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 14,8–59,6%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 25,8–51,4%). Гендерный фактор выражен в большей степени.
Четвертый критерий в условиях труда позволяет оценить значимость создания условий со стороны работодателя по обеспечению безопасности на рабочем месте (табл. 8).
Таблица 8
Предполагаемые действия при обнаружении неисправности на рабочем месте представителей поколений Y и Z в зависимости от пола
Действия по устранению неисправности на рабочем
месте
|
Распределение респондентов по поколениям, %
| |
Y
|
Z
| |
Мужчины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
-
неисправность устраню самостоятельно
|
30,0
|
0,0
|
-
приглашу специалиста для устранения неисправности
|
20,0
|
64,1
|
-
пожалуюсь руководству
|
50,0
|
28,8
|
-
не буду устранять неисправность, это не моя задача
|
0,0
|
4,8
|
-
не буду устранять неисправность
|
0,0
|
2,3
|
Женщины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
-
неисправность устраню самостоятельно
|
0,0
|
0,0
|
-
приглашу специалиста для устранения неисправности
|
71,4
|
56,3
|
-
пожалуюсь руководству
|
28,6
|
36,1
|
-
не буду устранять неисправность, это не моя задача
|
0,0
|
4,9
|
-
не буду устранять неисправность
|
0,0
|
2,8
|
Если каждый третий мужчина-игрек был готов устранить неисправность самостоятельно, то зэты обоих полов не готовы к такому опыту (равно как и женщины-игрек). Подавляющее большинство представителей обоих поколений относятся с полной серьезностью к соблюдению безопасности на рабочем месте. Поэтому для устранения обнаруженной неисправности будут приглашать специалиста. Второй по популярности ответ «Пожалуюсь руководству» выбрали все респонденты. Исключение составили мужчины-игреки. Для них это наиболее предпочтительный вариант, несмотря на готовность самостоятельно решить проблему.
Влияние на критерий «Безопасность на рабочем месте» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 12,2–72,0%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 21,5–31,8%). Гендерный фактор выражен в большей степени.
В третьей группе оценки «Содержание труда» были исследованы следующие критерии:
- проявление инициативы;
- способность принимать на себя ответственность;
- возможность встроиться в корпоративную культуру компании;
- возможность карьерного роста;
- стремление к саморазвитию;
- адаптивность.
Первый критерий «Проявление инициативы» не показал существенного различия между ответами мужчин и женщин по всем трем поколениям (табл. 9).
Таблица 9
Готовность проявлять инициативу респондентами разных поколенческих групп
Готовность высказывать инициативу в зависимости от
пола
|
Распределение респондентов по поколениям, %
| ||
X
|
Y
|
Z
| |
Мужчины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
готовы
|
95,7
|
93,9
|
89,5
|
-
не готовы
|
4,3
|
6,1
|
10,5
|
Женщины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
готовы
|
98,8
|
95,8
|
91,2
|
-
не готовы
|
1,3
|
4,2
|
8,8
|
В меньшей степени готовы проявлять инициативу представители поколения Z. Это утверждение относится в равной степени к мужчинам (89,5%) и женщинам (91,2%). Самыми инициативными оказались представители поколения икс. Причем в большей степени – женщины (98,8%).
Влияние на критерий «Проявление инициативы» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 0,8–71,3%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 7,9–80,0%). Поколенческий фактор выражен в большей степени.
Второй критерий «Способность принимать на себя ответственность» изучался через ситуативный вопрос, где респондентам предлагалось представить, что они совершили какое-то действие, но явно нет причин, указывающих на их причастность. Респонденту нужно было оценить готовность признать собственную вину (табл. 10).
Таблица 10
Склонность представителей разных поколений к уклонению от ответственности в зависимости от пола
Готовность признать свою вину
|
Распределение респондентов по поколениям, %
| ||
X
|
Y
|
Z
| |
Мужчины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
готовы
|
76,2
|
100,0
|
76,6
|
-
не готовы
|
23,8
|
0,0
|
23,4
|
Женщины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
готовы
|
92,0
|
91,7
|
84,7
|
-
не готовы
|
8,0
|
8,3
|
15,3
|
Самыми честными оказались мужчины-игреки. Все 100% ответивших выразили однозначную готовность признать свою вину. Каждый пятый мужчина-икс и мужчина-зэт не готов признать свою вину. Каждая шестая женщина-зэт не сознается в допущении ошибки. Среди женщин-иксов и женщин-игреков ситуация сопоставима: каждая десятая женщина готова уклониться от принятия на себя ответственности.
