Цифровизация как фактор повышения эффективности производства и усиления конкурентоспособности сельского хозяйства Кыргызской Республики

Окенова А.О.1
1 Институт экономики им. акад. Дж. Алышбаева Национальной академии наук Кыргызской Республики, Киргизия, Бишкек

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии
Том 4, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2020)

Цитировать:
Окенова А.О. Цифровизация как фактор повышения эффективности производства и усиления конкурентоспособности сельского хозяйства Кыргызской Республики // Экономика Центральной Азии. – 2020. – Том 4. – № 4. – С. 329-346. – doi: 10.18334/asia.4.4.111213.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44668219
Цитирований: 2 по состоянию на 20.09.2021

Аннотация:
В статье рассматривается современное состояние цифровизации и его внедрение в агарную сферу страны. Изложены некоторые проблемы и перспективы внедрения IT-технологий в экономику Кыргызской Республики. Исследован уровень готовности и использования информационно-коммуникационных технологий. Выявлены основные шансы и риски внедрения цифровизации в сельское хозяйство Кыргызстана.

Ключевые слова: цифровизация, IT-технологии, сельское хозяйство, информационно-коммуникационные технологии, государственная поддержка

JEL-классификация: Q10, O31, O33



Введение

Сельское хозяйство и в целом аграрная сфера является одним из приоритетных направлений экономического развития Кыргызстана в ближайшей, и в отдаленной перспективе. Это обстоятельство также подтверждается функционированием национальной экономики в рамках евразийского интеграционного формирования, которое более четко раскрыло потенциал и большие возможности сельского хозяйства страны, что выражается в повышении темпов роста сельскохозяйственного производства и экспортного потенциала отрасли. Более того, потребности евразийского продовольственного рынка стимулируют развитие в республике интенсивных отраслей животноводства, растениеводства, промышленного садоводства, плодоводства, тепличного производства овощей, что являются капиталоемкими производствами, требующими привлечения существенно больших объемов финансовых и кредитных средств. Но в условиях нестабильной политической ситуации в стране сельскохозяйственное производство почти не развивается.

Сельскохозяйственной отрасли сопутствуют множество недостатков и трудностей, которые приводят к высоким издержкам производства. Обеспечить конкурентоспособное развитие сельского хозяйства и аграрного производства можно путем цифровизации.

Известно, что мир зависим от цифровых технологий, на сегодняшний день все социально-экономические процессы осуществляются через цифровое пространство. Которое заметно сокращает время, а также снижает риски потерь реальных денежных средств. Цифровизация – это длительный и кропотливый процесс, который в перспективе даст реальные возможности развития как для государства, так и для отдельных отраслей экономики, особенно для сельского хозяйства.

Цифровизация создает предпосылки для выбора новых направлений развития экономики государств и целых регионов через обеспечение согласованной работы всех хозяйственных структур, а также государственного управления [4] (Vasilenko, 2017).

Развитие цифровизации в Киргизии находится на начальном этапе. В международных рейтингах, характеризующих развитие цифровизации, положение республики по сравнению с другими странами, преобразующими свою экономику в цифровую, сравнительно невысоко [8].

Процесс цифровизации требует весомых финансовых вложений, наличия квалифицированных кадров в области IT-технологий, морально-психологической готовности сельскохозяйственных товаропроизводителей, поэтому на начальном этапе проникновения информационно-коммуникационных технологий в АПК необходимо активное государственное участие.

Для внедрения информационно-коммуникационных технологий и в целях реализации Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019–2023» правительством республики принята «Дорожная карта» [11], в которой рассматривается задача внедрения и трансформации цифровых технологий в стратегические отрасли экономики. Одним из основных мероприятий в «Дорожной карте» по инновационному развитию сельского хозяйства является «Цифровизация сельского хозяйства и стимулирование инноваций».

Для эффективной и полноценной реализации потенциала отрасли, в условиях дальнейшего углубления интеграции необходимо, в первую очередь, кардинально решить вопросы государственной поддержки сельского хозяйства, его модернизации и улучшения финансово-экономического состояния.

