Кадровое обеспечение задач цифровизации экономики в России

Устинова К.А.1,2
1 Вологодский научный центр Российской академии наук
2 Вологодский государственный университет

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Показана роль работников ИКТ-сектора в инновационном развитии ИТ-отрасли, значимость решения вопросов кадрового обеспечения цифровизации экономики. Статья нацелена на выявление проблем, препятствующих кадровому обеспечению цифровизации экономики. Научная проблема: дефицит кадров с необходимым уровнем цифровых навыков, усиливает потребность в работниках, обладающих компетенциями для цифровой экономики. Возникает необходимость оценки этого дефицита, определения групп работников с разным уровнем цифровых компетенций. Новизна исследования заключается в исследовании не только цифровой грамотности в целом, но и в разрезе социально-демографических групп населения, а также в выявлении того, как применяются цифровые технологии сотрудниками организаций. Обращено внимание на причины дефицита сотрудников – общие и специфические. Первые обусловлены необходимостью решения общеэкономических проблем (неравенство территорий, проблемы на рынке труда и т.д.), вторые – преодолением цифрового неравенства. Определен уровень цифровизации бизнеса, показаны риски цифровизации по обеспечению информационной безопасности и с человеческим капиталом. Возможности для накопления и развития человеческого капитала снижены за счет невысокого участия компаний в организации и проведении курсов переподготовки и повышения квалификации, а также в связи с различиями в стартовом уровне отдельных цифровых навыков, в т.ч. в зависимости от социально-демографических групп населения. Статья будет полезна специалистам, занимающимся исследованием вопросов цифровизации экономики, выявлением роли в этом процессе кадрового ресурса, определением проблем и разработкой мероприятий по их преодолению.

Ключевые слова: цифровизация экономики, кадры, дефицит кадров, цифровые компетенции, курсы по использованию цифровых технологий

Финансирование:
Исследование выполнено в рамках госзадания №FMGZ-2022-0002 «Методы и механизмы социально-экономического развития регионов России в условиях цифровизации и четвертой промышленной революции».

JEL-классификация: J24, M50, O15



Введение. Работники ИКТ-сектора, а также сотрудники, обладающие цифровыми навыками, вносят вклад в инновационное развитие ИТ-отрасли, играют значимую роль в развитии страны и ее регионов. Важность рассмотрения вопросов, связанных с кадровым обеспечением, обусловливается растущей потребностью в специалистах (совокупная потребность в которых характеризуется на уровне 222 тыс. человек в год, а потребность в специалистах средней квалификации достигает 76 тыс. человек в год) [5]. К 2024 году прогнозировалось увеличение потребности в высококвалифицированных кадрах до 290-300 тыс. человек в год [5].

Дефицит кадров стал достаточно острой не только отечественной проблемой, но и зарубежной. Например, в Великобритании наблюдается нехватка навыков в 70% высокотехнологичных отраслей и в инновационных секторах в связи с ростом спроса на таких специалистов. В Швеции дефицит цифровых компетенций достигает 77% от спроса (70 тыс. незанятых рабочих мест, на которых востребованы цифровые компетенции) [6].

Подобные проблемы, связанные с дефицитом сотрудников с определенным уровнем цифровых навыков, сохраняются и в отечественной экономике, несмотря на то, что, как в стране в целом, так и в ее регионах закреплены институциональные основы, регламентирующие эти вопросы. Так, например, реализуется национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в рамках которой выделен Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» [7]. Тем не менее, вопрос обеспечения кадрами различных направлений деятельности и отраслей народного хозяйства стоит достаточно остро.

Возникающие трудности обусловлены как проблемами, которые носят общий характер и связаны с неравенством в экономическом развитии [1], диспропорциями на рынке труда [8, 4, 2, 24], различиями в уровне социального развития [17, 3], так и специфическими, среди которых, например, цифровое неравенство (в Москве сосредоточено 20% кадров в данной области, в регионах – около 1,5% [11]), неравномерность адаптации к цифровым изменениям и т.д. [18].

