Государственный менеджмент мезосистем: проблема повышения эффективности управления инновационно ориентированными кластерами через формирование системы статистической отчетности и статистических показателей

Макаров И.Н.1,2, Башаримов Ю.П.3, Рязанцева Е.А.4, Филоненко Н.Ю.5, Фурсова Н.В.5, Корякин К.С.6
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал)
2 Елецкий государственный университет им И.А. Бунина
3 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Липецкий филиал
4 Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского
5 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Липецк, Россия
6 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец, Россия

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80314118

Аннотация:
Государственная функция проведения эффективной промышленной, региональной и социальной политики включает в себя задачи поддержания конкурентной среды, обеспечения общеэкономической стабильности, экономического роста территорий и страны в целом и преодоления кризисов, которые являются взаимосвязанными и частично могут быть решены посредством развития кластерных систем на основе индикативного управления и государственно-частного партнерства. Эффективное управление промышленными и другими производственными ресурсами, имеющимися у предприятий кластера и кластера в целом, требует не только умелых инструментов, но и прозрачных независимых механизмов регулирования, построенных на использовании оперативной достоверной и эффективной информации, которую должна нести управленческая и статистическая отчетность предприятий – членов кластера и кластера в целом. Исходя из специфики формирования кластера как особой системы отношений бизнеса и власти, формируемой с целью интенсификации производства опекаемых благ, авторами в работе предложен комплекс показателей оценки эффективности кластера, включающий в себя системы показателей в разрезе следующих составляющих: финансовых, характеризующих внутриотраслевую эффективность кластера, характеризующих внутреннюю эффективность кластера и степень сопрягаемости производств, а также характеризующих внешние эффекта кластера (экологические, в частности, динамики углеродного следа производств, развития территории, влияния на социальные показатели). В статье обоснована необходимость формирования системы статистической отчетности и статистических показателей предприятий – членов кластера и кластеров в целом с целью повышения комплексной эффективности управления кластером, а также выявлены возможных наиболее важных групп подобных показателей. Статья может быть полезна специалистам по кластерной политике, работникам статистических органов, студентам, магистрантам и аспирантам экономических и управленческих специальностей.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, индикативное планирование, кластер, отчетность, статистический показатель, управление, эффективность

JEL-классификация: O31, R12, R13, R58



Введение

Государственная функция проведения эффективной промышленной, региональной и социальной политики включает в себя задачи поддержания конкурентной среды, обеспечения общеэкономической стабильности, экономического роста территорий и страны в целом и преодоления кризисов, которые являются взаимосвязанными и частично могут быть решены посредством развития кластерных систем на основе индикативного управления и государственно-частного партнерства (ГЧП).

В развитых странах государство для повышения функционирования промышленных региональных рынков и зарождающихся энергетических/ресурсных/эффективных кластеров нередко вынуждено реализовать функции координации деятельности и согласования интересов хозяйствующих агентов, что существенно позволяет снизить уровень трансакционных затрат в экономике [30].

Координация экономических процессов – задача, стоящая перед каждой развитой страной. Эффективное управление промышленными и другими производственными ресурсами, имеющимися у предприятий кластера и кластера в целом, особенно в условиях глобализации и высокой конкуренции, требует не только умелых инструментов, но и прозрачных независимых механизмов регулирования, построенных на использовании оперативной достоверной и эффективной информации, которую должна нести управленческая и статистическая отчетность предприятий – членов кластера и кластера в целом.

