Strategic consensus in innovation management: a regional application
Tumenova S.A.1
1 Институт информатики и проблем регионального управления - филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный научный центр "Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук", Russia
Download PDF | Downloads: 12 | Citations: 4
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 3 (July-september 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49551600
Cited: 4 by 07.12.2023
Abstract:
The article deals with the problems of managing the regional innovation process within the framework of a consensual approach. The research purpose was to substantiate the methodological provisions of organizational and managerial support for the processes of coordination and intraregional interaction of a wide range of innovative and active actors in the region. To the study of the category "strategic consensus" in regional innovation management, an interdisciplinary approach has been applied. Methods of subject-object, conceptual and comparative analysis, as well as methods of scientific generalization, formalization and systematization were used. The sequence of stages to ensure conflict-free interaction of innovatively active actors who are the main beneficiaries of regional innovation programs and projects is determined. Recommendations to improve the effectiveness of regional innovation management by optimizing the process of linking and taking into account the interests, needs and actions of the subjects of the regional innovation process are proposed. A set of inclusive mechanisms and tools , such as conceptualization, consulting, coordination and communication, aimed at expanding the scale and level of regional strategic consensus is presented. It is indicated that the process of searching for the most preferred management solutions, dialogue formats to achieve agreed goals should be permanent, since absolute harmony in the interrelations between the elements of the system, even in partnerships, is impossible, due to the remaining contradictions.
Keywords: regional innovation management, innovation strategy priorities, consensus methodology, innovatively active actors, engagement management mechanism
JEL-classification: R11, R12, R13, O31, O33
Введение
Значительное возрастание роли инноваций в обеспечении экономического роста обусловило особую актуальность вопросов повышения эффективности управления региональным инновационным процессом (РИП). При этом одним из наиболее важных целевых элементов в системе регионального менеджмента становится проблема консолидации широкого круга участников РИП в процессе разработки и реализации стратегических приоритетов инновационного развития в рамках консенсуального подхода [1–3] (Gonzalez-Benito et al., 2012; Tumenova, Mambetova, Pshigosheva, 2021; Kellermanns et al., 2011).
В литературе, посвященной реализации моделей инновационного развития, нашли отражение различные аспекты принятия консенсуальных/согласованных решений как необходимого условия достижения поставленных целей [4–6] (Van, Mazalov, Gao, 2020; Tumenova, Mustaev, Mambetova, 2020). Авторами отмечается важность поиска и нахождения стратегического консенсуса между всеми инновационно активными акторами экономической системы (в частности, власти, бизнес-сообщества, социума, различных стейкхолдеров) для выработки единой стратегии действий и последующей ее реализации. Например, Вулдридж Б. и Флойд С. анализируют стратегические эффекты консенсуса и утверждают, что консенсуальный подход лучше остальных коррелирует с организационной эффективностью [7] (Wooldridge, Floyd, 1990). По мнению Р. Дули, консенсус является той силой, которая способна подчинить любые социальные проявления сознательного поведения людей [8] (Dooley, 2000). В исследовании авторов [2] (Gonzalez-Benito et al., 2012), направленном на осмысление феномена консенсуса/согласия, предлагается использовать бинарный подход к рассмотрению стратегического консенсуса, а именно как точки зрения конкурентного метода (как конкурировать на рынке), так и реализуемых целей (согласие относительно конкретных стратегических целей развития экономического актора). В работе [9] (Yakovlev, Freynkman, Makarov, Pogodaev, 2018) авторы рассматривают роль элитного консенсуса в обеспечении регионального экономического роста, акцентируя внимание на таких факторах, способствующих его формированию, как наличие серьезного экономического/политического кризиса, усиливающиеся стратегические риски для местных элит, готовность патриотически настроенной элитной группы брать ответственность на себя за разработку и реализацию долгосрочных антикризисных мероприятий.
