Comparative analysis of the laws regulating internal trade in the Russian Federation and in the Republic of Korea
Kim Ynmi1
1 Дальневосточный федеральный университет
Download PDF | Downloads: 15
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 16, Number 3 (March 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48218622
Abstract:
The main laws regulating the development of internal trade of the two countries – the Russian Federation and the Republic of Korea - are compared. Four features are analyzed. They are as follows: remuneration price and payment term, restrictions, retail prices stabilization, antimonopoly and injustice. The directions of improving the development of trade to ensure the protection and support of stakeholders in Russian trade are proposed.
Keywords: trade law, internal trade, Russia, the Republic of Korea
JEL-classification: F13, F15, O24
Введение
Начало 2000-х годов в России характеризуется масштабным ростом торговых сетей нового формата, что, как следствие, привело к повышению оборота розничной торговли. Сетевые структуры заняли третью часть рынка, а темпы консолидации отрасли ритейла значительно ускорились. Как следствие, в стране изменился расклад сил основных игроков: крупные поставщики и производители не могли больше в одиночку устанавливать правила игры и устанавливать свои особые условия торговли. Это послужило толчком к разработке и принятию в конце 2009 года Федерального Закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – ФЗ №381).
В основу этого закона положена основа регулирования отношений, возникающих между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Относительно Республики Корея можно отметить, что законы, касающиеся торговли, разделены на нормативно-правовые акты, относящиеся к так называемой справедливой торговле, и законы регулирования, которые применяются хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность и поставщиками.
Исследование законодательной базы и ее влияние на развитие отраслей достаточно актуальная тема и в ретроспективе к ней обращались в своих научных исследованиях российские авторы: Куренкова В.П. [3], Кириллова Т.В. [2], а также корейские – Син Сеунгман [18], Сух Ёнггу, Чё Чунхан [17], Чо Чунхан, Чжон Гангок, Чжон Хщан, Ким Жуёунг [20].
Целью данного исследования является сравнение мер государственного регулирования сферы торговли на примере двух стран: Российской Федерации и Республики Корея, которые отличаются по своей экономической, политической и географической структуре. Страны разные и, естественно, государственная структура, конъюнктура рынка и другие различия отражаются на сути принимаемых законов. Как следствие, это находит отражение и в сфере торговли. В зависимости от страны по-разному трактуются нормативно правовые акты; саморегулирования; а также объекты, к которым применяются законы и т.д.
Актуальность темы исследования состоит в том, что российская торговля имеет внутренний потенциал для развития и совершенствования, а значит, сравнение законов, регулирующих торговлю в разных странах, имеет практический смысл для выработки рекомендаций по совершенствованию торговли в России, так как опыт других стан очень важен.
Таким образом, авторская гипотеза состоит в том, что для достижения цели развития и совершенствования торговли в России необходимо регулирование в сфере торговли малых предприятий, а также микропредприятий.
Научная новизна данной работы заключается в том, что поиск путей совершенствования российской торговли ведётся через сравнение законов о торговле в Российской Федерации и Республике Корея и выявление положительных и отрицательных моментов реализации регулирования в каждой из стран.
Таким образом, цели данной работы определяют выбор методов исследования. В качестве главного метода применяется сравнительный анализ регулирования, осуществляемого в каждой из стран. Для проведения качественного сравнительного анализа проводится сбор статистики в разных источниках, сведение её в таблицы и графики, а также разбивка сравнительного анализа по периодам и сферам торговли.
Состояние торговли в России и Корее
В 2001 г. российский оборот оптовой и розничной торговли составил 8 600 млрд. руб, и в 2020 г. вырос до 101 195 млрд. руб. [6]. В Корее данный оборот составил 420 651 млрд. вон в 2001 г., и вырос до 1 289 867 млрд. вон в 2019 г. [9, 13].
На графике 1 представлены данные, показывающие долю оборота розничной торговли из общего оборота торговли по двум странам – в России и Корее.
В 2001 г. доля оборота розничной торговли в России составила 36%, далее наблюдается спад вплоть до 2007 г. (30%). Затем ситуация переломилась и отмечается тенденция на увеличение. Так в 2013 г. её доля составила 34%, после чего снова пошла на спад и в 2018 г достигла 28%. Максимальные значения можно отметить в 2001 и 2013 гг., минимальные 2007 и 2019 гг. В 2020 г. доля оборота розничной торговли в России составила 33%.
