Экономическая интеграция региональных систем: состояние и перспективы развития в условиях трансформации мировых экономических связей
Губин А.М.1
1 Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 28 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 10 (Октябрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49846460
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Тенденции межрегионального взаимодействия регионов одного государства определяются внутренними и внешними процессами и приоритетами экономического развития отдельных государств и интеграционных объединений. Современный кризис глобализации и пересмотр национальной экономической политики в сторону развития внутренних интеграционных процесс потребовали пересмотра сущности и перспектив экономической интеграции внутри государства, когда исполнительная власть и предпринимательская среда актуализируют все доступные инструменты межрегиональной, межотраслевой интеграции и обеспечивают резистентность экономической системы.
В статье представлена авторская интерпретация интеграции и экономической интеграции по итогам систематизации и анализа существующих определений с учетом истории трансформации терминологии. Отдельным результатом исследования является систематизация и авторская характеристика этапов жизненного цикла интеграции в рамках процессного подхода. Представлен авторский подход к двухуровневой классификации экономической интеграции с детальной характеристикой субъектов и объектов экономической интеграции по видам. В завершении исследования содержится результат проведенной автором систематизации основных тенденций интеграционных процессов в современных экономических системах.
Ключевые слова: глобализация, межрегиональная интеграция, экономическая интеграция
JEL-классификация: F01, F02, F15
Введение
Глобализация мировой экономики в условиях международного разделения труда, структурных изменений в национальных экономиках на фоне роста вклада ТНК в мировое производство и потребление, все эти тенденции определялись приоритетами экономически развитых стран по обеспечению доступного потребления, их заинтересованностью в привлечении доступных ресурсов, в обеспечении экологической безопасности за счет вывода опасных производств на территорию экономически развивающихся стран с заниженными экологическими нормами. Несмотря на общие закономерности в глобализации особое место в определении приоритетов и вектора международной экономической интеграции занимают западные страны, именно из-за политики которых можно констатировать наращивание правовых и институциональных проблем для национальной экономической безопасности (пример работы [5, С.55-63]), разный уровень доступности новейших технологий и ресурсов финансового рынка (исследования в статьях [6, С.47-64], [7, С.1371-1382], [10, С.669-688]. Для России содержание международной и межрегиональной экономической интеграции имеет свои особенности с учетом последствий постсоветского периода (в работах [8, С.293-314], [13, С.657-670], [15, С.1191-1210]).
Кризис международной интеграции, заключающийся в усилении неравенства и незаконных действиях одних участников, переводящих экономическое сотрудничество в сферу реализации своих политических и других национальных интересов в ущерб интересам других участников, не обладающих рядом преимуществ в мировой финансовой системе, по влиянию и роли в транснациональных компаниях.
Цель исследования состоит в определении особенностей и перспективных направлений экономической интеграции на уровне регионов одного государства с учетом видов экономической интеграции, исторических особенностей глобализации и межрегиональной интеграции в мировой экономике.
Новизна работы состоит в пересмотре подходов к определению интеграции и экономической интеграции с предложением авторских определений, в построении и детализации содержания этапов жизненного цикла интеграции с точки зрения процессного подхода, предложении авторского подхода к много уровневой классификации экономической интеграции по видам, в выявлении и обосновании актуальных тенденций в развитии интеграционных процессов.
Авторская гипотеза заключается в утверждении, что эволюция глобализации и интеграционных процессов в мировой экономике привела к активному развитию межрегиональной интеграции, имеющей свою специфику и классификацию, и ряд преимуществ в реализации и обеспечении экономической безопасности государства с учетом приоритетов его национальных интересов и суверенитета.
Определение и сущность интеграционных процессов в теории интеграции
Мнение о том, что интеграция есть один из способов глобализации, направленный на реализацию внутренних возможностей государств по реализации экономического потенциала и роста своего участия в мировой торговле, является частично верным, так как практика внедрения принципов свободной торговли, включения отдельных стран в процессы глобализации показывает неоднозначные предложения и последствия для национальных интересов от вступления в международных объединения или интеграционные группировки.
Под интеграцией разные научные школы понимают действия, процессы, связанные с развитием хозяйственных, торговых, производственных связей между регионами, государствами, отдельными территориями одной страны. Другая позиция представляет интеграцию как результат реализации взаимодействия между экономическими субъектами, тем не менее наиболее корректным и востребованным можно считать подход к интеграции как процессу по достижению запланированных эффектов.
