Влияние гендерных различий на формирование трудовых ценностей работника
Виниченко В.А.1, Кочергина Т.В.2, Селезнева М.В.2
1 Новосибирский государственный технический университет, Россия, Новосибирск
2 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 11 (Ноябрь 2022)
Цитировать:
Виниченко В.А., Кочергина Т.В., Селезнева М.В. Влияние гендерных различий на формирование трудовых ценностей работника // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 11. – С. 1757-1778. – doi: 10.18334/et.9.11.116594.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49891461
Цитирований: 1 по состоянию на 28.06.2023
Аннотация:
В статье приводятся результаты исследования ценностно-нормативных установок по различным элементам оценки. В исследовании приняло участие 1444 респондента. Выборка затрагивала три поколенческие группы: Х (годы рождения 1963-1982), Y (годы рождения 1983-1998) и Z (годы рождения 1999-2019). Автором решается проблема адаптации кадровых процессов к изменяющимся условиям функционирования.
В результате исследования была сделана авторская дифференциация изучаемых трудовых ценностей по трем группам: формирующиеся под влиянием преимущественно гендерного фактора, формирующиеся преимущественно под влиянием поколенческого фактора и формирующиеся под влиянием гендерного и поколенческого факторов в равной степени.
Полученные результаты будут полезны для работников HR-служб, специалистов служб управления персоналом и представителей работодателей, желающих получить ответ на вопрос: как с учетом гендерного подхода выстраивать кадровые процессы таким образом, чтобы многопоколенные трудовые коллективы были гармоничны, а присущие работникам трудовые ценности удовлетворялись в полной мере?
Ключевые слова: трудовые ценности, гендерный подход, поколенческий аспект, ценностно-нормативные установки, гендерная ассиметрия, поколенческие группы
JEL-классификация: J16, J21, J24
Введение
Стратегически важный ресурс любого предприятия – кадры. На фоне повышения пенсионного возраста и вступления молодого поколения в трудоспособный возраст кадры сегодня существенно расширили возрастной диапазон. Принимая на работу студентов, сотрудники HR-отделов отмечают наличие у кандидатов опыта работы, который начинается еще со школы. Многие представители молодежи пробуют себя в качестве предпринимателей. Налицо изменение трудовых ценностей у вновь приходящего поколения. Многие сферы экономической деятельности используют теорию поколений, разработанную Н. Хоувом и В. Штраусом в 1991 году, чтобы учесть особенности, которые заложены периодом взросления каждого поколения. Исследования по теории поколений носят прикладной характер: журналистика [10] (Pochkay, 2013), педагогика [9] (Pomerantseva, Syrina, 2017), медицина [15] (Salama 2013), туризм [3] (Zemskova, Krasnova, 2016), психология [11] (Rostova, 2018), маркетинг [5] (Kormyagina, 2014), HR [13, 14] (Trifonov, 2016; Pereira, Malik, Howe-Walsh, Munjal, Hirekhan, 2017) и др.
Во многих отраслях поколенческие особенности помогают более качественно выстраивать бизнес-процессы [2] (Borisova, Ryazantseva, Snegirev, Koval, 2019). Особый интерес представляет теория поколений в системе управления персоналом. В настоящее время на рынке труда функционируют одновременно 4 поколения в соответствии с теорией поколений ВВ (бэби-бумеры, годы рождения: 1943–1962), X (иксы, годы рождения: 1963–1982), Y (игреки, годы рождения: 1983–1998), Z (зэты, годы рождения: 1999–2019).
Анализ научных исследований позволяет сделать вывод, что не только поколение накладывает отпечаток на протекание кадровых процессов. Особенности протекания кадровых процессов в значительной мере проявляются под влиянием гендерных различий. Принято считать, что профессиональные и личностные характеристики детерминированы социально [1] (Boldyreva, 2012) и гендерно. Работа Н.Н. Куинджи [6] (Kuindzhi, 2010) содержит обновленные данные об особенностях функционирования мозга мужчины и женщины, доказывая влияние наличия доминантности полушарий на способности человека.Ранние работы также показывают интерес со стороны российских и зарубежных исследователей к проблеме гендера сквозь призму ценностных ориентаций. Большой вклад в изучение ценностей с позиции гендерного подхода внесли К. Леви-Стросс [8] (Levi-Stros, 1985), Г. Рубин [12] (Rubin, 2000) и др. Годы перестройки и вступление России в рыночные условия хозяйствования подвергли роль мужчины и женщины серьезным изменениям. Текущее столетие открылось работами А.А. Колодиной [4], Н.Д. Мостицкой [4] (Kolodina, Mostitskaya, 2013), Г.Г. Вербиной, М.В. Лебедевой [7] (Lebedeva, Verbina, 2019) и др.
Классические технологии по управлению персоналом не учитывают гендерные особенности. На фоне продолжающейся эмансипации нередки случаи, когда женщины и мужчины занимают одинаковые должности, обладая при этом совершенно разным набором трудовых ценностей [7] (Lebedeva, Verbina, 2019). Возникает исследовательский вопрос: насколько однородны поколения внутри группы? Авторская гипотеза состоит из двух тезисов:
1) трудовые ценности работника дифференцируются в зависимости от гендерного фактора;
2) трудовые ценности работника зависят от принадлежности к поколенческой группе.
