Влияние санкционной политики западных стран на развитие промышленности Российской Федерации и Республики Башкортостан: проблемы и перспективы развития

Печаткин В.В.1
1 Институт социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Россия, Уфа

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать:
Печаткин В.В. Влияние санкционной политики западных стран на развитие промышленности Российской Федерации и Республики Башкортостан: проблемы и перспективы развития // Экономические отношения. – 2022. – Том 12. – № 4. – С. 699-718. – doi: 10.18334/eo.12.4.116776.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50087764
Цитирований: 5 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Обоснована актуальность исследования влияния санкций стран Запада на развитие промышленных видов экономической деятельности Российской Федерации и Республики Башкортостан, в частности, как информационной основы для принятия управленческих решений по обеспечению устойчивого их функционирования и развития в кратко- и среднесрочной перспективах. Выделены наиболее чувствительные санкции стран Запада для развития промышленного сектора экономики Российской Федерации и Республики Башкортостан, учитывая структуру экономики. Осуществлена оценка влияния санкций западных стран на развитие промышленного сектора экономики Российской Федерации и Республики Башкортостан в разрезе промышленных видов экономической деятельности. Выделены промышленные виды экономической деятельности в наибольшей мере пострадавшие от санкций стран Запада. Предложены направления и меры государственной поддержки промышленных предприятий для решения имеющихся проблем для содействия обеспечению их функционирования и развития в условиях санкций. Разработаны сценарные условия развития промышленного сектора экономики Республики Башкортостан на среднесрочный период. На основе экспертного подхода спрогнозированы показатели индекса промышленного производства и числа занятых в промышленности Республики Башкортостан по 3 вариантам развития событий в условиях геополитической неопределенности, с учетом влияния санкций западных стран. Статья может представлять интерес для научных сотрудников, занимающихся проблемами влияния санкционной политики стран Запада на экономическое развитие и органов территориального управления, ответственных за принятие управленческих решений в сфере антикризисной политики.

Ключевые слова: санкции, промышленный сектор экономики, сценарные условия, социально-экономическое развитие, экономическая политика

Финансирование:
Данное исследование выполнено в рамках государственного задания № 075-03-2022-001 ИСЭИ УФИЦ РАН на 2022 г.

JEL-классификация: F51, L52, R12, R13

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение.

Санкции Западных стран – это серьезный вызов социально-экономическому развитию страны, поскольку они затрагивают большой спектр сфер жизнедеятельности населения регионов России и требуют постоянного мониторинга и принятия соответствующих управленческих решений как на федеральном, так и региональном уровнях.

По состоянию на 1 сентября после 22 февраля 2022 г. против России, в ответ на проведение специальной военной операции на Украине, странами Запада были введено более 9100 санкций. С учетом того, что до этого времени действовало 2712 санкций всего введено против России 11812 ограничений, что является беспрецедентным случаем в мировой практике. Для сравнения против Ирана введено 3665, против Сирии 2637 санкционных мер [1].

География стран, которые ввели санкции включает: все страны Евросоюза: Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Германия, Дания, Италия, Ирландия, Испания, Кипр, Люксембург, Латвия, Литва, Мальта, Нидерланды, Португалия, Польша, Румыния, Словения, Словакия, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония. Также в числе стран придерживающихся санкционной политики Швейцария. Великобритания. США, Канада, Япония, Южная Корея, Сингапур, Новая Зеландия, Албания, Тайвань, Австралия [1].

Начиная с 2014 г, в связи с возрастанием актуальности проблемы устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности России в условиях санкционного давления стран Запада возросло количество публикаций по данной проблематике.

Вопросам обеспечения конкурентоспособности и экономической безопасности регионов и хозяйствующих субъектов России в условиях дестабилизирующих факторов внешней среды посвящены труды многих российских ученых, затрагивающих те или иные аспекты проблемы: Абалкина Л.И. [2], Беляковой Г.Я. [3] Глазьева С.Ю. [4], Дорошенко Ю.А., Голубицких М. [5], Заичкина Н.И., Зеленцовой Л.С. [6], Криворотова В.В. [7], Куклина А.А. [8] Макарова В.Л. [9]; Мохначева С.А. [10] и др.

