Сравнительный анализ законов, регулирующих внутреннюю торговлю в Российский Федерации и в Республике Корея
Ким Ынми1
1 Дальневосточный федеральный университет
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 3 (Март 2022)
Цитировать:
Ким Ынми Сравнительный анализ законов, регулирующих внутреннюю торговлю в Российский Федерации и в Республике Корея // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 3. – С. 1209-1220. – doi: 10.18334/ce.16.3.114361.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48218622
Аннотация:
В статье сравниваются основные законы, регулирующие развитие внутренней торговли двух стран – Российской Федерации и Корейской Республики. В исследовании были проанализированы четыре особенности: цена вознаграждения и срок оплаты, ограничение работы, стабилизация розничных цен, антимонополия и несправедливость. Также в статье было предложено будущие направление совершенствования развития торговли в России для развития хозяйствующих субъектов, защиты и поддержки заинтересованных лиц в российской торговле.
Ключевые слова: закон о торговле, внутренняя торговля, Россия, Республика Корея
JEL-классификация: F13, F15, O24
Введение
Начало 2000-х годов в России характеризуется масштабным ростом торговых сетей нового формата, что, как следствие, привело к повышению оборота розничной торговли. Сетевые структуры заняли третью часть рынка, а темпы консолидации отрасли ритейла значительно ускорились. Как следствие, в стране изменился расклад сил основных игроков: крупные поставщики и производители не могли больше в одиночку устанавливать правила игры и устанавливать свои особые условия торговли. Это послужило толчком к разработке и принятию в конце 2009 года Федерального Закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – ФЗ №381).
В основу этого закона положена основа регулирования отношений, возникающих между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Относительно Республики Корея можно отметить, что законы, касающиеся торговли, разделены на нормативно-правовые акты, относящиеся к так называемой справедливой торговле, и законы регулирования, которые применяются хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность и поставщиками.
Исследование законодательной базы и ее влияние на развитие отраслей достаточно актуальная тема и в ретроспективе к ней обращались в своих научных исследованиях российские авторы: Куренкова В.П. [3], Кириллова Т.В. [2], а также корейские – Син Сеунгман [18], Сух Ёнггу, Чё Чунхан [17], Чо Чунхан, Чжон Гангок, Чжон Хщан, Ким Жуёунг [20].
Целью данного исследования является сравнение мер государственного регулирования сферы торговли на примере двух стран: Российской Федерации и Республики Корея, которые отличаются по своей экономической, политической и географической структуре. Страны разные и, естественно, государственная структура, конъюнктура рынка и другие различия отражаются на сути принимаемых законов. Как следствие, это находит отражение и в сфере торговли. В зависимости от страны по-разному трактуются нормативно правовые акты; саморегулирования; а также объекты, к которым применяются законы и т.д.
Актуальность темы исследования состоит в том, что российская торговля имеет внутренний потенциал для развития и совершенствования, а значит, сравнение законов, регулирующих торговлю в разных странах, имеет практический смысл для выработки рекомендаций по совершенствованию торговли в России, так как опыт других стан очень важен.
Таким образом, авторская гипотеза состоит в том, что для достижения цели развития и совершенствования торговли в России необходимо регулирование в сфере торговли малых предприятий, а также микропредприятий.
Научная новизна данной работы заключается в том, что поиск путей совершенствования российской торговли ведётся через сравнение законов о торговле в Российской Федерации и Республике Корея и выявление положительных и отрицательных моментов реализации регулирования в каждой из стран.
Таким образом, цели данной работы определяют выбор методов исследования. В качестве главного метода применяется сравнительный анализ регулирования, осуществляемого в каждой из стран. Для проведения качественного сравнительного анализа проводится сбор статистики в разных источниках, сведение её в таблицы и графики, а также разбивка сравнительного анализа по периодам и сферам торговли.
Состояние торговли в России и Корее
В 2001 г. российский оборот оптовой и розничной торговли составил 8 600 млрд. руб, и в 2020 г. вырос до 101 195 млрд. руб. [6]. В Корее данный оборот составил 420 651 млрд. вон в 2001 г., и вырос до 1 289 867 млрд. вон в 2019 г. [9, 13].
