Managing programs and projects in the digital ecosystem
Kravtsova M.V.1
1 Государственный Университет Управления, Russia
Download PDF | Downloads: 15 | Citations: 5
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 1 (January 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48019665
Cited: 5 by 07.12.2023
Abstract:
Project management is a tool for achieving the strategic goals of the state. Amidst the digital economy policy, programs and projects need to be transformed into an ecosystem, which is aimed at the effective implementation of targets by socio-governmental institutions. The research is devoted to the development of a concept for the transformation of government programs and projects into a digital ecosystem. The article outlines the role of project management in the implementation of national projects that have distinctive features in comparison with business companies. The strategy of project management development in the state environment is described, where the next step will be the mechanism of transition to the level of digital maturity. An algorithm for the transformation of programs and projects into an ecosystem is proposed, while project work should be accompanied by compliance with established principles. The structure of the digital ecosystem and the mechanism of its work are presented, taking into account the introduction of innovations, automation, technologization and informatization of systems. The advantages of the state programs and projects transformation into a digital ecosystem are highlighted, which include centralized work of project teams, equal access to results, and cost minimization. The scale of effects and results of managing programs and projects in the digital ecosystem will be focused on the socio-economic growth and development of the country.
Keywords: project management, ecosystem, socio-governmental institution, programs and project implementations, innovation management
JEL-classification: M15, O22, O32
Введение
Проектное управление является приоритетным способом для эффективного достижения поставленных целей и выполнения всех требуемых задач по работам. Направление ориентировано на исполнение мероприятий по программам и проектам относительно заданных условий на их реализацию социально-государственными учреждениями, к которым относятся бюджетные организации (ведомственные организации и подведомственные им учреждения). Под проектом понимается временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или достижения устойчивых результатов [1] (Zwikael, 2009). При этом процесс проектного управления будет отличным по выбору подходящих методов к сфере жизнедеятельности и зависеть от сложности программы или проекта. Например, реализация государственных программ и проектов сопровождается превышением бюджета, недостижением целевых показателей, нарушением сроков исполнения, слабым межведомственным взаимодействием и неразвитой проектной культурой, недостаточным набором гибких методов и инструментов для минимизации наступления рисковых событий, по причине чего проектной командой периодически корректируются этапы жизненного цикла. Ввиду обозначенных стратегических целей, масштабных и многозадачных государственных программ и проектов возникает необходимость в переходе на цифровизацию процессов и автоматизацию элементов проектного управления. Взаимодействие технических и социальных процессов позволяет получать больший эффект от результатов по проектам [2] (Luna-Reyes et al., 2021).
Переход проектного управления к уровню зрелости с применением инновационных технологий и управленческих решений в цифровом контуре может сопровождаться цифровой трансформацией экономики, где экосистема выступает единой платформой для реализации программ и проектов, конечные продукты которых доступны на выбор пользователям системы. Цифровая экосистема способна выступить индикатором объединенных технологической платформой сервисов, направленных на эффективное достижение поставленных целей по программам и проектам, и стать новым направлением в развитии теории проектного управления для государственного сектора экономики. Плодотворная среда с цифровой экосистемой представляют прогресс в понимании роли инноваций и информатизации элементов для проектного управления при реализации программ и проектов [3, 4] (Patzmann, 2021; Correani, 2020).
Авторы исследований в области проектного управления указывают на нехватку ресурсов, гибких методов и инструментов, направленных на повышение эффективности реализации проектов и программ [5–8] (Petrina, Stadolin, 2020; Mosolov, Galchenko, 2020; Guseva, Kogotkova, Soroko, Nikitina, 2021; Leonidou et al., 2020). Как показывает анализ литературных источников, включая работы по экосистемному подходу, где доминирующим подходом по формированию новых моделей управления могут являться экосистемы, объединяющие в себе участников, осуществляющих между собой обмен знаниями, информацией и технологиями [9–11] (Mazhitova, Dzhazykbaeva, Denisov, Polozhishnikova, Petrenko, 2020; Blagov, Kulaeva, 2020; Abuzyarova, 2021).