Влияние на критерий «Способность принимать на себя ответственность» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 0–100%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 14,3–47,1%). Гендерный фактор выражен в большей степени.
Третий критерий «Возможность встроиться в корпоративную культуру компании» определялся на основании причин, побуждающих представителей различных поколений к занятию спортом. Также была задана ситуативная задача, где респонденту предоставлялась возможность использовать преимущества корпоративной культуры: при отправке фото с тренировки сотруднику начисляется дополнительная премия.
Молодые представители поколения Z готовы вливаться в корпоративную культуру и ходить на тренировки (тем более, за это будут доплачивать). Почти 40% респондентов мужского и женского пола солидарны в этом. При этом 39,1% мужчин-зэтов сказали, что они и без доплаты занимаются спортом – это их образ жизни. Женщин-зэтов с аналогичным образом жизни оказалось меньше – всего 28,1%. Были и желающие обмануть систему (делать фото, премию получать, но в зал не ходить) – 4% мужчин и 6% женщин поколения Z. Следует отметить, что 6% респондентов поколения зэт отметили наличие противопоказаний к спорту, что является статистически значимой величиной.
С частотой «никогда» занимаются спортом 40% всех представителей поколения Х. Они не готовы ради корпоративной культуры менять свои привычки.
Представители поколения игрек отметили высокий уровень готовности влиться в такую корпоративную культуру, тем более что они не реже трех раз в неделю занимаются спортом для поддержания здоровья (55% мужчин и 60% женщин).
Влияние на критерий «Возможность встроиться в корпоративную культуру компании» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 8,6–34,9%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 9,5–100,0%). Поколенческий фактор выражен в большей степени.
Критерий «Возможность карьерного роста» оценивался с позиции выбора: занятия невысокой должности при трудоустройстве с гарантией выхода на топовую позицию или сразу высокой должности (табл. 11).
Таблица 11
Допущение возможности трудоустройства на низкую позицию с гарантированной перспективой карьерного роста
Согласие респондентов на более низкую позицию при
трудоустройстве с целью карьерного роста
|
Распределение ответов респондентов по поколениям, %
| |
Y
|
Z
| |
Мужчины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
-
да, потому что стабильность
|
13,3
|
9,6
|
-
да, потому что я узнаю всю специфику деятельности к моменту занятия
руководящей позиции
|
53,3
|
38,9
|
-
нет, потому что так долго не планирую задерживаться у одного работодателя
|
0,0
|
14,4
|
-
нет, потому что не собираюсь быть руководителем
|
0,0
|
2,8
|
-
нет, потому что важно сейчас получать высокую заработную плату
|
0,0
|
8,9
|
-
нет, потому что не верю, что будет именно так
|
33,3
|
25,3
|
Женщины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
-
да, потому что стабильность
|
0,0
|
12,3
|
-
да, потому что я узнаю всю специфику деятельности к моменту занятия
руководящей позиции
|
43,8
|
37,4
|
-
нет, потому что так долго не планирую задерживаться у одного работодателя
|
0,0
|
13,9
|
-
нет, потому что не собираюсь быть руководителем
|
6,3
|
2,1
|
-
нет, потому что важно сейчас получать высокую заработную плату
|
18,8
|
11,4
|
-
нет, потому что не верю, что будет именно так
|
31,3
|
22,8
|
При описании ситуации респондентам уточнялось, что гарантированное занятие руководящей должности становится возможным спустя 10 лет. Каждый шестой представитель поколения зэт отметил, что не планирует так долго задерживаться у одного работодателя, поэтому предпочтет «журавля в небе». Каждый третий игрек и каждый четвертый зэт не верит в обещания работодателя. Тем не менее подавляющее большинство респондентов признают, что такой маршрут построения карьеры позволит вырасти в профессиональном плане (в большей мере игреки и в меньшей степени зэты).
Влияние на критерий «Возможность карьерного роста» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 3,1–27,5%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 3,5–40,6%). Поколенческий фактор выражен в большей степени.