Наряду с этим, следует принимать во внимание сложившиеся тренды в этой сфере. Так, с 2010 года происходил поступательный рост кадровой ИТ-инфраструктуры Российской Федерации, увеличивается выпуск ИТ-специалистов системой высшего образования. С середины 2010-х годов наблюдается увеличение количества и изменение кадровой структуры организаций, предоставляющих различного рода веб-услуги, за счет быстрого роста интернет-рынков [20]. Наряду с отмеченным происходило развитие цифровой экономики, что сопровождалось внедрением цифровых технологий и их развитием, цифровой трансформацией организаций как частного, так и государственного сектора [23, 10, 22, 20, 5]. В этих условиях для сохранения востребованности специалистов на рынке труда требуется повышение их цифровой грамотности и совершенствование цифровых навыков [5, 7].

Обращаясь к обзору источников по рассматриваемой проблеме, отметим, что понятие «цифровая компетентность» одним из первых в своих работах упоминал американский исследователь П. Гилстер. Содержание этого понятия он связывал с формированием новых образцов поведения, сетевого мышления, новых приемов поиска информации и особенности коммуникации.

Тем самым, в общем виде речь идет о том, что цифровая компетентность связывается не только с пониманием, но и с использованием информации, которая выражена через множество форм и посредством множества источников [16]. Близким к такому пониманию цифровой компетентности становятся исследования А. Кальвани и соавторов [21], в которых на первый план выходит критическая оценка цифрового текста и данных, использование цифровых технологий, умение взаимодействовать с другими людьми.

Цифровая компетентность с позиции Г.У. Солдатовой предполагает учет знаний, умений и навыков, а также мотивации и ответственности, эти составляющие включены ею в структуру цифровой компетентности. В свою очередь цифровая компетентность охарактеризована с позиций непрерывного овладения знаниями, умениями, а также способностей индивида к критичному выбору и применению инфокоммуникационных технологий в разных сферах жизнедеятельности (информационная среда, коммуникации, потребление, техносфера). Помимо этого, учитывается готовность к осуществлению такой деятельности и нацеленность на эффективный результат» [13].

Принимая во внимание разные трактовки понятия «цифровая компетентность», учитывая выделенные в источниках структурные составляющие цифровой компетентности, стоит отметить существование нескольких подходов к ее толкованию. В рамках первого подхода акцентируется внимание на поведенческих составляющих (решение сложных проблем, разработка и принятие решений, способность обучаться новому и др.) [25], во втором подходе – не только на поведенческих, но и на цифровых компетенциях, на модели компетенций, использование которой позволило бы достичь эффективности в современных условиях [10], в третьем подходе, также, как и во втором случае, в центре внимания находится модель оценки цифровой грамотности населения, с использованием которой характеризуются цифровые навыки по пяти направлениям (информационная и компьютерная грамотность, медиаграмотность, коммуникативная грамотность, отношение к технологическим инновациям [19]) [9]. Последний из обозначенных подходов и будет использоваться, поскольку в нем обращается внимание не только на цифровую грамотность как таковую, но и на ее составляющие.

Что касается отдельных эмпирических исследований по данному направлению, то следует отметить, например, работу, посвященную вопросам цифровой компетентности подростков и родителей детей подросткового возраста, которая осуществлялась в кооперации Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Солдатова, Нестик, Рассказова, Зотова, 2013) [12], затрагивала население, проживающее в 45 регионах и 8 федеральных округах России. Еще одним примером является работа, в рамках которой анализировалась цифровая компетентность учителей, исследование охватило около 450 работников системы образования и затронуло шесть регионов страны (Москвы, Московской области, Республики Татарстан, Ульяновской, Новосибирской и Калужской областей) (Солдатова, Шляпников, 2015 [15]) [14].

Данное исследование нацелено на выявление проблем, препятствующих кадровому обеспечению цифровизации экономики. Новизна исследования заключается в исследовании не только цифровой грамотности в целом, но и в разрезе социально-демографических групп населения, а также в выявлении того, как применяются цифровые технологии сотрудниками организаций.

