Кадровое обеспечение задач цифровизации экономики в России
Устинова К.А.1,2
1 Вологодский научный центр Российской академии наук
2 Вологодский государственный университет
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)
Аннотация:
Показана роль работников ИКТ-сектора в инновационном развитии ИТ-отрасли, значимость решения вопросов кадрового обеспечения цифровизации экономики. Статья нацелена на выявление проблем, препятствующих кадровому обеспечению цифровизации экономики. Научная проблема: дефицит кадров с необходимым уровнем цифровых навыков, усиливает потребность в работниках, обладающих компетенциями для цифровой экономики. Возникает необходимость оценки этого дефицита, определения групп работников с разным уровнем цифровых компетенций. Новизна исследования заключается в исследовании не только цифровой грамотности в целом, но и в разрезе социально-демографических групп населения, а также в выявлении того, как применяются цифровые технологии сотрудниками организаций. Обращено внимание на причины дефицита сотрудников – общие и специфические. Первые обусловлены необходимостью решения общеэкономических проблем (неравенство территорий, проблемы на рынке труда и т.д.), вторые – преодолением цифрового неравенства. Определен уровень цифровизации бизнеса, показаны риски цифровизации по обеспечению информационной безопасности и с человеческим капиталом. Возможности для накопления и развития человеческого капитала снижены за счет невысокого участия компаний в организации и проведении курсов переподготовки и повышения квалификации, а также в связи с различиями в стартовом уровне отдельных цифровых навыков, в т.ч. в зависимости от социально-демографических групп населения. Статья будет полезна специалистам, занимающимся исследованием вопросов цифровизации экономики, выявлением роли в этом процессе кадрового ресурса, определением проблем и разработкой мероприятий по их преодолению.
Ключевые слова: цифровизация экономики, кадры, дефицит кадров, цифровые компетенции, курсы по использованию цифровых технологий
Финансирование:
Исследование выполнено в рамках госзадания №FMGZ-2022-0002 «Методы и механизмы социально-экономического развития регионов России в условиях цифровизации и четвертой промышленной революции».
JEL-классификация: J24, M50, O15
Введение. Работники ИКТ-сектора, а также сотрудники, обладающие цифровыми навыками, вносят вклад в инновационное развитие ИТ-отрасли, играют значимую роль в развитии страны и ее регионов. Важность рассмотрения вопросов, связанных с кадровым обеспечением, обусловливается растущей потребностью в специалистах (совокупная потребность в которых характеризуется на уровне 222 тыс. человек в год, а потребность в специалистах средней квалификации достигает 76 тыс. человек в год) [5]. К 2024 году прогнозировалось увеличение потребности в высококвалифицированных кадрах до 290-300 тыс. человек в год [5].
Дефицит кадров стал достаточно острой не только отечественной проблемой, но и зарубежной. Например, в Великобритании наблюдается нехватка навыков в 70% высокотехнологичных отраслей и в инновационных секторах в связи с ростом спроса на таких специалистов. В Швеции дефицит цифровых компетенций достигает 77% от спроса (70 тыс. незанятых рабочих мест, на которых востребованы цифровые компетенции) [6].
Подобные проблемы, связанные с дефицитом сотрудников с определенным уровнем цифровых навыков, сохраняются и в отечественной экономике, несмотря на то, что, как в стране в целом, так и в ее регионах закреплены институциональные основы, регламентирующие эти вопросы. Так, например, реализуется национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в рамках которой выделен Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» [7]. Тем не менее, вопрос обеспечения кадрами различных направлений деятельности и отраслей народного хозяйства стоит достаточно остро.
Возникающие трудности обусловлены как проблемами, которые носят общий характер и связаны с неравенством в экономическом развитии [1], диспропорциями на рынке труда [8, 4, 2, 24], различиями в уровне социального развития [17, 3], так и специфическими, среди которых, например, цифровое неравенство (в Москве сосредоточено 20% кадров в данной области, в регионах – около 1,5% [11]), неравномерность адаптации к цифровым изменениям и т.д. [18].