Таким образом, исследования ученых, рассматривающих цифровизацию и проектное управление как фактор устойчивого развития, позволили определить новый инструмент по переходу на уровень зрелости проектного управления через внедрение инноваций и технологий [12–14] (Ivanov, Orlova, Ivanov, 2021; Nazyrov, Mak, 2021; Denisov, Polozhishnikova, Kuttybaeva, Petrenko, 2020).
Целью исследования является разработка концепции по трансформации программ и проектов в цифровую экосистему. Научная новизна состоит в предложении методических рекомендаций по созданию цифровой экосистемы. Методическая база исследования основывается на предпосылках теории проектного менеджмента и экономики общественного сектора с использованием методов моделирования, формализации, анализа и синтеза.
Роль проектного управления
Проектное управление начинает применяться в работе органов государственной власти при разработке и реализации национальных проектов, которые направлены на достижение стратегических целей страны. Подход проектного управления позволяет получать устойчивые результаты по показателям в условиях меняющейся экономики за счет стратегического выравнивания, централизации модели работы социально-государственных учреждений, управления функциональными областями программ и проектов на этапах исполнения и контроля по каждому уровню.
Теоретические аспекты и практические рекомендации по управлению проектами описаны в работах Мазура И., Шапиро В. и Ольдерогге Н., где представлены требования к созданию и развитию проектного менеджмента, подходы, этапы жизненного цикла, принципы и функции, международные стандарты и сертификация по программам и проектам [15, 16] (Mazur et al., 2010; Funtov, 2021). Исследования представляют зарубежный опыт в переходе к формальному и системному подходу управления проектами, раскрывая этапы проектирования и области управления, а также стратегии интеграции проектов [17, 18] (Gray, Larson, 2003; Wolfson, 2021). Ряд научных работ посвящены описанию причин и факторов, приводящих к изменению сущности проектного управления в государственной среде, средствам решения управленческих задач [19, 20] (Krasilnikov, Yakimova, 2015; Zub, 2015). Несмотря на проведенные исследования, мало работ, акцентирующих внимание на этапах развития проектного управления в условиях политики цифровой экономики (табл. 1).
Таблица 1
Развитие проектного управления в государственной среде
Шаг 1
|
Шаг 2
|
Шаг 3
|
Использование проектного управления в коммерческих
организациях,
бизнес-процессы,
модели |
Разработка методических рекомендаций по переходу на
проектное управление в государственной политике,
базовые решения |
Внедрение принципов
при реализации национальных проектов и государственных программ, унификация
процессов
|
Шаг 4
|
Шаг 5
|
Шаг 6
|
Усовершенствование теории проектного управления на
основе накопленного опыта, создание банков данных
|
Поиск гибких методов и инструментов эффективного
управления, новые технологические и конструкторские решения
|
Экосистема как переход на новый уровень зрелости
проектного управления, синергетическая ценность, цифровизация
|
Государственные программы и проекты имеют следующие отличительные особенности от проектов, реализуемых бизнес-компаниями:
- социальная ориентированность на результат, где потребители имеют бесплатный и равный доступ к конечным продуктам и услугам;
- реализация в условиях заданных ограничений по времени, ресурсам, кадрам и бюджету;
- невозможность приостановить ход исполнения проекта в случае наступления риска по перерасходу бюджетных средств или влияния факторов окружающей среды ввиду достижения стратегических целей государства.
Выявленные особенности усложняют работу проектных команд по управлению реализацией государственных программ и проектов, где требуется применение гибких методов и инструментов управления с автоматизированными информационными системами и поиском информации на основе результатов контроля, фундаментальных исследований и непрерывного процесса пополнения прикладных знаний (рис. 1).
Рисунок 1. Механизм перехода на уровень цифровой зрелости «шаг 6»
Источник: составлено автором.
Государственные проекты и программы реализуются для достижения заданных целевых показателей относительно той сферы, для которой они были определены. Эффективная реализация программ и проектов должна сопровождаться информационными, инновационными и технологическими процессами в условиях проведения политики цифровой экономики, что обуславливает необходимость в разработке цифровой экосистемы.
Концепция цифровой экосистемы
Объединение государственных программ и проектов в единый пул и их трансформация на платформу цифровой экосистемы способны повысить эффект от получаемых промежуточных результатов на этапах жизненного цикла реализации программ и проектов. В настоящее время государственная политика не предполагает данной интеграции, что повышает ценность проводимого исследования по теоретическим предпосылкам в переходе проектного управления на новый уровень зрелости. Пошаговая стратегия от проекта к экосистеме основывается на информации и развитии технологий (рис. 2).