Материалы и методы. В качестве информационных источников в статье выступили данные Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, содержащие информацию о потребности в цифровых компетенциях специалистов. Наряду с этим применялись данные Аналитического центра НАФИ, касающиеся используемых цифровых инструментов, в т.ч. по обеспечению безопасности, каналов и способов продвижения товаров или услуг, возможностей для переподготовки и повышения квалификации населения. В целом, следует отметить, что в работе использовались данные трех волн социологического исследования (сентябрь 2020 г., ноябрь 2021, октябрь 2022).

В работе для оценки цифровой грамотности применялся индексный подход, предполагая балльную оценку цифровой грамотности, учитывая крайние значения от 0 до 100 баллов. При этом наряду с оценкой цифровой грамотности как таковой, осуществляется анализ в разрезе нескольких ее составляющих: информационная грамотность, коммуникативная грамотность, создание цифрового контента, цифровая безопасность и навыки решения проблем в цифровой среде.

Результаты и обсуждение. Оценка потребности в специалистах, обладающих цифровыми компетенциями, проводится различными структурами и институтами, основывается на данных, предоставляемых Росстатом или, например, Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ [6]. Ниже представлены данные, в соответствии с которыми потребность в компетенциях цифровой экономики может достигать 60%, а по отдельным группам занятий она может быть еще выше (табл. 1).

Таблица 1. Оценка рабочих мест, требующих цифровых компетенций

Группа занятий
Количество
занятых
Процент от индекса
ЦЭ
Потребность
в компетенции ЦЭ
Специалисты в области науки и техники
3390
46
1560
Специалисты в области
здравоохранения
1858
47
877
Специалисты в области образования
4607
71
3248
Специалисты в сфере бизнеса
и администрирования
4955
70
3464
Специалисты по информационно-
коммуникационным технологиям (ИКТ)
1171
100
1171
Специалисты в области права,
гуманитарных областей и культуры
3286
40
1328
Всего
19267
60
11648
Примечание: Оценки потребности в цифровых компетенциях сформированы на основе индекса цифровизации отраслей НИУ ВШЭ, а также данных Росстата о количестве занятых в различных областях деятельности, исходя из предположения, что 100% кадров в области ИКТ требует цифровых компетенций. Для других областей деятельности процент занятых, требующих цифровых компетенций оценивается как доля от 100% в секторе ИКТ на основе индекса цифровизации, Оценка является приблизительной и консервативной, поскольку по все отраслям, помимо непосредственно отрасли ИКТ, учитывается только количество занятых специалистов высшей квалификации.
Источники: Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы”, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 18.08.2024, https://issek.hse.ru/news/783750202.html; Цифровая экономика: Краткий статистический сборник 2023”, НИУ ВШЭ, 2023, https://ai.gov.ru/wiki/komponenty/infrastrukturaii/2023_cifrovaya_ekonomika_kratkiy_statisticheskiy_sbornik_2023_niu_vshe/?ysclid=ltu50izxir926503538; Кадры для цифровой экономики: современный рынок труда и актуальные образовательные маршруты: аналит. обзор / А.Н. Сытник, А.С. Юхно. М.: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации», аналитический обзор, 2024

Как отдельными учеными, так и аналитическими агентствами в нашей стране проводятся исследования, направленные на комплексную оценку цифровых компетенций как населения в целом, так и отдельных групп, выделенных в зависимости от социально-демографических характеристик, в зависимости от типа занятости. Помимо этого, отметим, что анализируется не только общий уровень цифровых компетенций в целом, но и в разрезе отдельных составляющих цифровых компетенций.

Среди примеров таких агентств можно назвать Аналитический центр НАФИ, который на протяжении 2018-2023 гг. осуществляет анализ цифровой грамотности россиян с опорой на данные платформы «Цифровой гражданин». Исследование осуществляется с опорой на индексный подход, рассчитывая Индекс цифровой грамотности, который измеряется в процентных пунктах и может достигать значения в интервале от 0 (цифровая грамотность отсутствует) до 100 (абсолютное владение цифровыми компетенциями) [1]. При этом подчеркнем, что индекс цифровой грамотности рассчитывается не только для населения, но и для бизнес-структур.

