Продовольственная политика в годы великой отечественной войны: проблемы, решения
Шутьков А.А.1,2
1 Институт проблем рынка РАН
2 Национальный институт бизнеса
Скачать PDF | Загрузок: 19
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 1 (Январь-Март 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42865605
Аннотация:
В мае текущего года исполняется историческая дата 75 лет со дня Победы Советского Союза над фашисткой Германией. В начале Великой Отечественной войны значительная часть территории была подвергнута оккупации. СССР переходит на новую модель обеспечения продовольствием вооруженных сил, жителей города и деревни. Вводятся продуктовые карточки, изменяется система государственной заготовки сельскохозяйственной продукции, корректируются формы материального и морального стимулирования труда. В статье раскрываются механизмы формирования продовольственных ресурсов, позволившие обеспечивать страну необходимыми продуктами питания.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, оккупация, Красная Армия, продуктовые карточки, продовольственная политика, механизмы, сельское хозяйство, трудовые ресурсы, стимулирование труда
Введение
Все дальше уходит история грозных годов Великой Отечественной войны, обеспечившей Победу Советского Союза над фашисткой Германией. Время не властно предать их забвению, выветрить из памяти народной. Наша победа на фронтах и в тылу потребовала огромных усилий по преодолению потерь в ходе войны. Успех ее во многом зависел от решения продовольственной проблемы, сложности ее реализации в условиях оккупации значительной части территории страны, потери людских и материально-технических ресурсов. Победа СССР – это победа над реакционными силами фашизма, победа жизни, сохранения человечества.
В те годы прошли испытания на прочность советское многонациональное государство, его вооруженные силы, работники тыла, труженики села, формы организации управления и труда. Была, несмотря на недостатки и ошибки, проверена зрелость военного искусства, качество руководящих кадров, механизмов руководства народным хозяйством, организационные формы обеспечения населения продовольствием, инструменты производства продукции для фронта.
Исторический анализ источников формирования победы, сложности ведения национальной экономики Советского Союза в годы Великой Отечественной войны заслуженно останется в памяти новых поколений в дань глубокого уважения к народу той эпохи, перенесшему как суровые испытания, так и гордость победы. Для работников АПК сегодня это весьма важно в решении задач обеспечения России продовольственной независимости в условиях обострившихся политических и экономических проблем между странами в мире.
Методы исследования. Оценка состояния экономики продовольственного комплекса в годы Великой Отечественной войны, его функционирование в 1941–1945 годах. Использованы нормативные документы, литературные источники, абстрактно-логические, аналитические и статистические методы исследования.
Результаты. В современной России и зарубежных странах идут жаркие споры, проявляются глубокие разногласия, противоречия и искажение роли и места СССР в разгроме фашисткой Германии, слагаемых победы, ее важности не только для нашей страны, но и всего мира. Сегодня в многочисленных литературных источниках основное внимание обращается на оценку военных событий. Это вполне справедливо. Нам всегда будет не хватать погибших на фронтах Великой Отечественной. Следует помнить, что в то тяжелое время огромное значение для победы имело решение проблемы обеспечения продовольствием не только бойцов и командиров, но и тружеников тыла, их семей. В той войне на селе остро не хватало рабочих рук. В производстве, на полях и фермах рядом с женщинами, стариками активно принимали участие дети нетрудоспособного возраста. И.В. Сталин в своем докладе, посвященном Великой Отечественной войне 6 ноября 1944 года говорил: «Если Красная Армия смогла выполнить свой долг перед Родиной и изгнать немцев из пределов советской земли, это она сделала, это благодаря тому, что ее безусловно поддерживала с тыла вся наша страна, все народы нашей страны» [6] (Stalin, 2010).
21 июня 1911 года Германия вероломно напала на Советский Союз. Имея военный опыт по покорению большинства стран Европы, обладая превосходством в технике за первый год, она оккупировала огромную территорию нашей страны. «СССР за время войны потерял от 27 миллионов человек, в том числе 11,3 миллиона на фронтах, огромное количество материально-технических ресурсов» [5]. Суровому испытанию подверглось российское село. За годы оккупации гитлеровцы разрушили и сожгли более 70 тыс. сел, 98 тыс. колхозов, 1,8 тыс. совхозов, 2,9 тыс. МТС. Перед крестьянством, колхозами и совхозами стояла задача при значительном ограничении трудовых ресурсов обеспечить вооруженные силы, население продовольствием и сырьем для промышленности.
