Обеспечение устойчивого роста предприятий логистической сферы в современной экономике

Евтодиева Т.Е.1, Карпова Н.П.2
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Россия, Ростов-на-Дону
2 Самарский государственный экономический университет, Россия, Самара

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 2 (Февраль 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44853982
Цитирований: 12 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В работе на основе анализа и обобщения происходящих изменений сформированы направления трансформации экономического развития и выделены основные технологии, обеспечивающие устойчивый рост предприятий логистической сферы. Определено влияние инновационности, экологизации и цифровизации на логистические активности. Выделены доминирующие тренды, которые вносят коррективы в осуществление логистической деятельности и описаны возможные направления учета их в логистике. В качестве приоритетных технологий обеспечивающих устойчивый рост и учитывающих современные тренды развития, в работе рассмотрены цифровые технологии нового поколения, способные обеспечить сквозное управление логистическими процессами. Показано влияние цифровых технологий на ресурсосбережение.

Ключевые слова: логистика, логистические инновации, технологические тренды, устойчивый рост, цифровая экономика, экологические тренды

JEL-классификация: O31, O32, O33, L26, M21



Введение

Современная экономика – явление сложное и парадоксальное. Доказательством этому является отсутствие единого названия и использование множественности терминов, характеризующих современный тип экономических отношений: информационная экономика; сетевая экономика; интернет-экономика; экономика знаний; неоэкономика; цифровая экономика; инновационная экономика. Правомерность и возможность использования отмеченных категорий объясняется акцентированием внимания на доминирующий фактор, являющийся детерминантой развития экономической системы в конкретный момент времени и оказывающий прямое или косвенное воздействие на поведение и применяемый инструментарий субъектов бизнеса, в том числе и логистической сферы, в процессе производственно-хозяйственной деятельности. В связи с этим возникает необходимость разработки научных и практических рекомендаций по переосмыслению подходов к вопросам логистического менеджмента в реалиях современной экономики и выбору продуктивных инструментов и технологий осуществления логистических операций, обеспечивающих устойчивое поступательное развитие субъектов предприятий в краткосрочной и долгосрочной перспективе, что определяет актуальность данного исследования.

Анализ научных исследований проблем трансформации экономики [1, 6, 9, 17, 19] (Babkin, Chistyakova, 2017; Vasilenok, Kruglova, Aleksashkina, Negreeva, Plastunova, 2020; Evtodieva, 2020; Sultanov, 0; Uebster, 2004) и авторские оценки происходящих изменений позволяют обозначить наиболее значимые для экономики и бизнеса факторы, формирующие тренды ее развития: инновационность, цифровизация, экологический императив.

1. Иннновационность экономики. Развитие экономики, рассматриваемой как совокупность общественных отношений в сфере производства, потребления, распределения и обмена материальных продуктов и услуг в современных условиях, базируется на инновационных технологиях, формирующих основу экономического роста посредством создания высокотехнологичных инновационных продуктов с уникальными характеристиками и свойствами, имеющих высокую добавленную стоимость [18].

2. Цифровизация экономической жизни. Цифровая парадигма стирает грани между физическим и виртуальным миром и меняет сложившийся экономический уклад посредстом:

- повышения самоорганизации деятельности предпринимательских структур;

- повышения скорости принятия управленческих решений на изменения потребительских предпочтений и требований других участников логистических цепей;

- роста интеллектуальной составляющей (до 90 и более процентов) производимой продукции и оказываемых услуг на фоне сокращения жизненного цикла;

- изменения сферы приложения знаний, компетенций и навыков со стороны трудовых ресурсов. Оценки аналитиков прогнозируют увеличение занятости в информационно-технологической сфере и резкое сокращение численности персонала в материально-вещественной сфере, в результате чего изменятся условия оплаты труда [8] (Evtodieva, Polubotko, 2020).

