Мировой рынок экранных технологий как необходимое условие цифровой трансформации современного туристического продукта

Васюта Е.А.1, Подольская Т.В.1, Шкель Ф.Е.1
1 Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены ключевые направления мирового рынка экранных технологий. Изучены особенности использования 3D-экранов в контексте ключевых технологических трендов. Сопоставлены перспективы их интеграции в структуру туристического продукта. Проанализирован зарубежный опыт использования данных технологий в структуре туристического продукта. Оценен экономический и технологический потенциал российского рынка экранных технологий. Предложены рекомендации для дальнейшего совершенствования данной рыночной ниши в России.

Ключевые слова: экранные технологии, трансформация потребительских предпочтений, вовлеченность пользователей, мирохозяйственные тренды, персонализация

JEL-классификация: F01, F62, F63, Z31, Z32, L83



ВВЕДЕНИЕ

Персонализация потребительских предпочтений, ускоренное появление инновационных технологий предоставления услуг, а также трансформация маркетинговых стратегий крупных компаний определяют необходимость поиска креативных подходов, позволяющих обеспечить вовлеченность потребителей в современные мирохозяйственные процессы. На сегодняшний день экранные технологии являются одним из конкурентоспособных инструментов, необходимых для эффективного продвижения продуктов и услуг компаний, повышения их узнаваемости и роста уровня продаж, что подтверждает актуальность темы проводимого исследования.

Коллектив авторов во главе с Кузнецовой Е.А. отмечает, что интеграция мультимедийных технологий в цифровое пространство позволяют определить основные принципы взаимодействия с пользователем, которое в свою очередь необходимо для формирования соответствующего контента [8, С.109]. Лобанова Ю.В. в свою очередь отмечает, что в результате экспансии экранных технологий происходит трансформация стилей в культуре [9, С.116]. Об экранной культуре как об одном из наиболее перспективных и динамично развивающихся направлений межотраслевого взаимодействия говорится и в работе коллектива авторов во главе с Казючиц М.Ф. [3, С.113].

Проблема воздействия экранных технологий на современных потребителей поднимается также Кортуновым В.В. и Григорьевым С.Л. [6, С.33]. Папилова Е.К. отмечает, что «экранная коммуникация становится одним из актуальных трендов развития медиакоммуникаций в цифровом мире» [14, С.141]. А Кириллова Н.Б. анализирует особенности трансформации экранной культуры, основанной на синтезе техники и творчества [4, С.84]. В свою очередь Григорьев С.Л. и Котусов Д.В. конкретизируют определение «экранного потребления», отмечая, что именно оно является необходимым условие формирования нравственных ценностей современного общества [1, С.48]. В связи с этим Костюк И.С. и Волков Д.Ю. предлагают подходы к разработке типологии интерактивных медиа на основе принципов организации взаимодействия пользователей с содержанием представленного цифрового контента [5, С.303]. В свою очередь Го И. проводит комплексный анализ коммуникационных и интерактивных характеристик интерактивной рекламы в новых медиа [2, С.142]. И наконец коллектив авторов во главе с Кривуля Н.Г. уделяют особое внимание роли экранных медиа в сохранении и распространении культурного наследия [7, С.258].

Однако представленный выше обширный теоретический обзор, позволяет сделать вывод, что на данном этапе экранные технологии пока не являются одним из ключевых сегментов высокотехнологичного рынка, соответствующего не только техническим, но и мирохозяйственным трендам, связанным с трансформацией моделей потребительского поведения.

Цель исследования: на основе анализа современных тенденций развития мирового рынка экранных технологий выявить ключевые барьеры, препятствующие развитию данного рыночного сегмента в России, а также предложить рекомендации, способствующие его совершенствованию в условиях трансформации потребительского поведения и сохраняющейся геоэкономической напряженности.

В ходе исследования выдвинута следующая научная гипотеза: мировой рынок экранных технологий является катализатором развития экономики нового технологического уклада, обеспечивая цифровую вовлеченность и иммерсивность (погруженность) для предоставления туристических услуг нового качества.

