Трансформация естественных монополий в экономике России
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (54), Июнь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Радюкова Я.Ю., Смолина Е.Э. Трансформация естественных монополий в экономике России // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 6. – С. 64-67.
Аннотация:
В последние годы в странах с развитой рыночной экономикой наметилась тенденция роста многопродуктовых естественных монополий. Это транспортировка нефти и газа по магистральным трубопроводам, передача электроэнергии, железнодорожные перевозки, доставка грузов в отдаленные регионы, телефонная связь, услуги общедоступной почтовой связи, транспортных терминалов, портов и аэропортов, управление воздушным движением, централизованное водо- и теплоснабжение и др.
Ключевые слова: рыночная экономика, естественные монополии, российская экономика, транзит
В последние годы в странах с развитой рыночной экономикой наметилась тенденция роста многопродуктовых естественных монополий. Это транспортировка нефти и газа по магистральным трубопроводам, передача электроэнергии, железнодорожные перевозки, доставка грузов в отдаленные регионы, телефонная связь, услуги общедоступной почтовой связи, транспортных терминалов, портов и аэропортов, управление воздушным движением, централизованное водо- и теплоснабжение и др.
Производства (отрасли), традиционно рассматриваемые как естественные монополии, являются неоднородными образованиями и включают в себя ряд подотраслей и производств, не обладающих признаками естественных монополий. Это сфера инфраструктурных монополий. До настоящего времени российская экономика остается ориентированной на экспорт сырьевых ресурсов, который невозможен без мощных трубопроводных и железнодорожных сетей.
Ключевое значение естественным монополиям в экономике России придает руководство страны. С позиции представителей государственных органов власти, рациональное регулирование деятельности естественных монополий - это основной вопрос, так как именно они в огромной степени определяют всю структуру производственных и потребительских цен, а значит, влияют и на экономические, и на финансовые процессы, и на динамику доходов населения.
Роль предприятий естественных монополий в транзитарной экономике велика. Субъекты естественных монополий являются относительно стабильным источником рабочих мест и доходов для населения страны. Многие из них имеют значительную по масштабам социальную инфраструктуру. Крупные корпорации – субъекты естественной монополии ‑ являются бюджетообразующими как для многих российских регионов, так и страны в целом.
Естественные монополии имеют структурообразующий характер для экономики страны. Огромна социальная значимость их отраслей, прежде всего, железнодорожного и морского транспорта. Это, прежде всего, касается системы жизнеобеспечения регионов страны, особенно отдаленных. Они начинают определять национальную безопасность страны. Можно высказать предположение, что деформации на рынках естественных монополий присущи не только реформируемым экономикам. Поэтому рынки монополистических образований имеют различные деформации, а именно:
а) присущие стабильно функционирующим рынкам;
б) присущие переходному периоду хозяйствования.
В свою очередь, к трансформационным характеристикам следует отнести:
- деформации, связанные с несовершенством законодательной базы деятельности естественных монополий;
- деформации, связанные с выбором неадекватных форм государственного регулирования субъектов естественных монополий.
Становление рыночных отношений, основанных на принципе свободной конкуренции коммерческих организаций, потребовало соответствующего правового обеспечения. Вследствие этого важнейшая роль в развитии конкуренции и использовании конкурентных механизмов в России отводится антимонопольному законодательству.
Развитие и поддержка конкуренции является одним из приоритетных направлений современной экономической политики российского государства. Однако существуют такие отрасли экономики, где конкуренция по объективным причинам (технологические особенности производства, характер спроса и потребления и т.п.) неэффективна или вообще невозможна. Такие товарные рынки подлежат государственному регулированию. Это необходимо для защиты интересов потребителей товаров и услуг субъектов естественных монополий, а также для повышения экономической эффективности их деятельности. В настоящее время в нашей стране прослеживается тенденция усиления регулирующей функции государства в рассматриваемой сфере, что порождает ряд экономических и правовых проблем.