Основной задачей развития аграрного сектора является интенсификация отрасли, его автоматизация, современная механизация, развитие информационных технологий, улучшение технологической оснащенности и повышение квалификаций кадров, что благоприятно отразится на трансформации отечественного аграрного сектора в евразийское экономическое пространство.

С одной стороны, сельское хозяйство как производитель аграрной продукции стоит перед вызовом спроса на пищу постоянно растущего населения планеты, а с другой стороны, как крупнейший землепользователь оно несет большую ответственность за сохранение природных ресурсов, таких как почва и вода.

Производство доступных по цене, но качественных пищевых продуктов в достаточном количестве и защита окружающей среды – это цели, которые могут находиться в значительном конфликте интересов по отношению друг к другу.

Цифровизация играет важную роль в разрешении этого конфликта целей. Под цифровизацией сегодня понимается комплексное и интегрированное применение информационных и коммуникационных технологий в экономике и обществе. Она предлагает большой потенциал в экономии производственных ресурсов, упрощении документирования и повышении качества принятия решений и хозяйственного управления. Цифровизация призвана помочь сделать сельское хозяйство производительным, устойчиво эффективным и природосберегающим, то есть помочь целенаправленно использовать производственные ресурсы с минимальными потерями, чтобы производить пищевые продукты с высоким качеством и минимальным воздействием на окружающую среду.

Сельское хозяйство осуществляет производство в большей части под открытым небом и работает с живыми организмами, то есть оно характеризуется сложными и динамичными условиями производства, которые трудно предсказать и оказать на них регулирующее воздействие, что может привести к сбоям в производственных процессах.

В настоящее время в сельском хозяйстве происходит технологическая революция, в связи с этим необходимо производить аграрную продукцию по соответствующим стандартам евразийского агропродовольственного рынка. Современное состояние сельского хозяйства Киргизии вызывает серьезную обеспокоенность; недостаток научно-практических знаний по инновационным современным агротехнологиям и методологии; отсутствие глобального прогноза по ценам на сельхозпродукцию, а также неразвитость системы логистики, хранения и доставки приводят к высоким издержкам производства.

В деятельности аграриев возникают трудности со сбором информации, получением консультаций, обучением, нехваткой техники и финансовых средств и пр., каковые вопросы решаются посредством автоматизации.

На сегодняшний день автоматизация сельскохозяйственного производства Киргизии находится на начальном этапе развития. Сельскохозяйственные товаропроизводители сталкиваются с такими трудностями, как:

- недостаточный охват обучения основам предпринимательства;

- отсутствие единой точки получения структурированной информации, к примеру, что сажать, как сажать, как реализовывать и т. д.;

- длительный и непрозрачный процесс получения кредитов и мер государственной поддержки и много других вопросов, решение которых позволило бы сельскохозяйственному товаропроизводителю получить необходимую информацию и обучиться без посещения учебных центров, при этом снизив себе временные и транспортные расходы. Для запуска подобных программ необходимы большие финансовые вложения и информационная грамотность сельхозтоваропроизводителя.

Несмотря на это, число предприятий и организаций, использующих информационно-коммуникационные технологии в организациях республики, начиная с 2014 года, неуклонно растет. Так, если в 2014 году их количество составило 11013 единиц, в 2018 году – 112152 единицы, а в 2019 году – 12701 единицу. Доля хозяйствующих субъектов, использующих ИКТ, в городских поселениях составила 66 процентов, в то время как в сельской местности – 34 процента (табл. 1).

Таблица 1

Использование информационно-коммуникационных технологий на предприятиях и в организациях


2014
2015
2016
2017
2018
2019
Киргизская Республика
11013
11400
11875
11923
12152
12 701
Баткенская область
581
586
593
618
615
648
Джалал-Абадская область
1143
1158
1220
1212
1279
1 294
Иссык-Кульская область
696
687
712
743
726
746
Нарынская область
538
570
602
622
622
625
Ошская область
1072
1054
1114
1179
1171
1 207
Таласская область
425
417
418
415
480
496
Чуйская область
1433
1422
1459
1643
1706
1 728
г. Бишкек
4252
4639
4815
4290
4356
4 764
г. Ош
873
867
942
1201
1197
1 193
Источник: [3]

Наибольший удельный вес предприятий и организаций, использующих ИКТ, приходился на г. Бишкек (около 38 процентов в общем их числе), наименьший – на Таласскую область (около 4 процентов).

