Нужна ли сегодня в России большая приватизация госкомпаний?
Куликов Н.И.1, Вдовина Е.С.1, Куликова М.А.1
1 Тамбовский государственный технический университет
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)
Аннотация:
Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования новой экономической модели – экономики предложения. В ее основе должен стать сектор производства, базирующийся на технологическом суверенитете. В исследовании рассматриваются роль и значение государственного сектора экономики в формировании бюджетных доходов государства, решении задач импортозамещения, эффективности их деятельности в условиях сложной геополитической ситуации и санкционного давления со стороны стран Запада. Делается вывод, что стратегические отрасли, системообразующие и инфраструктурные компании, предприятия ОПК и особенно монополии должны быть в руках государства, напротив, малый бизнес, сфера услуг: мелкие кафе, стартапы, туристические агентства, отдельные инновационные проекты и другие наиболее эффективно будут управляться частными собственниками. СВО на Украине 2022 года лишь доказала правильность курса и Президента, и Правительства РФ на смешанный тип экономики в России. Поэтому в условиях сложной геополитической ситуации и санкционного давления со стороны стран Запада влияние государства в экономике России только будет усиливаться. Идет естественный процесс, который изменил ситуацию и в мире, и в стране, чтобы обеспечить развитие реального сектора экономики и сельского хозяйства, модернизацию, развитие науки, добиться технологического и финансового суверенитета необходимо активное участие и присутствие государства в экономике страны
Ключевые слова: приватизация, бюджет, государственная собственность, частная собственность, государственный капитализм, теневая экономика
JEL-классификация: E26, J46, O17
Введение. В Российской Федерации периодически поднимаются вопросы большой приватизации госкомпаний. Вот и последние 12 месяцев в России активно обсуждается тема, связанная с желанием системных либералов провести большую приватизацию госкомпаний, продвигаемую под идеей обеспечить новый толчок в развитии отечественной экономики. Инициатором распродажи государственной собственности в частные руки стал никто иной, как руководитель ПАО «ВТБ» Костин А. Вслед за Костиным А. в мае 2023г. сообщил заместитель министра финансов Моисеев А., что министерство финансов готово к проведению «Приватизации 2.0». На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в июне 2023г. Греф Г., Набиуллина Э., Силуанов А. пытались активизировать эту тему, доказывая, что приватизация госкомпаний – главный вопрос в настоящее время в России. В декабре 2023г. Герман Греф снова заявил, что подавляющее большинство госкомпаний может быть приватизировано, включая Сбербанк. Мы очень привлекательный актив, нас с удовольствием купят – сказал Герман Греф. 13 марта 2024г. господин Силуанов А. заявил Министерство финансов России считает, что план поступлений от приватизации в бюджет должен быть скорректирован: «У нас в этом году от приватизации в бюджет чуть больше 1 млрд рублей, мы считаем, что цифра должна быть скорректирована – не менее 100 млрд рублей ставим задачу сделать». Кстати, в бюджете РФ на 2024г. поступления от приватизации утверждены в сумме 1,228 млрд рублей, на 2025 и 2026 гг. – по 1,226 млрд рублей.
Авторы в своей статье опираются на гипотезу о том, что для перехода России на новую экономическую модель – экономику предложения должны стать корпорации с государственным участием. События последних лет еще раз доказали, что самым эффективным управлением может быть только государство, которое напрямую заинтересовано в экономическом развитии России и в росте благосостояния ее граждан.
Целью исследования является анализ последствий результатов приватизации государственных компаний в России в 90-е годы 20 века, а также проанализировать результаты эффективной деятельности государственного сектора экономики и его роль в формировании бюджетных доходов государства.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические и практические аспекты приватизации в РФ;
- проанализировать приватизационный опыт РФ;
- выявить основные цели приватизационной политики, а также рассмотреть вопросы необходимости приватизации госкомпаний в настоящее время;
- исследовать последствия приватизации госкомпаний в России на конкретных примерах;
- выявить степень конкуренции российских компаний с государственным участием на мировых рынках;
- проанализировать дальнейшие перспективы приватизации государственных компаний в РФ;
- исследовать участие государственных компаний в формировании новой модели экономики – экономики предложения, способной обеспечить технологический и финансовый суверенитет России;
- обосновать необходимость формирования государственных компаний как важнейшего современного института формирования и развития новой модели экономики.
Предмет исследования: организационно-экономические и правовые основы деятельности госкомпаний, как и институтов развития, направленной на формирование новой модели экономики.
Объект исследования: государственные компании, обеспечивающие современное развитие российской экономики.
Практическая значимость статьи состоит в том, что полученные результаты и выводы теоретического и практического значения могут быть использованы при формировании новой модели экономики – экономики предложения.
Теоретический обзор. Сложившимся отношением собственности, последствиям приватизации 90-х годов 20 века и проблемам приватизации в России большое внимание в своих работах отводят такие известные экономисты, как С.Ю. Глазьев, С.С. Губанов, М.Ю. Делягин, Г.Б. Клейнер, Н.И. Куликов, М.А. Куликова, Е.С. Вдовина, В.М. Юрьев, В.Ю. Катасонов, D. Laibman.
Проанализированы результаты эффективной деятельности государственного сектора экономики, его роль в формировании бюджетных доходов государства, выявленные в результате анализа статистических и экспертных данных, а также выводы, полученные разными группами исследователей.
Возникает один вопрос, зачем нужно приватизировать государственную собственность? Госпожа Набиуллина Э. утверждает, что приватизация госкопаний повысит эффективность управления государственными активами. Господа Греф Г. и Силуанов А – о необходимости пополнить государственный бюджет. Подтверждающих примеров, что частные компании управляются более эффективно, чем государственные в мировой практике отсутствует. В настоящее время в собственности с участием государства нет ни одного крупного актива, который управлялся бы неэффективно. Сегодня в собственности государства находится огромное количество небольших предприятий социально-культурного, производственного назначения, которые не используются: полузаброшенные санатории, законсервированные базы отдыха и т.д. Эти объекты можно продать в частные руки, но приватизацией подобные действия со стороны государства будут только с формальной точки зрения [1].
Методы и информация. В научно-теоретическом плане статья базируется на системном и институциональных подходах, используются такие методы исследования, как системного анализа, экономико-статический, абстрактно-логический, экспертных оценок, анализ научной и информационной базы, синтеза полученных данных с опорой на принципы взаимосвязанности, последовательности, соразмерности. Материалами исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, собственные разработки авторов, Указы Президента и постановления Правительства РФ, а также данные Министерства финансов РФ, Минэкономразвития РФ, Росстата, Банка России по вопросам сложившимся отношениям собственности в стране, МВФ, данные Forbes.