Отметим, что проблематика регионального развития на основе формирования кластерных структур достаточно широко рассматривается в современных научных публикациях. Так, цикл публикаций Т. А. Андреевой посвящен поиску путей совершенствования организационных механизмов реализации мультиагентных проектов в кластерных образованиях [1] и анализу существующих подходов к формированию и реализации совместных инновационных проектов в мезоэкономических системах на примере кластерных образований [2]. Роль региональных кластеров в обеспечении научно-технологического развития Российской Федерации рассматривает в своем исследовании Л. К. Бабаян [3]. Н. Е. Булетова, А. М. Губин акцентируют свое внимание на моделировании межрегиональных интеграционных процессов на основе кластерного подхода в условиях цифровизации [8]. Исследования О. И. Донцовой посвящены отдельным аспектам цифровой трансформации системы управления промышленными кластерами [18, 19]. Концепция обеспечения устойчивой конкурентоспособности промышленных кластеров России предлагается И. Н. Краковской [28]. О. С. Нагаева в своей статье уделяет особое внимание необходимости перехода от ресурсного анклава к ресурсно-инновационному кластеру [34]. О. Е. Пудовкина, М. И. Иваев, Е. Г. Сафронов, Н. Ю. Нарыжная предлагает рассматривать кластеризацию в промышленности как потенциал для развития технологичной экономики [36]. А. И. Уткин предлагает авторскую разработку инновационной системы сбалансированных показателей в управлении цифровой трансформацией социально-экономического развития регионального кластера [40]. О кросс-кластерной модели как перспективном направлении социально-экономического развития региона пишет М. А. Шаляпина [41]. Кроме того, в отдельных публикациях рассматривается проблематика управления климатическими проектами в кластерных структурах [12], а также роль кластерной парадигмы в государственном менеджменте мезосистем [23, 24, 31].

Тем не менее исследовательский интерес представляет исследование роли индикативного планирования в развитии инновационно ориентированных кластеров на мезоуровне.

Целью исследования является обоснование необходимости формирования системы статистической отчетности и статистических показателей предприятий – членов кластера и кластеров в целом с целью повышения комплексной эффективности управления кластером, а также выявление возможных наиболее важных групп подобных показателей.

Основная часть

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, чаще всего в качестве инструментов координации поведения экономических акторов используют индикативное и директивное планирование.

Индикативное планирование, успешно применяемое в Канаде, Китае и Франции, представляет собой инструмент стратегического управления, фокусирующийся на установлении целевых показателей развития для регионов и отраслей. В отличие от директивного планирования, оно не предписывает конкретных действий, а определяет желаемые результаты и создает благоприятные условия для их достижения [5, 7, 11, 15–17, 25, 26, 32, 33, 37, 38, 39]. Его потенциал в отечественной экономике подчеркивает поддержка такого подхода со стороны влиятельных экономистов, таких как советник президента РФ академик С.Ю. Глазьев [13, 24].

Традиционно существующие подходы, такие как индикативное планирование и создание независимых отраслевых агентств, несомненно, заслуживают детального рассмотрения и совершенствования, однако, наряду с ними может и должен применяться более совершенный инструмент государственной координации бизнеса – механизм государственно-частного партнерства.

Однако для возможности оптимальной реализации государственно-частного партнерства критически важно реализовать принцип институционального равенства, особенно в контексте обмена управляющей и осведомляющей информацией.

Принцип институционального равенства должен воплощаться и в информационно-регулятивном взаимодействии – партнеры должны обладать информацией о намерениях, возможностях и иных аспектах деятельности партнеров, обладание информацией о которых необходимо во избежание возможности нанесения предумышленного или непредумышленного ущерба какой-либо из сторон, участвующих в партнерстве.

Введение подобных признаков, включающих возможное симметричное или несимметричное регулятивно-информационное взаимодействие, наличие общей или дополняющих целей, наличие или отсутствие формально или неформально оформленного механизма перераспределения рисков, который несут партнеры и введения принципа институционального равенства позволяет разделить различные формы взаимодействия хозяйственных агентов, включающих элементы управления, партнерства и сотрудничества.

Наличие такого принципа как принцип институционального равенства разделяет такие близкие формы взаимодействия как партнерство и сотрудничество: – при сотрудничестве допустимо существенное институциональное неравенство взаимодействующих агентов.

Также для осуществления партнерства и сотрудничества агентам необходимо иметь общие или взаимодополняющие интересы, иначе данные взаимодействия не будут носить добровольный характер.

Регулирование и управление не обязательно будут носить добровольный характер, при этом здесь также будет отсутствовать институциональное равенства.

Если рассмотреть вопросы, касающиеся переопределения рисков и активов, то мы увидим, что такое перераспределение предполагается в партнерстве, и может наблюдаться в сотрудничестве или управлении.

