Fundamentals of the sharing economy in the organization of interaction amidst the educational vertical

Aleksandrov Yu.L.1, Tereshchenko N.N.1, Ananina R.F.1
1 Сибирский федеральный университет, Russia

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 16, Number 4 (April 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48447162
Cited: 1 by 07.12.2023

Abstract:
The article presents the results of a study of the theoretical provisions of the sharing economy through the analysis of forms of network interactions amidst the educational vertical. The authors considered the categorical apparatus and fundamentals of the sharing economy through the prism of economic, organizational and managerial relations of participants in the educational environment (preschool, general education organizations, and higher education body). A system of indicators for evaluating the effectiveness of network interactions was formed. The best practices of transferring services from various spheres to the municipal sphere of implementation are considered.

Keywords: actor, educational vertical, reference model, synergistic effect, transfer, services, digital transformation, sharing economy

JEL-classification: O31, O33, I25, I26



Введение

Экономика совместного потребления, представляя собой отдельный вид экономики, имеет важное значение для всей сферы услуг и товаров в целом, проявляясь через информационно-телекоммуникационные технологии в структуре четвертой промышленной революции «Индустрия 4.0».

Проблематика определения категориального аппарата, недостаточность передового опыта использования инструментов и технологий экономики совместного потребления в условиях реальных субъектов рынка обуславливают актуальность представленного исследования через многосферность изучаемых процессов и отношений.

Интенсификация теории и методологии, совершенствование практик экономического анализа и управления вызывает необходимость детального исследования теоретических основ и формирования системы показателей, необходимых для повышения результативности экономики совместного потребления.

Цель исследования заключается в развитии теоретических положений экономики совместного потребления в условиях образовательной вертикали.

Представленное исследование обладает научной новизной, которая заключается в разработке категориального аппарата экономики совместного потребления, способствующего определению системы показателей оценки взаимодействия акторов в образовательной вертикали.

Тогда гипотезой исследования является предположение о том, что референтная модель служит основой для применения системы показателей.

1. Теоретический обзор понятий экономики совместного потребления.

Отправной точкой в исследовании, по мнению авторов, является определение совокупности понятий, применяемых в ходе обзора теоретических основ экономики совместного потребления в условиях каких-либо субъектов рынка.

В результате критического анализа развития современных форм взаимодействия в экономике совместного потребления, представленного в трудах С.Ю. Белоконева, М.Н. Дудина, А.А. Хоконова, В.В. Куимова, З.О. Османовой, В.А. Ребязиной, Т.Н. Сыроваткиной, Б.Ж. Тагарова, О.И. Федоровой, М.Ю. Шерешевой, была определена совокупность экономических категорий, необходимых для научного применения как неотъемлемая часть рассматриваемого направления науки [4, 8, 10, 11, 12, 14].

Тем самым, авторами применяются следующие научные дефиниции: образовательная вертикаль, трансферирование, референтная модель, акторность, синергический эффект.

Образовательная вертикаль, рассматриваемая авторами, включает в себя несколько акторов экономических и организационно-управленческих отношений – дошкольные, общеобразовательные организации, образовательные организации высшего образования. Для унификации понятий обозначим данные категории единым термином – «образовательная организация», которые будем разграничивать по уровням функционирования среды.

Под трансферированием понимается перенос передового опыта организации услуг из одной сферы реализации в смежную сферу или противоположную, в результате которого появляются новые структурные элементы и экономические отношения [3].

Трансферирование подразумевает использование иного формата взаимодействия акторов с конечным потребителем. Например, кондитерские, кофейни, магазины детских товаров, одежды и обуви, спортивного инвентаря и многие другие адаптировано организовали доставку товаров, используя собственные или всеобщие платформенные экосистемы («Инстаграм», «Сбермаркет», «Спортмастер», «Яндекс», «Delivery Club» и т. д.).

Необходимость введения трансферирования как научной дефиниции обусловлена потребностью обозначения референтной модели, при которой происходит перенос передового опыта организации услуг и появление специфичных этапов в экономических и организационно-управленческих отношениях в выбранной акторами форме взаимодействия:

1) действие общественной потребности, импульсирующей развитие экономики совместного потребления для акторов;

2) определение управляющего звена и организационно-управленческих элементов (наблюдательный, попечительный совет, сообщество инициативных участников и др.);

3) поиск и адаптация опыта других взаимодействий, направленных на получение финансово-экономических результатов;

4) выбор ключевой формы взаимодействия и цифровой основы (платформа, сайт, мессенджеры, электронный курсы и др.);

5) установление контрактных отношений с участниками процесса оказания услуг;

6) достижение финансово-экономических результатов и их оценка.

Референтная модель является моделью, которая создается под условия акторов, взаимодействующих внутри образовательной вертикали, включая трансферирования услуг из других сфер, оценка эффективности которой рассчитывается через акторность. В нашем случае трансферирование происходит из коммерческой сферы в муниципальную (действие образовательных организаций на территории одного города).

После внедрения в деятельность образовательной организации референтной модели, рассчитывается акторность, определяемая авторами как размерность сети, включая пропускную способность с ориентацией на муниципальную принадлежность к территории города.

