Государственный менеджмент мезосистем: проблема повышения эффективности управления инновационно ориентированными кластерами через формирование системы статистической отчетности и статистических показателей
Макаров И.Н.1,2, Башаримов Ю.П.3, Рязанцева Е.А.4
, Филоненко Н.Ю.5, Фурсова Н.В.5, Корякин К.С.6
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал)
2 Елецкий государственный университет им И.А. Бунина
3 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Липецкий филиал
4 Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского
5 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Липецк, Россия
6 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 12 (Декабрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80314118
Аннотация:
Государственная функция проведения эффективной промышленной, региональной и социальной политики включает в себя задачи поддержания конкурентной среды, обеспечения общеэкономической стабильности, экономического роста территорий и страны в целом и преодоления кризисов, которые являются взаимосвязанными и частично могут быть решены посредством развития кластерных систем на основе индикативного управления и государственно-частного партнерства. Эффективное управление промышленными и другими производственными ресурсами, имеющимися у предприятий кластера и кластера в целом, требует не только умелых инструментов, но и прозрачных независимых механизмов регулирования, построенных на использовании оперативной достоверной и эффективной информации, которую должна нести управленческая и статистическая отчетность предприятий – членов кластера и кластера в целом. Исходя из специфики формирования кластера как особой системы отношений бизнеса и власти, формируемой с целью интенсификации производства опекаемых благ, авторами в работе предложен комплекс показателей оценки эффективности кластера, включающий в себя системы показателей в разрезе следующих составляющих: финансовых, характеризующих внутриотраслевую эффективность кластера, характеризующих внутреннюю эффективность кластера и степень сопрягаемости производств, а также характеризующих внешние эффекта кластера (экологические, в частности, динамики углеродного следа производств, развития территории, влияния на социальные показатели).
В статье обоснована необходимость формирования системы статистической отчетности и статистических показателей предприятий – членов кластера и кластеров в целом с целью повышения комплексной эффективности управления кластером, а также выявлены возможных наиболее важных групп подобных показателей.
Статья может быть полезна специалистам по кластерной политике, работникам статистических органов, студентам, магистрантам и аспирантам экономических и управленческих специальностей.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, индикативное планирование, кластер, отчетность, статистический показатель, управление, эффективность
JEL-классификация: O31, R12, R13, R58
Введение
Государственная функция проведения эффективной промышленной, региональной и социальной политики включает в себя задачи поддержания конкурентной среды, обеспечения общеэкономической стабильности, экономического роста территорий и страны в целом и преодоления кризисов, которые являются взаимосвязанными и частично могут быть решены посредством развития кластерных систем на основе индикативного управления и государственно-частного партнерства (ГЧП).
В развитых странах государство для повышения функционирования промышленных региональных рынков и зарождающихся энергетических/ресурсных/эффективных кластеров нередко вынуждено реализовать функции координации деятельности и согласования интересов хозяйствующих агентов, что существенно позволяет снизить уровень трансакционных затрат в экономике [30].
Координация экономических процессов – задача, стоящая перед каждой развитой страной. Эффективное управление промышленными и другими производственными ресурсами, имеющимися у предприятий кластера и кластера в целом, особенно в условиях глобализации и высокой конкуренции, требует не только умелых инструментов, но и прозрачных независимых механизмов регулирования, построенных на использовании оперативной достоверной и эффективной информации, которую должна нести управленческая и статистическая отчетность предприятий – членов кластера и кластера в целом.