Следует отметить, что на практике достижение стратегического консенсуса и высокой организационной эффективности основных участников и различных стейкхолдеров РИП осложнено многоаспектностью их целевых установок, многогранностью взаимосвязей собственников ресурсов, работников, потребителей и всех субъектов общества, связанных с ними [10] (Tumenova, 2020). Анализ реализации стратегий инновационного развития отдельных отечественных регионов свидетельствует о неудовлетворительном их исполнении. Весьма сдержанные оценки экспертов получила и эффективность (менее 30%) реализации мероприятий государственной Стратегии инновационного развития России до 2020 года [11]. Одним из основных факторов, определивших полученные неудовлетворительные результаты, стал низкий уровень согласованности принимаемых стратегий, недостаточная степень координации/учета интересов участников РИП при определении направлений и приоритетов инновационной трансформации регионального отраслевого ландшафта [12] (Tumenova, 2021).
Таким образом, несмотря на существующие наработки и растущий интерес со стороны научного сообщества и практиков к вопросам согласования целей/позиций участников РИП, регионального стратегирования в целом, проблему поиска и достижения стратегического консенсуса при реализации приоритетных направлений инновационного развития регионов нельзя считать решенной.
В результате определение эффективных методов и моделей управления активизацией РИП в рамках консенсуального подхода остается востребованным направлением современных научных исследований. Более того, в современных условиях беспрецедентного обострения существующих глобальных вызовов и новых системных рисков мирохозяйственной динамики вопросы консолидации всего российского общества вокруг приоритетных целей и направлений развития, наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, приобретают особую актуальность.
Методология
Цель работы состоит в обосновании методических положений повышения эффективности принимаемых региональным инновационным менеджментом решений на основе консенсуального подхода, а также систематизации механизмов и инструментов организационно-управленческого сопровождения, ориентированных на координацию и согласование деятельности и внутрирегионального взаимодействия ключевых участников регионального инновационного процесса.
В работе на основе междисциплинарного подхода к изучению категории стратегического консенсуса в региональном инновационном менеджменте (РИМ) были использованы методы субъектно-объектного, концептуального и компаративного анализа, а также методы научного обобщения, формализации и систематизации.
Вопросы согласования интересов основных субъектов РИП и принятия единой стратегии действий по активизации инновационной деятельности на основе консенсуального подхода рассмотрены с использованием основных положений теорий стратегического управления регионального развития, инновационного менеджмента, конкурентоспособности (КСП), теории принятия решений и организационной эффективности.
Основные результаты исследования
Цели и задачи управления активизацией регионального инновационного процесса на современном этапе
В теории принятия управленческих решений для согласования разнообразных целей и интересов хозяйствующих субъектов, опосредованных их объективными потребностями, необходимо определение общей, наиболее значимой стратегической цели развития. Данной (ключевой) цели отводится роль организующей, интегрирующей и пропагандирующей функции (миссии), все остальные цели выступают в качестве средств реализации миссии.
Конечной целью регионального инновационного менеджмента как многофункциональной деятельности, представляющей собой систему мер экономической, организационно-управленческой, правовой и иной направленности по эффективной организации РИП, является обеспечение долгосрочной конкурентоспособности региональной экономики [13] (Tumenova, 2022). При этом в качестве одного из наиболее важных факторов, способствующих реализации данной цели, выступает повышение эффективности РИП в результате рационального сочетания основных структурных элементов воспроизводственной системы региона, а также достижения стратегического консенсуса относительно приоритетов инновационного развития региона и путей их реализации.
Схематично этапы разработки инновационной стратегии регионального развития представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Последовательность действий по разработке инновационной стратегии развития региона
Источник: составлено автором.
Как управленческий документ, направленный на обеспечение устойчивого инновационного роста, такая стратегия должна содержать не только экономические, но и социальные, политические, экологические и иные цели инновационной трансформации регионального пространства, также в ней должна быть представлена возможность выбора механизмов/инструментов, направленных на достижение согласованной всеми участниками РИП ключевой цели развития. Иными словами, необходимым условием разработки и эффективной реализации стратегий инновационного развития региона является достижение согласованности процессов целеполагания, функционирования и внутрирегионального взаимодействия многочисленных участников РИП и заинтересованных в нем стейкхолдеров, имеющих противоречивые интересы.
Последовательность действий по обеспечению бесконфликтного взаимодействия региональных инновационно активных акторов, являющихся основными бенефициарами инновационных программ и проектов, представлена нами на рисунке 2.