Методология представленного исследования заключается в экономической оценке состояния мирового экранных технологий для подтверждения того, что реализация принципов интерактивности и цифровой вовлеченности потребителей является одним из драйверов трансформации предоставления инновационных туристических продуктов и услуг.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В условиях глобализации экраны становятся одним из ключевых инструментов визуализации, обеспечивающих функционирование большинства современных мирохозяйственных процессов, происходящих в условиях стремительной цифровизации экономики. Согласно прогнозно-аналитическому отчету компании Allied Market Research ожидается, что к 2032 году объем мирового рынка экранов составит более 200 миллиарда долларов [10]. Отметим, что положительный прогноз развития данной рыночной ниши связан с ключевыми технологическими трендами ее формирования. Во-первых, необходимо обратить внимание на то, что новые физические свойства экранов определяют создание новых сценариев использования экранных технологий, что позволяет повысить вовлеченность пользователей. Именно поэтому большинство крупных компаний продолжают использовать свойства 3D-изображений для продвижения соответствующих продуктов и услуг (таблица 1). Прогнозируется, что к 2032 году среднегодовой темп роста в данном рыночном сегменте экранных технологий достигнет 18% [10].

Таблица 1 – Особенности использования 3D-экранов в контексте ключевых технологических трендов [15]

Тип
3D-экрана
Особенности применения
Перспективы интеграции в структуру туристического продукта

LED-экраны
(современные светодиодные дисплеи)
Экраны, имеющие дугообразную форму
Возможность создания
интерактивных выставок в формате 3D-изображений
Стереоскопические экраны
Экраны, способные фиксировать положение зрителей и демонстрировать изображение под необходимым углом
Возможность создания персонализированного туристического продукта, удовлетворяющего потребности конечных потребителей. Созданием таких продуктов занимаются сразу несколько технологических компаний-разработчиков
Видеомэппинг
«Физические» экранные установки отсутствуют. Изображение проецируется с помощью лучей света (в том, числе лазера) на любое ограниченное пространство
Проекция изображения, выводится, например, на фасады памятников, а также исторических или современных зданий, что увеличивает степень привлекательности туристических объектов и вовлеченности потребителей соответствующих продуктов и услуг

Оценка объема мирового рынка экранов и некоторых ключевых направлений его развития позволяет предположить, что современные экраны на сегодняшний день являются и мощнейшим программно-аппаратным комплексом, позволяющим отображать соответствующий контент в условиях использования цифровых технологий дополненной и виртуальной реальности. [15]. Теперь экраны все чаще используются в масштабных инсталяциях, отличительной особенностью которых является применение технологий расширенной реальности (например, брендирование города). Так, например, в США на фасаде одного из бизнес-центров установлен билборд, на котором происходит трансляция объемных движущихся изображений. Одним из таких изображений стала гигантская кошка, которая проявляла активность разного рода (прогулки, засыпание, перемещение в рамках ограниченного пространства и т.д.) в течение дня. Подобный опыт был позже рассмотрен и крупными брендами модной индустрии для последующей демонстрации своих коллекций. Данный технологический прием позволил привлекать на определенные территории, не только новые более молодые категории потребителей, но и туристов.

Однако одним из факторов, замедляющим развитие данного типа экранных технологий является как достаточно высокая стоимость самих экранов, так и стоимость, транслируемого на них контента. Например, стоимость одной секунды трансляции на 3D-экране на сегодняшний день составляет более 500 долларов [16].

Во-вторых, анализ данных, представленных в таблице 1 позволяет сделать вывод, что существующие экранные технологии дополняются современным программным обеспечением, что в свою очередь значительно расширяет их функционал, обеспечивая интеграцию с соответствующими, в том числе туристическими продуктами и услугами [15]. Так, например, в рамках совместного проекта компании LG и Фонда культурного наследия Кореи, запущенном в 2023 году одна из стен туристического павильона аэропорта Инчхон сделана из 18 прозрачных экранов, на которых транслируются корейские народные сказки. А снаружи павильона установлено несколько прозрачных цифровых кубов, на которых отображены время вылета и прилета воздушных судов, актуальная погода, а также изображения живописных видов страны. Подобная практика распространена и в аэропорте Хельсинки в Финляндии. Здесь по периметру зала ожидания также расположены дисплеи, содержащие информацию о вылетах. Кроме того, в режиме реального времени можно наблюдать за финскими пейзажами в разное время года. На одной из стен располагается информация о том, в какой части страны находится транслируемый пейзаж. Трансляция дополняется и звуковым сопровождением и световым шоу, в том случае, если в зале действительно находятся пассажиры. В данном случае срабатывают датчики движения, встроенные в сами экраны. Подобный механизм реализуется и в новых моделях электрокара, выпущенных компанией Jaguar. Система работает как инновационный навигатор, помогающий водителю ориентироваться на незнакомой дороге, сообщая о возможных ограничениях и дорожных знаках.