Результаты. Если рассматривать более конкретно, то сегодня под контролем государства в основном находятся инфраструктурные и системообразующие предприятия. Такие как РЖД, Аэрофлот, Сбербанк, Ростех, Внешэконом, Роснефть, Ростелеком, Газпром, АО «Объединенная судостроительная корпорация», «Новатек», «Башнефть», «Камаз», корпорация «Иркут» и др. Скорее всего, часть пакетов акций этих компаний и будут выставлены на продажу, в минфине заявили, что подготовлен список из 30 компаний. РЖД-инфраструктура, а не коммерческая организация, если ее приватизировать, то собственники могут сказать, зачем нужны железнодорожные линии до дальних населенных пунктов, это же не рентабельно и останется Транссиб и еще, может быть, БАМ, Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Сочи, Казань, Екатеринбург. Частный бизнес РЖД не станет так активно заниматься строительством транспортной инфраструктуры, расширяя Восточный полигон, Центральный транспортный узел, подъезды к портам, вкладывая сотни миллиардов рублей. В 2023 году объем инвестиций корпорации РЖД в основной капитал составил 1,07 трлн рублей. Господин Костин А. в перечисленном им списке на приватизацию первой предложил АО «Объединенная судостроительная корпорация» (далее – ОСК). Следует напомнить господину Костину А., что ОСК создавалась государством на обломках частных убыточных компаний, разделивших 30 лет назад ее на куски. Урон от бандитской приватизации оказался огромным. Потребовалось 20 лет и сотни миллиардов рублей, чтобы собрать снова все в единую компанию, объединить усилия специалистов и заложить основу для восстановления судостроения в России. Корпорация ОСК также выполняет гособоронзаказ, на нем сфокусирована вся деятельность корпорации [39]. И продать ее в частные руки. Как можно передать в частные руки компанию ОСК в нынешних условиях сложной геополитической ситуации, проведения СВО на Украине. У господина Костина А. на личных счетах имеется около 28 трлн рублей, и почему ему не вложить эти средства в экономику России, например, построить высокотехнологичный завод, если он так заботится о развитии частного бизнеса. Необходимость пополнения государственного бюджета за счет приватизации системообразующих госкомпаний, не имеет никакого смысла. Во-первых, это разовые поступления в бюджет, а в следующем году чем пополнять бюджет. Это равносильно тому, что вместо того, чтобы искать работу, гражданин начинает продавать из квартиры мебель и бытовую технику. А во-вторых, госкомпании перечисляют в бюджет государству триллионы рублей в виде налогов и дивидендов. И Греф Г. об этом прекрасно знает. Если говорить о Сбербанке, то только по итогам 2022г. выплатил 565 млрд рублей дивидендов, половина из которых поступила в бюджет государства и заплатил 340 млрд рублей налогов. В целом в 2022г. от Сбера поступило в бюджет около 630 млрд рублей. По итогам 2023г. Сбер получил 1493,1 млрд рублей прибыли и выросла она в 5 раз по сравнению с 2022г., рентабельность капитала достигла 25%, чистый процентный доход вырос на 36,6 % и составил 2334 млрд рублей. В 2023г от Сбера в бюджет государства поступило налогов и дивидендов около 1,5 трлн рублей [3]. Вся трудовая деятельность господина Грефа Г. связана со службой в государственных структурах и работа в государственных организациях, так пусть идет работать в частный бизнес и доказывает на основе здоровой конкуренции, что частный бизнес более эффективен. Нигде в мире собственники, кроме России, не управляют своими компаниями, а нанимают эффективных топ-менеджеров. Российские системные либералы постоянно говорят о приватизации госкомпаний как о дополнительном источнике доходов и повышении эффективности управления госактивами. Когда либералы заявляют, что государство не эффективный собственник (менеджер), по меньшей мере, они лукавят. У государства не меньше возможностей, чем у частного владельца нанять эффективный топ-менеджмент, а проконтролировать его (топ-менеджмент) значительно больше возможностей, чем у частного владельца: это и счетная палата, и контрольная комиссия администрации президента, и прокуратура, и следственные органы и, наконец, участие представителя государства в совете директоров госкомпании [4]. И всегда есть возможность поменять топ-менеджмент на более эффективный. На западе владельцы частных компаний, чтобы топ-менеджмент не обманул и не обрушил компанию, выплачивают все возможные премиальные, передают во владение топ-менеджмента 5-10% акций предприятий. Масса примеров, когда топ-менеджмент выводил активы и компания разорялась, это происходит и в США, и в Италии, и во Франции, и во многих других странах. Поэтому, когда наши либералы пытаются навязать мнение, что государство неэффективно управляет госкомпаниями, то надо понимать, что они выражают интересы богатых людей, желающих быть еще богаче.
Большую приватизацию госкомпаний российским либералам в уста и уши вложили Западные спецслужбы. После начала СВО на Украине было введено США и их сателлитами 13 пакетов санкций, в результате чего было введено более 17000 различных ограничений против юридических и физических лиц. Весь расчет был в том, что государство оказывает минимальное влияние на российскую экономику и огромный поток санкций в течение 2-3 месяцев «резко обрушит» экономику России [12]. Но Западные эксперты серьезно просчитались. За последние четыре года с момента прихода правительства Мишустина М.В. (2020 год), экономика РФ начала разворачиваться с приоритета глобалисткого финансового на приоритет реального сектора экономики. Впервые за последние более чем 20 лет была сделана ставка на рост бюджетных расходов как одного из основных источников восстановления и развития реального сектора экономики. Только за последние четыре года (2020-2023 гг.) расходы федерального бюджета выросли на 35% с 19,8 трлн рублей в 2019 году до 29,9 трлн рублей в 2023г. Причем бюджетные деньги направляются не только на поддержку бизнеса, но и на поддержку потребительского спроса. Росстат 7 февраля 2024г. опубликовал первые данные по росту российской экономики. Рост ВВП в 2023 году составил 3,6% относительно 2022г. и достиг в текущих ценах 171041,00 млрд рублей. В сегодняшней геополитической ситуации это значительный рост и выше общемирового роста ВВП (2,9%), а в странах с развитой рыночной экономикой рост ВВП составил около 1,5% и отстает от роста российского ВВП в 2,4 раза. По данным национальных статистических служб государств РФ заняла пятое место среди стран Большой двадцатки (G20) по итогам роста экономики в 2023г. (3,6%) после Индии (7,3%), Китая (5,2%), Индонезии (4,5%) и на четвертом месте Турция (4,5%). В странах Европейского союза, входивших в G20, темпы роста экономики в 2023г. сократились до 0,4% с 3,4% в 2022г. или 8,5 раз. В ФРГ в 2023г. зафиксирован спад экономики на 0,3%. Это первое сокращение ВВП в Германии после 2009 года. В Великобритании рост ВВП в 2023г. составил всего 0,1%, что в 43 раза ниже уровня 2022г.. В Италии, Канаде, Франции также кратное сокращение темпов роста экономики. По итогам января 2024г. рост российской экономики составил 4,6%, что выше не только декабря 2023г. (2,7%), но и ноября 2023 г. (4,5% г/г), а к уровню 2021 года рост составил 1,6%. Быстрый рост российской экономики связан, прежде всего, с восстановлением темпов роста в обрабатывающей промышленности, где рост составил 7,5%. По прогнозам Минэкономразвития рост ВВП РФ в 2024г. может превысить 2% годовых. Но потенциал РФ даже в сложных геополитических условиях позволяет обеспечивать рост ВВП по 5-6% в год, для этого нужны фундаментальные изменения денежно-кредитной политики Банка России. Западные спецслужбы и российские либералы приватизацией госкомпаний сразу убивают двух зайцев: разрушают российскую экономику изнутри и вызывают недовольство граждан России [15].
Давайте ответим на один вопрос: много ли государства в экономике РФ? По оценкам отдельных экспертов доля государственного сектора в экономике России достигла рекордных показателей 56,2% ВВП. Доля неимоверно высокая? А получается она в результате простых арифметических операций. Долю компаний с госучастием 33,2% ВВП сложили с долей госуправления и ГУПы 23% и получили 56,2% долю госсобственности в ВВП [37]. Чиновники в министерствах и ведомствах, региональных и муниципальных органов власти, сидя в своих кабинетах и передвигаясь в служебных дорогих машинах, также участвуют в создании ВВП страны. Вот таким образом сегодня принято оценивать долю государства в экономике России. Это веяние экономической статистики пришло в Россию ещё в начале 90-х годов 20 века из МВФ. Чтобы определить фактическую долю государства в ВВП России воспользуемся дополнительными показателями. Например, количество компаний с госучастием, занимающихся экономической деятельностью. Согласно последним данным на середину 2023г. на государственные и муниципальные предприятия приходилось чуть более 1000 или 8,0% общей численности всех организаций, в том числе находящиеся в собственности федерального правительства и субъектов РФ насчитывалось 507 акционерных обществ или 3,7% общей численности компаний. Во всей добывающей промышленности число государственных и муниципальных компаний составляет 0,5% общей численности организаций в данном секторе экономики (около 100 компаний). Остановимся ещё на одном очень значимом показателе – доля государства в уставных капиталах компаний. Такой показатель можно найти на сайте Росстата. На начало 2022г суммарная доля государства (доля федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и муниципалитетов) в общем объеме уставных капиталов всех организаций действующих в экономике России, равнялась 23%. Вот 23% мы считаем основной показатель, с помощью которого нужно и можно оценивать долю государства в экономике России. В ключевых секторах экономики России этот показатель намного ниже. В обрабатывающей промышленности он равен 4,20%, а в добывающей промышленности – всего 0,50%. Мы постарались показать, что такого государственного сектора в экономике России в настоящее время нет, как утверждают либералы. Компании с государственным участием, несмотря на санкции со стороны США и стран Запада, за счет налоговых поступлений и девидентов формируют 65% консолидированного бюджета страны [18]. Из 50-ти крупнейших компаний с государственным участием около 95% являются прибыльными. По данным Forbes рейтинг самых прибыльных компаний России возглавляют «Газпром», «Роснефть», Сбербанк (Таблица 1).