Целью настоящей работы является выявление гендерной асимметрии в формировании ценностных ориентаций (в том числе трудовых) представителей различных поколенческих групп.
Методы и материалы
Исследование проводилось по двум большим блокам. Каждый из них был наполнен несколькими элементами, которые, в свою очередь, раскрывались критериями (табл. 1).
Таблица 1
Архитектура исследования
Группа оценки 1
|
Ценностно-нормативные
установки
| |||||||||||||||||||||||||
Элемент оценки
|
Материальные
ценности
|
Условия труда
|
Содержание труда
|
Общественная
польза
| ||||||||||||||||||||||
Критерий оценки
|
приемлемость
уровня заработной платы
|
потребность
в стабильности
|
потребность
в социальных гарантиях
|
значимость
состояния оборудования рабочего места
|
равномерность
обеспечения работой
|
возможность
удаленной работы
|
безопасность
на рабочем месте
|
проявление
инициативы
|
способность
принимать на себя ответственность
|
возможность
встроиться в корпоративную культуру компании
|
возможность
карьерного роста
|
стремление
к саморазвитию
|
адаптивность
|
непринятие
теневых схем экономики
|
возможность
принятия участия в программах благотворительности
|
забота
об окружающей среде
|
уровень
владения инклюзивным этикетом
| |||||||||
Группа оценки 2
|
Ценностно-мотивационные
установки
| |||||||||||||||||||||||||
Элемент оценки
|
Массовые
установки
|
Идеология
общества
| ||||||||||||||||||||||||
Критерий оценки
|
роль
заработной платы при выборе работодателя
|
ясность
профессиональных перспектив
|
гарантии
занятости
|
восприятие
новых форм обучения
|
идеализация
представлений о работодателе
|
нетерпимость
к чужим ошибкам
|
приверженность
глобализации
|
приверженность
национальным интересам
|
доверие
новым технологиям
|
признание
авторитетов
| ||||||||||||||||
В рамках настоящего исследования будут проанализированы только ценностно-нормативные установки. В исследовании приняли участие 1444 респондента из разных регионов России. Самому младшему было 10 лет на момент проведения исследования – возраст старшего участника не ограничен рамками настоящего исследования. Было проведено три авторских опроса: первая категория – работающее население – опрос ОДВВХУ (Анкета ценности ВВ, Х, У) – 162 ответа; вторая категория – обучающиеся организаций высшего и среднего образования – опрос ОДУZ (Анкета ценности Z) – 1035 ответов; третья категория – обучающиеся образовательных организаций среднего образования (школьники) – опрос ОДα (Анкета ценности α) – 247 ответов. Сбор эмпирических данных проводился в период с 10.09.2022 по 10.10.2022 для обучающихся и с 22.09.2022 по 22.10.2022 г. Исследование с обучающимися было проведено в разных университетах России. Небольшая часть обучающихся (39 человек, или 3,8%) – родились и выросли не в России. Из них 79% – граждане Республики Казахстан (31 человек, или 3% от общего числа респондентов). Один человек (0,1%) из Луганской Народной Республики (с 30.09.2022 г. входит в состав территорий Российской Федерации). Без уточнения страны – 7 человек (0,7%) ответили, что проживали не в РФ, двое (0,2%) ответили, что они иностранцы. Все респонденты – русскоговорящие.
Учитывая особенности каждого из поколений, опросник был адаптирован для каждой категории респондентов. Адаптация диагностического материала заключалась в изменении количества вопросов, их формулировок. Терминология и сложность суждений подбиралась исходя из возрастной группы. Пилотажное исследование (на 20 анкетах) показало доступность диагностического материала после адаптации для каждой группы опрошенных.
Опрос был сформирован в формате Google Forms. Ссылка распространялась путем отправки в чаты, электронную почту, системы электронного документооборота и пр. Опрос проводился анонимно, но респондентам была предоставлена возможность оставить адрес электронный почты в случае, если им интересны результаты исследования. Адрес оставили (ОДВВХУ – 28%; ОДУZ – 60%; Одα – 44%). Всего использованы данные ответов 1176 респондентов, в том числе от 596 мужчин (50,7%) и от 580 женщин (49,3%).
Результаты обрабатывались с использованием программного продукта IBS SPSS Statistics, а также пакета MS Office (Excel). Интерпретация результатов осуществлялась с использованием методов математической статистики.
В рамках настоящего исследования была принята следующая периодизация поколенческих групп: Х (иксы) – годы рождения: 1961–1982; Y (игреки) – годы рождения: 1983–1998; Z (зэты) – годы рождения: 1999–2020.
Результаты исследования
Раскрывая блок «Ценностно-нормативные установки», были изучены материальные ценности, условия труда, содержание труда и общественная польза.
Элемент оценки «Материальные ценности» позволил раскрыть несколько критериев. Первый из них позволял определить приемлемый уровень заработной платы для человека без опыта работы (табл. 2).