Как можно увидеть из представленной выше информации, ГЧП предполагает наличие возможности формирования синергетического эффекта в кластере [4, 6, 9, 10, 20–22, 27, 29, 35]. Мы считаем, что в ГЧП-проектах в качестве внешнего проявления синергетического эффекта следует считать, возникающие положительные экстерналии, экономию на транзакционных затратах, возникающую в процессе повышения эффективности согласования интересов и координации финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов в рамках единой ГЧП-системы кластера (единая реакция экономических агентов, возникающая на основе самокоординации по принципу самокоординации (спонтанной координации) рыбьих стай), повышение эффективности генерации опекаемых благ за счет объединения имеющихся у партнеров ресурсов (технологий, интеллектуальной собственности, финансовых и административных ресурсов).

Другим важным инструментом координации поведения акторов в рамках кластера является создание независимых агентств, аналогичных регуляторам отраслевых рынков и специальных зон в США и Европе: эти агентства, финансируемые из государственного бюджета и взносов заинтересованных сторон, работают вне прямого контроля как государственных органов, так и крупных игроков рынка (участников кластера в нашем случае). Считается, что это гарантирует объективность и независимость их решений. Ключевой аспект эффективной работы таких агентств – прозрачная система финансирования, целевое финансирование, регулярный аудит эффективности и публичная отчетность – для этого необходимо включить в механизм их функционирования. Это позволит обеспечить контроль и предотвратить возможные злоупотребления. Более того, эффективность агентства должна измеряться не только количеством принятых решений, но и их влиянием на экономические (не только финансовые!) показатели кластера/отрасли.

Соответственно, необходимо отметить, что успех как индикативного планирования, так и работы независимых агентств в контексте функционирования кластера зависит от способности преодолевать барьеры для эффективного взаимодействия между государством и бизнесом: транзакционные издержки, отсутствие доверительны отношений, непрозрачность регулирования и, самое главное – отсутствие адекватной системой отчетности с оптимальным набором показателей – всё это препятствует сотрудничеству и партнерству.

Для их преодоления необходимо разрабатывать механизмы упрощения процедур, повышения прозрачности и предсказуемости регулирования, а также стимулировать диалог и обмен информацией между всеми заинтересованными сторонами, однако, ключевым моментом является прозрачность и достоверность целевых показателей, а также механизмы обратной связи, позволяющие корректировать планы в соответствии с реальной ситуацией. При этом необходимо учитывать региональные особенности и избегать "усредненных" показателей, не учитывающих специфику отдельных территорий и производств.

Итак, для решения проблемы эффективного функционирования кластера нам необходимо сформировать эффективные системы управленческой и статистической отчетности и оптимальный набор показателей.

Что должно входить в состав статистической отчетности: прежде всего, это производственные показатели, характеризующие производственную среду кластера, это социальные показатели, а также это показатели собственно внутрикластерной эффективности и степени инновационности продукции и производства (табл. 1).

Таблица 1

Группы статистических показателей, характеризующих народнохозяйственную и внутрикластерную эффективность (составлено авторами)

Наименование группы показателей
Основные показатели в группах
Производственные показатели
- Объем выпущенной продукции предприятием – членом кластера в натуральном выражении.
- Объем и доля продукции, поставленной предприятием – членом кластера, другим предприятиям, входящим в данный кластер.
- Объем закупленного предприятием-членом кластера сырья и комплектующих, всего.
- Объем и доля закупленного предприятием-членом кластера сырья и комплектующих, произведенных другими предприятиями кластера.
- Объем и доля закупленного предприятием-членом кластера сырья и комплектующих, произведенных на отечественных предприятиях / с использованием отечественного сырья
Показатели внутрикластерной эффективности
- Величина экономии на затратах на использование транспортной, энергетической инженерно-производственной и коммунальной инфраструктуры кластера за счет ее совместного использования и экономии на пропускной способности (когда возможно использование общей бухгалтерии и юридической службы всеми предприятиями кластера, складских помещений и грузообрабатывающих механизмов и терминалов, сетевой инфраструктуры (транспортной, энергетической, коммунальной), трансформаторных устройств и генерирующих мощностей).
- Показатели экономии на транзакционных затратах и совместного использования информационных ресурсов и интеллектуальной собственности
Показатели степени инновационности продукции, технологий и оборудования, используемых в производственных процессах кластера
- Количество доля новых технологий, разработанных за последние 5 лет, используемых в производственном процессе.
- Количество и доля в общем выпуске инновационной продукции.
- Количество и доля в общем выпуске продукции, произведенной с использованием инновационного оборудования или технологий.
- Количество патентов, свидетельств на изобретения и иных результатов интеллектуальной деятельности, полученных сотрудниками предприятий – членов кластера.
- Количество и доля инновационной продукции, изобретений и технологий, произведенных внутри кластера, впоследствии используемых в производственном процессе предприятий – членов этого же кластера.
Социальные показатели
- Количество работающих на предприятиях кластера, в том числе в разрезе привлеченного из числа местных жителей, из числа иностранных специалистов и количество персонала, работающего в удаленном режиме.
- Динамика средней заработной платы персонала предприятий кластера по категориям