Таблица 1. 10 крупнейших компаний России по чистой прибыли – 2023
№
|
Название
|
Чистая прибыль в
2022 г. |
Чистая прибыль в
2021 г. |
1
|
Газпром
Нефть и газ |
1311,6 млрд рублей
|
2159,1 млрд рублей
|
2
|
Ямал СПГ
Нефть и газ |
840,2 млрд рублей
|
400,3 млрд рублей
|
3
|
Роснефть
Нефть и газ |
813 млрд рублей
|
883 млрд рублей
|
4
|
Лукойл
Нефть и газ |
790,1 млрд рублей
|
635,7 млрд рублей
|
5
|
Новатэк
Нефть и газ |
640,4 млрд рублей
|
318,3 млрд рублей
|
6
|
Норильский никель
Цветная металлургия |
429,3 млрд рублей
|
512,9 млрд рублей
|
7
|
Татнефть
Нефть и газ |
284,9 млрд рублей
|
198,9 млрд рублей
|
8
|
Сахалинская энергия
Нефть и газ |
283,9 млрд рублей
|
147,7 млрд рублей
|
9
|
Сбер
Финансы и инвестиции |
270,5 млрд рублей
|
1245,9 млрд рублей
|
10
|
Фосагро
Химическая промышленность |
184,7 млрд рублей
|
129,7 млрд рублей
|
По итогам 2023г. в целом группа «Газпром» заплатила в бюджет всех уровней налогов и девидентов свыше 5 трлн рублей, «Роснефть» соответственно – более 4,5 трлн рублей и Сбербанк – 1,5 трлн рублей. Только эти три компании с гос. участием направили в бюджеты всех уровней более 11 трлн рублей – это 37% от дохода федерального бюджета. В 2023г. доходы федерального бюджета планировались около 30 трлн рублей. Приватизация госкомпаний приведет к резкому сокращению бюджетных доходов. В условиях санкционного давления и отсутствия финансового рынка государственный сектор будет продан фактически за бесценок. Сначала раздробив его на части и потом выведут его в офшоры. Федеральный бюджет может сократиться с 36 трлн рублей в 2024г. до 2 трлн рублей к 2030г. [25]. Вот к чему может привести большая приватизация госкомпаний – к обрушению и развалу российской экономики. Эксперты утверждают, что у российских олигархов на личных счетах скопилось около $400 млрд, что составляет 37 трлн рублей (курс доллара на дату написания статьи 92,73 рубля). Если у олигархов избыток денежных средств, то что мешает им вложить их в развитие реального сектора экономики. Сегодня в России после ухода иностранных компаний с российского рынка появилась возможность осуществить не одну тысячу проектов на благо экономики России и ее граждан без всяких сомнительных схем. Российские либералы просто заучили эту мантру с 90-х годов 20 века, что якобы частный бизнес всегда эффективнее государства и не отказываются от этой идеи и сегодня [20].
Можно вспомнить, что было после того, как эту государственную собственность получил так называемый «эффективный частный бизнес». Никаких рывков, никаких прорывов частный бизнес не сделал в развитии компаний, полученных в собственность, а занялся выкачиванием ресурсов в офшоры. За последние 30 лет только по официальным данным выкачка денег из РФ привела к безвозвратному оттоку капитала в $1,3 трлн. Сколько было выведено по скрытым схемам – никому не известно (рисунок 1) [17].
Рисунок 1. Ввоз/вывоз капитала из России 1994-2023 гг., млрд. долл.
Источник: по данным ЦБ РФ.
Максимального значения чистый отток капитала из России достиг в 2022г., 13% ВВП. Отток капитала оказывает отрицательное влияние не только на государственный бюджет, но и на жизнь граждан. Используемая РФ экономическая модель более 30 лет обрекала ее на хроническое отставание от ведущих стран мира, и только наметившийся отход от этой модели «высасывания соков» позволил российской экономике выстоять в условиях санкций [7]. Но российские системные либералы снова путем приватизации госкомпаний пытаются вернуть РФ к личному обогащению небольшой «кучки» олигархов. В 90-е годы 20 века используя теневые схемы в приватизации для незаконного обогащения, руководство предприятий умышленно в своих интересах или в интересах третьих лиц за взятки, доводило предприятие до состояния банкротства путем заключения убыточных сделок, а за тем объявляло предприятие банкротом и продавало с аукциона за «копейки», занижая стоимость предприятия в десятки раз. На втором этапе приватизации (1995г.) были проведены залоговые аукционы. Была заявлена благая цель – пополнение государственного бюджета за счет кредитов под залог государственных пакетов акций крупных компаний на то время успешно работавших (Сибнефть, «ЮКОС». «Норильский никель» и др.) Государство не возвратило кредиты, в следствии чего государственные компании за бесценок переходили в частную собственность кредиторов. Были и другие теневые схемы передачи госкомпаний в частную собственность [11]. Получив все свои активы и капиталы в 90-е годы 20 века, олигархи не стремились вкладывать деньги на развитие и модернизацию своих предприятий, полученных в результате приватизации, а прибыль направили в основном на выплаты дивидендов акционерам, игнорируя внутренние связи и потребности страны, отказывались работать на нужды экономики России, ориентируясь в основном на иностранного (западного) потребителя. И сегодня олигархи не хотят вкладываться в экономику России [16]. Можно рассмотреть особенности такого капитализма с макроэкономического уровня на примере отдельных компаний. Олигарх Лисин В. является ярким представителем эпохи офшорного капитализма в России, когда структурирование бизнеса осуществлялось через офшоры и вывод активов на Запад. Владимир Лисин является основным бенефициаром крупнейшего металлургического комбината — НЛМК. Структурируя НЛМК через офшорные кипрские компании, В. Лисин долгие годы выводил деньги из российской экономики. Его Fletcher Group принадлежит около 80% акций Новолипецкого комбината. Только за 2021г. в пользу офшора было направлено более 160 млрд рублей чистой прибыли, другими словами было выведено из экономики России. Для сравнения годовой бюджет Липецкой области в 2021г. составлял 83,2 млрд рублей [22]. По данным из открытых источников, капитальные вложения НЛМК за 2017-2021гг. составили 318,8 млрд рублей, а выплаты дивидендов за тот же период достигли 662,2 млрд рублей или 2,1 раза больше. За 30 лет было направлено дивидендов в пользу офшоров Кипра — сотни миллиардов рублей. Кроме находящегося в РФ у Лисина В. бизнеса, у него есть металлургические предприятии в США, Италии, Дании и Франции. По информации СМИ после начала СВО на Украине господин Лисин В. в России не появлялся, а в марте 2022г., спустя один месяц после начала СВО на Украине, вышел из состава бюро правления РСПП. В июле 2023г. из открытых источников стало известно, что господин Лисин В. перерегистрировал свою долю НЛМК с кипрского офшора в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). В сентябре 2023г. липецкое ООО «Центр корпоративных решений» (ЦКР) перешла в собственность Nebula II Holdings и была зарегистрирована господином Лисиным в ОАЭ (Абу-Даби). До господина Лисина В. владельцами компании были кипрские компании «Флетчер Груп Холдингз Лимитед», ООО «Служба поддержки бизнеса». В результате эта компания теперь платит налоги в ОАЭ, вместо того чтобы их платить в бюджет Липецкой области. Лисин В. уже перевел все свои активы, нажитые непосильным трудом в Абу-Даби. Причем совершил он это в разгар процесса деофшоризации российской экономики, который в феврале 2023г. был запущен президентом РФ Путиным В.