Показатель акторности включается в расчет общего синергического эффекта с ориентацией на социально-экономическую составляющую организации формы взаимодействия в экономике совместного потребления.

Следовательно, синергический эффект представляет собой обобщающий показатель, при расчете которого учитываются ключевые показатели, сформированные при сотрудничестве между взаимодействующими сторонами.

Морфогенез рассматриваемых категорий актуализирует переход к исследованию форм взаимодействий, адаптируемых под условия рассматриваемых образовательных организаций.

2. Формы взаимодействий экономики совместного потребления в условиях образовательной вертикали.

Формы взаимодействия экономики совместного потребления широко исследовались учеными в разное время после ее появления [2, 8, 11, 15, 16]. В связи с чем, необходимо представим обобщающую характеристику форм взаимодействий, актуальных для рассматриваемых образовательных организаций в таблице 1.

Таблица 1 – Формы взаимодействий экономики совместного потребления, возможные к применению в условиях образовательной вертикали (составлено авторами)

№ п/п
Образовательная организация (уровень)
Формы взаимодействий экономики совместного потребления (этапы в референтной модели)
Организационно-управленческие советы и комиссии (специализированная комиссия, наблюдательный совет)
Сеть, коллаборация, кооперация
Альянсы, сообщества
1
Дошкольный
1, 2, 4
5, 6
3
2
Средний
1, 2, 4
5, 6
3
3
Высшее звено
1, 4
2
3, 5, 6
Анализируя опыт реализации взаимодействий, можно сделать вывод о том, что к начальной форме взаимодействий, с которой начинается работа по трансферированию, относятся организационно-управленческие советы и комиссии, регулирующие дальнейшую деятельность всех участвующих акторов.

Таким образом, реализация референтной модели может быть построена на основе нескольких форм взаимодействий в условиях образовательной вертикали, схожих по функционалу между собой и возможных к трансферированию в другие сферы реализации.

3. Показатели, учитываемые при реализации форм взаимодействий экономики совместного потребления в условиях образовательной вертикали.

Одним из инструментов экономики совместного потребления, наряду с моделированием, выступает использование показателей в практике реализации услуг образовательной вертикали.

Обобщив теоретические положения и практический опыт применяемых форм взаимодействия, авторами составлена система показателей, подразделяемых на группы по этапам реализации референтной модели в таблице 2.

Таблица 2 – Система показателей экономики совместного потребления в условиях образовательной вертикали (составлено авторами по [1, 9, 13])

Этап реализации референтной модели
Показатели
I. Действие общественной потребности, импульсирующей развитие экономики совместного потребления для акторов
1.1 Количество потребителей, желающих получать образовательные услуги по целевым запросам
1.2 Количество трудовых ресурсов для реализации взаимодействий
II. Определение управляющего звена и организационно-управленческих элементов
2.1 Размерность взаимодействий
2.2 Ранг взаимодействий
2.3 Плотность взаимодействий
III. Поиск и адаптация опыта других взаимодействий
3.1 Общее количество взаимодействий по заключенным контрактам, из них:
- материально-техническое обслуживание
- оказание прочих услуг
- поставка энергоресурсов и водоснабжения
- поставка товаров и оказание услуг для образовательного процесса
- поставка продуктов питания
IV. Выбор ключевой формы взаимодействия и цифровой основы (платформа, сайт, мессенджеры, электронный курсы и др.)
4.1 Максимальное количество взаимодействий по одному поставщику
4.2 Минимальное количество взаимодействий по одному поставщику
V. Установление контрактных отношений с участниками процесса оказания услуг
5.1 Стоимость функционального обмена
5.2 Издержки обращения, израсходованные на объединение
5.3 Сумма привлечённого капитала
VI. Достижение финансово-экономических результатов и их оценка
6.1 Акторность взаимодействий
6.2 Синергический эффект
6.3 Социальный эффект (образовательный охват)

Представленная система показателей является унифицированной для всех уровней образовательной вертикали, что свидетельствует об ее преимуществе для трансферирования в различных сферах.

Интересна точка зрения В.Е. Лихтенштейна, В.А. Конявского, Г.В. Росса и В.П. Лось, которые предлагают несколько математических моделей в мультиагентных системах [9]. Здесь актуальным становится применение решения по месту (ad-hoc) – это решение задач по мере их поступления и при наличии возможности пересылать их участвующих акторам. Например, при распределенных вычислениях, при которых виртуальный суперкомпьютер представлен в виде кластеров, соединённых с помощью сети слабосвязанных гетерогенных компьютеров, работающих вместе для выполнения огромного количества заданий (грид-технологии). В таком случае самоорганизация позволяет минимизировать среднее время ожидания заявок в очереди. Стратегия самоорганизации при грид-технологии состоит в пошаговом обмене задачами между соседними актоарми. На каждом шаге каждый актор передает акторам-соседям некоторое количество своих заявок (N), пропорциональное общей длине его очереди (Q) и числу его соседей (M) N = aQ + βM. При этом осуществляется циклический процесс координации [9].

Решение по месту применяется при оказания платных образовательных услуг, основанных на контрактных отношениях в условиях образовательной вертикали, где часть от совокупности импульсирующей потребности передается акторам через форму взаимодействий.