Доля хозяйствующих субъектов с государственной формой собственности, использующих ИКТ, в 2019 г. составила 43 процента, с частной формой собственности – 57 процентов.

Таблица 2

Количество предприятий и организаций, использующих компьютерную технику и информационно-коммуникационные технологии по видам экономической деятельности


2015
2016
2017
2018
2019
% к итогу 2019
Всего
11 400
11 875
11 893
12 152
12 701
100
Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство
177
181
186
188
188
1,5
Добыча полезных ископаемых
57
48
53
52
69
0,5
Обрабатывающая промышленность
773
721
713
722
731
5,8
Обеспечение (снабжение) электроэнергией, газом и кондиционированным воздухом
59
57
68
71
71
0,6
Водоснабжение, очистка, обработка отходов и получение вторичного сырья
87
100
117
128
135
1,1
Строительство
612
608
629
623
711
5,6
Оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов
1 210
1 320
1 302
1 363
1 513
11,9
Транспортная деятельность и хранение грузов
368
341
341
328
328
2,6
Деятельность гостиниц и ресторанов
91
98
82
102
111
0,9
Информация и связь
388
482
527
563
542
4,3
Финансовое посредничество и страхование
558
571
579
544
535
4,2
Операции с недвижимым имуществом
422
496
423
419
463
3,6
Профессиональная, научная и техническая деятельность
837
907
896
918
960
7,6
Административная и вспомогательная деятельность
274
293
281
305
352
2,8
Государственное управление и оборона, обязательное социальное обеспечение
1 397
1 372
1 359
1 342
1 351
10,6
Образование
2 857
3 000
3 049
3 191
3 334
26,2
Здравоохранение и социальное обслуживание населения
436
451
456
470
461
3,6
Искусство, развлечения и отдых
196
201
192
179
182
1,4
Прочая обслуживающая деятельность
601
628
640
644
644
5,1
Источник: [5]

Из представленной таблицы 2 можно сделать вывод что, несмотря на то, что сельское хозяйство является приоритетной отраслью Киргизии, уровень использования компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий в этом виде деятельности составляет всего 1,5 %.

В 2019 г. численность специалистов предприятий и организаций, занятых непосредственно в сфере информационно-коммуникационных технологий, составила более 18 тыс. человек. Наибольший удельный вес таких специалистов в республике пришелся на г. Бишкек (33 процента в общем их числе), а наименьший – на Нарынскую область (около 2 процентов) [5].

Обладая огромным потенциалом по ряду показателей, наше сельское хозяйство существенно отстает как в области производства сельскохозяйственной продукции, так и в области ее сбыта по сравнению с соседними странами.

Одной из причин этого отставания является недостаточный уровень цифровизации сельского хозяйства. К примеру, социологические исследования показали, что в течение сезона фермеру приходится принимать более 40 различных решений в ограниченный период времени. Сократить издержки, связанные с этими решениями, можно за счет цифровизации.

Но их данных таблицы 3 можно увидеть, что на сегодняшний день тенденция внедрения информационно-коммуникационных технологий остается на низком уровне как по сравнению с другими отраслями, так и сравнительно с другими государствами внедряющими цифровые платформы.

Таблица 3

Уровень цифровизации сельского, лесного хозяйства и рыболовства за 20152019 гг.


Ед. изм.
2015
2016
2017
2018
2019
Количество точек доступа в Интернет
Единиц
169
191
193
177
202
Наличие электронной почты
Единиц
80
88
103
107
114
Количество средств оргтехники
Единиц
770
715
747
711
746
Наличие собственных Web-сайтов
Единиц
12
12
11
12
9
Наличие Web-сайтов c киргизским языком контента
Единиц
1
1
3
1
1
Количество специализированных программных средств
Единиц
35
37
61
80
71
Количество персональных компьютеров
Единиц
1 092
1 084
1 171
1 112
1 138
Объем выполненных информационно-вычислительных услуг, проектных работ и работ по созданию программных средств
млн.сом
-
-
-
-
0,1
Затраты предприятий и организаций на развитие и использование, информационных технологий и вычислительных средств
млн.сом
7,1
12,5
8,4
6,4
6,3
Численность специалистов предприятий и организаций, занятых компьютерной техникой и информационно-коммуникационными технологиями
человек
176
148
158
169
147
Количество предприятий и организаций, использующих компьютерную технику и информационно-коммуникационные технологии
Единиц
177
181
186
188
188
Источник: [5]