3. Экологизация экономики. Активное, зачастую бездумное потребление природных ресурсов, стремление получить быструю отдачу от вложенного в бизнес капитала, привело к формированию новой структуры рисков – экологических рисков, меняющих подходы к методам и способам организации экономической деятельности и повышению ответственности бизнеса за неоправданную нагрузку на экосистему. Ориентация на экологическую безопасность бизнеса требует нахождения компромисса между целями развития предприятия (экономическими целями) и целями сохранения природного капитала и минимизации негативного воздействия на окружающую среду (экологическими целями). Следует отметить, что экологический тренд возрождает необходимость прерогатив административных мер регулирования в решении многих экономических вопросов и правил ведения бизнеса. Кроме того, усложнение эпидемиологической обстановки в связи с COVID-19 сделало экономику зависимой от мероприятий административного и медико-санитарного характера. Приостановка бизнеса из-за пандемии во многих отраслях экономики потребовала поиска новых способов решения оперативных и стратегических задач каждого субъекта бизнеса.

Целью исследования является определение условий и направлений развития предприятий логистической сферы на уровне субъекта бизнеса, формирующих возможность устойчивого развития и обеспечения конкурентных преимуществ в турбулентной рыночной среде. Авторами выдвинута гипотеза о влиянии современных трендов развития, характерных для современной экономики, на применяемый инструментарий осуществления логистической деятельности, обеспечивающий устойчивый рост.

Научная новизна исследования заключается в определении условий, способствующих обеспечению устойчивого роста предприятий логистической сферы в современной экономике, выделении доминирующих трендов в трансформации экономической системы общества и определении возможностей цифровых технологий влиять на технологичность и экологизацию логистической деятельности.

Основными методами, позволяющими провести качественный анализ исследования условий устойчивого роста предприятий логистической сферы в современной экономике, являются теоретические (анализ и синтез, конкретизация, обобщения) и эмпирические (сравнение) методы.

Логистическая сфера деятельности, обеспечивающая системные взаимодействия различных отраслей материального производства и осуществляющая функции по транспортировке, складированию и перемещению товарно-материальных потоков в пространстве, является инфраструктурным образованием с мультипликативным эффектом на остальные отрасли экономики. Эффект проявляется в сокращении себестоимости товаров и услуг за счет экономии на транспортных издержках и росте конкурентоспособности как конкретного бизнеса, так и территории, в развитии интеграции и кооперации между участниками рыночного пространства в процессе перемещения товарных потоков, оборачиваемости активов или увеличения объемов продаж предпринимательских структур. Наличие устоявшейся системы взаимоотношений между участниками в производственных и торговых цепях поставок определяет взаимное влияние на эффективность функционирования каждого. В связи с этим постулатом развитие логистической сферы является формированием адаптивного механизма к происходящим изменениям посредством нивелирования рыночного поведения субъектов отношений.

В качестве основного приоритета при выработке системы мер по выживанию и развитию логистических предприятий в современной экономике необходимо руководствоваться концепцией устойчивого роста, предусматривающей положительную динамику деятельности предприятия при сложившихся условиях. Проблематикой устойчивого роста предприятий занимались многие ученые [5, 6, 11, 14] (Bondar, 0; Vasilenok, Kruglova, Aleksashkina, Negreeva, Plastunova, 2020; Ivashkovskaya, 2010; Matyash, 2016), обобщение трудов которых позволяет в контексте рассматриваемой проблемы устойчивый рост предприятий логистической сферы «рассматривать как непрерывный процесс приведения логистической системы предприятия в соответствие с требованиями рынка, выражающийся в обеспечении конкурентоспособности на основе повышения инновационного потенциала» [13] (Kolosova, 2011). В условиях трансформационных преобразований рыночной среды такое понимание устойчивого развития является наиболее правильным, позволяющим в условиях возросшей рискогенности ориентироваться на экономический рост и развитие логистической сферы.