Таблица 2
Оценка разными поколениями наиболее вероятного уровня заработной платы специалиста без опыта
Наиболее вероятный уровень заработной платы
специалистов без опыта работы
|
Распределение респондентов по поколениям, %
| ||
Х
|
У
|
Z
| |
Мужчины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
до 20 тыс.руб.
|
8,7
|
3,0
|
4,6
|
-
21–30 тыс. руб.
|
34,8
|
24,2
|
26,1
|
-
31–40 тыс. руб.
|
13,0
|
27,3
|
29,8
|
-
41–50 тыс. руб.
|
21,7
|
18,2
|
14,8
|
-
более 50 тыс. руб.
|
8,7
|
9,1
|
12,6
|
-
считаю, что не должно быть разницы в оплате из-за отсутствия опыта
|
13,0
|
18,2
|
12,1
|
Женщины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
до 20 тыс. руб.
|
7,7
|
7,5
|
5,9
|
-
21–30 тыс. руб.
|
26,9
|
30,2
|
36,0
|
-
31–40 тыс. руб.
|
37,2
|
28,3
|
24,2
|
-
41–50 тыс. руб.
|
10,3
|
7,5
|
6,9
|
-
более 50 тыс. руб.
|
9,0
|
9,4
|
7,4
|
-
считаю, что не должно быть разницы в оплате из-за отсутствия опыта
|
9,0
|
17,0
|
19,6
|
Подавляющее большинство женщин-иксов склонны признавать нормальной для человека без опыта заработную плату в диапазоне 31–40 тыс. руб., в то время как большинство женщин-зетов оценивают такой труд дешевле (21–30 тыс. руб.)
У мужчин ситуация складывается противоположным образом. Большинство мужчин-иксов считают, что труд без опыта должен стоить на уровне 21–30 тыс. руб. Большая часть мужчин-зетов уверены, что оплата должна быть выше и находиться в диапазоне 31–40 тыс. руб.
С уменьшением возраста респондентов для мужчин и женщин характерно (для женщин в большей степени) нивелирование возраста при начислении заработной платы. Чем ближе к поколению зет, тем больше тех, кто считает, что заработная плата не должна зависеть от опыта. В целом по всем поколениям складывается ситуация, что женщины оценивают труд работников без опыта дешевле, чем мужчины. При этом с увеличением возраста увеличивается доля респондентов женского пола, оценивающих труд работников без опыта на уровне 31 тыс. руб. и выше.
Очевидно, что влияние на критерий «Приемлемый уровень заработной платы» оказывает как гендерный, так и поколенческий фактор. Гендерный фактор выражен в большей степени.
Второй элемент оценки в блоке «Ценностно-нормативные установки» позволяет определить потребность в стабильности у различных поколений. Этот критерий оценивался через предпочтительную форму оплаты труда, где респондентам предлагалось на выбор два варианта ответа (табл. 3).
Таблица 3
Предпочтительная форма оплаты труда
Предпочтительная
форма оплаты труда в зависимости от пола
|
Распределение
ответов по поколениям, %
| ||
X
|
Y
|
Z
| |
Мужчины, из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
- гарантированная, но умеренная
ежемесячная заработная плата
|
17,4
|
70,6
|
39,3
|
- высокая, но не гарантированная
ежемесячная заработная плата
|
82,6
|
29,4
|
60,7
|
Женщины, из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
- гарантированная, но умеренная
ежемесячная заработная плата
|
22,2
|
76,5
|
49,5
|
- высокая, но не гарантированная
ежемесячная заработная плата
|
77,8
|
23,5
|
50,5
|
Женщины и мужчины поколений икс и зэт предпочитают высокую, но не гарантированную заработную плату, которая будет зависеть от результатов труда. Причем доля выше у представителей поколения икс, и со снижением возраста респондентов доля сокращается. Следует отметить, что женщины поколения зэт практически в равных долях отдали свой голос за обе формы оплаты труда. Две трети респондентов поколения игрек предпочитают гарантированный размер оплаты труда примерно в одинаковой пропорции у мужчин и женщин (у женщин доля несколько выше). Рассматривая гендерный аспект, можно судить о наличии значительного влияния на критерий «Потребность в стабильности». Так, диапазон ответов в зависимости от пола колеблется от 1:6 (мужчины икс) до 1:3 (женщины икс, мужчины и женщины иск и игрек). Поколенческий фактор также явно выражен (разница в долях составляет 2 и более раза).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на критерий «Потребность в стабильности» оказывает влияние поколенческий и гендерный фактор. Гендерный выражен в большей степени.
Третий критерий «Потребность в социальных гарантиях» раскрывается через значимость социальных гарантий при выборе работодателя (табл. 4).
Таблица 4
Распределение респондентов поколений Х, Y и Z по значимости соблюдения социальных гарантий работодателем
Вариант ответа
|
Распределение респондентов по поколениям, %
| ||
Х
|
У
|
Z
| |
Мужчины, из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
считают, что соблюдение социальных гарантий работодателем является важным
|
31,8
|
58,3
|
78,6
|
-
считают, что соблюдение социальных гарантий работодателем не является
важным
|
68,2
|
41,7
|
21,4
|
Женщины, из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
считают, что соблюдение социальных гарантий работодателем является важным
|
62,3
|
62,3
|
87,1
|
-
считают, что соблюдение социальных гарантий работодателем не является
важным
|
37,7
|
37,7
|
12,9
|
В целом по поколениям сохраняется общая тенденция: чем моложе респондент, тем важнее для него соблюдение социальных гарантий. Гендерные различия по этому критерию существенные: две трети мужчин-иксов считают социальные гарантии не важными, в противовес этому такое число женщин поколения икс считают рассматриваемый критерий важным. Доли ответов респондентов женского пола поколений икс и игрек идентичны.
