Современные тенденции развития цифровизации в аграрном секторе Кыргызской Республики
Эдилбеков Ч.1, Окенова А.О.1
1 Кыргызский экономический университет им. М.Рыскулбекова
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)
Цитировать:
Эдилбеков Ч., Окенова А.О. Современные тенденции развития цифровизации в аграрном секторе Кыргызской Республики // Экономика Центральной Азии. – 2024. – Том 8. – № 2. – doi: 10.18334/asia.8.2.121204.
Аннотация:
В статье рассматривается важность свободного доступа к геоданным для сельхозтоваропроизводителей, чтобы повысить эффективность использования цифровых приложений и принятия решений. Исследован уровень внедрения цифрового продукта в аграрное производство Кыргызской Республики. Перечислены основные препятствия внедрения цифровизации в сельское хозяйство Кыргызской Республики и пути их решения. Указывается необходимость защиты данных и их безопасность для положительного восприятия цифровых решений в аграрной отрасли. Дается рекомендация на необходимость профессиональной подготовки аграриев и меры по обеспечению устойчивости предприятий в условиях кризисов. Рассматриваются различные уровни подстраховки от сбоев и кризисов в системе цифрового сельского хозяйства. Внедрение цифровых технологий поможет улучшить процесс поддержки бизнес-активности и исследовать новые возможности для процветания государства. Предлагаются меры по урегулированию вопросов защиты данных на государственном уровне и заключению договорных соглашений для обеспечения прав производителей данных. Выводится необходимость четких рамок для таких соглашений.
Ключевые слова: цифровизация, сельское хозяйство, информационные технологии, государственная поддержка, цифровые технологии, инновационные технологии, аграрное производство, институциональное развитие, логистика, субсидии, компенсация затрат, агробизнес
JEL-классификация: Q16, O31, O33
Введение
Акцент на развитие сельского хозяйства в Кыргызской Республике сохраняет свою приоритетность в условиях евразийской интеграции, что открывает широкие перспективы для повышения темпов роста производства и экспортного потенциала отрасли. Однако нестабильная политическая обстановка в стране препятствует развитию сельского хозяйства, что приводит к эмиграции населения из сельских районов в города. Это обусловлено как социально-экономическими, так и природными факторами, которые различаются на уровне отдельных хозяйств. Необходимо обратить внимание на улучшение жизненного уровня и инфраструктуры в сельской местности, чтобы содействовать устойчивому развитию сельского населения и сельскохозяйственной отрасли в целом.
Известно, что цифровые технологии, внедряемые в сельское хозяйство, способствуют повышению эффективности и качества производства сельскохозяйственной продукции, оптимизируют использование природных ресурсов, улучшают экологическую устойчивость и снижают негативное воздействие на окружающую среду [15, 8, 9, 6] (Amirova, Sargina, Kondrateva, 2020; Okenova, 2020; Okenova, 2019; Magomedov, 2020).
Для повышения производительности в сельском хозяйстве возникает необходимость внедрения цифровых технологий, включая сбор данных о состоянии посевных площадей и животноводства в реальном времени, оптимизацию внесения удобрений, а также использование «умной» сельскохозяйственной техники и искусственного интеллекта. Однако возникают проблемы, такие как неготовность инфраструктуры, отставание образовательных программ и финансовые трудности. Для успешной цифровой трансформации АПК необходима поддержка государства, включая развитие цифровой инфраструктуры, обновление образовательной системы, упрощенное финансирование инноваций, государственное регулирование и цифровизацию процессов предоставления поддержки сельскому хозяйству. Экономическая эффективность их производства – один из главных факторов, влияющих на финансовые результаты отрасли в целом и позиции нашей страны на мировом агропродовольственном рынке [14] (Gretchenko, 2018).
Устранение недостатков и трудностей, с которыми сталкиваются сельские жители и отрасль в целом, поможет улучшить социально-экономическое положение населения, снизить миграционные потоки в города и повысить производительность сельского хозяйства [1, 11] (Abramov, Baksheev, Kilin, 2004).
Исследование в данной области имеет важное значение для обеспечения устойчивого развития сельских территорий и повышения качества жизни и благополучия их населения. В связи с этим актуальность исследования заключается в необходимости разработки и применения эффективных механизмов и инструментов развития сельского хозяйства посредством цифровых решений в условиях Кыргызской Республики.