В. Олигарх Лисин В. понимает суть происходящего и начал распродажу своих компаний, находящихся в РФ. В ноябре 2023г. господин Лисин В продал «Первую грузовую компанию» (ПГК) — одного из крупнейших железнодорожных перевозчиков России. Под управлением ПГК находится более 100 тысяч единиц подвижного состава. Кстати, компания тоже была зарегистрирована на кипрский офшор Лисина В. Fletcher Group. В декабре 2023г. стало известно о продаже господином Лисиным В. Окской судоверфи. Господин Лисин В. спешит распродать в России свои активы, пока есть такая возможность. Не знаем, чем дальше собирается заниматься господин Лисин В., а вот компании, которые находятся на территории России, не должны принадлежать эмиратским и кипрским офшорам [36]. Не меньше и другие олигархи выводят за границу свои миллиарды. Можно остановиться на олигархе господине Потанине В, главный актив которого — «Норильский Никель». Господин Потанин В получил «Норильский Никель» в результате теневых операций «залоговый аукцион» в 1995г. за $170 млн, стоимость комбината была занижена более чем в 20 раз. В этом же 1995 году на комбинате получили $730 млн чистой прибыли, что в 4,3 раз больше стоимости контрольного пакета акций «Норильского Никеля» [38]. ГМК «Норильский Никель» Потанина В. и Дерипаски тоже был зарегистрирован на кипрские офшоры GershvinlnvestmentsCorp. Ltd., BonicoHoldingsCoLtd., MontebellaHoldingsLtd., которым принадлежит 47,8% акций. И только в декабре 2021 года господин Потанин В. перерегистрировал подконтрольные ему «Интеррос капитал» в свободной экономической зоне во Владивостоке с Кипра. И только теперь ГМК «Норильский Никель» можно назвать российской, а не офшорной. Как же развивался «Норильский Никель», после того как комбинат перешел в собственность «эффективного» хозяина господина Потанина В. Новые собственники комбината стали выжимать из него все соки, как из лимона [7]. Начал деградировать и градообразующий город Норильск, инфраструктура которого находилась на балансе комбината. Об этом за последние годы было много написано другими авторами. Одним из следствий деградации стала масштабная экологическая катастрофа, она произошла 29 мая 2020г. при разгерметизации цистерны с дизельным топливом на ТЭЦ-3 в районе Норильска. Это одна из крупнейших утечек нефтепродуктов в арктической зоне за последние 50 лет. На «Норильском Никеле» сегодня стоят заброшенные цеха, как будто вчера на комбинате были военные действия. Рассмотрим некоторый финансовые показатели деятельности «Норильского Никеля» и расходы бюджета Красноярского края (2015-2019 гг.) млрд рублей.
Таблица 2. Финансовые показатели деятельности «Норильского Никеля» и расходы бюджета Красноярского края – 2015-2019 гг.
Показатель
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
Выручка
|
506
|
549
|
537
|
729
|
876
|
Чистая
прибыль
|
104
|
167
|
127
|
188
|
388
|
Капитальные
вложения
|
103
|
114
|
117
|
99
|
85
|
Дивиденды
|
154
|
87
|
178
|
219
|
265
|
Бюджет
Красноярского края
|
182
|
200
|
211
|
238
|
292
|
Электронный бюджет http://budqet.qov.ru
Величина выплаченных дивидендов акционерам «Норильского Никеля» за пятилетний период составила 903 млрд рублей, а объем капитальных вложений в основные фонды комбината за это время составил около 518 млрд руб., которые меньше в 1,75 раза. А в 2015, 2017 и 2018 гг. величина дивидендов, выплаченных акционерам «Норильского Никеля» даже превышала величину чистой прибыли от 20% до 35% по годам. Другими словами, за счет деградации основных фондов комбината шла дополнительная выплата дивидендов акционерам. Из данной таблицы следует, что «Норильский Никель» мог бы в два раза увеличить свои капитальные вложения в комбинат и не стояли бы до сих пор заброшенными цеха в «Норильском Никеле». Величина выплаченных дивидендов акционерам «Норильского Никеля» сопоставима с бюджетом Красноярского края, где проживает около 3 миллионов человек, а территория края в 4 раза больше такого европейского государства как ФРГ [28].
Можно еще привести в качестве примера ПАО «Северсталь» (основной владелец господин Мордашов А). За пять лет (2017-2021 гг.) дивидендные выплаты составили 603,3 млрд руб., а капитальные вложения — 333,4 млрд руб. или в 1,8 раза меньше. И так можно сказать о каждой компании, принадлежащей российским олигархам: компания зарегистрирована в офшорах, вывод капитала за границу и уплата налогов тоже в офшорах [19]. Несмотря на то, что Президент РФ Путин В.В. запустил процесс деофшоризации российской экономики, но результат деофшоризации пока очень скромный. Необходимо срочно внести изменения в законодательство, так как политика Министерства финансов РФ, максимально облегчающая вывод средств частным компаниям, акции которых обращаются на бирже, и это прежде всего дестимулирует покидать офшорные юрисдикции олигархам. Так, например, и сегодня те же металлурги имеют возможность выводить деньги в кипрские офшоры по льготной ставке налога. Большинство из российских олигархов не связывают свою жизнь с Россией, а рассматривают РФ лишь как источник своего богатства [45]. В 2022г. из 117 российских миллиардерах (данные Forbes) 46 человек имели гражданство других государств (Израиль, Великобритания, Кипр, США) то есть 40% богатейших людей, имеющих бизнес в России, даже с юридической точки зрения работают на экономику других государств. Посмотрим дальше, из 117 человек миллиардеров 65 человек практически постоянно живут за границей, 88 человек из них имеют недвижимость и прочие активы, что составляет три четверти от общего количества, у 78 человек на территории другого государства проживает хотя бы один член семьи. И вот этим олигархам российские либералы предлагают передать за копейки оставшуюся собственность в руках государства, чтобы они и эти оставшиеся крохи вывели в офшоры.