Рисунок 2. Алгоритм трансформации государственных программ и проектов в экосистему
Источник: составлено автором.
Для достижения стратегических целей государства разработаны национальные проекты, которые декомпозируются на несколько федеральных проектов. Социально-государственные учреждения субъектов экономических отношений (регионы России) реализуют программы и проекты, чтобы улучшить социально-экономическое благосостояние населения страны. Механизм трансформации программ и проектов в экосистему предполагает выбор конкретного национального проекта из сфер жизнедеятельности (шаг 1) и интеграцию по объединению его федеральных проектов в цифровой контур (шаг 2). В единой системе производятся товары и услуги в совокупности при вовлечении сотрудничества проектных команд и стейкхолдеров для принятия взаимосвязанных решений (шаг 3). Структура экосистемы сложносоставная, наполненная моделями, модулями, механизмами, элементами и процессами, отобранными с учетом экономического положения и территориальных особенностей региона и поддерживающими работу инновационной платформы.
Трансформация программ и проектов должна быть утверждена на законодательном уровне субъекта экономических отношений, стратегия и полномочия проектных команд регламентированы нормативно-правовыми актами, работа экосистемы – сопровождаться разработанными маршрутными картами, техническим заданием, положениями программной и конструкторской документации по работе системы и входящих процессов.
Алгоритм трансформации государственных программ и проектов должен сопровождаться соблюдением проектными командами следующих основных принципов:
- обмен результатами деятельности для усиления эффекта и минимизации ошибок в ходе управления реализацией программ и проектов;
- компромисс между социально-государственными учреждениями в ходе выполнения мероприятий для достижения заданных целевых показателей;
- приоритет потребностей пользователей системы, являющихся потребителями результатов по программам и проектам;
- системность, организованность, корпоративное управление;
- технологизация по внедрению инноваций, бизнес-моделей и информационных систем.
Соблюдение обозначенных принципов в ходе работы алгоритма способствует повышению отдачи от вложенных инвестиций в работу цифровой экосистемы, укрепляет этапы выполнения пилотного проекта и поддерживает организационную структуру по трансформации в единую систему.
Механизм работы цифровой экосистемы комбинирует вертикальный и горизонтальный принцип, где социально-государственные учреждения выстроены вокруг основного продукта или услуги и автоматизируют процессы, которые связаны с задачами по ним, а также развиваются относительно потребностей пользователей системы. При этом пользователь и его потребности находятся в центре экосистемы (рис. 3). Вход в экосистему начинается с регистрации пользователей в личном кабинете, представленном цифровым сервисом по учету и идентификации потребителей результатов программ и проектов на открытом портале. Информация всех участников системы (пользователи и учреждения) хранятся в едином хранилище данных. Пользователь имеет возможность выбрать необходимые услуги из общего спектра, что обеспечивает доступность и открытость. Учреждения, интегрированные в систему, функционируют с учетом организационных и операционных систем, их деятельность оснащена программным обеспечением, что снижает затраты и повышает качество оказания услуг. Разработка единой нормативно-справочной системы, обеспечение доступа к тематическим реестрам данных, обмен знаниями положительно влияют на работоспособность социально-государственных учреждений. Экосистема хранит информацию, которая может собираться и анализироваться для своевременного выявления проблем, принятия обоснованных управленческих решений, выработки бизнес-процессов и делегирования задач. Файловое хранилище собирает отчетность, поступающую от проектных команд, для контроля и анализа вышестоящими организациями. Минимальный набор модулей для работы экосистемы может быть расширен в зависимости от масштабов операционных процессов и количества пользователей системы. Дополнительно встраивается модель регламентации и автоматизации всех бизнес-процессов для социально-государственных учреждений, что определяет их поведенческую стратегию. Важно сохранить автономность и устойчивость к высоким нагрузкам и защиту данных. Могут интегрироваться узкоспециализированные сервисы, что определяется архитектурой цифровой экосистемы. Для поддержания бесперебойной работы экосистемы требуется периодическое вложение инвестиций, где срок окупаемости будет разным в зависимости от сферы деятельности программ и проектов.
