Economic security of agrarian university
Yarkova T.M.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова, Russia
Download PDF | Downloads: 12 | Citations: 1
Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 5, Number 3 (July-september 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49225030
Cited: 1 by 30.01.2024
Abstract:
The article is devoted to the issues of economic security of narrow-focused agricultural universities. Due to the proven relevance and practical lack of knowledge of this topic, this study is of particular interest to science and practice. General aspects of the economic security of higher education and the agricultural sector of the economy allowed to present the author's definition of the concept of "economic security of institutions of higher agricultural education". The main problems, risks and threats in relation to the main types of economic security are considered. Based on the conducted research, a set of measures is proposed. These measures contribute to strengthening the economic security of an agricultural university through the implementation of strategic measures for its development that meet the requirements of the branches of education and agriculture, the socio-economic potential of the region and the country. The results of the study may be of interest to the management of agricultural universities, the region, agricultural industries and departments, as well as scientists in order to develop this research topic.
Keywords: economic security, economic security of institutions of higher agricultural education, risks, threats, agricultural sector
JEL-classification: I23, Q13, Q18
Введение. Вопросы экономической безопасности на современном этапе развития общества и экономики приобретают все большую актуальность и значимость. При этом их проблематика относится ко всем отраслям народного хозяйства и сферам деятельности. Действующий экономический кризис вынуждает пересматривать отношение к экономической безопасности и к пониманию процессов, ее образующих и укрепляющих.
В рамках настоящего исследования объектом пристального внимания выступает экономическая безопасность учреждений высшего аграрного образования. Однако прежде чем раскрыть специфику именно аграрных учреждений высшего образования, необходимо обратиться к пониманию того, что сфера высшего образования есть важнейшая составляющая как социальной, так и экономической системы государства.
Аграрный сектор экономики является одним из уязвимых во все времена. Особенно негативным периодом для российского аграрного сектора стал постсоветский период времени, который практически отвернул с организационной, социальной и экономической точки зрения государственные позиции и национальные интересы. Итогом такого невнимания стала деградация субъектов хозяйствования, сельских территорий, возник продовольственный дефицит, кадровый голод, продовольственная зависимость и, как следствие, уязвимость государства. Сельское хозяйство и в настоящее время ощущает отголоски тех времен в своем социально-экономическом развитии, которые на долгие времена закрепились в подсознании нашего общества и в некотором смысле могут быть расценены как необратимые либо трудновосстанавливаемые последствия. Это проблемы миграции, отсутствия социальной инфраструктуры сельских территорий, низкая экономическая эффективность и конкурентоспособность аграрных отраслей, а также нехватка кадров.
В повествовании всех вышеуказанных проблем стоит серьезно обратить внимание на такие составляющие, как конкурентоспособность и кадры для аграрного сектора экономики. И если высшее образование выполняет главную стратегическую задачу развития государства, то говоря об аграрном образовании, важно отметить его роль в развитии сельского хозяйства и даже всего агропромышленного комплекса страны (далее – АПК).
Современное развитие высшего аграрного образования во многом определяет дальнейшую конкурентоспособность аграрных отраслей, их развитие. Таким образом, учреждения высшего аграрного образования являются фундаментальной основой развития и безопасности как на уровне отрасли, так и на уровне государства. Следовательно, вопросы стабильного функционирования аграрных вузов становятся все более актуальными.
Экономическое развитие учреждений высшего аграрного образования достаточно проблематично, так как имеет множество рисков и угроз. Такие учреждения финансируются дифференцированно по регионам страны, и это обусловлено рядом факторов. Слабое квотирование бюджетных мест, недостаточное финансирование по ряду таких вузов создает проблему их экономической безопасности. Безусловно, эти проблемы являются корневыми и проецируются на многие стороны экономической безопасности, создавая тем самым риски и угрозы различного генезиса.
Таким образом, вопросы экономической безопасности аграрного вуза достаточно актуальны и не являются зеркальным отражением универсальной системы экономической безопасности высшего образования ввиду своей специфики. Следовательно, проблематика экономической безопасности высшего аграрного учреждения требует научного исследования и развития в теории, методологии и практике.
Целью исследования является выявление и систематизация основных элементов экономической безопасности учреждений высшего аграрного образования в современных условиях развития.