Отметим, что проблематика регионального развития на основе формирования кластерных структур достаточно широко рассматривается в современных научных публикациях. Так, цикл публикаций Т. А. Андреевой посвящен поиску путей совершенствования организационных механизмов реализации мультиагентных проектов в кластерных образованиях [1] и анализу существующих подходов к формированию и реализации совместных инновационных проектов в мезоэкономических системах на примере кластерных образований [2]. Роль региональных кластеров в обеспечении научно-технологического развития Российской Федерации рассматривает в своем исследовании Л. К. Бабаян [3]. Н. Е. Булетова, А. М. Губин акцентируют свое внимание на моделировании межрегиональных интеграционных процессов на основе кластерного подхода в условиях цифровизации [8]. Исследования О. И. Донцовой посвящены отдельным аспектам цифровой трансформации системы управления промышленными кластерами [18, 19]. Концепция обеспечения устойчивой конкурентоспособности промышленных кластеров России предлагается И. Н. Краковской [28]. О. С. Нагаева в своей статье уделяет особое внимание необходимости перехода от ресурсного анклава к ресурсно-инновационному кластеру [34]. О. Е. Пудовкина, М. И. Иваев, Е. Г. Сафронов, Н. Ю. Нарыжная предлагает рассматривать кластеризацию в промышленности как потенциал для развития технологичной экономики [36]. А. И. Уткин предлагает авторскую разработку инновационной системы сбалансированных показателей в управлении цифровой трансформацией социально-экономического развития регионального кластера [40]. О кросс-кластерной модели как перспективном направлении социально-экономического развития региона пишет М. А. Шаляпина [41]. Кроме того, в отдельных публикациях рассматривается проблематика управления климатическими проектами в кластерных структурах [12], а также роль кластерной парадигмы в государственном менеджменте мезосистем [23, 24, 31].
Тем не менее исследовательский интерес представляет исследование роли индикативного планирования в развитии инновационно ориентированных кластеров на мезоуровне.
Целью исследования является обоснование необходимости формирования системы статистической отчетности и статистических показателей предприятий – членов кластера и кластеров в целом с целью повышения комплексной эффективности управления кластером, а также выявление возможных наиболее важных групп подобных показателей.
Основная часть
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, чаще всего в качестве инструментов координации поведения экономических акторов используют индикативное и директивное планирование.
Индикативное планирование, успешно применяемое в Канаде, Китае и Франции, представляет собой инструмент стратегического управления, фокусирующийся на установлении целевых показателей развития для регионов и отраслей. В отличие от директивного планирования, оно не предписывает конкретных действий, а определяет желаемые результаты и создает благоприятные условия для их достижения [5, 7, 11, 15–17, 25, 26, 32, 33, 37, 38, 39]. Его потенциал в отечественной экономике подчеркивает поддержка такого подхода со стороны влиятельных экономистов, таких как советник президента РФ академик С.Ю. Глазьев [13, 24].
Традиционно существующие подходы, такие как индикативное планирование и создание независимых отраслевых агентств, несомненно, заслуживают детального рассмотрения и совершенствования, однако, наряду с ними может и должен применяться более совершенный инструмент государственной координации бизнеса – механизм государственно-частного партнерства.
Однако для возможности оптимальной реализации государственно-частного партнерства критически важно реализовать принцип институционального равенства, особенно в контексте обмена управляющей и осведомляющей информацией.
Принцип институционального равенства должен воплощаться и в информационно-регулятивном взаимодействии – партнеры должны обладать информацией о намерениях, возможностях и иных аспектах деятельности партнеров, обладание информацией о которых необходимо во избежание возможности нанесения предумышленного или непредумышленного ущерба какой-либо из сторон, участвующих в партнерстве.
Введение подобных признаков, включающих возможное симметричное или несимметричное регулятивно-информационное взаимодействие, наличие общей или дополняющих целей, наличие или отсутствие формально или неформально оформленного механизма перераспределения рисков, который несут партнеры и введения принципа институционального равенства позволяет разделить различные формы взаимодействия хозяйственных агентов, включающих элементы управления, партнерства и сотрудничества.
Наличие такого принципа как принцип институционального равенства разделяет такие близкие формы взаимодействия как партнерство и сотрудничество: – при сотрудничестве допустимо существенное институциональное неравенство взаимодействующих агентов.
Также для осуществления партнерства и сотрудничества агентам необходимо иметь общие или взаимодополняющие интересы, иначе данные взаимодействия не будут носить добровольный характер.