Наряду с этим, следует принимать во внимание сложившиеся тренды в этой сфере. Так, с 2010 года происходил поступательный рост кадровой ИТ-инфраструктуры Российской Федерации, увеличивается выпуск ИТ-специалистов системой высшего образования. С середины 2010-х годов наблюдается увеличение количества и изменение кадровой структуры организаций, предоставляющих различного рода веб-услуги, за счет быстрого роста интернет-рынков [20]. Наряду с отмеченным происходило развитие цифровой экономики, что сопровождалось внедрением цифровых технологий и их развитием, цифровой трансформацией организаций как частного, так и государственного сектора [23, 10, 22, 20, 5]. В этих условиях для сохранения востребованности специалистов на рынке труда требуется повышение их цифровой грамотности и совершенствование цифровых навыков [5, 7].
Обращаясь к обзору источников по рассматриваемой проблеме, отметим, что понятие «цифровая компетентность» одним из первых в своих работах упоминал американский исследователь П. Гилстер. Содержание этого понятия он связывал с формированием новых образцов поведения, сетевого мышления, новых приемов поиска информации и особенности коммуникации.
Тем самым, в общем виде речь идет о том, что цифровая компетентность связывается не только с пониманием, но и с использованием информации, которая выражена через множество форм и посредством множества источников [16]. Близким к такому пониманию цифровой компетентности становятся исследования А. Кальвани и соавторов [21], в которых на первый план выходит критическая оценка цифрового текста и данных, использование цифровых технологий, умение взаимодействовать с другими людьми.
Цифровая компетентность с позиции Г.У. Солдатовой предполагает учет знаний, умений и навыков, а также мотивации и ответственности, эти составляющие включены ею в структуру цифровой компетентности. В свою очередь цифровая компетентность охарактеризована с позиций непрерывного овладения знаниями, умениями, а также способностей индивида к критичному выбору и применению инфокоммуникационных технологий в разных сферах жизнедеятельности (информационная среда, коммуникации, потребление, техносфера). Помимо этого, учитывается готовность к осуществлению такой деятельности и нацеленность на эффективный результат» [13].
Принимая во внимание разные трактовки понятия «цифровая компетентность», учитывая выделенные в источниках структурные составляющие цифровой компетентности, стоит отметить существование нескольких подходов к ее толкованию. В рамках первого подхода акцентируется внимание на поведенческих составляющих (решение сложных проблем, разработка и принятие решений, способность обучаться новому и др.) [25], во втором подходе – не только на поведенческих, но и на цифровых компетенциях, на модели компетенций, использование которой позволило бы достичь эффективности в современных условиях [10], в третьем подходе, также, как и во втором случае, в центре внимания находится модель оценки цифровой грамотности населения, с использованием которой характеризуются цифровые навыки по пяти направлениям (информационная и компьютерная грамотность, медиаграмотность, коммуникативная грамотность, отношение к технологическим инновациям [19]) [9]. Последний из обозначенных подходов и будет использоваться, поскольку в нем обращается внимание не только на цифровую грамотность как таковую, но и на ее составляющие.
Что касается отдельных эмпирических исследований по данному направлению, то следует отметить, например, работу, посвященную вопросам цифровой компетентности подростков и родителей детей подросткового возраста, которая осуществлялась в кооперации Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Солдатова, Нестик, Рассказова, Зотова, 2013) [12], затрагивала население, проживающее в 45 регионах и 8 федеральных округах России. Еще одним примером является работа, в рамках которой анализировалась цифровая компетентность учителей, исследование охватило около 450 работников системы образования и затронуло шесть регионов страны (Москвы, Московской области, Республики Татарстан, Ульяновской, Новосибирской и Калужской областей) (Солдатова, Шляпников, 2015 [15]) [14].
Данное исследование нацелено на выявление проблем, препятствующих кадровому обеспечению цифровизации экономики. Новизна исследования заключается в исследовании не только цифровой грамотности в целом, но и в разрезе социально-демографических групп населения, а также в выявлении того, как применяются цифровые технологии сотрудниками организаций.
Материалы и методы. В качестве информационных источников в статье выступили данные Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, содержащие информацию о потребности в цифровых компетенциях специалистов. Наряду с этим применялись данные Аналитического центра НАФИ, касающиеся используемых цифровых инструментов, в т.ч. по обеспечению безопасности, каналов и способов продвижения товаров или услуг, возможностей для переподготовки и повышения квалификации населения. В целом, следует отметить, что в работе использовались данные трех волн социологического исследования (сентябрь 2020 г., ноябрь 2021, октябрь 2022).