Авторская гипотеза базируется на разработке комплекса теоретико-методологических и практических положений по стратегическому формированию и развитию экономической безопасности учреждений высшего аграрного образования и ее влиянию на развитие аграрной сферы экономики в регионе и государстве.
Результаты исследования. Для представления сущности теоретических взглядов на экономическую безопасность учреждения высшего аграрного образования и представления авторской дефиниции данного понятия попробуем разобраться с уже существующими дефинициями таких понятий, как:
- экономическая безопасность;
- экономическая безопасность высших учебных заведений;
- экономическая безопасность аграрной сферы экономики;
- экономическая безопасность учреждений высшего аграрного образования.
Итак, в Указе Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» дано определение экономической безопасности, которое представлено в следующей трактовке: «… состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» [1].
В научных кругах данное определение рассматривается как некоторое состояние экономики и институтов власти, в основе которых лежат национальные интересы, социальное развитие и оборонный потенциал на достаточном для защиты государства уровне [9, 12] (Levkina, Lyalina, Kurasova, 2022; Senchagov, 2008).
Отличие представленных определений заключается в том, что в Указе дано общее понятие с акцентом на защите национальной безопасности посредством формирования экономического потенциала, а другое представленное определение детально конкретизирует комплекс инструментов, образующих национальный интерес и общее развитие экономики страны [10] (Leshchenko, 2020).
Что касается определения понятия «экономическая безопасность высших учебных заведений», то следует отметить его широкое представление и разнополярность взглядов. Приведем некоторые из них.
Слободяник А.П. в своих трудах отмечает, что экономическая безопасность высшего учебного заведения представляет собой некую общепринятую систему по обеспечению защиты учреждения высшего образования, задачи которой направлены на минимизацию и ликвидацию рисков и угроз в экономической сфере [14] (Slobodyanik, 2018).
В ряде других исследований экономическая безопасность вузов представлена в виде тесной связи с показателями финансовой устойчивости, стабильности и экономической независимости. Однако, на наш взгляд, такое определение вполне является универсальным и может быть приурочено к совершенно разным объектам экономической безопасности [17] (Yarkova, 2022).
В целом следует отметить, что множество различных трактовок понятия «экономическая безопасность высших учебных заведений» обусловлено, прежде всего, направлением и целеполаганием каждого ученого, вовлеченного в индивидуальный творческий научный процесс, с авторской гипотезой.
Несмотря на многообразие трудов в этой области исследований, следует обратить внимание на труды ведущих отечественных ученых, многие из которых стали основой для развития целого научного познания. Это труды Алимовой Н.К., Абалкина Л.И., Злоказовой Ю.В., Бархатова В.Ю., Батовой В.Н., Хабибуллиной Л.Р. и других [2–6; 16] (Abalkin, 2015; Alimova, 2009; Barkhatov, Pugach, Alimova, 2009; Batova, 2015; Zlokazova, 2015; Khabibullina, 2017).
Далее рассмотрим, как исследователи представляют дефиницию понятия «экономическая безопасность аграрного сектора экономики». По мнению профессора А.Г. Светлакова, под экономической безопасностью АПК следует понимать соблюдение целого комплекса уточненных (экономических, социальных, экологических и правовых) условий, необходимых для функционирования и развития отраслей аграрного сектора экономики, обеспечения необходимого уровня жизнедеятельности и материального стимулирования отечественных аграрных производителей [11] (Svetlanov, 2006). В другом труде отмечается, что главной целью экономической безопасности аграрного сектора экономики являются процессы по обеспечению отношений в рамках алгоритма «снабжение – производство – переработка – сбыт», находящиеся в благоприятных условиях для жизни и развития личности (общества), а также социально-экономической и военно-политической стабильности в обществе и мире. Также многие труды ориентированы на то, что экономическая безопасность АПК есть причина и следствие продовольственной безопасности государства [7, 8] (Kulagina, 2010; Lev, 2015). С последним суждением можно целиком и полностью согласиться.
Исследование большого количества научных работ привело к тому, что проблемы экономической безопасности высших аграрных заведений практически не рассматривались учеными, а следовательно, этот факт позволяет впервые представить авторскую дефиницию ключевому понятию. Экономическая безопасность учреждений высшего аграрного образования, в нашем понимании, является результатом системной (организационно-управленческой, финансово-экономической, научной, учебно-практической и воспитательной) деятельности аграрного вуза, способствующей обеспечению собственной экономической стабильности и конкурентоспособности и реализации стратегических задач по развитию аграрного сектора экономики и страны.