Регулирование и управление не обязательно будут носить добровольный характер, при этом здесь также будет отсутствовать институциональное равенства.
Если рассмотреть вопросы, касающиеся переопределения рисков и активов, то мы увидим, что такое перераспределение предполагается в партнерстве, и может наблюдаться в сотрудничестве или управлении.
Как можно увидеть из представленной выше информации, ГЧП предполагает наличие возможности формирования синергетического эффекта в кластере [4, 6, 9, 10, 20–22, 27, 29, 35]. Мы считаем, что в ГЧП-проектах в качестве внешнего проявления синергетического эффекта следует считать, возникающие положительные экстерналии, экономию на транзакционных затратах, возникающую в процессе повышения эффективности согласования интересов и координации финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов в рамках единой ГЧП-системы кластера (единая реакция экономических агентов, возникающая на основе самокоординации по принципу самокоординации (спонтанной координации) рыбьих стай), повышение эффективности генерации опекаемых благ за счет объединения имеющихся у партнеров ресурсов (технологий, интеллектуальной собственности, финансовых и административных ресурсов).
Другим важным инструментом координации поведения акторов в рамках кластера является создание независимых агентств, аналогичных регуляторам отраслевых рынков и специальных зон в США и Европе: эти агентства, финансируемые из государственного бюджета и взносов заинтересованных сторон, работают вне прямого контроля как государственных органов, так и крупных игроков рынка (участников кластера в нашем случае). Считается, что это гарантирует объективность и независимость их решений. Ключевой аспект эффективной работы таких агентств – прозрачная система финансирования, целевое финансирование, регулярный аудит эффективности и публичная отчетность – для этого необходимо включить в механизм их функционирования. Это позволит обеспечить контроль и предотвратить возможные злоупотребления. Более того, эффективность агентства должна измеряться не только количеством принятых решений, но и их влиянием на экономические (не только финансовые!) показатели кластера/отрасли.
Соответственно, необходимо отметить, что успех как индикативного планирования, так и работы независимых агентств в контексте функционирования кластера зависит от способности преодолевать барьеры для эффективного взаимодействия между государством и бизнесом: транзакционные издержки, отсутствие доверительны отношений, непрозрачность регулирования и, самое главное – отсутствие адекватной системой отчетности с оптимальным набором показателей – всё это препятствует сотрудничеству и партнерству.
Для их преодоления необходимо разрабатывать механизмы упрощения процедур, повышения прозрачности и предсказуемости регулирования, а также стимулировать диалог и обмен информацией между всеми заинтересованными сторонами, однако, ключевым моментом является прозрачность и достоверность целевых показателей, а также механизмы обратной связи, позволяющие корректировать планы в соответствии с реальной ситуацией. При этом необходимо учитывать региональные особенности и избегать "усредненных" показателей, не учитывающих специфику отдельных территорий и производств.
Итак, для решения проблемы эффективного функционирования кластера нам необходимо сформировать эффективные системы управленческой и статистической отчетности и оптимальный набор показателей.
Что должно входить в состав статистической отчетности: прежде всего, это производственные показатели, характеризующие производственную среду кластера, это социальные показатели, а также это показатели собственно внутрикластерной эффективности и степени инновационности продукции и производства (табл. 1).
Таблица 1
Группы статистических показателей, характеризующих народнохозяйственную и внутрикластерную эффективность (составлено авторами)
Наименование
группы показателей
|
Основные
показатели в группах
|
Производственные
показатели
|
-
Объем
выпущенной продукции предприятием – членом кластера в натуральном выражении.