Влияние на критерий «Потребность в социальных гарантиях» оказывает как гендерный (диапазон изменения 28,4–85,2%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения 32,5–60,4%). Гендерный фактор выражен в большей степени.
Второй элемент оценки «Условия труда» раскрывается четырьмя критериями:
- значимость состояния оборудования рабочего места;
- равномерность обеспечения работой;
- возможность удаленной работы;
- безопасность на рабочем месте.
Первый критерий «Значимость состояния оборудования рабочего места» позволяет оценить готовность сотрудника навести комфорт на рабочем месте вне зависимости от базовых условий, предложенных работодателем (табл. 5).
Таблица 5
Требования к рабочему месту, предъявляемые представителями различных поколений
Потребность в комфорте в зависимости от пола
|
Распределение респондентов по поколениям, %
| ||
X
|
Y
|
Z
| |
Мужчины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
буду работать только на оборудованном рабочем месте / смогу работать только в
комфортных условиях / комфорт зависит от работодателя
|
30,4
|
31,4
|
53,5
|
-
самостоятельно организую комфорт / комфорт зависит от работника
|
65,2
|
62,9
|
42,0
|
-
буду плохо работать на плохом месте, не прилагая никаких усилий
|
4,3
|
2,9
|
0,9
|
-
пожалуюсь в трудовую инспекцию
|
0,0
|
2,9
|
3,6
|
Женщины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
буду работать только на оборудованном рабочем месте / смогу работать только в
комфортных условиях / комфорт зависит от работодателя
|
27,8
|
42,3
|
12,8
|
-
самостоятельно организую комфорт / комфорт зависит от работника
|
64,6
|
48,1
|
73,3
|
-
буду плохо работать на плохом месте, не прилагая никаких усилий
|
7,6
|
1,9
|
3,5
|
-
пожалуюсь в трудовую инспекцию
|
0,0
|
7,7
|
10,5
|
Женщины в качестве терминальной ценности считают наличие рабочего места как такового, где они самостоятельно смогут организовать комфорт. Женщины-игреки комфорту на рабочем месте придают значительное внимание, однако половина из них согласятся работать, только если рабочее место будет оборудовано при участии работодателя.
В меньшей степени гендерное влияние проявляется в поколении икс. Женщины и мужчины-иксы солидарны в отношении комфорта: каждый третий будет работать только на оборудованном рабочем месте. Не собираются прилагать никаких усилий менее 10% респондентов поколения икс. Близки по значению доли мужчин-иксов и мужчин-игреков. Женщины-игреки уже значительно отличаются от предыдущего поколения. На треть увеличилось число респондентов, способных работать только в комфортных условиях. Респонденты-игреки готовы жаловаться в трудовую инспекцию в случае отсутствия необходимых условий труда. Причем женщины будут делать это чаще, чем мужчины. Зэты чаще, чем игреки, будут прибегать к жалобам в соответствующие инстанции. Примечательно, что среди трех поколений мужчины-зэты в большей степени не готовы организовывать комфорт, в то время как женщины-зэты готовы заниматься организацией комфорта на рабочем месте чаще, чем женщины других поколений.
Влияние на критерий «Значимость состояния оборудования рабочего места» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 0,9–76,1%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 0,78–10,00%). Гендерный фактор выражен в большей степени.
Второй критерий в условиях труда позволяет оценить значимость равномерного обеспечения работой (табл. 6).
Таблица 6
Предполагаемые действия респондентов при нарушении равномерности обеспечения работой
Действия респондентов при нарушении равномерности
обеспечения работой
|
Распределение респондентов по поколениям, %
| ||
X
|
Y
|
Z
| |
Мужчины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
отнесусь с пониманием, а пока буду экономить
|
28,6
|
25,0
|
15,1
|
-
отнесусь с пониманием, найду подработку
|
38,1
|
46,4
|
28,0
|
-
это их проблемы, у меня в договоре прописано, поэтому заработную плату мне
заплатят
|
28,6
|
28,6
|
41,1
|
-
обращусь в трудовую инспекцию
|
4,8
|
0,0
|
7,8
|
-
уволюсь
|
0,0
|
0,0
|
8,0
|
Женщины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
отнесусь с пониманием, а пока буду экономить
|
46,7
|
22,5
|
11,3
|
-
отнесусь с пониманием, найду подработку
|
26,7
|
25,0
|
31,8
|
-
это их проблемы, у меня в договоре прописано, поэтому заработную плату мне
заплатят
|
24,0
|
42,5
|
38,6
|
-
обращусь в трудовую инспекцию
|
2,7
|
5,0
|
9,2
|
-
уволюсь
|
0,0
|
5,0
|
9,2
|
Респонденты предполагали, какими будут их действия в случае возможной задержки заработной платы по причине неравномерности загрузки производственного процесса. Большая часть мужчин поколений X и Y готовы подождать, в то время как молодые мужчины поколения Z ждать не готовы. Более 40% из них ответили, что это проблемы работодателя и они не собираются в них вникать. Аналогичным образом примерно в такой же пропорции ответили женщины поколения Z. Однако у женщин неготовность войти в положение работодателя отмечается и у поколения Y. Только женщины-иксы готовы экономить, чтобы работодатель решил временные трудности. Мужчины-иксы экономить не согласны, но для выхода из сложившейся ситуации могут найти подработку.