Проблемам влияния санкций на экономику России посвящены публикации Гармашовой Е.П. [11, 12], Дребот А.М. [12], Дробот Е.В. [13-14], Зимовец А.В., Сорокиной Ю.В. [15], Маглиновой Т.Г. [16], Махова А.В. [17], Костина К.Б., Шимко П.Д. [18, 19] Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А. [20], Пыткина С.О. [21], Телегина Е.А., Халова Г.О. [22] и др.

Вместе с тем ввиду многократного усиления санкционной политики стран Запада в ответ на специальную военную операцию России, проводимую на Украине, требуется дополнительная проработка вопросов оценки влияния санкций на промышленный сектор экономики Российской Федерации и Республики Башкортостан, выявление ключевых проблем в разрезе промышленных видов экономической деятельности и реализации анти санкционных мероприятий, в особенности на региональном уровне. Учитывая разнонаправленное влияние санкций на промышленные виды экономической деятельности России, требуется выработка дифференцированного подхода к антикризисной промышленной политике, проводимой как на федеральном, так и региональном уровнях.

В связи с актуальностью проблемы целью статьи является оценка влияния санкционной политики стран Запада на развитие промышленных видов экономической деятельности в России и Республики Башкортостан и разработка комплекса мероприятий, направленных на снижение негативного ее влияния.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Характеристика санкций западных стран против России с выделением наиболее чувствительных для экономики России.

2. Выявление проблем и перспектив развития промышленных видов экономической деятельности Российской Федерации и Республики Башкортостан, в условиях усиления санкционного давления.

3. Разработка сценарных вариантов среднесрочного прогноза основных показателей развития промышленного сектора экономики Республики Башкортостан.

Основная часть. В числе наиболее чувствительные санкции стран Запада 2022 года для экономики России можно выделить:

– полное эмбарго на поставки российской нефти, бензина, мазута США и рядом стран Европы;

– меры экспортного контроля в отношении оборудования, поставляемого в РФ для добычи нефти и газа;

– запрет на экспорт микрочипов, полупроводников, телеком-оборудования, электронных компонентов и других высоких технологий;

– ограничения экспорта российских товаров, в том числе под брендом «сделано в России» в США, Великобритании и в странах центральной Европы и прежде всего в Германии, Франции, Финляндии, поскольку они в товарной структуре экспорта и импорта страны имеют наибольшую долю;

– санкции против банковского сектора страны оказывают негативное воздействия в части удорожания кредитов для развития производства и выполнении ряда ранее взятых обязательств по кредитам и др.

Помимо этого, наряду с диверсией на газопроводе «Северный поток» приостановлена сертификации проекта «Северный поток 2», что очевидно скажется не только на снижении доходов от экспорта углеводородов в России, но и отрицательно повлияет на энергетическую безопасность стран Европы и, прежде всего, Германии.

Начиная с марта 2022 года из России ушло более 37 крупных транснациональных корпораций. В первую очередь санкции сказались на финансовых рынках. В последующем можно спрогнозировать усиление влияния санкций на реальный сектор экономики страны. Все эти факты свидетельствуют об экономической войне стран Запада, объявленной против России, и победа в этом противостоянии является поистине главным вызовом для страны в настоящее время [1].

По прогнозам стран Запада их санкции должны были в одночасье обрушить экономику России. Прогнозировалось как минимум 12 % падение ВВП России по итогам 2022 года. По прогнозу Министерства экономического развития РФ прогнозировалось падение на уровне 7 %. Однако результаты 1 полугодия 2022 года обнадеживают. Более того в большинстве видах экономической деятельности произошел рост индекса производства относительно первого полугодия 2021 года. Так индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в Российской Федерации, в I полугодии 2022 г. составил 100,6%, относительно 1 полугодия 2021 года; индекс промышленного производства – 102 %, индекс сельского хозяйства – 102,2 %.