Характеризуя современный этап развития экономических отношений, можно заметить, что российская экономика сохранила многие черты бывшей советской экономики. Однако в условиях перестройки системы отраслевого управления хозяйством произошла трансформация монополии отраслевых министерств в монополию различного рода ассоциаций, концернов и так далее.
Поскольку существование отраслей естественных монополий обусловлено либо уникальностью используемых природных ресурсов, либо технической спецификой некоторых производств, которые характеризуются экономической невыгодностью конкуренции и снижением издержек лишь с увеличением объема производства, оно способно тормозить развитие остальных отраслей.
По нашему мнению, экономическая свобода, предоставленная естественным монополиям, является одной из важных причин, приведших к разбалансированности народного хозяйства, появлению проблемы неплатежей, углублению структурных диспропорций, росту цен, активному давлению на государственные органы с целью обеспечения для себя льгот и привилегий, сохранению консервативной технической политики и пренебрежению к запросам покупателей.
Приведем другие специфические черты, которые имеет на современном этапе российский монополизм.
Отчетливо проявляется тенденция к регионализации хозяйственных связей. Это обусловлено:
‑ значительным ростом транспортных тарифов, которые теперь составляют значительную долю в структуре себестоимости;
‑ неразвитостью рыночной инфраструктуры;
‑ слабой подготовкой правовых, финансовых, информационных институтов;
‑ традиционной ориентацией некоторых отраслей и отдельных предприятий на локальные и региональные рынки;
‑ стремлением местных органов власти к самообеспечению;
‑ возведением искусственных барьеров, препятствующих выходу на рынок.
Отсутствие должной стратегической ориентации экономических реформ на макро-, мезо- и микроуровнях привело к усугублению структурных деформаций естественных монополий.
В обобщенном виде можно выделить следующие важнейшие факторы, определяющие ход российских реформ в естественно-монопольных отраслевых структурах:
1) проявление ряда ретроспективных тенденций, в том числе и негативных, определяющих долгосрочные и устойчивые диспропорции в развитии производственной инфраструктуры;
2) наличие общего макроэкономического фона российских реформ, осуществление которых определяло мероприятия по реформированию инфраструктурных отраслей;
3) генезис российского монополизма (любого ‑ естественного или технологического) как административного, инициированного «сверху», а не как сложившегося в процессе развития рыночных отношений, внес в процессы реформирования дополнительные трудности (прежде всего, при проведении институциональных преобразований);
4) «запаздывающий» характер реформ в инфраструктурных отраслях в общем пакете мер по реформированию отраслей народного хозяйства, что в ряде случаев тормозило поступательный ход социально-экономических преобразований в стране, и в то же время, в силу исключительной роли сетевых инфраструктурных объектов в отечественной экономике, зачастую демпфировало последствия не всегда обоснованных шагов по реформированию экономики на макроуровне;
5) магистральный характер транспортных и энергетических сетей страны, особенности формирования их структуры, влияющей на возможности развития как внутриотраслевой, так и межотраслевой конкуренции;
6) многообразие форм и способов (не всегда полностью легитимных) проведения через отраслевые министерства комплекса мероприятий отраслевого характера, направленных на выживание отрасли в новых хозяйственных условиях;
7) особенности мероприятий по государственному регулированию инфраструктурных отраслей в сфере их естественной монополии, направленных на преодоление сращивания функций государственного управления и хозяйствования в рамках единого субъекта и ориентированных на обеспечение эффективности деятельности естественно-монопольных отраслевых структур в интересах общества.
Если принять во внимание особое значение естественных монополий в экономике современной России, достижение цели регулирования монополистических образований будет способствовать проявлению положительных тенденций в различных средах экономической системы. Направления совершенствования деятельности конкретных субъектов естественных монополий имеют отраслевые особенности и поэтому должны рассматриваться отдельно.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:52:15