Сравнивая разные определения терминов «интеграция» и «экономическая интеграция» из российских и зарубежных работ, ключевыми характеристиками обоих терминов можно считать добровольный характер, направленность против дискриминации в хозяйственных отношениях, и устойчивость, стабильность как самой интеграции, так и ее результатов. Далее представим ряд определений, которые подтверждают данный вывод и позволяют видеть развитие содержания интеграционных процессов в теории и практике:
по определению интеграции:
1960-е-1970-е гг.
- это «процесс, который включает меры, призванные устранить дискриминацию между хозяйственными единицами, относящимися к различным национальным государствам; рассматриваемая как состояние, она может быть представлена как отсутствие форм дискриминации между национальными хозяйствами» [20];
- «это одновременно и процесс, и состояние, имеющее тенденцию заменить раздробленные международные отношения, состоящие из независимых единиц, новыми более или менее широкими объединениями, наделенными минимальными полномочиями…в одной или нескольких определенных областях, которые входят в компетенцию базовых единиц» [18];
- это «создание наиболее желательной структуры международного хозяйства путем устранения искусственных преград для оптимальной деятельности и сознательного введения всех желательных элементов координации и инфраструктуры» [22];
1990-е-2010-е гг.
- это «состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию» [4];
- это «объединение и налаживание устойчивых связей и зависимостей в социально-экономической, политической и геополитической сферах на региональном, межрегиональном и межгосударственном уровнях» [3];
- «это добровольное объединение двух или более ранее самостоятельных субъектов предпринимательства путем установления между ними различных типов и форм связей для достижения множественных целей через сотрудничество каждого из объединяемых субъектов» [9].
по определению экономической интеграции:
1990-е-2010-е гг.
- это «процесс взаимного приспособления, расширения экономического и производственного сотрудничества, объединения национальных хозяйств двух и более государств, форма интернационализации хозяйственной жизни» [17];
- это «процесс постепенного хозяйственного объединения ряда стран, в результате которого формируется новый целостный хозяйственный организм – международный хозяйственный комплекс» [14]
- это «межрегиональная экономическая интеграция «представляет собой процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних регионов, ведущий к усилению экономического взаимодействия, основанного на проведении регионами согласованной межрегиональной экономической политики» [1];
- это «межрегиональная социально-экономическая интеграция регионов – процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних регионов, базирующийся на исторически сложившихся отношениях субъектов экономики и социальной сферы регионов, ведущий к рационализации использования их потенциалов, основанный на проведении согласованной внутренней и межрегиональной социально-экономической политики» [16].
По итогам исследования этих определений можно сделать следующие выводы:
- появление и детализация термина «интеграция» напрямую связаны с процессами глобализации в мировой экономической системе, на уровне финансовых международных организациях (МВФ) под глобализацией понимается «в возрастающей степени интенсивная интеграция как рынков товаров и услуг, так и капиталов» [21], в научной мысли российских исследователей интеграции и глобализации также глобализация представляется как процессы взаимозависимости экономик стран мира, в основе которых – углубление интернационализации производства и капитала [19]. Однако главные преимущества от глобализации получали промышленно развитые страны, которые благодаря интеграционным процессам могут оптимизировать структуру внутренних и внешних инвестиций, получать новые инновационные возможности своей экономики, доступ к ресурсам и технологиям;
- именно экономически развивающиеся страны применяют интеграционные объединения для защиты национальных интересов от негативных процессов, которые являются результатов глобализации, то есть одним из следствий глобализации является наращивание межрегиональной интеграции на уровне государств и регионов одного или нескольких государств для противостояния, защиты от глобализационных процессов и их влияния на национальные экономические интересы и результаты экономического развития [11], [12];
- принципиальным отличием экономической интеграции от других видов интеграции является наличие фактора повышения конкурентоспособности участников интеграционного объединения, в том числе за счет общего использования ресурсов, интеллектуального, финансового, инвестиционного капитала при сохранении приемлемого уровня самостоятельности при принятии управленческих решений и недопущении перераспределения ресурсов, в том числе трудовых, финансовых из менее экономически развитых в более развитые страны, регионы;
- наиболее корректными и отвечающим современной практике реализации интеграционных процессов на уровне государств и регионов можно считать авторское, предлагаем под интеграцией понимать «поэтапное приведение интересов субъектов интеграции (государств, регионов, предприятий, отраслей) в соответствие с общим вектором развития для максимальной эффективности интеграционных процессов с учетом национальных интересов и выравнивания социально-экономического состояния субъектов»;
- в продолжение рассмотрения данных терминов считаем необходимым предложить следующую трактовку экономической интеграции, а именно: «обеспечение корреляции экономических интересов государств (регионов, предприятий, отраслей) для достижения максимальных экономических и социальных эффектов от совместных действий в рамках интеграционного объединения», при этом необходимо оценивать и обеспечивать последовательное объединение различных секторов национальных экономических систем для оптимизации структуры экономической системы интеграционного объединения. Принимается точка зрения о том, что «каждая предшествующая ступень понимается как логическая предпосылка к последующей, а направлением региональной интеграции считается поступательное движение от экономического к политическому союзу (объединению)» [18].