Рисунок 2. Этапы обеспечения взаимодействия региональных участников инновационного процесса
Источник: составлено автором.
В рамках консенсуального подхода руководящим принципом функционирования основных участников РИП должна стать приверженность к достижению согласованного результата при реализации принятых стратегических программ и проектов.
В таблице 1 представлены основные направления деятельности структурно-функциональных элементов РИП.
Таблица 1
Направления деятельности и функции основных участников регионального инновационного процесса
Источник:
составлено автором по [2, 5, 10–13] (Tumenova, Mambetova,
Pshigosheva, 2021; Tumenova, Mustaev, Mambetova, 2020; Tumenova, 2020; Tumenova,
2021; Tumenova, 2022).
Следует отметить, что эффективность деятельности РИМ по реализации принятых стратегий обуславливается способностью повышения уровня согласованности и координации принимаемых планов, их реалистичности и финансовой обеспеченности.
Во-первых, тем, насколько увязаны принимаемые решения на разных (субнациональном, национальном, региональном/местном, отраслевом) уровнях управления, отлажены административные инструменты кооперации и координации усилий инновационно активных акторов вокруг ключевой цели/миссии регионального развития.
Во-вторых, наличием инклюзивных механизмов, способствующих укреплению взаимосвязей между лицами, принимающими решения, интеллектуальным и бизнес-сообществом, а также различными общественными группами и социумом в целом для лучшего понимания сложившейся ситуации, содействию реализации предпринимаемых правительством инициатив.
В-третьих, достижением интегрированности стратегий и проектов активизации РИП в систему научно-технологического, территориального, социально-экономического, экологического планирования регионального развития для получения синергетических эффектов от реализации различных политик и программ, а также обеспечения сбалансированности и устойчивости экономического роста, повышения эффективности принимаемых управленческих решений.
Стратегический консенсус в системе управления согласованием интересов, лежащих в различных измерениях
По утверждению М. Вебера, консенсус/согласие становится реальной силой, поскольку управленческое решение выносится на основе общего согласия и бесконфликтного совпадения ожиданий всех заинтересованных лиц [14] (Veber, 2010). В результате при достижении определенного уровня консенсуса между участниками, вовлеченными в процесс консультаций относительно целей, приоритетов, методов и средств реализации стратегических программ, возможно рассчитывать на их эффективную реализацию/выполнение.
Изначально термин «консенсус» рассматривался на организационном уровне и интерпретировался как согласование мнений топ-менеджмента предприятия [15] (Bourgeois, 1980), затем был несколько расширен и стал включать общее/коллективное взаимопонимание стратегических приоритетов на всех уровнях управления, включая менеджеров среднего и низшего звена. Например, стратегический консенсус Келлерманнсом и его соавторами [16] (Kellermanns, Walter, Lechner, Floyd, 2005) рассматривался как «коллективное понимание» руководством организации стратегических приоритетов (табл. 2).
Таблица 2
Определение категории «стратегический консенсус»
Автор
|
Определение
|
Боумен С., Амброзини В.
[17] (Bowman, Ambrosini, 1997) |
Консенсус
как степень того, насколько близки управленцы стратегических бизнес-единиц
(СБЕ) в понимании стратегических приоритетов компании. Консенсус понимается
здесь как общее или коллективное взаимопонимание
|
Гриньер П.,
Норберн Д.
[18] (Grinyer, Norburn, 1975) |
Консенсус
как статистически значимый уровень коллективного понимания; может быть
использован при расчете степени согласия между руководителями
|
Буржуа Л.
[15] (Bourgeois, 1980) |
Консенсус
как согласие в рамках доминирующей коалиционной группы разработчиков
стратегии относительно целей и средств их достижения
|
Вулдридж Б., Флойд
С. [7] (Wooldridge,
Floyd, 1990)
|
Стратегический
консенсус как результат приверженности, заинтересованности и понимания
стратегии предприятия менеджерами среднего звена
|
Найт Д.
и др. [20] (Knight, 1999) |
Стратегический
консенсус как взаимопонимание среди членов группы. Этот термин в основном
относится к согласию или частичному совпадению ментальных моделей отдельных
членов подразделений относительно стратегий компании
|
Келлерманнс Ф. и др.