Можно вспомнить, что получило государство от приватизации РАО «ЕЭС России» под руководством господина Чубайса А. [10]. Сегодня мало кто помнит условия сделки, на которых государство продало в частные руки основные компании РАО «ЕЭС» под лозунгом привлечь инвесторов в энергетику. С точки зрения здравого смысла, при продаже оптовых генерирующих компаний (ОГК) и территориальных генерирующих компаний (ТГК) должен был прийти новый собственник и заплатить государству деньги за компанию. Но господин Чубайс А. придумал другую схему, предлагалось покупателю положить деньги на счет ОГК или ТГК, государство делает дополнительную эмиссию акций и частный инвестор становится владельцем контрольного пакета акций, а государство уходило из состава акционеров, не получив ни копейки в бюджет. Именно по такой схеме перешли ОГК и ТГК под контроль олигархов Виктора Вексельберга, Михаила Прохорова, Владимира Потанина и других. Фактически все покупатели ОГК и ТГК вынули деньги из одного своего кармана и переложили в другой свой же карман – стали собственниками компаний, которые стояли огромные деньги, ни копейки никому не заплатив [6]. Некоторые особо способные господа, приобретя одну ТГК, взяли положенные на ее счет деньги, и переложили на расчётный счет другой такой же компании, став, таким образом, собственниками сразу двух компаний за одни и те же деньги. Всех переплюнул Виктор Вексельберг, который совершил такую операцию четыре (!) раза. Казалось бы, получив забесплатно крупные энергетические объекты, новые собственники сразу приступят к реализации инвестконтрактов, которые они заключили с государством. Но новые собственники ОГК и ТГК не спешили вкладывать деньги в строительство новых и модернизацию старых электростанций по инвестконтрактам, и всячески уклонялись от штрафов за невыполнение взятых на себя обязательств [11]. После приватизации РАО «ЕЭС», проведенной Чубайсом А., все гидроэлектростанции (ГЭС) и тепловые электростанции (ТЭЦ) были переданы частным владельцам, например Богучанская, Иркутская, Красноярская, Усть-Илимская ГЭС, всего восемь энергетических компаний сибирского региона принадлежат компании «Евросибэнерго». Но пусть читателя русскоязычные названия этих энергетических компаний не смущают: среди восьми учредителей этих компаний нет граждан России. Все они являются иностранными компаниями, зарегистрированными в Никосии, Лимассоле и на Кипре [42]. Аналогичная ситуация и по другим регионам РФ. В августе 2023 г. была заморожена уже объявленная сделка итальянской компании Enel по продаже контрольного пакета акций (56,43%) в "Энел Россия", где она владеет тремя ГРС на 5,6 ГВт и двумя ВЭС. Также оказалась заморожена уже объявленная сделка по продаже российских энергоактивов финской компании Fortum. Fortum собиралась продать весь пул энергоактивов, принадлежащих компании, в России — 7 ТЭЦ на Урале и в Западной Сибири, 3 солнечные и 1 ветроэлектростанция, где ей принадлежит 98,25% акций этих компаний, а также доля в ТГК-1, где компания владеет 29,45% (владеет ТЭС и ГЭС на северо-западе РФ). Как так случилось, что стратегическими предприятиями топливно-энергетической сферы владеют иностранные компании? Даже ежу понятно - власть у того, кто держит рубильник в руках. И как в этой ситуации противостоять Западу и проискам внешних врагов? Доходы за потребляемую электроэнергию всеми без исключения уходят за границу [43]. По итогам 2023 года все частные энергетические компании заплатили меньше налогов, чем в целом группа "Газпром". Возникает вопрос, каким образом правительство может влиять на изменение тарифной политики на энергоресурсы — хотя бизнес постоянно требует этого. А что получили и население, и бизнес от приватизации энергетических компаний? Многие помнят, как господин Чубайс А. рассказывал, что в результате приватизации наступит здоровая конкуренция, и каждый потребитель электроэнергии будет выбирать себе поставщика. А в результате получили удорожание электроэнергии в разы. Только за время чубайсовской приватизации в течение семи лет население переплатило за электроэнергию около 1 трлн рублей. Сегодня промышленные предприятия и сельхозтоваропроизводители вынуждены платить за один киловатт-час электроэнергии от 9 до 14 рублей. Кстати, себестоимость одного киловатт-часа электроэнергии на гидроэлектростанциях составляет 0,9-1,0 рубль. Эти же самые частные владельцы экспортируют электроэнергию за рубеж по цене 5-6 рублей за один киловатт-час или в два раза дешевле, чем российским потребителям поставляют (Китай, Таджикистан, Узбекистан, Грузия, Армения), там существует рынок электроэнергии, им приходится конкурировать. На встрече президента Путиным В. В. в г. Астрахани в марте месяце текущего года с сельхозтоваропроизводителями, где одну из основных проблем они поднимали — это дорогая электроэнергия. А сегодня без электроэнергии в сельском хозяйстве невозможно произвести продукцию. Даже представители сельхозбизнеса высказывали мысль, что они вынуждены из-за дороговизны киловатт-часа отказываться от поставок электроэнергии, а приобретают газовые генераторы и получают электроэнергию себестоимостью 4 рубля за один киловатт-час, это в три раза дешевле той, что поставляют частные компании. Проблема существует только в том, что дорого стоит подвести газ. Сегодня многие промышленные предприятия вынуждены строить автономные электростанции на газе и получать [33] электроэнергию в разы дешевле, чем поставляют частные компании. Одним из примеров может служить завод АО «Пигмент» в городе Тамбове, который построил на территории завода ТЭЦ на газе и обеспечивает не только свои потребности электроэнергией в разы дешевле, но и продает соседним организациям Приватизация госкомпаний Газпром, Роснефть и других приведет не только к потерям доходов в государственный бюджет, но и значительному росту цен на газ и нефтепродукты на внутреннем рынке и государство не будет иметь возможности влиять на тарифы частных компаний. Придется забыть о социальной газификации Газпромом сельских территорий, так как частные акционеры будут заинтересованы получать дивиденды на свои акции и не разрешать направлять прибыль ни на какие социальные проекты. Часто приватизацию используют с целью устранить конкурента на рынке и прийти со своей продукцией на российский рынок [30]. Таким примером может служить приватизация Ивановского завода тяжелого машиностроения в 1992 г. Первая очередь Ивановского завода была запущена в 1958г. К началу 80-х годов 20 века завод стал одним из главных в станкостроении СССР. Продукция завода поставлялась предприятиям оборонной, аэрокосмической, энергетической и автомобильной промышленности. Кроме того, станки поставлялись на экспорт во все страны СЭВ (Совет экономической взаимопомощи), а также капиталистические страны: Японию, Германию, Италию, Финляндию, Швецию и другие страны Азии, Африки и Латинской Америки. Используя теневые схемы 1992г. завод был приватизирован и преобразован в ОАО «Ивановский завод тяжелого машиностроения» (ИЗТС) [26]. На дату приватизации завод оставался крупнейшим предприятием по производству наукоемких станков и входил в число системообразующих предприятий РФ. Новые собственники, установив контроль над предприятием, остановили какую-либо производственную деятельность в ОАО ИЗТС, разорвали кооперационные связи со всеми организациями-контрагентами в России, раздробили имущественный комплекс завода, в период с 2014-2017гг. вывели завод по частям на аффилированные организации ОАО ИЗТС и ООО «Станки и инструменты» [26]. В настоящее время данные общества, на которые зарегистрированы мощности завода, станкостроительную деятельность не осуществляют, а сдают имущество в аренду в целях обогащения конечных бенефициаров. Данной приватизацией был нанесен огромный ущерб и национальным интересам и обороноспособности государства. Государству сегодня приходится возрождать станкостроительную деятельность с нуля [14].
Приведем два наглядных примера успешности государственного управления. АО «Россельхозбанк» (РСХБ) на 100% принадлежит государству, по итогам 2023 года получил рекордную чистую прибыль 31,8 млрд рублей, что превышает данный показатель 2022г. в 4,3 раза. Активы группы РСХБ на 01.01.2024 года достигли 4,7 трлн рублей и выросли за прошедший год на 11,5%, чистый процентный доход увеличился на 75,6%, до 129,2 млрд рублей. Группа РСХБ занимает 5-е место по объему активов (4,7 трлн рублей) и 5-е место по величине капитала (0,6 трлн руб.). Банк кредитует аграрный сектор. Кредитный портфель Россельхозбанка в сегменте АПК на 31.12.2023г. достиг 2,14 трлн руб. и вырос на 11,6% по сравнению с 2022г.. Сельское хозяйство в России – рискованный бизнес, поэтому коммерческие банки неохотно кредитуют аграрный бизнес. А если и кредитуют, то в процентную ставку закладывают возможные риски по кредиту [24]. И кредиты для аграриев становятся недоступными. Другой пример – атомная отрасль, которая на 100% принадлежит государству. Доля группы «Росатома» на мировом рынке достигла 40%, которая служит главным подтверждением успешного развития российской атомной отрасли. В развитии мирного атома «Росатом» опередил на десятки лет многие страны мира, в том числе и США. Сегодня в мире конкуренты отсутствуют у «Росатома».
Еще одним наиболее показательным примером может служить нефтяной гигант «Роснефть», где государство является миноритарным владельцем. Компания «Роснефть» в 2023г. в очередной раз продемонстрировала своим акционерам, что даже в условиях сильнейшего санкционного давления со стороны США и их сателлитов способна не только сохранять экономическую устойчивость, но и показывать ежегодно стабильные финансовые результаты. По итогам 2023г. прибыль «Роснефти» составила 1150 млрд рублей и выросла на 42% к 2022г., операционная прибыль – до 1770 млрд рублей, рост – на 4,1%. Это лучшие финансовые показатели среди всех российских нефтяных компаний в том числе и частных. Государственный протекционизм и эффективный топ-менеджмент во главе с Игорем Сеченым позволяет компании «Роснефть» успешно работать на международном рынке [27].
В 90% стран мира аэродромы, железные дороги государственные и никто не требует их приватизировать. Кстати, В США атомные электростанции и электрические распределительные сети находятся тоже под управлением государства. И энергетическая система неплохо функционирует [2].