Для определения факторов и условий формирования экономической безопасности учреждений высшего аграрного образования необходимо обратить внимание на одну важную особенность, которая сформирует определенную их группу, отличающую от экономической безопасности остальных вузов. Итак, в отличие от высших учебных заведений другого профиля или «универсального» (классического или многопрофильного) типа, аграрные вузы имеют другого учредителя – Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее – РФ), а следовательно, имеют другие финансовые инструменты развития. Но при этом аграрный вуз подчиняется и Министерству образования и науки РФ в части всех образовательных программ, реализуемых аграрным вузом, и осуществления научной и образовательной деятельности в соответствии с актуализированной нормативно-правовой базой. Также Министерству образования и науки в отношении аграрных вузов принадлежит весь контрольно-надзорный потенциал.
Для аграрных вузов, как и для других неспецифических вузов, основными элементами экономической безопасности выступают следующие ее виды: финансовая; имущественная; научно-исследовательская и учебная; физическая; кадровая; управленческая; информационная [13] (Sizov, Grebnev, 2017).
Все эти виды экономической безопасности тесно взаимосвязаны, но проявляют себя по-разному на фоне возникновения разных рисков и угроз.
Рассматривая особенности финансовой безопасности аграрного вуза, важно обратить внимание на то, что самым рискованным характером обладает его финансирование со стороны федерального учредителя и определение им контрольных целевых показателей приема абитуриентов (бюджетные места). Эта особенность значительно изменяет характер их развития в отличие от других вузов, а это серьезным образом оказывает влияние на его экономическую безопасность. В качестве примера приведем следующие показатели: за период 2020 года общий объем финансирования аграрных вузов вырос на 2 млрд рублей и составил чуть более 30 млрд рублей. Рост финансирования в большинстве своем ориентирован на увеличение проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ, в том числе и по заказу Министерства сельского хозяйства РФ.
Согласно докладу председателя Ассоциации образовательных учреждений АПК и рыболовства Трухачева В.И., финансирование аграрных вузов определяется рядом взаимосвязанных факторов:
1) развитие отраслей, обеспечивающих сельское хозяйство средствами производства;
2) развитие отраслей, осуществляющих заготовку, хранение и переработку, сбыт и логистику продукции аграрного сектора экономики;
3) развитие основных отраслей сельского хозяйства;
4) развитие производственной, социальной, сервисной, научной, информационной и другой инфраструктуры [15] (Trukhachev, 2020).
Все эти факторы ориентированы на достижение главной цели – обеспечение страны продовольствием и сырьем, а значит, укрепление продовольственной и национальной безопасности РФ.
Имущественная безопасность аграрных вузов достаточно слабая и является следствием недостаточного финансирования. Ежегодно аграрным вузам России требуется около 10 млрд рублей на развитие материально-технической базы, но фактическое финансирование на эти цели не превышает 2 млрд рублей. При этом нужно отметить, что объемы финансирования на развитие материально-технической базы сильно дифференцированы по регионам, где преимущество имеют территории с аграрной специализацией. Низкий уровень материальной базы снижает качество подготовки кадров и в дальнейшем отражается как на конкурентоспособности, так и на экономической безопасности. В самом негативном сценарии это может привести к ликвидации вуза. Согласно данным оценки эффективности вузов, отмечается, что аграрные вузы практически не могут конкурировать с вузами, подведомственными Министерству образования и науки РФ, что опять же обусловлено низким уровнем расходной части на содержание материально-технической базы по причине отсутствия нормативов данных затрат [15] (Trukhachev, 2020).