- Объем и доля продукции, поставленной предприятием – членом кластера, другим предприятиям, входящим в данный кластер. - Объем закупленного предприятием-членом кластера сырья и комплектующих, всего. - Объем и доля закупленного предприятием-членом кластера сырья и комплектующих, произведенных другими предприятиями кластера. - Объем и доля закупленного предприятием-членом кластера сырья и комплектующих, произведенных на отечественных предприятиях / с использованием отечественного сырья |
Показатели
внутрикластерной эффективности
|
-
Величина
экономии на затратах на использование транспортной, энергетической
инженерно-производственной и коммунальной инфраструктуры кластера за счет ее
совместного использования и экономии на пропускной способности (когда
возможно использование общей бухгалтерии и юридической службы всеми
предприятиями кластера, складских помещений и грузообрабатывающих механизмов
и терминалов, сетевой инфраструктуры (транспортной, энергетической,
коммунальной), трансформаторных устройств и генерирующих мощностей).
- Показатели экономии на транзакционных затратах и совместного использования информационных ресурсов и интеллектуальной собственности |
Показатели
степени инновационности продукции, технологий и оборудования, используемых в
производственных процессах кластера
|
-
Количество
доля новых технологий, разработанных за последние 5 лет, используемых в
производственном процессе.
- Количество и доля в общем выпуске инновационной продукции. - Количество и доля в общем выпуске продукции, произведенной с использованием инновационного оборудования или технологий. - Количество патентов, свидетельств на изобретения и иных результатов интеллектуальной деятельности, полученных сотрудниками предприятий – членов кластера. - Количество и доля инновационной продукции, изобретений и технологий, произведенных внутри кластера, впоследствии используемых в производственном процессе предприятий – членов этого же кластера. |
Социальные
показатели
|
-
Количество
работающих на предприятиях кластера, в том числе в разрезе привлеченного из
числа местных жителей, из числа иностранных специалистов и количество
персонала, работающего в удаленном режиме.
- Динамика средней заработной платы персонала предприятий кластера по категориям |
При этом главным инструментом контроля эффективности работы кластера в целом и его отдельных составляющих должен стать аудит эффективности.
Заключение
На основании проведенного анализа следует заключить:
1. Аудит эффективности может применяться в качестве инструмента способствующего существенному снижению непроизводительных затрат бюджетных средств в процессе бюджетного финансирования возведения инфраструктурных и иных объектов в рамках кластера, необоснованному увеличению издержек частного оператора в процессе эксплуатации инфраструктурного объекта, которые частный оператор будет стараться переложить на пользователей услугами инфраструктурного объекта и/или государство, а также способствующего существенному повышению эффективности и открытости процедуры проведения конкурсов на финансирование ГЧП-проектов.
2. Исходя из специфики формирования кластера как особой системы отношений бизнеса и власти, формируемой с целью интенсификации производства опекаемых благ, нами предложен комплекс показателей оценки эффективности кластера, включающий в себя системы показателей в разрезе следующих составляющих: финансовых, характеризующих внутриотраслевую эффективность кластера, характеризующих внутреннюю эффективность кластера и степень сопрягаемости производств, а также характеризующих внешние эффекта кластера (экологические, в частности, динамики углеродного следа производств, развития территории, влияния на социальные показатели).
Источники:
2. Андреева Т.А. Анализ существующих подходов к формированию и реализации совместных инновационных проектов в мезоэкономических системах на примере кластерных образований // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 2. – c. 603-616. – doi: 10.18334/vinec.14.2.120989.
3. Бабаян Л.К. Роль региональных кластеров в обеспечении научно-технологического развития Российской Федерации // Креативная экономика. – 2024. – № 5. – c. 1091-1108. – doi: 10.18334/ce.18.5.120874.
4. Барбашина Е.А. Роль государственно-частного партнерства в управлении процессами инновационного развития экономики России // Вопросы инновационной экономики. – 1948. – № 1. – c. 119-130. – doi: 10.18334/vinec.11.1.111948.
5. Березкина А.О. Индикативное планирование - комплексный метод социально-экономического планирования развития экономической системы // Современные технологии в мировом научном пространстве: Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. Пермь, 2017. – c. 63-65.