Санкции стран в краткосрочной перспективе по-разному повлияли на развитие отдельных промышленных видов экономической деятельности в России. В январе-августе 2022 г., относительно аналогичного периода 2021 г. значительный рост достигнут в производстве лекарственных средств – 121,5 %, полиграфической деятельности – 110,6 %; предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых – 109,7 %.

Тем не менее, в ряде важных видов экономической деятельности произошел существенный спад. Промышленные виды экономической деятельности Российской Федерации в наибольшей мере пострадавшие от санкционной политики стран Запада представлены в таблице 1.

Таблица 1. Промышленные виды экономической деятельности Российской Федерации в наибольшей степени пострадавшие от санкций стран Запада




Вид экономической деятельности
Индекс пр-ва январь-август 2022 г. к январю августу 2021 г

Проблемы, возникшие в условиях санкционной политики стран Запада

Направления преодоления возникших проблем
1
Производство автотранспортных средств и прицепов
56,7
Ряд иностранных свернули свое производство в РФ, в том числе корейские, немецкие, японские производители. Высокая зависимость отечественных производителей от комплектующих западных стран, ограничивших их поставки в РФ.
Содействие в поиске поставщиков и оборудования из дружественных России стран мира, параллельный импорт. Государственная поддержка развитии российских производителей автомобилей.
2
Производство текстильных изделий
90,0
Ограничение импортных поставок сырья и материалов (тканей, ниток) и оборудования из стран ЕС
Государственная поддержка, в том числе налоговые льготы. Содействие в поиске новых рынков сбыта. Госзаказ на пошив текстильных изделий для нужд армии РФ и др.
3
Обработка древесины
90,4
Эмбарго ЕС на поставку лесоматериалов и необработанной древесины
Содействие увеличению экспорта через транзитные страны Турцию, Белоруссию и Азербайджан, в том числе с использованием Института представительства
4
Производство электрического оборудования
95,9
Санкционные ограничения на платежи в иностранной валюте, поставки материалов, сырья, комплектующих, сокращение спроса на продукцию, увеличение затрат на логистику, а также проблемы с обслуживанием оборудования
Содействие в поиске поставщиков и оборудования из дружественных России стран мира. Параллельный импорт.
Государственная поддержка, в том числе налоговые льготы производителей электрического оборудования
5
Производство прочих транспортных средств
96,0
Санкционные ограничения на платежи в иностранной валюте, поставки материалов, сырья, комплектующих, сокращение спроса на продукцию, увеличение затрат на логистику.
Содействие в поиске поставщиков и оборудования из дружественных России стран мира, параллельный импорт. Государственная поддержка развитии российских производителей судов, локомотивов, космических судов и др.
6
Добыча металлических руд
96,2
Эмбарго стран ЕС на экспорт из России стали и железа привело к снижению спроса на металл и увеличение конкуренции между российскими компаниями
Содействие в поэтапной переориентации на восточные рынки
7
Производство химических веществ
97,2
Санкционные ограничения на платежи в иностранной валюте, поставки материалов, сырья, комплектующих, сокращение спроса на продукцию, увеличение затрат на логистику.
Содействие в поиске поставщиков и оборудования из дружественных России стран мира, параллельный импорт. Государственная поддержка химической промышленности
Источник: составлено автором с использованием данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации

Наиболее пострадавшим видом промышленного производства от санкций стран Запада является производство автотранспортных средств и прицепов. В короткое время заменить ряд западных производителей BMW, Volkswagen, Mercedes, Ford, Kia, Honday и др., закрывших свои производства в стране в России очень сложная задача. По оперативным данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации объем производства в 2022 году сократился почти в 2 раза [23]. Освободившуюся нишу частично могут занять, как китайские автопроизводители, так и российские: «Лада» и «Москвич», хотя и на российских производствах имеется высокая зависимость от импортных комплектующих.

Вследствие эмбарго ЕС на пиломатериалы, необработанную древесину и ряд продукции деревообработки произошло 10 % снижение объемов производства в деревообрабатывающей промышленности [23].

Ограничение импортных поставок сырья и материалов (тканей, ниток) и оборудования из стран ЕС, а также ухода ряда западных компаний способствовало 10 % снижению объемов производства в текстильной промышленности [23].