Обеспечение учебной и научно-исследовательской безопасности для аграрных вузов последние десять лет несколько отягощено. Одной из причин является «вхождение» России в Болонский процесс. Следует детализировать этот факт тем, что 19 июня 1999 года в г. Болонья на Совете европейских министров образования была принята совместная Декларация, предусматривающая не только многоуровневую систему подготовки кадров высшей квалификации (бакалавриат – магистратура – аспирантура), о целесообразности которой в настоящее время, в условиях санкционного режима, Россия начинает задумываться. Тогда авторы данной Декларации сделали акцент на необходимости объединения специфических профильных (отраслевых) учреждений высшего образования, ссылаясь на то, что они не имеют однозначной специфики. В действительности в этом для российских аграрных вузов есть правда, так как в условиях недостаточного финансирования, предоставления на постсоветском пространстве свободы в зарабатывании средств на свое существование они были вынуждены заниматься подготовкой специалистов универсальных направлений и профилей либо специалистов других отраслей и сфер деятельности. И примерно спустя 15 лет после принятия такой Декларации и полном вовлечения российской системы высшего образования в Болонский процесс в рамках плановых аккредитационных мероприятий была начата задуманная Западом процедура разрушения российской сферы высшего образования. Самым действенным способом, который способствовал ликвидации или в лучшем случае – объединению аграрных вузов, – это было лишить аккредитации самые доходные направления подготовки. Например, под удар подпадала укрупненная 38-я группа направлений подготовки (экономика, менеджмент и пр.). Это приводило к потере конкурентоспособности на рынке образовательных услуг на долгие годы. Для сравнения можно привести некоторые факты статистических данных. Так, в период с 1990 года по 2020 год контингент обучающихся в аграрных вузах за счет бюджетного финансирования сократился почти вдвое (с 261 тыс. человек до 165 тыс. чел). Общая численность обучающихся к 2020 году составила около 314 тыс. человек. Численность научно-педагогических кадров сократилась еще в большей прогрессии: за последние десять лет с 23,7 тыс. человек до 13,5 тыс. чел. Профессорско-преподавательский состав (далее – ППС) стареет, что обусловлено снижающейся долей молодых научных сотрудников (15,7%) [15] (Trukhachev, 2020). Такие показатели не только подрывают учебную и научно-исследовательскую безопасность, но и негативно отражаются на кадровой безопасности. Среди угроз кадровой безопасности для аграрных вузов считается низкий уровень заработной платы по сравнению с заработной платой аналогичных должностей ППС и их категорий в вузах, подведомственных Минобрнауки РФ. ППС аграрных вузов, несмотря на свой высокий уровень квалификации (остепененность более 82%; 18,6% докторов наук; 64% кандидатов наук [15] (Trukhachev, 2020)) в рамках реализации научно-исследовательской деятельности сталкивается с проблемой непредоставления грантов. Порой необъяснимым явлением обладают факты предоставления грантов по аграрным проектам для рабочих групп ведущих вузов, совершенно не имеющих даже представления о специфике аграрной отрасли.
Управленческая безопасность в современном аграрном вузе может быть обеспечена за счет эффективной системы управления, которая отвечает интересам самого вуза, его субъектов, аграрной отрасли, региона и всей страны.
Заключение
Обеспечение и укрепление экономической безопасности аграрного вуза можно организовать за счет выполнения следующих рекомендаций, ориентированных на основные элементы системы экономической безопасности.
Во-первых, руководству аграрного вуза следует расширять возможности формирования внебюджетного фонда и способствовать привлечению спонсорской помощи с последующим ее эффективным распределением, в том числе и на материально-техническое развитие. Рекомендуется заключать стратегические партнерские соглашения между аграрным вузом и ведущими предприятиями сферы АПК региона.
Во-вторых, современный рынок труда требует оперативной подготовки качественных специалистов, что может поспособствовать возврату к ушедшей в прошлое, но отлично зарекомендовавшей себя на рынке труда специалитетской системе высшего образования, так необходимой для функционирования и развития аграрного сектора экономики.
В-третьих, для обеспечения учебной, научно-исследовательской и кадровой безопасности рекомендуется использовать региональный финансовый потенциал и вводить эффективный режим материальной (денежной) поддержки для ведущих специалистов высшей квалификации, способствующей развитию науки, подготовке кадров высшей квалификации и поддержанию конкурентоспособного аграрного образования в регионе с целью обеспечения эффективности аграрного производства. Также следует формировать кадровый потенциал по контрольным цифрам приема и их бюджетному обеспечению с учетом потребностей региона. Вместе с тем требуется активизация обучения по целевому приему, по принципу государственно-частного партнерства.