Значительных успехов за очень короткий период времени в развитии нефтегазовой отрасли Норвегии удалось добиться только благодаря участию государства в добыче углеводородов. Крупнейшая энергетическая компания Норвегии «Эквинор», в акционерном капитале которой доля государства достигает 67% ведет добычу нефти, газа, а также активно вовлекает новые проекты в области ВИЭ. Компания «Эквинор» обеспечивает в стране около 70% шельфовой добычи нефти и газа. «Эквинор» ведет добычу на следующих месторождениях: «Глинте», «Хейдрун», «Хюлдра», «Кристин», «Квитебьерн», «Миккель», «Норн», «Ормен Ланге», «Усеберг», «Слейпнир», «Снурре», «Снёвит», «Статфьорд», «Сигна», «Тордис», «Тролль», «Веслефрикк», «Вигдис», «Висунд», «Вольве» и «Асгард», «Ааста Ханстен» [40]. Кроме владения акционерным капиталом в «Эквиноре» правительство Норвегии напрямую участвует в геологоразведке, производстве и транспортировке нефтегазовых ресурсов через Прямой государственный финансовый интерес (ПГФИ). Управлением ПГФИ занимается компания «Петоро». Через «Петоро» правительство Норвегии непосредственно участвует в процессах управления нефтегазовыми проектами: государство инвестирует средства в нефтегазовый комплекс и получает от каждого проекта свою долю прибыли, которая направляется в государственный бюджет. Под управлением «Петоро» находится одна треть всех нефтегазовых запасов Норвегии. Компания «Петоро» участвует в 35 разрабатываемых месторождениях, 18 совместных предприятиях, которые владеют трубопроводами и заводами по переработки нефти и газа. Компания «Петоро» ежегодно приносит в бюджет государства около 40% всех нефтегазовых доходов. В Норвегии никогда не возникал вопрос и сегодня не возникает передать нефтегазовую отрасль в частные руки [29].
Федеративная республика Германия (ФРГ) имеет огромный сектор экономики государственной собственности. Федеральному правительству и властям земельных общин принадлежит 100% акционерного капитала: все производство электроэнергии, алюминия, горная промышленность, черная и цветная металлургия, транспорт и связь, около 50% добычи нефти и газа, производство автомобилей и судов. Правительство Германии сосредоточило в своих руках социально значимые отрасли, низко рентабельные для монополистического капитала: дорожное и жилищное хозяйство, строительство автострад и аэродромов. В ФРГ основу государственных промышленных предприятий составляют крупные концерны, около 2/3 в этих компаниях всего акционерного капитала принадлежит государству, и никто не говорит, что много государства в экономике ФРГ [41]. Финансы государственных предприятий являются составной частью финансовой системы Германии. В электроэнергетическом секторе Франции на атомную энергетику приходится 71,7 % от общего объема производства электроэнергии, на возобновляемые источники энергии и углеродное топливо приходится 21,3% и 7,1% соответственно. Французская атомная энергетика на 92% принадлежит французскому правительству. Сектор французской ядерной энергетики работает очень эффективно и не случайно Франция является крупнейшим в мире чистым экспортером электроэнергии.
Успешно работающие государственные компании сегодня можно найти в любом секторе экономики [21]. Например, Саудовская государственная компания Saudi Basic Industries Corporation является одной из наиболее прибыльных химических компаний мира. Государственный концерт China Mobile является гигантом в области мобильной связи с числом абонентов около 1 млрд человек. Государственный российский Сбербанк является в Европе третьим банком по размерам рыночной капитализации, государственный порт Dubai Port (ОАЭ) – третий в мире портовый оператор. Эмиратская государственная аэрокомпания Emirates имеет наиболее молодой самолетный парк и ежегодно растет на 20%. Государственный капитализм с полным основанием может зачислить в свой актив наиболее успешную экономику Китая [9]. Последние 30 лет ВНП (валовый национальный продукт) КНР ежегодно в среднем рос на 9.5%, а объем международной торговли – на 18%, ВНП Китая вырос в 20 раз и достиг $18 трлн. За каждым производителем из КНР стоит государство, которое их всячески поддерживает и в этом главный секрет успеха. Предприятия получают в Китае длинные кредитования на 7-10 лет под очень низкую ставку от 0% до 3-4%, как правило, дифференцированную по отраслям и целям. Еще Китай проводит активную промышленную политику: дешево или вообще бесплатно предоставляется инфраструктура, проводится обучение персонала за счет государства, выделяются огромные суммы на НИР и НИОКР, прямые экспортные субсидии [14]. С приходом в 2020г. правительства Мишустина М. государство стало активно использовать китайский опыт: льготное кредитование под низкие ставки от 2% до 5% годовых, государственно-частное партнерство, строительство инфраструктуры за счет государства, промышленная ипотека, был сделан разворот на восстановление и развитие реального сектора экономики. СВО на Украине доказала правильность курса, проводимого правительством Мишустина М. [31]. Кроме КНР и ближневосточных нефтедобывающих государств, одним из наиболее активных приверженцев государственного капитализма стала Бразилия. Бразилия, надо отметить, стала родиной новых инструментов государственного капитализма, хотя Бразилия является демократическим государством, обладающая многими чертами англосаксонского капитализма. Бразилия по сути предложила новую модель экономической политики: замену прямого контроля государством и мажоритарного владения госсобственностью на миноритарное владение и контроль через бразильский банк национального развития и его инвестиционный филиал BNDESPAR. За последние 15 лет (2015-2023 гг.) ВНП Бразилии вырос в 1,8 раза. Миноритарное владение предприятием имеет несколько преимуществ: в этом случае государство выступает как один из акционеров, что ограничивает возможность государства использовать компании в качестве инструмента социальной политики, так как частные акционеры могут заблокировать такие решения. В то же время эта модель управления позволяет оказывать влияние и политическую поддержку компании завоевывать рынок. В качестве примера может служить российский концерн «Росатом», который благодаря политической протекции со стороны правительства РФ и лично президента Путина В.В. завоевал 40% мирового рынка и строит крупнейшие атомные электростанции в Индии, Турции, Египте, Китае, а всего строит в 35 странах мира ядерные электростанции [34]. Еще одной страной государственного капитализма является Южная Африка, где ключевые инфраструктурные отрасли принадлежат государству: железные дороги, аэродромы, порты, коммунальное хозяйство, выработка и передача электроэнергии, радий, крупнейший телекоммуникационный гигант Telcom. Новый тип госкапитализма появился в Сингапуре, даже в такой чисто рыночной стране, в основном сложенной по лекалам США, как Чили, где крупнейший производитель меди в стране CODELCO, принадлежит государству. Сегодня можно сделать вывод, что государственное участие в компаниях как миноритарного акционера не делает их менее эффективными. На государственные компании сегодня приходится 80% стоимости всего фондового рынка Китая, 60% в России и 40% в Бразилии. Госкомпании осуществляют более одной трети всех прямых инвестиций развивающихся стран и более 50% всех крупнейших сделок по слияниям и поглощениям [21].
Четыре государственные компании – одна Саудовская и три Китайские – входят в десятку крупнейших компаний мира по объемам оборота, в то время как европейских только две (Швейцария, Великобритания) (Таблица 3).