Цифровая экономика активно развивается в республике с 2016 года. В 2019 году многие отрасли стали более активно использовать в своей деятельности цифровые технологии и Интернет, что позволило увеличить количество предприятий.

Еще одной немаловажной проблемой сельского хозяйства в процессе становления цифровизации является незначительное количество Web-сайтов, использующих контент на киргизском языке. Если рассматривать общую тенденцию с 2015 года, то количество сайтов в 2019 году увеличилось более чем в 2 раза, и в большинстве случаев контент на киргизском языке использовали только государственные службы. Из 5,4 тыс. хозяйствующих субъектов с государственной формой собственности 646 (12 процентов) имеют собственный Web-сайт, из них 270 субъектов (4,9 процента) – сайт с киргизским языком контента. Однако цифровое проникновение в сельское хозяйство практически не сдвинулось с нулевой точки по всем параметрам внедрения.

Как было отмечено в таблице 3, тенденция внедрения цифровых технологий находится на низком уровне, и это подтверждается численностью работников использующих IT-технологии (табл. 4) и соответствующей непривлекательной заработной платой аграрников (рис.).

Таблица 4

Численность занятых на предприятиях и в организациях, использующих компьютерную технику и информационно-коммуникационные технологии по видам экономической деятельности (в среднем за год, человек)


2015
2016
2017
2018
2019
% к итогу 2019
Всего
474 528
479 600
485 538
500 116
509 657
100
Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство
9 086
8 710
8 253
7 880
7 784
1,5
Добыча полезных ископаемых
4 313
4 674
4 683
5 089
7 140
1,4
Обрабатывающая промышленность
34 388
31 175
32 749
31 722
31 358
6,2
Обеспечение (снабжение) электроэнергией, газом и кондиционированным воздухом
16 354
17 184
17 473
22 612
22 504
4,4
Водоснабжение, очистка, обработка отходов и получение вторичного сырья
6 023
6 671
6 786
6 933
7 208
1,4
Строительство
11 292
10 042
11 251
11 180
12 278
2,4
Оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов
18 569
19 369
19 775
22 654
24 747
4,9
Транспортная деятельность и хранение грузов
16 117
15 289
17 046
16 978
17 428
3,4
Деятельность гостиниц и ресторанов
2 486
2 699
2 952
3 048
3 703
0,7
Информация и связь
10 489
11 159
10 925
11 148
11 570
2,3
Финансовое посредничество и страхование
17 710
18 543
18 192
19 171
20 036
3,9
Операции с недвижимым имуществом
4 595
4 960
5 056
4 940
5 159
1,0
Профессиональная, научная и техническая деятельность
16 715
17 542
16 925
17 802
17 624
3,5
Административная и вспомогательная деятельность
6 453
6 181
6 308
6 390
9 874
1,9
Государственное управление и оборона, обязательное социальное обеспечение
62 154
65 391
66 562
58 294
59 713
11,7
Образование
146 845
156 032
156 131
170 250
168 128
33,0
Здравоохранение и социальное обслуживание населения
76 093
69 320
69 656
70 235
70 650
13,9
Искусство, развлечения и отдых
9 851
9 869
9 935
9 009
8 098
1,6
Прочая обслуживающая деятельность
4 995
4 790
4 880
4 781
4 655
0,9
Источник: [5]

По всем исследуемым параметрам сельское хозяйство отстает и не имеет должного внимания как со стороны государства, так и со стороны частных предпринимателей.

Рисунок. Фонд заработной платы специалистов предприятий и организаций, занятых компьютерной техникой и информационно-коммуникационными технологиями по видам экономической деятельности за 2019 год

Источник: [5]

Из рассмотренного материала следует, что проникновение информационно-коммуникационных технологий в сельское хозяйство находится на начальной стадии развития, что обусловлено недостаточностью исследований в данной сфере, высокой стоимостью необходимого оборудования и слабой информированностью сельхозтоваропроизводителей о возможностях цифровизации сельского хозяйства [1] (Aytpaeva, 2019).