Методы исследования
В качестве научного материала использовались «Концепция цифровой трансформации “Цифровой Кыргызстан” – 2019–2023», «Программа по поддержке и развитию электронной торговли в Кыргызстане на 2023–2026 гг.», данные из научных публикаций по проблемам внедрения цифровых технологий в аграрное производство и развития аграрного сектора, цифровизации экономики. В работе нашли применение методы монографический, сравнительного и системного анализа, а также логический подход.
Основная часть
На сегодняшний день более 50% населения планеты проживают в городах, а в Кыргызской Республике городское население составляет 34,4% и сельское – 65,6%. Во многих развивающихся странах перебираться из деревни в город людей заставляет нищета. Результатом часто становится то, что жалкое существование на селе они меняют на немногим лучшую судьбу в городских трущобах. Тогда как в развитых странах наблюдается обратная тенденция, стоимость аренды квартиры в мегаполисах становится все менее доступной для жителей со средним достатком, в результате люди нередко переезжают из городов в сельскую местность. И как правило, основной целью переезда становятся окрестности больших городов, но для того чтобы ощутимо меньше платить за жилье, необходимо уезжать еще дальше от крупных центров. И здесь особую важность приобретают вопросы развития инфраструктуры и цифровизация.
Существуют амбициозные планы по созданию высокотехнологичного аграрного сектора. Все они продолжают совершенствоваться и улучшаться. При этом все проекты требуют огромной финансовой поддержки государства и новых специалистов [2] (Aletdinova, 2017).
В целях стимулирования освоения и распространения технологий из развитых стран наша страна создает все необходимые условия, чтобы стать международным центром технологического трансфера. Все государственные программы развития страны направлены на создание доступа к международным финансовым рынкам, стимулирование притока международных технологических компаний и стартапов, привлечение прямых инвестиций в разработку технологий, а также в трудоустройство высококвалифицированных кадров. Все эти меры будут служить катализаторами развития и ускорения технологического прогресса в нашей стране.
Из опыта развитых стран, внедривших цифровые решения, можно сделать вывод, что для обеспечения технологического прорыва и достижения роста производительности труда в цифровизации сельского хозяйства необходимо усилить внедрение инновационных технологий для автоматизации производства посредством создания в цепочке по добавленной стоимости. Подобная трансформация приведет к значительному снижению себестоимости производства и сбыта продукции.
Как показывает практика передовых стран, цифровые решения используются для осуществления мер по защите растений, дроны для нахождения местоположений животных, для метеорологических прогнозов, сельскохозяйственные машины оснащаются интеллектуальными технологиями, сенсорами, беспилотными летающими аппаратами, то есть многие рабочие процессы на полях и в животноводческих фермах автоматизируются. Однако цифровизация идет еще дальше, и в рамках движения информационных потоков налаживает связи между различными процессами посредством электронной коммерции и онлайн-площадок [9] (Okenova, 2019).
Цифровая трансформация во всех сферах жизни требует привития в обществе культуры открытых коммуникаций, обмена знаниями и совместного творчества. Необходимо начать широкомасштабную образовательную и просветительскую работу среди широких слоев населения, особенно в сельской местности, для разъяснения возможностей и преимуществ использования цифровых технологий. Не менее важным приоритетом являются цифровые факторы, которые станут основополагающими элементами цифровой трансформации. Одним из факторов является строительство инфраструктуры международного уровня. В первую очередь следует обеспечить всеобщий широкополосный доступ в Интернет на всей территории Кыргызской Республики. Также важно обеспечить наиболее эффективное, надежное и недорогое соединение страны с глобальными сетями и магистралями передачи данных [4]. Облачные приложения и сервисы для сельского хозяйства позволяют моделировать различные варианты цифровых решений для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В отличие от промышленного производства в сельском хозяйстве нельзя заранее спрогнозировать и смоделировать все возможные процессы [3] (Bikmullin, Tarasov, 2019).
После общей механизации сельскохозяйственных предприятий и оснащения их компьютерной техникой аграрии нуждаются в доступе к интернету. Присоединение их к стационарной телефонной сети и широкое покрытие сельских территорий сотовой связью представляют собой базовые предпосылки для того, чтобы сельхозтоваропроизводители получили возможность использовать цифровые сервисы, приложения и продукты, интегрируя их в процессы управления предприятием, на долгосрочной основе.