Критерий «Стремление к саморазвитию» также исследовался через анализ ситуации. Задача была оценить реакцию респондентов на возможность оплаты курсов по саморазвитию за достижение заданных производственных показателей (табл. 12).
Таблица 12
Стремление респондентов поколений Y и Z к саморазвитию
Стремление к саморазвитию
|
Распределение ответов респондентов по поколениям, %
| |
Y
|
Z
| |
Мужчины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
-
да
|
88,2
|
86,1
|
-
нет
|
11,8
|
13,9
|
Женщины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
-
да
|
94,7
|
90,7
|
-
нет
|
5,3
|
9,3
|
Однозначную готовность выразили представители поколений Y и Z вне зависимости от пола. Однако в большей мере это стремление проявляется у женщин.
Влияние на критерий «Стремление к саморазвитию» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 5,1–55,3%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 3,8–29,6%). Гендерный фактор выражен в большей степени.
Критерий «Адаптивность» позволил оценить степень значимости адаптационного периода в начале построения карьеры (табл. 13).
Таблица 13
Признание значимости адаптационного периода при трудоустройстве
Признание нормальным условием частой смены работы
|
Распределение ответов респондентов по поколениям, %
| |
Y
|
Z
| |
Мужчины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
-
да, ведь он пробует. В этом нет ничего страшного
|
78,6
|
64,5
|
-
да, пусть работодатели создают хорошие условия и сотрудники не будут уходить
|
21,4
|
14,1
|
-
нет, так он никогда не станет профессионалом
|
0,0
|
8,6
|
-
нет, после такой записи сложно будет найти работу
|
0,0
|
7,3
|
-
нет, это нечестно по отношению в работодателю – ведь он вложил много сил и
средств для обучения и адаптации сотрудника
|
0,0
|
5,5
|
Женщины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
-
да, ведь он пробует. В этом нет ничего страшного
|
85,7
|
65,5
|
-
да, пусть работодатели создают хорошие условия и сотрудники не будут уходить
|
14,3
|
14,1
|
-
нет, так он никогда не станет профессионалом
|
0,0
|
7,0
|
-
нет, после такой записи сложно будет найти работу
|
0,0
|
7,3
|
-
нет, это нечестно по отношению в работодателю – ведь он вложил много сил и
средств для обучения и адаптации сотрудника
|
0,0
|
6,1
|
Если в течение этого периода происходит смена работодателя, представители поколений Y и Z считают это явление нормой. Каждый шестой респондент даже винит работодателя в том, что были созданы недостаточно комфортные условия для работника.
Влияние на критерий «Адаптивность» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 1,6–33,3%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 20,9–100%). Поколенческий фактор выражен в большей степени.
Четвертая группа оценки связана с общественной пользой и раскрывается критериями:
- непринятие теневых схем экономики;
- возможность принятия участия в программах благотворительности;
- забота об окружающей среде;
- уровень владения инклюзивным этикетом.
Первый критерий «Непринятие теневых схем экономики» исследуется через допущение респондентами неофициального трудоустройства (табл. 14).
Таблица 14
Принятие теневых форм занятости
Готовность работать неофициально
|
Распределение респондентов по поколениям, %
| ||
X
|
Y
|
Z
| |
Мужчины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
готовы
|
70,8
|
59,5
|
38,5
|
-
не готовы
|
29,2
|
40,5
|
61,5
|
Женщины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
готовы
|
37,7
|
44,6
|
29,0
|
-
не готовы
|
62,3
|
55,4
|
71,0
|
У мужчин всех поколений наблюдается прямая зависимость между возрастом респондента и готовностью работать неофициально. Чем старше респондент, тем чаще он соглашается на неофициальное трудоустройство. И наоборот. У женщин прямой корреляции не отмечается. Однако общее для всего массива опрошенных то, что самые молодые оказываются самыми нетерпимыми к теневым формам занятости. Женщины всех поколений реже, чем мужчины, готовы трудоустраиваться неофициально.
Влияние на критерий «Непринятие теневых схем экономики» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 24,9–53,2%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 25,0–32,6%). Гендерный фактор выражен в большей степени.
Второй критерий «Возможность принятия участия в программах благотворительности» раскрывается через готовность участвовать в общественной нагрузке трудового коллектива.