При этом главным инструментом контроля эффективности работы кластера в целом и его отдельных составляющих должен стать аудит эффективности.

Заключение

На основании проведенного анализа следует заключить:

1. Аудит эффективности может применяться в качестве инструмента способствующего существенному снижению непроизводительных затрат бюджетных средств в процессе бюджетного финансирования возведения инфраструктурных и иных объектов в рамках кластера, необоснованному увеличению издержек частного оператора в процессе эксплуатации инфраструктурного объекта, которые частный оператор будет стараться переложить на пользователей услугами инфраструктурного объекта и/или государство, а также способствующего существенному повышению эффективности и открытости процедуры проведения конкурсов на финансирование ГЧП-проектов.

2. Исходя из специфики формирования кластера как особой системы отношений бизнеса и власти, формируемой с целью интенсификации производства опекаемых благ, нами предложен комплекс показателей оценки эффективности кластера, включающий в себя системы показателей в разрезе следующих составляющих: финансовых, характеризующих внутриотраслевую эффективность кластера, характеризующих внутреннюю эффективность кластера и степень сопрягаемости производств, а также характеризующих внешние эффекта кластера (экологические, в частности, динамики углеродного следа производств, развития территории, влияния на социальные показатели).


Источники:

1. Андреева Т.А. Совершенствование организационных механизмов реализации мультиагентных проектов в кластерных образованиях // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 553-566. – doi: 10.18334/lim.9.2.114207.
2. Андреева Т.А. Анализ существующих подходов к формированию и реализации совместных инновационных проектов в мезоэкономических системах на примере кластерных образований // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 2. – c. 603-616. – doi: 10.18334/vinec.14.2.120989.
3. Бабаян Л.К. Роль региональных кластеров в обеспечении научно-технологического развития Российской Федерации // Креативная экономика. – 2024. – № 5. – c. 1091-1108. – doi: 10.18334/ce.18.5.120874.
4. Барбашина Е.А. Роль государственно-частного партнерства в управлении процессами инновационного развития экономики России // Вопросы инновационной экономики. – 1948. – № 1. – c. 119-130. – doi: 10.18334/vinec.11.1.111948.
5. Березкина А.О. Индикативное планирование - комплексный метод социально-экономического планирования развития экономической системы // Современные технологии в мировом научном пространстве: Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. Пермь, 2017. – c. 63-65.
6. Бровчак С.В., Смирнова А.А., Зотов И.А., Мингазов А.Р., Головко А.Д. Государственно-частное партнерство в финансовой модели социальной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 4. – c. 1377-1392. – doi: 10.18334/epp.12.4.114477.
7. Бродская И.А. Индикативное планирование: сущность, функции(к разработке российской концепции макроэкономического планирования) // Экономические науки. – 2014. – № 110. – c. 17-20.
8. Булетова Н.Е., Губин А.М. Моделирование межрегиональных интеграционных процессов: кластерный подход в условиях цифровизации // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1. – c. 521-534. – doi: 10.18334/vinec.13.1.117060.
9. Бухвальд Е.М. Правовые основы государственно-частного партнерства в условиях реализации национальных проектов в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 3. – c. 503-516. – doi: 10.18334/epp.10.3.100564.
10. Вавилина А.В., Кириллова О.Ю., Малиновская М.И. Роль и перспективы государственно-частного партнерства в развитии региональной инфраструктуры России // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1255-1270. – doi: 10.18334/rp.20.5.40684.
11. Габидуллина Ч.Ф. Стратегическое индикативное планирование и концептуальные модели управления устойчивым развитием региона // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2020. – № 12-1. – c. 171-183. – doi: 10.34670/AR.2020.92.12.049.
12. Герцик Ю.Г., Дробот Е.В. Управление климатическими проектами в кластерных структурах с использованием методологии PRiSM // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 3. – c. 1365-1394. – doi: 10.18334/vinec.13.3.118669.
13. Глазьев С.Ю. В «тысячу первый» раз о выборе между стратегиями социально-экономической деградации страны и современного народнохозяйственного развития (заметки участника заседания экономического совета при президенте РФ) // Российский экономический журнал. – 2016. – № 3. – c. 3-17.
14. Глазьев С.Ю. Пандемический кризис помог укрепиться новому технологическому укладу // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2020. – № 5. – c. 26-35. – doi: 10.38197/2072-2060-2020-225-5-26-35.
15. Данилов И.П., Ладыкова Т.И. Индикативное планирование регионов в системе стратегического планирования Российской Федерации // Проблемы и перспективы развития социально-экономического потенциала российских регионов: Материалы VI Всероссийской электронной научно-практической конференции. Чебоксары, 2017. – c. 180-189.
16. Данилов И.П., Ладыкова Т.И., Краснов А.Г. Методические положения мониторинга изменения макроэкономических параметров в процессе индикативного планирования // Oeconomia et Jus. – 2020. – № 1. – c. 9-16.
17. Довыденкова Т.С., Жирнова К.В., Маслова М.А. Индикативное планирование регионального социально-экономического развития в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Актуальные проблемы и перспективы развития государственной статистики в современных условиях: Сборник докладов Международной научно-практической конференции: в 2 томах. Саратов, 2020. – c. 69-71.