Рисунок 3. Структура цифровой экосистемы
Источник: составлено автором.
Структурная визуализация цифровой экосистемы демонстрирует организационную и управленческую систему реализацией программ и проектов, что делает рынок товаров и услуг более совершенным, сокращая время поиска, дистанцию получения и потребление продукта пользователями системы [21, 22] (Krasyuk, 2021; Bork et al., 2019). Вместе с тем COVID-19 значительно ускорил процесс цифровой трансформации, который изменяет существующие бизнес-модели и нуждается в поддержке со стороны разработки экосистемы [23] (Rupeika-Apoga, 2021, p. 6). Отмечается, что экосистемные проекты привлекают в четыре раза больше объемов финансирования на реализацию, чем иные проекты [24] (Goldman et al., 2008). В процессе формирования цифровой экономики востребован подход по созданию инновационного климата в агломерациях, использованию больших данных и ресурсосберегающих технологий, что направлено на стимулирование экономического роста при активном взаимодействии органов власти, общественных структур и населения в процессе управления [25, 26] (Erokhina, 2019; Kopalle et al., 2020).
Основные преимущества от трансформации государственных программ и проектов в цифровую экосистему:
- централизованная траектория работы и развития (учреждения параллельно функционируют в единой конкурентной среде, имеют единую модель работы и взаимодействия на одной платформе с консолидацией усилий, стандартизация межведомственного взаимодействия с пользователями системы);
- равноправная доступность к результатам (пользователи системы имеют своевременный доступ ко всем результатам программ и проектов, цели которых отвечают потребительскому спросу на едином пространстве);
- минимизация издержек (экономия ресурсов и времени на поиск информации, модульность по сочетанию продуктов и услуг, координация, гибкость и устойчивость процессов, быстрое масштабирование).
Прибыль, которую приносит цифровая экосистема, может увеличиваться в долгосрочной перспективе и превосходить затраты, несмотря на высокую социальную ориентированность государственных программ и проектов. Переход на цифровизацию, внедрение инноваций, встраивание технологической базы и автоматизация процессов создают благоприятную среду для реализации сложных и многокомпонентных продуктов для населения, имеющих бесплатный доступ к товарам и услугам, что отличает государственную политику от частного сектора в экономике.
Учреждения должны адаптироваться к постоянно меняющейся среде под влиянием экономических и политических факторов, где внедрение новых технологий и проектное управление обеспечивают устойчивость к изменениям [27, 28] (Zubizarreta et al., 2021; Guertler, Sick, 2021). Следует отметить, что проекты являются идеальной средой для внедрения инноваций, которые способствуют распределению рисков, обеспечивают доверительное сотрудничество и способствуют разработке прорывных технологий [29, 30] (Locatelli et al., 2021; Stanitsas et al., 2021).
Одним из мотиваторов по трансформации программ и проектов в экосистему на уровне субъектов экономических отношений будет служить оценка эффективности работы глав регионов по критерию цифровой зрелости, утвержденная Правительством Российской Федерации в 2021 году [31]. Разработка и внедрение экосистемы в проектном управлении является новым направлением в цифровой экономике, однако масштабы эффектов и результаты от ее работы ориентированы на социально-экономический рост и развитие страны, а также на достижение целевых показателей при управлении реализацией государственных программ и проектов.
Заключение
Проектное управление является одним из инструментов по достижению стратегических целей государства. Социально-государственные учреждения имеют большую возможность достичь экономии ресурсов и бюджета, сокращения расходов и времени в ходе проведения мероприятий, улучшить межведомственное взаимодействие, качество работ, повысить их результативность и устойчивость в долгосрочной перспективе в комбинации с инновационными и технологическими процессами. Современные информационные системы служат поддержкой управленческих решений с учетом особенностей государственных программ и проектов. Проектное управление переходит на новый уровень зрелости, который сопровождается разработкой и внедрением цифровой экосистемы, применяя циклический механизм с проектированием, внедрением, контролем и анализом работ.