В работе для оценки цифровой грамотности применялся индексный подход, предполагая балльную оценку цифровой грамотности, учитывая крайние значения от 0 до 100 баллов. При этом наряду с оценкой цифровой грамотности как таковой, осуществляется анализ в разрезе нескольких ее составляющих: информационная грамотность, коммуникативная грамотность, создание цифрового контента, цифровая безопасность и навыки решения проблем в цифровой среде.
Результаты и обсуждение. Оценка потребности в специалистах, обладающих цифровыми компетенциями, проводится различными структурами и институтами, основывается на данных, предоставляемых Росстатом или, например, Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ [6]. Ниже представлены данные, в соответствии с которыми потребность в компетенциях цифровой экономики может достигать 60%, а по отдельным группам занятий она может быть еще выше (табл. 1).
Таблица 1. Оценка рабочих мест, требующих цифровых компетенций
Группа занятий
|
Количество
занятых |
Процент от индекса
ЦЭ |
Потребность
в компетенции ЦЭ |
Специалисты
в области науки и техники
|
3390
|
46
|
1560
|
Специалисты
в области
здравоохранения |
1858
|
47
|
877
|
Специалисты
в области образования
|
4607
|
71
|
3248
|
Специалисты
в сфере бизнеса
и администрирования |
4955
|
70
|
3464
|
Специалисты
по информационно-
коммуникационным технологиям (ИКТ) |
1171
|
100
|
1171
|
Специалисты
в области права,
гуманитарных областей и культуры |
3286
|
40
|
1328
|
Всего
|
19267
|
60
|
11648
|
Примечание:
Оценки потребности в цифровых компетенциях сформированы на основе индекса
цифровизации отраслей НИУ ВШЭ, а также данных Росстата о количестве занятых в
различных областях деятельности, исходя из предположения, что 100% кадров в
области ИКТ требует цифровых компетенций. Для других областей деятельности
процент занятых, требующих цифровых компетенций оценивается как доля от 100%
в секторе ИКТ на основе индекса цифровизации, Оценка является приблизительной
и консервативной, поскольку по все отраслям, помимо непосредственно отрасли
ИКТ, учитывается только количество занятых специалистов высшей квалификации.
Источники: Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы”, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 18.08.2024, https://issek.hse.ru/news/783750202.html; Цифровая экономика: Краткий статистический сборник 2023”, НИУ ВШЭ, 2023, https://ai.gov.ru/wiki/komponenty/infrastrukturaii/2023_cifrovaya_ekonomika_kratkiy_statisticheskiy_sbornik_2023_niu_vshe/?ysclid=ltu50izxir926503538; Кадры для цифровой экономики: современный рынок труда и актуальные образовательные маршруты: аналит. обзор / А.Н. Сытник, А.С. Юхно. М.: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации», аналитический обзор, 2024 |
Как отдельными учеными, так и аналитическими агентствами в нашей стране проводятся исследования, направленные на комплексную оценку цифровых компетенций как населения в целом, так и отдельных групп, выделенных в зависимости от социально-демографических характеристик, в зависимости от типа занятости. Помимо этого, отметим, что анализируется не только общий уровень цифровых компетенций в целом, но и в разрезе отдельных составляющих цифровых компетенций.
Среди примеров таких агентств можно назвать Аналитический центр НАФИ, который на протяжении 2018-2023 гг. осуществляет анализ цифровой грамотности россиян с опорой на данные платформы «Цифровой гражданин». Исследование осуществляется с опорой на индексный подход, рассчитывая Индекс цифровой грамотности, который измеряется в процентных пунктах и может достигать значения в интервале от 0 (цифровая грамотность отсутствует) до 100 (абсолютное владение цифровыми компетенциями) [1]. При этом подчеркнем, что индекс цифровой грамотности рассчитывается не только для населения, но и для бизнес-структур.
Что касается индекса цифровизации бизнеса, то за отмеченный ниже период он существенно не изменился и характеризовался на среднем уровне. При этом, по отдельным составляющим («интеграция цифровых технологий», «каналы передачи и хранения информации», а также «использование интернет-инструментов») он был выше среднего, превышая 60 п.п. В тоже время по ряду составляющих, в первую очередь, по информационной безопасности и человеческому капиталу, он был наименьшим из всех представленных, что свидетельствует о наличии рисков по обозначенным направлениям (табл. 2).