[16] (Kellermanns, Walter, Lechner, Floyd, 2005) |
Стратегический
консенсус как коллективное понимание стратегических приоритетов между
управленцами высшего, среднего и/или низового (операционного) звена
|
Гонсалес-Бенито
Х. и др. [1] (Gonzalez-Benito,
2012)
|
Стратегический
консенсус как согласие относительно конкурентных методов и стратегических
целей
|
Источник: составлено автором по [1, 16–20] (Gonzalez-Benito, 2012; Kellermanns, Walter, Lechner, Floyd, 2005; Bowman, Ambrosini, 1997; Grinyer, Norburn, 1975; Knight, 1999).
Нами стратегический консенсус будет рассматриваться в более широком контексте, направленном на достижение согласованности позиций отдельных экономических акторов (в частности, региональных инновационно активных акторов) не только по пониманию и разделению стратегических приоритетов развития, но и по намерению их реализации. То есть одним из существенных условий активизации РИП выступает не только способность регионального менеджмента формировать общее понимание/видение стратегических приоритетов инновационного развития, умение увязывать в единое целое цели, мнения/представления широкого круга инновационно активных субъектов региона, но и мотивировать их на реализацию согласованных проектов/программ стратегического развития. Соответственно, важным направлением достижения консенсуса при согласовании противоречивых интересов субъектно-функциональных элементов РИП является эффективная координация деятельности и усиление взаимодействия регионального менеджмента, бизнес-сообщества и местного населения.
Эффективной основой практического воплощения данных направлений может стать модель принятия управленческих решений в рамках консенсуального подхода, предложенная психологом и фасилитатором Т. Хартнеттом [21] (Hartnett, 2010) (рис. 3).
Рисунок 3. Модель принятия управленческих решений на основе консенсуса
Источник: составлено автором по [21] (Hartnett, 2011).
Модель предполагает последовательное решение процесса поиска и нахождения наиболее предпочтительных управленческих решений для достижения скоординированных целей. При этом успех ее применения зависит от эффективности организационного сопровождения данного процесса, успешности реализации РИМ функций (аналитической, координационной, коммуникационной, интегративной) по активизации региональной инновационной деятельности, а также выбора наиболее эффективных механизмов, способных обеспечить увязку интересов, учет потребностей и действий участников РИП.
В таблице 3 приведена совокупность инклюзивных механизмов, посредством которых возможно расширение масштаба консенсуса и уровня вовлеченности всех заинтересованных субъектов РИП.
При этом важно указать, что реализацию коммуникационного сопровождения необходимо осуществлять путем комбинирования таких подходов, как «сверху вниз» и «снизу вверх», с выбором каналов передач/коммуникации наиболее эффективных для конкретной ситуации и конкретной аудитории.
По сути, основные руководящие положения и механизмы успешной реализации инновационных стратегий регионального развития напрямую связаны с укреплением горизонтальных связей, ростом вовлеченности инновационно активных субъектов РИП в процесс разработки и реализации стратегических приоритетов инновационного развития, с повышением открытости и прозрачности принимаемых решений, разрабатываемых планово-прогнозных документов и обеспечением их легитимности.
Таблица 3
Механизмы усиления взаимодействий различных субъектов регионального инновационного процесса
Источник: составлено автором.
Вместе с тем, исходя из того, что во взаимосвязях между системами, находящимися даже в партнерских отношениях, абсолютная гармония невозможна из-за остающихся противоречий, процесс сознательного согласования их взаимоотношений должен быть перманентным.
Заключение
Таким образом, одним из обязательных условий повышения эффективности системы управления процессом разработки и реализации долгосрочных стратегий по активизации инновационной деятельности выступает достижение широкомасштабного соглашения/консенсуса всеми участниками и стейкхолдерами РИП как по целям, стратегическим приоритетам инновационного развития, так и по методам и средствам их реализации.