Жизненный цикл экономической интеграции
Базовым вопросом понимания сущности и особенностей развития интеграционных процессов является определение ключевых этапов жизненного цикла интеграции в ее базовой характеристике в рамках процессного подхода (рис.1).
Рисунок 1 – Жизненный цикл интеграции в рамках процессного подхода
Источник: составлено автором
В представленной на рис.1 схеме традиционно можно говорить о следующих стадиях жизненного цикла интеграции стран, регионов, предприятий или отраслей:
1) на первой стадии происходят процессы формирования нормативных правовых основ объединения, утверждения организационной структуры интеграционной группировки и другие действия по администрированию и стандартизации интеграционных процессов. По временным ресурсам такая институционализация интеграционного объединения может привести к разным результатам, вплоть до завершения функционирования союза по ряду причин политического, экономического характера;
2) на второй стадии можно наблюдать процессы наращивания, усложнения форм и направлений интеграции между субъектами объединения, при этом конечная цель данного этапа – выйти на «точку безубыточности» в понимании того, что за соответствующий период, с учетом всех понесенных затрат, в том числе административных, интеллектуальных и т.п. участники интеграции смогли получить запланированную отдачу в приросте показателей торговли, обмена и всех других результатов, предусмотренных соглашениями, договорами, учредительными документами союзов, ассоциаций, объединений;
3) на третьей стадии интеграции в условиях активного роста и развития всех количественных и качественных характеристик совместной деятельности субъектов объединения можно наблюдать последовательное или по индивидуальной траектории наращивание объемов и направлений интеграции, в том числе за счет присоединения новых участников, важно прогнозировать, мониторить предельные показатели такого развития, так как меняющиеся условия функционирования мировой экономики, конъюнктура на рынках товаров, работ, услуг будут влиять на эффекты от интеграционного объединения разного масштаба и уровня;
4) четвертая стадия жизненного цикла представлена двумя типовыми сценариями:
4.1. завершение эффективного и привлекательного для участников функционирования интеграционного объединения в заданных формальными правилами, нормативными актами условиях и формах;
4.2. трансформация существующих условий и форм интеграции и переход на новый уровень, новую фазу или переход участников одного интеграционного объединения в другое, более привлекательное по условиях взаимодействия и сотрудничества.
Многоуровневая классификация видов экономической интеграции с детализацией субъектов и объектов интеграции
В зависимости от вида интеграции можно рассматривать разное содержание интеграционных объединений по субъектно-объектному составу, представим авторское видение многоуровневой классификации экономической интеграции:
1) макроэкономическая интеграция (или региональная интеграция) – процесс объединения стран, который характеризуется сращиванием национальных рынков труда, капитала, товаров, формированием единого рыночного пространства с единой валютой, правовой системой, созданием наднациональных органов управления (рис.2); для данного вида экономической интеграции характерны типичные для глобализации причины и условия объединения государств с целью создания свободной экономической зоны для торговых и других отношений между странами.
Рисунок 2 – Состав субъектов и объектов макроэкономической интеграции
Источник: составлено автором
Можно рассматривать общеэкономические условия интеграции или узкий набор интересов такой интеграции государств-участников. Количество государств-участников не ограничено, тем не менее, можно говорить о необходимости формирования базы, основы интеграционных отношений государств, направленных на формирование взаимовыгодных и перспективных с точки зрения развития, расширения отношений между экономическими системами разного уровня развития, так как примеры объединения стран с сильными различиями в макроэкономических показателях (пример НАФТА) свидетельствуют об ограниченном потенциале развития такой интеграции.