Влияние на критерий «Равномерность обеспечения работой» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 6,1–46,1%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 13,8–68,7%). Поколенческий фактор выражен в большей степени.
Третий критерий в условиях труда позволяет оценить допустимость выполнения порученной работы удаленно (табл. 7).
Таблица 7
Распределение респондентов поколений Х, Y и Z по допущению возможности работать удаленно
Готовность
работать удаленно
|
Распределение
респондентов по поколениям, %
| ||
Х
|
У
|
Z
| |
Мужчины, из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
- готовы
|
95,2
|
88,6
|
88,5
|
- не готовы
|
4,8
|
11,4
|
11,5
|
Женщины, из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
- готовы
|
81,3
|
96,1
|
82,5
|
- не готовы
|
18,8
|
3,9
|
17,5
|
Готовность работать удаленно одинаково показали представители всех поколений. Степень готовности выражается диапазоном 81,3–96,1%. Характерно, что для зэтов этот показатель самый низкий среди мужчин. Примерно одинаковая доля согласных работать удаленно у женщин-иксов (81,3%) и зэтов (82,5%). Наибольшая доля согласных работать удаленно среди женщин у игреков (96,1%), среди мужчин – у иксов (95,2%).
Влияние на критерий «Возможность удаленной работы» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 14,8–59,6%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 25,8–51,4%). Гендерный фактор выражен в большей степени.
Четвертый критерий в условиях труда позволяет оценить значимость создания условий со стороны работодателя по обеспечению безопасности на рабочем месте (табл. 8).
Таблица 8
Предполагаемые действия при обнаружении неисправности на рабочем месте представителей поколений Y и Z в зависимости от пола
Действия по устранению неисправности на рабочем
месте
|
Распределение респондентов по поколениям, %
| |
Y
|
Z
| |
Мужчины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
-
неисправность устраню самостоятельно
|
30,0
|
0,0
|
-
приглашу специалиста для устранения неисправности
|
20,0
|
64,1
|
-
пожалуюсь руководству
|
50,0
|
28,8
|
-
не буду устранять неисправность, это не моя задача
|
0,0
|
4,8
|
-
не буду устранять неисправность
|
0,0
|
2,3
|
Женщины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
-
неисправность устраню самостоятельно
|
0,0
|
0,0
|
-
приглашу специалиста для устранения неисправности
|
71,4
|
56,3
|
-
пожалуюсь руководству
|
28,6
|
36,1
|
-
не буду устранять неисправность, это не моя задача
|
0,0
|
4,9
|
-
не буду устранять неисправность
|
0,0
|
2,8
|
Если каждый третий мужчина-игрек был готов устранить неисправность самостоятельно, то зэты обоих полов не готовы к такому опыту (равно как и женщины-игрек). Подавляющее большинство представителей обоих поколений относятся с полной серьезностью к соблюдению безопасности на рабочем месте. Поэтому для устранения обнаруженной неисправности будут приглашать специалиста. Второй по популярности ответ «Пожалуюсь руководству» выбрали все респонденты. Исключение составили мужчины-игреки. Для них это наиболее предпочтительный вариант, несмотря на готовность самостоятельно решить проблему.
Влияние на критерий «Безопасность на рабочем месте» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 12,2–72,0%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 21,5–31,8%). Гендерный фактор выражен в большей степени.
В третьей группе оценки «Содержание труда» были исследованы следующие критерии:
- проявление инициативы;
- способность принимать на себя ответственность;
- возможность встроиться в корпоративную культуру компании;
- возможность карьерного роста;
- стремление к саморазвитию;
- адаптивность.
Первый критерий «Проявление инициативы» не показал существенного различия между ответами мужчин и женщин по всем трем поколениям (табл. 9).
Таблица 9
Готовность проявлять инициативу респондентами разных поколенческих групп
Готовность высказывать инициативу в зависимости от
пола
|
Распределение респондентов по поколениям, %
| ||
X
|
Y
|
Z
| |
Мужчины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
готовы
|
95,7
|
93,9
|
89,5
|
-
не готовы
|
4,3
|
6,1
|
10,5
|
Женщины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
готовы
|
98,8
|
95,8
|
91,2
|
-
не готовы
|
1,3
|
4,2
|
8,8
|
В меньшей степени готовы проявлять инициативу представители поколения Z. Это утверждение относится в равной степени к мужчинам (89,5%) и женщинам (91,2%). Самыми инициативными оказались представители поколения икс. Причем в большей степени – женщины (98,8%).
Влияние на критерий «Проявление инициативы» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 0,8–71,3%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 7,9–80,0%). Поколенческий фактор выражен в большей степени.
Второй критерий «Способность принимать на себя ответственность» изучался через ситуативный вопрос, где респондентам предлагалось представить, что они совершили какое-то действие, но явно нет причин, указывающих на их причастность. Респонденту нужно было оценить готовность признать собственную вину (табл. 10).