Аграрная политика и управление нацеленной на решение проблем продовольственного обеспечения в СССР политикой начали осуществляться в первые дни войны с принятия 30 июня 1941 г. Правительством мобилизационного народнохозяйственного плана, предусматривающего перевод сельского хозяйства на военные рельсы, строгую централизацию управления, распределение и нормирование, изменение в системе использования трудовых ресурсов.
В 1941 году войска фашистской Германии оккупировали огромную территорию. Возникла острая необходимость эвакуации из прифронтовой полосы скота, сельскохозяйственной техники. Потерю сельскохозяйственных угодий на западе страны было решено компенсировать за счет расширения посевных площадей в восточных районах СССР и интенсификации труда крестьян. Перебазирование тракторов, другой техники, скота было одним из важных источников увеличения производства сельскохозяйственной продукции в новых регионах.
Тяжелым оказался 1942-й год. К концу года фашисты оккупировали территорию, где до войны было сосредоточено около 50 % посевной площади. Колхозы и совхозы этой территории насчитывали 57 % крупного рогатого скота и лошадей, около 60 % свиней. В этих условиях Правительством принимается решение о введении карточной системы снабжения рабочих и служащих основными продуктами питания. При этом данная система не распространялась на сельское население.
В 1943 г. война требовала все новых материальных и людских ресурсов. Трудоспособных мужчин в деревне осталось не более 30 %, в основном старшего возраста. Чтобы обеспечить сельское хозяйство хотя бы минимумом рабочей силы, была введена практика сезонного привлечения населения из городов, рабочих поселков, райцентров. Ко всем военным невзгодам летом 1943 г. прибавилась сильная засуха, не уступающая 1921 г.
С этого года начинается более активная поставка продовольствия из США по ленд-лизу. За годы войны Советскому Союзу было экспортировано 4,5 млн тонн продуктов питания, что составило 3,4 % от отечественных объемов. Основная доля продовольствия для армии и гражданского населения страны (91 %) осуществлялась на основе производства сельскохозяйственной продукции в колхозах и совхозах.
С 1944 года при освобождении захваченной врагами территории Правительство определяет необходимые меры по восстановлению материально-технической базы сельскохозяйственного производства, на 37 % увеличивая дополнительные ресурсы из госбюджета, что способствует росту выпуска сельскохозяйственных машин и запасных частей. Вступает в строй первая очередь Алтайского тракторного завода. Принципиальным в аграрной политике становится то, что после оккупации с 1 января 1944 г. освобождаются колхозы от обязательных поставок государству всех видов продукции животноводства. Вводится дополнительная оплата труда колхозникам за перевыполнение заданий по выращиванию молодняка и сохранению взрослого скота.
В феврале 1945 г. Совнарком СССР принимает постановление «О развитии сельской электрификации», которое предусматривает подключение колхозов к государственным электросетям, создание колхозных и межколхозных электростанций.
Вместе с тем восстановление объемов производства идет медленно. В 1945 г. по сравнению с довоенным 1940 г. государственные закупки зерна были меньше на 49,2 %, мяса – на 33,3 %, молока – на 24,7 % (табл. 1).
Таблица 1
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции на начало и окончание Великой Отечественной войны
в Российской Федерации [4]
|
1940
|
1945
|
1945 в % к 1940
|
Посевная площадь во всех категориях хозяйств
(млн га)
|
92,1
|
76,6
|
83,1
|
Поголовье скота на конец года (млн гол.)
| |||
Крупного рогатого скота
|
27,8
|
26,2
|
94,2
|
Коров
|
14,2
|
12,9
|
85,6
|
Свиней
|
12,1
|
4,9
|
40,4
|
Овец и коз
|
51,2
|
34,7
|
67,8
|
Производство (млн т)
| |||
Зерна
|
48,0
|
25,4
|
52,5
|
Мяса (в убойной массе)
|
2,4
|
1,8
|
62,5
|
Молока
|
17,8
|
16,6
|
93,2
|
Государственные закупки (млн т)
| |||
Зерна
|
24,2
|
12,3
|
50,8
|
Мяса (в убойной массе)
|
0,6
|
0,4
|
66,7
|
Молока
|
4,2
|
3,6
|
85,7
|
Примечательно, что, несмотря на крайне тяжелые годы, в экономике народного хозяйства на селе к концу войны было сохранено основное поголовье животных, что в дальнейшем создавало базу развития этой отрасли.