Для данного вида интеграции будет характерно наличие второго уровня классификации интеграционных объединения по видам:
- интеграция «сверху» (авторитарная, традиционная) – сближение территорий на основе властного решения правительственных кругов, при этом политическое решение со стороны государств-участников будет продиктовано, в первую очередь, необходимостью обеспечения национальной безопасности за счет такой интеграции и экономические последствия могут быть на втором и третьем плане по приоритетам;
- интеграция «снизу» (инициативное, самоинтеграция) – создание нового союза, объединения, которое возникло на определенном этапе развития общества с учетом осознания, признания положительных экономических, социальных, политических эффектов от такого союза, в данном случае экономические и социальные последствия интеграции будут стоять на первом месте.
2) мезоэкономическая интеграция (или межрегиональная) – процесс создания из регионов одного или нескольких государств новой вышестоящей системы, которые бы взаимодействовали между собой в социально-экономических, политических и других сферах. Разрабатывается общая программа стратегии и развития, все это приводит к слиянию в единый интегрированный регион (рис.3); если речь идет об интеграции регионов нескольких государств, такие объединение регулируется со стороны федеральных органов исполнительной власти, в том числе чтобы такие союзы не ущемляли социально-экономические интересы других регионов этих государств и соответствовали общегосударственным приоритетам экономического развития.
Рисунок 3 – Состав субъектов и объектов мезоэкономической интеграции
Источник: составлено автором
Можно говорить, что данные вид экономической интеграции по условиям и факторам развития схож с макроэкономической интеграцией, принципиально будет отличаться только вариант интеграции регионов одного государства, так как и в правовых, и в экономических вопросах такая интеграция реализует только национальные интересы и направлена на усиление межхозяйственных связей внутри страны, на выравнивание социально-экономического развития регионов-участников интеграции, на получение всех возможных положительных синергетических эффектов от масштаба проектов, результатов интеграции для резидентов и общества.
Именно для данного вида экономической интеграции наиболее востребованы виды интеграции второго уровня, так как единство правовых норм, государственной культурной, социальной политики дает возможность для реализации соглашений между регионами по максимально широкому кругу интересов:
1) виды интеграции по сферам приложения общих интересов и усилий участников объединения:
- социальная интеграция – сближение, устранение разобщенности, изменение структуры социума для снятия социальную напряженность в обществе и проведения согласованной политики в здравоохранении, образовании, социальной защите населения;
- политическая интеграция – процесс образования формальных или неформальных институтов для принятия совместных политических решений;
- культурная интеграция – процесс создания единого культурного пространства, в том числе через создание единых библиотечных фондов, архивов, музейных комплексов и т.п.
2) виды интеграции по степени интегрированности:
- интеграция на принципах ассоциаций – создание ассоциаций, союзов, стратегических альянсов при сохранении политической и экономической автономии участников;
- интеграция на принципах агломераций – полная или частичная централизация бюджетов участников интеграции, образование наднациональных и надрегиональных властных институтов, которые должны проводить согласованную политику во всех сферах деятельности субъектов интеграции.
3) микроэкономическая интеграция (или локальная) – процесс слияния предприятий или отраслей одного региона или государства (рис.4). Микроэкономическая интеграция осуществляется, например, для сокращения издержек или получения синергетического эффекта от объединения ресурсов, проектов предприятий или отраслей (пример кластерного подхода к созданию максимально «длинной» цепочки производственной линии товаров от сырья до высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью за счет сотрудничества предприятий одной технологической, производственной цепочки с эффективной логистикой, местоположением и т.п.).
Рисунок 4 – Состав субъектов и объектов микроэкономической интеграции
Источник: составлено автором
Для данного вида экономической интеграции актуален второй уровень классификации:
- горизонтальная – объединение предприятий, действующих в одной отрасли для получения конкурентных преимуществ в ценообразовании, в ассортименте, в инвестиционной привлекательности производства;
- вертикальная – объединение предприятий, которые работают в разных отраслях, но связаны между собой последовательными ступенями производства (пример кластеров).
На рис.5 представлен результат систематизации видов экономической интеграции в рамках многоуровневого подхода, востребованного в теории и практике реализации интеграционных объединений, когда виды интеграции второго уровня классификации распределены и привязаны к первичным, базовым видам интеграции с учетом своего содержания, последствий реализации.