В Корее в 2001 г. доля оборота розничной торговли составила 29%. К следующему году доля повысилась до 32%, после чего пошла тенденция на спад и к 2005 г. значение вернулось к показателям 2001 г. Затем наблюдаются «качели» - спады и подъемы. Начиная с 2016 г. доля оборота розничной торговли подросла и достигла 34%, а в последние годы показатель находится чуть выше 30%. Максимальные значения можно отметить в 2006 и 2009 гг., минимальные 2001 и 2005 гг. [рисунок 1].
|
Источник: составлено автором по [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13] Рисунок 1. Динамика доли оборота розничной торговли из общего оборота торговли в России и Корее в 2001-2019 гг. (%) |
|
В сфере общей торговли: розничная торговля является рынком, на который оказывают влияние доходы населения, и рынком, который напрямую оказывает влияние на продукты питания. Андреева Л.В. [1] подчеркивает, что розничная торговля подвергается большему государственному регулированию, чем оптовая торговля. Несмотря на то, что в странах применялись разные стандарты классификации и определения хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную деятельность, в область универсальной розничной торговли включаются такие подкатегории как гипермаркет, супермаркет, продуктовый магазин, универмаг, круглосуточный магазин, традиционный рынок (или розничный рынок), ярмарка и т.п. По данным ОЭСР [с. 40, 14] доля малых предприятий составила в разных странах от 67% до 97%, а доля малых и средних предприятий в торговой сфере с 21% до 75% в 2014 г.. Согласно статистике РОССТАТа наблюдается большое различие между торгующими организациями, такими как гипермаркет, супермаркет и т.д. и розничными рынками, ярмарками из общего розничного рынка [с. 904, 4].
Сравнительный анализ законов о торговле
В России в 2009 году Правительство приняло Федеральный Закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» для решения проблем и развития торговли. Правительством Кореи подобный закон был принят в 1997 году – Закон от 10.04.1997 №5327 «Закон о развитии распределительной промышленности» (далее – «Закон о распределении»). Также в Республике Корея был принят Закон от 14.11.2001 №11086 «О справедливых сделках в крупном розничном бизнесе» (далее – «Закон о крупном розничном бизнесе») и Закон от 31.12.1980 №3320 «О регулировании монополий и справедливой торговле».
Проанализируем и сравним ключевые моменты, содержащиеся в законах, относящиеся к торговле двух стран Сравнение торгового регулирования в РФ и РК представлено в таблице 1.
Таблица 1. Сравнение торгового регулирования в Российской Федерации и Республике Корея
Нормативный правовой акт
|
Страна
|
Ключевое содержание
|
Законное обоснование
|
Цена вознаграждения и
сроки оплаты
|
Россия
|
Цена
вознаграждения, менее 5% от цены приобретенных продовольственных товаров.
Срок оплаты в зависимости от срока годности |
ч.4, 7 ст.9 ФЗ №381
|
Корея
|
40–60
дней срока оплаты в связи с продажной формой
|
ст.8 «Закона о крупном
розничном бизнесе»
| |
Ограничение работы
|
Россия
|
Запрет
открытия и аренды новых торговых объектов, которые превышают 25% долей в
регионе.
|
ч.1, ст.14 ФЗ №381
|
Корея
|
Ограничение
по времени работы, обязательный выходной, зона сохранения традиционной
коммерции для защиты традиционных рынков и микропредприятий
|
ст.8, ч.2 ст.12, ч.3 ст.13
«Закона о распределении»
| |
Стабилизация розничных цен
|
Россия
|
Возможность
вмешательства правительства в связи с социально значимыми продовольственными
товарами первой необходимости
|
ч.5 ст.8 ФЗ №381
|
Корея
|
Возможность
установления предельно допустимых цен товаров в связи с причинами, которые обозначены
Указом Президента Республики Корея
|
ст.2 «Закона о
стабилизации цен»
| |
Антимонополия и
несправедливость
|
Россия
|
Регулирование
входа и выхода рынка, калькуляции цен, ценообразования, права собственности
на товар, возврата товаров, контрактов и т.д.
|
ст.13 ФЗ №381
|
Корея
|
Запрет
на недобросовестную торговлю и злоупотребление в торговой деятельности
|
ст.7, 9–11 «Закона о
крупном розничном бизнесе»
ст.5, 45 «Закона о регулировании монополий и справедливой торговле» | |
Источник: составлено автором на основе анализа
источников [5, 15, 16, 19]
|
После сравнительного анализа российского ФЗ №381 и корейских законов, связанных с торговлей, самые большие отличия были выявлены в мерах регулирования, прописанных в законах, таких как: регулирование времени работы, регулирование наличия обязательного выходного дня, регулирование зоны сохранения традиционной коммерции для защиты традиционных рынков и микропредприятий.
Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» регулирует отношения между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность и поставки, посредством нормативно-правовых актов для обеспечения надежности и справедливости торговли. Другими словами, субъекты регулирования подразделяются только на «А» или «В» - торговые сети и поставщиков. Однако в области торговых сетей, которые регулируются совместно, существуют разнообразные субъекты, осуществляющие торговую деятельность. Малые предприятия, микропредприятия тоже являются субъектами, осуществляющими торговую деятельность (торговые сети), как и крупномасштабные сети (гипермаркеты, супермаркеты, универмаги и т.д.). Однако они являются субъектами, которым необходима помощь в поддержании конкурентоспособности с крупномасштабными сетями, так как они страдают от них в большей степени. Малые предприятия, микропредприятия и т.д. имеют высокую долю от количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю, однако в законе о торговле отсутствует регулирование для защиты малых предприятий, микропредприятий и т.п.
Заключение
В сфере торговли, упомянутые выше законы имеют значительные различия в регулировании, реализуемые двумя странами и заключаются в том, что главный федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» фокусируется на здоровых отношениях, связанных с контрактом между поставщиком и торговой сетью. Несмотря на то, что данный закон является регулирующим законом, который должен обеспечивать справедливую торговлю, можно сделать вывод, что правовые меры для малых торговых субъектов в некоторой степени являются недостаточными. Таким образом, в будущем необходимо внимательно рассмотреть «слепые зоны» данного закона для равномерного развития хозяйствующих субъектов, защиты и поддержки разнообразных заинтересованных лиц в российской торговле.
References:
10th Economic Total SurveyKorean Statistical Informaion Service. Retrieved February 07, 2022, from https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1KI1501_10&conn_path=I3
10th Service Industry SurveyKorean Statistical Informaion Service. Retrieved January 29, 2022, from https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1KB9001&conn_path=I3
8th Service Industry SurveyKorean Statistical Informaion Service. Retrieved January 29, 2022, from https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1KB7001&conn_path=I3
9th Economic Total SurveyKorean Statistical Informaion Service. Retrieved February 07, 2022, from https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1KI3051&conn_path=I3
9th Service Industry SurveyKorean Statistical Informaion Service. Retrieved January 29, 2022, from https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1KB6001&conn_path=I3
Regiony Rossii. Sotsialno-ekonomicheskie pokazateli. 2021 [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2021] (2021). M.: Rosstat. (in Russian).
Andreeva L.V. (2016). Problemy sootnosheniya gosudarstvennogo regulirovaniya i samoregulirovaniya torgovli [Problems of correlation between state regulation and self-regulation of trade]. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 158 (2). 348-358. (in Russian).
Cho Chunhan, Jung Gangok, Chung Hwan, Kim Juyoung [조춘한, 정강옥, 정환, 김주영] (2020). The Impact Assessment on Trade Area and the Regulations on Entry of the Large-scale Store [상권영향평가와 대규모점포 출점규제, 한국유통학회, 유통연구] Journal of channel and retailing. 25 (4). 1-29.
Kirillova T.V. (2020). Gosudarstvennoe regulirovanie innovatsionnogo razvitiya torgovli v Rossiyskoy Federatsii [State regulation of innovative development of trade in russian federation]. Journal of legal and economic studies. (3). 144-148. (in Russian). doi: 10.26163/GIEF.2020.83.57.022 .
Kurenkova V.P. (2018). Evolyutsiya sistemy kontrolno-nadzornyh meropriyatiy v torgovle [Evolution of the system of control and supervisory measures in trade]. Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (3). 725-736. (in Russian). doi: 32678887.
Shin Seungman [신승만] (2014). A Quantitative Analysis on the Sales Account of the Micro Merchants by Semimonthly Sunday Off System of Megamarket and Its Policy Implication - Focusing on the Seoul Area[대형마트 의무휴업에 따른 소상공인 매출 증대 실태 및 정책적 시사점’, 서울연구원] Seoul Studies [서울도시연구]. 15 (4). 123-137.
Suh Yong-Gu, Jo Chun-Han [서용구, 조춘한] (2019). Study on the Impacts of Regulation on Retail Trading Areas in Koreas Hypermarket and Super-Super Market(SSM) Industry [대형마트, SSM 규제 정책의 효과분석’, 한국유통학회, 유통연구] Journal of channel and retailing. 24 (3). 133-148.
Total Survey of Retail, Wholesale and Service IndustryKorean Statistical Informaion Service. Retrieved February 08, 2022, from https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1K71001&conn_path=I3
Total Survey of Service IndustryKorean Statistical Informaion Service. Retrieved February 03, 2022, from https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1KM1001&conn_path=I3
Страница обновлена: 28.04.2025 в 02:28:54