Учитывая специфические особенности АПК, для современного уровня цифровизации сельского хозяйства характерен ряд недостатков:

- отсутствие мобильного прогноза по ценам сельскохозяйственной продукции;

- неразвитость системы логистики, хранения и доставки продукции;

- высокие издержки производства;

-отсутствие финансовых возможностей большинства сельхозпроизводителей по закупке новой техники, использовании IT-оборудования и платформ;

- недостаточные научно-практические знания по инновационным, современным агротехнологиям и методологии [7] (Fetisova, Kruzhkova, 2019).

Несмотря на вышеизложенные проблемы, с помощью цифровых приложений можно оптимизировать не только отдельные процессы, но и целые цепочки создания добавленной стоимости.

Цифровая экономика позволит повысить эффективность сельского хозяйства за счет оптимального планирования структуры посевных площадей, автоматизации сроков проведения поливов и внекорневых подкормок растений, цифрового моделирования урожаев сельскохозяйственных культур, оптимизации рационов кормления сельскохозяйственных животных и др.

В настоящее время в мировом сельскохозяйственном производстве цифровые технологии активно внедряются. Так, например, на виноградниках Италии активно применяется система удаленного мониторинга органических виноградников, созданная всемирно известной компанией «Ericsson». Благодаря использованию беспроводных датчиков фермерам удалось существенно снизить объемы применяемых пестицидов.

Цифровые технологии в сельском хозяйстве способствуют не только повышению производительности, но и сокращению затрат. Для того чтобы справиться с существующими и перспективными угрозами биологической, экологической, генетической, экономической и продовольственной безопасности, обществу необходима аграрная экономика нового типа, основанная на использовании современных информационных технологий, соответствующая принципам устойчивого развития и модели безотходной (циркулярной) экономики [2] (Aytpaeva, 2019).

То есть цифровизация предлагает много шансов, но, с другой стороны, она также чревата рисками.

Шансы и риски цифровизации

Цифровизация в сельском хозяйстве способствует ресурсосбережению и защите климата, улучшению условий содержания животных и снижению бюрократии. В то же время необходимо решать вопросы безопасности данных и суверенитета (принадлежности) данных.

Потенциал цифровизации в отношении сельского хозяйства огромен и в настоящее время еще не может быть полностью раскрыт.

Совершенствование защиты потребителей: сельхозпроизводители взаимодействуют с природой, животными и пищевыми продуктами, и, следовательно, с очень чувствительными товарами и существами. Здесь важно, чтобы производители и переработчики пищевых продуктов работали еще более тщательно и точно. В конечном счете, эта точность служит безопасности пищевых продуктов и, следовательно, является активной защитой потребителей.

Повышение прозрачности: цифровизация предоставляет потребителям пищевых продуктов еще больше информации, больше знаний и, таким образом, может формировать доверие. Использование цифровых технологий может помочь преодолеть существующую напряженность между потребителями и сельским хозяйством и устранить информационный дефицит.

Повышение ресурсосбережения и защиты климата: цифровизация в цепочках создания стоимости сельского хозяйства и пищевой промышленности открывает большой потенциал для ресурсосберегающих и защищающих климат методов производства.

Улучшение благополучия животных: сенсорные технологии в особенности могут поддерживать процессы животноводства, способствующие благополучию животных. Высокие технологии помогают более точно узнать, что нужно животным для их наилучшего здоровья и благополучия.

Уменьшение бюрократии: цифровизация и спутниковые технологии во многом упрощают работу с административными органами и облегчают сегодня сложные процедуры подачи заявок на господдержку и их проверку.

Упрощение и облегчение ведения бухгалтерского и управленческого учета на предприятиях за счет более автоматического сбора данных и интегрированной обработки информации, а также за счет улучшения контроллинга и управления рисками.