Что касается индекса цифровизации бизнеса, то за отмеченный ниже период он существенно не изменился и характеризовался на среднем уровне. При этом, по отдельным составляющим («интеграция цифровых технологий», «каналы передачи и хранения информации», а также «использование интернет-инструментов») он был выше среднего, превышая 60 п.п. В тоже время по ряду составляющих, в первую очередь, по информационной безопасности и человеческому капиталу, он был наименьшим из всех представленных, что свидетельствует о наличии рисков по обозначенным направлениям (табл. 2).

Таблица 2. Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index)*, в процентных пунктах

Вариант ответа
Сентябрь 2020
Ноябрь 2021
Октябрь 2022
Индекс цифровизации бизнеса (BDI)
50
51
52
Каналы передачи и хранения информации
66
66
63
Интеграция цифровых технологий
59
60
66
Использование интернет-инструментов
62
65
62
Информационная безопасность
37
38
42
Человеческий капитал
28
27
29
Примечание: *Индекс может принимать значения от 0 п.п. до 100 п.п.
Источник: Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году. URL: https://www.open.ru/about/press/47661?Ysclid =m2lmahc3xi373471254 (дата обращения: 11.08.2024).

Характеризуя применение цифровых технологий сотрудниками организаций, обращает на себя внимание то, что в большей степени среди них получает распространение использование корпоративной электронной почты (в 72% случаев), а также облачных хранилищ данных (в 60% случаев). Сотрудниками реже (примерно в 40% случаев) используются и системы по автоматизации работы на предприятии, а также по автоматизации работы с клиентами (в 37% случаев). Еще реже применяются сервисы для анализа больших данных (табл. 3).

Таблица 3. «Чем из перечисленного пользуетесь Вы или Ваши сотрудники при работе в вашей компании?»*, в % от всех опрошенных

Вариант ответа
Сентябрь 2020
Ноябрь 2021
Октябрь 2022
Облачные решения, облачные хранилища данных
65
52
60
Корпоративная почта
58
57
72
Системы автоматизации работы предприятия
43
37
42
Мессенджеры для общения с коллегами
21
28
41
Системы по автоматизации работы с клиентом
38
30
37
Интранет, корпоративный портал/корпоративная социальная сеть
20
15
28
Онлайн системы организации командной работы
16
12
20
Сервисы для анализа больших данных
6
7
13
Примечание: *Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
Источник: Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году. URL: https://www.open.ru/about/press/47661?Ysclid =m2lmahc3xi373471254 (дата обращения: 11.08.2024).

В разрезе отдельных технологий подчеркнем, что чаще всего сотрудниками применяются различные мобильные приложения, в т.ч. используемые для ведения предпринимательской деятельности, каждый третий использует Технологии Интернета Вещей, каждый четвертый – технологии, основанные на искусственном интеллекте (табл. 4).

Таблица 4. «Какие из следующих инструментов используете Вы или ваши сотрудники на работе?»*, в % от всех опрошенных

Вариант ответа
Сентябрь 2020
Ноябрь 2021
Октябрь 2022
Мобильные приложения, используемые для ведения бизнеса
60
56
58
Технологии Интернета Вещей
26
32
29
Технологии на базе машинного обучения
6
6
5
Технологии, основанные на искусственном интеллекте
18
12
25
Технологии 3D-печати
8
5
7
VR/AR-технологии
4
1
4
Примечание: *Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
Источник: Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году. URL: https://www.open.ru/about/press/47661?Ysclid =m2lmahc3xi373471254 (дата обращения: 11.08.2024).

Важную роль при осуществлении деятельности организаций имеет то, какие способы применяются для осуществления рекламы товаров и услуг, а также какие цифровые каналы используются для этих целей. Судя по имеющимся данным, основным способом продвижения товаров и услуг становится реклама в Интернете, для каждого третьего – использование электронных площадок, чуть в меньшей степени получают распространение традиционные способы рекламы посредством офлайн-каналов (газеты, радио, спонсорство, партнерство и др.; табл. 5).