Сегодня в стране сохраняются значительные негативные риски для цифровизации, центральным из которых является цифровой разрыв между сельскими и городскими районами, который может повлиять на возможность доступа к интернету; возможность домохозяйств получать доступ к онлайн-банкингу и получать денежные переводы в электронном виде; возможность безработных получить доступ к онлайн-поддержке занятости; возможность использовать новые методы получения дохода в Интернете и др.
Для этого необходим высокоскоростной интернет не только в городах, но и в сельской местности. Для многих стран в этом направлении еще многое предстоит сделать. Так, в Кыргызской Республике охват населенных пунктов услугами мобильной связи и Интернетом (4G) в 2020 году составлял 76,8% и в 2021–93,2% от общего числа населенных пунктов [12].
В мировой практике было доказано, что в городских районах в два раза чаще пользуются Интернетом, чем в сельских районах, то есть там, где связь хорошая, там больше пользователей. Например, в Африке половина городского населения пользуются интернет-ресурсами, когда как из сельского населения использует всего 15 процентов. А в развитых странах коэффициент подключения Интернета в городских районах составляет 89%, когда как охват в сельских территориях составляет 85%. Это свидетельствует о недоступности населению услуг подключения интернет-провайдеров и высокой стоимости тарифов за интернет-трафик.
Известно, что рынок телекоммуникаций в Кыргызстане характеризуется как открытый и быстро развивающийся сегмент рынка страны, и первоочередным условием для цифровизации сельских территорий является мобильная сеть и доступ к широкополосной сети Интернет.
Таблица 1
Охват населенных пунктов Кыргызской Республики сотовой связью за 2022 год
Область
|
Кол-во населенных пунктов
|
Не покрыто сетями моб. Связи
|
Охвачено 2G
|
Охвачено 3G
|
Охвачено 4G
|
Иссык-Куль
|
213
|
11
|
202
|
197
|
196
|
Талас
|
103
|
0
|
103
|
103
|
103
|
Чуй
|
370
|
0
|
370
|
370
|
370
|
Нарын
|
146
|
4
|
142
|
137
|
134
|
Джалал-Абад
|
539
|
6
|
533
|
530
|
514
|
Ош
|
599
|
2
|
597
|
596
|
590
|
Баткен
|
250
|
2
|
248
|
247
|
246
|
Всего
|
2220
|
25
|
2195
|
2180
|
2153
|
Как видно из таблицы 1, из имеющихся 2220 населенных пунктов Кыргызской Республики по технологии 2G охвачено – 98,8%, 3G – 98%, 4G – 96,9%, и не покрыты сетями мобильной связи – 1,1% населенных пунктов.
В 2020 году в республике насчитывалось 378 сельскохозяйственных кооперативов, 108 коллективно-крестьянских хозяйств, 31 акционерное общество и 31 государственное хозяйство. Наряду с государственными и коллективными сельскохозяйственными предприятиями функционируют крестьянские (фермерские) хозяйства, число которых с каждым годом увеличивается. Так, если на конец 1991 года их число составляло 4,6 тысячи, то к концу 2020 года оно достигло 462,5 тысячи.
Из приведенного анализа можно сделать вывод, что уровень цифровизации отечественного сельского хозяйства имеет серьезные недостатки: нехватка научно-практических знаний по инновационным современным агротехнологиям и методологии, отсутствие глобального прогноза по ценам на сельхозпродукцию, нехватка должного количества информационных технических средств и техники, а также неразвитость системы логистики, хранения и доставки приводят к высоким издержкам производства, а только небольшое число сельскохозяйственных товаропроизводителей обладают финансовыми возможностями для закупки новой техники, использования ИТ-оборудования и платформ [5] (Kurbatova, Aysner, 2019).
Чтобы обеспечить максимально доступную оптимизацию и точность осуществления процессов, необходима цифровизация.
Для цифровизации сельскохозяйственного производства в республике имеются реальные препятствия. Это, прежде всего, мелкотоварность сельскохозяйственного производства [6] (Magomedov, 2020).
Аппаратное и программное обеспечение позволило бы обеспечить более эффективную работу крестьянских и фермерских хозяйств. Сельское хозяйство использует средства производства (например, посевной материал, удобрения, средства защиты растений) и производит продукты, которые подвергаются транспортировке и переработке до момента поступления их к конечному потребителю, цифровизация позволила бы организовать оптимальные логистические цепочки от поставщика до потребителя. Отображение и согласование этих вещественных и транспортных потоков с помощью цифровых инструментов позволит повысить их эффективность и прозрачность, а также улучшить условия труда. Также цифровизация сельского хозяйства может положительно повлиять на окружающую среду за счет обеспечения устойчивого ресурсопользования и бережного обращения с животными и растениями в соответствии с их потребностями [9] (Okenova, 2019). В связи с этим для масштабного удовлетворения потребностей международного рынка было бы благоразумнее использование цифровых технологий, которые сокращают время на сбор и обработку заказов – все заказы отображаются в личном кабинете, можно подтвердить вручную, а также подключить автоматическое подтверждение [13] (Chuba, Kirilova, 2021).