Уже в ходе войны в экономике страны сельское хозяйство входит в число приоритетных отраслей народного хозяйства. Об этом свидетельствуют постоянное рассмотрение проблем развития аграрного сектора экономики партийными и государственными органами.
Еще не успела завершиться Курская битва (3 июля – 23 августа 1943 г.), как Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) 21 августа 1943 г. принимают постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождаемых от немецкой оккупации» [1]. В этом документе предусматривалось решение целого ряда острых вопросов, связанных с: возвратом вывезенного при эвакуации в восточные районы скота; увеличением поголовья животных; льготами по поставкам сельскохозяйственных продуктов государству колхозами и населением; помощью семенами для озимого сева; восстановлением машинно-тракторных станций и их материально-технического обеспечения; завозом горючего; помощью в строительстве жилья; созданием специальных ремесленных училищ, детских домов и др.
18 февраля 1944 г. принимается постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О строительстве тракторных заводов и развитии производственных мощностей по выпуску тракторов для сельского хозяйства» [2]. Строящимся Владимирскому, Алтайскому и Липецкому заводам установлено задание по выпуску 50 тракторов в сутки. Наркому обороны предложено вернуть из армии 300 инженеров и техников для работы на этих заводах, а также 12,5 тыс. нестроевых военнослужащих для работы на строительстве заводов.
В 1947 г. Правительством принимается специальное постановление «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период», в соответствии с которым выделяются крупные капитальные вложения на восстановление разрушенных войной сельскохозяйственных предприятий. Определяются меры по экономическому стимулированию сельскохозяйственного производства и особенно животноводства. Большие ресурсы направляются на строительство новых и реконструкцию старых заводов по производству тракторов и сельскохозяйственных машин: Харьковского, Сталинградского, Челябинского, Алтайского, Липецкого, Владимирского, Россельмаша, Алтайсельмаша, Красного Аксая, Рязаньмаша, Красноярского «Коммунара», Тульского комбайнового, Люберецкого завода им. Ухтомского и др.
14 декабря 1947 г. постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) отменяется карточная система, тогда как в странах Европы она действовала до 1949 года.
20 октября 1948 г. Советом Министров СССР и ЦК ВКП(б) принимается постановление «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР» [3], которое в средствах массовой информации было названо Сталинским планом преобразования природы. В плане предусматривается:
– создание крупных государственных защитных лесных полос;
– развитие лесонасаждений на полях колхозов и совхозов;
– строительство прудов и водоемов для накапливания воды с использованием ее для орошения;
– организация землеустройства с введением научно обоснованных севооборотов.
В соответствии с данным постановлением были созданы лесные полосы на сотнях тысяч гектаров, десятки тысяч прудов и водоемов.
В мае 1950 г. принимается весьма важное постановление ЦК ВКП(б) «Об укрупнении мелких колхозов и задачах партийных организаций в этом деле». В постановлении предлагалось объединение колхозов сводить в единый массив, производить его на добровольных началах, объединенные колхозы укрепить за счет «наиболее авторитетных, подготовленных и проверенных в политическом и деловом отношении работников».
Данный перечень документов свидетельствует об активной аграрной политике, направленной на увеличение производства сельскохозяйственной продукции, решение социально-экономических проблем села.
Принятие организационно-экономических мер позволило России в 1850 году, через пять лет, восстановить объемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции, а в 1953 году, через восемь лет, обеспечить прирост производства зерна на 0,4 %;, мяса – на 33,3 %, молока – на 19,7 % (табл. 2).
Таблица 2
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции
в Российской Федерации [4]
|
1940
|
1950
|
1953
|
1953 в % к 1940
|
Вся
посевная площадь (млн га)
|
|
93,6
|
97,1
|
105,4
|
Поголовье скота на конец года (млн гол.)