Так, отмеченные выше тенденции развития экранных технологий определяют развитие и отечественного рынка экранов, который продолжает наращивать темпы роста (рисунок 1).

Рисунок 1 - Анализ структуры российского рынка экранных технологий, в % [15]

Проведенный выше анализ позволяет сделать вывод, что на российском рынке визуализации стабильно растет доля больших экранов, предназначенных как для профессионального, так и для публичного использования. Подобная тенденция вполне объяснима вследствие общего увеличения цифровых поверхностей. Так, даже в условиях беспрецедентного санкционного давления уже в 2022 году их количество на территории России увеличилось почти на 30%, составив приблизительно 30 тысяч. Причем в I квартале 2023 года данный сегмент вырос еще на 13% [13].

Также стоит отметить, и технологическую самодостаточность российских компаний-разработчиков экранных технологий, которые смогли заменить ушедшие зарубежные компании, специализирующие как на производстве конечных экранных продуктов, так и их составляющих, что позволило осуществлять разработку гибкого материала для экранов любых размеров.

Необходимо отметить, что согласно прогнозам, представленным компанией Persistence market более чем в 10 раз вырастет объем и мирового рынка прозрачных экранов. Ожидается, что к 2032 году данный показатель достигнет 23,2 миллиарда долларов [12]. Подобные темпы растут как раз обеспечиваются за счет роста спроса на носимые устройства расширенной реальности и проекционные дисплеи. Еще одним технологическим трендом в данном направлении становится экран-пленка, который может быть установлен на окна, которые в дальнейшем превращаются в дисплеи.

Также достаточно серьезным потенциалом применения: от персональных носимых устройства до масштабных инсталляций в рамках медиа-пространств обладают гибкие, то есть способные к изменению формы, и изогнутые, производимые в определенной форме, экраны. Стоит предположить, что именно активное развитие и более легкое преодоление рыночных барьеров, позволит сохранить прогнозные темпы роста данному типа экранных технологий. Ожидается, что среднегодовой темп роста в 2032 составит 35% [11]. Более того, появление инноваций в данной технологической нише уже сейчас позволит нивелировать некоторые несовершенства. Так, например, в 2022 году ученые из США приступили к печати гибких экранов на 3D-принтерах, что существенно снизило стоимость новых девайсов. А в 2023 году российские ученые, подхватив, начатую коллегами инициативу, приступили к разработке технологии на основе нитевидных нано-кристаллов, способных увеличить срок эксплуатации экранов за счет их тонкости и легкости [15].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что несмотря на высокий потенциал рынка экранных технологий целесообразно, предложить ряд рекомендаций, способствующих его укреплению, как одного из сегментов рынка высокотехнологичных товаров и услуг в контексте туриндустрии:

- улучшение пользовательского опыта посредством увеличения степени интерактивности и вовлеченности, что может быть обеспечено благодаря тач-экранам, управление которыми будет осуществляться за счет не только жестового, но и голосового управления. Это позволит привлечь и те категории потребителей, которые готовы к получению туристических продуктов и услуг в интерактивном формате, но имеют некоторые ограничения по здоровью;

- персонализация контента, представляемого с помощью экранных технологий за счет возможностей искусственного интеллекта. Это позволит в режиме реального времени автоматически подбирать соответствующий контент, исходя из особенностей определенных категорий туристов (например, возраст, национальность, культурные предпочтения и т.д.);

- интеграция физических и виртуальных экранов позволит создать конкурентоспособный туристический продукт, а также наладить эффективную работу сразу несколько команд-разработчиков соответствующих экранных технологий;

- применение инструментов сквозной аналитики и платформенных решений за счет систем компьютерного зрения будет способствовать не только выявлению пользовательских инсайтов, но и позволит оценить востребованность определенных туристических продуктов и услуг;

- внедрение инструментов удаленного управления, базисом которых станут облачные технологии. Это позволит удалено следить за техническим состоянием экранов, обслуживающих, например, определенную туристическую сеть. Также появится и возможность централизовано вносить изменения и в транслируемый контент.