Правительством Российской Федерации были приняты своевременные пакеты антикризисных мероприятий в ответ на санкции стран Запада. Благодаря поддержке импортозамещающих проектов системообразующих промышленных предприятий России, процессы импортозамещения многократно ускорились, особенно в IT сфере. Вместе с тем, ожидается, что по сравнению с кризисом 2014–2015 гг. падение промышленного производства будет более затяжным по сравнению с кризисом 2015 г. и пандемическим кризисом, в связи с этим потребуется новый пакет антикризисных мероприятий в 2023 г.

На экономику Республики Башкортостан, как и Российской Федерации в целом значительное влияние оказали санкции западных стран. Не смотря на санкции, в большинстве промышленных видов экономической деятельности Республики Башкортостан (в 21 из 29) достигнут рост объемов производства за январь – август 2022 г. Наибольший рост по добыче сырой нефти и природного газа – 1,36 раза, производстве электрического оборудования – 1,7 раза, производстве лекарственных средств – 1,31 раза; производстве мебели – 1,3 раза. [23]. Во многом это свидетельствует о том, что многие предприятия адаптировались к новым условиям и успешно осваивают рынки сбыта, в нишах освобожденных западными компаниями, которые свернули свою деятельность в России. Индекс промышленного производства в республике составил 102,9 % [23]. , что не соответствует первоначальным прогнозам западных экспертов, предрекавших обвал промышленного производства в стране.

Лидерами роста в 1 полугодии 2022 года среди предприятий стали Туймазинский завод автобетоновозов с ростом объемов в 2 раза, обусловленного повышенным спросом на прицепную и полуприцепную технику, «Фармстандарт УфаВИТА» рост объемов производства на 124 %, «ОДК-УМПО» увеличил выпуск продукции на 116,8 % , вследствие увеличение госзаказа на производство авиационных двигателей.

Тем не менее на ряд видов экономической деятельности санкции повлияли отрицательно. Виды промышленных видов экономической деятельности в наибольшей мере пострадавших от санкционной политики стран Запада представлены в таблице 2.

Таблица 2 Промышленные виды экономической деятельности Республики Башкортостан в наибольшей степени пострадавшие от санкций стран Запада по итогам января – августа 2022 года




Вид экономической деятельности
Индекс пр-ва январь-август 2022 г. к январю августу 2021 г

Проблемы, возникшие в условиях санкционной политики стран Запада

Направления преодоления возникших проблем
1
Производство кожи
82,9
Ограничение поставок сырья и оборудования из стран ЕС
Содействие в поиске поставщиков и оборудования из дружественных России стран мира
2
Производство кокса и нефтепродуктов
85,9
Эмбарго США и ЕС на экспорт бензина и нефтепродуктов, потеря части рынка сбыта и снижение объемов экспорта и выручки предприятий
Государственная поддержка, в том числе налоговые льготы. Содействие в поиске новых рынков сбыта
3
Обработка древесины
88,7
Эмбарго ЕС на поставку лесоматериалов и необработанной древесины
Содействие увеличению экспорта через транзитные страны Турцию, Белоруссию и Азербайджан, в том числе через Институт представительства
4
Пр-во автотранспортных средств
90,6
Ряд предприятий попали под санкции США, в том числе ПАО «Нефаз», снижение объемов пр-ва и выручки
Государственные закупки, автобусов и др. техники для насыщения внутреннего рынка вытесняя ниши, зарубежных компаний
5
Производство текстильных изделий
92,7
Ограничение импортных поставок сырья и материалов (тканей, ниток) и оборудования из стран ЕС
Содействие в поиске поставщиков и оборудования из дружественных России стран мира
6
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий
93,7
Тайвань заморозил поставки чипов, микросхем микропроцессоров и проводников в Россию, необходимых для производства электронных изделий
Реализация проектов (программы) по импортозамещению чипов, микросхем микропроцессоров с выделением финансовых ресурсов из федерального бюджета
7
Производство одежды
96,1
Ограничение импортных поставок сырья и материалов (тканей, ниток) и оборудования из стран ЕС
Компенсацию затрат при покупке сырья и оборудования, содействие в поисках материалов и сырья в дружественных России странах
8
Добыча металлических руд
97,2
Эмбарго стран ЕС на экспорт из России стали и железа привело к снижению спроса на металл и увеличение конкуренции между российскими компаниями
Содействие в поэтапной переориентации на восточные рынки
Источник: составлено автором с использованием данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации

Наибольшее снижение индекса в Республике Башкортостан произошло в производстве кокса и нефтепродуктов, производстве кожи, обработке древесины.