Таблица 2. Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index)*, в процентных пунктах
Вариант ответа
|
Сентябрь 2020
|
Ноябрь 2021
|
Октябрь 2022
|
Индекс
цифровизации бизнеса (BDI)
|
50
|
51
|
52
|
Каналы
передачи и хранения информации
|
66
|
66
|
63
|
Интеграция
цифровых технологий
|
59
|
60
|
66
|
Использование
интернет-инструментов
|
62
|
65
|
62
|
Информационная
безопасность
|
37
|
38
|
42
|
Человеческий
капитал
|
28
|
27
|
29
|
Примечание:
*Индекс может принимать значения от 0 п.п. до 100 п.п.
Источник: Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году. URL: https://www.open.ru/about/press/47661?Ysclid =m2lmahc3xi373471254 (дата обращения: 11.08.2024). |
Характеризуя применение цифровых технологий сотрудниками организаций, обращает на себя внимание то, что в большей степени среди них получает распространение использование корпоративной электронной почты (в 72% случаев), а также облачных хранилищ данных (в 60% случаев). Сотрудниками реже (примерно в 40% случаев) используются и системы по автоматизации работы на предприятии, а также по автоматизации работы с клиентами (в 37% случаев). Еще реже применяются сервисы для анализа больших данных (табл. 3).
Таблица 3. «Чем из перечисленного пользуетесь Вы или Ваши сотрудники при работе в вашей компании?»*, в % от всех опрошенных
Вариант ответа
|
Сентябрь 2020
|
Ноябрь 2021
|
Октябрь 2022
|
Облачные
решения, облачные хранилища данных
|
65
|
52
|
60
|
Корпоративная
почта
|
58
|
57
|
72
|
Системы
автоматизации работы предприятия
|
43
|
37
|
42
|
Мессенджеры
для общения с коллегами
|
21
|
28
|
41
|
Системы
по автоматизации работы с клиентом
|
38
|
30
|
37
|
Интранет,
корпоративный портал/корпоративная социальная сеть
|
20
|
15
|
28
|
Онлайн
системы организации командной работы
|
16
|
12
|
20
|
Сервисы
для анализа больших данных
|
6
|
7
|
13
|
Примечание:
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько
вариантов ответа.
Источник: Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году. URL: https://www.open.ru/about/press/47661?Ysclid =m2lmahc3xi373471254 (дата обращения: 11.08.2024). |
В разрезе отдельных технологий подчеркнем, что чаще всего сотрудниками применяются различные мобильные приложения, в т.ч. используемые для ведения предпринимательской деятельности, каждый третий использует Технологии Интернета Вещей, каждый четвертый – технологии, основанные на искусственном интеллекте (табл. 4).
Таблица 4. «Какие из следующих инструментов используете Вы или ваши сотрудники на работе?»*, в % от всех опрошенных
Вариант ответа
|
Сентябрь 2020
|
Ноябрь 2021
|
Октябрь 2022
|
Мобильные
приложения, используемые для ведения бизнеса
|
60
|
56
|
58
|
Технологии
Интернета Вещей
|
26
|
32
|
29
|
Технологии
на базе машинного обучения
|
6
|
6
|
5
|
Технологии,
основанные на искусственном интеллекте
|
18
|
12
|
25
|
Технологии
3D-печати
|
8
|
5
|
7
|
VR/AR-технологии
|
4
|
1
|
4
|
Примечание:
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько
вариантов ответа.
Источник: Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году. URL: https://www.open.ru/about/press/47661?Ysclid =m2lmahc3xi373471254 (дата обращения: 11.08.2024). |
Важную роль при осуществлении деятельности организаций имеет то, какие способы применяются для осуществления рекламы товаров и услуг, а также какие цифровые каналы используются для этих целей. Судя по имеющимся данным, основным способом продвижения товаров и услуг становится реклама в Интернете, для каждого третьего – использование электронных площадок, чуть в меньшей степени получают распространение традиционные способы рекламы посредством офлайн-каналов (газеты, радио, спонсорство, партнерство и др.; табл. 5).
Таблица 5. «Какие способы для продвижения/рекламы ваших товаров/услуг использует Ваша компания?»*, в % от всех опрошенных
Вариант ответа
|
Сентябрь 2020
|
Ноябрь 2021
|
Октябрь 2022
|
Реклама
в интернете
|
60
|
65
|
48
|
Размещаете
товары и услуги на Avito, Ozon, eBay
|
32
|
36
|
30
|
Реклама
через офлайн-каналы (газеты, радио, спонсорство, партнерство и др.)
|
32
|
24
|
25
|
E-mail
marketing
|
27
|
26
|
29
|
Рекламные
рассылки по базе клиентов через мессенджеры
|
25
|
19
|
25
|
Холодные
звонки через колл-центры
|
14
|
7
|
9
|
Примечание:
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько
вариантов ответа.