Однозначно представители всех поколений будут принимать участие в субботниках, работах в питомниках для животных и других видах благотворительности. В большей степени это проявляется у женщин. Среди поколений такая доля выше у иксов. Каждый пятый мужчина вне зависимости от поколения будет находить способы избегания такой нагрузки.
Влияние на критерий «Возможность принятия участия в программах благотворительности» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 13,7–53,8%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 4,5–26,8%). Гендерный фактор выражен в большей степени.
Третий критерий «Забота об окружающей среде» в четвертой группе оценки «Общественная польза» раскрывается через отношение респондентов к экологическим проблемам.
Для анализа данного критерия у респондентов была возможность оценить значимость внимания к вопросам экологии. В меньшей степени считают этот аспект действительно важным мужчины-игреки (31,3%). В большей – мужчины-зэты (79,1%). Каждый третий мужчина-икс считает, что внимание вокруг вопросов экологии слишком раздуто. Женщины-зэты являются самыми «проэкологичными» – более 90% уверены в том, что внимание вопросам экологии надо уделять. Вторые после женщин-зэтов женщины-иксы считают высокой степень значимости решения экологических проблем (80,8%).
Самыми прагматичными в этом вопросе оказались игреки-мужчины: они согласятся приносить с собой посуду из дома взамен пластиковой, в которой подается обед в заводской столовой, потому что так будет дешевле (61,5%). Лишь 15% мужчин-игреков скажут, что будут приносить посуду из дома в поддержку устойчивого развития.
Каждая вторая женщина-игрек считает, что стоит использовать многоразовую посуду в целях защиты окружающей среды. Иксы (каждый третий мужчина и каждая пятая женщина) считают, что внимание к вопросам экологии слишком раздуто.
Влияние на критерий «Забота об окружающей среде» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 12,3–100,%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 9,9–00,0%). Гендерный и поколенческий факторы выражены в равной степени.
Четвертый критерий «Уровень владения инклюзивным этикетом» показывает готовность помогать на регулярной основе коллегам с ограниченными возможностями здоровья (табл. 15).
Таблица 15
Распределение респондентов по готовности помощь коллеге с ОВЗ
%
Готовность
помочь
|
Распределение
респондентов по году рождения
|
Всего по
поколению Y
|
Распределение
респондентов по году рождения
|
Всего по поколению
Z
| |||
1991–1994
|
1995–1998
|
1999–2002
|
2003–2006
|
2007–2010
| |||
Мужчины
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
|
100,0
|
- готовы
|
66,7
|
100,0
|
93,8
|
96,6
|
96,2
|
н/д
|
96,3
|
- не готовы
|
33,3
|
0,0
|
6,3
|
3,4
|
3,8
|
н/д
|
3,7
|
Женщины
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
- готовы
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
96,8
|
97,6
|
66,7
|
96,9
|
- не готовы
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
3,2
|
2,4
|
33,3
|
3,1
|
Женщины чаще, чем мужчины, готовы оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Более взрослые респонденты-мужчины реже, чем молодые, готовы помочь. Женщинам свойственны более прочные эмоциональные связи, устанавливаемые ими с коллегами по работе.
Влияние на критерий «Уровень владения инклюзивным этикетом» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 12,2–72,0%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 21,5–31,8%). Гендерный фактор выражен в большей степени.
Заключение
В заключение проведенного исследования можно утверждать, что обе гипотезы подтверждены. Под влиянием гендерных стереотипов формируются ценностные ориентации. Однако и поколенческие различия находят отражение в дифференциации трудовых ценностей. В целом можно предположить о существовании трех категорий ценностей:
- ценности, которые в большей мере формируются под влиянием гендерного фактора (к таким относятся: приемлемость уровня заработной платы; потребность в стабильности; потребность в социальных гарантиях; значимость состояния оборудования рабочего места; возможность удаленной работы; безопасность на рабочем месте; способность принимать на себя ответственность; стремление к саморазвитию; уровень владения инклюзивным этикетом; непринятие теневых схем экономики; возможность принятия участия в программах благотворительности);
- ценности, которые в большей мере формируются под влиянием поколенческого аспекта (к ним относятся: равномерность обеспечения работой; проявление инициативы; возможность встроиться в корпоративную культуру компании; возможность карьерного роста; адаптивность);
- ценности, на формирование которых оказывают одинаковое влияние гендерный и поколенческий факторы (забота об окружающей среде).