Таким образом, на наш взгляд, логистические предприятия должны обеспечивать рост в сложившихся условиях посредством применения методов и технологий, которые, с одной стороны, обеспечат адаптацию к динамическим изменениям экономической среды, с другой стороны, позволят снизить затраты на осуществление логистический действий любому субъекту рынка. Изменения, характеризующие современную экономику, позволяют выделить два доминирующих тренда в трансформации экономической системы общества:

1) технологический тренд – связан с проникновением во все сферы общественной и экономической жизни информационных технологий, позволяющих выстраивать коммуникационные связи без опосредованного влияния человеческого фактора, что способствует объективности формирования и восприятия информационных потоков и оказывает влияние на систему логистической доставки и обработки материальных потоков [9] (Evtodieva, 2020);

2) экологический тренд – связан с формированием бережного и рачительного отношения к природе и природным ресурсам и ответственного ведения экономической деятельности с соизмерением влияния негативных последствий на экологию относительно созданного продукта.

Отмеченные тренды нивелируют и вносят определенные коррективы в осуществление логистической деятельности. Технологические тренды обеспечивают возможность функционирования предприятий в цифровом и традиционном поле, позволяют автоматизировать рутинные бизнес-процессы операции и с минимальными ошибками оперативно принимать управленческие решения на любом уровне принятия логистических решений посредством учета явных и неявных факторов [10] (Evtodieva, Chernova, Ivanova, Protsenko, 2020).

Технологические тренды проявляются в логистической сфере в форме цифровых инноваций, способствующих снижению логистических затрат, повышению удовлетворенности потребителя в качестве обслуживания [12] (Karpova, Evtodieva, 2020).

По проведенным исследованиям Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в логистической сфере цифровой инструментарий задействован в недостаточной мере (табл. 1).

Таблица 1

Удельный вес организаций промышленности, использующих цифровые технологии в бизнес-процессах: 2019г,% [20]

Использование в бизнес-процессах всего:
68,8
Производство продукции и услуг
48,2
Обработка заказов, транспортировка и хранение продукции, комплектующих
25,3
Обслуживание информационно-телекоммуникационных систем
24,2
Управление и администрирование
45,5
Разработка продукции, услуг, бизнес-процессов
23,6
Маркетинг и продажи
21,8
Источник: составлено автором по [20]

Основные цифровые технологии, имеющие потенциал в логистике, и результат их применения отражены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты применения цифровых технологий в логистической деятельности

Наименование технологии
Характерные особенности
Возможности технологии
Результат после внедрения технологии
Аддитивные технологии
Предполагает изготовление изделия по данным цифровой модели (или CAD-модели) методом послойного добавления
Доступна в массовом масштабе.
Снижение затрат при изготовлении продукции из смешанных материалов
Расширяет производственный процесс.
Сокращает цепи поставок.
Сокращает запасы.
Поставка сырья вместо готовой продукции.
Создание продукта в местах доставки.
Результат: дополнительная прибыль
Интернет вещей
Технология, позволяющая обеспечить сбор разнообразных данных через удаленный доступ и осуществить управление ими в режиме реального времени
Используется с облачными GPS-системами.
Отслеживает отдельные партии
грузов и их состояние.
Использование чипов радиочастотной индетификации
(RFID)
Отсутствие потерь при транспортировке и хранении товара.
Оперативное предотвращеие повреждения или хищения груза.
Климат-контроль в местах складирования.
Идентификация параметров дорожной обстановки.
Результат: получение выгоды,
удовлетворение потребностей клиентов
Машинное обучение
Совокупность математических методов анализа и статистической обработки информации; методы оптимизации и программирования, позволяющие выявлять скрытые закономерности и учитывать их при выработке управленческого решений
Обработка больших массивов данных.
Выявление явных и неявных факторов
Высокая скорость времени реагирования.
Формирование системы персонифицированного логистического обслуживания.
Оптимизация и расчет кратчайшего маршрута доставки.
Вычисление стоимости доставки продукции.
Результат: повышение эффективности принятия управленческих решений и минимизация потерь от неявных факторов
Блокчейн
Совокупность алгоритмов шифрования, позволяющих защитить базы данных, обладающих меткой времени
Способ фиксации и хранения информации
Обеспечивает эффективную и структурированную работу с информацией.
Невозможность фальсификации данных.
Автоматическое выполнение «умных контрактов».
Результат: снижение затрат
Источник: составлено автором по [6]