| ||||
Крупного
рогатого скота
|
27,8
|
30,2
|
28,4
|
102,4
|
Коров
|
13,2
|
13,7
|
13,4
|
101,5
|
Свиней
|
12,1
|
11,9
|
16,6
|
137,2
|
Овец
и коз
|
51,2
|
45,7
|
53,9
|
105,3
|
Производство (млн т)
| ||||
Зерна
|
48,0
|
46,8
|
48,2
|
100,4
|
Мяса
|
2,4
|
2,6
|
3,2
|
133,3
|
Молока
|
17,8
|
21,4
|
21,3
|
119,7
|
В послевоенный период ослабляются административные методы управления, принимаются меры по повышению материальной заинтересованности работников колхозов и совхозов. В аграрной политике при ограниченных финансовых ресурсах определяются новые крупные меры по восстановлению и подъему экономики села, определяется стратегия его развития. За этот период темпы ежегодного прироста производства сельскохозяйственной продукции составляют до 8–10 % в год. За 1950–1978 годы в России производство зерна возросло с 46,8 до 127,4 млн т, или в 3 раза, мяса, соответственно, с 2,6 до 7,8 млн т, или в 3 раза, молока – с 21,4 до 49,3 млн т, или в 2,3 раза. В целом производство сельскохозяйственной продукции за эту эпоху увеличилось в 2,7 раза. Противоположные результаты сложились за годы аграрной реформы соответствующего лага времени. В это число лет (вместе с показателями 2018 г. Республики Крым) за 1990–2018 годы производство зерна снизилось с 116,7 до 113,3 млн т, или на 3 %, молока уменьшилось с 55,1 млн т до 30,6 млн т., или в 1,8 раза, при увеличении мяса с 19,1 до 10,6 млн т, или на 4,9 %.
Заключение
Анализ продовольственной политики в годы Великой Отечественной войны свидетельствует о том, что проводимые государственными органами власти механизмы мобилизации продовольственных ресурсов и их использования с привлечением внешних источников по ленд-лизу обеспечили минимальные потребности Красной Армии и население Советского Союза в продуктах питания, что способствовало успешному решению задач разгрома фашисткой Германии.
Принимаемые Правительством государственные меры, направленные на мобилизацию трудовых и материально-технических ресурсов, жесткая экономия при всех недостатках были целесообразны. В годы войны заготовки продовольствия отечественными товаропроизводителями были больше, чем в годы Первой мировой войны, в 3 раза, во время Гражданской войны – в 4 раза, во время НЭПа – в 2 раза, во время первых лет аграрной реформы – в 1,5 раза [8] (Shutkov, 2019).
Основными поставщиками сельскохозяйственной продукции были колхозы и совхозы, доля которых составляла 91 %. Этим хозяйствам с огромным перенапряжением сил женщин, стариков и детей-подростков приходилось производить для обеспечения Красной Армии и городского населения сельскохозяйственную продукцию, обеспечивающую минимальные потребности в продовольствии. Довоенная политика создания кооперативных хозяйств и совхозов, в которых обеспечивалась концентрация производства на базе использования средств механизации в экстремальных условиях, себя оправдала.
Меры Правительства Советского Союза по восстановлению села, выделение для его развития крупных финансовых и материально-технических ресурсов за послевоенные годы позволили за 5 лет (1950 г.) обеспечить восстановление производства продукции растениеводства и животноводства до довоенного 1940 года. На последующих этапах реализуемая аграрная политика позволила через 28 лет (1978 г.) добиться прироста сельскохозяйственной продукции в 2,7 раза, тогда как за время сегодняшней аграрной реформы такого же лага времени (1990–2018 гг.) производство ее составило меньше дореформенного уровня на 2,3 %, что свидетельствует о необходимости сегодня провести коренную корректировку аграрной политики.
Источники:
2. Постановления Совнаркома и ЦК ВКП(б) от 18 февраля 1944 г. «О строительстве тракторных заводов и развитии производственных мощностей по выпуску тракторов ля сельского хозяйства». – Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. –М.: -1964. Тт.3. – С.183-187
3. Постановление Совмина СССР и ЦК ВКП(б) от 20 октября 1948 г. «О плане полезащитных лесоразведений, внедрении травопольных севооборотов, строительстве прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР». – Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам -1968 г. 3. С. 336-341
4. Народное хозяйство СССР за 60 лет. - М.: ЦСУ СССР, 1977. – 709 c.
5. Большой Российский энциклопедический словарь. - М., 2005. – 238-239 c.
6. Сталин И.В. О Великой Отечественной войне. - СПб., 2010. – 143 c.
7. Шутьков А.А. Продовольственная безопасность: теория, политика и практика. / Монография. - М.: НИБ, 2011. – 474 c.
8. Шутьков А.А. Система управления агропромышленным комплексом: теория, методология, практика. - М.: Из.-во «Дашков и К», 2019. – 380 c.
Страница обновлена: 13.09.2024 в 16:48:00