Таблица 3. 10 крупнейших компаний мира по объему оборота - 2023
Рейтинг
|
Имя
|
Отрасль
|
Доход
|
Прибыль
|
Сотрудники
|
Штаб-квартира
|
Государственный
|
Доход на одного работника
|
Миллионы
долларов США
| ||||||||
1
|
Walmart
|
Розничная торговля
|
$611,289
|
$11,680
|
2 1000 000
|
США
|
Нет
|
$291.090
|
2
|
Saudi Aramco
|
Нефть и газа
|
$603 651
|
$159 069
|
70 496
|
Саудовская
Аравия
|
Да
|
$8 562 911,37
|
3
|
Amazon
|
Розничная торговля
|
$574 785
|
$30 425
|
1 525 000
|
Соединенные
Штаты
|
Нет
|
$376 908,20
|
4
|
Государственная электросетевая корпорация Китая
|
Электричество
|
$530 009
|
$8 192
|
870 287
|
Китай
|
Да
|
$609 004,85
|
5
|
Vitol
|
Товарно-сырьевая биржа
|
$505 000
|
$15 000
|
1 560
|
Швейцария
|
Нет
|
$323 717 948,72
|
6
|
Китайская национальная нефтяная корпорация
|
Нефть и газа
|
$483 019
|
$21 080
|
1 087 049
|
Китай
|
Да
|
$444 339,68
|
7
|
Китайская нефтехимическая корпорация
|
Нефть и газа
|
$471 154
|
$9657
|
527 487
|
Китай
|
Да
|
$893 204,95
|
8
|
ExxonMobile
|
Нефть и газа
|
$413 680
|
$55 740
|
63 000
|
Соединенные
Штаты
|
Нет
|
$6 566 349,21
|
9
|
Apple
|
Электроника
|
$394 328
|
$99 803
|
164 000
|
Соединенные
Штаты
|
Нет
|
$2 404 439,02
|
10
|
Shell
|
Нефть и газа
|
$386 201
|
$20 120
|
93 000
|
Великобритания
|
Нет
|
$4 152 698,92
|
Сегодня государственный капитализм выглядит как усиливающаяся тенденция, а невидимая рука рынка все больше уступает видимой руке государственного капитализма [13].
Заключение. В России сегодня смешанный тип экономики, где на рынке присутствуют и государственные, и частные предприятия, широко используется государственно-частное партнерство и мы не призываем все национализировать или все приватизировать [44]. Практика доказала, что в отдельных сферах государство эффективнее, а где-то частный бизнес. Тяжелая промышленность эффективнее в руках государства, а сфера услуг, стартапы, отдельные инновационные проекты, парикмахерские, массажные салоны, мелкие кафе, пекарни и туристические агентства, некрупные фермерские хозяйства и иной малый бизнес наиболее эффективно будет управляться частными собственниками. Для государства такой бизнес и не должен представлять коммерческий интерес. И государство не мешает, а всячески поддерживает частный бизнес. Мы не видим никакой проблемы, государственные предприятие такие же хозяйственные субъекты, как и частные, уважаемые господа конкурируйте, доказывайте на деле, что вы эффективнее и побеждайте в справедливой борьбе, а не стремитесь получить за «копейки» государственную собственность эффективно работающую, используя теневые схемы в приватизации [5].
А вот стратегические отрасли, системообразующие и инфраструктурные компании, предприятия ОПК и особенно монополии должны быть в руках государства. А еще предлагаем ЖКХ вернуть под управление муниципальных властей. Проведенная реформа ЖКХ, по лекалам Чубайса А. показала полнейшую некомпетентность частного бизнеса. Тарифы на ЖКХ выросли в разы, а население не получило более качественные услуги. Стало только хуже, зимой целые города остаются без отопления, горячей и холодной воды, буквально свежий пример – в Подмосковье город Коломна не отапливался в январе почти месяц, а по стране в течении зимы сотни городов оставались без отопления и воды. Став монополистами в регионах они получили возможность давления на местную власть, заставляя ее повышать тарифы. Государство выделяет огромные деньги на ремонт и реконструкцию ЖКХ, а ситуация не только не улучшается, а даже ухудшается. Президент Путин В.В. в послании к Федеральному собранию сообщил о намерении наращивать темпы модернизации системы ЖКХ по стране и в общей сложности до 2030г. будет направлено более 4,5 трлн рублей. Заявление президента Путина В.В. означает только одно, что в системе ЖКХ России сегодня имеются огромные проблемы, а частный бизнес не хочет и не может их решить [35].
СВО на Украине 2022 года лишь доказала правильность курса и Президента и Правительства РФ на смешанный тип экономики в России. Поэтому в условиях сложной геополитической ситуации и санкционного давления со стороны стран Запада влияние государства в экономике России только будет усиливаться. Идет естественный процесс, который изменил ситуацию и в мире, и в стране, чтобы обеспечить развитие реального сектора экономики и сельского хозяйства, модернизацию, развитие науки, добиться технологического и финансового суверенитета необходимо активное участие государства, без участия государства ничего не получится [37].
01 апреля текущего года Президент Путин В.В. подписал распоряжение: «Правительству <…> при участии исполнительных органов субъектов <…> принять меры, обеспечивающие: вхождение к 2030г. Российской Федерации в четверку крупнейших экономик мира по объему валового внутреннего продукта, рассчитанному по паритету покупательной способности». Это очень сложная задача, так как экономика России за шесть лет должна вырасти почти на 20%, то есть экономика России должна ежегодно расти не менее, чем на 3,5% [27]. Сегодня четвертая экономика в мире, экономика Японии, и ВВП России меньше на 8% ВВП Японии, ежегодно ВВП Японии растет на 1,5-1,6%, если мы эти показатели перемножим и сложим, то как раз получим 20%. За последние 17 лет (2007-2024 гг.) ВВП РФ вырос только на 21%. В 2007г. экономика России достигла уровня советского 1989 года. Но такие сложные задачи надо ставить. Российская Федерация оказалась на таком историческом этапе, когда для создания высокоразвитой экономики необходимы новые подходы в социально-экономическом развитии страны. В России сложившаяся частная акционерная структура собственности объективно препятствует дальнейшему развитию экономики. Приватизация государственных предприятий в нашей стране в 90-е годы 20 века не способствовала появлению эффективных собственников, а привела к сосредоточению государственной собственности у отдельных групп людей и отчуждению работников от участия в управлении производством. Для модернизации экономики России, достижения технологического суверенитета и перехода экономики на инновационный путь развития необходимо устранить отчуждения работника от собственности, усилить его участие в управлении производством. Для этого в РФ должны получить широкое распространение Народные предприятия и особенно в обрабатывающей промышленности. Народное предприятие – это такая организация, фирма, завод, предприятие, компания, которая полностью принадлежит его работникам, коллективу. Очень популярны народные предприятия в странах Западной Европы, так как они выгодны и работникам, и работодателям [32]. Если частные акционерные общества заточены на получение любой ценной прибыли и выплаты дивидендов акционерам, то Народные предприятия нацелены на повышение производительности труда, сокращение издержек, на модернизацию производства, внедрение рационализаторских предложений, как правило, не менее 50% прибыли направляется на развитие производства. Только таким путем можно добиться локализации производимой продукции. Акционерные общества работников (Народные предприятия) существуют и в РФ в 23 регионах страны, причем 21 из них сконцентрированы в трех регионах (Липецкой и Свердловской областях, Кабардино-Балкарии). Но среди Народных предприятий нет ни единого предприятия машиностроения, черной и цветной металлургии, химической промышленности! Чтобы добиться поставленных задач Президентом РФ Путиным В.В. необходимо, чтобы Народные предприятия в промышленности страны росли, как грибы после дождя [23].
Российской Федерации предстоит перейти на новую экономическую модель – экономику предложения. В ее основе должен стать сектор производства. В этой модели предложение опережает спрос и определяет спрос, а не наоборот. Основа модели состоит в опережающем развитии предложения – строительство новых и модернизация существующих предприятий и отраслей, что приведет к увеличению доходов населения и внутреннему спросу. Ядром модели (экономики предложения) должна стать новая индустриализация страны – по сути своей, это будет организованный государством переход экономики в новый технологический уклон. События последних лет еще раз доказывают, что самым эффективным управленцем может быть только государство, которое напрямую заинтересовано в экономическом развитии России и росте благосостояния ее граждан [8].
Источники:
2. Закон РФ от 03.07.1991 № 1531–1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/9039684/ (дата обращения: 03.01.2025).
3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://consultant.ru/ (дата обращения: 03.01.2025).
4. Распоряжение Правительства РФ от 08.02.2017 N 227-р (ред. от 18.05.2019) «Об утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2017-2019 годы»
5. Аганбегян А.Г. Россия: от стагнации к устойчивому социально-экономическому росту // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2022. – № 5. – c. 310-362. – doi: 10.38197/2072-2060-2022-237-5-310-362.