Цифровые технологии имеют оптимизационный характер (экономия времени, средств) и обеспечивают также возможность осуществления ресурсосбережения (экономия и рациональное использование материально-технических ресурсов).

В научной литературе категория «ресурсосбережение» трактуется по-разному. Превалирующим подходом является понимание ресурсосбережения как деятельности, базирующейся на рациональном использовании различных видов ресурсов с целью повышения эффективности деятельности на уровне отдельного предприятия и отрасли в целом [16] (Proskuryakova, 2019).

Рассмотрим каким образом цифровые технологии влияют на ресурсосбережение и позволяют снизить затраты и повысить эффективность логистических операций как участникам рынка, оказывающим логистические услуги, так и производителям в разрезе выполняемых логистических функций.

1. Аддитивное производство. Данная технология применима в производственной логистике и имеет следующие ключевые преимущества: придание уникальных характеристик производимой продукции; экономия ресурсов (в частности экономия расходных материалов, потери от которых при традиционном способе производства достигает 80 процентов [18]); возможность мобильного производства и быстрого обмена данных. У производителя и разработчика изделий появляется возможность предоставления услуги 3D-печати в местах доставки или непосредственно у потребителя, что позволит сокращать объемы хранения и перевозки физических товаров. Это приведет к значительному сокращению цепи поставок и оптимизации затрат. Кроме того, услуги 3D-печати позволят сформировать дополнительный источник доходов, а также позволят работать без остановки в случае невозможности по политическим или санэпидимическим причинам или экономическим ограничениям поставлять готовую продукцию потребителям.

2. Роботизация логистических операций. Роботизация логистических операций может иметь место в процессе выполнения рутинных или часто повторяющихся задач и операций с помощью самообучающихся алгоритмов, что позволяет свести к минимуму число человеческих ошибок и значительно снизить трудозатраты в логистических областях. Так, по оценкам аналитиков компании KPMG определено, что роботизация при осуществлении закупочной деятельности позволит сэкономить от 3,15 % до 5,62 % от общих годовых затрат; бюджетные расходы на закупку могут снизиться до 1,1процента при росте окупаемости затрат в 4–9 раз [5] (Bondar, 0). Наиболее активно и перспективно применение робототехники в сфере складского хозяйства на производстве, сфере дистрибуции и торговли, складах ответственного хранения. Роботизированные склады позволяют оптимизировать рабочие процессы, осуществлять учет товарно-материальных ценностей, снижать количество ошибок при совершении складских операций, что в совокупности позволяет минимизировать потери хранения, количество хищений и порчи складируемой продукции и таким образом экономить материальные, временные и финансовые ресурсы.

3. Использование беспилотников. По оценке NASA, к концу этого года в мире будет насчитываться 7 млн дронов, из них 2,6 млн – коммерческих [15]. Перспективность этого направления заключается в возможности их применения в сфере складской логистики в процессе проведения инвентаризационного и складского учета, а также в сфере транспортной логистики при доставке «последней мили». Применительно к российской действительности доставка продукции дронами может начать осуществляться не ранее 2025 года. Однако грузовые беспилотные автомобили уже стали работать в тестовом режиме. Собственные прототипы грузовиков-беспилотников разработаны компанией КАМАЗ. Совместно с компанией «Газпром» в апреле 2020 г беспилотные грузовики прошли тест-драйв в реальных условиях Заполярья и преодолели безаварийно 2,5 тыс. км, показав свой потенциал в логистических процессах. Эффект ресурсосбережения в сравнении с пилотируемыми аналогами заключается в снижении издержек при грузоперевозках на 10–15 %. Беспилотные КАМАЗы показали надежность и на 50 % более безопасны [4]. Снижение аварийности как следствие сокращения потерь грузов и повреждений транспортных средств со всеми вытекающими последствиями на экономии ресурсов на проведение ремонтных и восстановительных работ. Эксперты констатируют, что беспилотники снизят дорожную аварийность на 90 процентов [3].