Эмбарго США и ЕС на экспорт бензина и нефтепродуктов, потеря части рынка сбыта и снижение объемов экспорта и выручки предприятий привели к тому, что ряд нефтеперерабатывающих предприятий Республики Башкортостан существенно снизили объемы переработки нефти. В их числе Уфимский нефтеперерабатывающий завод. Учитывая, что производство кокса и нефтепродуктов занимают существенную долю в экономике Республики Башкортостан, дальнейшие снижение объемов производства может отрицательно сказаться как на налоговых поступлениях в бюджет, так на снижении объемов промышленного производства.

Как и по российской Федерации в целом более чем на 10 % упали объемы производства деревообрабатывающих предприятий [24].

В средне и долгосрочных перспективах развитие промышленности Республики Башкортостан будет определяться следующими основными тенденциями, связанными как с внешними, так и внутренними условиями развития:

– адаптацией к влиянию беспрецедентных санкций западных стран, связанных с проведением Россией специальной военной на Украине. Развитие во многом будет зависеть как от длительности проведения специальной военной операции, так и от ее итогов;

– способностью к функционированию и развитию в условиях финансово-экономических, энергетических кризисов, в том числе, связанных с пандемиями типа коронавирусной инфекций;

– усилением конкуренции как на внутренних, так и внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ, вследствие высоких темпов инфляции;

– начавшимся сокращением населения трудоспособного населения в сочетании с дефицитом высококвалифицированных специалистов;

– увеличением миграционных потоков, связанных в том числе с проведением специальной военной операции на Украине;

– необходимостью преодоления тенденций к увеличению уровня износа основных фондов, при ограничении зарубежных поставок оборудования и технологий, в том числе цифровых;

– необходимостью усиления экономической безопасности Российской Федерации, за счет снижения зависимости от импорта западных стран.

С учетом этого основные варианты средне и долгосрочного развития промышленного сектора экономики Республики Башкортостан будут определяться степенью реализации следующих ключевых факторов:

– повышение эффективности и конкурентоспособности промышленного сектора экономики за счет модернизации действующих промышленных предприятий на основе внедрения инновационных проектов;

– реализация незадействованного импортозамещающего потенциала, способствующего укреплению экономической безопасности;

– реализация крупномасштабных инвестиционных проектов по созданию и развитию новых промышленных предприятий в перспективных видах экономической деятельности;

– переориентация экспорта продукции в «дружеские» для России страны;

– модернизация производственной и энергетической инфраструктуры промышленных предприятий;

– развитие и повышение эффективности институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность в регионе;

– повышение качества человеческого капитала и решение проблем дефицита высококвалифицированных специалистов за счет расширения номенклатуры специальностей и плана выпуска специалистов, востребованных промышленными предприятиями (решение проблемы дисбаланса на рынке труда и образовательных услуг).

В зависимости от степени реализации этих факторов, на наш взгляд, можно выделить три сценария развития промышленного сектора экономики Республики Башкортостан: консервативный (пессимистический), инновационный (оптимистический) и целевой.

Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными темпами роста промышленного сектора экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического, сырьевого и военно-промышленного секторов экономики с отставанием в гражданском секторе. Модернизация промышленности ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания, преимущественно «дружественных» для России стран: Китай, Индия, Беларусь.

По нашему прогнозу среднегодовые темпы роста объемов промышленного производства оцениваются на уровне 1 – 2 % в год в 2024 г., при их снижении на 2-3 % в 2022 – 2023 гг. Доля Республики Башкортостан в общих объемах российского промышленного производства при этом снизиться на 0,5 процентных пункта.

Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционно-инновационной составляющей роста промышленного сектора экономики Республики Башкортостан, преимущественно за счет инновационного развития обрабатывающего сектора экономики с ориентацией на несырьевой экспорт и импортозамещения продукции из «недружественных» России стран. Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста. Приоритетом становятся наряду с предприятиями топливно-энергетического сектора высокотехнологические производства.

Сценарий предполагает использование в качестве основы развития – принципов реиндустриализации, предполагающий наряду с модернизацией топливно-энергетического сектора развитие высокотехнологических производств в приоритетных видах экономической деятельности, обозначенных в стратегии развития Промышленности Российской Федерации до 2030 г. (Распоряжение Правительства от 17 января 2020 г. № 20).

Среднегодовые темпы роста промышленного сектора экономики Республики Башкортостан оцениваются на уровне 4 % в год в 2024 – 2030 гг., что будет превышать темпы роста среднероссийских показателей и позволит увеличить долю Республики Башкортостан в Российской Федерации по объемам промышленного производства на 0,5 процентных пункта.

Целевой сценарий (вариант 3). Разработан на основе инновационного сценария, при этом он характеризуется ускорением темпов промышленного роста за счет создания масштабного сектора несырьевого экспорта, формирования и развития конкурентоспособных кластеров, создания и развития крупных высокотехнологичных предприятий обрабатывающей промышленности в сфере беспилотной авиации, биотехнологий и геномной инженерии, информационно-телекоммуникационных технологий, радиоэлектроники. Предполагает увеличение объемов инвестиций в Республику Башкортостан, в том числе за счет расширения особой экономической зоны «Алга» с привлечением в нее резидентов.

Сценарием предусматривается полномасштабная реализация всех задач, поставленных в указе Президента Российской Федерации №474 от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Среднегодовые темпы роста промышленного сектора экономики Республики Башкортостан составят 3 % ежегодно. При этом доля республики в объемах промышленного производства Российской Федерации к 2025 г. сохраниться на уровне 2021 г.

Рассмотренные сценарии развития предполагают относительную стабилизацию динамики цен на нефть в период 2023 – 2024 гг. на уроне 80 – 90 долларов США за баррель.

Различие сценариев связано с высокой степенью неопределенности прогнозных оценок, связанных, прежде всего, с внешней средой, влияние которой усиливается в связи с ростом геополитической напряженности. Во многом на темпы промышленного роста также будут влиять результаты и длительность военной специальной операции России на Украине, усиление (ослабление) санкционной политики западных стран.

В соответствие с предложенными сценариями на основе экспертного подхода спрогнозированы на период до 2024 года индексы физического объема промышленного производства Республики Башкортостан и среднесписочная численность работников организаций по промышленным видам экономической деятельности.

Оценка показателей промышленных видов экономической деятельности на 2022 г. осуществлена с учетом достигнутых их значений по оперативным данным за 9 месяцев 2022 г.

При консервативном сценарии в прогнозе учтены тенденции развития видов экономической деятельности в 2017 – 2021 гг. Средние темпы роста или падения показателей в этот период взяты за основу прогнозирования. В соответствие с нашим прогнозом согласно консервативному варианту, число занятых в промышленных видах экономической деятельности к 2024 году сократиться на 5 тыс. чел.

По нашему мнению инновационный сценарии предполагает рост числа занятых в промышленных видах экономической деятельности Республики Башкортостан к 2025 г. на 4 тыс. чел. При прогнозе учтены ряд обстоятельств:

– увеличение объемов оборонзаказа скажется на росте числа занятых на предприятиях, производящих авиационные двигатели и вертолеты таких как ПАО «ОДК-УМПО», АО (КумАПП) и др. Предприятия текстильной промышленности могут также нарастить объемы производства и числа занятых, производя продукцию для нужд российской армии;

– будут реализованы крупномасштабные инвестиционные проекты с существенным приростом рабочих мест – по виду производство лекарственных средств и материалов предприятия «Фарм стандарт- УфаВИТА» создание производства лекарства для лечения гемофилии (инвестиции 1,6 мдрд. руб., 200 рабочих мест); строительство химического комбината в ОЭЗ «Алга» по производству синтетических высших жирных спиртов (инвестиции 15 млрд. руб., 800 рабочих мест) и др. [24];

– принято во внимание влияние санкций стран запада на финансово-экономические показатели деятельности предприятий за 9 месяцев 2022 года и др.