Заключение

Управляющим звеном при формировании взаимодействий становится образовательная организация, имеющая территориальную основу и нуждающееся в увеличении количества предоставляемых услуг в целях соответствия современным требованиям рыночной экономики.

Влияющая потребность в комплексном обучении при оказании образовательных услуг становится импульсом к установлению организационно-управленческих и экономических отношений с другими участниками рынка.

Подводя итог изучения основ экономики совместного потребления, отметим, что использование базовых категорий и обобщение существующих показателей необходимо для осуществления дальнейших разработок в условиях конкретных образовательных организаций и применения референтной модели, что подтверждает поставленную гипотезу исследования.

На данный момент отсутствуют ясно установленные стандартизированные регламенты по участию в экономике совместного потребления, что является перспективным направлением для векторов научного исследования и внедрения в реальную практику организаций.


References:

Aleksandrov Yu.L. (2015). Problemy effektivnosti i ustoychivosti razvitiya makroekonomicheskoy sistemy [Problems of efficiency and sustainability of the development of the macroeconomic system] (in Russian).

Ananina R.F. (2021). Transferirovanie uslug v ekonomike sovmestnogo potrebleniya: osobennosti razvitiya v period pandemii [Transformation of services in the economy of shared consumption: features of development during the pandemic] Theory and practice of commercial activity. 204-209. (in Russian).

Ananina R.F., Kuimov V.V. (2020). Organizatsiya sovmestnyh zakupok kak formy uslug v kooperatsionno-setevyh vzaimodeystviyakh [Organization of joint purchases as a form of services in cooperative and network interactions] (in Russian).

Belokonev S.Yu., Dudin M.N., Khokonov A.A. (2019). Vliyanie sovmestnogo potrebleniya i setevyh informatsionnyh tekhnologiy na sotsialnye protsessy [The effect of common consumption and network information technologies on public processes]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). 445-462. (in Russian).

Dneprov M.Yu., Mikhaylyuk O.V. (2019). Tsifrovaya ekonomika kak novaya ekonomicheskaya kategoriya [Digital economy as a new economic category]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 1279-1294. (in Russian).

Eleneva Yu.Ya., Andreev V.N., Tszin Yuytszyao (2019). Razrabotka podkhoda k obespecheniyu effektivnosti investitsionnyh proektov, realizuemyh v usloviyakh setevyh struktur [Development of an approach to ensure the effectiveness of investment projects implemented in the conditions of network structures]. Journal of International Economic Affairs. (2). 1371-1378. (in Russian).

Fedorova O.I., Syrovatkina T.N. (2019). Set kak forma vzaimodeystviya subektov ekonomiki [Network as a form of interaction of economic agents]. Journal of International Economic Affairs. (2). 1353-1362. (in Russian).

Hamari J., Sjöklint M., Ukkonen A. (2016). The Sharing Economy: Why People Participate in Collaborative Consumption Journal of the Association for Information Science and Technology. (67). 2047–2059.

Kuimov V.V. (2019). Ekonomika kooperatsionno-setevyh vzaimodeĭstviĭ. Teoriya. Praktika. Vozmozhnosti [Economics of cooperative-network interactions. Theory. Practice. Opportunities] (in Russian).

Likhtenshteyn V.E., Konyavskiy V.A., Ross Sh.V. (2018). Multiagentnye sistemy: samoorganizatsiya i razvitie [Multi-agent systems: self-organization and development] (in Russian).

Osmanova Z.O. (2020). Ekonomika sovmestnogo potrebleniya: osobennosti, struktura i tendentsii razvitiya [Economy of joint consumption: features, structure and development trends]. Scientific Herald: finance, banks, investments. (3(52)). 176-184. (in Russian).

Rebyazina V.A., Sheresheva M.Yu. (2019). Drayvery i barery uchastiya potrebiteley v ekonomike sovmestnogo potrebleniya: marketingovyy podkhod [Drivers and barriers of consumer participation in the Sharing Economy: a marketing approach] (in Russian).

Tagarov B.Zh. (2021). Tsifrovoĭ klaster kak novaya forma ekonomicheskoĭ kontsentratsii [Digital cluster as a new form of economic concentration]. Creative economy. (2). 327–340. (in Russian).

Tereschenko N.N. (2008). Ekonomicheskaya diagnostika sostoyaniya i razvitiya potrebitelskogo rynka [Economic diagnostics of the state and development of the consumer market] (in Russian).

Zakharov V.Ya., Trofimov O.V., Frolov V.G. (2019). Mekhanizmy integratsii i kooperatsii slozhnyh ekonomicheskikh sistem v sootvetstvii s kontseptsiey «Industriya 4.0» [Mechanisms of integration and cooperation of complex economic systems in accordance with the concept of Industry 4.0]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 1341-1356. (in Russian).

Zervas G., Proserpio D., Byers W. (2017). The Rise of the Sharing Economy: Estimating the Impact of Airbnb on the Hotel Industry Journal of Marketing Research. (5). 687–705.

Страница обновлена: 26.04.2025 в 11:54:09