Совместное потребление экономики сельского хозяйства необязательно зависит от величины предприятий, благодаря кооперации в механизации (при использовании машинотракторного парка несколькими предприятиями, являющихся собственностью нескольких владельцев), подрядчикам по выполнению механизированных работ и другим формам сотрудничества все предприятия могут извлечь выгоду из развития новых технологий и быстро достичь экономического, социального и экологического прогресса.

Повышение признания современного сельского хозяйства: прежде всего, цифровизация предоставляет большие шансы для помощи в придании более объективного [делового] характера критической общественной дискуссии о современном и устойчивом сельском хозяйстве, и снижении излишних бюрократических требований.

Однако существуют и риски. Сельхозпроизводители обеспокоены тем, что их данные будут использоваться третьими сторонами в убыток сельскохозяйственным предприятиям. Это возможно когда, производители производственных материалов или торговые компании используют данные сельскохозяйственных предприятий, чтобы получить экономическую выгоду за счет преимуществ в знаниях. В то же время может возрасти зависимость, что в целом более ослабит позицию сельхозпроизводителей во время переговоров с отрицательными для них экономическими последствиями. Необходимо противодействовать возникновению этой потенциальной зависимости.

В целях поддержки аграриев, необходимо проводить специальные разъяснительные работы на уровне государства, например, проведение специализированных конференций, круглых столов и др.

Целями подобных конференций являются:

- выяснение текущего состояния;

- объединение заинтересованных участников из разных областей (междисциплинарный подход);

- предоставление возможности обмена информацией между различными группами заинтересованных участников;

- представление будущих тенденций развития;

- обсуждение возможностей оптимизации рамочных условий с участниками.

Основными результатами, подобных конференций должно стать:

1. Понимание аграриями выгод цифровизации в сельском хозяйстве.

2. Видение потенциального увеличения производительности за счет экономии рабочего времени и производственных ресурсов.

3. Получение обоснованных знаний и умений работы в сельском хозяйстве с использованием меньшего количества удобрений, средств защиты растений и горюче-смазочных материалов, а также улучшения благополучия животных. До настоящего времени выявленная экономия расхода удобрений, средств защиты растений и топлива находится в однозначно низком процентном диапазоне.

4. Понимание сути влияния цифровизации на количество сельскохозяйственных предприятий и, следовательно, на структуру аграрного производства. В перспективе ожидается тенденция сокращения рабочих мест с замещением машинно-техническим оборудованием.

5. Стремление к созданию новых видов продуктов и услуг, которые наоборот, создаст высокотехнологичные рабочие места в сельскохозяйственном машиностроении.

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что использование цифровых технологий представляется экономически выгодным, особенно для крупных сельхозпредприятий. Согласно оценке Института им. Тюнена [6], небольшие сельхозпредприятия также могут получить выгоду, если они будут использовать технологии в межхозяйственной кооперации.

Господдержка научных исследований также является важной частью внедрения цифровизации в сельском хозяйстве. Целью, которой должно стать, поддержка инноваций в области цифровых сельскохозяйственных технологий для повышения эффективности использования ресурсов.

Цифровизация и сельское хозяйство – это высококомплексные системы. Чтобы иметь возможность лучше использовать преимущества цифровизации для применения на практике и для общества, а также, чтобы иметь возможность лучше реагировать на вызовы и ограничения, необходимо сформировать рамочные условия для развития цифровизации в сельском хозяйстве. Целью является поддержка цифровых технологий для устойчивого производства в сельскохозяйственном секторе.

Для достижения этой цели различные технические решения и продукты должны быть испытаны и оценены во взаимодействии с сельскохозяйственными предприятиями. При этом должны ставятся типичные основные задачи для сельскохозяйственных предприятий в растениеводстве и животноводстве, которые должны демонстрироваться на экспериментальных площадках. Задачей этих экспериментальных площадок (цифровых инновационных парков) должно стать трансфер технологии и знания, передаваемые для реализации их в сельскохозяйственную практику, а также для компаний-поставщиков семян, удобрений, химии, техники, прочих направлений и пищевой промышленности и для широкой общественности.