Рисунок 5 – Двухуровневая классификация видов экономической интеграции
Источник: составлено автором
Современные тенденции развития интеграционных процессов в региональных экономических системах
К основным тенденциям, характерным для интеграционных процессов в современных экономических системах, можно отнести:
- более ярко выраженное противопоставление причин и последствий интеграции для экономически развитых и развивающихся стран и регионов на фоне растущего спроса на экономическую интеграцию внутри страны между ее регионами для обеспечения максимальных эффектов от интеграции для целей национальной экономики и получения конкурентных преимуществ на международном и внутреннем рынках;
- для сохранения всех положительных последствий глобализации и локальной интеграции экономически развитых государств все чаще используются политические и внеправовые инструменты воздействия на международный рынок, в том числе через объединение одних против других, введение незаконных санкций одних стран или интеграционных объединений против других для защиты своих интересов, в том числе экономических, как способ конкурентной борьбы за доступ к дешевым ресурсам или к рынкам сбыта своей продукции, работ, услуг; эту тенденцию можно объяснить, в том числе тем, что именно экономически развитые страны более интенсивно развивали интеграционные процессы и так как политический союз рассматривается как наивысшая стадия эволюции интеграции, к которому относится проведение единой внешней политики, это дает основание таким интеграционным группировкам считать наличие у себя полномочий реализовывать интересы стран-участников такой интеграции по всем направлениям и с наивысшим приоритетом именно своих экономических, социальных, политических интересов даже в ущерб интересам третьих стран;
- в географических и исторических характеристиках можно видеть крупные вехи в развитии мировой интеграции, которые начались в середине 20 века именно в Европе, и после 1960-х годов стали охватывать все остальные континенты все более интенсивными темпами и большими масштабами, после 1980-х годов стимул в развитию интеграционных процессов затронул и экономически развивающиеся страны [2] в вопросах получения положительных эффектов от таких объединений за счет обеспечения доступа их резидентов в международному рынку труда и рынку товарного обращения с широким ассортиментов и доступной стоимостью;
- в реальном секторе экономики и в сфере финансовых, валютных отношений интеграционные процессы между государствами с разным уровнем экономического развития проходят в одной траектории взаимодействия, с признаками неравенства, если интеграция в данных сферах реализуется между государствами примерно одного уровня экономического развития можно наблюдать сложности в достижении консенсуса по ряду вопросов, так как каждая из сторон планирует рассчитывать на большие преференции для себя и своих резидентов, в результате достижение согласия и реализация совместных проектов может затянуться или вовсе не быть реализованным;
- преимущества межрегиональной интеграции в рамках объединение регионов одного государства состоят в следующем:
· единое правовое поле, требующее приведения в соответствие ряда региональных норм и условий деятельности хозяйствующих субъектов (региональные налоги и льготы, системы субсидирования предприятий по отраслевому принципу и т.п.);
· минимальные культурные, социальные и другие отличия в функционировании общества, бизнеса, трудовых ресурсов, единая финансовая система и государственная экономическая политика;
· максимальный доступ к ресурсной базе регионов-участников интеграции и эффективность логистических цепочек, затрат на обеспечение совместных проектов, интеграционных действий необходимыми ресурсами;
· максимальная стабильность в содержании, последовательности и сроках развития межрегиональной интеграции внутри одного государства, направленные на стабильность национальной экономической системы и управляемость развития экономики в вопросах обеспечения потребительского спроса, инвестиционной привлекательности реального сектора экономики, занятость участников региональных рынков труда и т.п.;
· заинтересованность федерального центра в развитии интеграционных отношений между регионами для роста стабильности в их экономических и социальных системах и укрепления национальной безопасности страны за счет реализуемых соглашений, проектов и их результатов для общества, резидентов и самого государства.
Заключение
В завершении исследования заявленной темы отметим, что в практике российских регионов реализация тех или иных видов и форм интеграции осуществлялась с 1990-х годов, когда потребность в объединении усилий по решению новых рыночных вопросов и задач была высока и слабая централизация исполнительной власти давала возможность управлять социально-экономическим развитием регионов, их инвестиционным потенциалам на уровне субъектов РФ. В современный период реализации интеграционных объединений между регионами страны практика работы между регионами свидетельствует о востребованности такой формы взаимодействия, когда активно заключаются новые соглашения или актуализируются прежние, объединяются усилия по решению важных экономических, социальных, экологических вопросов и задач развития территорий страны.