Таблица 10
Склонность представителей разных поколений к уклонению от ответственности в зависимости от пола
Готовность признать свою вину
|
Распределение респондентов по поколениям, %
| ||
X
|
Y
|
Z
| |
Мужчины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
готовы
|
76,2
|
100,0
|
76,6
|
-
не готовы
|
23,8
|
0,0
|
23,4
|
Женщины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
готовы
|
92,0
|
91,7
|
84,7
|
-
не готовы
|
8,0
|
8,3
|
15,3
|
Самыми честными оказались мужчины-игреки. Все 100% ответивших выразили однозначную готовность признать свою вину. Каждый пятый мужчина-икс и мужчина-зэт не готов признать свою вину. Каждая шестая женщина-зэт не сознается в допущении ошибки. Среди женщин-иксов и женщин-игреков ситуация сопоставима: каждая десятая женщина готова уклониться от принятия на себя ответственности.
Влияние на критерий «Способность принимать на себя ответственность» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 0–100%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 14,3–47,1%). Гендерный фактор выражен в большей степени.
Третий критерий «Возможность встроиться в корпоративную культуру компании» определялся на основании причин, побуждающих представителей различных поколений к занятию спортом. Также была задана ситуативная задача, где респонденту предоставлялась возможность использовать преимущества корпоративной культуры: при отправке фото с тренировки сотруднику начисляется дополнительная премия.
Молодые представители поколения Z готовы вливаться в корпоративную культуру и ходить на тренировки (тем более, за это будут доплачивать). Почти 40% респондентов мужского и женского пола солидарны в этом. При этом 39,1% мужчин-зэтов сказали, что они и без доплаты занимаются спортом – это их образ жизни. Женщин-зэтов с аналогичным образом жизни оказалось меньше – всего 28,1%. Были и желающие обмануть систему (делать фото, премию получать, но в зал не ходить) – 4% мужчин и 6% женщин поколения Z. Следует отметить, что 6% респондентов поколения зэт отметили наличие противопоказаний к спорту, что является статистически значимой величиной.
С частотой «никогда» занимаются спортом 40% всех представителей поколения Х. Они не готовы ради корпоративной культуры менять свои привычки.
Представители поколения игрек отметили высокий уровень готовности влиться в такую корпоративную культуру, тем более что они не реже трех раз в неделю занимаются спортом для поддержания здоровья (55% мужчин и 60% женщин).
Влияние на критерий «Возможность встроиться в корпоративную культуру компании» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 8,6–34,9%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 9,5–100,0%). Поколенческий фактор выражен в большей степени.
Критерий «Возможность карьерного роста» оценивался с позиции выбора: занятия невысокой должности при трудоустройстве с гарантией выхода на топовую позицию или сразу высокой должности (табл. 11).
Таблица 11
Допущение возможности трудоустройства на низкую позицию с гарантированной перспективой карьерного роста
Согласие респондентов на более низкую позицию при
трудоустройстве с целью карьерного роста
|
Распределение ответов респондентов по поколениям, %
| |
Y
|
Z
| |
Мужчины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
-
да, потому что стабильность
|
13,3
|
9,6
|
-
да, потому что я узнаю всю специфику деятельности к моменту занятия
руководящей позиции
|
53,3
|
38,9
|
-
нет, потому что так долго не планирую задерживаться у одного работодателя
|
0,0
|
14,4
|
-
нет, потому что не собираюсь быть руководителем
|
0,0
|
2,8
|
-
нет, потому что важно сейчас получать высокую заработную плату
|
0,0
|
8,9
|
-
нет, потому что не верю, что будет именно так
|
33,3
|
25,3
|
Женщины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
-
да, потому что стабильность
|
0,0
|
12,3
|
-
да, потому что я узнаю всю специфику деятельности к моменту занятия
руководящей позиции
|
43,8
|
37,4
|
-
нет, потому что так долго не планирую задерживаться у одного работодателя
|
0,0
|
13,9
|
-
нет, потому что не собираюсь быть руководителем
|
6,3
|
2,1
|
-
нет, потому что важно сейчас получать высокую заработную плату
|
18,8
|
11,4
|
-
нет, потому что не верю, что будет именно так
|
31,3
|
22,8
|
При описании ситуации респондентам уточнялось, что гарантированное занятие руководящей должности становится возможным спустя 10 лет. Каждый шестой представитель поколения зэт отметил, что не планирует так долго задерживаться у одного работодателя, поэтому предпочтет «журавля в небе». Каждый третий игрек и каждый четвертый зэт не верит в обещания работодателя. Тем не менее подавляющее большинство респондентов признают, что такой маршрут построения карьеры позволит вырасти в профессиональном плане (в большей мере игреки и в меньшей степени зэты).
Влияние на критерий «Возможность карьерного роста» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 3,1–27,5%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 3,5–40,6%). Поколенческий фактор выражен в большей степени.
Критерий «Стремление к саморазвитию» также исследовался через анализ ситуации. Задача была оценить реакцию респондентов на возможность оплаты курсов по саморазвитию за достижение заданных производственных показателей (табл. 12).
Таблица 12
Стремление респондентов поколений Y и Z к саморазвитию
Стремление к саморазвитию
|
Распределение ответов респондентов по поколениям, %
| |
Y
|
Z
| |
Мужчины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
-
да
|
88,2
|
86,1
|
-
нет
|
11,8
|
13,9
|
Женщины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
-
да
|
94,7
|
90,7
|
-
нет
|
5,3
|
9,3
|
Однозначную готовность выразили представители поколений Y и Z вне зависимости от пола. Однако в большей мере это стремление проявляется у женщин.
Влияние на критерий «Стремление к саморазвитию» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 5,1–55,3%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 3,8–29,6%). Гендерный фактор выражен в большей степени.