На графике 1 представлены данные, показывающие долю оборота розничной торговли из общего оборота торговли по двум странам – в России и Корее.
В 2001 г. доля оборота розничной торговли в России составила 36%, далее наблюдается спад вплоть до 2007 г. (30%). Затем ситуация переломилась и отмечается тенденция на увеличение. Так в 2013 г. её доля составила 34%, после чего снова пошла на спад и в 2018 г достигла 28%. Максимальные значения можно отметить в 2001 и 2013 гг., минимальные 2007 и 2019 гг. В 2020 г. доля оборота розничной торговли в России составила 33%.
В Корее в 2001 г. доля оборота розничной торговли составила 29%. К следующему году доля повысилась до 32%, после чего пошла тенденция на спад и к 2005 г. значение вернулось к показателям 2001 г. Затем наблюдаются «качели» - спады и подъемы. Начиная с 2016 г. доля оборота розничной торговли подросла и достигла 34%, а в последние годы показатель находится чуть выше 30%. Максимальные значения можно отметить в 2006 и 2009 гг., минимальные 2001 и 2005 гг. [рисунок 1].
|
Источник: составлено автором по [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13] Рисунок 1. Динамика доли оборота розничной торговли из общего оборота торговли в России и Корее в 2001-2019 гг. (%) |
|
В сфере общей торговли: розничная торговля является рынком, на который оказывают влияние доходы населения, и рынком, который напрямую оказывает влияние на продукты питания. Андреева Л.В. [1] подчеркивает, что розничная торговля подвергается большему государственному регулированию, чем оптовая торговля. Несмотря на то, что в странах применялись разные стандарты классификации и определения хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную деятельность, в область универсальной розничной торговли включаются такие подкатегории как гипермаркет, супермаркет, продуктовый магазин, универмаг, круглосуточный магазин, традиционный рынок (или розничный рынок), ярмарка и т.п. По данным ОЭСР [с. 40, 14] доля малых предприятий составила в разных странах от 67% до 97%, а доля малых и средних предприятий в торговой сфере с 21% до 75% в 2014 г.. Согласно статистике РОССТАТа наблюдается большое различие между торгующими организациями, такими как гипермаркет, супермаркет и т.д. и розничными рынками, ярмарками из общего розничного рынка [с. 904, 4].
Сравнительный анализ законов о торговле
В России в 2009 году Правительство приняло Федеральный Закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» для решения проблем и развития торговли. Правительством Кореи подобный закон был принят в 1997 году – Закон от 10.04.1997 №5327 «Закон о развитии распределительной промышленности» (далее – «Закон о распределении»). Также в Республике Корея был принят Закон от 14.11.2001 №11086 «О справедливых сделках в крупном розничном бизнесе» (далее – «Закон о крупном розничном бизнесе») и Закон от 31.12.1980 №3320 «О регулировании монополий и справедливой торговле».
Проанализируем и сравним ключевые моменты, содержащиеся в законах, относящиеся к торговле двух стран Сравнение торгового регулирования в РФ и РК представлено в таблице 1.
Таблица 1. Сравнение торгового регулирования в Российской Федерации и Республике Корея
Нормативный правовой акт
|
Страна
|
Ключевое содержание
|
Законное обоснование
|
Цена вознаграждения и
сроки оплаты
|
Россия
|
Цена
вознаграждения, менее 5% от цены приобретенных продовольственных товаров.