Поддержка и развитие межрегиональной интеграции на уровне исполнительной власти субъектов РФ, бизнес-сообществ, профессиональных объединений, в том числе научных, будут способствовать успешному противостоянию негативных последствий глобализации для России на всех направлениях обеспечения стабильности в экономических и политических вопросах, для получения синергетических эффектов от использования ресурсов в условиях доминирования государственных и внутренних инвестиций для экономики страны.
Важно, чтобы заключаемые многосторонние по направлениям сотрудничества соглашения становились реальным инструментов экономического развития группы регионов, в которых задействовано максимальное количество активных и эффективных по своей деятельности участников. Это требует, в том числе, формирования благоприятного информационного поля в обществе, так как приток частных инвестиций в региональные проекты и отрасли, предприятия является существенным фактором успешности межрегиональных процессов.
Источники:
2. Байдурин М.С. Современные тенденции глобальной интеграции в мировом экономическом пространстве // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2014. – № 5. – c. 69-78.
3. Бакланов П.Я. Интеграционные и дезинтеграционные процессы на Дальнем Востоке России // Региональные исследования. – 2002. – № 1. – c. 12-19.
4. Большой энциклопедический словарь. / гл. ред. А. М. Прохоров. - Москва: Советская энциклопедия; Санкт-Петербург : Фонд "Ленингр. галерея", 2002. – 1628 c.
5. Бухвальд Е.М. Правовые и институциональные проблемы интеграции требований экономической безопасности в систему стратегического планирования // Экономическая безопасность. – 2019. – № 1. – c. 55-63. – doi: 10.18334/ecsec.2.1.100623.
6. Герцик Ю.Г., Петренко Е.С., Притворова Т.П. Развитие биоэкономики и биотехнологий в странах Евразийского экономического союза как перспективное направление научно-производственной интеграции // Экономика Центральной Азии. – 2022. – № 1. – c. 47-64. – doi: 10.18334/asia.6.1.114401.
7. Доржиева В.В. Цифровая трансформация как национальный приоритет развития Российской Федерации и драйвер экономической интеграции в ЕАЭС // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1371-1382. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113742.
8. Дробот Е.В., Ивко Е.С. Международная экономическая интеграция в области таможенного дела – опыт стран постсоветского пространства // Экономические отношения. – 2018. – № 3. – c. 293-314. – doi: 10.18334/eo.8.3.39163.
9. Игнатьев Н. М. О понятии экономической интеграции хозяйствующих субъектов // Экономический журнал. – 2012. – № 3. – c. 99-104.
10. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Обеспечение экономической безопасности России в международных финансово-экономических организациях в процессе интеграции // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 3. – c. 669-688. – doi: 10.18334/epp.11.3.111630.
11. Ленков И.Н. Генезис интеграционных процессов региона ЕАЭС // Банковские услуги. – 2015. – № 2. – c. 2-5.
12. Ленков И.Н. Генезис процессов валютно-финансовой интеграции // Научное обозрение. – 2015. – № 19. – c. 249-252.
13. Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность России в глобальной динамике интеграции // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 657-670. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112994.
14. Международная экономическая интеграция. / учеб. пособие; под ред. Н. Н. Ливенцева. - Москва: Экономистъ, 2006. – 430 c.
15. Петренко Е.С., Варламов А.В., Лещенко Ю.Г., Экономическая безопасность России в процессе интеграции в Евразийский экономический союз // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1191-1210. – doi: 10.18334/eo.10.4.111399.
16. Самаруха В.И., Краснова Т.Г., Трусова С.В. Модель создания и реализации межрегионального проекта «Енисейская Сибирь» // Известия Байкальского государственного университета. – 2019. – № 2. – c. 324-331.
17. Современный словарь иностранных слов. / 4 изд., стер. - М.: Рус. яз., 2001. – 740 c.
18. Сонин О.В. Теоретические концепции региональных интеграционных процессов // Вестник Московского института лингвистики. – 2011. – № 2. – c. 126-141.
19. Шишков Ю.В. Регионализация и глобализация мировой экономики: альтернатива или взаимодополнение // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 8. – c. 3-20.
20. Balassa B. The Theory of Economic Integration. - Homewood, Illinois: R. D. Irwin, 1961. – 304 p.
21. Stiglitz J.E. Globalization and its discontents. - New York, London, W.W. Norton & Company, 2002. – 282 p.
22. Tinbergen J. RIO Report: Reshaping the International Order: A Report to the Club of Rome. - New York: Dutton, 1976. – 325 p.
Страница обновлена: 29.11.2024 в 01:05:39