Переход к уровню зрелости проектного управления ориентирован на трансформацию программ и проектов в экосистему в условиях политики цифровой экономики. Этапы разработки и внедрения цифровой экосистемы на уровне субъектов экономических отношений должны быть четко определены по алгоритму, который включает базовые шаги по выбору национального проекта, встраиванию в систему, оснащенную инновациями, информационными и технологическими модулями, и работе проектной команды по реализации государственных программ и проектов на единой платформе. При этом для минимизации наступления рисковых событий в ходе функционирования социально-государственных учреждений в экосистеме необходимо соблюдать принципы, ориентированные на повышение результативности работы через обмен опытом и информацией, приоритет потребностей пользователей системы, организованность и технологизацию процессов. Вместе с тем предложенная структура цифровой экосистемы включает минимальный набор модулей, поддерживающих ее бесперебойную работу. Встраиваемые сервисы программного обеспечения, организационной и операционной системы, хранилище больших данных, доступы к реестрам, защита пользовательского пространства – обеспечивают работу платформы цифровой экосистемы. Основным преимуществом управления реализацией программ и проектов в экосистеме будет являться концептуальное развитие социально-государственных учреждений, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей населения и обеспечение национального развития страны во всех сферах жизнедеятельности.
References:
Abuzyarova M.I. (2021). Znanievye ekosistemy kak dominiruyushchiy podkhod formirovaniya novyh modeley upravleniya [Knowledge ecosystems as the dominant approach to the formation of new management models]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (12(11)). (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.12.113960.
Blagov E.Yu., Kulaeva N.I. (2020). Platformennye biznes-modeli kompaniy ekosistemy Natsionalnoy Tekhnologicheskoy Initsiativy [Platform business models of the ecosystems of the national technology initiative]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 157-172. (in Russian).
Bork D., Buchmann R., Karagiannis D., Lee M., Miron E.T. (2019). An Open Platform for Modeling Method Conceptualization: The OMiLAB Digital Ecosystem Communications of the Association for Information Systems. (32(44)). 673-697.
Correani A., Massis A., Frattini F., Petruzzelli A.M., Natalicchio A. (2020). Implementing a Digital Strategy: Learning from the Experience of Three Digital Transformation Projects California Management Review. (4(62)). 37-56. doi: 10.1177/0008125620934864.
Denisov I.V., Polozhishnikova M.A., Kuttybaeva N.B., Petrenko E.S. (2020). Tsifrovye predprinimatelskie ekosistemy: biznes platformy kak sredstvo povysheniya effektivnosti [Digital business ecosystems: business platforms as a means of increasing the efficiency]. Russian Journal of Innovation Economics. (1(10)). 45-56. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.1.100662.
Erokhina O.V. (2019). «Growth Points» in the Digital Economy: «Smart City» Projects Infocommunication Technologies. (2(17)). 240-246. doi: 10.18469/ikt.2019.17.2.14.
Funtov V. N. (2021). Upravlenie proektami razvitiya firmy: teoriya i praktika [Company development project management: theory and practice] (in Russian).
Goldman R.L., Tallis H., Kareiva P., Daily G.S. (2008). Field evidence that ecosystem service projects support biodiversity and diversify options PNAS. The National Academy of Sciences of the USA. (27(105)). 9445-9448. doi: 10.1073/pnas.0800208105.
Grey K.F., Larson E.U. (2003). Upravlenie proektami [Project management] (in Russian).
Guertler M.R., Sick N. (2021). Exploring the enabling effects of project management for SMEs in adopting open innovation – A framework for partner search and selection in open innovation projects International Journal of Project Management. (2(39)). 102-114. doi: 10.1016/j.ijproman.2020.06.007.
Guseva M.N., Kogotkova I.Z., Soroko G.Ya., Nikitina E.S. (2021). Analiz tendentsiy formirovaniya sprosa na trudovye resursy dlya IT-proektov [Analysis of trends in the formation of demand for labor resources for it projects]. Zhurnal prikladnyh issledovaniy. (1). 12-18. (in Russian). doi: 10.475776/2712-7516_2021_1_1_12.
Ivanov I.N., Orlova L.V., Ivanov S.I. (2021). Tsifrovizatsiya i proektnoe upravlenie kak faktory ustoychivogo razvitiya organizatsii [Digitalization and project management as factors of sustainable development of the organization]. Vestnik Universiteta. (5). 12-18. (in Russian). doi: 10.26425/1816-4277-2021-5-12-18.
Kopalle P.K., Kumar V., Subramaniam M. (2020). How legacy firms can embrace the digital ecosystem via digital customer orientation Journal of the Academy of Marketing Science. (48). 114-131. doi: 10.1007/s11747-019-00694-2.