6. Бровчак С.В., Смирнова А.А., Зотов И.А., Мингазов А.Р., Головко А.Д. Государственно-частное партнерство в финансовой модели социальной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 4. – c. 1377-1392. – doi: 10.18334/epp.12.4.114477.
7. Бродская И.А. Индикативное планирование: сущность, функции(к разработке российской концепции макроэкономического планирования) // Экономические науки. – 2014. – № 110. – c. 17-20.
8. Булетова Н.Е., Губин А.М. Моделирование межрегиональных интеграционных процессов: кластерный подход в условиях цифровизации // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1. – c. 521-534. – doi: 10.18334/vinec.13.1.117060.
9. Бухвальд Е.М. Правовые основы государственно-частного партнерства в условиях реализации национальных проектов в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 3. – c. 503-516. – doi: 10.18334/epp.10.3.100564.
10. Вавилина А.В., Кириллова О.Ю., Малиновская М.И. Роль и перспективы государственно-частного партнерства в развитии региональной инфраструктуры России // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1255-1270. – doi: 10.18334/rp.20.5.40684.
11. Габидуллина Ч.Ф. Стратегическое индикативное планирование и концептуальные модели управления устойчивым развитием региона // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2020. – № 12-1. – c. 171-183. – doi: 10.34670/AR.2020.92.12.049.
12. Герцик Ю.Г., Дробот Е.В. Управление климатическими проектами в кластерных структурах с использованием методологии PRiSM // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 3. – c. 1365-1394. – doi: 10.18334/vinec.13.3.118669.
13. Глазьев С.Ю. В «тысячу первый» раз о выборе между стратегиями социально-экономической деградации страны и современного народнохозяйственного развития (заметки участника заседания экономического совета при президенте РФ) // Российский экономический журнал. – 2016. – № 3. – c. 3-17.
14. Глазьев С.Ю. Пандемический кризис помог укрепиться новому технологическому укладу // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2020. – № 5. – c. 26-35. – doi: 10.38197/2072-2060-2020-225-5-26-35.
15. Данилов И.П., Ладыкова Т.И. Индикативное планирование регионов в системе стратегического планирования Российской Федерации // Проблемы и перспективы развития социально-экономического потенциала российских регионов: Материалы VI Всероссийской электронной научно-практической конференции. Чебоксары, 2017. – c. 180-189.
16. Данилов И.П., Ладыкова Т.И., Краснов А.Г. Методические положения мониторинга изменения макроэкономических параметров в процессе индикативного планирования // Oeconomia et Jus. – 2020. – № 1. – c. 9-16.
17. Довыденкова Т.С., Жирнова К.В., Маслова М.А. Индикативное планирование регионального социально-экономического развития в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Актуальные проблемы и перспективы развития государственной статистики в современных условиях: Сборник докладов Международной научно-практической конференции: в 2 томах. Саратов, 2020. – c. 69-71.
18. Донцова О.И. Цифровая трансформация системы управления промышленными кластерами // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 897-910. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114836.
19. Донцова О.И. Цифровая трансформация промышленных кластеров // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 4929-4942. – doi: 10.18334/epp.13.11.119669.
20. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Некрасова Е.А., Кадильникова Л.В. Системы интересов и противоречий участников государственно-частного партнерства // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 2051-2060. – doi: 10.18334/eo.9.3.40925.
21. Дробот Е.В., Ярикова Е.В. Институциональный анализ организации государственно-частного партнерства в реализации инфраструктурных проектов // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2989-3000. – doi: 10.18334/eo.9.4.40838.
22. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Колесников В.В., Назаренко В.С., Некрасова Е.А., Широкова О.В. Государственно-частное партнерство и квазипартнерские формы в инновационном развитии национальной промышленности: институциональный анализ // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 1135-1150. – doi: 10.18334/vinec.11.3.113479.
23. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Сухина Ю.В., Коротаева Е.Ю. Структуры кластерного типа в государственном менеджменте мезосистем // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 7. – c. 3499-3512. – doi: 10.18334/epp.14.7.121453.