Таблица 5. «Какие способы для продвижения/рекламы ваших товаров/услуг использует Ваша компания?»*, в % от всех опрошенных

Вариант ответа
Сентябрь 2020
Ноябрь 2021
Октябрь 2022
Реклама в интернете
60
65
48
Размещаете товары и услуги на Avito, Ozon, eBay
32
36
30
Реклама через офлайн-каналы (газеты, радио, спонсорство, партнерство и др.)
32
24
25
E-mail marketing
27
26
29
Рекламные рассылки по базе клиентов через мессенджеры
25
19
25
Холодные звонки через колл-центры
14
7
9
Примечание: *Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
Источник: Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году. URL: https://www.open.ru/about/press/47661?Ysclid =m2lmahc3xi373471254 (дата обращения: 11.08.2024).

В большей степени для маркетинговых целей организациями применяются реклама в соцсетях, контекстная реклама, также получает распространение баннерная реклама. Тогда как другие цифровые каналы распространены в меньшей степени (табл. 6).

Таблица 6. «Какие цифровые каналы для продвижения/рекламы ваших товаров/услуг использует Ваша компания?»*, в % от опрошенных представителей компаний, которые используют какие-либо цифровые каналы для продвижения

Вариант ответа
Сентябрь 2020
Ноябрь 2021
Октябрь 2022
Контекстная реклама
50
36
35
Реклама в соцсетях
49
48
38
Платное размещение рекламы в социальных сетях
31
23
22
Баннерная реклама
25
26
24
Рекламные видео в интернете (Youtube, GPMD)
20
17
12
Спецпроекты с блогерами
13
12
6
Лидогенерация (CPA-сети)
10
11
10
Другое
8
14
8
Затрудняюсь ответить
6
4
18
Примечание: *Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
Источник: Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году. URL: https://www.open.ru/about/press/47661?Ysclid =m2lmahc3xi373471254 (дата обращения: 11.08.2024).

В контексте применения цифровых технологий значимость имеют инструменты обеспечения безопасности. Примечательно, что в каждом пятом случае они не используются совсем. В исключительных ситуациях (примерно в 5% случаев) в организациях функционирует центр сетевых атак. В то время как наибольшее распространение (практически в 40% случаев) получает применение антивирусных программ, ориентированных как на юридических, так и на физических лиц (табл. 7).

Таблица 7. «Какие инструменты обеспечения безопасности данных использует ваша компания?»*, в % от всех опрошенных

Вариант ответа
Сентябрь 2020
Ноябрь 2021
Октябрь 2022
Используем антивирусные программы для физических лиц
43
39
43
Используем антивирусные программы для юридических лиц
31
30
40
Используем специализированные программы для защиты бизнеса
9
3
22
В компании есть центр мониторинга сетевых атак
3
3
5
Другое
5
3
1
Не используем
28
30
18
Затрудняюсь ответить
4
7
4
Примечание: *Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
Источник: Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году. URL: https://www.open.ru/about/press/47661?Ysclid =m2lmahc3xi373471254 (дата обращения: 11.08.2024).

В связи с невысокими значениями индекса цифровизации бизнеса касательно такой его составляющей как человеческий капитал в организациях должна возрастать роль аспектов, связанных с переподготовкой и повышением квалификации. Тем не менее, лишь в 22% случаев в компаниях проходили обучающие курсы и тренинги за последние полгода, тогда как в 66% ситуациях таких мероприятий не проводилось (табл. 8).

Таблица 8. «За последние полгода ваша компания организовывала какие-либо курсы/тренинги по использованию цифровых технологий для своих сотрудников?»*, в % от всех опрошенных

Вариант ответа
Сентябрь 2020
Ноябрь 2021
Октябрь 2022
У нас проходили обязательные курсы для всех сотрудников
3
3
8
Мы оплачивали курсы и тренинги по желанию сотрудника
2
7
7
Мы устраиваем обучающие тренинги и семинары внутри компании собственными силами
23
15
22
Нет, не проводили
73
76
66
Затрудняюсь ответить
1
1
1
Примечание: *Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
Источник: Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году. URL: https://www.open.ru/about/press/47661?Ysclid =m2lmahc3xi373471254 (дата обращения: 11.08.2024).