Срок оплаты в зависимости от срока годности |
ч.4, 7 ст.9 ФЗ №381
|
Корея
|
40–60
дней срока оплаты в связи с продажной формой
|
ст.8 «Закона о крупном
розничном бизнесе»
| |
Ограничение работы
|
Россия
|
Запрет
открытия и аренды новых торговых объектов, которые превышают 25% долей в
регионе.
|
ч.1, ст.14 ФЗ №381
|
Корея
|
Ограничение
по времени работы, обязательный выходной, зона сохранения традиционной
коммерции для защиты традиционных рынков и микропредприятий
|
ст.8, ч.2 ст.12, ч.3 ст.13
«Закона о распределении»
| |
Стабилизация розничных цен
|
Россия
|
Возможность
вмешательства правительства в связи с социально значимыми продовольственными
товарами первой необходимости
|
ч.5 ст.8 ФЗ №381
|
Корея
|
Возможность
установления предельно допустимых цен товаров в связи с причинами, которые обозначены
Указом Президента Республики Корея
|
ст.2 «Закона о
стабилизации цен»
| |
Антимонополия и
несправедливость
|
Россия
|
Регулирование
входа и выхода рынка, калькуляции цен, ценообразования, права собственности
на товар, возврата товаров, контрактов и т.д.
|
ст.13 ФЗ №381
|
Корея
|
Запрет
на недобросовестную торговлю и злоупотребление в торговой деятельности
|
ст.7, 9–11 «Закона о
крупном розничном бизнесе»
ст.5, 45 «Закона о регулировании монополий и справедливой торговле» | |
Источник: составлено автором на основе анализа
источников [5, 15, 16, 19]
|
После сравнительного анализа российского ФЗ №381 и корейских законов, связанных с торговлей, самые большие отличия были выявлены в мерах регулирования, прописанных в законах, таких как: регулирование времени работы, регулирование наличия обязательного выходного дня, регулирование зоны сохранения традиционной коммерции для защиты традиционных рынков и микропредприятий.
Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» регулирует отношения между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность и поставки, посредством нормативно-правовых актов для обеспечения надежности и справедливости торговли. Другими словами, субъекты регулирования подразделяются только на «А» или «В» - торговые сети и поставщиков. Однако в области торговых сетей, которые регулируются совместно, существуют разнообразные субъекты, осуществляющие торговую деятельность. Малые предприятия, микропредприятия тоже являются субъектами, осуществляющими торговую деятельность (торговые сети), как и крупномасштабные сети (гипермаркеты, супермаркеты, универмаги и т.д.). Однако они являются субъектами, которым необходима помощь в поддержании конкурентоспособности с крупномасштабными сетями, так как они страдают от них в большей степени. Малые предприятия, микропредприятия и т.д. имеют высокую долю от количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю, однако в законе о торговле отсутствует регулирование для защиты малых предприятий, микропредприятий и т.п.
Заключение
В сфере торговли, упомянутые выше законы имеют значительные различия в регулировании, реализуемые двумя странами и заключаются в том, что главный федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» фокусируется на здоровых отношениях, связанных с контрактом между поставщиком и торговой сетью. Несмотря на то, что данный закон является регулирующим законом, который должен обеспечивать справедливую торговлю, можно сделать вывод, что правовые меры для малых торговых субъектов в некоторой степени являются недостаточными. Таким образом, в будущем необходимо внимательно рассмотреть «слепые зоны» данного закона для равномерного развития хозяйствующих субъектов, защиты и поддержки разнообразных заинтересованных лиц в российской торговле.
Источники:
2. Кириллова Т.В. Государственное регулирование инновационного развития торговли в Российской Федерации // Журнал правовых и экономических исследований. – 2020. – № 3. – c. 144-148. – doi: 10.26163/GIEF.2020.83.57.022 .
3. Куренкова В.П. Эволюция системы контрольно-надзорных мероприятий в торговле // Российское предпринимательство. – 2018. – № 3. – c. 725-736. – doi: 32678887.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2021. – 1112 c.
5. Федеральный Закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/proxy/share?data=q4Og0aLnpN5Pvp_qlYqx47fi1fyY8tC-7LnXAuug8tKk5KPL86_wk7XDoNGi31Pzu_CQ4o7ig_2M_Ybhn_2r8-G_wqXTtOCk6Em0n-qV4LLgtOCx6Yqt (дата обращения: 17.02.2022).
6. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 07.02.2022).
7. 9th Economic Total Survey. Korean Statistical Informaion Service. [Электронный ресурс]. URL: https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1KI3051&conn_path=I3 (дата обращения: 07.02.2022).