4. Платформенные технологии. В условиях, когда мелкие и средние предприятия не располагают свободными кадровыми, финансовыми ресурсами, отраслевые решения являются панацеей, позволяющей изыскивать дополнительные возможности по взаимодействию разных участников рынка для осуществления всех необходимых digital-процессов по документообороту, системам аналитики, обмену информационными массивами. Перспективность данной технологии отмечается в сфере грузоперевозок и услуг складирования. Ресурсосберегающий эффект проявляется в снижении затрат на топливо, коммуницирование с клиентами и перевозчиками, на ремонт техники и простои из-за него, сокращении аварийности и оптимизации стоимости страховки, сокращении транспортных перемещений, что позволит экономить значительную часть финансовых ресурсов компании. Кроме того, платформенные технологии в логистике делают «прозрачными» всю систему взаимоотношений и процессов, что позволяет оперативно получать информацию и иметь четко определенные условия сделки.

Заключение

Проведенное исследование показало, что для достижения устойчивого роста предприятиям логистической сферы необходимы:

1. Смена приоритетов и целей развития, векторная направленность которых должна быть ориентирована на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, рациональное использование ресурсов и зеленый рост.

2. Активное инвестирование в технологические инновации, создающие дополнительную ценность участникам логистической деятельности и позволяющие повысить количественную (экономическую) и качественную (удовлетворенность клиентов) результативность.

3. Инновационная активность, позволяющая применять новые способы установления контактов с участниками логистической деятельности и инструменты выстраивания системы взаимоотношений в цифровой и традиционной бизнес-среде.

4. Принятие управленческих решений с применением аналитического инструментария на основе больших данных, позволяющего не только получать в систематизированном виде информацию о текущем положении дел, но и формировать прогнозы развития с учетом объективно существующих тенденций и факторов влияния и посредством выявления неявных связей между событиями или явлениями в сфере логистики.

Все эти аспекты обеспечивают цифровые технологии, являющиеся базисом конкурентоспособности логистических предприятий в современной экономике, обусловливают возможность бережного отношения к ресурсам предприятия и устойчивый рост.

Анализ применения передовых цифровых технологий в логистике свидетельствует об их применении только на уровне крупного бизнеса и на уровне государственных структур, освоивших принципы цифрового мышления и имеющих финансовые ресурсы для внедрения инноваций в практику. На уровне остальных субъектов бизнеса применяются базовые, относительно простые цифровые технологии, что используются в рамках автоматизации или роботизации отдельных логистических операций или функций. В связи с этим в ближайшей перспективе в целях повышения уровня цифровизации логистической сферы и применения сквозных технологий и как следствие обеспечения устойчивого роста предприятий в новых условиях ведения экономической деятельности необходимо вовлечь предприятия малого и среднего бизнеса в оцифровку бизнес-процессов. Для этого необходимо, помимо применения финансовых инструментов стимулирования применения инновационных технологий в практике бизнеса, формировать новый способ экономического мышления посредством обучения логистического персонала основам цифровой экономики.


