Некоторые проблемы интеграции в условиях Евразийского экономического союза

Матвеев М.М.1
1 Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова, г. Кокшетау, Республика Казахстан

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 2 (Апрель-Июнь 2015)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=24138267
Цитирований: 18 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:

В условиях интеграции стран в рамках Евразийского экономического союза проблемы мирохозяйственных связей между ними все время возрастают, что требует практических шагов в формировании совместного оптимального интеграционного механизма, в том числе и финансового режима. Степень влияния интеграционных механизмов определяет согласованность финансовой политики в рамках ЕАЭС, что определило актуальность статьи.

Ключевые слова: глобализация, ЕАЭС, мирохозяйственные связи



В результате процессов мировой глобализации, на территории СНГ имело место развитие определенных интеграционных тенденций, ставших причиной образования Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Практическая значимость такого объединения связанна с естественноисторической близостью интересов стран СНГ и исторически существующей интеграцией между ними. В границах Евразийского экономического союза продолжают происходить необходимые изменения, в том числе в направлении процедур интеграции [1].

Исходя из уже имеющихся исследований, по нашему мнению, достаточно значимыми мерами, в области интеграционного сотрудничества могут стать [2]:

- меры дальнейшей консолидации рынков стран ЕАЭС. Эти процессы могут стать основой для расширения возможностей хозяйствующих субъектов этих стран, их финансовых институтов, развитию конкуренции и укреплению их конкурентных позиций;

- создание условий дальнейшего расширения использования национальных валют в межгосударственных торговых отношениях. Важным представляется создание механизмов использования национальных валют при заключении контрактов, между хозяйствующими субъектами стран – участниц ЕАЭС;

- совершенствование существующих правил по проведению валютных операций, с использованием национальных валют, во взаимных расчетах.

В нашей статье «Валютное регулирование и валютный контроль в условиях таможенного союза» [3], опубликованной в 2013 году в журнале «Экономика, предпринимательство и право», мы рассмотрели вопросы валютного регулирование и контроля в условиях таможенного союза. В данной статье, продолжая развитие этой темы, мы постарались обозначить вопросы дальнейшего взаимного сотрудничества, уже на более высоком уровне интеграции этих государств, в рамках Евразийского экономического союза.

Есть основания предположить, что орудием дальнейшего эффективного сотрудничества могут стать механизмы финансовой интеграции. Мы предлагаем совершенствовать процессы финансовой интеграции, с целью формирования единого финансового пространства, с выходом в ближайшем будущем на единую платежную валюту, в рамках стран – участников ЕАЭС. Для этого можно использовать следующие этапы развития [3]:

Первый этап – реализация механизмов финансово-банковской интеграции стран-участников ЕАЭС. Примером можно назвать Российские банки, работающие на рынках партнеров, в рамках Единого Экономического Пространства и Таможенного Союза.

Второй этап – движение к единой платежной валюте для стран ЕАЭС. Этот этап может включать создание единого Центрального Банка, с функциями:

- реализации денежно-кредитной политики;

- общего контроля курсообразования в рамках ЕАЭС;

- мониторинга и контроля по выполнению финансовых и других экономических соглашений;

- продвижения собственных валют стран ЕАЭС, как единого платежного средства и их использование в финансовых операциях.

Третий этап – введение единой наднациональной валюты и организация валютного союза.

Важным этапом, также является постоянное, дальнейшее расширение участников ЕАЭС за счет вступления других стран.

Есть понимание, что введения единой наднациональной валюты – это процесс не быстрый, требующий особой подготовки: экономической, правовой, политической и пр. Однако начало движения в данном направлении требуется уже сегодня. И смысл, который может быть придан этим интеграционным процессам, в том числе в финансовом и валютном регулировании, в рамках ЕАЭС, по нашему мнению, может быть основан на следующих тезисах [4]:

1. С 90-х годов прошлого века все страны бывшего СССР находятся в рамках Бреттон-Вудской (долларовой) финансовой системы. Одной из задач действия Бреттон-Вудской системы была задача расширения сферы оборота доллара. При этом надо учитывать то обстоятельство, что доля участников (владельцев и бенефициаров новых активов, в нее приносимых) в этой системе - это определенная доля того дохода, который приносят страны – участницы, в саму систему. В частности, для Казахстана и России эта доля составляет часть, от завышенных в прошлые годы, цен на нефть, относительно определенной равновесной ситуации, регулируемой странами олигополиями - добытчиками нефти.

2. Сегодня мировые экономические проблемы связаны с тем, что новых общемировых рынков становится все меньше и меньше, углубление мирового разделения труда - снижается и при этом активов в рамках мировой экономической системы, для поддержания этой системы в фазе роста, становится также недостаточно.

3. Ввиду того, что источников дохода становится меньше, намечается тенденция перераспределения оставшихся источников дохода, с «уклоном» в пользу США и части стран – участниц Евросоюза, таких как Германия. Однако при этом, ввиду «либеральной экономической концепции», не предусматривающей государственные инвестиции, происходит снижение дохода по уже имеющимся инвестициям и уменьшение новых коммерческих инвестиций, ввиду их недостаточной доходности.

4. Решить проблему экономического роста с сохранением долларовой системы для стран ЕАЭС сегодня проблематично. Поэтому следует обратить внимание на создание инвестиционного ресурса, с помощью собственных средств, возможностей стран ЕАЭС, государственных и межгосударственных механизмов инвестирования. Решить такую проблему, в рамках долларовой системы, скорее всего, будет невозможно ввиду ряда причин. Одной из причин невозможности решать наши проблемы в «долларовой системе», является то обстоятельство, что мы не можем в полном объеме контролировать долларовый доход и долларовое ценообразование, международные институты оценки финансового состояния государств и экономических субъектов, финансовые, экономические рейтинги. А значит, в рамках ЕАЭС нужен собственный эмиссионный центр, собственная валюта, нужны собственные рейтинговые агентства, инвестиционные институты и другие, финансовые и экономические механизмы стимулирования роста.

5. Становится очевидным необходимость политики импортозамещения, в рамках ЕАЭС. А проведение такой политики будет невозможно без ограничения конверсионных и спекулятивных операций. При этом, в том числе, задачи общего эмиссионного центра должны выражаться в том, чтобы создать инвестиционный потенциал для инфраструктуры и импортозамещения, в рамках ЕАЭС.

6. Создание эмиссионного центра, в рамках ЕАЭС, потребует изменений в денежно-кредитной и налоговой политике стран участниц Союза и создание единой денежно-кредитной и налоговой политики ЕАЭС.

Все эти и многие другие вопросы интеграции наших стран уже сегодня требуют незамедлительного решения, что ставит проблему политической воли правительств стран участниц ЕАЭС.


Источники:

1. Матвеев М.М. Экономические приоритеты Казахстана в период глобальных кризисных волн// Экономика, предпринимательство и право. —2011. —No 5 (5). —C. 3-8.
2.Matveev M.M.The analysis of complex use of raw material, as the factor of economic rationality// International Journal of Innovation Economics. —2011. —No 2 (2).
3. Матвеев М.М. Валютное регулирование и валютный контроль в условиях таможенного союза// Экономика, предпринимательство и право. —2013. —No3 (20). —C.35-44.
4.Матвеев М.М. Глобализация мирохозяйственных связей и национальная экономика:Монография. —LAPLambertAcademicPublishing2014 —248 с.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:43