Критерий «Адаптивность» позволил оценить степень значимости адаптационного периода в начале построения карьеры (табл. 13).
Таблица 13
Признание значимости адаптационного периода при трудоустройстве
Признание нормальным условием частой смены работы
|
Распределение ответов респондентов по поколениям, %
| |
Y
|
Z
| |
Мужчины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
-
да, ведь он пробует. В этом нет ничего страшного
|
78,6
|
64,5
|
-
да, пусть работодатели создают хорошие условия и сотрудники не будут уходить
|
21,4
|
14,1
|
-
нет, так он никогда не станет профессионалом
|
0,0
|
8,6
|
-
нет, после такой записи сложно будет найти работу
|
0,0
|
7,3
|
-
нет, это нечестно по отношению в работодателю – ведь он вложил много сил и
средств для обучения и адаптации сотрудника
|
0,0
|
5,5
|
Женщины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
-
да, ведь он пробует. В этом нет ничего страшного
|
85,7
|
65,5
|
-
да, пусть работодатели создают хорошие условия и сотрудники не будут уходить
|
14,3
|
14,1
|
-
нет, так он никогда не станет профессионалом
|
0,0
|
7,0
|
-
нет, после такой записи сложно будет найти работу
|
0,0
|
7,3
|
-
нет, это нечестно по отношению в работодателю – ведь он вложил много сил и
средств для обучения и адаптации сотрудника
|
0,0
|
6,1
|
Если в течение этого периода происходит смена работодателя, представители поколений Y и Z считают это явление нормой. Каждый шестой респондент даже винит работодателя в том, что были созданы недостаточно комфортные условия для работника.
Влияние на критерий «Адаптивность» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 1,6–33,3%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 20,9–100%). Поколенческий фактор выражен в большей степени.
Четвертая группа оценки связана с общественной пользой и раскрывается критериями:
- непринятие теневых схем экономики;
- возможность принятия участия в программах благотворительности;
- забота об окружающей среде;
- уровень владения инклюзивным этикетом.
Первый критерий «Непринятие теневых схем экономики» исследуется через допущение респондентами неофициального трудоустройства (табл. 14).
Таблица 14
Принятие теневых форм занятости
Готовность работать неофициально
|
Распределение респондентов по поколениям, %
| ||
X
|
Y
|
Z
| |
Мужчины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
готовы
|
70,8
|
59,5
|
38,5
|
-
не готовы
|
29,2
|
40,5
|
61,5
|
Женщины,
из них:
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
готовы
|
37,7
|
44,6
|
29,0
|
-
не готовы
|
62,3
|
55,4
|
71,0
|
У мужчин всех поколений наблюдается прямая зависимость между возрастом респондента и готовностью работать неофициально. Чем старше респондент, тем чаще он соглашается на неофициальное трудоустройство. И наоборот. У женщин прямой корреляции не отмечается. Однако общее для всего массива опрошенных то, что самые молодые оказываются самыми нетерпимыми к теневым формам занятости. Женщины всех поколений реже, чем мужчины, готовы трудоустраиваться неофициально.
Влияние на критерий «Непринятие теневых схем экономики» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 24,9–53,2%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 25,0–32,6%). Гендерный фактор выражен в большей степени.
Второй критерий «Возможность принятия участия в программах благотворительности» раскрывается через готовность участвовать в общественной нагрузке трудового коллектива.
Однозначно представители всех поколений будут принимать участие в субботниках, работах в питомниках для животных и других видах благотворительности. В большей степени это проявляется у женщин. Среди поколений такая доля выше у иксов. Каждый пятый мужчина вне зависимости от поколения будет находить способы избегания такой нагрузки.
Влияние на критерий «Возможность принятия участия в программах благотворительности» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 13,7–53,8%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 4,5–26,8%). Гендерный фактор выражен в большей степени.
Третий критерий «Забота об окружающей среде» в четвертой группе оценки «Общественная польза» раскрывается через отношение респондентов к экологическим проблемам.
Для анализа данного критерия у респондентов была возможность оценить значимость внимания к вопросам экологии. В меньшей степени считают этот аспект действительно важным мужчины-игреки (31,3%). В большей – мужчины-зэты (79,1%). Каждый третий мужчина-икс считает, что внимание вокруг вопросов экологии слишком раздуто. Женщины-зэты являются самыми «проэкологичными» – более 90% уверены в том, что внимание вопросам экологии надо уделять. Вторые после женщин-зэтов женщины-иксы считают высокой степень значимости решения экологических проблем (80,8%).
Самыми прагматичными в этом вопросе оказались игреки-мужчины: они согласятся приносить с собой посуду из дома взамен пластиковой, в которой подается обед в заводской столовой, потому что так будет дешевле (61,5%). Лишь 15% мужчин-игреков скажут, что будут приносить посуду из дома в поддержку устойчивого развития.
Каждая вторая женщина-игрек считает, что стоит использовать многоразовую посуду в целях защиты окружающей среды. Иксы (каждый третий мужчина и каждая пятая женщина) считают, что внимание к вопросам экологии слишком раздуто.
Влияние на критерий «Забота об окружающей среде» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 12,3–100,%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 9,9–00,0%). Гендерный и поколенческий факторы выражены в равной степени.
Четвертый критерий «Уровень владения инклюзивным этикетом» показывает готовность помогать на регулярной основе коллегам с ограниченными возможностями здоровья (табл. 15).