В работе представлена последовательность действия по обеспечению бесконфликтного взаимодействия инновационно активных акторов РИП, являющихся основными бенефициарами региональных инновационных программ и проектов. Приведена совокупность механизмов и инструментов, направленных на расширение масштаба стратегического консенсуса и повышение уровня вовлеченности всех заинтересованных субъектов РИП.
Перспективы дальнейших исследований связаны с возможностью дальнейшей институционализации предлагаемых механизмов, форматов диалога, апробацией инструментов расширения горизонтальных связей для различных типов регионов.
References:
Dinamika sotsialno-politicheskikh otnosheniy i fenomen soglasiya v sovremennom obshchestve [Dynamics of socio-political relations and the phenomenon of consent in modern society] (2019). (in Russian).
Bourgeois L.J. (1980). Performance and consensus Strategic Management Journal. (3). 227-248.
Bowman C., Ambrosini V. (1997). Perceptions of strategic priorities, consensus and firm performance Journal of Management Studies. (2).
Dooley R.S. (2000). Belaboring the Not-So-Obvious: Consensus, Commitment, and Strategy Implementation Speed and Success Journal of Management. (6).
Gonzalez-Benito J. (2012). Coming to Consensus on Strategic Consensus: A Mediated Moderation Model of Consensus and Performance Journal of Management. (6). 1685-1714.
Grinyer P.H., Norburn D. (1975). Planning for Existing Markets: Perceptions of Executives and Financial Performance J. R. Stat. Soc. Ser. A. (1).
Hartnett T. (2011). Consensus-Oriented Decision-Making New Society Publishers. 192.
Kellermanns F.W. (2011). To agree or not to agree? A meta-analytical review of strategic consensus and organizational performance Journal of Business Research. (2). 126-133.
Kellermanns F.W., Walter J., Lechner C., Floyd S.W. (2005). The lack of consensus about strategic consensus: Advancing theory and research Journal of Management. (31(5)). 719-737.
Knight D. (1999). Top management team diversity, group process, and strategic consensus Strategic Management Journal. 20
Tumenova S. A. (2020). Makroekonomicheskaya otsenka potentsiala razvitiya rossiyskikh regionov v novoy ekonomike [Macroeconomic assessment of the development potential of Russian regions in the new economy]. Aktualnye voprosy sovremennoy ekonomiki. (1). 138-149. (in Russian). doi: 10.34755/IROK.2020.60.73.021.
Tumenova S. A. (2021). Strategicheskie prioritety konkurentnoy spetsializatsii Severo-Kavkazskogo makroregiona [Strategic priorities of the North Caucasus macroregion competitive specialization]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 1817-1836. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.4.113832.
Tumenova S. A. (2022). Informatsionno-kommunikatsionnyy mekhanizm obespecheniya setevyh vzaimodeystviy uchastnikov regionalnogo innovatsionnogo protsessa [Information and communication mechanism for ensuring network interactions of the regional innovation process participants]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (2). 823-834. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.2.114221.
Tumenova S. A., Mambetova F. A., Pshigosheva A. Yu. (2021). O realizatsii strategiy innovatsionnogo razvitiya regionalnogo ekonomicheskogo prostranstva [On the implementation of innovative development strategies of the regional economic space] Socio-economic systems in the context of global transformations: problems and prospects of development. 308-312. (in Russian).
Van Ch., Mazalov V., Gao Kh. (2020). Upravlenie dinamikoy mneniy i konsensus v sotsialnoy seti [Controlling opinion dynamics and consensus and in a social network]. Matematicheskaya teoriya igr i ee prilozheniya. (4). 24 - 39. (in Russian).
Veber M. (2010). O nekotoryh kategoriyakh ponimayushchey sotsiologii [About some categories of understanding sociology] (in Russian).
Wooldridge B., Floyd S.W. (1990). The strategy process, middle management involvement, and organizational performance Strategic Management Journal. (3).
Yakovlev A. A., Freynkman L. M., Makarov S. A., Pogodaev V. S. (2018). Litnyy konsensus i ekonomicheskoe razvitie regiona: opyt Respubliki Tatarstan [The elite consensus and regional economic development: the experience of the Republic of Tatarstan]. “Economic Policy” Journal. (1). 180-217. (in Russian).
Страница обновлена: 09.04.2025 в 01:55:38