8. 10th Economic Total Survey. Korean Statistical Informaion Service. [Электронный ресурс]. URL: https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1KI1501_10&conn_path=I3 (дата обращения: 07.02.2022).
9. Total Survey of Retail, Wholesale and Service Industry. Korean Statistical Informaion Service. [Электронный ресурс]. URL: https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1K71001&conn_path=I3 (дата обращения: 08.02.2022).
10. Total Survey of Service Industry. Korean Statistical Informaion Service. [Электронный ресурс]. URL: https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1KM1001&conn_path=I3 (дата обращения: 03.02.2022).
11. 8th Service Industry Survey. Korean Statistical Informaion Service. [Электронный ресурс]. URL: https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1KB7001&conn_path=I3 (дата обращения: 29.01.2022).
12. 9th Service Industry Survey. Korean Statistical Informaion Service. [Электронный ресурс]. URL: https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1KB6001&conn_path=I3 (дата обращения: 29.01.2022).
13. 10th Service Industry Survey. Korean Statistical Informaion Service. [Электронный ресурс]. URL: https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1KB9001&conn_path=I3 (дата обращения: 29.01.2022).
14. OECD. Entrepreneurship at a Glance. - 2017
15. Закон о регулировании монополий и справедливой торговле от 29. 12. 2020. №17799 [독점규제 및 공정거래에 관한 법률, 법률 제17799호, 2020년 12월 29일 전부개정 ]. Корейский юридический информационный центр. [Электронный ресурс]. URL: https://www.law.go.kr/LSW/lsSc.do?section=&menuId=1&subMenuId=15&tabMenuId=81&eventGubun=060101&query=%EB%8F%85%EC%A0%90%EA%B7%9C%EC%A0%9C#undefined (дата обращения: 17.02.2022).
16. Закон о справедливых сделках в крупном розничном бизнесе от 14.11.2001 №11086 [대규모유통업에서의 거래 공정화에 관한 법률. 법률 제11086호, 2011년 11월 14일 제정 ]. Корейский юридический информационный центр. [Электронный ресурс]. URL: https://www.law.go.kr/LSW/lsSc.do?section=&menuId=1&subMenuId=15&tabMenuId=81&eventGubun=060101&query=%EB%8C%80%EA%B7%9C%EB%AA%A8#undefined (дата обращения: 17.02.2022).
17. Suh Yong-Gu, Jo Chun-Han [서용구, 조춘한] Study on the Impacts of Regulation on Retail Trading Areas in Koreas Hypermarket and Super-Super Market(SSM) Industry [대형마트, SSM 규제 정책의 효과분석’, 한국유통학회, 유통연구] // Journal of channel and retailing. – 2019. – № 3. – p. 133-148.
18. Shin Seungman [신승만] A Quantitative Analysis on the Sales Account of the Micro Merchants by Semimonthly Sunday Off System of Megamarket and Its Policy Implication - Focusing on the Seoul Area[대형마트 의무휴업에 따른 소상공인 매출 증대 실태 및 정책적 시사점’, 서울연구원] // Seoul Studies [서울도시연구]. – 2014. – № 4. – p. 123-137.
19. Закон о развитии распределительной промышленности от 29. 12. 2020 № 17761 [유통산업발전법, 법률 제17761호]. Корейский юридический информационный центр. [Электронный ресурс]. URL: https://www.law.go.kr/LSW/lsSc.do?section=&menuId=1&subMenuId=15&tabMenuId=81&eventGubun=060101&query=%EC%9C%A0%ED%86%B5%EC%82%B0%EC%97%85%EB%B0%9C%EC%A0%84%EB%B2%95#undefined (дата обращения: 17.02.2022).
20. Cho Chunhan, Jung Gangok, Chung Hwan, Kim Juyoung [조춘한, 정강옥, 정환, 김주영] The Impact Assessment on Trade Area and the Regulations on Entry of the Large-scale Store [상권영향평가와 대규모점포 출점규제, 한국유통학회, 유통연구] // Journal of channel and retailing. – 2020. – № 4. – p. 1-29.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:45:00