Заключение

Для внедрения информационных технологий государству в лице соответствующих органов необходимо полномасштабно взять под контроль АПК, в особенности сельское хозяйство, и создать для этого соответствующую законодательную базу. Почти во всех сельских населенных пунктах республики имеется мобильная сеть и обеспечен доступ к широкополосному Интернету, что создает первоочередные условия для цифровизации сельских территорий [10] (Magomedov, 2020). Интенсивное использование электронных компонентов на сельхозпредприятиях сегодня позволяет собирать и предоставлять многообразные данные из разных областей производства. Их анализ и использование открывают большой потенциал, например, для достижения экономии производственных ресурсов, упрощения документирования и повышения качества принятия решений и хозяйственного управления. Однако необходимые для этого данные и информация сельхозпредприятий должны быть записаны для их последующего использования и сохранены в специальном месте хранения данных. Но объединить данные и сохранить их в документированном виде сегодня нелегко. Из-за отсутствия единообразных интерфейсов и стандартов данных существуют серьезные препятствия для удовлетворительного хранения данных, особенно между различными производителями, несмотря на передовые технологии.

Тем не менее, технологии развиваются быстро. Чувствительность датчиков увеличивается, они разрабатываются для новых целей применения, становятся все дешевле и компактней. Одновременно скорости передачи данных увеличиваются очень быстро, особенно в последние годы.

Для сельского хозяйства и сельской местности важно, чтобы развитие информационных технологий происходило не только городах, но и по всей территории страны. Необходимо быстро создать соответствующие технические возможности.

Все вышеперечисленные рекомендации предоставляют возможность создавать сложные автоматизированные производственно-логистические цепочки, охватывающие розничные сети, оптовые торговые компании, логистику, сельхозпроизводителей и их поставщиков в единый процесс с адаптивным управлением. В свою очередь, цифровизация товарных потоков и производства делает возможным системное аккумулирование торговых партий для экспорта продукции АПК [9] (Okenova, 2019). Цифровая трансформация произведет технологические перемены по всей республике и повысит конкурентоспособность нашей сельскохозяйственной продукции, которая в свою очередь, улучшит благосостояние народа.


Источники:

1. Айтпаева А.А. Цифровизация сельского хозяйства в контексте повышения конкурентоспособности отечественного АПК // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 3. – c. 56-63. – doi: 10.24143/2073-5537-2019-3-56-63 .
2. Айтпаева А.А. Перспективы развития сельского хозяйства региона в условиях цифровизации // Региональная специфика и российский опыт развития бизнеса и экономики: Материалы X юбилейной Международной научно-практической конференции. Астрахань, 2019. – c. 75-79.
3. Аналитический обзор: Оценка уровня цифрового развития в Кыргызской Республике. - Бишкек: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, 2019. – 16 c.
4. Василенко Н.В. Цифровизация как основа евразийской экономической интеграции. Государство и рынок: механизмы и институты евразийской интеграции в условиях усиления глобальной гиперконкуренции. / Коллективная монография. - Санκт Петербург, 2017. – 152 c.
5. Информационно-коммуникационные технологии в Кыргызской Республике 2015-2019. / годовая. публ. - Бишкек: Нацстатком Кырг. Респ., 2020. – 24-48(60) c.
6. Научно-исследовательский департамент Федерального министерства продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.agroxxi.ru/zhurnal-agromir-xxi/stati-rastenievodstvo/klimat-i-uglerod.html.
7. Фетисова А.В., Кружкова Т.И. Цифровизация сельского хозяйства как инструмент повышения эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий // Социально-гуманитарное образование в современном мире: проблемы, поиски, решения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2019. – c. 421.
8. Цифровой Кыргызстан: Нынешнее состояние и путь вперед. Docviewer.yandex.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/4824709.
9. Окенова А.О. Цифровизация сельского хозяйства в Кыргызской Республике // Экономические отношения. – 2019. – № 1. – c. 97-106. – doi: 10.18334/eo.9.1.39675.
10. Магомедов А.М. Цифровизация как ключевой фактор развития сельских территорий и сельского хозяйства // Современные технологии управления. – 2020. – № 2. – c. 4.
11. Распоряжение правительства Кыргызской республики от 15 февраля 2019 года № 20-р «Дорожная карта» по реализации Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023»

Страница обновлена: 18.11.2021 в 13:43:11