В тоже время подчеркнем, что наличие институциональных и организационных возможностей для переподготовки и повышения квалификации может положительно сказываться на уровне цифровой грамотности работников. Отметим, что в большинстве случаев (примерно у 63% опрошенных) у сотрудников наблюдался базовый уровень владения, примерно у трети – продвинутый, при этом к 2023 г. последних стало несколько больше, чем в 2020 г. (табл. 9).

Таблица 9. Доля населения, обладающего разными уровнями цифровой грамотности, в процентных пунктах

Вариант ответа
2020
2021
2022
2023
Начальный уровень
7
3
2
4
Базовый уровень
66
70
69
63
Продвинутый уровень
27
27
29
33
Источник: Индекс цифровой грамотности-2023: в России стало немного больше людей с продвинутым уровнем цифровых компетенций. URL: https://nafi.ru/analytics/v-rossii-vyrosla-dolya-lyudey-s-prodvinutm-urovnem-tsifrovoy-gramotnosti/?ysclid=m2lpd7gmes 884033116 (11.08.2024).
Цифровую грамотность характеризуют не только в целом, принимая во внимание ее общий уровень, но и учитывая ее составляющие. Наилучшая ситуация у населения сложилась по уровню информационной грамотности и навыкам решения проблем в цифровой среде, несколько хуже обстояло положение по созданию цифрового контекста (табл. 10).

Таблица 10. Индекс цифровой грамотности и его компоненты в динамике с 2020 года, в процентных пунктах

Вариант ответа
2020
2021
2022
2023
Индекс цифровой грамотности НАФИ
58
64
71
71
Информационная грамотность
59
67
74
73
Навыки решения проблем в цифровой среде
58
65
72
72
Коммуникативная грамотность
62
67
72
72
Создание цифрового контента
53
59
67
68
Цифровая безопасность
60
65
69
70
Источник: Индекс цифровой грамотности-2023: в России стало немного больше людей с продвинутым уровнем цифровых компетенций. URL: https://nafi.ru/analytics/v-rossii-vyrosla-dolya-lyudey-s-prodvinutm-urovnem-tsifrovoy-gramotnosti/?ysclid=m2lpd7gmes 884033116 (11.08.2024).

Что касается различий в уровне цифровой грамотности в зависимости от социально-демографических характеристик населения, то по полу они незначительны. У мужчин лишь несколько выше, чем у женщин уровень цифровой безопасности (59 против 56 п.п.) и информационной грамотности (60 против 57 п.п.; табл. 11).

Таблица 11. Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах, по полу

Вариант ответа
Пол
Женский
Мужской
Индекс цифровой грамотности НАФИ
57
59
Информационная грамотность
57
60
Навыки решения проблем в цифровой среде
62
62
Коммуникативная грамотность
52
53
Создание цифрового контента
59
60
Цифровая безопасность
56
59
Источник: Цифровая грамотность россиян: исследование 2020 года. URL: https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/?ysclid=m2lq24jkuq50550507 (10.08.2024).

Вне зависимости от принадлежности населения к той или иной возрастной группе выше всего цифровая грамотность достигалась по навыкам решения проблем в цифровой среде. Как у молодежи в возрасте 18-24 лет, так и лиц старшего возраста цифровая грамотность по данному навыку была выше 60 п.п. или близко к этому, тогда как самой низкой вне зависимости от возрастной группы населения была коммуникативная грамотность (табл. 12). Тем не менее, по мере взросления снижается как уровень цифровой грамотности в целом, так и ухудшается ситуация и по отдельным цифровым навыкам, что наглядно демонстрирует значимость для этой группы населения институциональных и организационных инструментов, связанных с переподготовкой и повышением квалификации.

Таблица 12. Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах, по возрасту

Вариант ответа
18-24
25-34
35-44
45-54
55+
Индекс цифровой грамотности НАФИ
61
59
60
58
53
Информационная грамотность
62
62
60
57
52
Навыки решения проблем в цифровой среде
64
63
64
62
57
Коммуникативная грамотность
56
54
54
52
46
Создание цифрового контента
62
58
61
62
57
Цифровая безопасность
60
59
61
57
52
Источник: Цифровая грамотность россиян: исследование 2020 года. URL: https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/?ysclid=m2lq24jkuq50550507 (10.08.2024).