Источник: Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году. URL: https://www.open.ru/about/press/47661?Ysclid =m2lmahc3xi373471254 (дата обращения: 11.08.2024). |
В большей степени для маркетинговых целей организациями применяются реклама в соцсетях, контекстная реклама, также получает распространение баннерная реклама. Тогда как другие цифровые каналы распространены в меньшей степени (табл. 6).
Таблица 6. «Какие цифровые каналы для продвижения/рекламы ваших товаров/услуг использует Ваша компания?»*, в % от опрошенных представителей компаний, которые используют какие-либо цифровые каналы для продвижения
Вариант ответа
|
Сентябрь 2020
|
Ноябрь 2021
|
Октябрь 2022
|
Контекстная
реклама
|
50
|
36
|
35
|
Реклама
в соцсетях
|
49
|
48
|
38
|
Платное
размещение рекламы в социальных сетях
|
31
|
23
|
22
|
Баннерная
реклама
|
25
|
26
|
24
|
Рекламные
видео в интернете (Youtube, GPMD)
|
20
|
17
|
12
|
Спецпроекты
с блогерами
|
13
|
12
|
6
|
Лидогенерация
(CPA-сети)
|
10
|
11
|
10
|
Другое
|
8
|
14
|
8
|
Затрудняюсь
ответить
|
6
|
4
|
18
|
Примечание:
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько
вариантов ответа.
Источник: Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году. URL: https://www.open.ru/about/press/47661?Ysclid =m2lmahc3xi373471254 (дата обращения: 11.08.2024). |
В контексте применения цифровых технологий значимость имеют инструменты обеспечения безопасности. Примечательно, что в каждом пятом случае они не используются совсем. В исключительных ситуациях (примерно в 5% случаев) в организациях функционирует центр сетевых атак. В то время как наибольшее распространение (практически в 40% случаев) получает применение антивирусных программ, ориентированных как на юридических, так и на физических лиц (табл. 7).
Таблица 7. «Какие инструменты обеспечения безопасности данных использует ваша компания?»*, в % от всех опрошенных
Вариант ответа
|
Сентябрь 2020
|
Ноябрь 2021
|
Октябрь 2022
|
Используем
антивирусные программы для физических лиц
|
43
|
39
|
43
|
Используем
антивирусные программы для юридических лиц
|
31
|
30
|
40
|
Используем
специализированные программы для защиты бизнеса
|
9
|
3
|
22
|
В
компании есть центр мониторинга сетевых атак
|
3
|
3
|
5
|
Другое
|
5
|
3
|
1
|
Не
используем
|
28
|
30
|
18
|
Затрудняюсь
ответить
|
4
|
7
|
4
|
Примечание:
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько
вариантов ответа.
Источник: Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году. URL: https://www.open.ru/about/press/47661?Ysclid =m2lmahc3xi373471254 (дата обращения: 11.08.2024). |
В связи с невысокими значениями индекса цифровизации бизнеса касательно такой его составляющей как человеческий капитал в организациях должна возрастать роль аспектов, связанных с переподготовкой и повышением квалификации. Тем не менее, лишь в 22% случаев в компаниях проходили обучающие курсы и тренинги за последние полгода, тогда как в 66% ситуациях таких мероприятий не проводилось (табл. 8).
Таблица 8. «За последние полгода ваша компания организовывала какие-либо курсы/тренинги по использованию цифровых технологий для своих сотрудников?»*, в % от всех опрошенных
Вариант ответа
|
Сентябрь 2020
|
Ноябрь 2021
|
Октябрь 2022
|
У
нас проходили обязательные курсы для всех сотрудников
|
3
|
3
|
8
|
Мы
оплачивали курсы и тренинги по желанию сотрудника
|
2
|
7
|
7
|
Мы
устраиваем обучающие тренинги и семинары внутри компании собственными силами
|
23
|
15
|
22
|
Нет,
не проводили
|
73
|
76
|
66
|
Затрудняюсь
ответить
|
1
|
1
|
1
|
Примечание:
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько
вариантов ответа.