Таблица 15
Распределение респондентов по готовности помощь коллеге с ОВЗ
%
Готовность
помочь
|
Распределение
респондентов по году рождения
|
Всего по
поколению Y
|
Распределение
респондентов по году рождения
|
Всего по поколению
Z
| |||
1991–1994
|
1995–1998
|
1999–2002
|
2003–2006
|
2007–2010
| |||
Мужчины
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
-
|
100,0
|
- готовы
|
66,7
|
100,0
|
93,8
|
96,6
|
96,2
|
н/д
|
96,3
|
- не готовы
|
33,3
|
0,0
|
6,3
|
3,4
|
3,8
|
н/д
|
3,7
|
Женщины
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
- готовы
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
96,8
|
97,6
|
66,7
|
96,9
|
- не готовы
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
3,2
|
2,4
|
33,3
|
3,1
|
Женщины чаще, чем мужчины, готовы оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Более взрослые респонденты-мужчины реже, чем молодые, готовы помочь. Женщинам свойственны более прочные эмоциональные связи, устанавливаемые ими с коллегами по работе.
Влияние на критерий «Уровень владения инклюзивным этикетом» оказывает как гендерный (диапазон изменения – 12,2–72,0%), так и поколенческий фактор (диапазон изменения – 21,5–31,8%). Гендерный фактор выражен в большей степени.
Заключение
В заключение проведенного исследования можно утверждать, что обе гипотезы подтверждены. Под влиянием гендерных стереотипов формируются ценностные ориентации. Однако и поколенческие различия находят отражение в дифференциации трудовых ценностей. В целом можно предположить о существовании трех категорий ценностей:
- ценности, которые в большей мере формируются под влиянием гендерного фактора (к таким относятся: приемлемость уровня заработной платы; потребность в стабильности; потребность в социальных гарантиях; значимость состояния оборудования рабочего места; возможность удаленной работы; безопасность на рабочем месте; способность принимать на себя ответственность; стремление к саморазвитию; уровень владения инклюзивным этикетом; непринятие теневых схем экономики; возможность принятия участия в программах благотворительности);
- ценности, которые в большей мере формируются под влиянием поколенческого аспекта (к ним относятся: равномерность обеспечения работой; проявление инициативы; возможность встроиться в корпоративную культуру компании; возможность карьерного роста; адаптивность);
- ценности, на формирование которых оказывают одинаковое влияние гендерный и поколенческий факторы (забота об окружающей среде).
Какие из этих ценностей относятся к базовым, сформированным в период становления работника как личности, а какие сформировались в процессе трудовой деятельности, предстоит узнать в будущих исследованиях.
Источники:
2. Борисова А.А., Рязанцева И.В., Снегирев В.А., Коваль А.Л. Теоретико-прикладные исследования по регулированию социально-трудовых отношений с использованием теории поколений // Экономика труда. – 2019. – № 2.
3. Земскова М.С., Краснова М.В. Внедрение геймификации в процесс мотивации персонала поколения Y // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 10 (52). – c. 29-33.
4. Колодина А.А., Мостицкая Н.Д. Ценностные ориентации и менталитет в структуре гендерной дифференциации // Вестник МГУКИ. – 2013. – № 1(51). – c. 68-73.
5. Кормягина Н.Н. Внутренний туризм в России: сегмент молодежи // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – № 3. – c. 37.
6. Куинджи Н.Н. Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе: физиологические, гигиенические и социальные аспекты. - НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН. – М., 2010. – 80 c.
7. Лебедева М.В., Вербина Г.Г. Гендерные различия в ценностных ориентациях личности // Образование и право. – 2019. – № 8. – c. 40-42.
8. Леви-Строс К. Структурная антропология. - М. : Наука, 1985. – 535 c.
9. Померанцева Н.Г., Сырина Т.А. Взаимосвязь теории поколений и личностно-ориентированного обучения иностранному языку // Интернет-журнал «Мир науки». – 2017. – № 6.
10. Почкай Е.П. Ценностные установки в современных молодежных телевизионных передачах // Система ценностей современного общества. – 2013. – № 32. – c. 164-169.
11. Ростова А.Т. Циклическое воспроизводство социальных тенденций в теории поколений В. Штрауса и Н. Хоува // Juvenis scientia. – 2018. – № 7. – c. 33-35.
12. Рубин Г. Обмен женщинами. / Хрестоматия феминистских текстов: переводы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. - СПб. : Издательство «Дмитрий Буланин», 2000. – 89–139 c.
13. Трифонов П.В. Выбор модели поведения лидера-руководителя (в контексте смены культурных ценностей поколений в XXI веке) // Управленческие науки. – 2016. – № 4. – c. 112-118.
14. Pereira V., Malik A., Howe-Walsh L., Munjal S., Hirekhan M. Managing Yopatriates: A Longitudinal Study of Generation Y Expatriates in an Indian Multi-national Corporation // Journal of International Management. – 2017. – № 2. – p. 151-165. – doi: https://doi.org/10.1016/j.intman.2016.11.002.
15. Salama F. S. Leading the young Saudi Generation Y dentists in the 21st century // The Saudi Dental Journal. – 2013. – № 3. – p. 95-96. – doi: https://doi.org/10.1016/j.sdentj.2013.06.001.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 09:52:39