В соотвествие с базовым сценарием, по нашему мнению, произойдет незначительный рост числа занятых в промышленных видах экономической деятельности к 2025 году на 1 тыс. чел. В прогнозе учтены сценарные условие инновационного сценария, но с учетом высоких рисков реализации крупномасштабных инвестиционных проектов темпы роста показателей снижены по сравнению с инновационным сценарием. В связи с этим базовый вариант является промежуточным между консервативным и инновационным.

Заключение.

На основе оценки текущей ситуации развития промышленного сектора экономики за январь – август 2022 года осуществлена предварительная оценка влияния санкционной политики стран Запада на отдельные промышленные виды экономической деятельности. В результате оценки выявлено, что Правительство Российской Федерации и Республики Башкортостан оказались более подготовленными к жестким санкциям со стороны стран Запада, нежели в 2014 году, когда были введены санкции в ответ на воссоединение Крыма с Россией, что проявилось в менее выраженном спаде промышленного производства за 8 месяцев 2022 г. относительно 8 месяцев 2021 г. Более того за 1 полугодие 2022 г. в промышленности Российской Федерации наблюдался рост производства за счет благоприятных цен на энергоносители, вопреки оценкам МВФ. В итоге спад промышленного производства оказался менее выраженным по сравнению с кризисом 2014 года и пандемическим кризисом 2020 г. во многом благодаря тому, что Правительством Российской Федерации и Республики Башкортостан были приняты своевременные пакеты антикризисных мероприятий в ответ на санкции стран Запада. Благодаря поддержке импортозамещающих проектов системообразующих промышленных предприятий России, процессы импортозамещения многократно ускорились, особенно в IT сфере. Вместе с тем, ожидается, что по сравнению с кризисом 2014–2015 гг. падение промышленного производства будет более затяжным по сравнению с кризисом 2015 г. и пандемическим кризисом, в связи с этим потребуется новый пакет антикризисных мероприятий осенью 2022 г.

Представлены сценарные условия развития промышленного сектора экономики Республики Башкортостан на среднесрочный период. На основе экспертного подхода спрогнозированы показатели индекса промышленного производства и числа занятых в промышленности Республики Башкортостан по 3 вариантам развития событий в условиях геополитической неопределенности, с учетом влияния санкций западных стран. По результатам прогноза, после спада по итогам 2022 и 2023 гг. на 3 – 5 %, начиная с 2024 г. по каждому из вариантов прогнозируется рост производства от 1 до 4 % в год при умеренном росте числа занятых в промышленности по базовому сценарию.

Вместе с тем, более полную оценку можно будет сделать только по итогам 2022 года, когда существенным образом расширится статистическая база для анализа как на федеральном, так и региональном уровнях.


Источники:

1. Все санкции против РФ 2022: какие страны ввели, полный список, ответные меры. Puteshestvuy.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.puteshestvuy.com/sankcii-protiv-rf (дата обращения: 01.10.2022).
2. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. – 1994. – № 12. – c. 4-16.
3. Белякова Г.Я. Конкурентоспособность региональной экономики: концепция опережающего развития. / Монография. - Красноярск: Сиб ГТУ, 2001. – 230 c.
4. Глазьев С.Ю. В «тысячу первый» раз о выборе между стратегиями социально-экономической деградации страны и современного народнохозяйственного развития (заметки участника заседания экономического совета при президенте РФ) // Российский экономический журнал. – 2016. – № 3. – c. 3-17.
5. Дорошенко Ю.А., Голубицких М. Факторы конкурентной устойчивости и оценка их влияния на предприятия промышленности строительных материалов // Белгородский экономический вестник. – 2017. – № 1(85). – c. 26-31.
6. Заичкин Н.И., Зеленцова Л.С. и др. Концепция конкурентоустойчивости: теория, практика. / Монография. - М.: Издательство «Перо», 2012. – 249 c.
7. Криворотов В.В., Ершова И.В., Белик И.С. и др. Конкурентоспособность социально-экономических систем: вызовы нового времени. / Монография. - М.: Экономика, 2014. – 13 c.
8. Куклин А.А. Экономическая безопасность регионов: теоретико-методологические подходы и сравнительный анализ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-1. – c. 142-145.
9. Макаров В.Л., Айвазян С.А., Афанасьев М.Ю., Бахтизин А.Р., Нанавян А.М. Оценка эффективности регионов РФ с учетом интеллектуального капитала, характеристик готовности к инновациям, уровня благосостояния и качества жизни // Экономика региона. – 2014. – № 4(40). – c. 9-30. – doi: 10.17059/2014-4-1.
10. Мохначев С.А. Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведение. / Монография. - Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2009. – 411 c.
11. Гармашова Е.П., Дребот А.М., Баранов А.Г., Митус А.А., Тарабардина М.Ю. Санкции как меры международного принуждения: основные виды и теоретические подходы к понятию // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 649-662. – doi: 10.18334/eo.10.3.110824.
12. Гармашова Е.П. Дребот А.М., Баранов А.Г., Митус А.А., Тарабардина М.Ю. Санкции как меры международного принуждения: основные виды и теоретические подходы к понятию // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 649-662. – doi: 10.18334/eo.10.3.110824.
13. Дробот Е.В., Гудович Г.К., Макаров И.Н., Бахмутская В.С. Экономическая безопасность России и Евразийского экономического союза в условиях санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1671-1682. – doi: 10.18334/eo.9.3.41004.
14. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Иванова А.А. Особенности государственного управления развитием стратегических отраслей в условиях экономических санкций: институциональный и системный аспект // Российское предпринимательство. – 2017. – № 19. – c. 2769-2786. – doi: 10.18334/rp.18.19.38358.
15. Зимовец А.В., Сорокина Ю.В., Ханина А.В. Комплекс предложений по защите экономики России от санкций стран Запада на макро-, мезо- и микроуровне // Экономические отношения. – 2022. – № 2. – c. 195-214. – doi: 10.18334/eo.12.2.114792.
16. Маглинова Т.Г. Деятельность российских транснациональных корпораций в условиях экономических санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 589-596. – doi: 10.18334/eo.9.2.40807.
17. Махова А.В., Печенкина А.В. Анализ санкций в отношении РФ в период 2015-2018 // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 1-2. – c. 60-63. – doi: 10.24411/2500-1000-2018-10477.
18. Костин К.Б., Шимко П.Д. и др. Международный трансфер технологий в Российской Федерации и его перспективы в современных условиях санкционных ограничений // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4.
19. Костин К.Б., Шимко П.Д. Повышение эффективности управления доходами предприятий в Российской Федерации в современных условиях санкционных ограничений // Экономические отношения. – 2022. – № 4.
20. Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А. О пагубных последствиях антироссийских санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2805-2818. – doi: 10.18334/eo.9.4.41237.
21. Пыткин С.О. Привлечение прямых иностранных инвестиций: проблемы и пути решения в условиях санкций // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6.
22. Телегина Е.А., Халова Г.О. Санкции и торговые войны как индикаторы трансформации мирового хозяйства. Возможности для России // Мировая экономика и международные отношения. – 2019. – № 2. – c. 13-20. – doi: 10.20542/0131-2227-2019-63-2-13-20.
23. Социально-экономическое положение России – 2022. Федеральная служба государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gcs.ru/dogdlregl/b22/Main.htm.
24. Оперативные показатели социально-экономического положения Республики Башкортостан в 2022 г. Социально-экономическое положение России – 2022. Территориальный орган Федералльной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bashstat.gcs.ru (дата обращения: 15.11.2022).
25. Глазьев С.Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны: альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. – 1997. – № 1. – c. 8-9.

Страница обновлена: 01.04.2024 в 22:31:33