Источник: Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году. URL: https://www.open.ru/about/press/47661?Ysclid =m2lmahc3xi373471254 (дата обращения: 11.08.2024). |
В тоже время подчеркнем, что наличие институциональных и организационных возможностей для переподготовки и повышения квалификации может положительно сказываться на уровне цифровой грамотности работников. Отметим, что в большинстве случаев (примерно у 63% опрошенных) у сотрудников наблюдался базовый уровень владения, примерно у трети – продвинутый, при этом к 2023 г. последних стало несколько больше, чем в 2020 г. (табл. 9).
Таблица 9. Доля населения, обладающего разными уровнями цифровой грамотности, в процентных пунктах
Вариант ответа
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Начальный
уровень
|
7
|
3
|
2
|
4
|
Базовый
уровень
|
66
|
70
|
69
|
63
|
Продвинутый
уровень
|
27
|
27
|
29
|
33
|
Источник:
Индекс цифровой грамотности-2023: в России стало немного больше людей с
продвинутым уровнем цифровых компетенций. URL: https://nafi.ru/analytics/v-rossii-vyrosla-dolya-lyudey-s-prodvinutm-urovnem-tsifrovoy-gramotnosti/?ysclid=m2lpd7gmes
884033116 (11.08.2024).
|
Таблица 10. Индекс цифровой грамотности и его компоненты в динамике с 2020 года, в процентных пунктах
Вариант ответа
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Индекс
цифровой грамотности НАФИ
|
58
|
64
|
71
|
71
|
Информационная
грамотность
|
59
|
67
|
74
|
73
|
Навыки
решения проблем в цифровой среде
|
58
|
65
|
72
|
72
|
Коммуникативная
грамотность
|
62
|
67
|
72
|
72
|
Создание
цифрового контента
|
53
|
59
|
67
|
68
|
Цифровая
безопасность
|
60
|
65
|
69
|
70
|
Источник:
Индекс цифровой грамотности-2023: в России стало немного больше людей с
продвинутым уровнем цифровых компетенций. URL: https://nafi.ru/analytics/v-rossii-vyrosla-dolya-lyudey-s-prodvinutm-urovnem-tsifrovoy-gramotnosti/?ysclid=m2lpd7gmes
884033116 (11.08.2024).
|
Что касается различий в уровне цифровой грамотности в зависимости от социально-демографических характеристик населения, то по полу они незначительны. У мужчин лишь несколько выше, чем у женщин уровень цифровой безопасности (59 против 56 п.п.) и информационной грамотности (60 против 57 п.п.; табл. 11).
Таблица 11. Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах, по полу
Вариант ответа
|
Пол
| |
Женский
|
Мужской
| |
Индекс
цифровой грамотности НАФИ
|
57
|
59
|
Информационная
грамотность
|
57
|
60
|
Навыки
решения проблем в цифровой среде
|
62
|
62
|
Коммуникативная
грамотность
|
52
|
53
|
Создание
цифрового контента
|
59
|
60
|
Цифровая
безопасность
|
56
|
59
|
Источник:
Цифровая грамотность россиян: исследование 2020 года. URL:
https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/?ysclid=m2lq24jkuq50550507
(10.08.2024).
|
Вне зависимости от принадлежности населения к той или иной возрастной группе выше всего цифровая грамотность достигалась по навыкам решения проблем в цифровой среде. Как у молодежи в возрасте 18-24 лет, так и лиц старшего возраста цифровая грамотность по данному навыку была выше 60 п.п. или близко к этому, тогда как самой низкой вне зависимости от возрастной группы населения была коммуникативная грамотность (табл. 12). Тем не менее, по мере взросления снижается как уровень цифровой грамотности в целом, так и ухудшается ситуация и по отдельным цифровым навыкам, что наглядно демонстрирует значимость для этой группы населения институциональных и организационных инструментов, связанных с переподготовкой и повышением квалификации.