Какие из этих ценностей относятся к базовым, сформированным в период становления работника как личности, а какие сформировались в процессе трудовой деятельности, предстоит узнать в будущих исследованиях.
References:
Boldyreva N.V. (2012). Osobennosti upravleniya personalom na osnove gendernyh razlichiy [Features of personnel management based on gender differences]. Topical issues of economic sciences. (25(1)). 219-223. (in Russian).
Borisova A.A., Ryazantseva I.V., Snegirev V.A., Koval A.L. (2019). Teoretiko-prikladnye issledovaniya po regulirovaniyu sotsialno-trudovyh otnosheniy s ispolzovaniem teorii pokoleniy [Theoretical and applied research on regulation of social-labor relations using the theory of generations]. Russian Journal of Labor Economics. (2). (in Russian).
Kolodina A.A., Mostitskaya N.D. (2013). Tsennostnye orientatsii i mentalitet v strukture gendernoy differentsiatsii [Value orientations and mentality in the structure of gender differentiation]. Vestnik MGUKI. (1(51)). 68-73. (in Russian).
Kormyagina N.N. (2014). Vnutrenniy turizm v Rossii: segment molodezhi [Internal tourism in Russia: youth segment]. Internet-zhurnal «Naukovedenie». (3). 37. (in Russian).
Kuindzhi N.N. (2010). Gendernyy podkhod k obucheniyu i vospitaniyu detey v shkole: fiziologicheskie, gigienicheskie i sotsialnye aspekty [Gender approach to education and upbringing of children at school: physiological, hygienic and social aspects] (in Russian).
Lebedeva M.V., Verbina G.G. (2019). Gendernye razlichiya v tsennostnyh orientatsiyakh lichnosti [Certainty of law: content of theoretical-legal category]. Obrazovanie i pravo. (8). 40-42. (in Russian).
Levi-Stros K. (1985). Strukturnaya antropologiya [Structural Anthropology] (in Russian).
Pereira V., Malik A., Howe-Walsh L., Munjal S., Hirekhan M. (2017). Managing Yopatriates: A Longitudinal Study of Generation Y Expatriates in an Indian Multi-national Corporation Journal of International Management. 23 (2). 151-165. doi: https://doi.org/10.1016/j.intman.2016.11.002.
Pochkay E.P. (2013). Tsennostnye ustanovki v sovremennyh molodezhnyh televizionnyh peredachakh [Value attitudes in modern youth television programs]. Sistema tsennostey sovremennogo obschestva. (32). 164-169. (in Russian).
Pomerantseva N.G., Syrina T.A. (2017). Vzaimosvyaz teorii pokoleniy i lichnostno-orientirovannogo obucheniya inostrannomu yazyku [The interconnection between theory of generation and student-centered learning when teaching foreign language]. Internet-zhurnal «Mir nauki». (6). (in Russian).
Rostova A.T. (2018). Tsiklicheskoe vosproizvodstvo sotsialnyh tendentsiy v teorii pokoleniy V. Shtrausa i N. Khouva [Cyclic reproduction of social trends in the theory of generations of V. Strauss and N. Hove]. Juvenis scientia. (7). 33-35. (in Russian).
Rubin G. (2000). Obmen zhenshchinami [Women's exchange] (in Russian).
Salama F. S. (2013). Leading the young Saudi Generation Y dentists in the 21st century The Saudi Dental Journal. (3). 95-96. doi: https://doi.org/10.1016/j.sdentj.2013.06.001.
Trifonov P.V. (2016). Vybor modeli povedeniya lidera-rukovoditelya (v kontekste smeny kulturnyh tsennostey pokoleniy v XXI veke) [The choice of the leader-manager behavioral model (in the context of generations' cultural values change out in the twenty-first century)]. Management Sciences. (4). 112-118. (in Russian).
Zemskova M.S., Krasnova M.V. (2016). Vnedrenie geymifikatsii v protsess motivatsii personala pokoleniya Y [Implementation process in gamification personnel motivation generation y]. International Research Journal. (10 (52)). 29-33. (in Russian).
Страница обновлена: 26.05.2025 в 14:36:53