Krasilnikov D.G., Yakimova M.N. (2015). Faktory deformatsii proektnogo upravleniya v organakh gosudarstvennoy vlasti (iz opyta realizatsii gosudarstvennoy politiki v sovremennoy Rossii) [Factors of deformation of project management in public authorities (from the experience of implementing public policy in modern Russia)]. Ars Administrandi. Iskusstvo upravleniya. (2). 36-48. (in Russian).
Krasyuk I.A., Kolgan M.V., Medvedeva Y. Digital ecosystem structure formation depending on the archetype of distribution network participantsEmerald.com. Retrieved January 03, 2022, from https://www.emerald.com/ insight/2444-8494.htm
Leonidou E., Christofi M., Vrontis D. (2020). An integrative framework of stakeholder engagement for innovation management and entrepreneurship development Journal of Business Research. (119). 245-258. doi: 10.1016/j.jbusres.2018.11.054.
Locatelli G., Greco M., Invernizzi D.C., Grimaldi M., Malizia S. (2021). What about the people? Micro-foundations of open innovation in megaprojects International Journal of Project Management. (2(39)). 115-127. doi: 10.1016/j.ijproman.2020.06.009.
Luna-Reyes L.F., Andersen D.F., Black L.J., Pardo T.A. (2021). Sensemaking and social processes in digital government projects Government Information Quarterly. (2(38)). 101570. doi: 10.1016/j.giq.2021.101570.
Mazhitova S.K., Dzhazykbaeva B.K., Denisov I.V., Polozhishnikova M.A., Petrenko E.S. (2020). Menedzhment predprinimatelskoy deyatelnosti: «ekosistema» kak novoe predstavlenie ekonomicheskikh otnosheniy [Business management: ecosystem as a new representation of economic relations]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (3(10)). 601-614. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.3.100597.
Mazur I.I., Shapiro V.D., Olderogge N.G., Polkovnikov A.V. (2010). Upravlenie proektami [Project management] (in Russian).
Mosolov A.V., Galchenko S.A. (2020). Metody proektnogo upravleniya [Project management methods] Actual problems of management in the digital economy. 198-201. (in Russian).
Nazyrov A.D., Mak N.I. (2021). Upravlenie sotsialno-ekonomicheskim razvitiem regiona na osnove proektnogo podkhoda [Management of social-economic growth of region using project management]. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomik. (2(36)). 63-69. (in Russian). doi: 10.17122/2541-8904-2021-2-36-63-69.
Patzmann L.-M. Enabling Factors of Digital Intrapreneurship: A Socio-Technical PerspectiveAisel.aisnet.org. Retrieved December 31, 2021, from https://aisel.aisnet.org/amcis2021/sig_dite/sig_dite/2/
Petrina O.A., Stadolin M.E. (2020). Pravovye i organizatsionnye osnovy proektnogo upravleniya v sektore gosudarstvennogo upravleniya [Legal and organizational bases of project management in the sector of governance]. Munitsipalnaya akademiya. (1). 20-25. (in Russian).
Rupeika-Apoga R. (2021). Accounting, Audit, Analysis: Transformation of Science and Business in New Economic Reality International Scientific conference. 133. doi: 10.15388/Transformation-of-science-and-business.2021.
Stanitsas M., Kirytopoulos K., Leopoulos V. (2021). Integrating sustainability indicators into project management: The case of construction industry Journal of Cleaner Production. (279). 123774. doi: 10.1016/j.jclepro.2020.123774.
Volfson B. L. (2021). Gibkoe upravlenie proektami i produktami [Flexible project and product management] (in Russian).
Zub A.T. (2015). Upravlenie proektami [Project management] (in Russian).
Zubizarreta M., Ganzarain J., Cuadrado J., Lizarralde R. (2021). Evaluating Disruptive Innovation Project Management Capabilities Sustainability and Project Management. (13(1)). doi: 10.3390/su13010001.
Zwikael O. (2011). The Relative Importance of the PMBOK Guide's Nine Knowledge Areas during Project Planning Project Management Journal. (4(40)). 94-103. doi: 10.1002/pmj.20116.
Страница обновлена: 15.04.2025 в 00:54:13