Таблица 12. Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах, по возрасту
Вариант ответа
|
18-24
|
25-34
|
35-44
|
45-54
|
55+
|
Индекс
цифровой грамотности НАФИ
|
61
|
59
|
60
|
58
|
53
|
Информационная
грамотность
|
62
|
62
|
60
|
57
|
52
|
Навыки
решения проблем в цифровой среде
|
64
|
63
|
64
|
62
|
57
|
Коммуникативная
грамотность
|
56
|
54
|
54
|
52
|
46
|
Создание
цифрового контента
|
62
|
58
|
61
|
62
|
57
|
Цифровая
безопасность
|
60
|
59
|
61
|
57
|
52
|
Источник:
Цифровая грамотность россиян: исследование 2020 года. URL:
https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/?ysclid=m2lq24jkuq50550507
(10.08.2024).
|
Рассмотрение цифровой грамотности по типу занятости позволяет подтвердить вывод, сделанный выше, касающийся невысокого его уровня у населения пенсионного возраста, и более высоких значений как цифровой грамотности в целом, так и отдельных цифровых навыков у работающих студентов. Последние имеют возможность для роста цифровых навыков по двум каналам, касающимся как их формирования и развития в процессе образования, так и в ходе трудовой деятельности (табл. 13).
Таблица 13. Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах, по типу занятости
Вариант ответа
|
Временно не работаю, безработный
|
Занят домашним хозяйством, нахожусь в
декретном отпуске
|
Пенсионер (не работаю)
|
Пенсионер (работаю)
|
Работаю (за исключением
подрабатывающих студентов и пенсионеров)
|
Студент (не работаю)
|
Студент (работаю)
|
Индекс
цифровой грамотности НАФИ
|
57
|
56
|
51
|
56
|
59
|
61
|
64
|
Информационная
грамотность
|
58
|
55
|
49
|
55
|
60
|
61
|
67
|
Навыки
решения проблем в цифровой среде
|
63
|
59
|
55
|
62
|
63
|
64
|
65
|
Коммуникативная
грамотность
|
50
|
51
|
45
|
51
|
53
|
59
|
57
|
Создание
цифрового контента
|
58
|
59
|
55
|
58
|
60
|
61
|
68
|
Цифровая
безопасность
|
54
|
57
|
50
|
55
|
59
|
61
|
62
|
Источник:
Цифровая грамотность россиян: исследование 2020 года. URL:
https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/?ysclid=m2lq24jkuq50550507
(10.08.2024).
|
Заключение. Таким образом, обобщая, можно отметить средний уровень цифровизации бизнеса, а также наличие рисков, связанных с обеспечением информационной безопасности и человеческим капиталом. Касательно информационной безопасности это проявляется в том, что в каждом пятом случае цифровые технологии не используются совсем, применяются в основном антивирусные программы, ориентированные как на юридических, так и на физических лиц. Что касается человеческого капитала, то тут следует подчеркнуть, что наилучшая ситуация у населения сложилась по уровню информационной грамотности и навыкам решения проблем в цифровой среде, несколько хуже положение по созданию цифрового контекста. Также следует отметить неравномерность в использовании цифровых инструментов: наибольшее распространение среди населения получило использование корпоративной электронной почты, а также облачных хранилищ данных (в 72% случаев и 60% случаев соответственно), в то время как работниками реже применяются сервисы для анализа больших данных. Еще одно важное обстоятельство по данному направлению связано с тем, что лишь в 22% случаев в компаниях проходили обучающие курсы и тренинги за последние полгода, тогда как в 66% ситуациях таких мероприятий не проводилось. Последнее может снижать возможности для накопления и развития человеческого капитала. Статья будет полезна специалистам, занимающимся исследованием вопросов цифровизации экономики, выявлением роли в этом процессе кадрового ресурса, определением проблем и разработкой мероприятий по их преодолению.
[1] Результаты исследования сравнимы с предыдущими волнами исследования. Подход DigComp разработан Европейской Комиссией в рамках реализации программы обучения граждан цифровым навыкам. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по пяти основным параметрам: информационная грамотность, коммуникативная грамотность, создание цифрового контента, цифровая безопасность и навыки решения проблем в цифровой среде.
Репрезентативное всероссийское тестирование населения по методологии DigСomp проводилось в течение 2023 года с использованием платформы «Цифровой гражданин» (it-gramota.ru). Тестирование прошли 10 013 человек из 85 регионов России в возрасте 18 лет и старше.
Источники:
2. Буньковский Д.В. Европейский опыт взаимодействия малого, среднего и крупного производственного предпринимательства // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2011. – № 3. – c. 27.