Рассмотрение цифровой грамотности по типу занятости позволяет подтвердить вывод, сделанный выше, касающийся невысокого его уровня у населения пенсионного возраста, и более высоких значений как цифровой грамотности в целом, так и отдельных цифровых навыков у работающих студентов. Последние имеют возможность для роста цифровых навыков по двум каналам, касающимся как их формирования и развития в процессе образования, так и в ходе трудовой деятельности (табл. 13).

Таблица 13. Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах, по типу занятости

Вариант ответа
Временно не работаю, безработный
Занят домашним хозяйством, нахожусь в декретном отпуске
Пенсионер (не работаю)
Пенсионер (работаю)
Работаю (за исключением подрабатывающих студентов и пенсионеров)
Студент (не работаю)
Студент (работаю)
Индекс цифровой грамотности НАФИ
57
56
51
56
59
61
64
Информационная грамотность
58
55
49
55
60
61
67
Навыки решения проблем в цифровой среде
63
59
55
62
63
64
65
Коммуникативная грамотность
50
51
45
51
53
59
57
Создание цифрового контента
58
59
55
58
60
61
68
Цифровая безопасность
54
57
50
55
59
61
62
Источник: Цифровая грамотность россиян: исследование 2020 года. URL: https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/?ysclid=m2lq24jkuq50550507 (10.08.2024).

Заключение. Таким образом, обобщая, можно отметить средний уровень цифровизации бизнеса, а также наличие рисков, связанных с обеспечением информационной безопасности и человеческим капиталом. Касательно информационной безопасности это проявляется в том, что в каждом пятом случае цифровые технологии не используются совсем, применяются в основном антивирусные программы, ориентированные как на юридических, так и на физических лиц. Что касается человеческого капитала, то тут следует подчеркнуть, что наилучшая ситуация у населения сложилась по уровню информационной грамотности и навыкам решения проблем в цифровой среде, несколько хуже положение по созданию цифрового контекста. Также следует отметить неравномерность в использовании цифровых инструментов: наибольшее распространение среди населения получило использование корпоративной электронной почты, а также облачных хранилищ данных (в 72% случаев и 60% случаев соответственно), в то время как работниками реже применяются сервисы для анализа больших данных. Еще одно важное обстоятельство по данному направлению связано с тем, что лишь в 22% случаев в компаниях проходили обучающие курсы и тренинги за последние полгода, тогда как в 66% ситуациях таких мероприятий не проводилось. Последнее может снижать возможности для накопления и развития человеческого капитала. Статья будет полезна специалистам, занимающимся исследованием вопросов цифровизации экономики, выявлением роли в этом процессе кадрового ресурса, определением проблем и разработкой мероприятий по их преодолению.

[1] Результаты исследования сравнимы с предыдущими волнами исследования. Подход DigComp разработан Европейской Комиссией в рамках реализации программы обучения граждан цифровым навыкам. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по пяти основным параметрам: информационная грамотность, коммуникативная грамотность, создание цифрового контента, цифровая безопасность и навыки решения проблем в цифровой среде.

Репрезентативное всероссийское тестирование населения по методологии DigСomp проводилось в течение 2023 года с использованием платформы «Цифровой гражданин» (it-gramota.ru). Тестирование прошли 10 013 человек из 85 регионов России в возрасте 18 лет и старше.


Источники:

1. Азаренко Н.Ю., Фролов И.А. Цифровизация социально-экономического развития территориальной системы // Новые информационные технологии в образовании и аграрном секторе экономики. Брянск, 2018. – c. 216-220.
2. Буньковский Д.В. Европейский опыт взаимодействия малого, среднего и крупного производственного предпринимательства // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2011. – № 3. – c. 27.
3. Дейман В.А., Кулакова В.С., Михеенко О.В. Актуальные вопросы управления социально-экономическим развитием Брянской области // Студенческая научная конференция «Современное состояние и тенденции социально-экономического развития региона», посвященная памяти декана экономического факультета о. м. михайлова. Брянск, 2018. – c. 99-107.
4. Ергунова О.Т., Лебедев А.В., Рахмеева И.И. Трансформация профессиональных компетенций для нужд цифровой экономики // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2021. – № 4. – c. 502-507. – doi: 10.38197/2072-2060-2021-230-4-502-507.
5. ИТ-кадры для цифровой экономики в России. Оценка численности ИТ-специалистов в России и прогноз потребности в них до 2024 г. Apkit.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://apkit.ru/files/it-personnel%20research_2024_APKIT.pdf?ysclid=m2lky35 mt0900688520 (дата обращения: 13.08.2024).
6. Игнатьев А.Г., Курбатова Т.А., Кулешов А.А., Линдре Ю.А., Шамраев Р.А., Алиева М.А. Кадры для цифровой экономики: современный рынок труда и актуальные образовательные маршруты. / Аналитический обзор. - М.: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации», 2024. – 60 c.
7. Кулагина Н.А., Лысенко А.Н., Новиков С.П. Подготовка кадров для цифровой экономики: тренды и проблемы // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2022. – № 3. – c. 148-160. – doi: 10.15593/2224-9354/2022.3.11.
8. Козлова Н.О., Бурцева Ю.В., Манохин Е.В. Подготовка кадров для цифровой экономики // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. – 2020. – № 1. – c. 301-304.
9. Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. – 2020. – № 11. – c. 1055-1072. – doi: 10.18334/et.7.11.111073.
10. Россия 2025: от кадров к талантам. The Boston Consulting Group. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/Images/Russia-2025-report-RUS_tcm27-188275.pdf (дата обращения: 13.08.2024).
11. Скибицкий Э.Г., Фадейкина Н.В. Цифровая экономика и вопросы подготовки кадров для ее реализации // Непрерывное профессиональное образование и новая экономика. – 2018. – № 2(3). – c. 30-37.
12. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И, Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. / Монография. - М.: Фонд Развития Интернет, 2013. – 144 c.
13. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 2(22). – c. 50-60. – doi: 10.11621/npj.2016.0205.
14. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. - М.: Смысл, 2017. – 375 c.
15. Солдатова Г., Шляпников В. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. – 2015. – № 4. – c. 5-18. – doi: 10.17759/pse.2015200401.
16. Теоретические подходы к определению понятия цифровой грамотности. Ifapcom.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifapcom.ru/files/2015/isct/presentations/sharikov.pdf (дата обращения: 10.10.2024).
17. Трофимова Н.Н. Проблемы и перспективы формирования экономики знаний в условиях постиндустриальной экономики // Стратегии бизнеса. – 2021. – № 1. – c. 4-8. – doi: 10.17747/2311-7184-2021-1-4-8.
18. Харламова А.О., Кулагина Н.А. Подготовка высококвалифицированных кадров для цифровой экономики // Актуальные вопросы техники, науки, технологий: Сборник научных трудов национальной конференции. Брянск, 2019. – c. 296-301.
19. Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Зайцева О.А., Имаева Г.Р., Спиридонова Л.В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. - М.: Издательство НАФИ, 2019. – 84 c.
20. Экономика Рунета / Цифровая Экономика России 2018. Raec.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://raec.ru/activity/analytics/9884/ (дата обращения: 10.08.2024).
21. Calvani A., Cartelli A., Fini A., Ranieri M. Models and instruments for assessing digital competence at school // Journal of E-learning and knowledge society. – 2008. – № 3. – p. 183-193. – doi: 10.20368/1971-8829/288.
22. European Future of Work 2019. International data corporation. [Электронный ресурс]. URL: https://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId =IDC_P38683 (дата обращения: 10.08.2024).
23. Measuring the digital transformation. Оэср. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/measuring-the-digital-transformation_ 9789264311992-en (дата обращения: 13.08.2024).
24. Olssen M., Peters M. Neoliberalism, higher education and the knowledge economy: From the free market to knowledge capitalism // Journal of Education Policy. – 2005. – № 3. – p. 313-345. – doi: 10.1080/02680930500108718.
25. The Future of Jobs. Official site of WEF. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs (дата обращения: 16.10.2024).

Страница обновлена: 19.12.2024 в 12:54:41