18. Донцова О.И. Цифровая трансформация системы управления промышленными кластерами // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 897-910. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114836.
19. Донцова О.И. Цифровая трансформация промышленных кластеров // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 4929-4942. – doi: 10.18334/epp.13.11.119669.
20. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Некрасова Е.А., Кадильникова Л.В. Системы интересов и противоречий участников государственно-частного партнерства // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 2051-2060. – doi: 10.18334/eo.9.3.40925.
21. Дробот Е.В., Ярикова Е.В. Институциональный анализ организации государственно-частного партнерства в реализации инфраструктурных проектов // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2989-3000. – doi: 10.18334/eo.9.4.40838.
22. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Колесников В.В., Назаренко В.С., Некрасова Е.А., Широкова О.В. Государственно-частное партнерство и квазипартнерские формы в инновационном развитии национальной промышленности: институциональный анализ // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 1135-1150. – doi: 10.18334/vinec.11.3.113479.
23. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Сухина Ю.В., Коротаева Е.Ю. Структуры кластерного типа в государственном менеджменте мезосистем // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 7. – c. 3499-3512. – doi: 10.18334/epp.14.7.121453.
24. Дробот Е. В., Макаров И. Н., Сухина Ю. В. [и др.] Новая кластерная парадигма и активная роль государства в управлении региональным развитием // Креативная экономика. – 2024. – № 10. – c. 2641-2652. – doi: 10.18334/ce.18.10.121908.
25. Животовская А.Г. Механизмы индикативного планирования промышленной политики // Проблемы и перспективы развития промышленности России: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Москва, 2017. – c. 91-96.
26. Исакова Г.К. Функции индикативного планирования в системе государственного управления: отечественный и зарубежный опыт // Аллея науки. – 2019. – № 2. – c. 489-493.
27. Календжян С.О., Першин А.А. Тенденции развития институциональной среды в рамках применения механизмов государственно-частного партнерства в современной России // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 4. – c. 1257-1270. – doi: 10.18334/epp.14.4.120889.
28. Краковская И.Н. Концепция обеспечения устойчивой конкурентоспособности промышленных кластеров России: основные положения // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2. – c. 343-364. – doi: 10.18334/epp.13.2.116984.
29. Макаров И.Н. Государственно-частное партнерство в системе финансового взаимодействия государства и финансов корпораций как инструмент регулирования экономических и социальных процессов // Экономические отношения. – 2017. – № 1. – c. 87-96. – doi: 10.18334/eo.7.1.37395.
30. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Авцинова А.А., Филоненко Н.Ю. Пространственное развитие России: проблемы межрегиональной дифференциации // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2953-2964. – doi: 10.18334/eo.9.4.41347.
31. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Володина А.И., Назаренко В.С., Волкова О.А., Сотников Н.Б. Государственно-частное партнерство и кластерные образования в составе инструментария государственной политики управления мезосистемами // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 4. – c. 1271-1282. – doi: 10.18334/epp.14.4.120859.
32. Мухорьянова О.А., Богданов Д.С., Шмыгалева П.В., Величенко Е.А., Белецкая Э.Г. Методические подходы к организации и оценке эффективности индикативного планирования и прогнозирования развития региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2018. – № 3. – c. 93-102.
33. Набокова А.Ш. Особенности применения индикативного планирования на региональном уровне // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. – 2016. – № 14. – c. 56-61.
34. Нагаева О.С. От ресурсного анклава к ресурсно-инновационному кластеру // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 4913-4928. – doi: 10.18334/epp.13.11.119585.
35. Першин А.А. Методологические подходы к оценке эффективности проектов государственно-частного партнерства // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 8. – c. 4587-4602. – doi: 10.18334/epp.14.8.121126.
36. Пудовкина О.Е., Иваев М.И., Сафронов Е.Г., Нарыжная Н.Ю. Кластеризация в промышленности как потенциал для развития технологичной экономики // Креативная экономика. – 2024. – № 2. – c. 323-336. – doi: 10.18334/ce.18.2.120385.
37. Ряпухина В.Н., Джорджевич А. Зарубежный опыт индикативного планирования: пример Франции // Наукоемкие технологии и инновации (XXIV научные чтения): Сборник докладов Международной научно-практической конференции. Белгород, 2021. – c. 585-589.
38. Самойленко А.Г. Особенности индикативного планирования в России // Новые информационные технологии а науке: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2019. – c. 116-117.
39. Сети создания стоимости как участники системы индикативного планирования // Креативная экономика. – 2024. – № 10. – c. 2625-2640. – doi: 10.18334/ce.18.10.121621.
40. Уткин А.И. Инновационная система сбалансированных показателей в управлении цифровой трансформацией социально-экономического развития регионального кластера // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1731-1746. – doi: 10.18334/vinec.12.3.116306.
41. Шаляпина М.А. Кросс-кластерная модель как перспективное направление социально-экономического развития региона (на примере Калининградской области) // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 3. – c. 767-784. – doi: 10.18334/epp.13.3.117361.