3. Дейман В.А., Кулакова В.С., Михеенко О.В. Актуальные вопросы управления социально-экономическим развитием Брянской области // Студенческая научная конференция «Современное состояние и тенденции социально-экономического развития региона», посвященная памяти декана экономического факультета о. м. михайлова. Брянск, 2018. – c. 99-107.
4. Ергунова О.Т., Лебедев А.В., Рахмеева И.И. Трансформация профессиональных компетенций для нужд цифровой экономики // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2021. – № 4. – c. 502-507. – doi: 10.38197/2072-2060-2021-230-4-502-507.
5. ИТ-кадры для цифровой экономики в России. Оценка численности ИТ-специалистов в России и прогноз потребности в них до 2024 г. Apkit.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://apkit.ru/files/it-personnel%20research_2024_APKIT.pdf?ysclid=m2lky35 mt0900688520 (дата обращения: 13.08.2024).
6. Игнатьев А.Г., Курбатова Т.А., Кулешов А.А., Линдре Ю.А., Шамраев Р.А., Алиева М.А. Кадры для цифровой экономики: современный рынок труда и актуальные образовательные маршруты. / Аналитический обзор. - М.: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации», 2024. – 60 c.
7. Кулагина Н.А., Лысенко А.Н., Новиков С.П. Подготовка кадров для цифровой экономики: тренды и проблемы // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2022. – № 3. – c. 148-160. – doi: 10.15593/2224-9354/2022.3.11.
8. Козлова Н.О., Бурцева Ю.В., Манохин Е.В. Подготовка кадров для цифровой экономики // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. – 2020. – № 1. – c. 301-304.
9. Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. – 2020. – № 11. – c. 1055-1072. – doi: 10.18334/et.7.11.111073.
10. Россия 2025: от кадров к талантам. The Boston Consulting Group. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/Images/Russia-2025-report-RUS_tcm27-188275.pdf (дата обращения: 13.08.2024).
11. Скибицкий Э.Г., Фадейкина Н.В. Цифровая экономика и вопросы подготовки кадров для ее реализации // Непрерывное профессиональное образование и новая экономика. – 2018. – № 2(3). – c. 30-37.
12. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И, Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. / Монография. - М.: Фонд Развития Интернет, 2013. – 144 c.
13. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 2(22). – c. 50-60. – doi: 10.11621/npj.2016.0205.
14. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. - М.: Смысл, 2017. – 375 c.
15. Солдатова Г., Шляпников В. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. – 2015. – № 4. – c. 5-18. – doi: 10.17759/pse.2015200401.
16. Теоретические подходы к определению понятия цифровой грамотности. Ifapcom.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifapcom.ru/files/2015/isct/presentations/sharikov.pdf (дата обращения: 10.10.2024).
17. Трофимова Н.Н. Проблемы и перспективы формирования экономики знаний в условиях постиндустриальной экономики // Стратегии бизнеса. – 2021. – № 1. – c. 4-8. – doi: 10.17747/2311-7184-2021-1-4-8.
18. Харламова А.О., Кулагина Н.А. Подготовка высококвалифицированных кадров для цифровой экономики // Актуальные вопросы техники, науки, технологий: Сборник научных трудов национальной конференции. Брянск, 2019. – c. 296-301.
19. Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Зайцева О.А., Имаева Г.Р., Спиридонова Л.В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. - М.: Издательство НАФИ, 2019. – 84 c.
20. Экономика Рунета / Цифровая Экономика России 2018. Raec.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://raec.ru/activity/analytics/9884/ (дата обращения: 10.08.2024).
21. Calvani A., Cartelli A., Fini A., Ranieri M. Models and instruments for assessing digital competence at school // Journal of E-learning and knowledge society. – 2008. – № 3. – p. 183-193. – doi: 10.20368/1971-8829/288.
22. European Future of Work 2019. International data corporation. [Электронный ресурс]. URL: https://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId =IDC_P38683 (дата обращения: 10.08.2024).
23. Measuring the digital transformation. Оэср. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/measuring-the-digital-transformation_ 9789264311992-en (дата обращения: 13.08.2024).
24. Olssen M., Peters M. Neoliberalism, higher education and the knowledge economy: From the free market to knowledge capitalism // Journal of Education Policy. – 2005. – № 3. – p. 313-345. – doi: 10.1080/02680930500108718.
25. The Future of Jobs. Official site of WEF. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs (дата обращения: 16.10.2024).
Страница обновлена: 19.12.2024 в 12:54:41