Источники:

1. Бабкин А.В., Чистякова О.В. Цифровая экономика и ее влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур.// Российское предпринимательство.-2017.-№18 (24).- с. 4087-4102. – doi: 10.18334/rp.18.24.38670
2. Белоусов К.Ю. Устойчивое развитие компании и корпоративная устойчивость: проблемы интерпретации // Проблемы современной экономики. ‒ 2012. ‒ №4.-с.120-123
3.Беспилотные автомобили в России: реальные прототипы от Яндекса, КАМАЗа и НАМИ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/putevoditel/avto-i-moto/bespilotnye-avtomobili-v-rossii (дата обращения 15.12.2020)]
4.Беспилотники КАМАЗ прошли испытание в Арктике. [Электронный ресурс]. URL:https://kamaz.ru/press/releases/bespilotniki_kamaz_proshli_ispytaniya_v_arktike. (дата обращения 05.12..2020)
5.Бондарь Ю. Как использовать роботов в закупках. [Электронный ресурс].URL:https://cnews.ru/articles/2020-03- 05_kak_ispolzovat_robotov_v_zakupkah (дата обращения 14.01.2021)
6. Василенок В.Л., Круглова А.И., Алексашкина Е.И., Негреева В.В, Пластунова С.А.Основные тренды цифровой логистики.// Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент.-2020.- № 1.-С.69-78
7.Выборова Е.Н. Особенности методологии анализа и управления устойчивостью предприятия: новые тенденции // Экономический анализ: теория и практика. ‒ 2005. ‒ №20. ‒ С. 24-30.
8.Евтодиева Т.Е., Полуботко А.С. Логистика в условиях цифровой экономики// Вестник РГЭУ (РИНХ).- 2020.-№1(69).-с.35-43
9.Евтодиева Т.Е. Логистический менеджмент в условиях цифровой парадигмы// Социально-экономические аспекты менеджмента в эпоху развития цифровых технологий:материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. 30 мая 2020 г. : Воронежский филиал РЭУ имени Г.В.Плеханова–Воронеж:Издательско-полиграфический центр «Научная книга».-2020, с.55-59
10.Evtodieva T.E., Chernova D.V., Ivanova N.V, and Protsenko O. D. Business Analytics of Supply Chains in the Digital Economy.// Conference on Digital Transformation of the Economy: Challenges, Trends and New Opportunities. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Т. 908. С. 329-336. -DOI: 10.1007/978-3-030-11367-4_32
11.Ивашковская И.В. Оценка устойчивости роста компании: стейкхолдерский подход // Корпоративные финансы. ‒ 2010. ‒ №43. ‒ с. 14-18
12. Карпова Н.П., Евтодиева Т.Е. Логистические инновации: сущность, виды и способы финансирования // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 7. – С. 2063-2072. – doi: 10.18334/epp.10.7.110547
13.Колосова Т.В. Обеспечение устойчивого развития предприятия на основе повышения его инновационного потенциала : автореф. … дисс. канд.экон. наук. Нижний Новгород, 2011
14.Матяш И.В. Устойчивый рост и добавленная стоимость предприятия // Аудит и финансовый анализ.-2016.-№6.- с.108-117
15.Применение дронов в логистике:проблемы и перспективы. [Электронный ресурс]. URL:https://sitmag.ru/article/24444-primenenie-dronov-v-logistike-problemy-i-perspektivy(дата обращения 16.01.2021)
16.Проскурякова Е.А. Экономические аспекты внедрения ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте [Электронный ресурс] // Вестник Евразийской науки.- 2019.- №4. [Электронный ресурс] URL: https://esj.today/PDF/41ECVN419.pdf (дата обращения: 12.01.2021)
17.Султанов И.А.Современный этап вхождения в инновационную экономику. [Электронный ресурс]. URL:http://projectimo.ru/innovatika/innovacionnaya-ehkonomika.html
18. Суть и преимущество аддитивных технологий в производстве. [Электронный ресурс].- URL:https://top3dshop.ru/wiki/additive-technologies.html (дата обращения 07.12.2020)]
19.Уэбстер, Ф. Теория информационного общества. Москва: Аспект пресс.-2004.- 258с.
20. Цифровые технологии в промышленности и ИТ-отрасли [Электронный ресурс]. URL:https://issek.hse.ru/news/368076191.html (дата обращения 9.01.2021)

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:06:36