В-четвертых, для обеспечения управленческой безопасности необходимо ориентировать систему управления аграрным вузом на развитие научного потенциала и его эффективности; активизировать НИОКР и взаимодействие с ведущими производственными площадками; осуществлять трансфер наукоемких технологий в производство; развивать предпринимательство, в том числе и на базе вуза; способствовать росту конкурентоспособности и престижности аграрных или смежных с ними профессий.
References:
Abalkin L.I. (2015). Teoreticheskie problemy issledovaniya kategorii «Ekonomicheskaya bezopasnost vuza» [Theoretical problems of the research of the category "Economic security of the university"]. Elektronnyy nauchnyy zhurnal «Vestnik-ekonomist». (2). (in Russian).
Alimova N.K. (2009). Ekonomicheskaya bezopasnost obrazovatelnogo uchrezhdeniya v usloviyakh stanovleniya innovatsionnoy ekonomiki [Economic security of an educational institution in the conditions of the formation of an innovative economy] M.. (in Russian).
Barkhatov V.Yu., Pugach V.N., Alimova N.K. (2009). Ekonomicheskaya bezopasnost vuza [Economic security of the university]. Naukovedenie. (1). (in Russian). doi: 10.15862/01NV109.
Batova V.N. (2015). Ekonomicheskaya bezopasnost uchrezhdeniy vysshego professionalnogo obrazovaniya v usloviyakh globalizatsii [Economic security institutions of higher education in the conditions of globalization]. Modern problems of science and education. (1(1)). 639-647. (in Russian).
Khabibullina L.R. (2017). Analiz metodicheskikh podkhodov k otsenke intellektualnogo potentsiala vuza [Analysis of methodical approaches to assessment of intellectual potential of the university]. Intelligence. Innovation. Investments. (8). 29-32. (in Russian).
Kulagina N.A. (2010). Rol ekonomicheskoy bezopasnosti APK v obespechenii prodovolstvennoy bezopasnosti strany [The role of the economic security of the agro-industrial complex in ensuring the country's food security]. Topical issues of economic sciences. (16-1). 53-58. (in Russian).
Leschenko Yu.G. (2020). Natsionalnye interesy v kontekste obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva v usloviyakh globalnoy integratsii: evolyutsionno-teoreticheskiy aspekt [National interests in the context of ensuring the state's economic security amid global integration: an evolutionary and theoretical aspect]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (4). 2375-2390. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.4.110815.
Lev M.Yu. (2015). Vliyanie prodovolstvennoy bezopasnosti na stabilnost ekonomiki Rossii [The impact of food security on the stability of the Russian economics]. Vestnik RAEN. 15 (1). 38-45. (in Russian).
Levkina E.V., Lyalina Zh.I., Kurasova E.A. (2022). Aktualnost issledovaniya ekonomicheskoy bezopasnosti kak ekonomicheskoy kategorii [Relevance of economic security as an economic category]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 5 (1). 339-350. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.1.114359.
Senchagov V.K. (2008). Metodologiya obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti [The methodology of ensuring economic security…]. Economy of the region. (3). 28-39. (in Russian).
Sizov D.V., Grebnev G.D. (2017). Analiticheskoe obespechenie fizicheskoy zashchity v sisteme ekonomicheskoy bezopasnosti vuzov [Analytical ensuring of physical protection in the system of economic security of universities]. Intelligence. Innovation. Investments. (12). 47-52. (in Russian).
Slobodyanik A.P. (2018). Faktory i usloviya obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti vysshego uchebnogo zavedeniya [Factors and conditions for ensuring the economic security of a higher educational institution]. Vestnik Magistratury. (3-2(78)). 83-85. (in Russian).
Svetlanov A.G. (2006). Ekonomicheskaya bezopasnost APK Uralskogo regiona [Economic security of the agro-industrial complex of the Ural region]. Dostizheniya nauki i tekhniki APK. (6). 49. (in Russian).
Yarkova T.M. (2022). Ekonomicheskaya bezopasnost vysshego obrazovaniya, ee rol i vliyanie na bezopasnost ekonomiki otrasley [Economic security of higher education, its role and impact on the industries' economic security]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 5 (1). 193-208. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.1.114358.
Zlokazova Yu.V. (2015). Elementy modeli ekonomicheskoy bezopasnosti sovremennogo vuza [Elements of of economic security model of a modern university]. Pedagogical education in Russia. (5). 13-17. (in Russian).
Страница обновлена: 12.04.2025 в 09:59:40