В связи с этим необходимо своевременно приспособиться к условиям меняющегося мира. В долгосрочной перспективе успешное развитие возможно только при фундаментальных изменениях внутри системы, заставляющих ее идти к прогрессу [10] (Orozonova, Atashova, 2019).
В стране реализуются проекты по внедрению IT-технологий в определенных сферах, но в сельском хозяйстве они практически не развиты. Развиваются, и за ними необходимо поспевать, ведь IT-индустрия предлагает все больше и больше решений, причем не только развлекательных. Сегодня в мире установилась тенденция, когда конкурентоспособна та страна, в которой уровень развития цифровых технологий играет определяющую роль.
Под цифровизацией сегодня понимается комплексное и интегрированное применение информационных и коммуникационных технологий в экономике и обществе. Она предлагает большой потенциал в экономии производственных ресурсов, упрощении документирования и повышении качества принятия решений и хозяйственного управления. Цифровизация призвана помочь сделать сельское хозяйство производительным, устойчиво эффективным и природосберегающим, то есть помочь целенаправленно использовать производственные ресурсы с минимальными потерями, чтобы производить пищевые продукты с высоким качеством и минимальным воздействием на окружающую среду [8] (Okenova, 2020).
Для развития цифровизации в сельском хозяйстве необходима господдержка. Основным стимулятором государства должна быть институциональная поддержка в создании оптимального нормативно-законодательного регулирования во внедрении цифровизации и ее применения. Важными государственными задачами должны быть: стабильная и надежная правовая база, действенный и прозрачный закон о защите данных, патентное право и конечная финансовая поддержка предприятий, внедряющих инновации.
Для этого в сельскохозяйственных предприятиях, независимо от формы, необходимо оснащение их компьютерной техникой с доступом к высокоскоростному интернету. Присоединение сельских жителей к стационарной телефонной сети и широкое покрытие сельских территорий сотовой связью представляют собой базовые предпосылки для того, чтобы сельхозтоваропроизводители получили возможность использовать цифровые сервисы, приложения и продукты, интегрируя их в процессы управления предприятием на долгосрочной основе. За счет точечной оптимизации затрат и правильного распределения средств внедрение цифровых технологий в АПК позволит повысить рентабельность производства и будет рычагом экономического роста в целом.
Международный опыт показывает, что цифровая трансформация требует скоординированных усилий в пяти взаимосвязанных областях:
1. Условия для цифровой трансформации отрасли.
2. Цифровая трансформация компаний.
3. Внедрение цифровых решений для текущей деятельности.
4. Институциональная поддержка цифровой трансформации в отрасли.
5. Внедрение цифровых решений для развития новых предприятий [7] (Maksimtsev, Kostin, Berezovskaya, Onufrieva, 2023).
В этой связи сельхозтоваропроизводители должны получить свободный и бесплатный доступ к таким базовым данным, как граничные точки, границы земельных участков и другие административные параметры земельных площадей. Все эти данные должны предоставляться Единым государственным программным обеспечением. Кроме того, все геоданные могут широко использоваться в хозяйственной деятельности предприятия и при принятии решений относительно различных реализуемых мер. На основании этого доступ к геоданным, находящимся в распоряжении официальных органов, должен предоставляться общественности на бесплатной основе. Свободный доступ к подобным программам дала бы возможность сельхозтоваропроизводителям эффективно использовать цифровые приложения с привязкой к данным позиционирования. Конечно, свободный доступ к этим сигналам (после оплаты однократного взноса на подключения) должен дать видимые результаты для доступа к необходимой информации и его использования. Конечно, возникают опасения по проблемам относительно защиты, безопасности, суверенитета данных в цифровых решениях аграрной отрасли, для разрешения подобных вопросов должны быть предприняты определенные меры по защите данных подответственными уполномоченными органами государственной власти.