6. Амин С. Вирус либерализма: перманентная война и американизация мира. - Европа, 2007. – 168 c.
7. Степашин С.В. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993–2004 годы. / 2-е издание, дополненное. - М.: Издательство «Оолита», 2006. – 408 c.
8. Байдаров Д.Ю., Полосин А.В., Файков Д.Ю. Формирование новой модели отечественной экономики в контексте технологического суверенитета: принципы и механизмы // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – c. 669-688. – doi: 10.18334/vinec.13.2.117949.
9. Бялый Ю. Глобализация по-китайски: перспективы и риски. [Электронный ресурс]. URL: http://rossaprimavera.ru (дата обращения: 02.01.2025).
10. Вахитов Р. Российский олигархат. Краткий курс истории. Советская Россия, 31 января 2019. / Улики
11. Глазьев C. Бенефициарами этой приватизации могут стать спекулянты: [интервью советника президента] / записал Р. Фаляхов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/business/2016/02/08/8062997.shtml (дата обращения: 02.01.2025).
12. Глазьев С.Ю. О рисках новой волны приватизации в России. Интернет издание АО «Газета.ру». 08.02.2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/business/2016/02/08/8062997.shtml (дата обращения: 02.01.2025).
13. Гордон Ф.В. Китай в мировой истории и международной политике: Модернизм — Традиционализм — Глобализм. / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. глобал. и регионал. пробл. - РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. глобал. и регионал. пробл., 2017. – 84 c.
14. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год (утв. Постановлением ВС РФ от 11.06.1992 № 2980–1). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_557/ (дата обращения: 02.01.2025).
15. Делягин М.Г. Компенсационный налог на нечестную приватизацию 90-х: восстановит ли он справедливость?. Официальный сайт д.э.н. Делягина М.Г. 14.03.2014. [Электронный ресурс]. URL: http://delyagin.livejournal.com/494146.html (дата обращения: 02.01.2025).
16. Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах. / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РУСАКИ, 2011. – 498 c.
17. Катасонов В. Россию распродадут за бесценок. [Электронный ресурс]. URL: http://svpressa.ru/economy/article/166636/ (дата обращения: 02.01.2025).
18. Куликов, Н. И., Куликов А.Н. Приватизация госкомпаний и иностранные инвестиции: что даст распродажа государственных активов России и ее гражданам // Финансы и кредит. – 2016. – № 38. – c. 14-26.
19. Ларина Е.С., Овчинский В.С. Кибервойны ХХ1 века. О чем умолчал Эдвард Сноуден. - М.: Книжный мир, 2014. – 352 c.
20. Лельчук В.С. Индустриализация СССР: история, опыт, проблемы. - М.: Политиздат, 1984. – 304 c.
21. Лушникова Т. Ю. Способы управления государственной и муниципальной собственностью. / учеб. пособие. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015.
22. Мельянцев В.А. Долгосрочные тенденции, контртенденции и факторы экономического роста развитых и развивающихся стран. / Мос. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки. - Москва: Ключ-С, 2015. – 80 c.
23. Миркин Я. Почему экономика не растет? // Аргументы и факты. – 2017. – № 16. – c. 6.
24. Михайлов А. Ю. Приватизация в России: мифы и реальность // Всероссийский экономический журнал ЭКО. – 2011. – № 6 (444). – p. 4-25. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/privatizatsiya-v-rossii-mify-i-realnost.
25. Юрьев В.М., Осадчая Т.Г. Отношения собственности в транзитной экономике России. / Монография – Федеральное агентство по образованию, Тамб. Гос. Ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов: Изд-во ТГУ им Г. Р. Державина, 2005. – 859 c.
26. Пивоваров С. Е. Постприватизационное развитие предприятий, комплексов, отраслей. - СПб. : Питер, 2004. – 382 c.
27. Пищик В.Я., Алексеев П.В. Особенности и направления трансформации модели управления финансово-экономической системой России в условиях усиления глобальных вызовов // Экономика. Налоги. Право. – 2022. – № 4. – c. 6-16. – doi: 10.26794/1999-849X2022-15-4-6-16.
28. Полынов М. Ф. Рыночные реформы в 1990-е годы и их последствия для промышленности России // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2005. – № 1. – c. 78-90. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/rynochnye-reformy-v-1990-egody-i-ih-posledstviya-dlya-promyshlennosti-rossii-1.
29. Бойко М.,Чубайс А. Б. Приватизация по-российски. - М. : Вагриус, 1999. – 366 c.
30. Путинцева Н. А. Современный этап приватизации в России: её особенности, альтернативы и последствия. [Электронный ресурс]. URL: https://researchjournal.org/economical/sovremennyj-etap-privatizacii-v-rossii-ee-osobennosti-alternativy-i-posledstviya/ (дата обращения: 02.01.2025).
31. Романова О. А., Пономарев А.О. Многовекторная промышленная политика России в условиях формирования нового индустриального ландшафта // Журнал экономической теории. – 2020. – № 2. – c. 276-291. – doi: 10.31063/2073-6517/2020.17-2.3..
32. Смыслова О.Ю., Нестерова Н.Н. Новые тренды развития России в условиях глобальной трансформации // Научные труды ВЭО России. – 2022. – № 4. – c. 55-77. – doi: 10.38197/2072-2060-2022-236-4-55-77.
33. Трифонов В.А. Приватизация как форма преобразования государственной собственности в современной российской экономике // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – № 1-2 (57). – c. 235-240.
34. Файков Д. Ю., Байдаров Д. Ю. На пути к технологическому суверенитету: теоретические подходы, практика, предложения // Экономическое возрождение России. – 2023. – № 1. – c. 67-82. – doi: 10.37930/1990-9780-2023-1-75-67-82.
35. Файков Д. Ю., Байдаров Д. Ю. Оценка возможностей и перспектив диверсификации деятельности государственных корпораций в рамках современных организационнотехнологических тенденций (на примере атомной отрасли) // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2020. – № 2. – c. 179–195.
36. Фальцман В.К. Проблемы прогнозирования малого и среднего бизнеса // Проблемы прогнозирования. – 2019. – № 1. – c. 16-22.
37. Чернопятов А.М., Ахметов Л.А., Джураев Д.М. Государственный сектор в экономике Российской Федерации // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 4. – c. 138-145.
38. Блохин А.А., Стерник С.Г., Близняк А.Б., Телешев Г.В., Дранев С.Я. Эффекты институциональных различий и институциональной ренты в российской экономике. - М.: Изд. дом «Международные отношения»,, 2018. – 74 c.
39. Яковлева Е.В. Некоторые проблемы приватизации в России // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 4. – c. 47. – url: http://hyuman.snauka.ru/2014/04/6570.
40. Сouture S., Toupin S. What does the notion of “sovereignty” mean when referring to the digital? // New Media & Society. – 2019. – № 10. – p. 2305-2322.
41. Crespi F., Caravella S., Menghini M., Salvatori C. Menghini M., Salvatori C. European Technological Sovereignty: An Emerging Framework for Policy Strategy // Intereconomics. – 2021. – № 6. – p. 348-354. – doi: 10.1007/s10272-021-1013-6.
42. Katasonov V.Ju. O pis'me S.Ju. Glaz'eva V.V. Putinu [About the letter S. Y. Glazyev V.V. Putin] [Electronic resource] // IAS «Russkaja narodnaja linija» [IAS «Russian folk line».] 21.01.2013. URL: https://goo.gl/yC72W6. [in Russian] URL: https://goo.gl/yC72W6.
43. Laibman D. Multilevel Democratic Iterative Coordination: An Entry in the «Envisioning Socialism» Models Competition. Institute for Social Sciences, Gyeongsang National University // Marxism 21. – 2015. – p. 307-345.
44. Manning R. Techno-Nationalism vs. the Fourth Industrial Revolution // Global Asia. – 2019. – № 1. – p. 14-21.
45. Renaissance of Confucianism in contemporary China/Ed. FanRuiping — Dordrecht e. a.: Springer, 2011. 266 с
Страница обновлена: 22.01.2025 в 21:27:59