24. Дробот Е. В., Макаров И. Н., Сухина Ю. В. [и др.] Новая кластерная парадигма и активная роль государства в управлении региональным развитием // Креативная экономика. – 2024. – № 10. – c. 2641-2652. – doi: 10.18334/ce.18.10.121908.
25. Животовская А.Г. Механизмы индикативного планирования промышленной политики // Проблемы и перспективы развития промышленности России: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Москва, 2017. – c. 91-96.
26. Исакова Г.К. Функции индикативного планирования в системе государственного управления: отечественный и зарубежный опыт // Аллея науки. – 2019. – № 2. – c. 489-493.
27. Календжян С.О., Першин А.А. Тенденции развития институциональной среды в рамках применения механизмов государственно-частного партнерства в современной России // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 4. – c. 1257-1270. – doi: 10.18334/epp.14.4.120889.
28. Краковская И.Н. Концепция обеспечения устойчивой конкурентоспособности промышленных кластеров России: основные положения // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2. – c. 343-364. – doi: 10.18334/epp.13.2.116984.
29. Макаров И.Н. Государственно-частное партнерство в системе финансового взаимодействия государства и финансов корпораций как инструмент регулирования экономических и социальных процессов // Экономические отношения. – 2017. – № 1. – c. 87-96. – doi: 10.18334/eo.7.1.37395.
30. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Авцинова А.А., Филоненко Н.Ю. Пространственное развитие России: проблемы межрегиональной дифференциации // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2953-2964. – doi: 10.18334/eo.9.4.41347.
31. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Володина А.И., Назаренко В.С., Волкова О.А., Сотников Н.Б. Государственно-частное партнерство и кластерные образования в составе инструментария государственной политики управления мезосистемами // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 4. – c. 1271-1282. – doi: 10.18334/epp.14.4.120859.
32. Мухорьянова О.А., Богданов Д.С., Шмыгалева П.В., Величенко Е.А., Белецкая Э.Г. Методические подходы к организации и оценке эффективности индикативного планирования и прогнозирования развития региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2018. – № 3. – c. 93-102.
33. Набокова А.Ш. Особенности применения индикативного планирования на региональном уровне // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. – 2016. – № 14. – c. 56-61.
34. Нагаева О.С. От ресурсного анклава к ресурсно-инновационному кластеру // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 4913-4928. – doi: 10.18334/epp.13.11.119585.
35. Першин А.А. Методологические подходы к оценке эффективности проектов государственно-частного партнерства // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 8. – c. 4587-4602. – doi: 10.18334/epp.14.8.121126.
36. Пудовкина О.Е., Иваев М.И., Сафронов Е.Г., Нарыжная Н.Ю. Кластеризация в промышленности как потенциал для развития технологичной экономики // Креативная экономика. – 2024. – № 2. – c. 323-336. – doi: 10.18334/ce.18.2.120385.
37. Ряпухина В.Н., Джорджевич А. Зарубежный опыт индикативного планирования: пример Франции // Наукоемкие технологии и инновации (XXIV научные чтения): Сборник докладов Международной научно-практической конференции. Белгород, 2021. – c. 585-589.
38. Самойленко А.Г. Особенности индикативного планирования в России // Новые информационные технологии а науке: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2019. – c. 116-117.
39. Сети создания стоимости как участники системы индикативного планирования // Креативная экономика. – 2024. – № 10. – c. 2625-2640. – doi: 10.18334/ce.18.10.121621.
40. Уткин А.И. Инновационная система сбалансированных показателей в управлении цифровой трансформацией социально-экономического развития регионального кластера // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1731-1746. – doi: 10.18334/vinec.12.3.116306.
41. Шаляпина М.А. Кросс-кластерная модель как перспективное направление социально-экономического развития региона (на примере Калининградской области) // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 3. – c. 767-784. – doi: 10.18334/epp.13.3.117361.
Страница обновлена: 14.02.2025 в 16:43:58