В результате отношение сельхозтоваропроизводителей к цифровым решениям станет положительным, а их готовность собирать данные и предоставлять доступ к ним третьих лиц повысится. Еще одна возможность состоит в том, чтобы урегулировать эти вопросы заранее в рамках договоров, однако они за собой повлекут дополнительные затраты времени или расходов на юриста.
Для положительного восприятия цифровых решений в аграрной отрасли считается непрекословная защита данных, ее безопасность и суверенитет. В этом случае на государственном уровне должны быть предприняты меры по защите данных, только после этого отношение сельхозтоваропроизводителей к цифровым решениям станет положительным, а их готовность собирать данные и предоставлять доступ к ним третьх лиц повысится.
В связи с этим необходимо на государственном уровне установить четкие рамки для договорных соглашений о защите прав производителя данных, еще одна возможность состоит в том, чтобы урегулировать эти вопросы заранее в рамках договоров.
Заключение
Для внедрения цифровизации и развития сельского хозяйства страны возможно возникновение следующих препятствий:
- ошибки в данных;
- отсутствие доступа к данным;
- неприменимость данных;
- сложность обращения с данными;
- отсутствие явного экономического эффекта от внедрения технологий;
- сложность использования и др.
В этой связи рекомендуется применять программные обеспечения с использованием международных стандартов в сфере коммуникации между машинами и обмена данными.
Также большое влияние на положительное отношение к цифровым технологиям со стороны аграриев имеет удобство пользования цифровых решений, которое тесно связано с их взаимной совместимостью. Однако даже в том случае, если эти условия выполнены, для успешного внедрения цифровых технологий сельхозтоваропроизводителям необходима комплексная профессиональная подготовка, дополнительное обучение и повышение квалификации в сфере цифрового сельского хозяйства. Регулярные образовательные мероприятия и индивидуальная поддержка на местах от надежных компаний, оказывающих подобные услуги, как консалтинговых объединений и машинных «рингов» облегчают внедрение методов цифрового сельского хозяйства. Будучи неотъемлемой частью продовольственной безопасности, сельское хозяйство, как и информационные и коммуникационные технологии, в большинстве стран относится к элементам критической инфраструктуры. Оба этих элемента, особенно в их комбинации в рамках цифрового сельского хозяйства, требуют особых мер для недопущения нарушений и сбоев в работе систем. На это следует обращать внимание уже на этапе внедрения цифровых технологий. Необходимо обеспечить сохранение сельскохозяйственного производства, оптимизированного за счет IT-технологий, в том числе и в кризисные периоды и при различного рода сбоях, таких как отключение электроснабжения или интернета.
Возможны различные уровни, на которых сельхозпредприятия могут подстраховаться от кризисов или сбоев системы и повысить устойчивость своего предприятия.
На первом уровне предприятие не принимает предварительные меры. В этом случае при кризисной ситуации доступными остаются лишь те функции, которые не требуют внешних данных или сетевых соединений.
На втором уровне сельхозтоваропроизводитель интегрирует важнейшие решения для функционирования своего предприятия (как, например, информационная система для управления сельхозпредприятием) в виде версий, способных работать в режиме офлайн.
Третий уровень предполагает установку на предприятии собственного сервера, обеспечивающего расширенные мощности по сохранению и обработке данных. Помимо этого, на этом сервере сельхозтоваропроизводитель сам имеет возможность определить разные права доступа к данным предприятия.
На четвертом уровне, чтобы сохранить связь между цифровыми узловыми точками внутри предприятия, выстраивается собственная локальная беспроводная сеть предприятия.
На пятом уровне используемые предприятием инструменты искусственного интеллекта работают на собственном сервере сельхозпредприятия; на нем же сохраняются все необходимые данные и программы. На этом уровне необходимо обеспечить максимальную стабильность и защиту, когда практически для всех используемых функций имеется дублирование, работающее в режиме офлайн.
В связи с этим цифровые решения на предприятиях могут в течение определенных периодов времени использоваться без доступа к интернету или без обращения к внешним данным. Выстроенные таким образом стабильно функционирующие системы цифрового сельского хозяйства способны обеспечить положительное отношение сельхозтоваропроизводителей к подобным технологиям. Также внедрение цифровых технологий ускорит процесс последовательной и стабильной поддержки в функционировании деловой активности как государственных, так и частных фирм и компаний, а также исследовать возможности, которые необходимо использовать на благо и процветания государства.
Внедрение соответствующих приоритетов и целей для повышения цифровизации может укрепить не только законодательную базу, но и международное сотрудничество для улучшения обмена информацией и опытом.