Страница обновлена: 02.09.2025 в 19:27:11

 

 

Public administration of mesosystems: the problem of increasing the efficiency of innovation-oriented cluster management by building a system of statistical reporting and statistical indicators

Makarov I.N., Basharimov Yu.P., Ryazantseva E.A., Filonenko N.Yu., Fursova N.V., Koryakin K.S.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 18, Number 12 (december 2024)

Citation:

Abstract:
The state's role in implementing effective industrial, regional and social policies includes the tasks of maintaining a competitive environment, ensuring general economic stability, economic growth of territories and the country as a whole, and overcoming crises, which are interrelated and can be partially solved through the development of cluster systems based on indicative management and public-private partnership. Effective management of industrial and other production resources available to cluster companies and the cluster as a whole requires not only skillful tools but also transparent independent regulatory mechanisms based on the use of timely, reliable and effective information, which should be provided by the management and statistical reporting of cluster member companies and the cluster as a whole. Based on the specifics of clusterization as a special system of relations between business and government, formed with the aim of intensifying the production of protected goods, the authors propose a set of indicators for assessing the effectiveness of clusters, including systems of indicators in connection with the following components financial, characterizing the intra-industry effectiveness of the cluster, characterizing the internal efficiency of the cluster and the degree of convergence of production, as well as characterizing the external effects of the cluster (environmental, in particular, the dynamics of the carbon footprint of production, the development of the territory, and the impact on social indicators). The article substantiates the need to create a statistical reporting system and statistical indicators of cluster member companies and clusters in general in order to increase the integrated efficiency of cluster management and identifies the possible main groups of such indicators. The article may be useful for cluster policy specialists, employees of statistical agencies, students, undergraduates and postgraduates in economics and management.

Keywords: public-private partnership, indicative planning, cluster, reporting, statistical indicator, management, efficiency

JEL-classification: O31, R12, R13, R58