Таким образом, современные экранные технологии могут не только укрепить свои позиции как один из конкурентоспособных сегментов рынка высокотехнологичной продукции, но и стать драйвером трансформации предоставления инновационных продуктов и услуг, в том числе и в сфере туризма.


Источники:

1. Григорьев С.Л., Котусов Д.В. Экранное потребление как условие формирования «общества переживаний» // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2023. – № 2(46). – c. 48-58. – doi: 10.22405/2304-4772-2023-1-2-48-58.
2. Го И. Исследование творческого взаимодействия интерактивной рекламы в новых медиа // Наука и человек в новом мире: Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2023. – c. 142-148.– doi: 10.46916/26052023-1-978-5-00174-998-1.
3. Казючиц М.Ф., Спутницкая Н.Ю. Современные подходы к изучению экранной культуры: перспективы и тенденции // Вестник Академии медиаиндустрии. – 2023. – № 2(34). – c. 113-122.
4. Кириллова Н.Б. Модификация эстетико-семиотической структуры экранной культуры: исторический контекст // Вестник ВГИК. – 2023. – № 4(58). – c. 84-95.
5. Костюк И.С., Волков Д.Ю. Типология интерактивных медиа // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. – 2023. – № 2. – c. 303-309.
6. Кортунов В.В., Григорьев С.Л. Роль эмоциональных триггеров в экранной культуре // Образовательный вестник Сознание. – 2022. – № 11. – c. 33-40. – doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-33-40.
7. Кривуля Н.Г. Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа: роль экранных медиа в сохранении и распространении культурного наследия. / Сборник материалов научной конференции МГУ им. М.В. Ломоносова. - Москва, 2023. – 258 c.
8. Кузнецова Е.А., Иванова Е.В., Шепетина А.В. Видеомэппинг как инструмент создания предметно - пространственной среды // Инновационная светотехника: журнал РНК МКО. – 2023. – № 1. – c. 109-114.
9. Лобанова Ю.В. Роль экранных технологий в формировании новой культуры эмоций и чувств // Коммуникология. – 2022. – № 3. – c. 116-122. – doi: 10.21453/2311-3065-2022-10-3-116-122.
10. Отчет об анализе мирового рынка дисплеев за период 2023-2032 гг. Alliedmarketresearch.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alliedmarketresearch.com/display-market (дата обращения: 02.10.2024).
11. Отчет о состоянии рынка гибких дисплеев на период с 2024 по 2034 гг. Precedenceresearch.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.precedenceresearch.com/flexible-display-market (дата обращения: 0 2.10.2024).
12. Отчет о состоянии рынка прозрачных экранов. Persistencemarketresearch.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.persistencemarketresearch.com/.
13. Отчет ITResearch: российский рынок LFD бьет все рекорды. Novostiitkanala.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=173602 (дата обращения: 02.10.2024).
14. Папилова К.Е. Видеомэппинг как технология экранной медиакоммуникации // Журналистика и медиакоммуникации в цифровой среде: Сборник научных статей II Международной студенческой научно-практической конференции. Москва, 2023. – c. 141-145.
15. Экранные технологии. Portal.inno.msk.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://portal.inno.msk.ru/uploads/agencysites/analytics/research/Display+Technologies_AIM_2023.pdf/ (дата обращения: 02.10.2024).
16. 3D LED-дисплей: что это такое, как работает, преимущества и ограничения. Superpixel.sg. [Электронный ресурс]. URL: https://superpixel.sg/blog/3d-led-display/ (дата обращения: 02.10.2024).

Страница обновлена: 17.12.2024 в 15:14:45