В свою очередь, менее развитая ИКТ-инфраструктура и законодательная база цифровизации затрудняют доступ к национальному законодательству. Кроме того, конфиденциальность и защита данных в национальных законодательных базах стран ЦА должны быть отражены и гарантированы в процессе законотворчества и пересмотра действующего законодательства.
Повышение доступности ИКТ, повышение качества и стоимости интернета будут способствовать не только сокращению цифрового разрыва среди стран и совершенствованию платформ цифрового обучения, но и повышению цифровой грамотности и компетенций среди населения.
Также страны региона могут дополнительно поддержать цифровой переход частного сектора, помогая компаниям перейти к электронной коммерции и предоставляя другую необходимую помощь.
Внедрение цифровых технологий в сельском хозяйстве является актуальной потребностью агропромышленного комплекса. Цифровизация способствует интенсивному технологическому развитию отрасли, повышению производительности и конкурентоспособности. Основным рычагом этого процесса должно стать государство. Это выражается в активном стимулировании научных исследований в области цифровизации сельского хозяйства, а также в предоставлении субсидий или компенсаций затрат, связанных с внедрением цифровых технологий в агробизнесе. Такие меры государственной поддержки направлены на ускорение процесса цифровизации и содействие выходу отрасли на новый технологический уровень.
Источники:
2. Алетдинова А.А. Инновационное развитие аграрного сектора на основе цифровизации и создания технологических платформ // Иннов: электронный научный журнал. – 2017. – № 4. – c. 22.
3. Бикмуллин А.Л., Тарасов В.И. Цифровая экономика и научная общественность: диалектика оптимизмов и вызовов // Устойчивой и инновационное развитие в цифровую эпоху: Материалы Международной научно-практической конференции, том часть 1, Москва, 22-23 мая 2019 г. Москва, 2019. – c. 335-343.
4. Концепция цифровой трансформации “Цифровой Кыргызстан” - 2019-2023. Adam.kg. [Электронный ресурс]. URL: sanarip_kyrgyzstan_koncepciya.pdf.
5. Курбатова С.М., Айснер Л.Ю. Некоторые аспекты правового регулирования процесса цифровизации сельского хозяйства // Аграрное и земельное право. – 2019. – № 9. – c. 58-59.
6. Магомедов А. М. Цифровизация как ключевой фактор развития сельских территорий и сельского хозяйства // Современные технологии управления. – 2020. – № 2. – c. 3.
7. Максимцев И.А., Костин К.Б., Березовская А.А., Онуфриева О.А. Современные тенденции развития цифровизации в мировой энергетике // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – c. 1087-1104. – doi: 10.18334/vinec.13.2.117224.
8. Окенова А.О. Цифровизация как фактор повышения эффективности производства и усиления конкурентоспособности сельского хозяйства Кыргызской Республики // Экономика Центральной Азии. – 2020. – № 4. – c. 329-346. – doi: 10.18334/asia.4.4.111213.
9. Окенова А.О. Цифровизация сельского хозяйства в Кыргызской Республике // Экономические отношения. – 2019. – № 1. – c. 97-106. – doi: 10.18334/eo.9.1.39675.
10. Орозонова А.А., Аташова А. Социально-экономическое развитие Кыргызской Республики в условиях цифровизации // Экономические отношения. – 2019. – № 1. – c. 87-96. – doi: 10.18334/eo.9.1.39746.
11. Сельские территории в пространственном развитии страны: потенциал, проблемы, перспективы. - М.: ВИАПИ имени А.А. Никонова, 2019. – 452 c.
12. Социально-экономическое развитие регионов Кыргызской Республики. НСК КР. 2 - выпуск. Б.2021. С.10
13. Чуба А.Ю., Кирилова О.В. Использование цифровых технологий в бережливом производстве // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 4. – c. 1453-1457. – doi: 10.34925/EIP.2021.129.4.293.
14. Гретченко А.А. Сущность цифровой экономики, генезис понятия «Цифровая экономика» и предпосылки ее формирования в России // Научно-аналитический журнал Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2018. – № 3. – c. 23-37.
15. Амирова Н.Р., Саргина Л.В., Кондратьева Я.Э. Цифровые технологии в сфере сельского хозяйства // Цитисэ. – 2020. – № 2. – c. 266-280. – doi: 10.15350/2409-7616.2020.2.25.
Страница обновлена: 25.07.2024 в 17:54:53